Меню

Стишок про не с глаголами



А вы знаете стих про не с глаголами? Если знаете напишите пожалуйста.

стихотворение Александра Грищенко

Зависимое слово скорее ищи,

Частицу отдельно от слова пиши.

А краткую форму не спутай с другой,

Ведь слово не любит носить НЕ с собой.

Ты правила эти с улыбкой скажи

И НЕ со словами отдельно пиши.

Пример мы предложим для вас вот какой:

Не сделан, не выполнен, не приглашён,

Не сказанный мною, не пройденный вами,

Не скошенный утром, не собран друзьями.

Причастия очень просты в написании,

Старайтесь оказывать им больше внимания.

Зачем мне считаться шпаной и бандитом —
Не лучше ль податься мне в антисемиты:
На их стороне хоть и нету законов, —
Поддержка и энтузиазм миллионов.

Решил я – и, значит, кому-то быть битым,
Но надо ж узнать, кто такие семиты, —
А вдруг это очень приличные люди,
А вдруг из-за них мне чего-нибудь будет!

Но друг и учитель – алкаш в бакалее —
Сказал, что семиты – простые евреи.
Да это ж такое везение, братцы, —
Теперь я спокоен – чего мне бояться!

Я долго крепился, ведь благоговейно
Всегда относился к Альберту Эйнштейну.
Народ мне простит, но спрошу я невольно:
Куда отнести мне Абрама Линкольна?

Средь них – пострадавший от Сталина Каплер,
Средь них – уважаемый мной Чарли Чаплин,
Мой друг Рабинович и жертвы фашизма,
И даже основоположник марксизма.

Но тот же алкаш мне сказал после дельца,
Что пьют они кровь христианских младенцев;
И как-то в пивной мне ребята сказали,
Что очень давно они бога распяли!

Им кровушки надо – они по запарке
Замучили, гады, слона в зоопарке!
Украли, я знаю, они у народа
Весь хлеб урожая минувшего года!

По Курской, Казанской железной дороге
Построили дачи – живут там как боги…
На все я готов – на разбой и насилье, —
И бью я жидов – и спасаю Россию!

И хрен с ним, что есть глаголы!)

Не жить, не сметь, не знать,
Не думать, не дышать.
Не петь, не пить, не звать,
Не делать, не страдать.
Не слышать, не уметь
Кричать, молчать, болеть.
Не сниться, снов не видеть,
Не ждать, не ненавидеть,
Не помнить, не мечтать,
Не злиться, не гадать.
Не плакать, не любить,
Не быть, не быть, не быть…
Не видеть, не читать, имен не называть,
И больше никогда ни строчки не писать!

Без глаголов никогда
Не поймем мы фразы,
И вопрос не зададим
без глагола даже!

Ах, братцы, жребий мой тяжелый —
Мне нужно в школу про глаголы!
Пусть стих мой будет безупречен
Об этой важной части речи!
Когда даем, берем и просим,
Всегда глагол мы произносим,
Глагол нас учит, развлекает,
Глагол нам двери открывает,
Он может ссорить и мирить,
«Глаголить» — значит «говорить»!

Источник

Правописание частицы «не» с глаголами

Форма урока: урок- практикум.

Оборудование: мультимедийный проектор, музыкальное сопровождение.

Цели:

воспитательная: прививать детям любовь к родному языку, родной природе, окружающему миру;

  • закрепить и систематизировать знания учащихся о глаголе и о правописании не с глаголом;
  • повторить правописание слов, закрепить умение составлять схемы предложений с однородными членами;
  • сосредоточить внимание учащихся на художественных деталях поэтического текста, развивать образно-ассоциативные способности детей.
  • формировать умение самостоятельно применять знания, осуществляя их перенос в новые условия.

Ход урока

I. Орфографическая минутка. Вставьте пропущенные буквы.

С…жусь я вчера за уроки.
Вдру… наш кот появляет…ся.
С…дит, на меня гл…дит, отвл…кает, уроки делать м…шает.
Я его схв…тил за хвост и выбр…сил в окошко.
А он цв…точные горшки с подоконника ур…нил.
На п…лу ок…зались ч…репки да з…мля.
Пришлось подм…тать.
К…кие уж тут уроки!
А кот в…рнулся, с…дит и жалобно м…укает.
Я кота пр…стить готов, я ж…лею их, к…тов.
Но зачем же г…в…рят, будто сам я в…новат?

В какой части речи, в основном, пропущены гласные?

Что такое глагол?

Существует шуточное определение для этой части речи:

часть речи, которая упала с печи, ударилась об пол, называется глагол.

Есть ли какая-то нужная информация в этой шутке? Что такое глагол? Как он изменяется?

Какие орфограммы в глаголе вам ещё известны?

А сегодня мы с вами вспомним ещё одну «Правописание частицы НЕ с глаголами».

II. Прочитайте стихотворение.

Ещё земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мёртвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Ещё природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась.

Использование какого приёма оживляет картину весны?

III. Составьте схему последнего предложения, выпишите глаголы по указанным признакам:

  1. II спряжение, настоящее время, 3 лицо, единственное число;
  2. прошедшее время, женский род, единственное число, с частицей не.

Предлагаю перенестись на театральные подмостки!

(Дети инсценируют сказку Феликса Кривина «Сила любви» под музыку из к/ф «История любви»):

Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «НЕ люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «НЕ верю». Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам…

IV. Восстановите пословицы, добавив в них глаголы с частицей НЕ!

  • Повинную голову меч
  • За двумя зайцами погонишься – ни одного
  • Слово – не воробей, вылетит –
  • Кто не работает, тот
  • Волков бояться – в лес
  • Семеро одного
  • Русский солдат преград.
  • Одна ласточка весны
  • Под лежачий камень вода
  • Хвастать – не косить, спина

Дослушаем историю странствий Глагола?

Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» и вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица НЕ жить друг без другу не могут.

А вы, ребята, догадались, почему в некоторых случаях частица НЕ пишется слитно с глаголом?

V. В чём особенность слов, которые вы видите перед собой?

  • ненавидеть
  • негодовать
  • недоумевать
  • недомогать
  • неистовствовать

Образуйте от данных глаголов имена существительные. Сформулируйте правило правописания не с этими словами, общее для всех частей речи.

VI. Замените выделенные слова или словосочетания глаголами, которые с не пишутся слитно.

Я был крайне недоволен, возмущался.
Не нужно её принуждать, заставлять делать что-то против воли.
Отец чувствовал себя нездоровым с осени.
Мы удивлялись, почему до сих пор все молчали.
Проявлять ярость.
Холить, лелеять.
Находиться в недоумении.
Есть недостаточно, плохо питаться.

VII. Приготовьтесь писать выборочный словарный диктант. Записывайте только слова с не.

Нам сказали: в Новый год
Дед Мороз к нам в дом придёт.
Мы /не/ ели, мы / не/ пили,
Никуда мы /не/ ходили,
/Не / гуляли, /не/ играли —
Дед Мороза в гости ждали.
Оказался он не дед,
А дядя Стёпа, наш сосед!

VIII. А теперь отгадайте загадки!

  • По земле ходит, неба НЕ видит.
  • Ничего НЕ болит, а всё стонет.
  • Конь стальной овса НЕ просит, а пашет и косит.
  • Чёрненькая собачка, свернувшись, лежит, НЕ лает, НЕ кусает, а в дом НЕ пускает.
  • Без языка живёт, НЕ ест, НЕ пьёт, а говорит и поёт.
  • В огне НЕ горит, в воде НЕ тонет.
Читайте также:  Ударение в глаголах прошедшего времени задать

Прослушайте в исполнении ребят стихотворения!

В. Воскобойников «Я учу глаголы» «Весёлые рифмы» А. Шибаев
Я пришёл из школы,
Я учу глаголы…
Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
«Кричать» – кричу,
«Вертеть» – верчу,
«Двигать» – двигаю,
«Прыгать» – прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел.
Открываю: наш сосед…
(Он живёт под нами).
Не причёсан, не одет –
В тапках и пижаме.
Он кричит: Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?!
Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет.
Я пришёл из школы,
Я учу глаголы…
– Слезь со стула!
– Не хочу!
– Упадёшь!
– Не упаду!
– Отойди!
– Не отойду!
– Приедешь?
– Не приеду!
– Придёшь?
– Нет, не приду!
– Услышишь?
– Не услышу!
– Найдёшь?
– Нет, не найду!
– Слезаешь?
– Не слезаю!
– Решаешь?
– Не решу!
– Мечтаешь?
– Не мечтаю!
– Молчишь?
– Нет, не молчу!
– Конфетку, может, хочешь?
– Нет! Да, хочу, хочу!
Ю. Вронский
Завести велели мне новые привычки
Никогда девчонок НЕ дёргать за косички!
Никогда с братишкой НЕ Драться за обедом!
На уроках больше НЕ говорить соседом!
Я согласен даже НЕ рисовать на карте!
Я согласен даже НЕ танцевать на парте!
Но НЕ делайте вы мне никаких упрёков,
Если даже я и НЕ выучу уроков!

IX. Подведём итоги урока: НЕ с глаголом пишется раздельно!

Если глаголы без НЕ НЕ употребляются, – слитно!

Домашнее задание: выучить правило «Правописание частицы НЕ с глаголами», составить словарный диктант из 12 слов на это правило.

Источник

Глаголы-исключения (В виде стихотворения, удобно для запоминания).
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Глаголы-исключения (В виде стихотворения, удобно для запоминания).

Скачать:

Вложение Размер
glagoly-isklyucheniya.docx 13.08 КБ

Предварительный просмотр:

Глаголы-исключения II спряжения

Гнать, дышать, держать, обидеть.

Слышать, видеть, ненавидеть,

И зависеть, и терпеть, а еще смотреть, вертеть.

Вы запомните, друзья,

Их на – ЕТЬ спрягать нельзя!

Слышать, видеть и обидеть,

Гнать, держать и ненавидеть,

И дышать, смотреть, вертеть,

И зависеть, и терпеть!

Вы запомните, друзья,

Их на –ЕТЬ спрягать НЕЛЬЗЯ!

Глаголы-исключения первого спряжения запомним с помощью следующих рифмованных строк.

Ко второму же спряженью, отнесем мы без сомненья все глаголы, что на — ИТЬ , исключая БРИТЬ, СТЕЛИТЬ . « Брить », « стелить » запомни тоже. « И » в их окончаниях писать негоже!

Помощь в стихах

Гнать, держать, смотреть и видеть,

дышать, слышать, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья, Их на “-е ” – спрягать нельзя.

– В этих глаголах мы пишем лишь: “-и” (ты видишь, он видит и видят они)

Источник

Правописание НЕ с глаголами

Правописание НЕ с глаголами

Урок русского языка в 4 классе

УМК «Начальная школа XXI века»

Задачи урока.

Предметно-содержательная: формировать умение написания частицы не с глаголами.

Деятельностно-коммуникативная: развивать орфографическую зоркость, речь учащихся.

Ценностно-ориентационная: способствовать воспитанию доброжелательности, взаимопонимания через организацию работы в парах, группах.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний учащихся

Тема

«Правописание не с глаголами».

Цель

организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению орфограммы “Частица не с глаголами”.

Основное содержание темы

формировать навыки правописания частицы НЕ с глаголами;

познакомить с глаголами-исключениями;

способствовать обогащению словарного запаса уч-ся;

формировать орфографическую зоркость

прививать навык самостоятельного приобретения знаний;

воспитывать интерес к изучению русского языка.

Учиться писать не с глаголами, запомнить глаголы, которые без не не употребляются.

Термины и понятия

Частица, предлоги и приставки, существительное, прилагательное, глагол.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Основой урока является технология деятельностного метода, ИКТ. Работа в парах, группах. Проблемные ситуации. Здоровьесберегающие технологии.

Время реализации урока

Планируемый результат

Личностные умения

осознание алгоритма учебного действия; формулирование собственного высказывания, мнения; положительное отношение к процессу познания; применение правила делового сотрудничества.

Метапредметные умения

Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находить дополнительную информацию; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; формирование умений самостоятельно строить и применять новые знания

Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать деятельность

Коммуникативные УУД: участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания; формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; наблюдать за действиями партнёра.

Предметные умения

изучить орфографическое правило о правописании не с глаголом;

уметь находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их;

выработать стойкие навыки написания не с глаголом; повторить правописание приставок в глаголах.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Использование пословиц и поговорок.

Информационный материал

Учебник С. В. Иванов, А.О. Евдокимова, М. И. Кузнецова «Русский язык» 4 кл. ч.1,

Демонстрационный материал

Интерактивный материал

Карточки с учебными заданиями

Оборудование: проектор, экран, компьютер, листы самооценивания.

1.Самоопределение к деятельности.

Включение в деловой ритм.

Доброе утро, ребята!

Начинаем ровно в срок наш любимейший урок.

Мы друг к другу повернёмся, подмигнём и улыбнёмся!

Поприветствуем гостей, с ними нам вдвойне теплей!

Пожелайте нам удачи и успешности в придачу!

-Пусть у нас у всех будет хорошее настроение, как у нашего солнышка!!

-И ещё убедительная просьба: ответить хочешь, не шуми, а только руку подними.

-А начать урок я предлагаю словами великой русской актрисы Фаины Раневской: «Орфографические ошибки в письме — как клоп на белой блузке». (слайд )

-Может кто-то попробует объяснить это высказывание?

-Как вы думаете, к какому разделу русского языка будет относиться наш урок?

-Сегодня у нас, урок-исследование, где вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы. Чтобы ваши исследования прошли успешно, какими нужно быть?

У каждого из вас есть лист-самооценивания, где вы должны оценить свою работу на определенном этапе.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки

Разминка для рук. Прежде чем приступить к записи даты сегодняшнего урока, давайте разомнём наши пальчики и подготовим их к письму.

Запишите сегодняшнее число.

-На минутке чистописания мы продолжим отработку плавного безотрывного письма, что позволит вам писать достаточно быстро и хорошо усвоить учебный материал на уроке.

Сегодня будем писать гласную, которая есть в словах приятель, товарищ, но нет в слове друг. (слайд )

Запишите, используя данную закономерность.

и иииии…

-Какой темой можно объединить слова?

-Как вы считаете, можно ли назвать синонимами эти слова? И как бы вы их расположили по степени возрастания?

Дружба творит чудеса.

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Эта пословица будет девизом нашего урока.

А теперь запишите пословицу в свои тетради. Сделайте это грамотно и аккуратно. Уметь разборчиво писать – первое правило вежливости. Василий Ключевский. Обязательное правило при письме – следи за осанкой.

-Послушайте и скажите, какая часть речи может так о себе сказать?

Что без меня предметы? Лишь названья.
А я приду —
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады
И хлеб в полях растёт.

Знания о глаголе вы отразите в мине-тесте. (слайд )

1. Глагол – это ………..часть речи

2. Глагол обозначает ……….

3. Глагол отвечает на вопросы …..

4. У глагола есть три времени …….

5. Глагол бывает ……………

6. Глагол изменяется по ……..

7. Глаголы не употребляются с …….

8. В предложении чаще всего бывает ….. и образует с подлежащим …

Самопроверка. Выставление отметки по критериям. (слайд )

Что значат глаголы для нашей речи?

Найдите и подчеркните грамматическую основу предложения.

3.Постановка учебной задачи.

Создаёт проблемную ситуацию.

-Составьте предложение из разрезных карточек.

1.Друг в беде бросит.

2.Новых друзей наживай, а старых забывай.

3.Бросай друга в несчастье.

4. Дружба – как стекло, разобьёшь – склеишь.

-Что это за предложения?

-Вам они понравились?

-Почему пословицы звучат бессмысленно?

-Перед какой частью речи надо поставить не?

-Прочитайте получившиеся пословицы, т.к. пословица –это народная мудрость, объясните в чем заключается мудрость данных пословиц.

-А как бы вы записали это коротенькое слово с глаголом?

-Может быть, исходя из опыта, практики, кто-то знает, как нужно написать НЕ с глаголом?

— Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (слайд )

— Какую цель поставим перед собой на уроке?

А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, оттачивать свою орфографическую зоркость и учиться самостоятельно, мыслить. Не забываем, что мы сегодня исследователи.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Итак, наше предположение: Не с глаголами пишется раздельно.

— Верно, ли это утверждение мы с вами узнаем в течение урока.

Для этого нам предстоит провести ряд исследований, в ходе которых мы выясним, какой частью речи является, НЕ, всегда ли НЕ пишется с глаголами раздельно, а работать мы будем по плану и в наших небольших группах.

(слайд «План исследований»)

1)Исследование №1

— Какой частью речи является НЕ?

-Это вы выясните самостоятельно. Откройте «Журналы исследований». Найдите материалы исследования№1. Ответом на каждый вопрос является слово, которое вы будете вписывать в клеточки по горизонтали. В итоге у вас получится слово, которое подскажет, какой частью речи является НЕ.

(дети работают самостоятельно) Словарная работа.(слайд )

1)Маленький кустарник семейства брусничных с круглыми черно-синими сладкими ягодами.(черника)

2)Рабочий, занимающийся окраской зданий, помещений.(маляр)

3)Военный человек, воин.(солдат)

4)Периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвященное событиям текущей политической и общественной жизни.(газета)

5)Желание есть. (аппетит)

6)Точная дословная выдержка из какого-нибудь текста, высказывания.(цитата)

7)Душистый, приятный запах.(аромат)

Черника, маляр, солдат, газета, аппетит, цитата, аромат

— Проверяем. Какой же частью речи является НЕ? ()

-Наш первый вывод: НЕ – это частица. (слайд )

Исследование №2.

— Какой следующий пункт нашего плана?

— Теперь нам нужно выяснить, какой частью речи является частица НЕ: служебной или самостоятельной? Проведите исследование в группах и поделитесь своим выводом.

План исследования

1.Вспомните, что вы знаете о самостоятельных частях речи? ( они отвечают на вопросы, являются членами предложения)

2. Назовите самостоятельные части речи. (сущ-е, прил-е, глагол, местоимение)

-3. Вспомните о служебных частях речи? ( к ним нельзя поставить вопросы, они не являются членами предложений, служат для связи слов в предложении)

— Куда же можно отнести частицу? (к частице нельзя поставить вопрос, она не является членом предложения, она служит для связи слов в предложении . Значит, частица — служебная часть речи.)

— Какой будет второй вывод?

Вывод №2: частица НЕ — служебная часть речи. (слайд )

Исследование №3

-Всегда ли частица НЕ пишется с глаголом раздельно? Это мы узнаем из следующего исследования. Откройте материалы исследования №3.

Первая группа Дети не любят ходить в больницу. Они ненавидят уколы и негодуют, когда им нездоровится.

Вторая группа: На пятак дружбы не купишь. Потчевать велено, а неволить грех. Федя недомогал всю неделю и недоумевал, где он мог простудиться.

2. Попробуйте прочитать эти предложения без не. Какие получились слова? (любят, навидят, годуют, здоровится) (не купишь, неволить, недомогал, недоумевал)

4. Есть ли в русском языке такие слова? ( любят –есть, а навидят, годуют, здоровится – нет) и т.д.

5. Когда мы пишем НЕ с глаголами раздельно, а когда слитно?

(если слова можно употребить без НЕ – нужно писать раздельно, а если нельзя, то слитно)

Вывод №3: Если глагол употребляется без НЕ, то пишем раздельно. Если глагол не употребляется без НЕ, то пишем слитно. — Слова, которые без НЕ не употребляются называют словами-исключениями их надо запомнить. Здесь НЕ находится в составе корня.

На самом деле в русском языке много слов –исключений (невзлюбить, несдобровать, недолюбливать, недоумевать), но вы с ними познакомитесь в старших классах. Кстати, слова, к которым присоединилось Не, Исчезли из языка. Например, когда-то в языке были слова с таким значением: «годовати» — позволять, быть довольным, «навидеть» — охотно смотреть.

— Давайте ещё раз прочитаем и объясним их значение.

Негодовать – возмущаться, быть недовольным
Недоумевать – синонимы – растеряться, не понимать, теряться в догадках, ума не приложить.
Какими действиям человек показывает недоумение – чешет затылок, пожимает плечами, округляет глаза
Неволить принуждать, заставлять делать что-то
Ненавидеть – чувствовать вражду и отвращение
Недомогать – испытывать болезненное состояние
Нездоровится – болеть, хворать Запишите эти глаголы – исключения, их надо запомнить.

Посмотрите, есть ли ещё вопросы в нашем плане, на которые мы должны ответить. Значит, пришла пора подвести итог нашим исследованиям.

— Откройте материалы исследования №3. Вместо пропусков вставьте нужные слова.

Прочитайте, что у нас получилось?

Частица не пишется с глаголами раздельно,

если употребляется без не. Если без не

не употребляется, то пишется слитно.

Глаголы-исключения: НЕНАВИДЕТЬ, НЕГОДОВАТЬ, НЕЗДОРОВИТСЯ, НЕДОУМЕВАТЬ, НЕВОЛИТЬ, НЕДОМОГАТЬ откроем учебники и сверим наш вывод с правилом данным в учебнике. Стр. 92.

— Послушайте стихотворение поэта В. Агафонова о глаголе и частице не:

Глаголу нравится читать,

Играть, работать и мечтать!

Глаголу очень нравится

Всё делать очень живо.

Частица не – красавица,

Но как она ленива!

Она не ходит, не сидит,

Не шьёт, не жнёт и не кипит,

Книг не читает, не поёт,

Другим работать не даёт.

Глагол же, не любя безделья,

С частицей пишется раздельно!

Всегда? Нет! Без сомнения,
Бывают исключения.

— Какой же смысл придаёт глаголу частица не? (отрицание)

Алгоритм (слайд )

Устанавливает осознанность восприятия.

«Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг», – поётся в доброй детской песне о дружбе и искренних человеческих взаимоотношениях.

— Есть ли в этом предложении глаголы с частицей НЕ?

Как будем писать частицу НЕ в данном случае, докажите , используя алгоритм.

-Запишем предложение под диктовку, обозначим орфограмму графически. Выполним синтаксический разбор предложения.

Мы с вами говорили о дружбе, как о взаимоотношениях между людьми. А кого ещё мы называем нашими друзьями?

-Послушайте текст, в котором есть глаголы с частицей не.

-Не дразните собак,

Не гоняйте кошек,

Не жалейте для птиц

Вы зерна и крошек!

-Кто мог бы быть его автором?

— А можно ли этот текст назвать призывом? ( Да, это призыв людей, которые любят природу).

— Предлагаю вам выполнить творческое задание. Работа в парах.

-Измените, предложения так, чтобы в них было отрицание. Что для этого нужно сделать? (добавить к глаголам частицу не).

Текст «Друзья природы»

Природу надо охранять. Друг портит деревья в лесу, режет кору, ломает ветки. Друг разрушает птичьи гнёзда, разжигает костры. Друзья природы оставляют мусор в лесу.

— Какие предложения получатся?

Сейчас проведём Словарный диктант с сигнальными карточками (слитно — синяя карточка, раздельно — белая). Используйте алгоритм.

Не суди о человеке по наружности, не бросили товарища в беде, не стану мешать, недоумевать по поводу ответа, не хочу ссориться, негодовать из-за опоздания, не могу прийти, ураган неистовствует, не были на экскурсии, недомогать всю неделю.

Вывод: как справились, кому надо подучить правило.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Организует деятельность по применению новых знаний.

Мало знать, надо и применять.

Р.т. пишем грамотно стр. 32 упр.2

Проверка по эталону. Самооценивание.

Нельзя кое-как, положась на удачу,
Усвоить тему, решить задачу,
Правильно сшить костюм без примерки-
Каждое дело “просит” проверки.

На солнечные лучики выберите и приклейте карточки с глаголами-пожеланиями для гостей, написанные без ошибок.

Не болейте Негрустите Не обижайтесь Нескучайте

Не волнуйтесь Не грустите Не скучайте Не ленитесь

Не унывайте некричите нелгите Не сердитесь

7.Рефлексия деятельности (итог урока)

Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок!

Мы не заметили, как быстро пролетело время, сегодня вы для себя сделали открытие, разгадали тайны.

— Над какой темой мы сегодня работали?

— Какую цель перед собой ставили?

-Удалось ли достичь поставленной цели?

— Мы открыли новые знания: НЕ – частица; узнали о правописании НЕ с глаголов, пополнили словарный запас. А где же пригодятся полученные знания на уроке?

-В чём были трудности?

— Вспомните, как вы работали сегодня на уроке, всё ли вы хорошо усвоили и оцените свою работу.

Давайте вернёмся к девизу нашего урока. Дружба творит чудеса.

В самом деле , мы с вами вместе, дружно сотворили чудо- открыли для себя новое знание . Подружились ли с правилом?

Так давайте, давайте дружить,

Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.

Если дружбой всегда дорожить,

То любое желанье исполнится.

А в заключении мне бы хотелось сказать, что мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное .

Оцените свою работу на уроке.

Давайте поделимся мыслями об уроке?

Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались. Я понял правило написания частицы не с глаголами и могу объяснить другим.

  1. Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа . Я понял правило написания частицы не с глаголами и могу работать по эталону.

Если не разобрались в теме, было не очень интересно. Я понял правило написания частицы не с глаголами, но у меня есть сомнение.

Твоя оценка позволит успешно поработать дома.

Для выполнения домашнего задания возьми карточку, цвет которой соответствует цвету выбранной вами фишки.

1степень сложности: Уходя, мама велела детям хорошо себя вести, ничего (не) трогать,

со спичками (не) играть, на подоконники (не лазать),

на лестницу( не )выходить, котёнка (не )мучить.

2степень сложности: – Составьте пословицы, объясните их смысл.

Запишите пословицы, раскрывая скобки.

Кто (не) работает (не) сидеть на печи.

Есть калачи — торопись делом.

(Не) спеши языком, тот (не) ест.

Проведите исследовательскую работу. На материале любого рассказа (стихотворения, сказки) понаблюдайте, как пишутся глаголы с частицей не. Выпишите эти примеры (10 слов).

составить небольшой текст-призыв, используя глаголы с частицей не.

Тексты посвящены разным темам:

о правилах поведения в лесу.

о правилах пользования книгой.

Учебник С. В. Иванов, А.О. Евдокимова, М. И. Кузнецова «Русский язык» 4 кл. ч.1,

Комментарии к урокам. Методическое пособие под ред. Иванова С.В., Евдокимовой А.О.

Источник