Меню

Спор частей речи 5 класс прилагательное



Повторение изученного по разделу «Части речи». 5-й класс

Класс: 5

Методическая информация

Повторение изученного по разделу «Части речи» в 5 классе

Автор учебника, по которому ведётся обучение

Русский язык. Грамматика. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (2 отделение). И. А. Шаповал

Тип урока: комбинированный

Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса
(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива)

В классе обучается 4 девочки и 4 мальчика. У всех детей поставлен диагноз ЗПР, у 2 учеников – глухота, у 6–двухсторонняя сенсоневральная тугоухость 3-4 степени. У детей тип нервной системы (классификация Н.И. Красногорского) – сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, быстрый тип. Все отделы головного мозга работают согласованно, в гармоническом взаимодействии. Доминирующее полушарие: у 6 детей – смешанный тип, у 2 обучающихся – левое полушарие.
Характеристика каналов восприятия: зрение

Цели и задачи урока/занятия/ мероприятия
(ЗУНКи, компетентности, УУД, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока/занятия/ мероприятия

Цели: повторение изученного в 5 классе
Задачи:
1. Образовательные: продолжить работу над умением определять части речи по вопросам и значению

2. Корреционно-развивающие:

  1. формировать коммуникативные умения;
  2. учить анализировать языковой материал;
  3. учить составлять диалогическое и монологическое высказывание;
  4. следить за произношением детей, развивать слух

3. Воспитывающие:

  1. дать возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;
  2. создавать условия для воспитания чувств взаимовыручки, дружбы.

3) воспитывать нравственные качества дружбы, доброжелательности;

Обучающиеся должны знать понятия и отличия самостоятельных и служебных частей речи,

Уметь определять части речи по вопросу и значению
Личностные УУД: формирование эмоциональной отзывчивости, умение своё эмоциональное отношение к содержанию прочитанного, стремление к успешности в учебной деятельности; умение решать проблемы.
Регулятивные УУД: обучающиеся будут учиться выполнять учебные действия в устной, письменной речи, оценивать их.
Познавательные УУД: обучающиеся будут продолжать учиться понимать смысл незнакомых слов из контекста, подбирать слова для ответа, составлять монологическое и диалогическое высказывания; работать с информацией.
Коммуникативные УУД: уважать мнение собеседника, учиться его слушать, действовать в соответствии с к ситуацией.
Ключевые компетентности:
– ценностно-смысловые компетенции (понимание авторской позиции и своё отношение к ней; применение духовно – нравственного опыта при обсуждении текста);
– учебно-познавательные компетенции (планирование, анализ, рефлексия; понимание проблемы и выдвижение гипотезы )
– информационные компетенции (анализ и отбор необходимой информации, преобразование, сохранение и передача (схематичное представление материала и рассказ по ней, умение работать с текстом);
– коммуникативные компетенции ( развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений);
– социально-трудовые компетенции (умение выполнять требования учителя по соблюдению дисциплины, норм поведения во время учебных занятий, умение действовать в соответствии с личной выгодой, не ущемляя прав других учеников);
– компетенции личностного самосовершенствования (потребность речевого самосовершенствования (исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении; замечать в собственной речи (и чужой) отступления от норм литературного языка

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока/занятия/мероприятия

Проектор, ноутбук, презентация (Приложение 1), распечатка на каждого ученика (Приложение 2), лист А-3 или ватман, маркеры, книги, карточки для дифференцированной работы (Приложение 3)

Примечание:

Подчеркнутые фразы даются на слух

Использованная литература и ресурсы

Практическая грамматика на уроках русского языка: Учеб.-метод. пособие для работы с уч-ся 4-7 кл. спец. (коррекционных) образоват. учреждений: в 4 ч. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013.
http://festival.1september.ru/articles/643551/ http://kzbydocs.com/docs/382/index-72766-1.html

1. Оргмомент

Урок чтения.
Спросите у меня, что будем делать на уроке?
Сегодня мы будем закреплять знания о частях речи, будем хорошо говорить звук С

Дети повторяют.
Отвечают на вопрос

2. Работа над развитием слуха

Имя прилагательное, обозначает признак, Полина.
Имена существительное отвечает на вопросы кто? Что?, Кристина.
Глагол, обозначает действие, Демид.
Самостоятельные и служебные части речи, Маша.
Часть речи, Витя.
Предлог– служебная часть речи, Витя.
Прилагательные изменяются по падежам, Ваня.

3. Проверка домашнего задания

Индивидуальная работа. Приложение 1

Источник

Ладыженская Т. А. 5 класс. Учебник №1, упр. 11, с. 10

Июн 19

Ладыженская Т. А. 5 класс. Учебник №1, упр. 11, с. 10

11. Выполните игровое задание на слушание.

1) Какие из человеческих качеств (доброта, мужество, честность, трудолюбие и т. д.) вы больше всего цените в людях? Разделитесь на три команды, выберите какое-то одно качество, обоснуйте своё мнение.

Я ставлю на первое место доброту.
Доброта — это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им. Доброта – это высокое и сильное чувство. Про него написаны тысячи книг, отсняты сотни фильмов. Добро побеждает в сказках. Оно лежит в основе мировых религий. Доброта – это стремление помогать. Делать это просто так, не требуя взамен услуг или благодарности, не ожидая поощрения общественности.

Выиграет команда, которая наиболее точно передаст содержание того, что услышала от другой команды, и убедительно выскажет свою точку зрения на поставленный вопрос.

2) Прочитайте начало сказки из книги А. Арсирия, в которой части речи спорят друг с другом.

Расхвастался как-то Глагол перед Существительным:

— Я у самого Юлия Цезаря в почёте был! «Пришёл, увидел, победил!» Заметьте: три глагола, три сказуемых и ни одного существительного!

Разделитесь на три команды. Придумайте вместе продолжение сказки «Спор частей речи». Что могла бы сказать о себе, своём значении каждая часть речи?

Учитель повторит начало сказки. Первая команда говорит от имени какой-либо части речи, вторая — повторяет (можно не дословно) сказанное первой командой и говорит о другой части речи и т. д. Выиграет та команда, которая сумеет наиболее точно воспроизвести услышанное и придумает самое интересное и содержательное продолжение сказки.

Грамматическая сказка «Спор частей речи»

Расхвастался как-то Глагол перед Существительным:
— Я у самого Юлия Цезаря в почёте был! «Пришёл, увидел, победил!» Заметьте три глагола, три сказуемых и ни одного существительного!

А Существительное в ответ:
— Да, если бы не я, то куда бы ты пришёл, кого бы ты увидел и победил. Ведь благодаря мне и моей помощи ты одержал победу. В моей власти называть предметы, которые могут творить чудеса: ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, палочка-выручалочка, меч-кладенец .

Но Глагол не унимался:
— А как же ты сможешь без моей помощи объяснить, что делают эти предметы?

Существительное замешкалось:
— Никак … Но Существительное самая употребляемая часть речи, и узнают они обо мне раньше, чем о тебе. Поэтому я главная часть речи.

На этот шум подоспело Прилагательное и спросило:
— Почему вы так шумите?

Существительное и Глагол в один голос воскликнули:
— Скажи, кто из нас важнее?
— Я лучше отведу вас к королю Слов и Предложений, он вас и рассудит, — ответило Прилагательное.
Когда все трое вошли во дворец, то увидели стены, расписанные правилами русского языка.

Прилагательное поинтересовалось у короля:
— Кто важнее из них? Разрешите спор.

Справедливый король ответил:
— Эти части речи равны по своей значимости, ведь они главные члены предложения, а это уже многого стоит! Без них люди не могли бы общаться между собой, и всё в мире потеряло бы смысл.

После этого Существительное и Глагол стали жить мирно и дружно, ведь им уже нечего было делить.

Источник

Сказка «Части речи»

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были части речи. Они были довольны собой, горды. И жили дружно, часто ходили друг к другу в гости и вместе решали вопросы государства. Существительное, Местоимение и Глагол всегда распоряжались КТО и ЧТО должен был ДЕЛАТЬ. Наречие приходило на помощь, когда нужно было ответить на вопросы ГДЕ? КУДА? и КАК? Числительное всегда помогало подсчитывать их доходы, а Прилагательное всегда появлялось, чтобы украшать их жизнь, веселить и успокаивать. Работы было много. Но часто они спорили, кто из них важней.

Просмотр содержимого документа
«Сказка «Части речи»»

Учитель русского языка и литературы МБОУ Гришинская школа Первомайского района Республики Крым Мордухай Людмила Ивановна

Сказка «Части речи»

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были части речи. Они были довольны собой, горды. И жили дружно, часто ходили друг к другу в гости и вместе решали вопросы государства. Существительное, Местоимение и Глагол всегда распоряжались КТО и ЧТО должен был ДЕЛАТЬ. Наречие приходило на помощь, когда нужно было ответить на вопросы ГДЕ? КУДА? и КАК? Числительное всегда помогало подсчитывать их доходы, а Прилагательное всегда появлялось, чтобы украшать их жизнь, веселить и успокаивать. Работы было много. Но часто они спорили, кто из них важней.

Услышали их споры жители ближайших сёл и пришли к ним на службу.

Предлог вовремя напоминал им о зависимости одной части речи от другой, чтобы они не ссорились.

Союз соединял родственников в одну семью; маленькие речушки — в одну большую реку.

Частица вносила различные оттенки в их отношения. Все зажили дружно и весело одной семьёй в стране .

И только гордый пастух – одиночка Междометие не присоединился к ним. Он до сих пор ходит по полям, лесам, всё охает, ахает, вздыхает, но гордости не умаляет…

— Как называется царство – государство? Не догадались?

Учитель русского языка и литературы МБОУ Гришинская школа Первомайского района Республики Крым

Мордухай Людмила Ивановна

Урок русского языка в 5 классе

по теме: «Повторение изученного по морфологии »

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Предметные: обобщение учащимися знаний по пройденному материалу.

Метапредметные: умения выделять главное, логически мыслить, давать определение, действовать по алгоритму.

Личностные: формирование познавательных мотивов учебной деятельности на основе системного подхода к изучению уже пройденного материала.

Учебник: Русский язык, Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын: Просвещение, 2014.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний по теме «Лексика» в условиях реализации ФГОС.

Метод: комбинированный, игровой.

Цель урока: обобщить, расширить и систематизировать знания по теме «Лексика».

— развить умение формулировать определение понятий;

— развить умение находить синонимы, антонимы в тексте;

— формировать умение использовать синонимы, антонимы в речи;

— обогащать словарный запас учащихся;

— совершенствовать орфографические умения.

— осуществление системно-деятельностного подхода;

— формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения формулировать проблему;

воспитание интереса и уважения к родному языку;

воспитание ценностного отношения к слову;

развитие коммуникативных УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые образовательные результаты:

обобщение и систематизация знаний о лексическом значении слова, самостоятельных и служебных частях речи, тексте, орфографии.

формирование ценностного отношения к русскому языку,

формирование нравственных ценностей.

воспитание интереса к предмету через разные виды работы;

умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их. Воспитывать чувства

мультимедийная презентация к уроку, глобус;

тестовые задания по теме.

Этап подготовки учащихся к активному, сознательному учебного материала.

Рефлексия учебной деятельности.

Информация о домашнем задании, комментирование, выставление оценок за урок.

— Ребята, я очень рада вновь войти в приветливый ваш класс, И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Я знаю: каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок. Скрестите шпаги ваших знаний И вместе с вами проведём урок!

Сегодня на уроке у нас присутствуют гости: учителя русского языка и литературы школ Первомайского района . Давайте поприветствуем их улыбкой. Пусть сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения. А нашим девизом на уроке будет фраза: «Невозможно без вниманья получить образованье!»

Как вы понимаете эти слова?

Какие 2 группы частей речи мы изучили в 5 классе? (самостоятельные и служебные). Почему 1 группа называется «самостоятельные части речи? Назовите все самостоятельные части речи. Почему 2 группа называется «служебные части речи? Какие части речи относятся к служебным? А в каком разделе науки о языке изучаются части речи? (морфология)

— Ребята, вам предстоит самим определить тему урока. (Учащиеся называют тему урока). Запишите число, классную работу и тему урока в тетради. Но я вам предлагаю не просто урок. Определить вид урока я вам помогу. (На стол ставится глобус) Ребята легко определяют вид : урок –путешествие. Да, ребята, я вам предлагаю путешествие в далекую и загадочную страну «МОРФОЛОГИЮ».Эта страна расположена между двумя океанами: океаном ЗНАНИЙ и океаном УМЕНИЙ.(Слайд 1)

Давайте определим цели урока. Что мы должны знать и уметь по изученной теме? (Ребята определяют цели урока, учитель помогает им, дополняет.)

— Прежде чем отправиться в путешествие, давайте поработаем над лексическим значением слова ПУТЕШЕСТВИЕ. У вас на столах лежат ваши помощники – толковые словари. Найдите и прочитайте лексическое значение слова. Запишите его значение в тетрадь. (Дети зачитывают определение слова и записывают в тетради).

— Как видим, страна МОРФОЛОГИЯ состоит из городов, названных в честь их жителей. На границе каждого города нам нужно будет предъявить пропуск. Это паспорт города. Предлагаю составить паспорта городов страны Морфология. ( Каждой паре нужно записать все морфологические признаки той части речи, которую назовёт учитель. Задание рассчитано на 6 пар).

Учитель: Ребята, паспорта готовы, можно отправляться. Закрываем глаза и мысленно отправляемся в загадочную страну (звучит запись гудка поезда и стук колёс.) Наша первая остановка – г.Существительное. Ребята открывают глаза.

Первая остановка: ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.(Слайд 2)

— Предъявим, ребята, паспорт города.(Учащиеся зачитывают « паспорт» имени существительного)

Задание 1. «Узнай меня» Отметьте характеристики, не относящиеся к существительному: (Слайд 3). Устно. А) обозначает признак предмета; Б) изменяется по лицам; В) имеет 3 спряжения; Г) в большинстве случаев изменяется по числам.

Задание 2.Определить склонение существительных: (Слайд 3)

МЫШЬ, ПЛЯЖ, ДРУЖБА, НЕРЯХА, ОКНО, ВЕСНА, ЦВЕТОК, ЯЗЫК, МОРЕ, КОТ, ЗЕМЛЯ, НОЧЬ, КНИГА, ЛЕС, РЕЧЬ, СВЕЧА, ПОРТРЕТ, БАНТ. Работа в тетрадях.

Самооценка : проверка знаний по опоре (Слайд 4)

Задание 3. Вставить буквы, подчеркнуть лишние слова, выбор аргументировать. (Слайд 5) Запись в тетради.

ЯЙЦ…, РУЖЬЕЦ…, КОЛЬЦ…, ДЕРЕВЦ… ГРАЧ…М, КЛЮЧ…М, КАЛАНЧ…Й, СИНИЦ…Й, ТОВАРИЩ…М, ПЛЮЩ…М

Учитель: Ребята, нас ждут в городе ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. (Слайд 6). Предъявите «паспорт». Зачитываются морфологические признаки имени прилагательного.

Задание 4. Назвать имена прилагательные, характеризующие вид города. ( Зелёный, яркий, красивый, солнечный…)

Задание 5. Распространите предложения прилагательными. (Слайд7).

Работа на цветных карточках:

У нас в саду вырос _________ цветок. Он привлекал всех___________ запахом и цветом. Цветок радовал и взрослых и __________ детей.

Учитель: Молодцы, ребята. Мы приглашены в город Числительное.(Слайд 8). Зачитывание «паспорта» имени числительного.

Задание 6. Составьте предложения с именами числительными по картинке (устно).

Задание 7. Записать числа в словосочетаниях словами и определить группы числительных по значению: 10 яблок, 5 день, 11 колец, 700 рублей, 8 задача, 13 дней.

Взаимопроверка (Обмен тетрадями). Оценивание «Светофор» ( Слайд 9).

Учитель: Подходим к городу Местоимение. Кто готов рассказать о жителях этого города? (Зачитывается «паспорт» местоимения).

Задание 8. Назвать отдыхающих в парке местоимениями.

Задание 9. Найди «ЧЕТВЁРТОЕ ЛИШНЕЕ» ( Слайд10). Работа в тетрадях.

Я, МЫ, ОНИ, ВЫ К НЕМУ, С НИМ, ЕМУ,О НЕМ ОН, ОНА, ОНИ, ОНО

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем – крылья сложили назад.

Учитель: Приготовьте «паспорт» и будьте внимательны. Мы подъезжаем к самому опасному городу — городу движения. Повторим правила дорожного движения. (Слайд 11 ).

Задание 10. Составить предложения о правилах дорожного движения, используя глаголы настоящего и будущего времени.

Задание 11. Определить спряжение глаголов и внести ответ в таблицу (работа у доски)

1.Клеят 2.Отвечаешь. 3.Мечтает. 4.Пахнет. 5.Полоть. 6.Слышит. 7.Сеять. 8.Просить.

Учитель: Нас ждут жители города Наречие. Это самый маленький город. (Слайд 12) . Предъявите паспорт города. Но где же его жители? Я предлагаю поработать в группах. Но для начала проверим ваши навыки совместной деятельности.

Разминка «Уменьшающаяся газета».Условия игры: на каждую группу(не больше 4 человек) выдаётся 1 газетный лист. Всей командой нужно стать на газетный лист и сказать: «Мы — одна команда!» Газета складывается несколько раз и задание повторяется. Задача группы – разместиться на наименьшем возможном кусочке бумаги на время, достаточное для того, чтобы крикнуть всем вместе: «Мы одна команда!»

Задание 12. (выполняется на листах)

« Сбежали наречия! Найти и вставить их на место»

Весна. С каждым днем всё сильнее тянет (…). (…) идти по тропинке, поросшей травкой-муравкой, и наблюдать, как в течение дня всё (…) меняется в красках и звуках! (…) раскрываются и закрываются цветы, (…) пролетают птицы, бабочки, жуки.

(…) есть пропахшую дымом кашу, спать в еловом шалаше или на дереве, как Робинзон Крузо. Любознательность, желание увидеть новое, открыть никому не известное (…)зовут нас путешествовать.

Слова для справок: хорошо, незаметно, быстро, вокруг, страстно, вкусно, вдаль.

Зрительный диктант «Один за всех и все за одного». Распределение ролей в каждой группе: писарь, гонцы. Учитель кладёт карточку с записанным предложением на стол; подходят по одному гонцу от каждой группы ,читают, запоминают предложения, выделенные орфограммы и диктуют «писарю».

Оценивание формативное: учитель вывешивает плакат с текстом, проверка по образцу:

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадёт,

В любой беде не пропадёт.

Учитель: Да, вы дружно поработали в группах. Лидер группы оценит работу каждого (оценка с комментированием) .

Ребята, оцените каждый свою работу на уроке. Возьмите звёздочку такого цвета, который соответствует оценке: красный – 5; жёлтый – 4; синий – 3; чёрный – 2, вложите в тетрадь и передайте мне.

Закончите фразы: Теперь я могу…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

За что я могу себя похвалить?

Учитель: Спасибо за урок, вы молодцы. Давайте украсим наш букет цветами по вашему настроению на уроке.

Домашнее задание: 1)Подготовиться к контрольной работе, выполнить тестовые задания (стр.78 учебника); 2) Задание на всю жизнь: ценить дружбу, всегда подставлять надёжное плечо нуждающимся.

Источник

Читайте также:  Мягкий знак после букв шипящих в конце прилагательных