Меню

Степени сравнения прилагательного упражнения русский язык



Практический курс русского языка. Морфология (стр. 11 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

Положительная степень

(исходная форма)

-е + чередование конечного согласного дороже

Особые случаи: большой – больше,

При именах существительных в косвенных падежах, особенно с предлогами, обычно употребляются составные формы сравнительной степени: познакомиться с более интересными людьми и т. п.

Тренировочные упражнения

Упражнение 1. От данных прилагательных образуйте формы простой сравнительной степени.

Строгий, красивый, узкий, низкий, горячий, молодой, мягкий, интересный, сильный.

Упражнение 2. Поставьте прилагательные в скобках в форму простой сравнительной степени.

Образец. На юге ночи (темный), чем на севере. – На юге ночи темнее, чем на севере.

1. Это упражнение (трудный), чем нам сначала показалось. 2. Эта книга (интересный). 3. Этот чемодан (дешевый), чем я ожидал. 4. Здесь путь (короткий). 5. Не нужно считать других людей (глупый) себя. 6. В этом году весна (теплый), чем в прошлом. 7. Днепр (широкий) и (глубокий) Днестра. 8. Дорога становилась все (узкий). 9. Подъем в гору оказался (крутой), чем предполагали туристы.

Упражнение 3. Ответьте на вопросы, используя сложную сравнительную степень прилагательных, данных в скобках.

Образец. К какой жизни стремится человек? (интересный). – Человек стремится к более интересной жизни.

1. О каких вопросах мы говорили на занятии? (общий) 2.Какую скорость развивает экспресс по сравнению с обычным поездом? (высокий) 3. Какие данные вы получили в последнем эксперименте по сравнению с предыдущими? (точный) 4. Какое задание в этой курсовой работе? (сложный по сравнению с другими работами).

Образование превосходной степени имен прилагательных

Превосходная степень имен прилагательных бывает простая и составная.

Простая форма превосходной степени образуется путем присоединения к основе имени прилагательного суффиксов
йш или —айш: умный – умнейший, крепкий – крепчайший.

Для усиления превосходной степени иногда используют приставку наи-: наисильнейший, наимудрейший, наибольший.

Составная форма превосходной степени образуется двумя способами:

1) путем прибавления к прилагательному слов самый, наиболее, наименее (самый большой, наиболее приятный, наименее серьезный);

2) путем присоединения к простой сравнительной степени слов всех или всего (добрее всех, всего дороже).

Положитель-ная степень (= исходная форма)

Превосходная степень

Превосходная степень

Превосход-ная степень

Особые случаи: большой – (наи)больший,

плохой – (наи)худший,

Высокую степень качества могут выражать также образования с приставками сверх-, ультра-, архи- (ультрасовременный, архиважный, сверхскоростной) и с приставками пре-, раз- (преинтересная книга, развеселая компания).

Обратите внимание! Не образуют простой превосходной степени:

– отдельные прилагательные с суффиксом —к (громоздкий, маркий, скользкий, хрупкий);

прилагательные с суффиксам —аст, —ист (глазастый, зубастый, головастый);

многие прилагательные с суффиксом —л, образованные от глаголов (усталый, загорелый, хриплый);

прилагательные с суффиксами еск, —ов, —ев (дружеский, товарищеский, деловой, боевой).

Упражнение 1. От данных прилагательных образуйте формы простой превосходной степени.

Образец: красивый – красивейший; новый – новейший.

Строгий, низкий, горячий, старый, сильный, знаменитый, умный, широкий.

Упражнение 2. Раскройте скобки, поставив прилагательные в форму простой превосходной степени.

Образец. Ему досталось (сложный) задание. – Ему досталось сложнейшее задание.

1. – (знаменитый) русский поэт. 2 .Этот футболист играет в (сильный) клубе Европы. 3. Это (хороший) матч сборной команды на чемпионате мира. 4. Мне нужно сдать лабораторную работу в (короткий) сроки. 5. Мой друг – (талантливый) математик. 6. Это был (интересный) матч на чемпионате.

Упражнение 3. Ответьте на вопросы, используя сложную форму превосходной степени прилагательных из скобок.

Образец. Какое уважение ты испытываешь к этому человеку? (глубокий). – Я испытываю к этому человеку самое глубокое уважение.

1. В каком университете он учится? (старый) 2. С какой девушкой ты познакомился? (красивый) 3. На какой вершине ты побывал? (высокий) 4. Какие задачи необходимо решить в первую очередь? (важный) 5. Какому другу ты можешь рассказать о своих проблемах? (близкий).

Читайте также:  Краткое прилагательное слова радостный

Тема 1. ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ. РАЗРЯДЫ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ. ОСОБЕННОСТИ СКЛОНЕНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

Определение имени числительного. Значение и грамматические признаки числительных. Разряды числительных

Имя числительное – часть речи, обозначающая количество предметов, число, а также порядок предметов при счете: Школьники посадили двадцать яблонь; Дважды два четыре; 28 июня – День Конституции Украины.

По значению и грамматическим признакам числительные делятся на группы (разряды) количественные и порядковые.

Количественные числительные обозначают количество или число и отвечают на вопрос сколько?: один, два, пятнадцать, семеро, две пятых.

Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопросы какой? (какая? какое? какие?), который? (которая? которое? которые?): первый день, второе занятие, третья комната, одиннадцатый этаж.

Обратите внимание! Количество могут обозначать и другие части речи (например, существительные – сотня, тысяча, миллион, миллиард; прилагательные – двойной, трехэтажный, семидневный; глаголы – удвоить, утроить, удесятерить).

Имена числительные изменяются по падежам. Начальная форма числительного – именительный падеж.

Имена числительные могут быть разными членами предложения: 1). Сорок делится на четыре – числительное сорок является здесь подлежащим; 2). Пятью восемь – сорок – числительное сорок выступает в качестве именной части сказуемого; 3). Вышел пятый номер газеты – в этом предложении числительное пятый является определением; 4). Это было в 1975 году. – В 1975 году – обстоятельство времени.

Имя числительное, обозначающее количество, в сочетаниях с существительными является одним членом предложения: Пять студентов нашей группы уже уехали на практику; Занятия начинаются в восемь часов.

Тренировочные упражнения

Упражнение 1. Распределите данные слова на четыре группы: 1) имена существительные, 2) имена прилагательные, 3) имена числительные, 4) глаголы. После каждого из этих слов в скобках поставьте соответствующий вопрос (кто? что? какой? чей? сколько? который по счету? что делать? что сделать?)

Источник

Домашнее задание «Степени сравнения прилагательных»

Всероссийский конкурс для учителей русского языка «Авторское домашнее задание»

Участник: Чепрунова Дарья Владимировна

Образовательное учреждение: МБОУ «Лицей «Серпухов», г. Серпухов, Московская обл.

Тема домашнего задания: Степени сравнения прилагательных

— закрепить материал о степенях сравнения прилагательных;

— формировать интерес к изучению имени прилагательного, как инструмента, необходимого для познания других учебных предметов, окружающего мира в целом;

— развивать умение анализировать материал, сопоставлять и группировать информацию по определенным признакам;

— формировать творческий подход к подбору фактов, формированию предложений;

— стимулировать интерес к изучению фактов о нашей планете, стране, родном крае;

— развивать умение проверки достоверности сведений, работы со справочными материалами, информационными ресурсами.

Степень сложности: средний

Тип задания: индивидуальное

Рекомендуемое количество времени на выполнение: 25 минут

Инструкция к выполнению:

Учащимся необходимо распределить предложения, данные в упражнении, на 2 колонки, в зависимости от употреблённых в них степенях сравнения имен прилагательных.

Далее необходимо выполнить четыре задания, связанные с работой над тестом предложений. Два из них направлены на закрепление знаний об имени прилагательном, одно на умение работать со справочной литературой и последнее задание направлено на развитие творческих способностей учащихся.

Оптимальный способ проверки:

Общую часть (пять предложений, данные учителем) учащиеся проверяют взаимопроверкой (3 мин.) с устным комментированием по 1 предложению; предложения, составленные самостоятельно, заслушиваем по желанию (5-6 учащихся), устно вместе с учащимися выделяем прилагательные в сравнительной и превосходной степени, определяем правдивость географических фактов.

Текст домашнего задания для учащихся (размещается прикрепленным файлом в школьном портале):

Домашнее задание на тему : степени сравнения прилагательных

Ознакомьтесь с предложениями для работы:

Амазонка – самая длинная река в мире.

Байкал – глубочайшее озеро России.

Уральские горы более высокие, чем Кавказские.

Гоби – наиболее крупная из известных пустынь.

Серпухов больше Москвы.

Перепишите предложения 1-5, распределив их на две колонки, в зависимости от употребленной степени сравнения прилагательных:

Сравнительная степень Превосходная степень

Выделите прилагательные в сравнительной и превосходной степени;

Определите и выделите способ их образования (простой или составной);

Проверьте в справочной литературе или других информационных ресурсах достоверность утверждений, представленных в предложениях 1-5;

Составьте самостоятельно 2 предложения о географических фактах, употребляя прилагательные в сравнительной или превосходной степени. Пусть одно из ваших предложений содержит правильную информацию, а второе – ложную.

Верное выполнение (кроме 5 задания):

Уральские горы более высокие , чем Кавказские (не дост.)

Серпухов больше (суффикс –е) Москвы (не дост.)

Амазонка – самая длинная река в мире (дост)

Байкал – глубочайшее (суффикс –айш-) озеро России (дост.)

Гоби – наиболее крупная из известных пустынь (не дост.)

Источник

Дидактический материал по теме «Степени сравнения имен прилагательных
методическая разработка по русскому языку на тему

Упражнения по теме «Степени сравнения имен прилагательных». Лингвистическая миниатюра на данную тему

Скачать:

Вложение Размер
didakticheskiy_material_po_teme_stepeni_sravneniya_imen_prilagatelnyh.docx 26.19 КБ

Предварительный просмотр:

В аспекте развивающего обучения

Упражнения по теме «Степени сравнения имён прилагательных»

Степени сравнения — грамматическая категория качественных прилагательных, выражающая относительную разницу или превосходство в качестве, присущем предметам или действиям. В школьной практике принято две степени сравнения имён прилагательных. Однако учащихся не лишне
ознакомить и с другими утвержде ниями лингвистов. По мнению одних
(А. М. Пешковский, Д. Н. Ушаков), сте пени сравнения прилагательных не яв ляются цельной грамматической катего рией. Сложные формы сравнительной (со словами более и менее) и превосходной степеней (со словами самый, наиболее и наименее) эти учёные выводят на синтаксический уровень, а простую форму превосходной степени (на -ейший, -айший) — на словообразовательный. Таким образом, остаётся только простая форма сравнительной степени, да и ту иногда трактуют как отдельную часть речи (Головенко Е. Н. Синтаксичес кие конструкции с простой формой срав нительной степени в современном русском языке).

Думается, что правы сто ронники традиционной трак товки вопроса о степенях сравнения русских прилагательных как трёхчленной грамматической категории, включающей положительную (исходную), сравнитель ную и превосходную формы.

Рассказывая о простых и составных формах сравнительной степени, инте ресно ознакомить учащихся с та кой точкой зрения: А. М. Пешковский и Е. Н. Головенко доказывают, что простые сравнительные степени в русском языке — это отдельные части речи. Свои утверждения они обосновывают тем, что простые сравнительные степени фор мально совпадают у прилагательных и наречий. Однако их принадлежность к той или другой части речи чётко определяется синтаксической функцией. (Случаи двойной синтаксической связи типа «завязать узел покрепче» еди ничны.

Упражнение 1. Прочитайте, определите сравни тельные степени прилагательных и объяс ните, как вы это сделали.

1. Доброе братство сильнее богатства. 2. Утро вечера мудренее. (Пословицы). 3. Вол нам их воля и холод дороже знойных полудня лучей. (М. Лермонтов). 4. По крайней мере, звук, речей казался иногда нежней. (А. Пуш кин). 5. Она была на полголовы ниже сестры. (А. Куприн).

Ряд упражнений, способных оживить работу с учащимися по теме «Степени сравнения прилагательных».

а) Вспомните, с каким вопросом обра щалась злая царица к своему волшеб ному зеркальцу в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пуш кина. Найдите прилагательные в сравни тельной степени, определите их началь ную форму.

б) Впишите вместо точек прилага тельные в сравнительной степени. Каков вариант второй формы, с каким ударе нием он произносится?

Но скажи: как можно ей Быть во всём меня. Признавайся: всех я. Обойди всё царство наше.

Упражнение 3. Прочитайте строки из сказки П. Ершова «Конёк-горбунок». Вставьте вместо точек прилагательные в сравнительной степени. Объясните свой выбор.

А Иван им стал кричать:

«Стыдно, братья, воровать!

Он у вас коней не крал!»

Упражнение 4. Запишите изречение Александра Македонского. Найдите при лагательные в форме сложной сравни тельной степени. Можно ли заменить их простыми формами? Как вы понимаете эти слова?

Нет ничего более рабского,

чем роскошь и нега,

и ничего более царственного,

Степени сравнения прилагательных дают возможность для использования межпредметных связей, так как являются языковым средством выражения логичес кой операции сравнения — важного ме тода познания окружающего мира. На пример:

Упражнение 5. Сравните предметы по заданному признаку. Составьте предло жения:

1. Лёд и вода, платина и золото, молоко и сливки — сравнение по весу.

  1. Юпитер и Земля, океан и море — по величине.
  2. Волга и Амазонка, анаконда и сетчатый удав — по длине.

4. Сириус и Полярная звезда — по яркости.
Более сложное задание — ученики

сами определяют, по какому признаку различаются данные предметы.

Упражнение 6 . Найдите признак, по которому различаются данные предметы. Сравните их. Запишите предложения. Объясните способ образования сравни тельной степени.

Гранит и алмаз, месяц и неделя, когорта и легион, Гималаи и Памир, газета и журнал, золото и серебро, скорый и пассажирский поезда.

Не следует забывать, что сравниваться могут не только признаки разных предме тов, но и признаки одного и того же предмета в разных обстоятельствах (вре менных, пространственных и т. д.). В таких случаях употребляются глаголы становиться, делаться и др.

Упражнение 7. Закончите предложе ния, употребляя глагол становиться. Объясните способ образования степеней сравнения.

1. С наступлением весны дни . . 2. При нагревании вода . . 3. Там, где прошёл лыжник, снег . . 4. Ближе к устью река . . 5. Человек, который занимается спортом, . .

В современном языке простая форма превосходной степени преимущественно представляет собой форму, обозначающую безотносительно высокую степень качества.

Упражнение 8 . Подберите определения к данным существительным и поставьте их в простой форме превосходной степе ни. Составьте предложения с полу ченными словосочетаниями.

Срок, опыт, уважение, просьба, полководец, поступок, проблема. (Слова для справок: великий, богатый, благородный, краткий, глу бокий, покорный, интересный).

Сложные формы превосходной степени прилагательных чаще выражают высшую степень качества среди множества предметов или всего класса однородных предметов.

Упражнение 9 . Составьте предложения с данными существительными, используя прилагательные в сложной форме превос ходной степени. Укажите, в каких слу чаях образование простой формы невоз можно.

Кит, подснежник, Плутон, гепард, Эверест, Пеле, Шумер. (Слова для справок: высокий, удалённый, большой, популярный, быстрый, древний, ранний).

Расширение теоретических лингвисти ческих сведений, с одной стороны, и под бор иллюстрирующих их практических заданий, с другой, должны обеспечить интерес школьников к изучаемому мате риалу, более глубокое его усвоение.

1. Журнал «Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР», 1990, 1994г.

2. Ресурсы Интернет

Превосходная степень, конечно, пре восходит Сравнительную и не скрывает своего превосходства. Одно дело, если это дерево выше того, а другое — если оно самое высокое, высочайшее дерево. И сравнивать тут нечего, потому что это дерево выше всех.

Потому что Превосходная степень выбирает для сравнения только себе подобных, общается только с себе по добными. Самый твёрдый металл — только среди металлов (алмазы уже не считаются). Красивейший пейзаж — только среди пейзажей (не вздумайте сравнивать его с красивой внешностью или красивым поступком).

Превосходная степень признаёт только своих, и превосходство её — над своими.

Довольно скучный удел. Прямо-таки скучнейший (опять же — среди уделов).

Сравнительная степень живёт веселей, у неё широкий круг общения. Дерево может быть выше куста и не считает это для себя унизительным. Оно может быть выше дома или столба. А студент может быть умнее профессора (тогда как самый умный студент — самый умный только среди студентов).

Видимо, настоящее превосходство по знаётся не в узком кругу своих, а в более широком общении.

Да так и жить интересней. С этим себя сравнишь, с тем себя сравнишь — и сам станешь выше, умнее, красивее.

А когда ты самый красивый — в узком кругу — и самый умный — в узком кру гу. Рано или поздно наверняка обнару жится, что самое высокое дерево ниже не слишком высокого дома.. (Ф. Кривин)

Источник