Степени сравнения имен прилагательных 6 класс ладыженская
§ 57. Степени сравнения имён прилагательных
Имена прилагательные могут иметь сравнительную и превосходную степень сравнения.
Сравнительная степень показывает, что в том или ином предмете признак проявляется в большей степени, чем в другом, например: Левый берег рекикручеправого; Левый берег рекиболее крутой, чем правый.
Превосходная степень показывает, что тот или иной предмет превосходит остальные предметы по какому- либо признаку, например: Байкал — глубочайшееозеро на Земле; Байкал — самое глубокоеозеро на Земле.
330. Спишите, подчёркивая прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени. Над прилагательными в форме сравнительной степени напишите сравн., в форме превосходной степени — прев. • Можно ли на месте выделенного слова использовать его синонимы (см. слова в рамке)? Почему?
1. По территори.. нашей Родины т..чёт самая большая река в Европ.. — Волга. 2. Среднесибирское плоскогорье — одно из крупнейших в мир. 3. Ключевска́я сопка — самый высокий вулкан в Ази.. 3 . 4. Пр..рода Северн.. Урала суровее пр..роды Средн.. и Южн.. Урала.
Сравнительная степень прилагательных имеет две формы: простую и составную.
Прилагательные малый (маленький), плохой, хороший образуют форму простой сравнительной степени от других основ: меньше, хуже, лучше.
Прилагательные в форме простой сравнительной степени не изменяются ни по родам, ни по числам, ни по падежам. В предложении они бывают сказуемыми.
331. Рассмотрите рисунок. Какие пары прилагательных имел в виду художник? Составьте предложения, используя любую пару слов.
332. Образуйте простую форму сравнительной степени прилагательных.
Приветствие учащихся. Пожелания удачи на предстоящий урок.
1 слайд
Если лес укрыт снегами,
Если пахнет пирогами
Если ёлка в дом идёт,
Что за праздник?
— Новый год? А что это за праздник?
— Что такое традиция? О каких традициях празднования Нового года в других странах вам уже известно?
— Что такое традиция? (То, что сложилось исторически и передается из поколения в поколение) обряды, образ жизни, ценности и др.
— Важны ли семейные традиции? Зачем они нужны?
— Какие в Ваших семья есть традиции?
Сегодня мы будем обобщать материал по теме «Степени сравнения прилагательных», говоря о семейных традициях.
Сформулируем цель урока
Сравнивать, анализировать, делать выводы.
2 слайд
3 слайд
Проверка домашнего задания.
Взаимопроверка. Заполнение оценочного листа.
Самоконтроль, самооценка
4 слайд
2. Организационно-деятельностный этап.
— какие степени изучили? особенности образования?
1 — простая форма сравнительной степени
2 — составная форма превосходной степени
3 — простая превосходная
4 — составная превосходная
Белее, больше всех, прекраснейший, самый лучший, менее интересный, более подробный, интеллигентнейший, старше, ярче, всех умнее, веселее, ярчайший
Код проверки: 1,4,3,4,2,2,3,1,1,4,1,3
Заполнить оценочный лист
Самоконтроль, самооценка, владение основами самоконтроля
5 слайд
6 слайд
Да-нет-ка:
Проанализируйте предложенный материал. Согласитесь или опровергните данные утверждения.
В предложении: Бабушкины пироги вкуснее всего на свете, слово «вкуснее» употреблено в простой форме превосходной степени. (нет)
Семейное чтение — лучшее учение. Слово «лучшее» употреблено в простой форме сравнительной степени. (да)
Совместный отдых — замечательнейшее событие. Слово «замечательнейшее» употреблено в простой форме превосходной степени. (да)
Дедушкины советы лучше всякого учебника. Слово «лучше» употреблено в составной форме превосходной степени. (нет)
Моя семья самая дружная. «Самая дружная» — составная форма превосходной степени. (да)
Заполнить оценочный лист
Владение основами самоконтроля, умение делать выводы
7 слайд
Степени сравнения прилагательных в тексте:
-прочитать рассказ «Открытка»;
— найти и выписать те прилагательные, которые использованы в степени сравнения (сравнительной и превосходной);
Заполнить оценочный лист
Смысловое чтение
8 слайд
Приложение 2
3. Контрольно-регулировочный этап
Выполнение тестовых заданий
(ответы на слайде)
9 слайд
Приложение 3
4. Рефлексивно — оценочный этап
— о каких семейных традициях вы услышали сегодня на уроке?
Если бы я был учителем, то .
— Справились ли с целью урока?
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками
10 слайд
Школа — это наш дом. Мы — семья. А, значит, у нас тоже есть свои традиции.
-Какие у нас есть традиции?
— Скоро Новый год. Традиция -дарить подарки.
Источник
Конспект урока по русскому языку в 6 классе «Степени сравнения имён прилагательных» план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
В данном конпекте урока предлагаются такие виды работ: распределительный диктант,самостоятельная работа дифференцированным заданием, работа по исправлению грамматических ошибок,
Цель: усвоить образование прилагательных в форме сравнительной и превосходной степени.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся
— Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла пословицу. Этот эпиграф не случаен: он связан с нашей темой урока, в нём спрятаны новые сведения об имени прилагательном. Посмотрите на экран и прочитайте .(Слайд 3)
Огонь силён, вода сильнее огня, земля сильнее воды, но человек сильнее всех.
— Вы согласны с этим утверждением?
— А всегда ли человек сильнее природы? Каким он должен быть, чтобы по праву считаться самым сильным? (Умным, добрым, образованным, справедливым)
— Хорошо, я думаю, каждый из вас хочет, чтобы его уважали и ценили, поэтому давайте сделаем ещё один шаг в этом направлении. Договорились?
— Какие прилагательные встретились вам в этой пословице? (силён, сильнее, сильнее всех).
— А на что указывает прилагательное с ильнее ? (На то, что один предмет сравнивается с другим по признаку силы.)
— А форма сильнее всех ? (Показывает, что человек по признаку силы превосходит остальные предметы.)
— Какие формы бывают у прилагательного? (полная, краткая, простая и составная сравнительная, простая и составная превосходная)
— Распределительный диктант: выписать прилагательные в три столбика – полные, краткие, в степени сравнения. ( Слайд 4)
Большой, больше, самый веселый, весел, страшен, утренний, огромнейший, глубока, суровый.
— Дополнить каждую колонку своим примером.
— Некоторые прилагательные образуют необычные формы сравнительной степени. Попробуйте образовать простую сравнительную степень от слов: малый, плохой, хороший . Такие формы называются супплетивные . ( Слайд 5)
— На слайде представлены прилагательные: огромный, громадный, колоссальный…. Как называются слова, близкие по значению? (синонимы) (Слайд 6)
III. Наблюдение над чередованием гласных при образовании сравнительной степени. Самостоятельная работа с дифференцированным заданием.
1.Более сильные учащиеся выполняют упр. 286
2. Более слабые – по карточкам: форма сравнительной степени уже образована, указать суффиксы, окончания, чередования .(Слайд 7)
Удачный – удачнее, лёгкий – легче, мелкий – мельче, человечный – человечнее, высокий – выше, тихий – тише, грубый – грубее, тяжёлый – тяжелее. (Малий Д.,Малий Д.,Агаев Р.,Левченко Д.,Ходарев А., Исмайлова Х., Озерянская А., Рыбченко К.,Тарица Д.)
IV. Работа по исправлению грамматических ошибок. (Слайд 8-9)
— ( Устно) Из двух моих братьев самый талантливый Петя. Обед сегодня был менее вкуснее, чем вчера. В прошлом году погода в это время была более прохладнее, чем в этом. Из двух кандидатов победит тот, который наберёт наибольшее число голосов.
— Ребята, мы переходим к следующему этапу – закреплению. Тест, в котором надо сгруппировать слова . (Слайд 10 -11)
— Попробуйте справиться с ним.
Слова: лучше, красивше, шире, спокойнее, спокойный, более сладкий, лёгкий, глубже, мягче, более глубокий, менее внимательный, слаще.
Найдите слово в простой сравнительной степени:
Шире, лёгкий, менее внимательный, более сладкий.
Найдите слово в составной сравнительной степени:
Слаще, спокойный, более глубокий, мягче.
Найдите ошибку в образовании сравнительной степени:
Лучше, красивше, спокойнее, глубже.
— Работа с предложением.
Зима у нас длинная 1 , затяжная, лето гораздо короче зимы, а осень проходит 2 мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы.
— От чего образуются формы сравнения имен прилагательных?
— При помощи каких суффиксов образуется простая сравнительная степень?
— Какие слова помогают образовать составные формы сравнительной и превосходной степени имен прилагательных? (Слайд 12)
Начальная форма имени прилагательного
Суффиксы и слова для образования степеней сравнения
Источник
Урок русского языка для 6 класса на тему «Степени сравнения имен прилагательных» Урок 1 из двух
Особенности работы со слабоуспевающими и одаренными детьми в школе
свидетельство каждому участнику
скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции
13 – 15 октября 2020г 19:00 (МСК)
Урок русского языка в 6 классе на тему «Степени сравнения имен прилагательных». Урок № 1 из двух. (Серия «ФГОС»).
§ 57. Степени сравнения имен прилагательных.
Примечание: урок разработан в соответствии с новым учебником русского языка для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 6 класс» 1 , переработанным в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования. Обновленный учебник реализует идею интегрированного обучения языку и речи, предполагающего формирование лингвистической и коммуникативной компетенций, а также привлечение большого объёма сведений культурологического характера.
— дать учащимся понятие о степенях сравнения прилагательных, способах их образования и синтаксической роли.
— познакомить с понятием «степени сравнения имен прилагательных»;
— дать понятие о способах образования форм сравнительной и превосходной степени прилагательных;
— познакомить с синтаксической ролью прилагательных в форме сравнительной степени и в форме превосходной степени сравнения;
— научить находить прилагательные в разных формах сравнительной и превосходной степени сравнения в предложениях и в тексте;
— дать представление о правильном образовании простой и составной форм сравнительной и превосходной степени прилагательных;
— научить составлять предложения с прилагательными в разных формах степеней сравнения;
— развивать умение определять синтаксическую функцию прилагательных в разных формах степеней сравнения;
— совершенствовать навыки употребления в речи прилагательных в разных формах степеней сравнения.
— развитие самостоятельности, доказательности, способности к самооценке;
Тип урока: комбинированный (урок изучения и закрепления нового материала).
Методы и формы работы: работа с теоретическим материалом из учебника, комментированное письмо на доске и в тетрадях, выполнение дополнительного дидактического материала (задания, см. конспект урока).
Оборудование: учебник, дидактический материал.
I . Работа с теоретическим материалом из учебника.
Качественные имена прилагательные имеют две степени сравнения: сравнительную и превосходную.
Сравнительная степень показывает, что в одном предмете признак проявляется в большей степени, чем в другом: Брат старше сестры на три года.
Превосходная степень показывает, что тот или иной предмет превосходит остальные по какому-либо признаку.
Волга – крупнейшая река в Европе.
Начальная форма прилагательного – это его положительная степень:
Черный, здоровый, молодой.
Степени сравнения прилагательных
Основа прилагательного + суффиксы:
Полная форма прилагательного + слова «более», «менее»:
смелый – более смелый;
громкий – менее громкий.
Основа прилагательного + суффикс:
Иногда может использоваться приставка наи-:
1. Полная форма прилагательного + слова самый, наиболее, наименее:
смелый – самый смелый, наиболее смелый, наименее смелый.
2. Простая форма сравнительной степени + слова всего, всех:
громкий – громче всех, громче всего.
Не изменяются ни по родам, ни по числам, ни по падежам.
В предложении являются сказуемыми:
Второе слово грамматически изменяется (по падежам, числам и родам).
В предложении обычно бывают сказуемыми и определениями:
В этом году зимаболее снежная, чем в прошлом.
Домой мывозвращались по более широкой дороге.
Склоняются изменяются по падежам, числам и родам).
Неизменяемыми являются слова наиболее, наименее:
в наиболее недоступном месте.
В предложении обычно бывают определениями или сказуемыми:
II . Закрепление нового материала. Работа с учебником и дополнительным дидактическим материалом.
Упражнение № 330: комментированное письмо на доске и в тетрадях, работа с синонимами (в рамке на стр. 10).
Прилагательные «гигантский», «исполинский», «колоссальный» не образуют степеней сравнения.
(1) Счастливый – счастливее – более счастливый – счастливейший – самый счастливый, счастливее всех.
(2) глубокий – глубже – более глубокий – глубочайший – самый глубокий, глубже всех.
(3) добрый – добрее – более добрый – добрейший – самый добрый, добрее всех.
(4) интересный – интереснее – более интересный – интереснейший — самый интересный, интереснее всех.
Задание № 3:подчеркните выделенные слова как члены предложения:
(1) Добрые слова лучше мягкого пирога. (2) У мрачного и веселье скучнее, у весёлого и скука веселее. (3) Худой мир лучше доброй ссоры. (4) Правда светлее золота. (Пословицы).(5) Богатейшая когда-то земля этого края покрылась оврагами. (6) Он выбрал самое простое решение. (7) Боровицкая башня – одна из самых известных башен Московского Кремля. (8) В наистрашнейшую грозу отправился он ночью в дорогу. (9) Это спектакль интереснее всех.
(1) Добрые слова лучше мягкого пирога. (2) У мрачного и веселье скучнее, у весёлого и скука веселее. (3) Худой мир лучше доброй ссоры. (4) Правда светлее золота. (Пословицы).(5)Богатейшая когда-то земля этого края покрылась оврагами. (6) Он выбрал самое простое решение. (7) Боровицкая башня – одна из самых известных башен Московского Кремля. (8) В наистрашнейшую грозу отправился он ночью в дорогу. (9) Это спектакль интереснее всех.
Задание № 4:определите степень сравнения прилагательных и выполните их морфемный анализ:
(1) Круглее – простая сравнительная степень прилагательного.
(2) меньше – простая сравнительная степень прилагательного.
(3) белейший – простая превосходная степень прилагательного.
(4) длиннее – простая сравнительная степень прилагательного.
(5) жарче – простая сравнительная степень прилагательного.
(6) наибогатейший – простая превосходная степень прилагательного.
(7) подороже – простая сравнительная степень прилагательного.
(8) чище – простая сравнительная степень прилагательного.
(9) дальше – простая сравнительная степень прилагательного.
(10) наивысочайший – простая превосходная степень прилагательного.
(11) потоньше – простая сравнительная степень прилагательного.
(12) повкуснее – простая сравнительная степень прилагательного.
(13) наихрабрейший – простая превосходная степень прилагательного.
(14) тишайший – простая превосходная степень прилагательного.
(15) низший – простая превосходная степень прилагательного.
Задание № 5:найдите ошибки в образовании формы сравнительной степени прилагательного; запишите верные варианты; суффиксы выделите:
(1) Красивше, (2) выше, (3) более мягче, (4) мельче, (5) длиньше, (6) светлее, (7) хуже, (8) слаже.
Задание № 6:выпишите качественные прилагательные, от которых нельзя образовать степени сравнения:
Домашнее задание: § 57; упражнение № 333 (по заданию).
1 Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др., научный редактор Н. М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2012. – 175 с.: ил.
Урок русского языка в 6 классе на тему «Степени сравнения имен прилагательных». (Урок № 1 из двух) (Серия «ФГОС»)» знакомит учащихся с термином «степени сравнения имен прилагательных», учит работать с ним на примере конкретных примеров.
Урок состоит из двух разделов:
1). Теоретический блок (содержит необходимые теоретические сведения о степенях сравнения прилагательных и способах их образования, дает примеры их функционирования в текстах) и
2). Практический блок, в котором учащиеся закрепляют и отрабатывают теоретические положения раздела.
Каждое задание имеет ключ (правильное выполнение упражнения с ответами).
«Дополнительный дидактический материал содержит задания различного характера : образовать от данных прилагательных различные формы степеней сравнения прилагательных (задания №№ 1 и 2); подчеркнуть выделенные слова как члены предложения (задание № 3); определить степень сравнения прилагательных и выполнить их морфемный анализ (задание № 4); найти ошибки в образовании формы сравнительной степени прилагательного; записать верные варианты; суффиксы выделить (задание № 5); выписать качественные прилагательные, от которых нельзя образовать степени сравнения (задание № 6).
Данная методическая разработка позволит учителю подготовить насыщенный урок, а различные типы упражнений позволят школьникам получить прочные знания по изучаемой теме. Каждое упражнение из «Дополнительного дидактического материала» может быть использовано также для создания карточки с индивидуальным заданием, осуществляя, таким образом, дифференцированный подход к обучению.
«Выдержка из материала:
Урок русского языка в 6 классе на тему «Степени сравнения имен прилагательных». Урок № 1 из двух. (Серия «ФГОС»).
§ 57. Степени сравнения имен прилагательных.
Примечание: урок разработан в соответствии с новым учебником русского языка для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 6 класс» , переработанным в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования. Обновленный учебник реализует идею интегрированного обучения языку и речи, предполагающего формирование лингвистической и коммуникативной компетенций, а также привлечение большого объёма сведений культурологического характера.
Тип урока: комбинированный (урок изучения и закрепления нового материала).
Методы и формы работы: работа с теоретическим материалом из учебника, комментированное письмо на доске и в тетрадях, выполнение дополнительного дидактического материала (задания, см. конспект урока).
Оборудование: учебник, дидактический материал.
II. Закрепление нового материала. Работа с учебником и дополнительным дидактическим материалом.
Упражнение № 330: комментированное письмо на доске и в тетрадях, работа с синонимами (в рамке на стр. 10).Комментарий:Прилагательные «гигантский», «исполинский», «колоссальный» не образуют степеней сравнения.
«Задание № 2 : образуйте от данных прилагательных простую и составную формы сравнительной и превосходной степени. Запишите по образцу:Образец: красивый – красѝвее – более красивый – красивейший – самый красивый, краси́вее всех.(1) Счастливый, (2) глубокий, (3) добрый, (4) интересный.Ключ:(1) Счастливый – счастливее – более счастливый – счастливейший – самый счастливый, счастливее всех. (2) глубокий – глубже – более глубокий – глубочайший – самый глубокий, глубже всех.(3) добрый – добрее – более добрый – добрейший – самый добрый, добрее всех.(4) интересный – интереснее – более интересный – интереснейший — самый интересный, интереснее всех.
«Задание № 3 : подчеркните выделенные слова как члены предложения:(1) Добрые слова лучше мягкого пирога. (2) У мрачного и веселье скучнее, у весёлого и скука веселее. (3) Худой мир лучше доброй ссоры. (4) Правда светлее золота. (Пословицы).(5) Богатейшая когда-то земля этого края покрылась оврагами. (6) Он выбрал самое простое решение. (7) Боровицкая башня – одна из самых известных башен Московского Кремля. (8)
В наистрашнейшую грозу отправился он ночью в дорогу. (9) Это спектакль интереснее всех.Ключ:(1) Добрые слова лучше мягкого пирога. (2) У мрачного и веселье скучнее, у весёлого и скука веселее. (3) Худой мир лучше доброй ссоры. (4) Правда светлее золота. (Пословицы).(5) Богатейшая когда-то земля этого края покрылась оврагами. (6) Он выбрал самое простое решение. (7) Боровицкая башня – одна из самых известных башен Московского Кремля. (8) В наистрашнейшую грозу отправился он ночью в дорогу. (9) Это спектакль интереснее всех.