Повторение изученного по разделу «Части речи». 5-й класс
Класс: 5
Методическая информация
Повторение изученного по разделу «Части речи» в 5 классе
Автор учебника, по которому ведётся обучение
Русский язык. Грамматика. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (2 отделение). И. А. Шаповал
Тип урока: комбинированный
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса (раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива)
В классе обучается 4 девочки и 4 мальчика. У всех детей поставлен диагноз ЗПР, у 2 учеников – глухота, у 6–двухсторонняя сенсоневральная тугоухость 3-4 степени. У детей тип нервной системы (классификация Н.И. Красногорского) – сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, быстрый тип. Все отделы головного мозга работают согласованно, в гармоническом взаимодействии. Доминирующее полушарие: у 6 детей – смешанный тип, у 2 обучающихся – левое полушарие. Характеристика каналов восприятия: зрение
Цели и задачи урока/занятия/ мероприятия (ЗУНКи, компетентности, УУД, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока/занятия/ мероприятия
Цели: повторение изученного в 5 классе Задачи: 1. Образовательные: продолжить работу над умением определять части речи по вопросам и значению
2. Корреционно-развивающие:
формировать коммуникативные умения;
учить анализировать языковой материал;
учить составлять диалогическое и монологическое высказывание;
следить за произношением детей, развивать слух
3. Воспитывающие:
дать возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;
создавать условия для воспитания чувств взаимовыручки, дружбы.
3) воспитывать нравственные качества дружбы, доброжелательности;
Обучающиеся должны знать понятия и отличия самостоятельных и служебных частей речи,
Уметь определять части речи по вопросу и значению Личностные УУД: формирование эмоциональной отзывчивости, умение своё эмоциональное отношение к содержанию прочитанного, стремление к успешности в учебной деятельности; умение решать проблемы. Регулятивные УУД: обучающиеся будут учиться выполнять учебные действия в устной, письменной речи, оценивать их. Познавательные УУД: обучающиеся будут продолжать учиться понимать смысл незнакомых слов из контекста, подбирать слова для ответа, составлять монологическое и диалогическое высказывания; работать с информацией. Коммуникативные УУД: уважать мнение собеседника, учиться его слушать, действовать в соответствии с к ситуацией. Ключевые компетентности: – ценностно-смысловые компетенции (понимание авторской позиции и своё отношение к ней; применение духовно – нравственного опыта при обсуждении текста); – учебно-познавательные компетенции (планирование, анализ, рефлексия; понимание проблемы и выдвижение гипотезы ) – информационные компетенции (анализ и отбор необходимой информации, преобразование, сохранение и передача (схематичное представление материала и рассказ по ней, умение работать с текстом); – коммуникативные компетенции ( развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений); – социально-трудовые компетенции (умение выполнять требования учителя по соблюдению дисциплины, норм поведения во время учебных занятий, умение действовать в соответствии с личной выгодой, не ущемляя прав других учеников); – компетенции личностного самосовершенствования (потребность речевого самосовершенствования (исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении; замечать в собственной речи (и чужой) отступления от норм литературного языка
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока/занятия/мероприятия
Проектор, ноутбук, презентация (Приложение 1), распечатка на каждого ученика (Приложение 2), лист А-3 или ватман, маркеры, книги, карточки для дифференцированной работы (Приложение 3)
Примечание:
Подчеркнутые фразы даются на слух
Использованная литература и ресурсы
Практическая грамматика на уроках русского языка: Учеб.-метод. пособие для работы с уч-ся 4-7 кл. спец. (коррекционных) образоват. учреждений: в 4 ч. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. http://festival.1september.ru/articles/643551/ http://kzbydocs.com/docs/382/index-72766-1.html
1. Оргмомент
Урок чтения. Спросите у меня, что будем делать на уроке? Сегодня мы будем закреплять знания о частях речи, будем хорошо говорить звук С
Дети повторяют. Отвечают на вопрос
2. Работа над развитием слуха
Имя прилагательное, обозначает признак, Полина. Имена существительное отвечает на вопросы кто? Что?, Кристина. Глагол, обозначает действие, Демид. Самостоятельные и служебные части речи, Маша. Часть речи, Витя. Предлог– служебная часть речи, Витя. Прилагательные изменяются по падежам, Ваня.
3. Проверка домашнего задания
Индивидуальная работа. Приложение 1
Источник
Ладыженская Т. А. 5 класс. Учебник №1, упр. 11, с. 10
Июн 19
Ладыженская Т. А. 5 класс. Учебник №1, упр. 11, с. 10
11. Выполните игровое задание на слушание.
1) Какие из человеческих качеств (доброта, мужество, честность, трудолюбие и т. д.) вы больше всего цените в людях? Разделитесь на три команды, выберите какое-то одно качество, обоснуйте своё мнение.
Я ставлю на первое место доброту. Доброта — это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им. Доброта – это высокое и сильное чувство. Про него написаны тысячи книг, отсняты сотни фильмов. Добро побеждает в сказках. Оно лежит в основе мировых религий. Доброта – это стремление помогать. Делать это просто так, не требуя взамен услуг или благодарности, не ожидая поощрения общественности.
Выиграет команда, которая наиболее точно передаст содержание того, что услышала от другой команды, и убедительно выскажет свою точку зрения на поставленный вопрос.
2) Прочитайте начало сказки из книги А. Арсирия, в которой части речи спорят друг с другом.
Расхвастался как-то Глагол перед Существительным:
— Я у самого Юлия Цезаря в почёте был! «Пришёл, увидел, победил!» Заметьте: три глагола, три сказуемых и ни одного существительного!
Разделитесь на три команды. Придумайте вместе продолжение сказки «Спор частей речи». Что могла бы сказать о себе, своём значении каждая часть речи?
Учитель повторит начало сказки. Первая команда говорит от имени какой-либо части речи, вторая — повторяет (можно не дословно) сказанное первой командой и говорит о другой части речи и т. д. Выиграет та команда, которая сумеет наиболее точно воспроизвести услышанное и придумает самое интересное и содержательное продолжение сказки.
Грамматическая сказка «Спор частей речи»
Расхвастался как-то Глагол перед Существительным: — Я у самого Юлия Цезаря в почёте был! «Пришёл, увидел, победил!» Заметьте три глагола, три сказуемых и ни одного существительного!
А Существительное в ответ: — Да, если бы не я, то куда бы ты пришёл, кого бы ты увидел и победил. Ведь благодаря мне и моей помощи ты одержал победу. В моей власти называть предметы, которые могут творить чудеса: ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, палочка-выручалочка, меч-кладенец .
Но Глагол не унимался: — А как же ты сможешь без моей помощи объяснить, что делают эти предметы?
Существительное замешкалось: — Никак … Но Существительное самая употребляемая часть речи, и узнают они обо мне раньше, чем о тебе. Поэтому я главная часть речи.
На этот шум подоспело Прилагательное и спросило: — Почему вы так шумите?
Существительное и Глагол в один голос воскликнули: — Скажи, кто из нас важнее? — Я лучше отведу вас к королю Слов и Предложений, он вас и рассудит, — ответило Прилагательное. Когда все трое вошли во дворец, то увидели стены, расписанные правилами русского языка.
Прилагательное поинтересовалось у короля: — Кто важнее из них? Разрешите спор.
Справедливый король ответил: — Эти части речи равны по своей значимости, ведь они главные члены предложения, а это уже многого стоит! Без них люди не могли бы общаться между собой, и всё в мире потеряло бы смысл.
После этого Существительное и Глагол стали жить мирно и дружно, ведь им уже нечего было делить.
Источник
Сказка «Части речи»
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были части речи. Они были довольны собой, горды. И жили дружно, часто ходили друг к другу в гости и вместе решали вопросы государства. Существительное, Местоимение и Глагол всегда распоряжались КТО и ЧТО должен был ДЕЛАТЬ. Наречие приходило на помощь, когда нужно было ответить на вопросы ГДЕ? КУДА? и КАК? Числительное всегда помогало подсчитывать их доходы, а Прилагательное всегда появлялось, чтобы украшать их жизнь, веселить и успокаивать. Работы было много. Но часто они спорили, кто из них важней.
Просмотр содержимого документа «Сказка «Части речи»»
Учитель русского языка и литературы МБОУ Гришинская школа Первомайского района Республики Крым Мордухай Людмила Ивановна
Сказка «Части речи»
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были части речи. Они были довольны собой, горды. И жили дружно, часто ходили друг к другу в гости и вместе решали вопросы государства. Существительное, Местоимение и Глагол всегда распоряжались КТО и ЧТО должен был ДЕЛАТЬ. Наречие приходило на помощь, когда нужно было ответить на вопросы ГДЕ? КУДА? и КАК? Числительное всегда помогало подсчитывать их доходы, а Прилагательное всегда появлялось, чтобы украшать их жизнь, веселить и успокаивать. Работы было много. Но часто они спорили, кто из них важней.
Услышали их споры жители ближайших сёл и пришли к ним на службу.
Предлог вовремя напоминал им о зависимости одной части речи от другой, чтобы они не ссорились.
Союз соединял родственников в одну семью; маленькие речушки — в одну большую реку.
Частица вносила различные оттенки в их отношения. Все зажили дружно и весело одной семьёй в стране .
И только гордый пастух – одиночка Междометие не присоединился к ним. Он до сих пор ходит по полям, лесам, всё охает, ахает, вздыхает, но гордости не умаляет…
— Как называется царство – государство? Не догадались?
Учитель русского языка и литературы МБОУ Гришинская школа Первомайского района Республики Крым
Мордухай Людмила Ивановна
Урок русского языка в 5 классе
по теме:«Повторение изученного по морфологии »
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Предметные: обобщение учащимися знаний по пройденному материалу.
Метапредметные: умения выделять главное, логически мыслить, давать определение, действовать по алгоритму.
Личностные: формирование познавательных мотивов учебной деятельности на основе системного подхода к изучению уже пройденного материала.
Учебник: Русский язык, Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын: Просвещение, 2014.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний по теме «Лексика» в условиях реализации ФГОС.
Метод: комбинированный, игровой.
Цель урока: обобщить, расширить и систематизировать знания по теме «Лексика».
— развить умение формулировать определение понятий;
— развить умение находить синонимы, антонимы в тексте;
— формировать умение использовать синонимы, антонимы в речи;
— обогащать словарный запас учащихся;
— совершенствовать орфографические умения.
— осуществление системно-деятельностного подхода;
— формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения формулировать проблему;
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Планируемые образовательные результаты:
обобщение и систематизация знаний о лексическом значении слова, самостоятельных и служебных частях речи, тексте, орфографии.
формирование ценностного отношения к русскому языку,
формирование нравственных ценностей.
воспитание интереса к предмету через разные виды работы;
умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их. Воспитывать чувства
мультимедийная презентация к уроку, глобус;
тестовые задания по теме.
Этап подготовки учащихся к активному, сознательному учебного материала.
Рефлексия учебной деятельности.
Информация о домашнем задании, комментирование, выставление оценок за урок.
— Ребята, я очень рада вновь войти в приветливый ваш класс, И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Я знаю: каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок. Скрестите шпаги ваших знаний И вместе с вами проведём урок!
Сегодня на уроке у нас присутствуют гости: учителя русского языка и литературы школ Первомайского района . Давайте поприветствуем их улыбкой. Пусть сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения. А нашим девизом на уроке будет фраза: «Невозможно без вниманья получить образованье!»
Как вы понимаете эти слова?
Какие 2 группы частей речи мы изучили в 5 классе? (самостоятельные и служебные). Почему 1 группа называется «самостоятельные части речи? Назовите все самостоятельные части речи. Почему 2 группа называется «служебные части речи? Какие части речи относятся к служебным? А в каком разделе науки о языке изучаются части речи? (морфология)
— Ребята, вам предстоит самим определить тему урока. (Учащиеся называют тему урока). Запишите число, классную работу и тему урока в тетради. Но я вам предлагаю не просто урок. Определить вид урока я вам помогу. (На стол ставится глобус) Ребята легко определяют вид : урок –путешествие. Да, ребята, я вам предлагаю путешествие в далекую и загадочную страну «МОРФОЛОГИЮ».Эта страна расположена между двумя океанами: океаном ЗНАНИЙ и океаном УМЕНИЙ.(Слайд 1)
Давайте определим цели урока. Что мы должны знать и уметь по изученной теме? (Ребята определяют цели урока, учитель помогает им, дополняет.)
— Прежде чем отправиться в путешествие, давайте поработаем над лексическим значением слова ПУТЕШЕСТВИЕ. У вас на столах лежат ваши помощники – толковые словари. Найдите и прочитайте лексическое значение слова. Запишите его значение в тетрадь. (Дети зачитывают определение слова и записывают в тетради).
— Как видим, страна МОРФОЛОГИЯ состоит из городов, названных в честь их жителей. На границе каждого города нам нужно будет предъявить пропуск. Это паспорт города. Предлагаю составить паспорта городов страны Морфология. ( Каждой паре нужно записать все морфологические признаки той части речи, которую назовёт учитель. Задание рассчитано на 6 пар).
Учитель: Ребята, паспорта готовы, можно отправляться. Закрываем глаза и мысленно отправляемся в загадочную страну (звучит запись гудка поезда и стук колёс.) Наша первая остановка – г.Существительное. Ребята открывают глаза.
Первая остановка: ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.(Слайд 2)
— Предъявим, ребята, паспорт города.(Учащиеся зачитывают « паспорт» имени существительного)
Задание 1. «Узнай меня» Отметьте характеристики, не относящиеся к существительному: (Слайд 3). Устно. А) обозначает признак предмета; Б) изменяется по лицам; В) имеет 3 спряжения; Г) в большинстве случаев изменяется по числам.
Учитель: Ребята, нас ждут в городе ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. (Слайд 6). Предъявите «паспорт». Зачитываются морфологические признаки имени прилагательного.
Задание 4. Назвать имена прилагательные, характеризующие вид города. ( Зелёный, яркий, красивый, солнечный…)
Задание 5. Распространите предложения прилагательными. (Слайд7).
Работа на цветных карточках:
У нас в саду вырос _________ цветок. Он привлекал всех___________ запахом и цветом. Цветок радовал и взрослых и __________ детей.
Учитель: Молодцы, ребята. Мы приглашены в город Числительное.(Слайд 8). Зачитывание «паспорта» имени числительного.
Задание 6. Составьте предложения с именами числительными по картинке (устно).
Задание 7. Записать числа в словосочетаниях словами и определить группы числительных по значению: 10 яблок, 5 день, 11 колец, 700 рублей, 8 задача, 13 дней.
Учитель: Подходим к городу Местоимение. Кто готов рассказать о жителях этого города? (Зачитывается «паспорт» местоимения).
Задание 8. Назвать отдыхающих в парке местоимениями.
Задание9. Найди «ЧЕТВЁРТОЕ ЛИШНЕЕ» ( Слайд10). Работа в тетрадях.
Я, МЫ, ОНИ, ВЫ К НЕМУ, С НИМ, ЕМУ,О НЕМ ОН, ОНА, ОНИ, ОНО
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем – крылья сложили назад.
Учитель: Приготовьте «паспорт» и будьте внимательны. Мы подъезжаем к самому опасному городу — городу движения. Повторим правила дорожного движения. (Слайд 11 ).
Задание 10. Составить предложения о правилах дорожного движения, используя глаголы настоящего и будущего времени.
Задание 11. Определить спряжение глаголов и внести ответ в таблицу (работа у доски)
Учитель: Нас ждут жители города Наречие. Это самый маленький город. (Слайд 12) . Предъявите паспорт города. Но где же его жители? Я предлагаю поработать в группах. Но для начала проверим ваши навыки совместной деятельности.
Разминка «Уменьшающаяся газета».Условия игры: на каждую группу(не больше 4 человек) выдаётся 1 газетный лист. Всей командой нужно стать на газетный лист и сказать: «Мы — одна команда!» Газета складывается несколько раз и задание повторяется. Задача группы – разместиться на наименьшем возможном кусочке бумаги на время, достаточное для того, чтобы крикнуть всем вместе: «Мы одна команда!»
Задание 12. (выполняется на листах)
« Сбежали наречия! Найти и вставить их на место»
Весна. С каждым днем всё сильнее тянет (…). (…) идти по тропинке, поросшей травкой-муравкой, и наблюдать, как в течение дня всё (…) меняется в красках и звуках! (…) раскрываются и закрываются цветы, (…) пролетают птицы, бабочки, жуки.
(…) есть пропахшую дымом кашу, спать в еловом шалаше или на дереве, как Робинзон Крузо. Любознательность, желание увидеть новое, открыть никому не известное (…)зовут нас путешествовать.
Слова для справок:хорошо, незаметно, быстро, вокруг, страстно, вкусно, вдаль.
Зрительный диктант «Один за всех и все за одного». Распределение ролей в каждой группе: писарь, гонцы. Учитель кладёт карточку с записанным предложением на стол; подходят по одному гонцу от каждой группы ,читают, запоминают предложения, выделенные орфограммы и диктуют «писарю».
Оценивание формативное: учитель вывешивает плакат с текстом, проверка по образцу:
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадёт,
В любой беде не пропадёт.
Учитель: Да, вы дружно поработали в группах. Лидер группы оценит работу каждого (оценка с комментированием) .
Ребята, оцените каждый свою работу на уроке. Возьмите звёздочку такого цвета, который соответствует оценке: красный – 5; жёлтый – 4; синий – 3; чёрный – 2, вложите в тетрадь и передайте мне.
Закончите фразы: Теперь я могу…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
За что я могу себя похвалить?
Учитель: Спасибо за урок, вы молодцы. Давайте украсим наш букет цветами по вашему настроению на уроке.
Домашнее задание: 1)Подготовиться к контрольной работе, выполнить тестовые задания (стр.78 учебника); 2) Задание на всю жизнь: ценить дружбу, всегда подставлять надёжное плечо нуждающимся.