Меню

Стишки про глагол и частицы не



Правописание частицы «не» с глаголами

Форма урока: урок- практикум.

Оборудование: мультимедийный проектор, музыкальное сопровождение.

Цели:

воспитательная: прививать детям любовь к родному языку, родной природе, окружающему миру;

  • закрепить и систематизировать знания учащихся о глаголе и о правописании не с глаголом;
  • повторить правописание слов, закрепить умение составлять схемы предложений с однородными членами;
  • сосредоточить внимание учащихся на художественных деталях поэтического текста, развивать образно-ассоциативные способности детей.
  • формировать умение самостоятельно применять знания, осуществляя их перенос в новые условия.

Ход урока

I. Орфографическая минутка. Вставьте пропущенные буквы.

С…жусь я вчера за уроки.
Вдру… наш кот появляет…ся.
С…дит, на меня гл…дит, отвл…кает, уроки делать м…шает.
Я его схв…тил за хвост и выбр…сил в окошко.
А он цв…точные горшки с подоконника ур…нил.
На п…лу ок…зались ч…репки да з…мля.
Пришлось подм…тать.
К…кие уж тут уроки!
А кот в…рнулся, с…дит и жалобно м…укает.
Я кота пр…стить готов, я ж…лею их, к…тов.
Но зачем же г…в…рят, будто сам я в…новат?

В какой части речи, в основном, пропущены гласные?

Что такое глагол?

Существует шуточное определение для этой части речи:

часть речи, которая упала с печи, ударилась об пол, называется глагол.

Есть ли какая-то нужная информация в этой шутке? Что такое глагол? Как он изменяется?

Какие орфограммы в глаголе вам ещё известны?

А сегодня мы с вами вспомним ещё одну «Правописание частицы НЕ с глаголами».

II. Прочитайте стихотворение.

Ещё земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мёртвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Ещё природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась.

Использование какого приёма оживляет картину весны?

III. Составьте схему последнего предложения, выпишите глаголы по указанным признакам:

  1. II спряжение, настоящее время, 3 лицо, единственное число;
  2. прошедшее время, женский род, единственное число, с частицей не.

Предлагаю перенестись на театральные подмостки!

(Дети инсценируют сказку Феликса Кривина «Сила любви» под музыку из к/ф «История любви»):

Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «НЕ люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «НЕ верю». Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам…

IV. Восстановите пословицы, добавив в них глаголы с частицей НЕ!

  • Повинную голову меч
  • За двумя зайцами погонишься – ни одного
  • Слово – не воробей, вылетит –
  • Кто не работает, тот
  • Волков бояться – в лес
  • Семеро одного
  • Русский солдат преград.
  • Одна ласточка весны
  • Под лежачий камень вода
  • Хвастать – не косить, спина

Дослушаем историю странствий Глагола?

Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» и вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица НЕ жить друг без другу не могут.

А вы, ребята, догадались, почему в некоторых случаях частица НЕ пишется слитно с глаголом?

V. В чём особенность слов, которые вы видите перед собой?

  • ненавидеть
  • негодовать
  • недоумевать
  • недомогать
  • неистовствовать

Образуйте от данных глаголов имена существительные. Сформулируйте правило правописания не с этими словами, общее для всех частей речи.

VI. Замените выделенные слова или словосочетания глаголами, которые с не пишутся слитно.

Я был крайне недоволен, возмущался.
Не нужно её принуждать, заставлять делать что-то против воли.
Отец чувствовал себя нездоровым с осени.
Мы удивлялись, почему до сих пор все молчали.
Проявлять ярость.
Холить, лелеять.
Находиться в недоумении.
Есть недостаточно, плохо питаться.

VII. Приготовьтесь писать выборочный словарный диктант. Записывайте только слова с не.

Нам сказали: в Новый год
Дед Мороз к нам в дом придёт.
Мы /не/ ели, мы / не/ пили,
Никуда мы /не/ ходили,
/Не / гуляли, /не/ играли —
Дед Мороза в гости ждали.
Оказался он не дед,
А дядя Стёпа, наш сосед!

VIII. А теперь отгадайте загадки!

  • По земле ходит, неба НЕ видит.
  • Ничего НЕ болит, а всё стонет.
  • Конь стальной овса НЕ просит, а пашет и косит.
  • Чёрненькая собачка, свернувшись, лежит, НЕ лает, НЕ кусает, а в дом НЕ пускает.
  • Без языка живёт, НЕ ест, НЕ пьёт, а говорит и поёт.
  • В огне НЕ горит, в воде НЕ тонет.
Читайте также:  Глагол iv спряжения и основа глагола

Прослушайте в исполнении ребят стихотворения!

В. Воскобойников «Я учу глаголы» «Весёлые рифмы» А. Шибаев
Я пришёл из школы,
Я учу глаголы…
Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
«Кричать» – кричу,
«Вертеть» – верчу,
«Двигать» – двигаю,
«Прыгать» – прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел.
Открываю: наш сосед…
(Он живёт под нами).
Не причёсан, не одет –
В тапках и пижаме.
Он кричит: Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?!
Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет.
Я пришёл из школы,
Я учу глаголы…
– Слезь со стула!
– Не хочу!
– Упадёшь!
– Не упаду!
– Отойди!
– Не отойду!
– Приедешь?
– Не приеду!
– Придёшь?
– Нет, не приду!
– Услышишь?
– Не услышу!
– Найдёшь?
– Нет, не найду!
– Слезаешь?
– Не слезаю!
– Решаешь?
– Не решу!
– Мечтаешь?
– Не мечтаю!
– Молчишь?
– Нет, не молчу!
– Конфетку, может, хочешь?
– Нет! Да, хочу, хочу!
Ю. Вронский
Завести велели мне новые привычки
Никогда девчонок НЕ дёргать за косички!
Никогда с братишкой НЕ Драться за обедом!
На уроках больше НЕ говорить соседом!
Я согласен даже НЕ рисовать на карте!
Я согласен даже НЕ танцевать на парте!
Но НЕ делайте вы мне никаких упрёков,
Если даже я и НЕ выучу уроков!

IX. Подведём итоги урока: НЕ с глаголом пишется раздельно!

Если глаголы без НЕ НЕ употребляются, – слитно!

Домашнее задание: выучить правило «Правописание частицы НЕ с глаголами», составить словарный диктант из 12 слов на это правило.

Источник

Правописание частицы не с глаголами
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

Урок русского языка в 3 классе по теме «Правописание не с глаголами» (программа «Школа 2100» )

Скачать:

Вложение Размер
ne_s_glagolami_3_klass.doc 48 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С ГЛАГОЛАМИ

  1. расширить знания детей о служебных частях речи
  2. углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, положительный и отрицательный смысл глаголов)
  3. познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами
  1. воспитание культуры учебного труда
  2. создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе
  3. воспитание бережного отношения к окружающим людям, к книге
  4. развитие работоспособности и профилактика утомления
  5. развитие интереса к изучению русского языка
  1. развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами
  2. развивать навыки точного употребления глаголов в речи
  3. побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся
  4. развивать умение анализировать и делать самостоятельные выводы
  5. развивать внимание и память учащихся
  6. развивать умение слушать товарищей
  7. развивать умение оценивать себя и своих одноклассников

Оборудование: учебник «Русский язык, 3 класс» (авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.), мультимедийный проектор, компьютер.

  1. Оргмомент.
  2. Чистописание. Введение в тему урока.
  3. Наблюдение над лексическим значением частицы не.
  4. Правописание частицы не с глаголами.
  5. Физкультминутка.
  6. Первичное закрепление.
  7. Знакомство с глаголами-исключениями.
  8. Работа с текстом.
  9. Итог урока. Рефлексия.
  10. Домашнее задание.

— Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, беспокойство, злобу. Забудьте о них. Вдохните доброту, свежесть весеннего солнечного утра, уверенность в своих силах, хорошее настроение. Начнём наш урок.

  1. Чистописание. Введение в тему урока.

А) на доске : и, на, за, от, в, или, под, к, про, но, не

— Что записано на доске? Как назвать их общим определением?

(Служебные части речи)

— Чем они отличаются от самостоятельных частей речи?

— Для чего они служат?

— Кто знает, что такое не ? (Частица)

— Почему мы её относим к служебным частям речи?

Мы ещё недостаточно хорошо знакомы с этой частью речи, её смысловым значением и назначением, правописанием. Сегодня на уроке мы рассмотрим частицу не с разных сторон.

Б) на доске: Стыдно знать, стыдно учиться.

— Согласны вы с этим утверждением? Почему?

— Подумайте, как можно изменить это предложение, чтобы оно стало верным. (Ответы учащихся).

Правильный вариант : Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

— Советую вам чаще вспоминать эту пословицу и старательно учиться.

3. Наблюдение над лексическим значением частицы не.

— Выясним, какой смысл имеет частица не .

— Как изменился смысл глаголов, когда перед ними появилась частица не?

(Глаголы приобрели отрицательный смысл, действие не совершается).

— Значит, какой смысл придаёт частица не глаголам? (Отрицательный)

— Проверим это на других примерах.

Здоровье за деньги купишь.

Кашу маслом испортишь.

Ложь человека красит.

— Согласны вы с этими высказываниями?

— Что надо изменить в них, чтобы они стали верными? (Перед глаголами поставить частицу не) .

— Прочитайте, что получится. (Зачитывают пословицы).

— Как изменился смысл глаголов с частицей не ? (Глаголы приобрели отрицательный смысл).

— А смысл пословиц?

4. Правописание частицы не с глаголами.

А) — Итак, мы выяснили, что частица не придаёт глаголам отрицательный смысл, а как она пишется с глаголами, ещё не знаем. А вы как думаете?

— Послушайте стихотворение поэта В. Агафонова о глаголе и частице не :

Глаголу нравится читать,

Играть, работать и мечтать!

Глаголу очень нравится

Всё делать очень живо.

Частица не – красавица,

Но как она ленива!

Она не ходит, не сидит,

Не шьёт, не жнёт и не кипит,

Книг не читает, не поёт,

Другим работать не даёт.

Глагол же, не любя безделья,

С частицей пишется раздельно!

— Что вы узнали из стихотворения о глаголе и частице не ?

-Как пишется не с глаголами?

Б) — Прочитаем правило в учебнике – с. 100.

— Правописание частицы не с глаголами – это орфограмма. Как она обозначается?

— Запишите пословицу с доски, используя частицу не . Обозначьте орфограмму.

5. Физкультминутка. Зарядка для глаз.

6. Первичное закрепление. Составление правил поведения на уроке с использованием частицы не .

— На прошлом уроке мы составляли предложения о правилах дорожного движения, используя инфинитив . Что это такое?

— Вспомните некоторые из этих правил.

— А сейчас я предлагаю вам составить правила поведения на уроке, используя частицу не .

Слайды 8-12. (Учащиеся самостоятельно записывают правила в тетради по фотографиям с уроков).

Проверка записанных правил поведения, исправление ошибок.

— Обозначьте орфограмму не с глаголами.

7. Знакомство с глаголами-исключениями.

— Надеюсь, что вы уже запомнили правописание частицы не с глаголами.

Но это правило особенное, в нём есть исключения , т.е. слова, которые не подчиняются этому правилу. Эти слова пишутся с не слитно.

— Как вы думаете, почему эти глаголы пишутся с частицей не слитно?

(Без не они не употребляются, не имеют смысла, не в них является приставкой).

— Понятен ли вам смысл этих глаголов? (Объяснение значений глаголов-исключений по Толковому словарю С. Ожегова ).

— Запишите в тетрадь глаголы-исключения и запомните их написание.

8. Работа с текстом. Повторение правил обращения с книгой.

— Прочитайте текст. Вставьте, где нужно, частицу не . Запишите получившийся текст.

— Обозначьте все орфограммы в словах и между словами в тексте.

— Что нового сегодня вы узнали на уроке?

— Было ли что-то непонятно?

— Оцените свою работу, своё самочувствие на уроке с помощью условных знаков (смайлики) на полях своей тетради.

Слайд 15. Не хвали себя сам, пусть люди похвалят.

— Кого можно похвалить за работу на уроке?

  1. Домашнее задание.
  1. Правило, с. 100, № 106.
  2. Записать 2-3 пословицы, или поговорки, или загадки с частицей не .

Источник

Тема : Написание частицы- не- с глаголами. 3 класс

Просмотр содержимого документа
«Тема : Написание частицы- не- с глаголами. 3 класс»

Урок русского языка в 3 В классе

Тема : написание частицы- не- с глаголами

Цель: познакомить с правилом написания частицы не- с глаголами; способствовать формированию умения писать частицу не- раздельно с глаголами; создать условия для развития речи, ; формировать орфографическую зоркость , мышление, внимание.

Тип урока: решение учебной задачи.

Планируемые результаты(предметные): умениям способствовать усвоению формулировки правила, формированию орфографической зоркости, умений решать орфографические задачи и осуществлять орфографический самоконтроль; формированию умений решать графико-каллиграфические задачи, выработке интонационных навыков учащихся, уточнению и активизации словаря учащихся; воспитанию активного отношения к приобретаемым на уроке;

Личностные результаты: проявляют эстетические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: умеют прогнозировать результат и уровень усвоения знаний;

Познавательные: общеучебные — используют пословицы для решения учебной задачи; логические- устанавливают причинно- следственные связи, анализируют пословицы;

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме.

Методы обучения: словесный, наглядные, проблемный.

Образовательные ресурсы: учебник Канакиной В.П., Горецкого В.Г. «Русский язык» 3 класс, 2 часть, презентация урока, интерактивная доска.

Найдите одинаковый звук в словах гора, гайка, берега, снегири

Какая буква обозначает этот звук на письме

Спишите с доски, продолжив закономерность Гг // Ггг // Ггг//

Запиши глаголы; укажи время глаголов; выдели приставки;

Позавтракал, съела, помогли, взял, запела, льёт, умеет, пишет, вынес, идёт.

3.Самоопределение к деятельности.

— Прочитай пословицу. Объясни смысл данного выражения.

Не родись красивым, а родись счастливым.

-Как написан глагол с частицей не?

-Сформулируй тему урока.

-В русском языке существуют служебные слова, которые не отвечают ни на какие вопросы, не обозначают ни предметов, ни действий, ни признаков. К таким служебным словам относится и не. Итак, не — это служебная часть речи, частица. Частица не придаёт глаголу отрицательное значение.

Послушайте стихотворение о глаголе и частице НЕ

Не выучил, не делай,

Не знаешь, не спеши,

С глаголами отдельно

Частицу не пиши.

4.Работа по теме урока.

— Работа по учебнику.

-Объясните написание слов с орфограммами.

-Выполните письменное задание к упражнению.

— Назовите глаголы, которые вы выписали.

— Как пишется не с глаголами?

— Прочитайте сведения о языке.(учебник стр. 124)

-Упражнение в написании глаголов с частицей не.

Спишите пословицы, вставляя отрицательную частицу НЕ.

Шила в мешке …утаишь. Лёжа хлеба …добудешь. Одна ласточка весны …делает.После драки кулаками…машут.

Объясни смысл пословицы.

5.Физкультминутка с частицей не: встаньте, похлопайте, не прыгайте, присядьте, не вставайте, встаньте, не садитесь, сядьте.

6.Закрепление изученного материала.

-Работа по учебнику ( стр.124, упр.224). Спишите, Объясните смысл данных выражений.

-Пропедевтика. Ребята, в русском языке есть слова, которые пишутся с частицей не слитно. Этих слов немного: негодовать, ненавидеть, неволить. Эти слова надо запомнить.

7. Самостоятельная работа.

Составь из слов пословицы и запиши их. Раскрой скобки. Подчеркни глаголы с частицей не

мил, насильно, (не) будешь.

огня, без, дыма, (не) бывает.

одного , семеро, (не) ждут.

за (не) гоняется, мышью, слон.

8.Д.З.Упр. 227 , стр. 125.Закончить предложения так, чтобы в каждом из них содержался совет. Придумайте свой полезный совет . Запишите его.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Выберите и продолжите любое предложение.

На сегодняшнем уроке я узнал…

На этом уроке я похвалил бы себя за…

На этом уроке самым интересным для меня было…

Составь из слов пословицы и запиши их. Раскрой скобки. Подчеркни глаголы с частицей не

Источник