Меню

Список глаголов на ться тся



ПРАВОПИСАНИЕ -тся И -ться В ГЛАГОЛАХ

(на материале пословиц, поговорок и загадок русского народа)

Дидактический материал

1. Предупредительные и объяснительные диктанты

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Лень лени и за ложку взяться, а не лень лени обедать.
Пролениться – и хлеба лишиться.
У него дело из рук валится.
Не потрудиться, так и хлеба не добиться.
Как шьется, так и носится.
Тереть пилою – гнуться спиною.
Пчела трудится – для Бога свеча пригодится.
Конь с запинкой да мужик с заминкой не надорвутся.
Вертится, коробится, как береста на огне.
Каково живется, таково и спится.
Станешь лениться, будешь с сумой волочиться.
Криком изба не рубится, шумом дело не спорится.
Ходить у огня – обжечься, у воды – замочиться, а у сажи – замараться.
Всякий дом хозяином славится.
Места много, а привалиться негде.
Из большой посуды не выльется, а из малой проплеснешь.
Часом не нажиться.
Не плюй в колодезь, случится напиться.
Что наяву делают, того не боятся; а что во сне видят, того боятся.
Сон что богатство: что больше спишь, то больше хочется.
Не успела кошка умыться, а гости наехали.
День хвалится вечером.
На что было жениться, коли рожь не родится.
Что тому Богу молиться, который не милует!
Камень на гору тащится, а вниз сам свалится.
Кто без дела божится, на того нельзя положиться.
Люблю греться, да как бы не обжечься.
Мало ли что в людях водится, да коли у нас нет.
Не все то правда, что говорится.
Велели кланяться, да не велели чваниться.
До расправы двое похваляются, а по расправе – один.
Жить заодно, делиться пополам.
Просим не погневаться на нашем хлебе-соли.
Пословица не на ветер молвится.
Лучше не свыкаться, чем расставаться.
Не всякая песня до конца допевается.
За хвост не удержаться, коли гриву упустил.
Год кончается, другой начинается.
Кто бежит, тот и спотыкается.
Чужие собаки дерутся, а свои не зевай!
Кто много знает, с того много и спрашивается.
Дело мастера боится.
С тобой разговориться, что меду напиться. /
Кланяться горазд, а говорить не умеет.
Чем завираться, лучше молча почесаться.
Глуп совсем, кто не знается ни с кем.
В поле пшеница годом родится, а добрый человек всегда пригодится.
На что тем хвалиться, что в люди не годится.
Случается, что и вырождается.
И такой родится, что ни дома, ни в людях не годится.
Одни лапти без меры плетутся, да на всякую ногу приходятся.
Что наяву деется, то и во сне грезится.
Скоро хорошо не родится.

ЗАГАДКИ

Кланяется, кланяется – придет домой, растянется (топор).
Кочет голенаст, кланяться горазд (топор).
Два братца глядятся, а вместе не сойдутся (пол и потолок).
Мать черна, дочь красна, сын голенаст, выгибаться горазд (печь, огонь и дым).
Серое сукно тянется в окно (дым из курной избы).
Днем куражится, ребрится, а к ночи в уголок ложится (веник).
Два брата купаются, а третий насмехается (ведра и коромысло).
Два братца хотят подраться, да руки коротки (коромысло).
Был на копке, был на топке, был на кружале, был на пожаре, стал на базаре; молод был, сто голов кормил; стар стал – пеленаться стал (горшок).
Родится – вертится, растет – бесится (кипит), помрет – туда дорога (горшок).
В липовом корытце живое мясцо шевелится (нога в лапте).
Расстилается по двору белое сукно: конь его топчет, один ходит, другой водит, черные птицы на него садятся (письмо).

2. Перепишите, ставя глаголы в личной форме настоящего или будущего времени. Обозначьте спряжение каждого глагола.

Два медведя в одной берлоге не (ужиться). Солнышко нас не (дожидаться). Что знаешь, того и знать не (хотеться). Дешево волк в пастухи (наниматься), да мир подумывает. Добрый пастух не о себе (печься), о скотине. От малого большое (зарождаться). Хвали сон, когда (сбыться). Не (гоняться) слон за мышью. Низко (кланяться), а больно кусает. Не нами свет начался, не нами и (кончиться). Слухом земля (полниться). Товар лицом (продаваться).

3. Перепишите. Подчеркните глаголы в форме 3-го лица одной чертой, в неопределенной форме – двумя.

Не торопи: дай умыт_ся, да помолит_ся, да перекусить!
Скоро сказка сказывает_ся, да не скоро дело делает_ся.
Что летом родит_ся, то зимою пригодит_ся.
Нет труднее: Богу молит_ся, родителей почитать да долги отдавать.
Господь повелел от земли кормит_ся.
Глазами плачет, а сердцем смеет_ся.
Журавль ходит по болоту, нанимает_ся в работу.
Кто пахать не ленит_ся, у того и хлеб родит_ся.
Товар полюбит_ся – ум расступит_ся.
Дорожит_ся – товар залежит_ся; продешевить – барышей не нажить.
Без четырех углов изба не рубит_ся.
Торопит_ся жить – скоро умереть.
Дома не сидит_ся, а в гости не зовут.
Не в тыкве родит_ся пшено, да с тыквой ест_ся.
Кто хочет драт_ся, тому надо с силой собрат_ся.
Взад гостю не кланяют_ся.
Молва что волна: расходит_ся шумно, а утишит_ся, нет ничего.
Тому хвалит_ся, кто на коня садит_ся, а не тому, кто и коня не видывал.
Боят_ся себя заставишь, а любить не принудишь.
От хлеба-соли не отказывают_ся.
Трудно раскачат_ся, а там пошел. В рай просят_ся, а смерти боят_ся.
Двум шпагам в одних ножнах не ужит_ся.
Ни питьем отпит_ся, ни едой отъест_ся, ни сном отоспат_ся, ни в чистом поле разгулят_ся, ни с отцом с матерью, с добрым дружком разговорит_ся.
Яблоко от яблоньки недалеко откатывает_ся.
Что в сердце варит_ся, на лице не утаит_ся.
Дай Бог много, а захочет_ся и побольше.
Недаром говорит_ся, что дело мастера боит_ся.

4. Выборочные диктанты. Глаголы 3-го лица запишите в левый столбик, глаголы в инфинитиве – в правый.

Чужому смеху (т.е. беде) хорошо смеяться: посмейся своему!
Не насытится око зрением, а ум богатством.
В чужом платье не накрасоваться.
Намучится – научится.
Всякая птица своим пером красуется.
Куда соваться в волки, коли хвост собачий.
Сену с огнем не улежаться.
По-купецки чай пьет, да не по-купецки расплачивается.
Есть время плакать, есть и веселиться.
Лучше споткнуться ногою, нежели словом.
Берегись его, как берегутся огня да воды.
На чужое добро и глаза разгораются.
На друга надеяться – самому пропадать.
Всякий мастер сам себе дивится.
Поклониться – голова не отвалится.
Не силой борются, а сноровкой.
От доброго обеда и к ужину останется.
Что не варится, того и в горшок не кладут.
За все берется, да все не удается.
Волков бояться – в лес не ходить.
Грамоте учиться всегда пригодится.
Два кота в одном мешке не улежатся.
Думается, что я хорош, – не знаю, как люди похвалят.

Источник

Читайте также:  Глаголы с орфограммой номер 1

ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

Правило тся и ться в глаголах – основные моменты

Чтобы понять, пишется ли в окончании глагола мягкий знак или нет, достаточно задать к слову вопрос. Если это инфинитив, то он отвечает на вопрос что делать? или что сделать?, и мягкий знак перед -ся точно нужно ставить. Это будет означать, что глагол стоит в неопределенной форме

Например:

Если же глагол отвечает на другие вопросы, а именно, что делает?

Например:

На самом деле с -тся и -ться в глаголах все не так просто, как может показаться. Так, есть предложения без подлежащих, то есть задать вопрос к загадочному глаголу с -ся довольно трудно. Чаще всего в таком случае он пишется без мягкого знака. Например: Учись – всегда пригодится!

Трудности правописания мягкого знака в разных формах глагола

Основная трудность заключается в том, чтобы всегда мысленно задавать к глаголу вопрос – это действительно сложнее, чем кажется, а значит, легко ошибиться.

Вторая трудность – это когда глагольные формы на -ся идут в предложении друг за другом – есть соблазн поставить мягкий знак в обоих случаях, или снова-таки для двух глаголов сразу от него отказаться. Между тем, как и в общем случае, следует поставить вопрос, потому что ситуации бывают разные.

Простой пример:

Некоторые ставят вопрос только к первому глаголу, а во втором пишут такое же окончание, но пример ясно дает понять, что это ошибка.

Очень важно правильно определить форму глагола с помощью вопроса, что иногда может вызвать у учащихся затруднения. Именно поэтому рекомендуется отработать данный навык до автоматизма, что возможно только благодаря многократному повторению и упорному выполнению упражнений.

Читайте также:  Словосочетание глагол плюс существительное в творительном падеже

Помогает хорошо запомнить правило понимание его природы. Так, если посмотреть на глаголы третьего лица или стоящие в неопределенной форме, то можно увидеть, что первые пишутся без мягкого знака на конце, а во вторых он присутствует. То есть фактически добавленный к слову суффикс -ся сути происходящего не меняет.

Фактически этот суффикс легко заменить на слово “себя”, так что в случае сомнения можно перепроверить себя и таким способом, разделив глагол на два слова. Так, слово учиться легко разделить: учить себя, очевидно, что речь идет об инфинитиве, то есть мягкий знак нужен.

Что мы узнали?

Мягкий знак в окончаниях глаголов с суффиксом -ся зависит от того, в какой форме эти глаголы стоят. Если это глагол в третьем лице единственного или множественного числа, то мягкого знака перед этим суффиксом не должно быть. Если это инфинитив, то он необходим. Проверить форму глаголов можно с помощью специальных вопросов. Соблюдение такого простого правила часто все же вызывает трудности, так что для проверки грамматической формы глагола можно использовать дополнительные методы. Но все же основной – это вопрос, все остальное – вспомогательные варианты.

Источник

«ТСЯ» и «ТЬСЯ» в окончаниях глаголов – правило правописания

Самой распространенной ошибкой в правописании является правило постановки «тся» и «ться» в глаголах на конце. Это правило изучается в школе в начальных классах, и всегда считалось одним из самых легких в русском языке.

Но многие все равно продолжают употреблять неверные буквы, путаться и порой пребывают в недоумении, из-за чего допускают ещё больше ошибок. Поэтому следует разобраться раз и навсегда, когда надо в глаголах, оканчивающихся на «тся», писать мягкий знак, а когда так делать не правильно.

Правописание «тся» и «ться» в глаголах

Следующее правило — одно из самых простых и не требует особого напряжения не только в запоминании, но и в понимании.

Для того, чтобы верно писать суффиксы «тся» и «ться» необходимо знать:

Глагол, стоящий в 3-м лице, мягкого знака в окончании не имеет.

Как определить, что глагол относится к 3-му лицу? Нужно поставить перед ним местоимение (он / она / оно) и задать один из вопросов: «Что делает? Что сделает?»;

Читайте также:  Удается в делах безличный глагол

Глагол инфинитива (неопределенная форма) будет иметь на конце суффикс «ться».

К таким глаголам можно задать вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Следовательно, эти глаголы пишутся с «ь» на конце.

Интересно, что в глаголах инфинитива ошибок не допускают и спокойно ставят «ь»: «обучать», «строить», «баловать». А при добавлении постфикса «ся», люди входят в ступор. Однако здесь нет ничего сложного.

От постфикса ничего не изменится, у глаголов в 3-м лице от постфикса «ся» мягкий знак не добавится: «обучаются», «строится», «балуются». Также у глаголов неопределенной формы при появлении постфикса «ся» мягкий знак не пропадет: «обучаться», «строиться», «баловаться».

Примеры написания «ться» и «тся»

Для закрепления правила верной постановки в суффиксах «ться» и «тся» мягкого знака, приведена следующая таблица с примерами:

ТЬСЯ (что делать? что сделать?)

ТСЯ (что делает? что сделает?)

1. Я люблю заботиться о животных;

2. Обливаться холодной водой — значит закаляться;

3. Поклониться, распрямиться и опять начать трудиться;

4. Он перестал меня слушаться;

5. На небе начали проявляться звезды.

1. Она с удовольствием заботится о животных;

2. Он закаляется: обливается холодной водой по утрам;

3. Он поклонится в конце выступления;

4. Надя слушается маму и папу;

5. На небе скоро проявятся звезды.

Рекомендуется распечатать таблицу для использования в качестве подсказки на первое время.

Трудности правописания мягкого знака в разных формах глаголов

Множество ошибок совершается при изучении правил написания мягкого знака, выполняющего функцию не разделительную, а смягчающую, в окончании глаголов. Не всегда получается заполнить тест или выполнить упражнение на отличную оценку.

Поэтому важно учесть следующие правила:

когда виден глагол во 2-м лице настоящего или будущего времени, то после шипящих в конце слова ставится «ь»: «берешь – берешься», «бреешь – бреешься»;

у глагола, выражающего приказ (совет), мягкий знак остается после добавления постфикса «ся»: «намажь – намажься», «утешь – утешься», «встревожь – встревожься».

Особо сложно многим ученикам расставить «ь» в случаях с несколькими типами глаголов в одном предложении:

«Он (что делает?) пытается (что делать?) кататься на коньках изо всех сил»;

«Маша (что делает?) старается (что делать?) сдерживаться, иначе заплачет».

В этом случае в предложении есть подлежащее (местоимение) и вопрос задать возможно.

Но могут возникнуть случаи, когда в предложении подлежащего не будет, и вопрос к глаголу не задать. Следовательно, глагол находится в форме 3-го лица, а значит «ь» не пишется:

«Не годится ей молодиться»;

«Ему приходится мириться с новым начальством».

Упражнения

Для закрепления материала предлагается вставить вместо пропусков «тся» или «ться»:

Не стоит боя… перемен.

Не могу реши… выйти к доске.

Дамы и господа, концерт продолжае…

Ей нужно верну… домой к вечеру.

Он идет, все, спряч… за диван!

Обуча… нужно смолоду.

Прекратите шепта… за моей спиной!

Земля скоро покрое… снегом.

У него дело из рук вали.

Правила русского языка необходимо выучить еще в детском возрасте, чтобы вырасти грамотным и образованным человеком. Если вы находите какие-то пробелы в своих знаниях, то никогда не поздно взять в руки учебник, открыть тест или тренажер, и выучить раз и навсегда основные правила.

Знания могут пригодиться всегда и везде: начиная от повседневной жизни (при общении, переписке в чатах и мессенджерах) до профессиональных обязанностей (написать деловое письмо, заключить контракт, верно сформулировать речь перед выступлением и др.).

Учитесь, ведь как говорится, «С грамотой вскачь, без грамоты — хоть плачь»!

Источник