Меню

Спряжение глаголов задания в гиа



Мастер-класс для учащихся «Подготовка к 5 заданию ОГЭ и к 12 заданию ЕГЭ: спряжение глаголов, личные окончания глаголов»
презентация к уроку по русскому языку (11 класс)

В презентации предоставлена теория о спряжении глаголов, основных исключениях из правил.

Прикреплены практические задания для отработки теогретических знаний.

Скачать:

Вложение Размер
spryazhenie_glagolov_na_sayt.pptx 2.84 МБ
spryazhenie_tablitsa.docx 20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Мастер-класс по теме «Спряжение глаголов. Личные окончания глаголов. Действительные и страдательные причастия настоящего времени» (в рамках подготовки к ОГЭ (5 задание) и ЕГЭ (12 задание) по русскому языку) Подготовила: учитель русского языка и литературы Фиалковская Вероника Петровна

ЦЕЛЬ Проверить: знания и умения учащихся по темам «спряжение глаголов», изменение глаголов по лицам»; навыки школьников по данной теме

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ I спр . II спр. 4 гл.- искл . на -ИТЬ: брить, стелить, зыбиться, зиждиться Все глаг. на –ИТЬ, кроме 4 искл . Все глаг. на –АТЬ, кроме 4 искл . 4 гл.- искл . на -АТЬ: гнать, держать, слышать, дышать Все глаг. на –ЕТЬ, кроме 7 искл. 7 гл.- искл . на -ЕТЬ: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, обидеть, вертеть, терпеть Все остальные глаголы

Изменение глаголов I спр . по лицам I спр . Ед.ч . – написать I спр. Мн.ч. 1 (я) напишУ 1 (мы) напишЕМ 2 (ты) напишЕШЬ 2 (вы) напишЕТЕ 3 (он, она, оно) напишЕТ 3 (они) напишУТ

Изменение глаголов II спр . по лицам II спр . Ед.ч . – написать II спр. Мн.ч. 1 (я) выношУ 1 (мы) выносИМ 2 (ты) выносИШЬ 2 (вы) выносИТЕ 3 (он, она, оно) выносИТ 3 (они) выносЯТ

3л. мн.ч . (окончания) I спр . II спр. -УТ / -ЮТ -АТ / -ЯТ таЮТ лечАТ

Действительные причастия настоящего времени (суффиксы) I спр . II спр . -УЩ / -ЮЩ -АЩ / -ЯЩ таЮЩий лечАЩий

Страдательные причастия настоящего времени (суффиксы) I спр . II спр. -ЕМ / -ОМ -ИМ ведОМый узнаваЕМый значИМый

Повелительное наклонение глаголов I спр . II спр . напишИТЕ выносИТЕ

Вставьте пропущенные буквы ( форма гл. 2л., ед.ч .) Произнос … шь , относ… шься , надума … шь , расстел … шь , закле … шь , замес… шь , замуч … шься , размел… шь , проед … шь , верт … шься , бор… шься , выдел… шь , колебл … шься , леч … шь , перекин … шь , произнос … шь , вынужда … шь , задрапиру … шь , рассмотр … шь , дремл … шь , разгон… шься .

Вставьте пропущенные буквы (форма гл. 3л., ед.ч .) ПроизносИшь , относИшься , надумаЕшь , расстелЕшь , заклеИшь , замесИшь , замучИшься , размелЕшь , проедЕшь , вертИшься , борЕшься , выделИшь , колеблЕшься , лечИшь , перекинЕшь , произносИшь , вынуждаЕшь , задрапируЕшь , рассмотрИшь , дремлЕшь , разгонИшься .

Вставьте пропущенные буквы (форма гл. 3л., ед.ч .) Свет… тся , кол… тся , засоря …т, терп …т, наве …т, стащ …т, паш …т, стел…т, означа …т, дыш …т, бор… тся , во…т, напиш …т, присыпл …т, вышл …т, ре…т, зре …т, суш…т, рису…т, плач…т, круж …т, верт … тся , сожале …т, страда…т, перевяж …т, выдерж …т, ропщ …т, корм…т.

Проверьте (форма гл. 3л., ед.ч .) СветИтся , колЕтся , засоряЕт , терпИт , навеЕт , стащИт , пашЕт , стелЕт , означаЕт , дышИт , борЕтся , воЕт , напишЕт , присыплЕт , вышлЕт , реЕт , зреЕт , сушИт , рисуЕт , плачЕт , кружИт , вертИтся , сожалеЕт , страдаЕт , перевяжЕт , выдержИт , ропщЕт , кормИт .

Вставьте пропущенные буквы ( форма гл. 3л., мн.ч .) Стара… тся , беспоко … тся , смотр…т, тревож …т, трат… тся , стро …т, дремл …т, вышл …т, гляд …т, засыпл …т, плыв…т, вид…т, гранич …т, улучш …т, сдерж …т, противореч …т, выдерж …т, топч …т, жар… тся , мурлыч …т, плещ … тся , подытож …т, ропщ …т, бор… тся , мел…т, раснос …т ве …т, та…т, стро …т, кле …т, брезж …т, стел…т, гон…т.

Проверьте (форма гл. 3л., мн.ч .) СтараЮтся , беспокоЯтся , смотрЯт , тревожАт , тратЯтся , строЯт , дремлЮт , вышлЮт , глядЯт , засыплЮт , плывУт , видЯт , граничАт , улучшАт , сдержАт , противоречАт , выдержАт , топчУт , жарЯтся , мурлычАт , плещУтся , подытожАт , ропщУт , борЮтся , мелЮт , расносЯт , веЮт , таЮт , строЯт , клеЯт , брезжУт , стелЮт , гонЯт .

Вставьте пропущенные буквы (действительные причастия настоящего времени) Посвяща … щий , гас… щий , жал… щие , хран … щие , сутул… щийся , бре … щий , сто*… щие , мол… щийся , нянч … щая , убира … щий , теш… щий , сил… щийся , дежур … щий , мел… щий , та… щий , руб … щий , теш… щий , шепч … щий , леч … щий , пен… щееся , молч … щий , ман … щие , брезж … щий , дыш … щий , зна … щий , дремл … щий , кача … щийся , скуча … щий , дорогосто … щая , пыш … щий , огнедыш … щий , пол… щий , клокоч … щий , помн … щий , леле … щая , запреща … щие , ма … щийся , поко … щийся , замира … щие , се… щий , ман … щие , теш… щие , тревож … щий , щебеч … щий , самокле … щие , плач… щий , скач … щий , завис… щий , бор… щийся , кол… щий , терп … щие , тревож … щийся , люб… щая , мо … щиеся , пиш … щий .

Проверьте ( действительные причастия настоящего времени) ПосвящаЮщий , гасЯщий , жалЯщие , хранЯщие , сутулЯщийся , бреЮщий , сто* Ящие , молЯщийся , нянчАщая , убираЮщий , тешАщий , силЯщийся , дежурЯщий , мелЮщий , таЮщий , рубЯщий , тешАщий , шепчУщий , лечАщий , пенЯщееся , молчАщий , манЯщие , брезжУщий , дышАщий , знаЮщий , дремлЮщий , качаЮщийся , скучаЮщий , дорогостоЯщая , пышУщий , огнедышАщий , полЮщий , клокочУщий , помнЯщий , лелеЮщая , запрещаЮщие , маЮщийся , покоЯщийся , замираЮщие , сеЮщий , манЯщие , тешАщие , тревожАщий , щебечУщий , самоклеЯщие , плачУщий . скачУщий , зависЯщий , борЮщийся , колЮщий , терпЯщие , тревожАщийся , любЯщая , моЮщиеся , пишУщий .

Вставьте пропущенные буквы (страдательные причастия прошедшего времени) Найд … нный , просе… нная , очищ … нная , вытащ … нная , изготовл … нная , выкач … нная бочка, выкач … нная вода, подхвач … нное , сломл … нный , сыгр … нный , ове … нный , стрел… ный , обвенч … нные ; стена, завеш … нная картинами; увеш … нная орденами, выслуш … нное , располож … нная , смеш … нные , выкруч … нный , получ … нный , обнаруж … нный .

Проверьте (страдательные причастия прошедшего времени) НайдЕнный , просеЯнная , очищЕнная , вытащЕнная , изготовлЕнная , выкачЕнная бочка, выкачАнная вода, подхвачЕнное , сломлЕнный , сыгрАнный , овеЯнный , стрелЯный , обвенчАнные ; стена, завешАнная картинами; увешАнная орденами, выслушАнное , расположЕнная , смешАнные , выкручЕнный , получЕнный , обнаружЕнный .

Вставьте пропущенные буквы (действительные причастия прошедшего времени, деепричастия, инфинитив) Раска … вшийся , слыш … вший , заве… вший , разве…в, отча … ться , предвид … вший , выздоров … вший , взлеле … вший , прокашл … вшийся , расстро … вшись , замысл … вший , тревож … вшийся , выслуш … вший , накле … вший , ове … нный , пове … вший , вылин … вший , настро …в, пополн … вший .

Проверьте (действительные причастия прошедшего времени, деепричастия, инфинитив) РаскаЯвшийся , слышАвший , завеЯвший , развеЯв , отчаЯться , предвидЕвший , выздоровЕвший , взлелеЯвший , прокашлЯвшийся , расстроИвшись , замыслИвший , тревожИвшийся , выслушАвший , наклеИвший , овеЯнный , повеЯвший , вылинЯвший , настроИв , пополнИвший .

Вставьте пропущенные буквы (страдательные причастия настоящего времени) Слыш … мый , реша … мый , невид … мый , чита … мый , движ … мый , почита … мый , поднима … мый , ран… мый , завива … мый , замета…мая, ремонтиру …мая, подстёгива … мый , посыла… мый , оклеива … мый , незыбл … мый , завис… мый , преобразу … мый , обижа … мый , колебл … мый , обожа … мый , муч … мый , угнета … мый использу … мый , необита … мый , вычита … мые , непромока … мые , мысл … мый , наруша … мый , предполага … мый , движ … мый .

Проверьте (страдательные причастия настоящего времени) СлышИмый , решаЕмый , невидИмый , читаЕмый , движИмый , почитаЕмый , поднимаЕмый , ранИмый , завиваЕмый , заметаЕмая , ремонтируЕмая , подстёгиваЕмый , посылаЕмый , оклеиваЕмый , незыблЕмый , зависИмый , преобразуЕмый , обижаЕмый , колеблЕмый , обожаЕмый , мучИмый , угнетаЕмый используЕмый , необитаЕмый , вычитаЕмые , непромокаЕмые , мыслИмый , нарушаЕмый , предполагаЕмый , движИмый .

Источник

Упражнения «Спряжение глаголов»

Упражнения «Спряжения глаголов» для учащихся 5-9 классов.

Просмотр содержимого документа
«Упражнения «Спряжение глаголов»»

Упр. 96 Какие гласные нужно выбрать, если известно спряжение глагола? Запишите слова. Подчеркните гласную в личном окончании глагола.

Реж(е,и)шь (I спр.), отвеча(е,и)шь (I спр.), ман(е,и)шь (II спр.).

Верт(е,и)те (II спр.), крут(е,и)те (II спр.), дума(е,и)те (I спр.).

Терп(ю,я)т (II спр.), кле(ю,я)т (II спр.), бор(ю,я)тся (I спр.).

Упр. 101 Запишите в два столбика : глаголы I спряжения и глаголы II спряжения.

Учить, кормить, одевать, дышать, обидеть, жалеть, полоть, бороться, мерзнуть, веять, мыть, посмотреть, вытерпеть.

Упр. 97 Запишите, вставляя недостающие окончания глаголов и выбирая гласную в зависимости от спряжения, обозначенного в скобках.

Тем хорош лес, что сколько в него ни ходи, сколько ни смотри и ни слушай, а все увид..шь (II) невиданное и услыш..шь (II) неслыханное.

Без труда не вытащ..шь (II) и рыбку из пруда.

Здравствуй, служивый! О чем горю..шь (I)?

Не летай больше на зеленый луг, не дивись на Елену Премудрую, не то слож..шь (II) буйну голову.

Кто всю ночь по крыше бьет да постукива..т (I), и бормоч..т (I), и поет, убаюкива..т (I)?

Два стоят, два лежат, пятый ход..т (II), шестой вод..т (II), седьмой песенки поет?

Упр. 8 Определите спряжение глаголов, образуйте форму 2-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа.

Сеять, ознакомиться, веять, гнать, стелить, ненавидеть, слышать, колоть, таять, зависеть, надеяться.

Источник

Тест по русскому языку Спряжение глаголов 5 класс

Тест по русскому языку Спряжение глаголов. Окончание глаголов. Морфологический разбор глагола 5 класс с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте 8 заданий (в части А — 5 заданий, в части В — 2 задания, в части С — 1 задание).

1 вариант

A1. Укажите глагол 2-го спряжения

1) брить
2) заигрывать
3) стеречь
4) держать

А2. Укажите, в каком ряду на месте всех пропусков пишется И

1) зате..ли хоровод, не скаж..тся, слыш..тся
2) снег замета..т, он утаива..т, он отдыха..т
3) он пил..т, он вид..т, он руб..т
4) мы встреча..м, мы улыба..мся, буд..м петь

А3. Укажите, в каком ряду на месте всех пропусков пишется одна и та же буква

1) добира..шься, упира..шься, не догон..шь
2) он пиш..т, начина..шь, слыш..шь
3) он пил..т, он дыш..т, она до..т (корову)
4) они се..т, они кле..т, они мел..т

А4. Укажите неверное суждение

В предложении Наступил месяц май.

1) глагол совершенного вида
2) глагол 2-го спряжения
3) глагол в прошедшем времени
4) глагол употреблен в 3-м лице

А5. Укажите слово с ошибкой

1) они пилют
2) он пилит
3) они пилят
4) мы пилим

Прочитайте предложение и выполните задания B1, В2.

В доме всегда перед праздниками натирали паркет, пекли пироги и готовили сюр­призы.

B1. Выпишите глагол 2-го спряжения.

В2. Выпишите глагол с чередующейся гласной в корне.

C1. Напишите, почему надо беречь природу.

2 вариант

A1. Укажите глагол 1-го спряжения

1) стелить
2) держать
3) видеть
4) пилить

А2. Укажите, в каком ряду на месте всех пропусков пишется одна и та же буква

1) он тащ..т, он ненавид..т, он крут..т
2) он плач..т, он увяда..т, он маи..т
3) он скаж..т, он терп..т, он пил..т
4) они кле..т, они пол..т, они пил..т

А3. В каком ряду на месте пропусков пишется одна и та же буква?

1) он бре..тся, он паш..т, он увид..л
2) дыш..т весной, не прыгн..шь, он не быва..т
3) не испорт..шь, не выкин..шь, ты пил..шь
4) они бор..тся, они ве..т, они пил..т

А4. Укажите ошибочное суждение

В предложении На даче я посажу лилии.

1) глагол совершенного вида
2) глагол 2-го спряжения
3) глагол в настоящем времени
4) глагол употреблен в 1-м лице

А5. Укажите слово с ошибкой

1) они машут
2) он машет
3) они машат
4) мы машем

Прочитайте предложение и выполните задания B1, В2.

Маленький мальчик все время вертелся под ногами и мешал разбирать книги.

B1. Выпишите глагол-исключение 2-го спряжения.

В2. Выпишите глагол с чередующейся гласной в корне.

C1. Напишите, почему надо беречь природу.

Ответы на тест по русскому языку Спряжение глаголов. Окончание глаголов. Морфологический разбор 5 класс
1 вариант
А1-4
А2-3
А3-3
А4-4
А5-1
В1. готовили
В2. натирали
2 вариант
А1-1
А2-1
А3-1
А4-3
А5-3
В1. вертелся
В2. разбирать

Источник

Практические задания по теме «Спряжение глаголов»

Тема «Спряжение глаголов» эта тема является достаточно важной, но и непростой для усвоения.

В каких глаголах окончание пишется с гласной -е-, а в каких с гласной -и-? Почему некоторые глаголы в форме 3-го лица множественного числа оканчиваются на -ат или -ят, а другие — на -ут или -ют? Даже вызубренное наизусть правило не поможет детям правильно писать окончания глаголов. Поэтому кроме заучивания правил необходимо достаточное количество упражнений для усвоения полученных знаний на практике.

Предложенная разработка по теме «Спряжение глаголов» — это и есть набор полезных практических заданий. В нём 7 заданий разного уровня сложности.

Есть задания на определение того, в каких глаголах необходимо проверить окончания по неопределённой форме. Даны задания на определение спряжения глаголов, на выбор гласной в окончаниях глаголов. А есть и задание, в котором в предложении надо поставить в нужную форму глагол, стоящий в неопределённой форме.

При выполнении данных заданий необходимо не только знать правило, но и быть достаточно внимательным — ведь в заданиях встречаются глаголы-исключения.

Задания из практической разработки по теме «Спряжение глаголов» предназначены для 4 класса. На уроках русского языка по данной теме их можно использовать в качестве раздаточного материала. Так как некоторые задания можно дать по вариантам, их можно использовать не только в работе на закрепление материала, но и в качестве проверочной работы по данной теме. Разработаны задания разного уровня сложности, поэтому, в зависимости от уровня знаний учащихся, учитель сам может выбирать, какие задания предложить ребятам.

Для удобства работы учителя есть презентация с заданиями, вторая презентация с решениями заданий и отдельная презентация, в которой даны как сами задания, так и их решения. Кроме того есть файл, который можно распечатать в качестве раздаточного материала.

Источник

Читайте также:  Глагол singen в прошедшем времени