Меню

Спишите вставляя е или и выделите окончания глаголов 5 класс



§ 19. Личные окончания глаголов —

88. Рассмотрите таблицу личных окончаний глаголов, затем поспрягайте глаголы вести, петь, говорить, молчать по этим образцам.

Вести — веду, ведёшь, ведёт, ведём, ведёте, ведут. (1 спр.)
Петь — пою, поёшь, поёт, поём, поёте, поют. (1 спр.)
Говорить — говорю, говоришь, говорит, говорим, говорите, говорят (2 спр.)
Молчать — молчу, молчишь, молчит, молчим, молчите, молчат (2 спр.)

89. Спишите, вставляя е или и. выделите окончания галголов. Объясните окончания глаголов.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. — Если возьмёшся сразу за несколько дел, не добъёшься результатов ни в одном.

90. Прочитайте отрывок из русской народной песни. Перепишите, вставляя, где нужно, на месте скобок ь.

Течёш ь , речка, не колыхнёш ь ся,
На крутой берег не взольёш ь ся,
На крутой берег не взольёш ь ся,
Жёлтым песком не возмутиш ь ся!

91. Составьте предложения с глаголами, помещёнными в рамке.

Ты меня не слышишь совсем. Видишь, уже всен пришли. Он смотрит на лошадь изумлённым взглядом, но подойти к ней боится. Кто-то держит мой рюкзак сзади.


92. Слитно или раздельно? Подчеркните е, и в окончаниях глаголов. Поставьте вопросы к глаголам на -тся, -ться. Укажите пословицы на тему «Труд».

1. Слово не воробей: вылетит — не п оймаешь ( не с глаг.). 2. Волков боя тьс я (что дела ть ?) — в лес не х од и ть (не с глаг.). 3. Лежа хлеба не д обуд и шь(где с глаг.). 4. В решете воду не у держ и шь (не с глаг.). 5. Сонливого не д обуд и шься (не с глаг.), ленивого не д ошл ё шься (не с галг.). 6. Кто вчера солгал, тому завтра не п оверят (не с глаг.). 7. Скажешь — не в орот и шь (не с глаг.), напишешь — не с отр ё шь (не с глаг.), отруб и шь — не п ристав и шь (не с глаг.). 8. За всё бра тьс я (что дела ть ?) — ничего не с делать (не с глаг.).9. Семь дел в одни руки не б ерут (не с глаг.)
Пословицы на тему труд: 3, 8, 9.

Источник

ГДЗ. Русския язык. Ладыженская, 5кл. §19

§19 Личные окончания глаголов

Упр. 88. Рассмотрите таблицу личных окончаний глаголов, затем проспрягайте глаголы вести, петь, говорить, молчать по этим образцам.

I спряжение II спряжение
-у (-Ю) У (-Ю)
-ешь -ишь
-ет -ит
-ем -им
-ете -ите
-ут ( ют) am ( ят)

I спр. Веду, ведешь, ведем, ведете, ведут.

Пою, поешь, поет, поем, поете, поют.

II спр. Говорю, говоришь, говорит, говорим, говорите, говорят.

Молчу, молчишь, молчим, молчите, молчат.

Упр. 89. Спишите, вставляя е или и. Выделите окончания глаголов. Объясните смысл второй пословицы.

1. Весною час упустишь — годом не наверстаешь. 2. За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. 3. Не тот стрелок, кто стреляет, а тот, кто попадает. 4. Смелый побеждает, трус погибает. 5. Солдатское братство рождается в бою. 6. Труд всё побеждает. 7. На обмане далеко не уедешь. 8. Чего в других не любишь, того и сам не делай. 9. Золотые руки на серебро не купишь.

Упр. 90. Прочитайте отрывок из русской народной песни. Перепишите его, вставляя, где нужно, на месте скобок ь.

  • Течёш(?), речка, не колыхнёш(?)ся,
  • На крутой берег не взольёш(?)ся.
  • На крутой берег не взольёш(?)ся,
  • Жёлтым песком не возмутиш(?)ся!
  • Течёшь, речка, не колыхнёшься,
  • На крутой берег не взольёшься.
  • На крутой берег не взольёшься,
  • Жёлтым песком не возмутишься!
Не с глаголами пишется раздельно.

Упр. 91. Составьте предложения с глаголами, помещёнными в рамке.

  • Сторожевой пес слышит лучше.
  • Капитан видит плывущий катер.
  • Командир смотрит в бинокль.
  • Полицейский держит хулигана.

Упр. 92. Слитно или раздельно? Подчеркните е, и в окончаниях глаголов. Поставьте вопросы к глаголам на -тся, -ться. Укажите пословицы на тему «Труд».

  • 1. Слово не воробей: вылетит — не поймаешь.
  • 2. Волков (что делать?) бояться — в лес не ходить.
  • 3. Лёжа хлеба не добудешь.
  • 4. В решете воду не удержишь.
  • 5. Сонливого (что делать?) не до-будишься, ленивого не дошлёшься.
  • 6. Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.
  • 7. Скажешь — не воротишь, напишешь — не сотрёшь, отрубишь — не приставишь.
  • 8. За всё (что делать?) браться — ничего не сделать.
  • 9. Семь дел в одни руки не берут.

Источник

Ладыженская Т. А. 5 класс. Учебник №1, упр. 89, с. 44

Июл 19

Ладыженская Т. А. 5 класс. Учебник №1, упр. 89, с. 44

89. Спишите, вставляя е или и. Выделите окончания глаголов. Объясните смысл второй пословицы.

1. Весною час упуст[ишь] 2 — годом не наверста[ е шь]. 2. За двумя зайцами погон[ишь]ся — ни одного не пойма[ е шь]. 3. Не тот стрелок 2 , кто стреля[ е т], а тот, кто попада[ е т]. 4. Смелый побежда[ е т], трус погиба[ е т]. 5. Солдатское братство рожда[ е т]ся в бою. 6. Труд всё побежда[ е т]. 7. На обмане далеко не уед[ е шь]. 8. Чего в других не люб[ и шь], того и сам не дел[ай]. 9. Золотые руки на серебро не куп[ и шь].

упуст[ишь] 2 (у- – приставка, пуст- – корень, -ишь – окончание);

стрелок 2 (стрел- – корень, -ок- – суффикс, нулевое окончание, стрелок- основа слова)

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Если возьмёшься сразу за несколько дел, не добьёшься результата ни в одном. Говорится, когда кто-то берётся сразу за несколько дел и поэтому ни одного не может сделать хорошо или довести до конца.

Источник

конспект урока по русскому языку в 5 классе. Тема:»Повторение. Личные окончания глаголов»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

урок посвящен повторению глагола в начале года в 5 классе: «Личные окончания глаголов» учителю необходимо выявить глубину знаний темы, выработать навык определения спряжений глагола, быстрого нахождения их в тексте. урок построен в традиционной форме, что дает возморжность определить способности каждого ученика

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_5_klasse.docx 21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 5 классе

Лопина Алла Петровна- учитель русского языка и литературы

Статья отнесена к разделу : преподавание русского языка и литературы

Тема: «Повторение. Личные окончания глаголов»

-выявить знания учащихся о глаголе, умение выделять основу и окончание в слове;

-выработать навык определения окончаний по начальной форме глагола;

-выработать навык быстрого определения спряжений глаголов, особенно исключений, учить работе с тестами;

-развивать связную речь учащихся, умение давать полный ответ;

-прививать любовь к языку, желание добывать знания самостоятельно.

I. Организация класса.

II. Проверка домашнего задания –упражнение 79.

-когда пишется Ь в глаголах на –тся и –ться?

-Работа с карточкой: (перепишите предложения, подчеркните глаголы в форме 3лица и неопределенной форме)

Чуть брезжи…ся. Ни один листок не колыше…ся. Надо скорей собира…ся на рыбную ловлю. Необходимо хорошо подготови…ся к походу. Неплохо бы захвати… с собой плащ-палатку: она может пригоди…ся в пути. Пригоди…ся в лесу и топорик. До туристской базы можно добра…ся и поездом, и теплоходом. Лучше все-таки отправи…ся на теплоходе: перед ужином удас…ся еще выкупа…ся.(карточка сдается учителю)

III. Работа по теме урока:

— сообщение темы и целей.

1.Беседа по повторению:

-как узнать, к какому спряжению относится глагол?

( надо поставить глагол в начальную форму и по окончанию определить спряжение)

-какие окончания у глаголов II спряжения?

(-ить, кроме Брить, Стелить)

-какие окончания у глаголов I спряжения?

(все остальные, кроме 11 глаголов. Давайте вспомним их:

Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И обидеть, и вертеть, и зависеть, и терпеть-

Вы запомните, друзья, их на –Е спрягать нельзя!

2. чтение упражнения 82, стр.36 учебника Т.А.Ладыженской и др., работа с таблицей:

-проспрягайте глаголы вести, петь, говорить, молчать по образцам таблицы.

— назовите личные окончания глаголов первого спряжения;

(-ешь, -ет, -ем, -ете , -ут (-ют);

— назовите личные окончания глаголов второго спряжения.

(-ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).

3. Тренировочные упражнения:

А ) Упражнение 83 .Списать, вставить –е- или –и-, выделить окончания. Объяснить смысл первой и второй пословиц:

Весною час упустишь – годом не наверста…шь. За двумя зайцами погон…шься — ни одного не пойма…шь. Не тот стрелок, кто стреляя…т, а тот, кто попада…т. кто робе…т, того бьют. Солдатское братство рожда…тся в бою. Труд все побежда…т. на обмане далеко не уед…шь. Чего в других не люб…шь, того и сам не делай. Золотые руки на серебро не куп…шь.

Раскройте смысл пословиц. (Дети называют пословицу и дают свое толкование)

В первой пословице говорится о труде на полях и огородах: не посеешь вовремя, не получишь урожая. Во второй пословице говорится о том, что нужно сделать одно дело, а потом браться за второе, иначе не сделаешь ни одного.

Б) Работа с карточкой . Учитель раздает карточки, и дети выполняют задание самостоятельно. Затем поворачиваются к соседу по парте и проверяют друг у друга. После этого по цепочке читают вслух, проговаривая каждую букву.

Если встан…шь на заре – крыши в сером серебре. Если выйд…шь поутру — галки стынут на ветру. Разгуля…тся денек, в полдень сяд…шь на пенек. Смотр…шь – на припеке прыгают сороки. А в обед совсем теплынь – пахн…т горькая полынь. С поля тян…т мятой и травой примятой. Притрон…шься, поглядишь – как нежны доверчивые первенцы весны! Как раздвин…шь кусты да как глян…шь, даже оторопь сразу возьмет: все красиво!

В) Работа с тестом .

Тест на доске (на экране):

А1. Какое утверждение ошибочно?

  1. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос «что делать?».
  2. 2) Глаголы могут стоять в настоящем, прошедшем и будущем времени.
  3. В предложении глагол чаще всего играет роль сказуемого.
  4. Глаголы в прошедшем времени изменяются по родам и числам.

А2.Какой глагол относится ко второму спряжению?

А3. В каком ряду в обоих словах пишется Ь?

  1. Замеча…м, клее…м
  2. Кол…м, украс…м
  3. Они догон…т, они сел…тся
  4. Она танцу…т, он слыш…т

А4. В каком ряду в обоих словах пишется Ь?

  1. Они держат…ся, стираеш…
  2. Обращат…ся, умоеш…ся
  3. Имеет…ся, находиш…ся
  4. Печеш…, смеркает…ся

IV. Закрепление материала.

На доске (или спроецирован) отрывок из стихотворения Н.Некрасова «Перед дождем». Найти глаголы с безударными личными окончаниями, записать их в форме 2-го лица единственного и множественного числа.

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес,

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес.

На ручей, рябой и пестрый,

За листком летит листок,

И струей, сухой и острой,

V. Подведение итога урока.

— какие личные окончания у глаголов первого спряжения?

-какие личные окончания у глаголов второго спряжения?

Источник

Спишите вставляя е или и выделите окончания глаголов обьясните смысл второй пословицы 1 весною час упустишь — годом не наверста?

Русский язык | 5 — 9 классы

Спишите вставляя е или и выделите окончания глаголов обьясните смысл второй пословицы 1 весною час упустишь — годом не наверста.

Ишь 2 за двумя зайцами погонишься — ни одного не пойма, , , шь 3 не тот стрелок кто стреля, , , т 5 солдатское братство рожда, , тся в бою 6 труд всё побежда, , т 7 на обманед.

1. не наверстаешь

упустишь — окончание ИШЬ

наверстаешь — окончание ЕШЬ

погонишься — окончание ИШЬ

поймаешь — окончание ЕШЬ

рождается — окончнание ЕТ

побеждает — окончание ЕТ

обманет — окончание ЕТ

Смысл пословицы : если делать несколько дел одновременно, то ни одно из них ты качественно не выполнишь.

Нужно браться за одно, но доводить его до конца.

Какую букву надо ставить е или и наверста?

Какую букву надо ставить е или и наверста.

Запиши в один столбик однокоренные слова, в другой — формы одного и того же слова?

Запиши в один столбик однокоренные слова, в другой — формы одного и того же слова.

Выдели основу и окончание в каждом слове.

Стрела, стрелы, без стрелы, стрелок, стрелять, к стреле, перестрелка, со стрелой, о стреле.

Запиши в один столбик однокоренные слова, в другой — формы одного и того же слова?

Запиши в один столбик однокоренные слова, в другой — формы одного и того же слова.

Выдели основу и окончание а каждом слове.

Стрела, стрелы, без стрелы, стрелок, стрелять, к стреле, перестрелка, со стрелой, о стреле.

3)10 пословиц и поговорок : 1)Без труда не вытащишь и рыбку из пруда 2)Что посеешь то пожнёшь 3)7 раз отмерь 1 раз отрежь 4)За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь 5)Век живи , век учись 6)К?

3)10 пословиц и поговорок : 1)Без труда не вытащишь и рыбку из пруда 2)Что посеешь то пожнёшь 3)7 раз отмерь 1 раз отрежь 4)За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь 5)Век живи , век учись 6)Коли не коваль , так и рук не погань!

7)Где сядешь , там и слезешь 8)Из спасибо , шубы не сошьёшь!

9)Меньше знаешь , крепче спишь 10)Близок локоть, да не укусиш По какой пословице можно составить рассказ?

Выбирите такую пословицу или поговорку и составить рассказ Обьяснить смысл каждой пословицы и поговорки В каких случаях их можно употребить в речи?

Выделить личные окончания глаголов.

Объясните смысл пословицы «За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь?

Объясните смысл пословицы «За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

Весной час упустишь — годом не наверста?

Весной час упустишь — годом не наверста.

За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь?

За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

Объясните значение пословицы.

По какой пословице можно составить рассказ?

По какой пословице можно составить рассказ?

Выбирите такую пословицу или поговорку и составить рассказ Обьяснить смысл каждой пословицы и поговорки В каких случаях их можно употребить в речи?

Выделить личные окончания глаголов 10 пословиц и поговорок : 1)Без труда не вытащишь и рыбку из пруда 2)Что посеешь то пожнёшь 3)7 раз отмерь 1 раз отрежь 4)За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь 5)Век живи , век учись 6)Коли не коваль , так и рук не погань!

7)Где сядешь , там и слезешь 8)Из спасибо , шубы не сошьёшь!

9)Меньше знаешь , крепче спишь 10)Близок локоть, да не укусиш.

Окончания в слове упустишь, погонишься, побеждает,?

Окончания в слове упустишь, погонишься, побеждает,.

Спешите вставляя е или и выделите окончания?

Спешите вставляя е или и выделите окончания.

Обьясните смысл второй пословицы Весною час упуст.

Шь — годом не наверста.

За двумя зайцами погон.

Шься — ни одного не пойма.

Не тот стрелок, кто стреля.

Т, а тот, кто попада.

Солдатское братство рожда.

6. Труд всё побежда.

На обмане далеко не уед.

Чего в других не люб.

Шь, того и сам не делай.

9. Золотые руки на серебро не куп.

Шь. ПРОШУ ПОМОГИТЕ&lt ; br / &gt ;

На странице вопроса Спишите вставляя е или и выделите окончания глаголов обьясните смысл второй пословицы 1 весною час упустишь — годом не наверста? из категории Русский язык вы найдете ответ для уровня учащихся 5 — 9 классов. Если полученный ответ не устраивает и нужно расшить круг поиска, используйте удобную поисковую систему сайта. Можно также ознакомиться с похожими вопросами и ответами других пользователей в этой же категории или создать новый вопрос. Возможно, вам будет полезной информация, оставленная пользователями в комментариях, где можно обсудить тему с помощью обратной связи.

Я придумала! Я нашла! — сказала лягушка. — Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик, а я прицеплюсь за него посередине. Вы будете лететь, а я ехать. Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала. (у Вас написано «крякала» ) Текст взят и..

Распахнулась дверь, умные глаза, мохнатая лапа, громко мяукать.

Распахнулась дверь, умные глаза, мохнатая лапа, громко мяукать.

1. Помогает — глагол. 2. Н. Ф — помогать ; Постоянные признаки : а)несовершенный вид ; б) непереходный ; в) 1 спряжение. Непостоянные признаки : а) единственное число, б) настоящее время ; в) 3 — е лицо.

Вставьте слово ПОЛТОРА в нужной форме Около полутора килограммов, полторакилограмма, . Полторалитра, полтораведра, до полуторавёдер, полторыдыни, в полуторакилометрах, около. Полуторавеков, полторадня, до полутора. Недель.

Судии, \ надеявшиеся на его благодарность \ , (выделен запятыми причастный оборот) не удостоились получить от него ни единого приветливого слова. Дубровский между тем лежал в постели ; уездный лекарь, \ по счастию не совершенный невежда \ (выделено ..

Узок, узко, узка. , резок, резко, резка. , мягок, мягко, мягка. , низок, низко, низка, сладок, сладко, сладка, робок, робко, робка.

1, 2, 5 1, 5 1, 3 Знание — орудие, а не сила№6 Мудрость есть дочь опыта. №3 Тайна успеха — не торопиться. №1 Шестью восемь — сорок восемь№2 Слово не воробей№4 Правда, говорят, воздух, без которого дышать нельзя. №5.

Запевать песню — петь, запивать чаем — пить, примирять друзей — мир, примерять платье — примерка, посидеть на скамейке — сидя, поседеть от горя — седенький.

Лёд ставишь ударение на ё л — [л’] согл. , зв. Мягк. Непар. Ё — [о] глас. Удар. Д — [т] согл. , глух. , тв. , пар. 3 буквы, 3звука.

Источник

Читайте также:  Спряжение глагола держать в русском языке