Меню

Спор глагола с прилагательными



Спор частей речи

Грамматическая сказка по русскому языку.

Скачать:

Вложение Размер
spor_chastey_rechi.docx 12.87 КБ

Предварительный просмотр:

Спор частей речи.

Расхвастался как-то Глагол перед Существительным:

-Я у самого Юлия Цезаря в почёте был! «Пришёл, увидел, победил!» Заметьте три глагола, три сказуемых и ни одного существительного!

А Существительное в ответ:

-Да, если бы не я, то куда бы ты пришёл, кого бы ты увидел и победил. Ведь благодаря мне и моей помощи ты одержал победу. В моей власти называть предметы, которые могут творить чудеса: ковёр — самолёт, сапоги — скороходы, палочка — выручалочка, меч — кладенец .

Но Глагол не унимался:

-А как же ты сможешь без моей помощи объяснить, что делают эти предметы?
Существительное замешкалось:

-Никак … Но Существительное самая употребляемая часть речи, и узнают они обо мне раньше, чем о тебе. Поэтому я главная часть речи.

На этот шум подоспело Прилагательное и спросило:

-Почему вы так шумите?

Существительное и Глагол в один голос воскликнули:

-Скажи, кто из нас важнее?

-Я лучше отведу вас к королю Слов и Предложений, он вас и рассудит, — ответило Прилагательное.

Когда все трое вошли во дворец, то увидели стены, расписанные правилами русского языка.

Прилагательное поинтересовалось у короля:

-Кто важнее из них? Разрешите спор.

Справедливый король ответил:

-Эти части речи равны по своей значимости, ведь они главные члены предложения, а это уже многого стоит! Без них люди не могли бы общаться между собой, и всё в мире потеряло бы смысл.

После этого Существительное и Глагол стали жить мирно и дружно, ведь им уже нечего было делить.

Источник

Помагите написать сочинение на тему «Спор глагола и существительного» большое и не с интернета Пожалуйста))

Расхвастался как-то Глагол перед Существительным:

-Я у самого Юлия Цезаря в почёте был! «Пришёл, увидел, победил!» Заметьте три глагола, три сказуемых и ни одного существительного!

А Существительное в ответ:

-Да, если бы не я, то куда бы ты пришёл, кого бы ты увидел и победил. Ведь благодаря мне и моей помощи ты одержал победу. В моей власти называть предметы, которые могут творить чудеса: ковёр — самолёт, сапоги — скороходы, палочка — выручалочка, меч — кладенец .

Но Глагол не унимался:

-А как же ты сможешь без моей помощи объяснить, что делают эти предметы?
Существительное замешкалось:

-Никак … Но Существительное самая употребляемая часть речи, и узнают они обо мне раньше, чем о тебе. Поэтому я главная часть речи.

На этот шум подоспело Прилагательное и спросило:

-Почему вы так шумите?

Существительное и Глагол в один голос воскликнули:

-Скажи, кто из нас важнее?

-Я лучше отведу вас к королю Слов и Предложений, он вас и рассудит, — ответило Прилагательное.

Когда все трое вошли во дворец, то увидели стены, расписанные правилами русского языка.

Прилагательное поинтересовалось у короля:

-Кто важнее из них? Разрешите спор.

Справедливый король ответил:

-Эти части речи равны по своей значимости, ведь они главные члены предложения, а это уже многого стоит! Без них люди не могли бы общаться между собой, и всё в мире потеряло бы смысл.

После этого Существительное и Глагол стали жить мирно и дружно, в едь им уже нечего было делить.

Источник

Конспект урока по русскому языку на тему «Глагол плюс прилагательное» 10 класс

Особенности работы со слабоуспевающими и одаренными детьми в школе

свидетельство каждому участнику

скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции

13 – 15 октября 2020г 19:00 (МСК)

Глагол плюс Прилагательное равняется… (10 класс)

В значении причастия

Глагол и прилагательное

Что оба в нём влиятельны.

Обозначает признак обозначает действие

предмета (листья засохли)

предмета ( сухие листья)

Обозначает признак предмета

по действию ( засохшие листья)

Вопрос какой? 1. Вопросы что делать? что сделать?

Род. 2.Возвратность – невозвратность.

3. Переходность – непереходность.

Падеж. 5. Наклонение.

Полная и краткая формы. 6. Время: настоящее, прошедшее,

Согласуется с существительным. будущее.

В предложении – определение и 7. Лицо.

сказуемое. 8. Число и род.

9. В предложении – сказуемое.

1.Вопрос какой? 1. Вопросы что делающий? что сделавший? сделающий?

2. Род. 2. Возвратность – невозвратность.

3. Число. 3. Переходность – непереходность.

5. Полная и краткая формы. 5. Время: настоящее, прошедшее.

6. Краткая форма не склоняется. 6. Действительное и страдательное.

7.Согласуется с существительным. 7. В предложении – сказуемое.

В предложении – определение

Тестовое задание. (А 28)

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Главный источник загрязнения окружающей среды – возвращение в природу огромной массы отходов, которые образуются в процессе производства и потребления.

2) Значения, которые образовались в многозначном слове путём переноса наименований, вторичны.

3) Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо.

4) По слухам, которые иногда до нас доходили, Женя стал первоклассным военным врачом.

Когда мы говорим, то вместо причастных оборотов часто используем сложные предложения со словом который. А теперь давайте сделаем противоположную работу. В этом тексте замените выделенные придаточные предложения причастными оборотами. Какой вариант вам больше нравится: первоначальный или полученный вами?

Море, огромное, которое лениво вздыхает у берега , — уснуло и неподвижно в дали, которую луна облила голубым сиянием . Мягкое, серебристое, оно слилось там с синим небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных, которые не скрывают собой золотых узоров звёзд

Горы, которые поросли деревьями, которые уродливо прогнулись норд-остом , резкими взмахами подняли свои вершины в синюю пустыню над ними, суровые контуры их, которые оделись тёплой и ласковой мглой нежной ночи , округлились.

А теперь небольшой секрет: В этом упражнении был помещён деформированный текст М.Горького (первоначальный вариант). То, что должно получиться у вас,- подлинный текст М.Горького.

Какие из этих причастий действительные , а какие страдательные ? Определить это помогут их значения.

Идущий поезд – «тот, который идёт сам». 2) Пройденный путь – «тот, который кто-то прошёл». 3) Хранимый документ. 4) Вернувшийся отец. 5) Возвращённый журнал. 6) Выросший лук. 7)Выращенный лук.

ЗАМЕТЬТЕ. Все суффиксы действительных причастий имеют в своём составе шипящие звуки : -ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ-), -вш-, -ш-.

Шипящие звуки считаются некрасивыми, неблагозвучными. М. Горький, обращаясь к молодым писателям, рекомендовал им: «Все эти вши, ши и прочие свистящие и шипящие слоги надобно понемногу вытравливать из языка, во всяком случае, надобно избегать их по возможности».

Однако прочитайте отрывок из стихотворения русского поэта Н.А.Некрасова:

От ликующих, праздно болтающих,

Обагряющих руки в крови

Уведи меня в стан погибающих

За великое дело любви.

Разве шипящие мешают красоте и выразительности этих строк? Как вы думаете?

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ. Признак действительности или страдательности и признак времени ( настоящего или прошедшего ) выражается с помощью одних и тех же суффиксов. Для того чтобы узнать, какие перед вами причастия, используйте эту таблицу.

Настоящее время -ущ-(-ющ-) -ем-(-ом-)

Прошедшее время -вш-, -ш- -енн-, -нн-, -т-

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?

2)вздыха. щий, рокоч..щий

3) искаж..нный, леч..щий

4) толка..щий, завис..щий

ПОМНИТЕ. Все причастия образуются только от глаголов! ВИД ПРИЧАСТИЯ И ВИД ИСХОДНОГО ГЛАГОЛА ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОДИНАКОВЫ.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Далеко не от каждого глагола можно образовать все четыре формы причастия: 1) от непереходных глаголов не образуются страдательные причастия ( только действительные); 2) от глаголов совершенного вида не образуются причастия настоящего времени; 3) от глаголов несовершенного вида могут не образовываться страдательные причастия прошедшего времени.

Образуйте все возможные формы причастий от этих глаголов:

сидеть, сажать, обуть, обувать, хранить, сохранить.

Как с ними обращаться?

Причастия считаются «книжными» словами. Они в основном используются в письменной речи: в научной литературе, деловых бумагах, инструкциях, правилах.

Перед вами тексты трёх стилей – научного, официально-делового и художественного.

Определите стиль речи

Выделите в них причастия

Действительные они или страдательные?

Полные или краткие?

Книжная речь – речь, представленная в художественных, научных, публицистических, официально-деловых текстах. Книжная речь связана с письменной формой выражения. Книжная речь противостоит разговорной речи.

Лучший способ варки очищенного картофеля следующий: вымытый, очищенный картофель кладут в кастрюлю, заливают крутым кипятком так, чтобы картофель был покрыт водой, добавляют соли и варят в закрытой посуде до готовности. Сильно разваривающийся картофель варят на пару.

Берёзы, берёзы России, —

Вы всё вместе с нами прошли.

И нету конца вашей силе,

Идущей от русской земли.

ЗАМЕТЬТЕ. Хоть причастие и «книжное» слово, но может употребляться и в устном народном творчестве: в сказках, пословицах и поговорках, загадках.

Я колобок, колобок, по амбару метён,

По сусекам скребён, на сметане мешён,

В печку сажён, на окошке стужён…

За одного битого двух небитых дают. Пролитую воду не соберёшь. Сказанное слово серебряное, а несказанное – золотое.

Тестовое задание (А 24)

Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены.)

Наш внутренний мир настроен чутко и тонко и отзывается на самые незаметные звуки жизни.

Дом к празднику убирали шиповником да белою ромашкою.

Как наше так и вражеское войско томилось в ожидании настоящего боя.

Из сеней он попал в комнату чуть озарённую светом выходившим из широкой щели.

В этих предложениях найдите действительное и страдательное причастия (незаметные, озарённую, выходившим).

Тестовое задание (А 21)

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Как крепнет весь человек( ) охваченный свежим дыханием весны!

1)Сложное бессоюзное предложение, запятая нужна.

2) Сложносочинённое предложение, запятая нужна.

3) Простое предложение, запятая не нужна.

4) Простое предложение, осложнённое обособленным определением (причастным оборотом), запятая нужна.

Тестовое задание (А 22-23)

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Сразу же за рекой (1) поднимаясь вверх (2) виднелись скалистые горы (3) очерченные внизу (4) ломаной линией чернеющих низеньких кустарников.

Вспомните, когда в причастиях пишется –Н- и –НН-.

есть приставка, кроме НЕ-; — нет приставки, кроме НЕ-

есть поясняющее слово; — нет поясняющего слова

от глагола на -ова- (-ева-) краткое причастие

глагола совершенного вида, кроме РАНЕНЫЙ

Тестовое задание (А 18)

В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена одна буква –Н-?

А. Жаре( )ые пирожки. Маринова( )ые грибы.

Б.Ране( )ый боец. Купле( )ый товар.

В. Печё( )ая картошка. Пирожки пожаре( )ы.

Г. Лома( )ая линия. Мороже( )ое мясо.

1) А,В 2) Б,В 3) В,Г 4) А,В,Г

АНАЛИЗ ТЕКСТА. СОЧ и НЕНИЕ

Большой текст – это центральное звено второй части экзаменационной работы, более сложной, предназначенной главным образом для отбора в вузы самых подготовленных выпускников. На основе этого текста строятся тестовые задания разного типа: с выбором ответа, с кратким ответом, с развёрнутым ответом (сочинение).

Вам предлагаются задания, проверяющие

— понимание текста, адекватное авторскому замыслу;

— владение основными речеведческими понятиями ;

— умение создавать на основе проанализированного текста собственное связное высказывание, писать сочинение-размышление.

Сформулируйте основные проблемы текста и авторскую позицию.

(1) В купе поезда, куда я вошёл с опозданием, человек с одной рукой, судя по возрасту – инвалид войны, надевал миловидной, молодящейся даме мягкие тапочки с розочками-аппликациями на носках.

(2) Обутая и ободрённая, дама ушла в коридор, скучая, смотрела в окно.

(3) Инвалид принялся заправлять постели.

(4) Ничего не скажешь, делал он эту работу одной рукой довольно ловко, хотя и не очень споро,- привык, видать, заниматься домашними делами. (5) Но одна рука есть одна рука, и он устал изрядно, пока заправил две постели.

(6) – Мурочка! (7) Всё в порядке,- известил он даму и присел к столику.

(8) Дама вошла в купе, пальчиком поправила не совсем ловко заделанную под матрац простыню и победительно взглянула на меня: «Вот как он любит меня!»

(9) Инвалид, по-собачьи преданно перехватив её взгляд, будто подтвердил: «Вот как я её люблю!»

(10) Потом они препирались насчёт нижнего места, и дама снисходительно уступила:

(11) –Ну, хорошо, хорошо!- (12) Поцеловала усталого спутника, мужа, как выяснилось потом, пожелала ему спокойной ночи и стала устраиваться на нижнем месте.

(13) Сходив в туалет, инвалид попытался молодецки вспрыгнуть на вторую полку — не получилось. (14) Он засмущался, начал извиняться передо мной, спрашивать у Мурочки, не потревожил ли её.

(15) – Да ложись ты, ради Бога, ложись! (16) Что ты возишься?- строго молвила дама, и супруг её снова заизвинялся, заспешил.

(17) Дело кончилось тем, что мне пришлось помочь ему взобраться на вторую полку. (18) Поскольку были мы оба фронтовики, то как-то замяли неловкость, отшутились.(19) Познакомились. (20) Инвалид был известный архитектор, ехал с ответственного совещания, жена его сопровождала, чтобы ему не так трудно было в пути.

(21) Долго не мог уснуть архитектор на второй полке, однако шевелиться боялся: не хотел потревожить свою Мурочку. (22) И я подумал, что любовь, конечно, бывает очень разная и, наверное, я её понимаю как-то упрощённо, прямолинейно или уж и вовсе не понимаю. (23) Во всяком разе, такую вот любовь, если это в самом деле любовь, мне постичь было непосильно.

Информация о тексте

Основные проблемы: 1) проблема любви ( Достоин ли любви человек, сам не способ-

к этому чувству?

2) проблема взаимоотношений между близкими людьми (Могут

близкие отношения строиться на неуважении одного человека

Авторская позиция: 1) человек, который лишь позволяет себя любить и не способен

ответить на чувство другого вниманием и заботой, не досто-

2) по мнению автора, взаимоотношения между близкими

людьми не могут строиться на неуважении и рабской

зависимости одного человека от другого.

Подведение итогов урока: Какую часть речи мы повторили сегодня на уроке?

Назовите основные орфограммы и пунктограммы , кото-

рые мы повторили.

Домашнее задание: упражнение №… или №… .

Источник

Читайте также:  Грамматическая природа русских прилагательных