Меню

Степени сравнения прилагательных в русском языке 6 класс таблица



Степени сравнения прилагательных. 6-й класс

Класс: 6

Цели урока:

  • систематизировать знания учащихся по теме,
  • развивать умение находить формы степеней сравнения в тексте, правильно их употреблять,
  • формировать умения, необходимые для выполнения проектной работы (уметь работать с научной литературой, проводить исследование, подготовить выступление, мультимедийную презентацию, уметь выступать перед аудиторией),
  • формировать умение работать в группе.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, набор ЭОРов, мультимедийная презентация, аудиозапись урока «Радионяни», учебник «Русский язык. Практика. 6 класс» (под ред. Г.К.Лидман-Орловой).

– Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, порадуемся нашей встрече. Помните: «Улыбнись миру, и мир улыбнется тебе». Откроем тетради и запишем сегодняшнюю дату и вид нашей работы. Уже декабрь. Шла и вспомнила строки из стихотворения Михаила Дудина:

Чистейшего снега, белейшего снега
Зима отряхнула на рощу с разбега
И, пухом легчайшим на солнце блистая,
Пустила гулять по лесам горностая.

– Ребята, может быть, эти строки подскажут вам тему нашего урока? Какие слова в этом стихотворении показались необычными? Да, тема нашего урока: «Степени сравнения прилагательных». Мы завершаем изучение этой темы, поэтому давайте вместе поставим цели нашего урока, используя опорные слова: повторить, проверить, представить. (Учащиеся предлагают свои варианты.) Цель мы поставили, а если мы знаем цель, то мы сможем найти правильную дорогу.

1. «Немая таблица».

Степени сравнения прилагательных

– Чтобы проверить, что вы знаете о степенях сравнения прилагательных, я предлагаю вам сделать так, чтобы таблица «заговорила», т.е. заполнить ее строки и столбцы так, чтобы вы могли рассказать, как образуются степени сравнения прилагательных. Сегодня мы работаем по группам. Такая таблица есть в каждой группе. Какая группа выполнит задание раньше, та и будет заполнять таблицу на доске. (Учащиеся работают в группе над заполнением таблицы, затем один человек от группы работает со слайдом на интерактивной доске.) Проверьте, согласны ли вы с выполнением задания первой группой. А теперь послушаем вторую группу – они расскажут об образовании сравнительной степени сравнения прилагательных. Третья группа рассказывает об образовании превосходной степени сравнения.

2. А теперь поиграем в игру «Хвастунишка», которая поможет проверить, умеете ли вы образовывать формы степеней сравнения. Например: я высокая – а я выше – а я самый высокий. Старайтесь использовать разные формы степеней сравнения. (Учитель называет положительную степень прилагательного, учащиеся – другие формы.)

Я счастливая (ый)
Я умная
Я красивая
Я спокойная
Я нежная
Я добрая
Я веселая

3. Я вижу, что вы умеете образовывать разные формы степеней сравнения. Знаю, что и находить их вы тоже умеете. Сейчас я предлагаю вам познакомить всех с результатами выполнения проектной работы. (Учащиеся получили задание заранее, имели возможность получить консультацию учителя.)

Выступление первой группы – «Использование форм степеней сравнения прилагательных в пословицах». (Выступление учащегося с мультимедийной поддержкой)

– Запишите пословицы, определите в них синтаксическую роль прилагательных.
Человеческое слово острее стрелы. Маленькое дело лучше большого безделья.

Выступление второй группы – «Использование форм степеней сравнения прилагательных в телевизионной рекламе» (выступление учащегося с мультимедийной поддержкой)

– Предлагаем и вам посмотреть рекламный ролик и самим найти в нем разные формы степеней сравнения.

Читайте также:  Прилагательное к слову какой воробей

Выступление третьей группы – «Использование форм степеней сравнения в рекламных объявлениях» (выступление учащегося, подготовлен плакат).

4. Но чаще всего степени сравнения прилагательных используют, конечно, в художественной литературе. Первая группа работает с ЭОРом (http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7a3960e3-0a01-0355-01e4-d6eff0e57a69/?from=79d01890-0a01-00ee-01df-f6ece00f9b7&sort=order&interface=pupil&class=48&subject=8&rub_guid[]=79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7&rubric_id[]=61012). Прочитайте, найдите и отметьте формы превосходной степени имен прилагательных. Вторая группа находит разные формы степеней сравнения прилагательных в упражнении 399, выписывает их вместе с существительными. Третья группа находит сложную превосходную степень в упражнении 400, выписывает примеры. Проверяем выполнение упражнений.

5. Физминутка. Выполняем упражнения вслед за Тимуром, но при этом внимательно слушаем песенку о степенях сравнения.

6. Очень часто при образовании форм степеней сравнения прилагательных делают ошибки. Поэтому надо не только уметь находить ошибки в своей и в чужой речи, но и знать, как их исправить. (Работа с таблицей на слайде)

Избегайте речевых ошибок Произносите правильно: «красИвее»

Правильно образуйте составные формы степеней сравнения: более умный, самый умный Нельзя два раза употреблять —ее (более умнее)

Самый не сочетается с суффиксом —айш, —ейш (самый умнейший)

– А теперь послушайте разговор и постарайтесь найти в нем ошибки. Как их можно исправить? (Учащиеся прослушивают фрагмент урока из «Радионяни», исправляют ошибки.)

7. А теперь работаем в группах. У вас есть карточки с предложениями, в которых были допущены ошибки. Найдите ошибки и исправьте их. Исправленные предложения запишите в тетрадь. Проверяем, как наши группы справились с заданием.

Карточка 1.

Эта ложка железнее, чем та.
Моя мама молодее твоей.
Осенью в лесу очень красивее, чем зимой.

Карточка 2.

Это самый огромный салют, который я видел.
Он более менее короткий.
Река Волга – наиболее длиннейшая в Европе.

Карточка 3.

Конфета сладче пряника.
Моё новогоднее платье самое блестючее.
Добрые слова хорошее мягкого пирога.

8. Пришло время немного поиграть. Каждая группа становится командой. По очереди команды отправляют своего игрока давать ответы на тест. Если игрок отвечает правильно, то приносит балл команде и имеет право на еще одну попытку. Если неправильно, уступает право ответа другой команде. Игра проводится с использованием ЭОРов. (http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7beb1b6a-0b48-4cbb-ad20-ce254eaef77d/?fullView=1&from=&interface=pupil&class=48&subject=8&rubric_id[]=61526&rubric_id[]=60519&rubric_id[]=61027&rubric_id[]=61028)

9. Вот и подошел наш урок к концу. Давайте вспомним цели урока. Они достигнуты? Оцените, пожалуйста, наш урок, свою работу на уроке, работу своих товарищей, используя разные формы степеней сравнения прилагательных. Как вы считаете, чью работу на уроке сегодня необходимо оценить?

Домашнее задание: выписать из книги, которую ты сейчас читаешь, 5 предложений с орфографически трудными прилагательными.
Я же хочу в конце урока подарить вам на память мудрость: «Превосходная степень, конечно, превосходит сравнительную и не скрывает своего превосходства. Превосходная степень выбирает для сравнения только себе подобных, общается только с себе подобными. Сравнительная степень живет веселее, у нее широкий круг общения. С этим себя сравнишь, с тем себя сравнишь – и сам станешь выше, умнее, красивее. А самое высокое дерево может оказаться ниже не слишком высокого дома…» (по Ф.Кривину)

Источник

Таблица «Степени сравнения имён прилагательных»
материал по русскому языку (6 класс) по теме

Достаточно обЪёмный материал по теме «Степени сравнения прилагательных» умещается в одной таблице!

Читайте также:  Благородный это качественное прилагательное

Скачать:

Вложение Размер
tablica_stepeni_sravneniya_imen_prilagatelnyh.doc 22 КБ

Предварительный просмотр:

Степени сравнения имён прилагательных

простая составная простая составная

+ ее- н.ф.прил.+более +ейш- н.ф.прил.+самый

-ей- н.ф.прил.+менее -айш- н.ф.прил.+наиболее

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка «Степени сравнения имён прилагательных» с презентаций.

сводная таблица степеней сравнения имён прилагательных, притяжательный падеж имён существительных, по которым ученики могут формулировать правила, а также использовать на уроке.

Второй урок по теме «Степени сравнения имён прилагательных», основная задача — закрепление знаний. В уроке использовались рекламные ролики, которые даже в архивированном состоянии не позволяют из-за с.

Цели: — Дать представление о степенях сравнения.- Усвоить значение, образование и изменение прилагательных в форме сравнительной степени. — Поработать над нормами образования форм сложной ср.

Учитель: О.Е. ЖуганМБОУ «Коротоякская средняя общеобразовательная школа»ЛО урок с использованием здоровьесберегающих технологий, ИКТ технологий.Тип урока: вводный урокОбразовательные задачи урока: орг.

Урок позволит дать новые знания о способах образования форм степеней сравнения имён прилагательных.

Источник

Степени сравнения прилагательных в русском языке

Степени срав­не­ния свой­ствен­ны каче­ствен­ным при­ла­га­тель­ным. Степени срав­не­ния при­ла­га­тель­ных обра­зу­ют­ся как с помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суф­фик­сов, так и с помо­щью слов «более», «менее», «самый», «всех».

Качественные при­ла­га­тель­ные обо­зна­ча­ют такой при­знак пред­ме­та, кото­рый может быть у него в боль­шей или мень­шей сте­пе­ни. У при­ла­га­тель­ных выде­ля­ют две сте­пе­ни срав­не­ния:

По фор­ме каж­дая сте­пень срав­не­ния может быть про­стой (состо­ит из одно­го сло­ва) и состав­ной (скла­ды­ва­ет­ся из двух слов).

Формы сравнительной степени прилагательных

Образование простой сравнительной степени

Прилагательное в фор­ме срав­ни­тель­ной сте­пе­ни пока­зы­ва­ет, что в том или ином пред­ме­те при­знак про­яв­ля­ет­ся в боль­шей или мень­шей сте­пе­ни, чем в дру­гом, напри­мер:

Сегодня лет­няя ночь была свет­лее вче­раш­ней.

Сравним:

А по зем­ле идет свет­лая ночь, рас­сти­ла­ет по косо­го­рам белые про­сты­ни (В. Шукшин).

В пер­вом пред­ло­же­нии опи­сы­ва­ет­ся лет­няя ночь, кото­рая была не про­сто свет­лая, как сооб­ща­ет рус­ский писа­тель В. Шукшин, а свет­лее, то есть при­знак пред­ме­та выра­жен более интен­сив­нее. Это дости­га­ет­ся с помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суф­фик­сов -е, -ее. Так обра­зу­ет­ся про­стая срав­ни­тель­ная сте­пень каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных, напри­мер:

У неко­то­рых при­ла­га­тель­ных при обра­зо­ва­нии про­стой сте­пе­ни срав­не­ния меня­ет­ся корень сло­ва, то есть это суп­пле­тив­ные фор­мы.

Форма про­стой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­ных может быть обра­зо­ва­на с помо­щью при­став­ки по- и суф­фик­сов -е, -ее:

Прилагательные с при­став­кой по- свой­ствен­ны раз­го­вор­ной речи.

В пред­ло­же­нии при­ла­га­тель­ные в фор­ме срав­ни­тель­ной сте­пе­ни высту­па­ют в роли ска­зу­е­мо­го или несо­гла­со­ван­но­го опре­де­ле­ния:

Я теперь скром­нее стал в жела­ньях (С. Есенин).

Также обра­тим вни­ма­ние, что неко­то­рые каче­ствен­ные при­ла­га­тель­ные не обра­зу­ют про­стой сте­пе­ни срав­не­ния:

сло­ва древ­не­го про­ис­хож­де­ния:

при­ла­га­тель­ные со зна­че­ни­ем цве­та:

назва­ния мастей живот­ных:

сло­ва, обра­зо­ван­ные путем пере­хо­да отно­си­тель­ных при­ла­га­тель­ных в каче­ствен­ные или от гла­го­лов с помо­щью суф­фик­сов:

  • -ск- : дру­же­ский, коми­че­ский, чело­ве­че­ский, изде­ва­тель­ский, юмо­ри­сти­че­ский;
  • -ов— : дело­вой, огне­вой, пере­до­вой, бое­вой;
  • -н- : налив­ной, напуск­ной, нажив­ной, лиш­ний;
  • -л- : хрип­лый, заго­ре­лый, рос­лый, уста­лый, жилой.

В неко­то­рых слу­ча­ях при­дет на помощь состав­ная срав­ни­тель­ная сте­пень при­ла­га­тель­ных.

Образование составной сравнительной степени

Составная срав­ни­тель­ная сте­пень имен при­ла­га­тель­ных обра­зу­ет­ся с исполь­зо­ва­ни­ем началь­ной фор­мы при­ла­га­тель­но­го (име­ни­тель­ный падеж един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода) и с помо­щью слов «более», «менее», напри­мер:

  • заго­ре­лый — более/менее заго­ре­лый;
  • уста­лый — более/менее уста­лый;
  • това­ри­ще­ский — более/менее това­ри­ще­ские отно­ше­ния.

Составные фор­мы при­ла­га­тель­ных име­ют более книж­ный харак­тер по срав­не­нию с про­сты­ми.

Образование превосходной степени

Превосходная сте­пень срав­не­ния имен при­ла­га­тель­ных пока­зы­ва­ет, что тот или иной пред­мет пре­вос­хо­дит осталь­ные пред­ме­ты по какому-либо при­зна­ку, напри­мер:

Ближайшая дерев­ня будет в пят­на­дца­ти кило­мет­рах отсю­да.

Мы счи­та­ем, что наши дово­ды самые убе­ди­тель­ные.

Рассматриваемая сте­пень срав­не­ния при­ла­га­тель­но­го так­же име­ет про­стую и состав­ную фор­му.

Простая фор­ма пре­вос­ход­ной сте­пе­ни обра­зу­ют­ся суф­фик­саль­ным путем при­со­еди­не­ния к осно­ве сло­ва фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суф­фик­сов -ейш-, -айш-:

Понаблюдаем, что суф­фикс -айш- участ­ву­ет в обра­зо­ва­нии фор­мы при­ла­га­тель­но­го с осно­вой на зад­не­языч­ные соглас­ные «г», «к», «х»:

Укажем труд­ные фор­мы при­ла­га­тель­ных:

Для уси­ле­ния пре­вос­ход­ной сте­пе­ни ино­гда исполь­зу­ет­ся при­став­ка наи-, кото­рая под­чер­ки­ва­ет высо­кую, до пре­де­ла сте­пень каче­ства пред­ме­та, напри­мер:

Составная форма превосходной степени прилагательных

Её род­нит с про­стой состав­ной срав­ни­тель­ной сте­пе­нью, что она так­же скла­ды­ва­ет­ся из началь­ной фор­мы при­ла­га­тель­но­го (един­ствен­ное чис­ло, муж­ской род, име­ни­тель­ный падеж), но её обра­зу­ют дру­гие сло­ва — «самый», «наи­бо­лее», «наи­ме­нее», напри­мер:

  • лег­кий — самый лег­кий, наиболее/наименее лёг­кий;
  • груст­ный — самый груст­ный, наиболее/наименее груст­ный.

Это пер­вый спо­соб обра­зо­ва­ния пре­вос­ход­ной сте­пе­ни срав­не­ния. Существует и вто­рой:

срав­ни­тель­ная сте­пень при­ла­га­тель­но­го + сло­во «всех» (фор­ма роди­тель­но­го паде­жа место­име­ния «все»), напри­мер:

Прилагательные в фор­ме пре­вос­ход­ной сте­пе­ни срав­не­ния изме­ня­ют­ся по чис­лам, родам и паде­жам.

Самым уди­ви­тель­ным в этом лесу был не зим­ний дуб, а малень­кий чело­век в раз­но­шен­ных вален­ках (Ю. Нагибин).

О самой груст­ной поре листо­па­да рус­ски­ми поэта­ми сло­же­но мно­же­ство пре­крас­ных сти­хов.

Морфологические ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных

Несоблюдение мор­фо­ло­ги­че­ских норм обра­зо­ва­ния срав­ни­тель­ных сте­пе­ней при­ла­га­тель­ных вызы­ва­ет воз­ник­но­ве­ние подоб­ных рече­вых оши­бок:

  • эта лен­та крас­нее этой;
  • эта кон­фе­та сла­же той вме­сто сла­ще;
  • пла­тье ока­за­лось корот­ко­ва­тее вме­сто коро­че;
  • твой голос звон­чее вме­сто звон­че;
  • харак­тер твер­дее вме­сто твер­же;
  • ты более умнее вме­сто более умный;
  • фор­вард более быст­рее вме­сто более быст­рый;
  • выво­ды более глуб­же вме­сто более глу­бо­кие;
  • кисель стал более жиже вме­сто более жид­ким;
  • это самая извест­ней­шая мело­дия вме­сто самая извест­ная;
  • самый тон­чай­ший намёк вме­сто самый тон­кий намёк.

С точ­ки зре­ния мор­фо­ло­ги­че­ской нор­мы рус­ско­го язы­ка недо­пу­сти­мо соеди­нять фор­мы про­стой срав­ни­тель­ной и состав­ной сте­пе­ней в одну.

Неправильно гово­рить:

Упражнение

Укажем номе­ра пред­ло­же­ний, в кото­рых явля­ет­ся пра­виль­ным пер­вый вари­ант отве­та:

  1. Наши свя­зи с рос­сий­ски­ми вуза­ми ста­но­вят­ся (более креп­ки­ми, более креп­че).
  2. (Ближейший, бли­жай­ший) мед­пункт нахо­дит­ся в кило­мет­ре от нас.
  3. Новое пла­тье (более коро­че, коро­че), чем то, что было на мне вче­ра.
  4. Эти фак­ты тре­бу­ют (само­го серьёз­но­го, само­го серьёз­ней­ше­го) ана­ли­за.
  5. Артист цир­ка смог выпол­нить (более слож­ней­ший, более слож­ный) трюк без дуб­лей.
  6. В исто­рии фигур­но­го ката­ния эта пара сыг­ра­ла (самую важ­ней­шую, самую важ­ную) роль.
  7. Яркие жёл­тые тюль­па­ны (более радост­нее, радост­нее) в лучах весен­не­го солн­ца.
  8. Вторая часть рома­на (менее инте­рес­ная, менее инте­рес­нее).

Видеоурок «Образование степеней сравнения имён прилагательных»

Источник