§ 19. Личные окончания глаголов —
88. Рассмотрите таблицу личных окончаний глаголов, затем поспрягайте глаголы вести, петь, говорить, молчать по этим образцам.
Вести — веду, ведёшь, ведёт, ведём, ведёте, ведут. (1 спр.)
Петь — пою, поёшь, поёт, поём, поёте, поют. (1 спр.)
Говорить — говорю, говоришь, говорит, говорим, говорите, говорят (2 спр.)
Молчать — молчу, молчишь, молчит, молчим, молчите, молчат (2 спр.)
89. Спишите, вставляя е или и. выделите окончания галголов. Объясните окончания глаголов.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. — Если возьмёшся сразу за несколько дел, не добъёшься результатов ни в одном.
90. Прочитайте отрывок из русской народной песни. Перепишите, вставляя, где нужно, на месте скобок ь.
Течёш ь , речка, не колыхнёш ь ся,
На крутой берег не взольёш ь ся,
На крутой берег не взольёш ь ся,
Жёлтым песком не возмутиш ь ся!
91. Составьте предложения с глаголами, помещёнными в рамке.
Ты меня не слышишь совсем. Видишь, уже всен пришли. Он смотрит на лошадь изумлённым взглядом, но подойти к ней боится. Кто-то держит мой рюкзак сзади.
92. Слитно или раздельно? Подчеркните е, и в окончаниях глаголов. Поставьте вопросы к глаголам на -тся, -ться. Укажите пословицы на тему «Труд».
1. Слово не воробей: вылетит — не п оймаешь ( не с глаг.). 2. Волков боя тьс я (что дела ть ?) — в лес не х од и ть (не с глаг.). 3. Лежа хлеба не д обуд и шь(где с глаг.). 4. В решете воду не у держ и шь (не с глаг.). 5. Сонливого не д обуд и шься (не с глаг.), ленивого не д ошл ё шься (не с галг.). 6. Кто вчера солгал, тому завтра не п оверят (не с глаг.). 7. Скажешь — не в орот и шь (не с глаг.), напишешь — не с отр ё шь (не с глаг.), отруб и шь — не п ристав и шь (не с глаг.). 8. За всё бра тьс я (что дела ть ?) — ничего не с делать (не с глаг.).9. Семь дел в одни руки не б ерут (не с глаг.)
Пословицы на тему труд: 3, 8, 9.
Источник
ГДЗ. Русския язык. Ладыженская, 5кл. §19
§19 Личные окончания глаголов
Упр. 88. Рассмотрите таблицу личных окончаний глаголов, затем проспрягайте глаголы вести, петь, говорить, молчать по этим образцам.
I спряжение | II спряжение |
-у (-Ю) | У (-Ю) |
-ешь | -ишь |
-ет | -ит |
-ем | -им |
-ете | -ите |
-ут ( ют) | am ( ят) |
I спр. Веду, ведешь, ведем, ведете, ведут.
Пою, поешь, поет, поем, поете, поют.
II спр. Говорю, говоришь, говорит, говорим, говорите, говорят.
Молчу, молчишь, молчим, молчите, молчат.
Упр. 89. Спишите, вставляя е или и. Выделите окончания глаголов. Объясните смысл второй пословицы.
1. Весною час упустишь — годом не наверстаешь. 2. За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. 3. Не тот стрелок, кто стреляет, а тот, кто попадает. 4. Смелый побеждает, трус погибает. 5. Солдатское братство рождается в бою. 6. Труд всё побеждает. 7. На обмане далеко не уедешь. 8. Чего в других не любишь, того и сам не делай. 9. Золотые руки на серебро не купишь.
Упр. 90. Прочитайте отрывок из русской народной песни. Перепишите его, вставляя, где нужно, на месте скобок ь.
- Течёш(?), речка, не колыхнёш(?)ся,
- На крутой берег не взольёш(?)ся.
- На крутой берег не взольёш(?)ся,
- Жёлтым песком не возмутиш(?)ся!
- Течёшь, речка, не колыхнёшься,
- На крутой берег не взольёшься.
- На крутой берег не взольёшься,
- Жёлтым песком не возмутишься!
Не с глаголами пишется раздельно.
Упр. 91. Составьте предложения с глаголами, помещёнными в рамке.
- Сторожевой пес слышит лучше.
- Капитан видит плывущий катер.
- Командир смотрит в бинокль.
- Полицейский держит хулигана.
Упр. 92. Слитно или раздельно? Подчеркните е, и в окончаниях глаголов. Поставьте вопросы к глаголам на -тся, -ться. Укажите пословицы на тему «Труд».
- 1. Слово не воробей: вылетит — не поймаешь.
- 2. Волков (что делать?) бояться — в лес не ходить.
- 3. Лёжа хлеба не добудешь.
- 4. В решете воду не удержишь.
- 5. Сонливого (что делать?) не до-будишься, ленивого не дошлёшься.
- 6. Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.
- 7. Скажешь — не воротишь, напишешь — не сотрёшь, отрубишь — не приставишь.
- 8. За всё (что делать?) браться — ничего не сделать.
- 9. Семь дел в одни руки не берут.
Источник
Ладыженская Т. А. 5 класс. Учебник №1, упр. 89, с. 44
Июл 19
Ладыженская Т. А. 5 класс. Учебник №1, упр. 89, с. 44
89. Спишите, вставляя е или и. Выделите окончания глаголов. Объясните смысл второй пословицы.
1. Весною час упуст[ишь] 2 — годом не наверста[ е шь]. 2. За двумя зайцами погон[ишь]ся — ни одного не пойма[ е шь]. 3. Не тот стрелок 2 , кто стреля[ е т], а тот, кто попада[ е т]. 4. Смелый побежда[ е т], трус погиба[ е т]. 5. Солдатское братство рожда[ е т]ся в бою. 6. Труд всё побежда[ е т]. 7. На обмане далеко не уед[ е шь]. 8. Чего в других не люб[ и шь], того и сам не дел[ай]. 9. Золотые руки на серебро не куп[ и шь].
упуст[ишь] 2 (у- – приставка, пуст- – корень, -ишь – окончание);
стрелок 2 (стрел- – корень, -ок- – суффикс, нулевое окончание, стрелок- основа слова)
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Если возьмёшься сразу за несколько дел, не добьёшься результата ни в одном. Говорится, когда кто-то берётся сразу за несколько дел и поэтому ни одного не может сделать хорошо или довести до конца.
Источник
конспект урока по русскому языку в 5 классе. Тема:»Повторение. Личные окончания глаголов»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
урок посвящен повторению глагола в начале года в 5 классе: «Личные окончания глаголов» учителю необходимо выявить глубину знаний темы, выработать навык определения спряжений глагола, быстрого нахождения их в тексте. урок построен в традиционной форме, что дает возморжность определить способности каждого ученика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_5_klasse.docx | 21.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 5 классе
Лопина Алла Петровна- учитель русского языка и литературы
Статья отнесена к разделу : преподавание русского языка и литературы
Тема: «Повторение. Личные окончания глаголов»
-выявить знания учащихся о глаголе, умение выделять основу и окончание в слове;
-выработать навык определения окончаний по начальной форме глагола;
-выработать навык быстрого определения спряжений глаголов, особенно исключений, учить работе с тестами;
-развивать связную речь учащихся, умение давать полный ответ;
-прививать любовь к языку, желание добывать знания самостоятельно.
I. Организация класса.
II. Проверка домашнего задания –упражнение 79.
-когда пишется Ь в глаголах на –тся и –ться?
-Работа с карточкой: (перепишите предложения, подчеркните глаголы в форме 3лица и неопределенной форме)
Чуть брезжи…ся. Ни один листок не колыше…ся. Надо скорей собира…ся на рыбную ловлю. Необходимо хорошо подготови…ся к походу. Неплохо бы захвати… с собой плащ-палатку: она может пригоди…ся в пути. Пригоди…ся в лесу и топорик. До туристской базы можно добра…ся и поездом, и теплоходом. Лучше все-таки отправи…ся на теплоходе: перед ужином удас…ся еще выкупа…ся.(карточка сдается учителю)
III. Работа по теме урока:
— сообщение темы и целей.
1.Беседа по повторению:
-как узнать, к какому спряжению относится глагол?
( надо поставить глагол в начальную форму и по окончанию определить спряжение)
-какие окончания у глаголов II спряжения?
(-ить, кроме Брить, Стелить)
-какие окончания у глаголов I спряжения?
(все остальные, кроме 11 глаголов. Давайте вспомним их:
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И обидеть, и вертеть, и зависеть, и терпеть-
Вы запомните, друзья, их на –Е спрягать нельзя!
2. чтение упражнения 82, стр.36 учебника Т.А.Ладыженской и др., работа с таблицей:
-проспрягайте глаголы вести, петь, говорить, молчать по образцам таблицы.
— назовите личные окончания глаголов первого спряжения;
(-ешь, -ет, -ем, -ете , -ут (-ют);
— назовите личные окончания глаголов второго спряжения.
(-ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).
3. Тренировочные упражнения:
А ) Упражнение 83 .Списать, вставить –е- или –и-, выделить окончания. Объяснить смысл первой и второй пословиц:
Весною час упустишь – годом не наверста…шь. За двумя зайцами погон…шься — ни одного не пойма…шь. Не тот стрелок, кто стреляя…т, а тот, кто попада…т. кто робе…т, того бьют. Солдатское братство рожда…тся в бою. Труд все побежда…т. на обмане далеко не уед…шь. Чего в других не люб…шь, того и сам не делай. Золотые руки на серебро не куп…шь.
Раскройте смысл пословиц. (Дети называют пословицу и дают свое толкование)
В первой пословице говорится о труде на полях и огородах: не посеешь вовремя, не получишь урожая. Во второй пословице говорится о том, что нужно сделать одно дело, а потом браться за второе, иначе не сделаешь ни одного.
Б) Работа с карточкой . Учитель раздает карточки, и дети выполняют задание самостоятельно. Затем поворачиваются к соседу по парте и проверяют друг у друга. После этого по цепочке читают вслух, проговаривая каждую букву.
Если встан…шь на заре – крыши в сером серебре. Если выйд…шь поутру — галки стынут на ветру. Разгуля…тся денек, в полдень сяд…шь на пенек. Смотр…шь – на припеке прыгают сороки. А в обед совсем теплынь – пахн…т горькая полынь. С поля тян…т мятой и травой примятой. Притрон…шься, поглядишь – как нежны доверчивые первенцы весны! Как раздвин…шь кусты да как глян…шь, даже оторопь сразу возьмет: все красиво!
В) Работа с тестом .
Тест на доске (на экране):
А1. Какое утверждение ошибочно?
- Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос «что делать?».
- 2) Глаголы могут стоять в настоящем, прошедшем и будущем времени.
- В предложении глагол чаще всего играет роль сказуемого.
- Глаголы в прошедшем времени изменяются по родам и числам.
А2.Какой глагол относится ко второму спряжению?
А3. В каком ряду в обоих словах пишется Ь?
- Замеча…м, клее…м
- Кол…м, украс…м
- Они догон…т, они сел…тся
- Она танцу…т, он слыш…т
А4. В каком ряду в обоих словах пишется Ь?
- Они держат…ся, стираеш…
- Обращат…ся, умоеш…ся
- Имеет…ся, находиш…ся
- Печеш…, смеркает…ся
IV. Закрепление материала.
На доске (или спроецирован) отрывок из стихотворения Н.Некрасова «Перед дождем». Найти глаголы с безударными личными окончаниями, записать их в форме 2-го лица единственного и множественного числа.
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей, сухой и острой,
V. Подведение итога урока.
— какие личные окончания у глаголов первого спряжения?
-какие личные окончания у глаголов второго спряжения?
Источник
Спишите вставляя е или и выделите окончания глаголов обьясните смысл второй пословицы 1 весною час упустишь — годом не наверста?
Русский язык | 5 — 9 классы
Спишите вставляя е или и выделите окончания глаголов обьясните смысл второй пословицы 1 весною час упустишь — годом не наверста.
Ишь 2 за двумя зайцами погонишься — ни одного не пойма, , , шь 3 не тот стрелок кто стреля, , , т 5 солдатское братство рожда, , тся в бою 6 труд всё побежда, , т 7 на обманед.
1. не наверстаешь
упустишь — окончание ИШЬ
наверстаешь — окончание ЕШЬ
погонишься — окончание ИШЬ
поймаешь — окончание ЕШЬ
рождается — окончнание ЕТ
побеждает — окончание ЕТ
обманет — окончание ЕТ
Смысл пословицы : если делать несколько дел одновременно, то ни одно из них ты качественно не выполнишь.
Нужно браться за одно, но доводить его до конца.
Какую букву надо ставить е или и наверста?
Какую букву надо ставить е или и наверста.
Запиши в один столбик однокоренные слова, в другой — формы одного и того же слова?
Запиши в один столбик однокоренные слова, в другой — формы одного и того же слова.
Выдели основу и окончание в каждом слове.
Стрела, стрелы, без стрелы, стрелок, стрелять, к стреле, перестрелка, со стрелой, о стреле.
Запиши в один столбик однокоренные слова, в другой — формы одного и того же слова?
Запиши в один столбик однокоренные слова, в другой — формы одного и того же слова.
Выдели основу и окончание а каждом слове.
Стрела, стрелы, без стрелы, стрелок, стрелять, к стреле, перестрелка, со стрелой, о стреле.
3)10 пословиц и поговорок : 1)Без труда не вытащишь и рыбку из пруда 2)Что посеешь то пожнёшь 3)7 раз отмерь 1 раз отрежь 4)За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь 5)Век живи , век учись 6)К?
3)10 пословиц и поговорок : 1)Без труда не вытащишь и рыбку из пруда 2)Что посеешь то пожнёшь 3)7 раз отмерь 1 раз отрежь 4)За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь 5)Век живи , век учись 6)Коли не коваль , так и рук не погань!
7)Где сядешь , там и слезешь 8)Из спасибо , шубы не сошьёшь!
9)Меньше знаешь , крепче спишь 10)Близок локоть, да не укусиш По какой пословице можно составить рассказ?
Выбирите такую пословицу или поговорку и составить рассказ Обьяснить смысл каждой пословицы и поговорки В каких случаях их можно употребить в речи?
Выделить личные окончания глаголов.
Объясните смысл пословицы «За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь?
Объясните смысл пословицы «За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
Весной час упустишь — годом не наверста?
Весной час упустишь — годом не наверста.
За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь?
За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
Объясните значение пословицы.
По какой пословице можно составить рассказ?
По какой пословице можно составить рассказ?
Выбирите такую пословицу или поговорку и составить рассказ Обьяснить смысл каждой пословицы и поговорки В каких случаях их можно употребить в речи?
Выделить личные окончания глаголов 10 пословиц и поговорок : 1)Без труда не вытащишь и рыбку из пруда 2)Что посеешь то пожнёшь 3)7 раз отмерь 1 раз отрежь 4)За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь 5)Век живи , век учись 6)Коли не коваль , так и рук не погань!
7)Где сядешь , там и слезешь 8)Из спасибо , шубы не сошьёшь!
9)Меньше знаешь , крепче спишь 10)Близок локоть, да не укусиш.
Окончания в слове упустишь, погонишься, побеждает,?
Окончания в слове упустишь, погонишься, побеждает,.
Спешите вставляя е или и выделите окончания?
Спешите вставляя е или и выделите окончания.
Обьясните смысл второй пословицы Весною час упуст.
Шь — годом не наверста.
За двумя зайцами погон.
Шься — ни одного не пойма.
Не тот стрелок, кто стреля.
Т, а тот, кто попада.
Солдатское братство рожда.
6. Труд всё побежда.
На обмане далеко не уед.
Чего в других не люб.
Шь, того и сам не делай.
9. Золотые руки на серебро не куп.
Шь. ПРОШУ ПОМОГИТЕ< ; br / > ;
На странице вопроса Спишите вставляя е или и выделите окончания глаголов обьясните смысл второй пословицы 1 весною час упустишь — годом не наверста? из категории Русский язык вы найдете ответ для уровня учащихся 5 — 9 классов. Если полученный ответ не устраивает и нужно расшить круг поиска, используйте удобную поисковую систему сайта. Можно также ознакомиться с похожими вопросами и ответами других пользователей в этой же категории или создать новый вопрос. Возможно, вам будет полезной информация, оставленная пользователями в комментариях, где можно обсудить тему с помощью обратной связи.
Я придумала! Я нашла! — сказала лягушка. — Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик, а я прицеплюсь за него посередине. Вы будете лететь, а я ехать. Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала. (у Вас написано «крякала» ) Текст взят и..
Распахнулась дверь, умные глаза, мохнатая лапа, громко мяукать.
Распахнулась дверь, умные глаза, мохнатая лапа, громко мяукать.
1. Помогает — глагол. 2. Н. Ф — помогать ; Постоянные признаки : а)несовершенный вид ; б) непереходный ; в) 1 спряжение. Непостоянные признаки : а) единственное число, б) настоящее время ; в) 3 — е лицо.
Вставьте слово ПОЛТОРА в нужной форме Около полутора килограммов, полторакилограмма, . Полторалитра, полтораведра, до полуторавёдер, полторыдыни, в полуторакилометрах, около. Полуторавеков, полторадня, до полутора. Недель.
Судии, \ надеявшиеся на его благодарность \ , (выделен запятыми причастный оборот) не удостоились получить от него ни единого приветливого слова. Дубровский между тем лежал в постели ; уездный лекарь, \ по счастию не совершенный невежда \ (выделено ..
Узок, узко, узка. , резок, резко, резка. , мягок, мягко, мягка. , низок, низко, низка, сладок, сладко, сладка, робок, робко, робка.
1, 2, 5 1, 5 1, 3 Знание — орудие, а не сила№6 Мудрость есть дочь опыта. №3 Тайна успеха — не торопиться. №1 Шестью восемь — сорок восемь№2 Слово не воробей№4 Правда, говорят, воздух, без которого дышать нельзя. №5.
Запевать песню — петь, запивать чаем — пить, примирять друзей — мир, примерять платье — примерка, посидеть на скамейке — сидя, поседеть от горя — седенький.
Лёд ставишь ударение на ё л — [л’] согл. , зв. Мягк. Непар. Ё — [о] глас. Удар. Д — [т] согл. , глух. , тв. , пар. 3 буквы, 3звука.
Источник