Меню

Сценарий урока глагол 4 класс



Тема урока: «Глагол как часть речи». 4-й класс

Класс: 4

Цель:

  • Повторить и усовершенствовать знания о существенных признаках глагола.
  • Развивать навыки выделения глагола как части речи, точного употребления глаголов в речи.
  • Воспитывать умение определять лексическое значение глаголов, их роль в речи. Развивать интерес к родному языку.

Оборудование: карточки с индивидуальными заданиями, сигнальные карточки, мультимидийный пректор, компьютер.

Ход урока

Актуализация знаний. Введение в тему.

Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал
Так что время не теряем
И работать начинаем.

Девиз урока: (слайд 2)

“Учись, смекай, активным будь
И к знаниям откроешь путь!”

Запишем в тетради число, классная работа.

Сегодня на уроке мы будем: ДУМАТЬ, РАССУЖДАТЬ, СЛУШАТЬ, НАБЛЮДАТЬ.

Написание букв Р р, Г г.

Родина наша – это наш дом, где мы все дружно живём.

(Цель: закрепить умение писать сходные буквы).

Как вы понимаете это выражение?

1. Работа по карточкам. Задание: Вставить пропущенные буквы, подчеркнуть главные члены предложения, надписать над словами части речи.

  • Карточка 1. Л..тит дятел. Н..сёт в клюве с..сновую ш..шку.
  • Карточка 2. Ч..десным в..сенним днём уч..ники п..шли в лес.
  • Карточка 3. Скв..рцы п..селились в ду..ле большой б..рёзы.

2. Словарная работа.

На доске: Р.бочий, п.беда, д.журный, б.седа, м.ро(с,з), .бед, р.сунок.

Прочитать слова, записанные на доске, выбрать нужную букву для каждого словарного слова. (учащиеся выходят к доске, выбирают букву, класс “отвечает” сигнальными карточками.)

Самостоятельная запись слов в тетрадях. Учащиеся обозначают ударение и подчёркивают орфограммы. Взаимопроверка тетрадей.

III. Работа по теме урока.

Стихотворение (слайд 4)

Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду-
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.
Я свою задачу вижу в том,
Чтоб сказать о действии любом,
И счастливый мой удел таков —
В речи быть одним из главных слов.

Работа с текстом стихотворения:

  1. Найдите в стихотворении главное слово (глагол)
  2. Чем является глагол в русском языке? (частью речи)
  3. Чем особенна эта часть речи? (рассказывает о действиях, обозначает действия)

Сформулируйте тему урока (ответы детей)

Тема “Глагол как часть речи” (слайд 5)

Обратите внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку.

“Глагол – самая огнедышащая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая живая. кровь языка.” А.Югов.

Каким образом можно оживить эти предметы? (слайд 5)

Собачки . (бегут) записываем. (СЛАЙД 6)

Орёл . (летит) записываем. (СЛАЙД 7)

Рыбки. (плавают) записываем. (СЛАЙД 8)

— С помощью какой части речи вы оживили картинки?

3. Работа с учебником.

— Давайте прочитаем вопрос Почемучки на с. 61.

— Давайте вспомним, как изменяются глаголы? (по числам и временам).

— Глаголы какого числа записаны у вас в тетради? (ед и мн числа), значит глаголы изменяются по числам.

— А как ещё изменяются глаголы? (по временам)

— В каком времени стоят глаголы, записанные у вас в тетради? (настоящем). Теперь измените время в этих предложениях.

4. Работа в группах.

Отгадать загадки, составить со словами отгадками предложения, подчеркнуть глаголы и определить, в каком времени они употреблены. (слайды)

Летит огневая стрела,
Никто её не поймает:
Ни царь, ни царица,
Ни красна девица.

Ответ: Молния. (СЛАЙД 9)

Раскинут ковёр,
Рассыпан горох,
Ни ковра не поднять,
Ни гороху собрать.

Ответ: Звезды на небе (СЛАЙД 10)

Между гор, между дол
Бежит белый конь.

Ответ: Ручей. (СЛАЙД 11)

Читайте также:  Поставь каждый из данных глаголов

Ответ: Сосулька. ( СЛАЙД 12)

Красные лапки щиплют за пятки. (гусь) (СЛАЙД 13)

Мчатся колёса по дороге, а над дорогой ноги. (велосипед) (СЛАЙД 14)

Составьте из слов загадку (на доске)

(Каждое слово на отдельной карточке.)

— Запишите в тетради.

Белое покрывало всю землю покрывало.

— Грамматическая основа предложения.

— В чём сходство и различие этих слов? (по вопросу) Одинаковое произношение, но разное значение.

— Каким членом предложения является глагол?

— В каком времени употреблён глагол? (прошедшем)

— Произнесите предложение так, чтобы глагол употреблялся в другом времени.

(Класс использует сигнальные карточки при ответах детей)

Задание

Запишите в тетрадь с вопросом

  • 1 глагол – в прошедшем времени
  • 1 гл. – в настоящем времени
  • 1 гл — в будущем времени.

Если в лес пришёл .
Свежим воздухом .
Бегай, . и .
Только, чур, не .
Что в лесу нельзя .
Даже очень громко .
. зверюшки,
. с лесной опушки.

Слова для справок: убегут, дышать, испугаются, гулять, шуметь, прыгай, играй, петь, забывай,

— Вставьте нужные глаголы в предложения. В этом вам помогут слова для справок. Подчеркните глаголы в неопределённой форме.

(раздаются листы с заданиями, дети переписывают себе в тетрадь)

Для проверки (СЛАЙД 15)

— Что это за слова я выделила? В чём особенность этих глаголов? (СЛАЙД 16)

(это глаг. Неопределённой формы)

— На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы? (что делать, что сделать?)

— Чему учит нас это стихотворение?

8. Давайте выполним упражнение 398.

Прочитаем задание. Выполняем.

9. Давайте вернёмся к началу урока. (слайд 3)

— В каком времени употреблены эти глаголы? (будущее)

— Что мы с вами делали? (думали, рассуждали, слушали, наблюдали. – это уже прошедшее время.)

IV. Итог урока.

Итак, расскажите о глаголе: (слайд 17)

  • глагол – это.
  • отвечает.
  • обозначает.
  • изменяется по.
  • в предложении бывает.
  • делает нашу речь.

V. Рефлексия.

  • Я узнал о.
  • Я научился.
  • Я смогу.
  • Мне было трудно.

Домашнее задание. Упр. 399

Источник

Урок русского языка в 4 классе по теме «Глагол»

Урок русского языка в 4 классе.

Цель: Обобщить и систематизировать знания и умения по теме «Глагол».

Задачи (для детей): 1. Знать правила о глаголе.

2. Уметь применять при выполнении заданий.

Задачи (для учителя):

Систематизировать теоретический материал уроков.

Закрепить и обобщить знания о глаголе, как части речи: неопределенной форме глагола, временах глагола, спряжении, правописание безударных личных окончаний глагола.

Формировать интерес к урокам русского языка, умение организовывать и оценивать свою деятельность

Воспитывать любовь к родному языку; интерес к предмету; умение работать в группах, (парах)

Учебник “Русский язык” 4 класс

Карточки с заданиями для работы в парах.

Индивидуальные карточки с заданиями.

Организационный момент. Приветствие.

Прежде, чем начать урок, создадим себе хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнемся друг другу.

— Ребята, посмотрите, какое сегодня великолепное утро. Давайте поприветствуем наших гостей, которых мы очень рады видеть, поприветствуем друг друга.

Карточка №1. Самостоятельная работа. Прочитайте молча, (чтение вслух.)

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться : «Доброе утро!»

И каждый становится добрым, доверчивым,

Доброе утро длится до вечера

У: И я вам хочу пожелать, чтобы хорошее настроение длилось весь день!

Найдите и прочитайте слова, которые обозначают действие.

Какой частью речи они являются?

И сейчас, наверное, вы сами сможете сформулировать тему нашего урока.

Это новая для вас тема? (нет)

Читайте также:  Слова с глаголами во всех формах с мягким знаком

Тогда какова цель урока?

Цель: «Обобщить и систематизировать знания и умения по теме «Глагол».

— Кто знает, что такое «Обобщение» . , а «Систематизация». Где мы можем найти ответ на этот вопрос. (в толковом словаре, в Интернете…)

— А для чего нам вся информация о глаголе? (Чтобы проверить свои знания по этой теме, убедиться , что мы запомнили, а что еще надо подучить)

— Как можем обобщать?

Дети: Знать правила и уметь их применять

У; Поработаем над 1 задачей. Прочитайте…

Сегодня Королева Грамматики приготовила для вас интересные задания

— Давайте вспомним, что вы знаете о глаголе.

Игра «Соедини словечко» (работа в парах, на карточке)

Являюсь — … (по лицам и числам)

Обозначаю — … (частью речи)

Отвечаю — … (действие предмета)

В предложении чаще всего бываю — … ( на вопросы что делать?, что сделать? И др.)

Проверка задания … (1 ученик у доски зачитывает)

Карточка 3 Работа в группах.

Задание: представьте, что в компьютере произошел сбой и буквы в словах перепутались. Вам необходимо восстановить слова:

Вароп, чиульте, чвра, ляамр, донижхук. нибастя.

— Что объединяет эти слова?

-Запишите любые 3 слова и подберите глаголы к данным словам.

-Взаимопроверка карточками…(по цепочке зачитывают слова, а затем глаголы к словам…)

Составляют слова: повар, учитель, врач, маляр, художник. баянист.

Отвечают, что все данные слова означают профессии людей.

— У вас на парте лежат листы самооценки. Оцените себя по критерию «Умение различать глаголы среди других частей речи».(«+», «-«, «?»).

— Выполнили 1 задачу? (да)

Работаем над 2 задачей. Прочитайте

— Я назову вам глаголы, если это:

глагол настоящего времени – руки на пояс;

глагол прошедшего времени – присядьте;

глагол будущего времени – ходьба на месте.

(Глаголы: будут прыгать Б.В.), катается (н.в.), сварила (п.в.), клюет (н.в.), промахнулся (п.в.), нарисую (б.в.), украсят (б.в.), поют (н.в.).)

Игра «Не ошибись!»

-А теперь поиграем в игру «Не ошибись!». Её цель – проверить, как вы умеете определять время глагола.

( раздаю карточки с одним словом , 1 ряд получает карточки белого цвета, 2 ряд – жёлтого, а 3- зелёного).

-Условия игры: по очереди с каждого ряда выходят ученики и кладут свою карточку в конверт. На доске 3 конверта, на которых написано: Н. вр., Пр.вр., Б. вр.

После игры содержимое конвертов учитель предлагает проверить ученикам.

Оцените себя по критерию «Умение определять время глагола».

– Перед вами текст с ошибками. Эту проблему вам предлагаю решить вместе с соседом по парте. Есть подсказка, что надо искать глаголы 2 лица единственного числа.

Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы блестят на солнце.

– Верно, слово пойдёшь надо писать с мягким знаком. Докажи. / Ты что делаешь? 2 лицо/

– Верно, слово подойдёшь надо писать с мягким знаком. Докажи./ Ты что сделаешь? 2 лицо/

– Верно, слово разглядишь надо писать с мягким знаком. Докажи. /Ты что сделаешь? 2 лицо/

– Верно, в слове увидишь 2 ошибки. Какие ? /Окончание –ишь ,т.к. гл.-иск., и –ь на конце/

Вывод к доказательству.

Какие трудности у вас возникали в процессе работы?

Скажите, а для чего нужны глаголы в речи?

/Для обогащения и разнообразия речи, связи слов в предложении./

Читайте также:  Урок русского языка образование глаголов прошедшего времени

– Спишите текст, выделите окончание в словах, в которых были ошибки. Определите спряжение.

-Глаголы очень часто употребляются во фразеологизмах.-Что такое фразеологизмы?

( В русском языке есть устойчивые (постоянные) сочетания слов, которые называют ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ .

Фразеологизм – это устойчивое неделимое словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной словарной единицы. Используется он, чтобы подчеркнуть эстетику выражения. Фразеологизм обычно имеет переносное значение и заменяется одним словом, например: заруби себе на носу – запомни, прикуси язык – замолчи.

Игра «Замени одним словом»

Ребята, сейчас поработаем устно. Я буду называть вам фразеологический оборот, а вам нужно заменить его одним глаголом. Определи спряжение глагола.

Зарубить на носу (запомнить)

Водить за нос (обманывать)

Унести ноги (убежать)

Надуть губы (обидеться)

Клевать носом (засыпать)

Бить баклуши (бездельничать)

Чесать языки (болтать)

— Какой формой глагола вы заменили фразеологический оборот? (неопределенной формой глагола)

Оцените себя по критерию «Умение определять спряжение глагола».

Задание «Четвёртый лишний».

Вы видите группы слов. В каждой группе есть лишнее слово. Подчеркните

— Найдите лишнее слово. Определите, по какому признаку оно лишнее. Выписать лишнее слово (1 ученик у доски)

Трещу , скрипишь , вою, скулим. (Скрипишь – этот глагол стоит во 2-м лице, а остальные глаголы – все 1 лица.)

Встречают , визжит, скрипит, дует. (Встречают – глагол стоит во мн. числе, а остальные глаголы – в единственном числе.)

Прочитаем , играет , запишем, нарисуем. (Играет– глагол настоящего времени 3 лица ед. числа, остальные глаголы – будущего времени 1 лица мн. числа.)

Проверка задания (самопроверка)

Оцените себя по критерию «Умение определять лицо и число глагола».

Над какой задачей мы трудились? Справились? (да)

-Вот и закончилось наш урок по стране «Глаголы». Вы вооружились знаниями, которые пригодятся в дальнейшем обучении.

Теперь я предлагаю каждому оценить свои знания по изученной теме : “Глагол”.

Зеленый кружок возьмет тот, кто при изучении темы “Глагол” получил прочные знания и не допускает ошибки при выполнении заданий.

Желтый – кто имеет хорошие знания, но иногда допускает ошибки.

Розовый – кто не усвоил материал и испытывает трудности при выполнение заданий.

На доске листы А4 – на одном контур круга зеленого цвета, у другого – желтый, у третьего – розовый.

-Какую цель мы ставили перед собой? Достигли её? (да)

Задачи, цели выполнили

А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что у вас были на начало урока, теперь поднимите левую ладошку с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке – соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на уроке.

Слово учителя : Наш урок хочется закончить словами К.Г. Паустовского, современника М.М. Пришвина: “С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, шум садов, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия”. Таким словом можно назвать глагол, о котором мы во время изучения данной темы узнали много нового и интересного.

Нам предстоит выполнить ещё много заданий. Но сегодня мы выполнили всё.

Мне сегодня было приятно с вами на уроке. Я увидела умных и заинтересованных детей. А если у кого- то что- то не получилось, — не беда. Всё равно с каждым уроком вы становитесь умнее.

Дом. зад : с. 105, упр. 491 , сочинить сказку о глаголе по данному началу “Жил-был Глагол” (по желанию учащихся).

Источник