Меню

Стали что делать время глагола



Времена глаголов

Что такое время глагола?

Время глагола – это грамматический признак глагола, обозначающий изменение глаголов по временам. Категория времени представлена системой противопоставляемых друг другу глагольных форм прошедшего (ходил, смеялся), будущего (запишу, буду читать) и настоящего времени (верю, стоите) и служит для определения времени, в которое осуществляется названное глаголом действие или процесс. Категория времени присуща только глагольным формам изъявительного наклонения.

В каком времени может употребляться глагол?

Существует три времени глагола в русском языке:

  • Прошедшее время глагола указывает на то, что называемое глаголом действие происходило или произошло до момента речи (вчера вы вернулись из отпуска, весь год он работал над проектом).
  • Настоящее время глагола показывает, что называемое глаголом действие происходит в момент речи (я сейчас делаю уроки, они сейчас идут в кино). Также формы настоящего времени могут указывать на типичные или постоянные действия, которые не связаны непосредственно с моментом речи (она всегда обедает в кафе, газета выходит по четвергам).
  • Будущее время глагола указывает на то, что называемое глаголом действие будет происходить или произойдет после момента речи, в будущем (завтра я весь день буду работать, через неделю они посетят музей).

От вида глагола напрямую зависит то, какие времена имеет глагол: глаголы несовершенного вида имеют формы всех трех времен, тогда как глаголы совершенного вида имеют только формы прошедшего и будущего времени.

Как определить время глагола?

Формы времени глаголов образуются при помощи ряда словообразующих суффиксов и изменяются по числам, лицам в настоящем и будущем времени, по числам и родам в прошедшем времени. По представленной таблице вы можете ознакомиться с особенностями изменения глаголов по временам и понять, как определить время глагола по его форме.

Источник

Морфологический разбор глагола «Стали»

Для слова «стали» найден 1 вариант морфологического разбора

  1. Часть речи. Общее значение
    Часть речи слова «стали» — глагол
  2. Морфологические признаки.
    1. стать (инфинитив)
    2. Постоянные признаки:
      • 1-е спряжение
      • непереходный
      • совершенный вид

      Непостоянные признаки:

      • изъявительное наклонение
      • множественное число
      • прошедшее время.
  3. Может относится к разным членам предложения.

План разбора глагола

  1. Часть речи. Общее значение
  2. Морфологические признаки.
    1. Начальная форма (инфинитив)
    2. Постоянные признаки:
      • Вид (совершенный (что сделать?) или несовершенный (что делать?)
      • переходный (употребляется с сущeствительным в винительном падеже без предлога)/ непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога).
      • Спряжение

      Непостоянные признаки:

      • Наклонение в зависимости от вопроса:
        • Изъявительное — что делал? что делает? что сделает?
        • Повелительное — что делай?
        • условное — что делал бы? что сделал бы?
      • Число
      • Время (если есть)
      • Лицо (если есть)
      • Род (если есть)
  3. Синтаксическая роль (подчеркнуть как член предложения, является главным или второстепенным членом педложения)

План разбора составлен на основе общих правил, в зависимости от класса и предпочтений учителя ответ может отличаться. Если ваш план разбора отличается от представленного, просто сопоставьте его с данными нашего ответа.

Если морфологический разбор глагола «стали» имеет несколько вариантов, то выберите наиболее подходящий вариант разбора исходя из контекста предложения.

Источник

Времена глаголов в русском языке

Времена гла­го­лов — это насто­я­щее, буду­щее и про­шед­шее вре­мя, кото­рые обо­зна­ча­ют, что дей­ствие про­ис­хо­дит в момент речи, будет про­ис­хо­дить или совер­ши­лось рань­ше.

Объясним уче­ни­кам 3 и 4 клас­са, что такое вре­ме­на гла­го­лов в рус­ском язы­ке. Но преж­де напом­ним, какая часть речи назы­ва­ет­ся гла­го­лом.

Понаблюдаем:

Ветер (что дела­ет?) сры­ва­ет листья с дере­вьев.

Мальчик (что сде­лал?) заду­мал­ся над реше­ни­ем зада­чи.

Глагол обла­да­ет харак­тер­ны­ми грам­ма­ти­че­ски­ми при­зна­ка­ми, кото­рые отли­ча­ют его от слов дру­гих частей речи. Одним из таких при­зна­ков явля­ют­ся вре­ме­на гла­го­лов.

Что такое времена глаголов?

Самостоятельная часть речи имя суще­стви­тель­ное изме­ня­ет­ся по паде­жам и чис­лам, при­ла­га­тель­ное — по паде­жам, чис­лам и родам. Глагол — это часть речи, кото­рая изме­ня­ет­ся по вре­ме­нам.

Глагол не про­сто обо­зна­ча­ет дей­ствие пред­ме­та, а это дей­ствие свя­за­но со вре­ме­нем. С помо­щью гла­го­лов мы можем совер­шить путе­ше­ствие во вре­ме­ни, узнать, что было до того, как мы гово­рим об этом дей­ствии, что про­ис­хо­дит сей­час или будет про­ис­хо­дить после наше­го раз­го­во­ра об этом.

Читайте также:  Постоянные морфологические признаки глагола было

Чтобы понять, что такое вре­ме­на гла­го­ла, рас­смот­рим выска­зы­ва­ния:

О ком гово­рит­ся в этих пред­ло­же­ни­ях? О кло­уне. (Кто?) кло­ун.

Настоящее время глагола

Что гово­рит­ся о кло­уне в пер­вом пред­ло­же­нии?

В пер­вом пред­ло­же­нии мы узна­ем, что кло­ун выпол­ня­ет дей­ствие имен­но сей­час, если зада­дим вопрос:

Глагол «тан­цу­ет» обо­зна­ча­ет реаль­ное дей­ствие в насто­я­щем вре­ме­ни, как и сло­ва этой части речи в такой же фор­ме:

Будущее время глагола

Во вто­ром и тре­тьем пред­ло­же­нии к гла­го­лам зада­дим вопро­сы:

Действие, обо­зна­чен­ное гла­го­лом, совер­шит­ся в буду­щем, после того момен­та, как мы гово­рим о нем. Глаголы «будет тан­це­вать» и «стан­цу­ет» име­ют фор­му буду­ще­го вре­ме­ни.

Примеры

Мы (что будем делать?) будем петь пес­ни.

Дети (что будут делать?) будут смот­реть мульт­фильм.

Прошедшее время глагола

В тре­тьем и чет­вер­том пред­ло­же­нии гла­го­лы отве­ча­ют на вопро­сы:

Действие уже состо­я­лось до того момен­та, как мы гово­рим о нем. Оно уже про­изо­шло ранее. Это гла­го­лы про­шед­ше­го вре­ме­ни.

Понаблюдаем:

Котенок (что делал?) играл с клуб­ком ниток.

Итак, поды­то­жим наши иссле­до­ва­ния.

У гла­го­ла в зави­си­мо­сти от того, какое дей­ствие оно обо­зна­ча­ет по отно­ше­нию к момен­ту речи о нем, раз­ли­ча­ют три фор­мы вре­ме­ни:

  • насто­я­щее вре­мя;
  • буду­щее вре­мя;
  • про­шед­шее вре­мя.

Время гла­го­ла мож­но опре­де­лить по задан­но­му к нему вопро­су.

Времена гла­го­лов Отвечают на вопро­сы Обозначают дей­ствия Примеры
Настоящее что дела­ет?
что дела­ют?
что делаю?
что дела­ешь?
кото­рые про­ис­хо­дят
в насто­я­щем вре­ме­ни,
в момент речи
рису­ет
рису­ют
рисую
рису­ешь
Прошедшее что делал?
что сде­лал?
что дела­ли?
что сде­ла­ли?
кото­рые уже про­изо­шли
или про­ис­хо­ди­ли в
про­шед­шем вре­ме­ни,
до момен­та речи
рисо­вал
нари­со­вал
рисо­ва­ли
нари­со­ва­ли
Будущее что сде­ла­ет?
что сде­ла­ют?
что будет делать?
что будут делать?
кото­рые про­изой­дут
в буду­щем вре­ме­ни,
после момен­та речи
нари­су­ет
нари­су­ют
нари­су­ет
нари­су­ют

Упражнение

Определим вре­ме­на гла­го­лов в сле­ду­ю­щих пред­ло­же­ни­ях.

Юля будет выре­зать елоч­ку из зеле­ной бума­ги.

Тёмная туча надви­ну­лась на солн­це.

Редкие сне­жин­ки мед­лен­но закру­жи­лись в воз­ду­хе.

После теп­ло­го дождя гри­бы в лесу будут рас­ти один за одним.

Презентация

Видеоурок

Источник

Определить форму времени глаголов:стало,стали, собираться.

Другие вопросы из категории

Составьте словосочетание сначала им прил. потом им сущ

Читайте также

а) Запиши предложения, подчеркни в них сказуемые. Укажи формы времени, числа и лица глаголов .
1)Это лекарство лучше всего будет сохраняться при комнатной температуре в темном месте.
2)Память о павших на фронтах Великой Отечественной войны сохраним на века.
б) Какие предложения можешь составить ты? Запиши их. Выдели сказуемые.

формы в образец . какую форму времени ты не смог образовать

две, три ) формы времени.
Глаголы, которые в неопределенной форме отвечают на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ?, имеют . ( две, три ) формы времени.

Определите времена следующих глаголов:
настала
летит
шуршит
запоет
танцует
ела
пила
рады
пришли

С определением времени глаголов проблем нет,но слово рады смутило.

1. Выбери среди однокоренных слов глаголы.
1) а) блестящий б) блестеть в) блестки
2) а) беспокоиться б) беспокойный в) беспокой¬ство
3) а) выражение б) выражать в) выразительный
2. Ученик утверждает, что в стихотворном отрывке есть глаголы всех трех временных форм. Прав ли он?
Пойду на встречу к ним знакомою тропою. Какою нежною, янтарного зарею Сияют небеса, нетленные, как рай! Далёко выгнулся земли померкший край.
(А. Фет)
1) Да. 2) Нет.
3. Закончи предложение.
Глаголы прошедшего времени изменяются по __________________________
4. Отгадай загадку. Определи род глаголов.
Красная девица под окном ходила,
Ключи обронила.
Месяц увидел —
Не сказал,
А солнце увидало,
На небо подняло.
1)Ж. р. —
2)М.р. —
3) Ср. р. —
5. Можно ли у глагола в неопределенной форме определить форму времени и числа?
1)Да. 2) Нет.
6. Какие глаголы близки по смыслу? Соедини стрелками.
дрожать кидать
бросать грустить
печалиться трепетать
сообщать расходовать
тратить коченеть
зябнуть извещать
7. Выбери глаголы первого спряжения.
1) скакать 4) гнать 7) молоть
2) распустить 5) кашлять 8) сеять
3) просить 6) мыть 9) чистить
8. Закончи предложение.
Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяют по_____________________.
9. Укажи, в каких глаголах нужно писать оконча¬ние -ешь.
1) зажига. 4) пиш. 7) боле.
2) слыш. 5) вспомн. 8) догоня.
3) проход. 6) вспомина. 9) укус.
10. Соедини стрелкой противоположные по смыс¬лу глаголы.
идет приближается
темнеет плачет
удаляется стоит
смеется светлеет
прибавляет раздевает
одевает отнимает
Тестовая проверочная работа
№ 5
1. Укажи слова с буквой е в корне.
1) б. лет 4) ж. лать 7) кал. ндарь
2) библиотека 5) д. ректор 8) к. лометр
3) в. зде 6) инж. нер 9)т. перь
2. Выбери среди однокоренных слов глаголы.
1) а) расширение б) расширил в) широкий
2) а) чувство б) чувствует в) чувственный
3) а) правдивый б) оправдаться в) правда
3. Укажи, в каких глаголах пишется суффикс -е-
1) удар. л 4) увид. л 7) вер. л
2) прола. л 5) обид. л 8) завис. л
3) засе. л 6) услыш. л 9) нач. л
4. Вставь пропущенные буквы. Образуй от имен существительных однокоренные имена прилагатель¬ные среднего рода.
в. скресенье –
св. бода —
Р. ССИЯ —
п. ссажир –
г. ризонт —
5. В каком предложении наибольшее число одно¬родных членов?
1) Вместе со снегом налетели и набежали в лес ди¬ковинные существа. 2) Они расселись по пням и суч¬кам, вскарабкались на елки и сосны. 3) Тут из сугро¬ба выглядывает лесной человечек в огромной папахе.
4) Там, на пеньке, сидит не то белочка, не то зайчик.
5) Сложил он белые лапки на белое пузцо, молчит и смотрит на белый лес. 6) На камне белая Аленушка склонила голову на плечо, подперла белой ладошкой белую щечку. (По Н. Сладкову)
6. Личные местоимения изменяются по.
1)лицам;
2)числам;
3) временам;
4) падежам.
7. Закончи предложение.
Падеж местоимения определяется по___________
8. Как поставить местоимение в заданный падеж? Определи порядок действий.
1) Вспоминаю падежные вопросы склонения имен существительных.
2) Определяю лицо местоимения.
3) Ставлю местоимение в начальную форму.
4) Представляю формы склонения местоимений
9. Запиши местоимения с предлогами,
был у (она) —
шел от (он) –
ехал к (он) –
скучаю без (они) –
познакомился с (они) —
думаю о (оно) —

Источник

Урок русского языка в 3 классе по теме «Времена глаголов». УМК «Школа России»
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Урок русского языка «Времена глаголов» . Урок олзнакомления с новым материалом.

Скачать:

Вложение Размер
urok_3_klass_vremena_glagolov_2.docx 42.48 КБ
kartochki_glagoly.docx 10.97 КБ
neopredelennaya_forma.docx 10.96 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе (УМК «Школа России»)

Тема: Времена глагола.

Тип урока: формирования новых знаний

Цель: познакомить учащихся с изменением глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы.

Задачи:
1. Образовательный аспект : способствовать формированию понятия о временных формах глагола.
2. Развивающий аспект : содействовать развитию у детей умений определять время глагола, находить сходство и различие в изучаемой части, сравнивать и обобщать.
3. Воспитательный аспект : создать условия для формирования культуры межличностного общения через организацию парной и фронтальной работы, воспитывать в учащихся познавательный интерес, коммуникативные навыки.

Предметные: знать понятие о глаголе; имеют представление о об изменении глаголов по временам; формировать навык; умеют находить глаголов в тексте и употребление в речи.
Метапредметные :
Регулятивные УУД: уметь формулировать цель урока на основе соотнесения того, что уже известно с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предложение.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; классифицировать уже изученное о глаголе; выстраивать логическую цепочку рассуждений; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; Выполнять правила работы в паре.
Личностные результаты : актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, осознать ценность совместной работы.

Основные понятия: Глагол. Изменение глаголов по временам. Настоящее, прошедшее, будущее время.

Оборудование: учебник Русский язык. 3 класс. Часть 2. Автор: Канакина В.П., Горецкий В.Г. тетради, мультимедийная аппаратура, презентация, карточки для рефлексии, карточки для домашнего задания.

I. Мотивация к деятельности

У- Сейчас начнется урок русского языка, на котором мы будем думать, спорить, высказывать свои мысли, мнения, делать выводы и многое другое. Урок требует от вас внимания, сосредоточенности, активности, вежливости, умения слушать друг друга.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

У. Послушайте загадку

Интересная часть речи в русском языке живет

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет, иль поет,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол.

Все расскажет нам… (глагол)

У. С какой буквы начинается слово? Дайте характеристику звуку , который обозначается буквой Г.
Д.(Звук согласный, обозначает два звука [г] и [г‘] …….)

У. Скажите, знаем ли мы словарные слова на эту букву?

Давайте их запишем. (гв о здика, г е рой, гор о д, г о рох). Подчеркиваем и проговариваем орфограмму.

У. Вспомните, что вам известно о глаголе, давайте составим кластер

глагол

часть речи

обозначает действие

что делать? что сделать и др.

н. ф. ть чь ти

сказуемое

У. Хорошо! Вспомнили всю известную нам информацию о глаголе.

III. Постановка проблемы.

— Миша получил письмо от своего друга Джека из Канады, с которым он подружился в международном летнем лагере:

Писать тебе Джек. Помнишь, как мы погуляем в лесу. Ты увидеть белку, а я кормить её. Я прислал тебе фотографии.

Прочитав письмо, Миша растерялся, потому что не понял текст письма, но стал искать фотографии.

(Учитель предлагает школьникам посмотреть содержание письма)

Почему, получив письмо друга, Миша расстроился?

Школьники высказывали разные версии, но дискуссия показала, что они пока не имеют определенных знаний и умений убедительно представить и обосновать свою позицию.

Есть ли у вас желание научить Джека использовать в речи глаголы так, чтобы они с Мишей понимали друг друга и не огорчались?

Какова же тема урока: Времена глаголов

Задачи: научится определять времена глаголов

Правильно употреблять глаголы в речи

IV. Самоопределение к деятельности

У. Прочитайте предложения

Сегодня в классе дежурит Таня.

Вчера в классе дежурила Лена.

Завтра в классе будет дежурить Нина.

У. Найдите в предложениях глаголы. Почему вы считаете, что это глаголы?

Д. Обозначают действия и отвечают на вопросы что делает? Что делала? Что будет делать?

Запишите глаголы в тетрадь. (Дежурит, дежурила, будет дежурить)

Сравните их. Чем они отличаются? Одинаковы ли эти глаголы по способу действия?

Д. Действие происходит как бы в разное время

У. Посмотрите внимательно на слайд.

— Что общего между часами и глаголами? Назовите тему урока.

V. Работа по теме урока

У. Найдите глагол, который обозначают действие, происходящее сейчас, в настоящий момент говорения. (Дежурит)

У. Поставьте вопрос к глаголу.

У.Предположите, как будет называться форма времени этого глагола? Запишите в листок памятку – настоящее время

У. Назовите глагол, который обозначает действие, которое уже произошло или происходили до момента речи.

Какой вопрос можно задать? Предположите, как будет называться форма времени этого глагола? (Дежурила)

Запишите в памятку – прошедшее время

У. Какой глагол называет действие, которое еще не произошло, а произойдет в будущем, после момента речи? (будет дежурить) Какой вопрос можем задать?

У. Как будет называться форма времени этого глагола? ( Будущее время – записываем в памятку)

У. Какие формы времени вы открыли? (Настоящее, прошедшее и будущее время глаголов)

Мы с вами уже знаем, что глаголы изменяются по числам, давайте запишем в памятку вопросы для множественного числа.

Источник