Как запомнить глаголы-исключения
Одна из самых сложных тем по русскому языку для школьников – это спряжение глаголов. При изучении этого материала наибольшую трудность вызывает запоминание глаголов-исключений, поскольку на первый взгляд они ничем не отличаются от остальных. По этой причине их необходимо заучивать наизусть. Как помочь ребенку выучить материал, запомнить его надолго и не путаться в словах? Существует несколько способов.
Способ 1. Глаголы-исключения в стихах
Можно учить вместе с ребенком рифмованные стишки, которые содержат в себе все необходимые глаголы. Вот несколько вариантов:
Гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть,
и зависеть, и вертеть,
и обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на «е» спрягать нельзя.
Ко второму же спряженью,
отнесем мы без сомненья
все глаголы, что на «-ить»,
исключая «брить», «стелить».
Как начнёшь меня ты гнать,
Перестану я дышать,
Перестанут уши слышать,
Ну а руки – всё держать.
На меня начнёшь смотреть,
Будешь ты меня вертеть –
Буду всё равно терпеть,
Буду от тебя зависеть,
Раз ты смог меня обидеть.
Буду я тебя не видеть,
А открыто ненавидеть.
Очень хочется смотреть,
Целый мир зеленым видеть,
Ссоры, слезы ненавидеть,
Научиться боль терпеть,
Чтоб не мог никто обидеть,
Чтоб от сильных не зависеть,
Чтобы слабым не вертеть.
Как же хочется все слышать,
Птицу синюю держать,
Чистым воздухом дышать.
Не стоит эти мысли гнать!
Способ 2. Использование таблиц с глаголами-исключениями
Иногда стихи не помогают, поскольку у ребенка возникают сложности с пониманием процесса спряжения глаголов. Эта тема чаще других вызывает путаницу. Поэтому желательно вместе с ребенком составить наглядные таблицы, которые будут содержать примеры спряжения, а также все глаголы-исключения:
Неопределенная форма глаголов
-ать, -еть, -оть, -уть
Эту таблицу желательно разместить над рабочим столом или в другом месте, где ребенок будет иметь к ней свободный доступ. Возможно, потребуется неоднократное повторение, чтобы материал как следует запомнился.
Способ 3. Зрительная память
В современном русском языке используются всего 13 глаголов-исключений, и их можно запомнить зрительно. Дайте ребенку задание проспрягать каждый глагол и записать результат несколько раз. Если с запоминанием возникают сложности, можно исписать целую страницу. Этот способ активирует механическую и зрительную память, что поможет ребенку интуитивно выбирать правильный вариант написания слова. Применение правила потребуется только для проверки.
Способ 4. Карточки с глаголами-исключениями
Сделайте карточки с глаголами, на обратной стороне которых будет указано правильное спряжение. Помогите ребенку потренироваться: пусть он называет вам спряжение для каждого глагола самостоятельно, а потом смотрит верный ответ.
Заключение
Как показывает практика, проблемы с изучением спряжения глаголов практически не возникают у детей, которые много читают. Часто сталкиваясь с этими словами на страницах книг, они автоматически запоминают правильную форму и употребляют ее соответствующим образом. Лучшая тренировка для изучения любой темы русского языка – чтение стихов, сказок, произведений русских классиков.
Также употреблению верной формы слов способствует написание изложений. Для этого ребенок должен самостоятельно прочитать текст, затем закрыть его и написать изложение по памяти. Для тренировки можно выбрать текст, который будет содержать множество глаголов, в том числе исключений. После этого ребенок может сделать самостоятельную работу над ошибками и выписать те слова, которые вызвали у него наибольшие сложности. Для закрепления материала такие изложения по одному и тому же тексту можно написать несколько раз.
Источник
Азбучные истины
Учебники
Видео
Летнее чтение
Цитаты о языке
Пословицы и поговорки
«Запоминалки» – это короткие мнемонические фразы, облегчающие запоминание информации путем образования искусственных ассоциаций. Если вы знаете интересные запоминалки, не вошедшие в этот список, – присылайте их по адресу электронной почты portal@gramota.ru
Согласные
Все согласные глухие в предложении:
Степка Фец, хочешь щец?
– Степка, хочешь щец?
– Фи!
Все согласные звонкие в предложении:
Где жизнь была в мире + й
Мы же не забывали друга + й
Спряжение глаголов
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И обидеть , и терпеть , и зависеть , и вертеть .
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть –
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить ,
Исключая брить, стелить .
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть , и вертеть .
Слышать, видеть, ненавидеть,
И зависеть, и обидеть,
Гнать, держать, терпеть, вертеть,
А еще дышать, смотреть!
Ударение в словах
Долго ели тОрты –
Не налезли шОрты!
ЗвонИт звонарь,
ЗвонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.
ЗвонИт и говорИт.
Фёкла красная, как свЁкла!
В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла!
Баба Фёкла копала свЁклу, а Коко Шанель любила щавЕль
(от пользователя varik-varvarik)
Срубили ель, сорвали щавЕль.
Не говори катАлог , а только каталОг . А твОрог ? Можно твОрог , а можно и творОг !
ФенОмен звонИт по средАм,
ПринЯв договОр по годАм,
Он Отдал экспЕртам эскОрта
ХодАтайство аэропОрта.
А у нашей Марфы
Все в полоску шАрфы!
Для строителей в момент
Привезет шофЁр цемЕнт.
МолЯщий в списки вас включИт,
ПонЯвший душу облегчИт.
КорЫсть прокрАлась в квартАл бухгАлтеров.
В чистоте чтоб жил народ, придуман мусоропровОд.
БАрмен поместил в свой блог каталОг и некролОг.
(прислала Елена Пуриче)
Удвоенные согласные
Количество С в слове искусство : 1/2.
На первом месте – одно, на втором – два.
МошеННик у тружеНика одну Н украл!
Запоминалка слов-исключений с двойной Ж: Сожжены вожжи и дрожжи. Жужжит можжевельник
(прислал Pavel Stakhiv)
Чередующиеся гласные в корне слова
Соб и р а ть, ст и р а ть, зад и р а –
Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ир а ,
Значит, в корне буква И .
Если после корня — А,
В корне будет И всегда .
Вот пример, запоминай:
Ноги вытЕр? — ВытИрай!
Правило ослика ИА (для корней с чередованием гласных): если за корнем А, в корне пиши И. Например, бл И ст А ть.
(Прислала Ксения Мурашкина)
СК А К напишем только так,
СК О Ч без о писать невмочь.
(прислала Дарья Конькова)
Члены предложения
Вопросы, на которые отвечают обстоятельства:
Семь вопросов – просто чудо,
Их запомнить просто так: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как?
Шуточные запоминалки по разным предметам
Когда в английских словах для обозначения звука [i:] употребляется сочетание « ie » ( chief, thief ), а когда « ei » ( receive, perceive ):
If the letter « C » you spy,
Put the « E » before the « I ».
If you do not spy the « C »,
Put the « I » before the « E ».
I before E except after C ,
or when sounded like A
as in neighbour and weight .
Автор: David Chaika (Америка).
Для запоминания классов звезд:
Один Бритый Англичанин Финики Жует, Как Морковь.
Запомнить порядок планет Солнечной системы можно по первым буквам слов во фразе:
Мы ведь знаем, мама Юли села утром на пилюли! (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)
Порядок планет Солнечной системы по первым буквам слов:
Планеты нетрудно упомнить самому юному малышу, зная Венеру, Меркурий.
(прислала Надежда Иванова)
Раз Меркурий, два – Венера,
Три – Земля, четыре – Марс,
Пять Юпитер, шесть – Сатурн,
семь – Уран, за ним – Нептун,
И девятая планета под названием Плутон.
О Т о Б РА Л Д ВЕ С о С К и ВО Р – так научил учитель физики и астрономии запомнить порядок знаков Зодиака. Заглавные буквы – начальные буквы знаков Зодиака, строчные буквы воспринимать как вспомогательные:
О – Овен
Т – Телец
Б – Близнецы
РА – Рак
Л – Лев
Д – Дева
ВЕ – Весы
С – Скорпион
С – Стрелец
К – Козерог
ВО – Водолей
Р – Рыбы
(прислала Анна Филатова)
Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит углы пополам.
Медиана – обезьяна, она идет по сторонам и делит стороны пополам.
Пифагоровы штаны во все стороны равны.
Слово ДАМАН указывает, на какой слог падает ударение в трехсложных размерах стиха: ДАктиль – 1-й слог, АМфибрахий – 2-й слог, АНапест – 3-й слог.
Если очень постараться,
Можно сразу пи прочесть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть.
Пи = Кто и шутя и скоро пожелаетъ пи узнать, число ужъ знаетъ.
Надо только постараться и запомнить всё как есть — три, четырнадцать, пятнадцать, девяносто два и шесть.
Что я знаю о кругах? 3,1416
Число ПИ (количество букв в слове соответствует числу): «Это я знаю и помню прекрасно: ПИ лишние знаки мне чужды, напрасны» – 3,14159265358 (прислала Ольга Бирюкова)
Квадратный корень из двух запомнить можно следующим образом:
1,4142135624 = Я Таня, я дура, но я вот нашла корень из двух. (Каждая цифра соответствует количеству букв в слове.)
Формула дифференцирования произведения: d(UV) = U∙dV + V∙dU Чтобы легко запомнить формулу, нас научили заменять правую ее часть фразой: «Удавить – и в воду» .
Семь цветов радуги
Как Однажды Жан-Звонарь Головой Свалил Фонарь.
Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидят Фазаны.
Слова склонения на U краткий в старославянском:
Имею полдома.
На верху мед.
А возле дома
Сын вола пасет.
Автор: Кочетков Леонид
Средняя скорость теплового движения частицы v=sqrt(3kT/m) запоминается как три кота на мясо ,(m — масса броуновской частицы, v — ее скорость, k — постоянная Больцмана, T — температура, sqrt — квадратный корень).
Индикатор лакмус красный кислоту укажет ясно! Индикатор лакмус синий — щелочь тут, не стой разиней!
Фенолфталеиновый в щелочах малиновый.
Алюминий, феррум, хром – их валентность равна трем.
Натрий, калий, серебро – одновалентное добро.
Источник
Глаголы-исключения
Задачи урока:
- Образовательные:
- отработка и закрепление общих понятий (закрепление ранее изученного);
- проговаривание изучаемых алгоритмов (умение выбрать и доказать различными способами написание безударных окончаний глаголов через побуждающий диалог и продуктивное (творческое) задание).
- Развивающие:
- развивать познавательные и творческие способности, умение работать в группах и индивидуально.
- Воспитательные:
- формирование интереса к урокам русского языка, умение прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность.
Оборудование: план, доска, сигнальные карточки (цветные и карточки спряжений), стихотворные способы запоминания (зрительные опоры), карточки с заданиями.
Классная работа
отв . рить – вaрка;
отт . чить – тoчит;
отб . жать – бег;
отн . сти – нёс.
Чтобы курицу соседки
Чисто наголо побрить,
Надо бы на табуретке
Две салфетки постелить.
смотреть видеть ненавидеть терпеть обидеть зависеть вертеть | гнать дышать держать слышать |
Бьётся лебедь средь зыбей…
К морю лишь подх oд . т он.
Неопр.форма 2 л. ед.ч. 3 л. множ.ч.
подходить
слышать
смотреть
видеть