Меню

Спишите заменяя запись в скобках сложными прилагательными



§ 22. Правописание сложных имён прилагательных (окончание)

1. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. При затруднении пользуйтесь орфографическим словарём. Обозначьте морфемы с пропуском букв.

1) Нет, видимо, на земле ни одного народа, который (не) отм..чал бы с торжеством конец (сельско) хозяйственного года. 2) В январе 1701 года в Москве была открыта первая в России (военно) морская «м..тематических и навигатских, то есть (море) ходных хитростию наук учения» школа для подготовки морских оф..церов. 3) Такие изве(ст, с)ные города, как (Санкт) Петербург, Новгород, Псков, расположены на (северо) западе нашей страны. 4) Новгород и Псков — (древне) русские города, вокруг которых более тысячи лет назад складывались объединения (восточно) славянских племён. 5) С (Санкт) Петербургом связана целая историческая эпоха в ст..новлении (культурно) хозяйственного развития России.

2. В последнем предложении подчеркните главные и второстепенные члены.

Упр. 222. Учимся собирать и систематизировать информацию

1. Сравните выделенный цветом в § 22 материал со следующей схемой. Какие формы предъявления информации иллюстрируют эти материалы? В чём преимущество каждой из этих форм и когда их целесообразно использовать?

2. Опираясь на данную схему, расскажите об употреблении дефиса в сложных прилагательных. Добавьте три-четыре примера на каждый случай. Запишите их.

1. Спишите, заменяя слова в скобках сложными прилагательными. Восстанавливая пропущенные буквы, объясняйте написание слов.

1) Из-под земли пок..зались (бледные, зелёные) листики р..стений. 2) М..гучий (сто лет) дуб раскинул свою (н..) об(?)ятную крону. 3) (Северный, восточный) ветер усиливался. 4) (Плодовый, ягодный) участок распол..жился на солнце (пёке). 5) Последние (тёмный, фиолетовый) осенние цветы ув..дали. 6) (Голубые глаза) (н..) забудки пром..лькнули в траве. 7)Нач..нался (мелкий, мелкий) дождь.

2. Определите способ образования выделенных слов,

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

1) Ночь была ясная, (звёздно) лунная. 2) Листва л..жилась на лесную дорожку (бледно) жёлтым пятном, 3) Старое дерево снизу почти ум..рло, и на каждой веточке в..сит (длинная) предлинная (серо) зелёная борода. 4) Барсук чуть пок..зал нос и в тот же миг спрятался. Через (пол) часа он вновь пок..зал нос, подумал и вовсе скрылся в норе. 5) Я был св..детелем р..ждения мороза. Только по очень ярко зеленеющей о́зими можно было разл..чить такой день от (ранне) весеннего.

2. Подчерквите сложные слова как члены предложения.

3. Поясните правописание корней с пропущенными буквами.

4. Найдите сложное предложение и подчеркните его грамматическую основу.

5. Укажите грамматические основы выделенных предложений.

Упр. 225

Самостоятельно проверьте, как вы усвоили правило правописания сложных имён прилагательных. Для этого обратитесь к соответствующему материалу электронного приложения к учебнику и выполните упражнения. Закончив работу, оцените её и сделайте выводы.

Источник

Упражнение 223 — Русский язык 6 класс. Разумовская, Львова, Капинос. Учебник

Вопрос

1. Спишите, заменяя слова в скобках сложными прилагательными. Восстанавливая пропущенные буквы, объясняйте написание слов.

1) Из-под земли показались (бледные, зелёные) листики растений. 2) М..гучий (сто лет) дуб раскинул свою (н..) об(?)ятную крону. 3) (Северный, восточный) ветер усиливался. 4) (Плодовый, ягодный) участок расположился на солнце (пёке). 5) Последние (тёмный, фиолетовый) осенние цветы ув..дали. 6) (Голубые глаза) (н..) забудки промелькнули в траве. 7) Начинался (мелкий, мелкий) дождь.

2. Определите способ образования выделенных слов.

Подсказка

Раскроем скобки и вставим пропущенные буквы:

  • показались (кажется), могучий (мог), увядали (вянуть), промелькнули (мельком) — проверяемые безударные гласные в корне;
  • бледно-зелёные (цвет), столетний (гл.сл.+зав.); северо-восточный (северо-восток); плодово-ягодный (плодовый и ягодный); тёмно-фиолетовые (цвет); голубоглазые (гл.сл.+зав.), мелкий-мелкий (повтор) — правописание сложных прилагательных:
  • растений, расположился — слово с чередованием гласных;
  • солнцепёке (солнце печёт) — правописание сложных существительных;
  • необъятных (= огромных) — НЕ с прилагательными;
  • незабудки (без НЕ не употр.) — НЕ с существительными;
  • начинался — суффикс -чин-.

Источник

Дидактический материал по теме «Причастие»
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Данный материал предназначен для учителя и учащихся по теме «Причастие».

Скачать:

Вложение Размер
didakticheskiy_material_prichastie.doc 170 КБ

Предварительный просмотр:

Запомни правописание прилагательных, образованных от глаголов .

Образуй причастия при помощи приставки

Образуй причастия при помощи зависимого слова

Расставь знаки препинания, объясни орфограммы .

1.Батальон (не)замече..ый противником зашел в тыл. 2.Пастух посмотрел на всадника (не)доумевающим взглядом. 3.Стоял он минут десять (не)вид..мый на темном фоне леса. 4.(Не)дочита..ая книга – это (не)оконче..ый путь. 5.Дорога вилась между полей пшеницы еще (не)созревшей но уже принявшей восковую окраску. 6.Это были строки еще (не)написа…ого стихотворения.7. Линия обороны до этого казавшаяся мне почти условной ,вроде (не)существовавшей на деле теперь представлялась вполне реальной, протянутой на многие километры 8.Гром (не)умолкавший ни на минуту оглушал нас 9 Было страшно что наш дом ничем (не)защище…ый может развалиться. Мы знали что деревя…ые строения (не)имеющие громоотводов подвергаются во время грозы опасности. .

Готовимся к словарному диктанту .

Багряный, бордовый, изжелта-красный, искусный, искусство, иссиня-черный, коллекция, разыскать, общественно полезный, общественно-политический, а рена, п а ром, перила, терраса, подражать, поражение, поскользнуться, превратить, презирать, прекратить, преодолеть, профессия, ровесник, румяный, сверстник, состязание, юный, январский, притворить дверь + слова из словаря трудных слов до стр. 76.

Тема №1 : Причастие как особая форма глагола.

1.Определи часть речи. Ответы запиши в таблицу схематично ( х- причастие; о-прилагательное)

Проверка: соедини знаки « х» , начиная с номера 1

.Ответ для учителя:

Докажите, что причастие образовалось от глагола. Выделите суффиксы причастий. Если возникли затруднения, посмотри ОК №1.

Глагол, от которого образовалось причастие.

Суффиксы причастий : -ущ- (-ющ-); -ащ- (-ящ)

В чем отличие значений прилагательных и причастий- таких похожих слов?

Чтобы правильно ответить на этот вопрос, прочитайте образец рассуждения в ОК и напишите об отличии и сходстве однокоренных слов в словосочетаниях летучая мышь и летящая птица.

ОК: в словосочетании висячая лампа прилагательное висячая обозначает признак предмета, а в словосочетании висящая лампа причастие висящая — изменяющийся во времени признак предмета. Висящая лампа- это лампа, которая висит сейчас (в прошлом- висевшая лампа). В этом различие значений прилагательного и причастия. Сходство же их в том, что они имеют один корень – вис -.

Замени сочетание с причастием синонимичным сочетанием глагола со словом который . Запиши получившиеся сочетания, следя за постановкой знаков препинания.(см. ОК)

ОК. Образец: читающий мальчик- мальчик , который читает.

Зеленевшая рожь, созревшие колосья, прополотое поле, скошенная трава, поющие птицы, оберегаемое от дождя зерно, опавшие листья.

Тема№2: Действительные и страдательные причастия.

Замени сочетание с действительным причастием сочетанием со страдательным причастием. Следите за употреблением форм времени у причастий. (см. ОК) .

ОК Образец: Солнце, освещающее поляну- поляна, освещаемая солнцем.

Читающая книгу девочка; вырывший яму садовник; ветер, охлаждающий лицо; дом, воздвигающий строителями; ученик, выполнявший работу; редактор, выпускавший газету; конструктор, создавший машину; агроном, исследующий почву.

Выпишите в одну колонку действительные причастия, в другую- страдательные. Выделите суффиксы причастий.

1 .Почтальон, принесший письмо- письмо, принесенное почтальоном; ученый, открывший новое месторождение- месторождение, открытое ученым; диктор, сообщающий последние новости- последние новости, сообщаемые диктором.

2. Занятый делом человек; невидимые из-за тумана указатели; оберегаемое от холода растение; решающий задачу ученик; выращенный школьниками урожай; сверкающая на солнце гладь озера; записанная на магнитофон песня; рано опавшие листья.

Запишите , выбирая из скобок нужные причастия. Для объяснения своих действий пользуйтесь образцом рассуждения, данным в учебнике на стр.31.

1.(Высыхающая, высыхаемая) на жарком солнце трава быстро теряет витамины.

2.На (подготовившее, подготовленное) к севу поле выехали тракторы.

3.(Напоившая, напоенная) влагой земля дала быстрые всходы.

Тема№3. Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте.

Подберите к одиночным причастиям в предложениях зависимые слова. Запишите получившиеся предложения, выделяя графически причастные обороты.

1.Размытая земля налипала комьями.

2.Мы жили в тихой, затерявшейся деревушке.

3. Из открытого окна слышалась музыка.

4.Толстые, свисавшие сосульки оттаивали на солнце.

5.Замершие цветы постепенно ожили.

6.Показавшееся солнце ослепило нас.

Прочитайте шепотом текст, согласуя прилагательные и причастия с определяемыми словами. Запишите, ставя, где нужно , запятые.

Сотни подвод и тысячи лошадей суетились здесь, точно муравьи на (разоренный) муравейнике.

Около (длинный, товарный) поезда толпились рабочие (разгружавший) его.

По (наклонный) доскам (спущенный) из вагонов (непрерывный) потоком катились на землю кирпичи.

Тысячи звуков смешивались здесь в длинный скачущий гул: звонкие удары клепальщиков (чеканящих) заклепы на котлах и изредка глухие подземные взрывы (заставляющий) дрожать землю.

Расставьте пропущенные знаки, графически объясните

1.Между колесами телег полузавешенных коврами горит огонь.

2.Сплошным воющим потоком пошли снаряды высоко над полем.

3.Ребята клеящие коробочки для игрушек отказывались вырезать звезды.

4.На стене висела стенная газета раскрашенная цветными карандашами.

5.Владимир ехал полем пересеченным глубокими оврагами.

6.Слуга ехавший верхом пристегнул к поясу мой ящик.

7.Этот джентльмен обладавший здравым умом и не лишенный образования довольно скоро убедился в моей искренности.

8.Мне пришлось скоро раскаяться в этих необдуманных словах.

9.Мысли тревожившие меня не давали мне уснуть.

10.Мы увидели черную тучу шедшую на нас.

Объясните допущенные учениками ошибки в употреблении причастных оборотов. Исправьте их и запишите предложения.( подсказка: см. ПК)

1По краям дороги виднелись чахлые тополя с посеревшей от пыли листьями. 2.Он не замечал ни лесов, ни озер, заросшие кувшинками. 3.Люди пользуются водой из колодца вытекающего из земных недр.

1.Затянувшееся небо тучами повисло над просекой. 2.Подгоняемая лодка неслась по воде ветром. 3.Свисавшие тонкие сосульки с крыш потемнели на солнце.

1.Пастух увидел наш костер, заночевавший в горах. 2.В зале стояли низкие столы с потемневшими от дыма стенами. 3.На деревьях распустились первые листочки, растущих около дома.

ПК . 1 .В предложениях первой группы нарушены нормы согласования причастий с определяемыми словами.

2 .В предложениях второй группы нарушены нормы порядка слов в причастных оборотах.

3 .В предложениях третьей группы нарушены нормы порядка слов (неверно место самого причастного оборота).

Ответьте на вопросы, данные ниже, используя причастия и причастные обороты. Запишите ответы, следя за окончаниями причастий и пунктуацией при причастном обороте. Выделите суффиксы причастий.

Образец : Что называется именем существительным7- Имя существительное- это часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопросы кто? что?.

1.Что такое фонетика?

2.Что такое морфология?

3.Что такое причастие?

4.Что называется причастным оборотом?

Запиши предложения , в которых допущена пунктуационная ошибка. Исправь ее. Графически объясни.

1. Мы любовались , плывущими по небу, облаками.

2.Куст сирени, растущий в саду, расцвел.

3.Солнце показавшееся из-за гор , ослепило нас.

4.Он не замечал ни лесов ни озер, заросших лилиями.

5.На дорожках парка, устланных желтыми листьями, играли тени.

6.Ярко блеснувшая молния, режет синюю гущу облаков.

7.На солнце ярко сверкнули, занесенные снегом избушки.

8.Это была старая, давно заброшенная усадьба.

9.Дети, утомленные утренней прогулкой, медленно брели по тропинке.

10.Листья кленов, похожие на лапы выделялись на желтом песке.

Тема№4. Правописание действительных причастий настоящего времени.

Выпишите сначала причастия, образованные от глаголов 1 спряжения, а затем- причастия, образованные от глаголов 2 спряжения. Выделите суффиксы причастий.

Сверкающий, видящий, кажущийся, строящий, стелющийся, негодующий, прощающий, испепеляющий, отсутствующий, ненавидящий, понимающий, зависящий, любящий, держащий, находящийся, решающий, стремящийся.

Образуйте действительные причастия настоящего времени, запишите их, выделяя суффиксы.

Изучать, воображать, зависеть, проводить, произносить, рассматривать, привлекать, требовать, обсуждать, исследовать, презирать, махать, любить, брить, слышать.

Пользуясь таблицей, представленной на стр.34 учебника, образуйте от глаголов, данных в скобках, действительные причастия настоящего времени. Графически объясни орфограмму.

1.Ему начало казаться, что мельница (махать ) крыльями приближается.

2.Тема шел по дорожкам сада, вдыхая в себя свежесть ( начинаться ) летнего сада.

3.( Колебаться) полет бабочек над свежей ( зеленеть ) полянкой- одно из прелестнейших зрелищ.

4.Тишина (царить ) вокруг усыпляла и погружала в мечтательно-дремотное состояние.

Устраните повторение слова который , заменив одно из сочетаний причастным оборотом. Объясните правописание гласной в суффиксах причастий.

1.У нас комната, в которой большие окна, которые пропускают много света.

2.Мы подходим к перевалу, за которым высятся горы, которые привлекают нас своей красотой.

3.Ребята часто ходят в лес, который находится недалеко от озера, в котором они ловят рыбу.

Спишите, заменяя первый глагол-сказуемое действительным причастием настоящего времени. Объясни выбор гласной в суффиксах причастий.

1.Листь кружатся в воздухе и медленно падают на землю.

2.Осеннее солнце согревает своими лучами землю и испаряет влагу.

3.Животные готовятся к зиме и кажутся очень озабоченными.

4.Белочка мелькает среди деревьев, отыскивает последние орехи.

Тема№5. Действительные причастия прошедшего времени .

Запишите, подчеркивая гласную перед – ть и перед- л в глаголах .Образуйте действительные причастия прошедшего времени.

Образец :вид е ть- вид е л- вид е вший.

Завис..ть- завис..л; засе..ть- засе..л; крас..ть- крас..л; раста..ть- раста..л; обид..ть- обид..л; стро..ть- стро..л; брос..ть- брос..л; ненавид..ть- ненавид..л.

Образуйте от глаголов в скобках действительные причастия прошедшего времени. Спишите, согласуя причастия с определяемыми словами, ставя недостающие запятые и вставляя пропущенные буквы.

1.Цветы (замерзнуть) за ночь постепенно оттаивали и оживали.

2.Мы завид..вали всем, кто жил в этих местах, каждой девочк.. (бежать) с кошелкой по обочин.. дорог.. , каждой птице (пролетать) сквозь зар..сли.

3.Мы спустились к узенькой речк. ровной, спокойной полосой (протекать) между невысокими, но крутыми берегами (порасти) густым лозняком.

4.Вдруг раздался голос птицы (заставить) меня ост..новиться.

Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните.

Обид..вший, застав..вший, посе..вший, беспоко..вший, ужал..вший, выраз..вший, затее..вший, раста..вший, вид..вший, нянч..вший, раскле..вший, раск..вшийся, измер..вший, приумнож..вший, постро..вший, расе..вший, замет..вший, услыш..вший, забот..вшийся, ре..вший.

Замените сочетания глагола со слов который соответствующим действительным причастием прошедшего времени. Обозначьте в причастиях суффикс глагола.

Школьники, которые работали в колхозе; тракторы, которые вспахали поле под озимые; птица, которая вылетела из-под колес комбайна; снег, который быстро растаял.

Тема №6. Страдательные причастия настоящего времени.

Образуйте страдательные причастия настоящего времени. Графически объясните гласную в суффиксах.

Терпеть, различать, осуждать, зависеть, воображать, слышать, гнать, принимать, командировать, рассматривать, разрешить.

Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните выбор орфограммы.

Избира..мый актив, определяя..мое слово, спряга..мый глагол, неслыш..мые звуки, изуча..мое правило, завис..мое слово, невид..мое препятствие, изобража..мый пейзаж, необита..мый остров, уважа..мый товарищ, неприемл..мое условие, управляя..мый спутник.

Образуйте от глаголов страдательные причастия настоящего времени, согласуйте их с определяемым словом. Запишите, выделяя причастные обороты.

1.Трава (сгибать) ударами ветра и дождя ложилась на землю.

2.При желании звуки (издавать) струнами и клапанами могут принять любой образ.

3.Он считал круги (совершать) самолетом.

4.Слова команды (усиливать) микрофоном) были слышны всем спортсменам.

Вставьте пропущенные буквы, объясните графически орфограмму.

Передава..мый, испытыва..мый, расходу..мый, завис..мый, обрека..мый, колебл..мый, обижа..мый, вид..мый, слыш..мый, наруша..мый, увлека..мый, поднима..мый, ненавид..мый, рекоменду..мый, освеща..мый, Леле..мый, разреша..мый, уважа..мый, примеря..мое платье, клее..мый.

Замените сочетание глагола со словом который причастие настоящего времени с зависимыми словами. Графически объясните орфограмму.

1.Машина, которая мчится по шоссе; машина, которую буксирует грузовик; спортсмен, который обыгрывает соперника; спортсмен, которого обыгрывает соперник ; камыш, который колеблется от ветра; камыш, который колеблет ветер.

2.Кузнечик, который стрекочет в траве; снег, который, подтаивает на солнце; маяк, который видят издалека; звук, который не улавливается приборами.

Тема№7. Страдательные причастия прошедшего времени.

Образуйте от глаголов страдательные причастия прошедшего времени.. Выделите суффиксы причастий.

1.занять, покрыть, вымыть, разбить, накрыть;

2.сказать, создать, создать, сдержать, дать, послать, узнать, показать, связать, услышать, отдать, сломать, сыграть;

3.подхватить, установить, положить, зарядить, разговорить, получить, сломить, уничтожить, найти, обнаружить;

4.раскалить, заключить, убедить, запретить, возмутить, сжечь, отвлечь, увлечь, осветить, пригласить, принести, осуществить.

По какому принципу сгруппированы слова?

Образуйте от глаголов страдательные причастия прошедшего времени, выделяя суффиксы. Расставьте знаки препинания.

1.Дорожка (очистить) от снега и (посыпать) песком вела с террасы на террасу.

2.Снег на лужайке, деревьях, на (изогнуть) причудливых крышах беседок, на (вытянуть) руках и (запрокинуть) головах мраморных скульптур блестел на солнуе.

3.С нижней террасы открылся вид на дворец (украсить) лепниной и позолотой.

Подчеркни словарные слова.

Спишите, выделяя орфограммы .

1.Вынес..ый, полож..ая, поставл…ая, получ..ая, запут..ый, законч…ый, вымышл..ый, располож..ый, сказ..ый, счит…ый, сдерж…ый, установл…ый, призв..ый, неисправл…ый, выполн..ый, заморож..ый, прострел…ый.

2.Сожж…ое, реш…ый, приглаш…ый, незапрещ…ый, окруж..ая, отвлеч…ый, измельч…ое, изображ…ая, лиш…ый, обожж…ое, приглуш…ое, искаж…ое.

Вставьте пропущенные буквы, графически объясните.

Выкач..ая из бака нефть, выкач…ая из подвала бочка, выслуш…ые замечания, высуш…ые грибы, зам…ый в преступлении человек, замеш…ое тесто, занавеш…ое окно, застро…ой участок, крепко насто…ый чай, намасл…ый блины, навеш…ое белье, навеш….ая дверь, перевеш…ый товар, подвеш…ые флажки, подстрел…ые утка, пристрел…ое ружье, удосто….ый награды, увеш..ая ординами грудь.

Тема№8. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

1.Продолжите предложения правого столбика по предложенному началу . 2.Запишите вывод: не с краткими причастиями пишется……. .

У аккуратного ученика:

У неряхи и лентяя:

1.Книги сложены, карандаш отточен, линейка принесена, уроки выполнены.

1.Книги не сложены, карандаш не отточен, линейка …. , уроки … .

2.Волосы причесаны, зубы вычищены, ногти подстрижены.

2.Волосы не причесаны, зубы … , ногти .. .

3.Форма вычищена, пуговицы застегнуты, ботинки начищены, шнурки завязаны.

3.Фоориа не вычищена, пуговицы … , ботинки … , шнурки .. .

Расставь знаки препинания, объясни орфограммы .

1.Батальон (не) замече..ый противником зашел в тыл. 2.Пастух посмотрел на всадника (не)доумевающим взглядом. 3.Стоял он минут десять (не) вид..мый на темном фоне леса. 4.(Не)дочита..ая книга – это (не) оконче..ый путь. 5.Дорога вилась между полдей пшеницы еще (не)созревшей но уже принявшей восковую окраску. 6.Это были строки еще (не)написа…ого стихотворения.7. Линия обороны до этого казавшаяся мне почти условной , вроде (не)существовавшей на деле теперь представлялась вполне реальной, протянутой на многие километры 8.Гром (не)умолкавший ни на минуту оглушал нас 9 Было страшно что наш дом ничем (не)защище…ый может развалиться. Мы знали что деревя…ые строения (не) имеющие громоотводов подвергаются во время грозы опасности

Раскройте скобки, графически объясняя выбор правописания.

Обратите внимание на ОК.

Почти (не) достигнутые взору звезды; давно (не) бывавший у нас гость; абсолютно (не) проходимые заросли; очень (не) защищенный человек; (не) оставившие тени; совсем (не) думающий о последствиях; (не) завершено; (не) завершенное строительство; (не) успевшие отцвести цветы; (не) распустившиеся, а зацветшие розы ; (не) имеющая названия река; (не) записана температура; (не) утихающий весь день ливень; еще (не) скошенные луга; (не) прочитаны книги; (не) растаявший снег; (не) защищенный вид; рисунок (не) раскрашен; никем (не) замеченный; (не) выученный урок; вовсе (не) замершие окна. Ничем (не) возместимая потеря, (не)спетая песня, причины (не)раскрыты, (не) исследованная геологами местность, почти (не) расслышанные слова, (не) избалованный ребенок, совершенно (не)избалованный ребенок, девочка (не)избалована мамой, (не) избалованные родителями дети, (не) годующий человек, (не) прекращающийся дождь, (не)забываемые нами дни.

ОК Почти ,совсем, чрезвычайно,

Очень, совершенно, крайне,

Абсолютно и весьма

Слитно НЕ пиши всегда

Тема№9. Правописание Н, НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных.

Образуй те от глагольных прилагательных причастия, выделите суффиксы.

Образуй причастия при помощи приставки

Образуй причастия при помощи зависимого слова

Источник

Читайте также:  Вопросы с ответами про прилагательное 6 класс