Меню

Страдательные причастия настоящего времени образуются от переходных глаголов несовершенного вида



Действительные и страдательные причастия

Действительные причастия — это причастия, которые показывают признак лица или предмета, который сам производит или производил действие (действует сам):

ученик, рисующий (или рисовавший, нарисовавший) плакат;

ветер, ломающий (или сломавший) дерево.

Страдательное причастие — это причастие, которое показывает признак лица или предмета, который подвергается действию со стороны другого лица или предмета ( страдает от чужого воздействия):

плакат, рисуемый (или нарисованный) учеником;

дерево, ломаемое (или сломанное) ветром.

Действительные и страдательные причастия будут иметь вид того глагола, от которого они были образованы:

страдать – страдающий, страдаемый, страдавший (несовершенный вид);

пострадать – пострадавший (совершенный вид).

При этом от глаголов несовершенного вида образуются причастия настоящего и прошедшего времени, а от глаголов совершенного вида — только причастия прошедшего времени:

играть – играющий, игравший;

проиграть – проигравший, проигранный.

Действительные причастия могут быть образованы от глаголов как переходных, так и непереходных. Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов.

Глаголы Причастия
действительные страдательные
наст. вр. прош. время наст. вр. прош. вр.
переходные
несовершенного вида + + + +
совершенного вида + +
непереходные
несовершенного вида + +
совершенного вида +

Образование действительных причастий

Действительные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени 1-го спряжения с помощью суффиксов -УЩ-, -ЮЩ- и глаголов 2-го спряжения с помощью суффиксов -АЩ-, -ЯЩ-.

Чтобы от глагола образовать причастие надо:

  1. взять основу глагола, отбросив личное окончание,
  2. добавить нужный суффикс (суффикс зависит от спряжения глагола),
  3. присоединить окончание (причастия имеют такие же окончания, как и прилагательные):

рису — ют → рису ющ ий , плач — ут → плач ущ ий ;

слыш — ат → слыш ащ ий , люб — ят → люб ящ ий .

Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива (неопределённой формы) с помощью суффикса -ВШ-, если основа оканчивается на гласную, и суффикса -Ш-, если основа оканчивается на согласную:

стро и -ть → стро и вш ий , не с -ти → нё с ш ий .

Действительные причастия настоящего и прошедшего времени, образованные от возвратных глаголов, сохраняют частицу -СЯ:

смеют ся – смеющий ся, катают ся – катающий ся.

Действительные причастия имеют только полную форму.

Образование страдательных причастий

Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени 1-го спряжения с помощью суффиксов -ЕМ-, -ОМ- и глаголов 2-го спряжения с помощью суффикса -ИМ-.

Чтобы от глагола образовать причастие надо:

  1. взять основу глагола, отбросив личное окончание,
  2. добавить нужный суффикс (суффикс зависит от спряжения глагола),
  3. присоединить окончание (причастия имеют такие же окончания, как и прилагательные):

рису — ют → рису ем ый , влек — ут → влек ом ый ;

слыш — ат → слыш им ый , кат — ят → кат им ый .

Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива (неопределённой формы глагола):

    С помощью суффикса -НН-, если основа инфинитива заканчивается на -А (-Я), -Е:

посмотр е -ть → посмотр е нный.

С помощью суффикса -ЕНН- (-ЁНН-), если основа инфинитива оканчивается на согласную или на И (причём суффикс И опускается):

унес -ти → унес ённый,

краси -ть → краш енный.

С помощью суффикса -Т-:

коло -ть → коло тый, мя -ть → мя тый.

Краткое страдательное причастие

Страдательные причастия имеют полную и краткую форму:

найденный – найден, забытый – забыт.

Краткие причастия изменяются по числам, а в единственном числе и по родам, но не изменяются по падежам:

Читайте также:  Глагол isc в прошедшем времени

найден, найдена, найдено.

Полная форма причастий в предложениях обычно выполняет роль определения . Краткая форма страдательных причастий изменяется по родам и числам, но не склоняется (не изменяется по падежам). В предложениях краткие причастия выполняют роль сказуемого . Сравните:

На столе лежит прочитанная книга. – Книга прочитана .

Краткие страдательные причастия образуются с помощью суффиксов -Н- и -Т-. В отличие от причастий полной формы в кратких причастиях только одно Н:

рассказа нная история – история рассказа на,

перекраше нная машина – машина перекраше на.

Источник

7 класс Русский язык .

Урок №29. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

Цель урока: научиться находить в тексте страдательные причастия настоящего времени; познакомиться с правописанием гласных в суффиксах таких причастий; научиться применять освоенное правило.

Ход урока

I. Освоение нового материала.
Сегодня на уроке мы изучим страдательные причастия настоящего времени. Давайте вспомним, какие причастия называются страдательными (причастия, которые обозначают временной признак как действие, которому подвергается или подвергался предмет). Как видно из определения, страдательное причастие обозначает признак как действие, которое происходит в настоящем или происходило в прошлом. Таким образом, страдательные причастия бывают как настоящего, так и прошедшего времени.
Как же образуется страдательное причастие настоящего времени?
Страдательные причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени переходных глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов -ем- ( -ом- ), -им-.

неопр. ф. гл. наст. вр.
Читать ( I спр.) – читает + -ем- читаемый.
Нести ( I спр.) – несёт + -ом- несомый.
Слышать ( II спр.) – слышит + -им- слышимый.
Исключение : движимый (от двигать, I спр.)

Выбор суффикса зависит от спряжения глагола.
От глаголов I спряжения причастия образуются с помощью суффикса -ем- ( -ом- ) :

От глаголов II спряжения – с помощью суффикса -им- :

Изучить данную тему можно в учебнике на стр. 52 § 20 и на стр. 53 орфограмма № 50

II. Закрепление изученного.
Выполните упр. 117, упр. 119.

III. Словарная работа.

Выпишите слова из рамок (§ 15—20).
Силуэт — 1. Одноцветное контурное изображение чего-либо.

2. Очертания чего-либо виднеющегося вдали.

IV. Домашнее задание. § 20. Упр. 122. Выучить словарные слова.

Источник

Страдательные причастия. Примеры

Страдательные при­ча­стия назы­ва­ют при­знак пред­ме­та по дей­ствию, кото­рое этот пред­мет испы­ты­ва­ет со сто­ро­ны. Эти сло­ва обра­зу­ют­ся от пере­ход­ных гла­го­лов, кото­рые управ­ля­ют суще­стви­тель­ным в вини­тель­ном паде­же без пред­ло­га.

Чтобы выяс­нить, что такое стра­да­тель­ные при­ча­стия в рус­ском язы­ке, сна­ча­ла вспом­ним, какие сло­ва назы­ва­ют­ся при­ча­сти­ем.

  • мур­лы­чу­щая кош­ка;
  • заржа­вев­ший замок;
  • мучи­мый жаж­дой;
  • поте­рян­ный ключ;
  • рас­тер­тый в поро­шок.

В соот­вет­ствии с грам­ма­ти­че­ской кате­го­ри­ей зало­га раз­ли­ча­ют стра­да­тель­ные и дей­стви­тель­ные при­ча­стия.

Страдательные при­ча­стия обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та, кото­рый испы­ты­ва­ет дей­ствие со сто­ро­ны, извне. Сам пред­мет не совер­ша­ет дей­ствие.

  • кре­стья­нин, сею­щий рожь — посе­ян­ная рожь кре­стья­ни­ном;
  • видя­щий рас­свет — рас­свет, види­мый нами;
  • чита­ю­щий кни­гу — кни­га, чита­е­мая мной;
  • покрыв­ший ска­тер­тью стол — стол, покры­тый ска­тер­тью.

Страдательные при­ча­стия обра­зу­ют­ся толь­ко от пере­ход­ных гла­го­лов, кото­рые могут управ­лять суще­стви­тель­ны­ми в вини­тель­ном паде­же без пред­ло­га, напри­мер:

  • нари­со­вать (что?) кар­ти­ну — нари­со­ван­ная кар­ти­на;
  • побе­лить (что?) сте­ну — побе­лен­ная сте­на;
  • рас­те­реть (что?) поро­шок — рас­тер­тый поро­шок;
  • видеть (что?) огонь — види­мый изда­ли огонь кост­ра.

От гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида обра­зу­ем стра­да­тель­ные при­ча­стия как насто­я­ще­го, так и про­шед­ше­го вре­ме­ни.

Образование страдательных причастий настоящего времени

Страдательные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся от основ насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­лов пер­во­го спря­же­ния с помо­щью суф­фик­са -ем-, вто­ро­го спря­же­ния — с помо­щью суф­фик­са -им-:

  • узна­вать — узнава-ют — узна­ва ем ый;
  • слы­шать — слыш-ат — слыш им ый.

От несколь­ких гла­го­лов при­ча­стия обра­зу­ют­ся с помо­щью суф­фик­са -ом-, напри­мер:

  • вести — ведут — вед ом ый;
  • влечь — вле­кут — влек ом ый.

Некоторые пере­ход­ные гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида не обра­зу­ют стра­да­тель­ных при­ча­стий насто­я­ще­го вре­ме­ни:

Читайте также:  Обобщающее слово при однородных членах предложения глагол

ждать, брать, колоть, мять, тереть, рыть, мыть, лить, писать, стро­ить, рубить, беречь, ткать, белить, кра­сить, стро­гать, кле­ить, жечь, есть, пить и пр.

Отметим, что ряд непе­ре­ход­ных гла­го­лов обра­зо­ва­ли стра­да­тель­ные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни:

Безударный глас­ный в суф­фик­се стра­да­тель­но­го при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни помо­жет напи­сать такой алго­ритм:

  • разыг­ры­вать — мы разыг­ры­ва ем — разыг­ры­ва е мый приз;
  • неотъ­ем­леть — мы неотъ­емл ем — неотъ­емл е мый при­знак;
  • мучить — мы муч им — муч и мый жаж­дой пут­ник;
  • видеть — мы вид им — вид и мые на гори­зон­те обла­ка;
  • зави­сеть — мы завис им — завис и мые от пого­ды.

Примеры

  • колеб­ле­мый вет­ром куст,
  • едва слы­ши­мые шоро­хи,
  • изда­ва­е­мый стру­ной гита­ры звук,
  • мучи­мый жарой,
  • леле­е­мый роди­те­ля­ми ребе­нок,
  • непри­ем­ле­мое для меня усло­вие,
  • дви­жи­мый жела­ни­ем,
  • излу­ча­е­мый аппа­ра­том,
  • устра­и­ва­е­мая вече­рин­ка,
  • зна­чи­мые части сло­ва,
  • иссле­ду­е­мое поло­же­ние,
  • хоро­шо види­мый,
  • сжи­га­е­мая солн­цем тра­ва,
  • зави­си­мый от дру­гих,
  • дав­но леле­е­мая мысль,
  • изу­ча­е­мый в шко­ле пред­мет.

Видеоурок

Образование страдательных причастий прошедшего времени

Страдательные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся с помо­щью суф­фик­сов -нн-, -енн-, -т- от осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла, кото­рую полу­чим, если от инфи­ни­ти­ва отбро­сим окон­ча­ние -ть, -ти, напри­мер:

  • про­чи­та -ть — про­чи­та нн ый;
  • посея -ть — посея нн ый;
  • построи -ть — пост­ро енн ый;
  • пок­ры -ть — пок­ры т ый;
  • рас­те­ре -ть — рас­тёр т ый.

Суффикс -енн-/-ённ- при­со­еди­ня­ет­ся к осно­ве гла­го­ла на соглас­ный или на :

  • при­нес -ти — при­нес енн ый;
  • раз­ре­ши -ть — раз­реш енн ый;
  • покра­си -ть — покраш енн ый.

В осно­ве гла­го­ла перед суф­фик­сом часто про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние соглас­ных:

  • раз­бу д и-ть — раз­бу ж -енн-ый;
  • заме т и-ть — заме ч -енн-ый;
  • осве т и-ть — осве щ -ённ-ый.

В напи­са­нии стра­да­тель­но­го при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни сле­ду­ет сохра­нять гла­голь­ный суф­фикс -а/-я:

  • выдерж- а -ть — выдерж- а -нный;
  • высме- я -ть — высме- я -нный.

Видеоурок

Краткая форма страдательных причастий

Страдательные при­ча­стия име­ют крат­кую фор­му, кото­рая изме­ня­ет­ся по родам и чис­лам, как и у при­ла­га­тель­но­го, напри­мер:

раз­ре­шён­ный:

вымы­тый:

Краткие фор­мы при­ча­стий обыч­но явля­ют­ся состав­ным имен­ным ска­зу­е­мым в пред­ло­же­нии.

Под зеле­нев­ши­ми дуба­ми зем­ля была усы­па­на тёмно-бурыми про­шло­год­ни­ми листья­ми (В. Вересаев).

Окна в ниж­нем эта­же и в мезо­нине откры­ты , зана­вес­ки под­ня­ты , колон­ны и веран­да обви­ты плю­щом (А. Толстой)

Источник

Тема урока: Образование страдательных причастий настоящего времени.

Особенности работы со слабоуспевающими и одаренными детьми в школе

свидетельство каждому участнику

скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции

13 – 15 октября 2020г 19:00 (МСК)

Конспект урока учителя русского языка и литературы МОУ «Школа-лицей № 1»

Черкес Ветание Бекировны.

Предмет: русский язык

Тема урока: Образование страдательных причастий настоящего времени.

Тип урока — урок усвоения новых знаний:

Цели: познакомить учащихся со способами образования страдательных причастий настоящего времени, с правописанием гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени; способствовать развитию умения находить изучаемую орфограмму и правильно писать ее; воспитывать уважительное отношение к людям.

Задачи: вспомнить способы образования глагола (основу настоящего времени и основу инфинитива); закрепить умение образовывать страдательных причастий настоящего времени, причастия; отработать навыки написания гласных перед суффиксами причастий; совершенствовать навык постановки знаков препинания при причастном обороте.

Читайте также:  От сущ вода образовать глагол

Планируемые результаты: Предментные: научиться определять способ образования страдательных причастий настоящего времени, уметь находить страдательные причастия прошедшего времени.

Метапредметные УУД: Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует в сотрудничестве с учителем необходимые действия, операции, действует по плану, используя наряду с основными и дополнительные средства; в ходе представления проекта учится давать оценку его результатам. Познавательные: анализирует, сравнивает, классифицирует и обобщает факты и явления; выявляет причины и следствия простых явлений; учится преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится подтверждать аргументы фактами, критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого; умеет взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Оборудование: учебник «Русский язык. 7класс» (Л. М. Рыбченковой, О.М.Александрова, О.В.Загоровкская, А.Г.Нарушевич О.Ф.Вакулова) — М.: «Просвещение»,2014 , раздаточный материал для учащихся, ПК; мультимедийный проектор; презентация к уроку.

I . Организационный этап.

II . Актуализация знаний. Тестовые задания ( 10 мин) (Приложение)

( Ответы: 1-1; 2- 3; 3-2; 4-3; 5-3; 6-2; 7-2; 8-3; 9-3; 10-2; 11-4; 12-3; 13-1;

III . Формулировка темы и постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся .

Слайд. Словосочетания глагол + сущ.в косвенном падеже . Прочтите их. Запишите словосочетания в столбик, определяя вид, переходность, спряжение ( переходные- глаголы, которые сочетаются с сущ. в В.п. без предлога

ОБРАЗЕЦ: встречают (кого?) гостя (перех., несов. в., I спр.)

Возводят ( что?) электростанцию ( перех. несов. 2 спр.) , видят ( что?) кирпич ( перех. несов.2 спр. ), наливают ( что?) бензин ( перех. несов. 1 спр.), решают (что?) задачу ( перех., несов. в. 1 спр.)

Какие глаголы были вам даны? Назовите постоянные признаки глагола (вид, переходность, спряжение).

— От всех ли этих глаголов можно образовать страдательные причастия настоящего времени? Мы узнаем это после знакомства с новым материалом. Запишите тему урока. Сформулируйте цели урока ( познакомиться со способами образования страдательных причастий настоящего времени, с правописанием гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени; уметь находить изучаемую орфограмму и правильно писать ее.

IV . Первичное усвоение новых знаний.

Проанализируйте таблицу образования страдательных причастий & 14 стр. 50

— От основы какого времени и какого вида образуются страдательные причастия настоящего времени? (от основы настоящего времени, несов.вида)
— От каких глаголов образуются страдательные причастия наст. вр.: переход. или непереход.? ( от переходных гл.)

— При помощи каких суффиксов образуются страдательные причастия настоящего времени?
( — ом-, -ем, — от глаголов 1 спр., -им- от глаголов II спр. )
— Какие гласные нужно писать в суффиксах причастий, от чего они зависят?

( выбор гласной зависит от спряжения глагола ( -от глаголов 1 спр. — ом-, -ем) (от глаголов II спр. — -им- )
— Обратите внимание на слова прочитать, привести понять, умываться. Можно ли от таких глаголов образовать страдательные причастия настоящего времени? Если нет, то почему? ( прочитать, привести, понять – гл. сов.в., умываться – неперех. гл.)

. Многие глаголы не образуют страдательных причастий настоящего времени, например: кричать, жевать, крыть, есть, бить, петь.

Слайд. Составляем схему образования страдательных причастий настоящего времени. Запись в тетрадь:

Источник