Меню

Способы образования имен прилагательных упражнения



Разработка урока по русскому языку «Словообразование имён прилагательных»

Разработка урока по русскому языку

«Словообразование имен прилагательных»

  • Повторить все известные способы морфологического образования слов на примере анализа имен прилагательных.
  • Тренировать учеников в опознавании разных способов образования имен прилагательных и определении словообразовательного значения словообразовательных суффиксов.
  • Совершенствовать умения анализировать текст.
  • Закрепить понятие тема, стиль, тип текста, изобразительно-выразительные средства языка.
  • Совершенствовать навыки многостороннего языкового анализа слов на основе словообразовательной модели.
  • Продолжить работу по развитию речи, техники чтения, грамотного письма.

Учебник по русскому языку 6 класс под редакцией М.М. Разумовской.

Рабочие тетради, школьные словари, памятки для учащихся, раздаточный материал, ПК, экран, схемы, таблицы в электронном виде, классная доска.

Тема и цели урока.

Проверка домашнего задания.

Способы словообразования имен прилагательных.

Выполнение упр. № 153.

Анализ текста (фронтально).

Работа с памяткой.

Домашнее задание. Упр. № 152 или № 154 на выбор.

1. Организационный момент.

2. Объявление темы и цели урока.

3. Практическое упражнение.

А) После объявления темы урока и разъяснения его задач, выполняем практическое упражнение. Под диктовку учителя имен существительных учащиеся записывают имена прилагательные и разбирают их по составу ( работают в тетрадях). Один учащийся работает на закрытом крыле доски.

Б)Работа с толковым словарем С.И.Ожегова(индивидуальное задание):

могущество (большая сила, власть, мощь, влияние)

пародия (комическое или сатирическое подражание)

политика (деятельность органов государственной власти, вопросы и события государственной и общественной жизни)

полемика (спор при обсуждении каких-либо вопросов, проблем)

дискуссия (обсуждение каких-либо вопросов, проблем на собрании, в печати).

В) Затем следует проверка:

— Назовите слова, которые у вас получились.

— Каким способом образованы прилагательные? (суффиксальным)

— Какие имена прилагательные образовались у вас? (относительные)

— Какие разряды вы знаете? (качественные, относительные и притяжательные)

Читайте также:  Примеры прилагательного в роли подлежащего

Проверка домашнего задания.

Проводим проверку домашнего задания фронтально. Упр. 147, вопрос №2.

Учащиеся отвечают на вопрос:

— расскажите о суффиксальном способе образования качественных и относительных имен прилагательных.

Способы словообразования имен прилагательных.

— Какие еще способы словообразования имен прилагательных вы знаете?

Выполнение упр. № 153.

Один учащийся работает на закрытом крыле доски.

Проверка: ученик у доски открывает крыло, а другие ученики исправляют ошибки.

Раз (рас), без (бес)

Повторяем орфограмму: “Правописание приставок, оканчивающихся на С-З”.

7. Анализ текста (фронтально).

Читаю текст (он лежит на партах у учащихся).

— Назовите тему. (О коростели)

— Какое может быть название? (Коростель)

— Назовите стиль, докажите. (Художественный)

— Какие изобразительно-выразительные средства использовались? (эпитет, сравнение)

— Как относится автор к тому, что изображает? (с любовью)

— Какие стилистические особенности вы заметили в данном тексте? Докажите. (Слова разговорного стиля, неполные предложения)

— Какие особенности художественного стиля? (соединять в себе все стили)

— Какой тип текста? (описание)

Выполнение в тетрадях задания.

— Попробуйте образовать из слов одно прилагательное при помощи О (Е). (фронтально)

Работа с памяткой.

Анализ словообразовательной модели. На проверку вызываются учащиеся.

9. Подведение итогов.

10. Домашнее задание. Упр. № 152 или № 154 на выбор.

Источник

Русский язык. 4 класс

Конспект урока

Русский язык, 4 класс

Урок № 54. Способы образования имён прилагательных

Вопросы, рассматриваемые на уроке

  • способы образования имён прилагательных.
  • делать разбор по составу имён прилагательных;
  • оценивать результаты своей деятельности.

Имя прилагательное – часть речи, отвечает на вопросы какой? каков? какая? какова? какое? каково? какие? каковы? В начальной форме обозначает признак предмета. Бывают по форме полные красивый, и краткие красив. Имена прилагательные делают нашу речь более выразительной, яркой и точной. Изменяются по родам, числам и падежам.

Читайте также:  Непроверяемые прилагательные из толкового словаря

Суффиксальный способ – способ образования слов, когда к основе прибавляется суффикс. Например: гость – гостевой, зерно – зернистый.

Приставочный способ – способ образования новых слов, когда к основе имени прилагательного прибавляется приставка. Например: последний – предпоследний, полярный – заполярный.

Приставочно-суффиксальный способ – способ образования новых слов, когда к основе одновременно присоединяются приставка и суффикс. Например: море – заморский, победить – непобедимый, думать – бездумный.

Словосложение способ образования новых слов, когда происходит сложение двух или более основ. Например: дружба + любить = дружелюбный, нефть + газ + носить = нефтегазоносный.

  • Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Способы образования имён прилагательных видео-урок

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Разберите по составу несколько имён прилагательных.

бес-снеж-н-ый бел-о-снеж-н-ый

Подумайте, как образовались эти и другие имена прилагательные.

Существует четыре способа образования имён прилагательных. Рассмотрим все способы.

Суффиксальный способ – способ образования слов, когда к основе прибавляется суффикс. Например: гость – гостевой, зерно – зернистый.

Приставочный способ – способ образования новых слов, когда к основе имени прилагательного прибавляется приставка. Например: последний – предпоследний, полярный – заполярный.

Приставочно-суффиксальный способ – способ образования новых слов, когда к основе одновременно присоединяются приставка и суффикс. Например: море – заморский, победить – непобедимый, думать – бездумный.

Словосложение способ образования новых слов, когда происходит сложение двух или более основ. Например: дружба + любить = дружелюбный, нефть + газ + носить = нефтегазоносный.

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля

  1. Имена прилагательные, отвечающие на вопрос чей?, образуются от имён существительных, которые обозначают животных и человека при помощи суффиксов -ин, -ов (-ев), -ий (-й). Образуйте несколько имён прилагательных.
Читайте также:  Тест по теме прилагательное 6 класс в английском языке

Лиса – лисий, отец – _____________, мама – _____________, девица – _____________, птица – _____________, рыба – _____________, волк – _____________, сын – _____________, дочь – _____________.

Проверьте себя по эталону:

Лиса – лисий, отец – отцов, мама – мамин, девица – девичий, птица – птичий, рыба – рыбий, волк – волчий, сын – сыновний, дочь – дочерний.

  1. От каких слов образованы эти русские фамилии? При помощи чего они образованы? Выделите суффикс. Обратите внимание! Тут прилагательные «работают» собственными именами существительными, это фамилии.

Проверьте себя по эталону:

Алёшин

Селькин

Егоров

Галкин

Горина

Большова

Быстрова

Беседина

Кольцов

Огурцов

Рощин

Правдин

  1. Распределите имена прилагательные в три столбика.

Образованы при помощи суффиксов -ин, -ов (-ев), -ий (-й).

Образованы при помощи суффикса

Ненадёжный, Володин, голосистый, опасный, глинистый, папин, львиный, коварный, гостевой, талантливый, узловатый, тенистый, сероватый.

Проверьте себя по эталону:

Образованы при помощи суффиксов -ин, -ов (-ев), -ий (-й).

Источник