Меню

Спряжение глаголов урок в 4 классе занков



Урок русского языка в 4 классе Спряжение глаголов ( программа развивающего обучения Л. В. Занкова ) Работу выполнила учитель начальных классов МОУ «Тверская. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемИнга Карпушина

Похожие презентации

Презентация 4 класса по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Урок русского языка в 4 классе Спряжение глаголов ( программа развивающего обучения Л. В. Занкова ) Работу выполнила учитель начальных классов МОУ «Тверская.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Урок русского языка в 4 классе Спряжение глаголов ( программа развивающего обучения Л. В. Занкова ) Работу выполнила учитель начальных классов МОУ «Тверская гимназия 10» Антонова С. В.

2 Цель урока: опираясь на полученные ранее знания, составить схему-алгоритм определения спряжения глаголов. Задачи урока: обобщить знания учащихся о способах определения спряжения глаголов; закрепить умения учащихся определять вид, число и лицо глаголов; сформировать алгоритм определения спряжения глагола по неопределённой форме и по форме глагола 3 лица множественного числа; развивать умение различать глаголы 1 и 2 спряжения, различать глаголы-исключения; развивать у учащихся память, внимание, логическое мышление, устную речь; развивать умение работать в паре, формулировать выводы, доказывать свою точку зрения; воспитывать в учащихся дружелюбие, терпимость, уважение к одноклассникам.

3 Ход урока 1. Организационный момент. 2.Повторение. Актуализация знаний. 3. Орфографическая минутка. 4. Наблюдение над однокоренными глаголами. Работа с учебником. 5. Составление схемы определения спряжения глагола. 6.Физкультминутка. 7. Работа с фразеологизмами. 8. Упрощение алгоритма. 9.Обобщение. Итог урока. Домашнее задание.

4 Повторение. Актуализация знаний. Вопросы: 1. Какую тему мы изучаем? 2. Что мы с вами уже знаем по данной теме? (Учитель параллельно с ответами детей вывешивает на доску схемы, обозначающие ответы детей) На доске: Глаголы настоящего и будущего времени Ударное окончание Безударное окончание 1 спряжение 2 спряжение — Е — ут, — ют — И — ат, — ят Неопределённая форма 3 лицо множ. число — оть, — ать, — ять, — еть — ить Глаголы — исключения 3. Почему у глаголов с ударными окончаниями спряжение определяется легко? 4. Зачем глагол ставим в неопределённую форму или в форму 3 лица множественного числа? 5. В чём исключительность глаголов-исключений?

5 Орфографическая минутка. Вопрос : У каких глаголов спряжение определить легко ? Задание : определить спряжение глаголов, выделить окончания. 1 вариант ведёшь скользит шуршим несёте кладут молчишь кричат зовём льёте пьют 2 вариант стоишь поёт ждём везёте благодарят говоришь берут плывём живёте льют

6 Наблюдение над однокоренными глаголами. Работа с учебником. Цель работы: в процессе наблюдения сделать вывод о том, что однокоренные глаголы разного вида, образованные с помощью разных суффиксов, относятся к разным спряжениям.

7 Составление схемы – алгоритма определения спряжения глагола. Глаголы настоящего и будущего времени ударное окончание безударное окончание — ё — ут, — ют — и, — ат, — ят 1 спр.2 спр. Глаголы — исключения Неопределённая форма 3 лицо мн. число — оть, — ать, — ять, — еть — ить — ут, — ют — ат, — ят 1 спр. 2 спр. Глаголы — исключения

8 Наблюдение над однокоренными глаголами. Продолжение работы. Цель работы: в процессе наблюдения сделать вывод о том, что однокоренные глаголы разного вида, образованные с помощью разных приставок, относятся к одному спряжению. Дети работают в парах на карточках. Задание: определить спряжение и дописать окончание. (он) леч_т – полет_т (мы) гон_м – загон_м (вы) прос_те – спрос_те (он) стел_т – расстел_т (я) терплю — потерплю

9 Физкультминутка 1. Чтение словарной статьи в учебнике. 2. Выяснение того, что в статье речь идёт о фразеологизмах. 3. Учитель читает фразеологизмы, а дети определяют спряжение у глагола, входящего в фразеологизм. Если глагол 1 спряжения, то учащиеся хлопают в ладоши 1 раз, если глагол 2 спряжения – 2 раза. Фразеологизмы для физкультминутки: зарубить на носу, задирать нос, вешать нос, водить за нос, клевать носом, держать нос по ветру, остаться с носом, крутить носом.

Читайте также:  Как определить какие окончания пишутся у глаголов

10 Работа с фразеологизмами. Задание. Устно подобрать к данным глаголам фразеологизмы- синонимы. Глаголы, входящие в фразеологизмы, записать в форме 3 лица множественного числа. У глаголов определить спряжение.

11 Упрощение схемы — алгоритма. Вопрос : Что можно убрать из нашей схемы, чтобы она стала проще ? Глаголы настоящего и будущего времени Неопределённая форма 3 лицо мн. число — оть, — ать, — ять, — еть — ить — ут, — ют — ат, — ят 1 спр.2 спр. Глаголы — исключения

12 Итог урока. Домашнее задание. Вопросы для обобщения: 1. Что вы на сегодняшнем уроке узнали нового, чего раньше не знали? 2. Что запомните с нашего урока? В качестве домашнего задания взят 383, для выполнения которого учащимся необходимо будет вспомнить составленную в классе схему-алгоритм.

Источник

План-конспект урока русского языка в 4 классе ‘Алгоритм определения спряжения глаголов’

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме:

«Алгоритм определения спряжения глагола»

Подготовила и провела учитель начальных классов МБОУ Варнавинская СОШ Скопина И.В.

УМК: Система развивающего обучения Л.В. Занкова, Н.В. Нечаева, С.Г. Яковлева «Русский язык» 4 класс часть вторая

Тип урока: урок изучения новых знаний и первичного закрепления

Уметь пользоваться алгоритмом определения спряжения глагола.

Уметь определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием, выполняя пошаговые действия алгоритма.

Личностные. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

— определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

— проговаривать последовательность действий на уроке;

— высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

— уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;

— планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

— уметь оформлять свои мысли в устной форме;

— слушать и понимать речь других;

— договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

— учиться работать в паре; выполнять роли контролера, исполнителя.

— уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

— добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;

— преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую;

— делать выводы о результатах совместной работы.

Основные понятия: неопределённая форма глагола, спряжение глаголов, личные окончания глаголов

учебник Н.В. Нечаева, С.Г. Яковлева «Русский язык: 4 класс» ч. 2. Стр. 66 — 67 — Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2014 г.;

компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация «Алгоритм определения спряжения глаголов».

Цель: учить определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием.

Образовательные: познакомить с алгоритмом определения спряжения глагола; отработать пошаговые действия алгоритма, формировать умение правильно писать безударные личные окончания глаголов, учить определять спряжение глаголов по неопределённой форме.

Развивающие: развивать учебную самостоятельность школьников на основе постановки учебной задачи и организации проблемной деятельности; развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость, абстрактное мышление, память, внимание.

Воспитательные: воспитывать коммуникативные навыки: чувство товарищества, уважение к себе и окружающим, умение работать самостоятельно и в парах, воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебник Н.В. Нечаева, С.Г. Яковлева «Русский язык» 4 класс часть вторая

Мотивация к учебной деятельности

Цель: способствовать формированию положительной учебной мотивации.

— Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка мне бы хотелось начать со стихотворения-пожелания, которое приготовила для вас Даша Д.

Кто только зубрит, чтоб от двоек сбежать,

Тому никогда — никогда не понять.

Что можно идти на урок, как на праздник,

Что каждый отличник — шутник и проказник.

Учитесь с улыбкой! Шутите учась!

Читайте также:  Что такое наклонение глагола понятие

Любая ошибка исчезнет, боясь

веселой науки и радостных глаз.

Учитесь без скуки — как я!

— Спасибо, Даша за хорошее пожелание. Я надеюсь, что сегодня на уроке никому из вас не будет скучно, и вы легко справитесь со всеми поставленными задачами.

Актуализация знаний фиксация затруднения в индивидуальной деятельности

-актуализация изученного способа определения спряжения глаголов;

-мотивация к пробному учебному действию;

-фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия.

1. Актуализация изученного способа определения спряжения глаголов.

— Открываем тетради, записываем: Двадцать седьмое февраля. Классная работа.

Следите за посадкой и положением тетради.

— Сегодня на уроке мы будем продолжать открывать секреты русского языка.

— Над какой темой работали на прошлом уроке?

— Что такое «спряжение глаголов»?

— Сколько типов спряжения бывает у глаголов?

— Какие глаголы относятся к первому типу спряжения?

— Дома вы тренировались в спряжении глаголов звать и спать. К какому спряжению относится глагол звать? Докажите, почему вы так считаете?

(Глагол «звать» относится к первому спряжению, потому, что во 2 лице у него окончания:-ёшь,-ёте, а в 3 лице окончания: -ёт, -ут. Такие окончания бывают только у глаголов I спряжения).

— К какому спряжению относится глагол спать? Докажите, почему вы так считаете?

(Глагол «спать» относится ко второму спряжению, потому, что во 2 лице у него окончания: -ишь,-ите, а в 3 лице окончания: -ит, -ят. Такие окончания бывают только у глаголов II спряжения).

— Поднимите руки, кто не справился с этим заданием?

— Кому было тяжело определить спряжение глаголов?

— Значит, вы уже хорошо умеете определять спряжение глаголов?

3. Мотивация к пробному учебному действию.

— Я приготовила для вас новое задание. Послушайте скороговорку русского поэта Григория Афанасьевича Ладонщикова:

Завалили пол двора

Будут на зиму дрова.

— Выпишите из скороговорки повторяющиеся глаголы и определите их спряжение.

— Я повторю скороговорку. Но сначала ответьте на вопрос. Кто легко справиться с этим заданием? Кто сомневается? Кому нужна будет помощь? Поставьте на полях тетради знак: .

«!» мне нужна помощь …

Учитель читает повторно скороговорку, дети выписывают повторяющиеся глаголы.

4.Фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия.

— Какие глаголы выписали?

— В чём возникли затруднения?

(Мы не знаем как писать «пилят» или «пилют», «колят» или «колют», и поэтому не можем определить спряжение этих глаголов.) Слайд 1.

Цель: соотнести свои действия с используемым способом определения спряжения глагола и на этой основе выявит и зафиксировать во внешней речи причину затруднения:

— А почему возникли трудности в написании окончаний глаголов?

(У этих глаголов окончания безударные, и поэтому слышатся нечётко).

Посмотрите на свою оценку этого задания, теперь ваше мнение изменилось?

Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: построить проект выхода из затруднения: обдумать цель, тему урока, способ и средства выхода из затруднения.

— Так чему нам предстоит научиться сегодня на уроке?

(Научиться определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием).

— Какая тема сегодняшнего урока?

(Как определить спряжение у глаголов с безударным личным окончанием?)

-Кто может предложить способ выхода из создавшегося затруднения?

(учитель выслушивает гипотезы детей: посмотреть окончание в словаре и т.д. )

— Где мы можем найти подсказку?

Реализация построенного проекта.

— организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

— зафиксировать построенный способ действия в речи и знаках;

-организовать решение исходной задачи, данной для пробного действия и зафиксировать преодоление затруднения;

-уточнить общий характер нового знания.

1. Организация коммуникативного взаимодействия, направленного на приобретение недостающих знаний.

-Откройте учебник на странице 61. Найдите правило, как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями.

Читайте также:  Что такое глаголы настоящего и будущего времени в значении прошедшего

Вы нашли ответ на наш вопрос??

2. Фиксация способа действия в речи и знаках.

— А теперь посмотрим на наш алгоритм.

— Как мы определяли спряжение глаголов ?

— Почему до сегодняшнего дня вам легко удавалось определять спряжение глаголов?

Что изменилось теперь? Слайд 2.

Какого важного этапа недостает в нашем алгоритме?

— Если окончание в глаголе безударное, то как будет определятся его спряжение?

(Дети перечитывают правило и составляют алгоритм, а на экране высвечивается каждый шаг).

Проверка алгоритма слайд 3.

3. Решение исходной задачи, данной для пробного действия.

Ко́л?т- (что делать?) колоть — I спр. — ко́лют

Пи́л?т-(что делать?) пилить — II спр.-пи́лят

— Как вы думаете, подойдет ли данный способ для других глаголов с безударным окончанием?

— Чем мы теперь будем заниматься на уроке?

(работать по алгоритму, определять спряжение глаголов с безударными окончаниями)

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

— организовать усвоение детьми нового способа действия при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи

1. Фронтальная работа.

Учебник: стр. 66 упр. 365. Несколько глаголов из упражнения разбираются фронтально с классом, с целью дать образец проговаривания способа определения спряжения глагол.

Образец устного рассуждения приводит ученик у доски под руководством учителя:

Личный глагол: наступ[и]шь.

Ставлю ударение в слове: наступ[и]шь.

Ставлю глагол в начальную форму: (что сделать?) наступить (сов. вид)

Начальная форма заканчивается на -ить, это не глагол-исключение.

Вывод: глагол II спряжения, в окончании пишу -ишь.

На доске появляется запись:

наступить (II спр.)-наступишь

Обсуждение содержания пословиц.

Пользуясь алгоритмом, вставьте букву безударного гласного в личных окончаниях глаголов, укажите спряжение.

I в. Рису…те — ___________, свет…т — __________, пиш…те — __________;

II в. Дума…те — ___________, люб…т — __________, лета…те -_________.

Мы спряжения к глаголу подбирали

И немножечко устали

Потихоньку дружно встали

И движенья показали.

-Как живёшь? — Вот так! (Дети поднимают большой палец)

-Как идёшь? — Вот так! (Шаги на месте и т.д.)

-Как бежишь? — Вот так!

-Как летишь? — Вот так!

-Как плывёшь? — Вот так!

-Как сидишь? — Вот так!

— В какой форме употреблены глаголы в физкультминутке? Назовите глаголы 1 спряжения. Назовите глаголы второго спряжения. Как определяли спряжение глаголов?

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях;

-организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы.

1. Дифференцированная самостоятельная работа.

А) Найди лишнее слово:

смотр…т, дыш…т, та…т, кле…т;

ла…т, се…т, чита…т, смотр…т

Б)  Вставь пропущенные буквы, определи спряжение глаголов.

Концерт буд…т сегодня вечером.

Каждый день будильник буд…т нас.

2. Проверка по эталону выполненной работы.

Концерт будет (быть — 1 спр.) сегодня вечером.

Каждый день будильник будит (будить -2 спр.) нас.

2. Рефлексия усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы.

-Кто выполнил работу без ошибок, поднимите руку?

— Кто допустил ошибки в работе?

-Кто не смог справиться с задание?

-В чем была трудность?

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

— зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;

— оценить собственную деятельность на уроке;

— обсудить и записать домашнее задание.

1. Рефлексивный анализ учебной деятельности.

— Чему должны были научиться на уроке?

— Как решали эту задачу?

— Достигли ли цели урока?

— В чем были затруднения?

-Над чем еще предстоит работать?

2. Оцени свою деятельность на уроке:

1) Тема урока мне понятна.

2) Я достиг цели урока.

3) Я умею определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием

4) Я могу определить спряжение глаголов по неопределённой форме.

Источник