Меню

Суффиксы глаголов повелительного наклонения единственного числа



Повелительное наклонение

В древнерусском языке формы повелительного наклонения выступали во 2-ом лице ед. ч. и в 1-ом и 2-ом лице мн. и дв. ч.

Формы повелительного наклонения образовались от основы настоящего времени с помощью формообразующих суффиксов -и- (в ед. ч. данный суффикс присоединялся к основам глаголов всех классов, а во мн. и дв. ч. – к основам глаголов III и IV классов: неси, стани, знаи, ходи; знаите, ходите) и -h- (суффикс присоединялся во мн. И дв. ч. к основам глаолов I и II классов: несhте, станhте).

·

Основа настоящего времени
суффкс *-i-
вторичное окончание

Рисунок 9 – Образование форм повелительного наклонения

Таблица 93 – Спряжение глагола в повелительном наклонении

Класс I II III IV Нетематические глаголы Ьсти, вЬдЬти, дати
ед.ч.2 л. дв.ч.1 л. 2 л. мн.ч.1 л. 2 л. неси несЬмъ несЬте несЬвЬ несЬта стани станЬмъ станЬте станЬвЬ станЬта знаи знаимъ знаите знаивЬ знаита хвали хвалимъ хвалите хваливЬ хвалита Ьжь Ьдимъ Ьдите ЬдивЬ Ьдита вЬжь вЬдимъ вЬдите вЬдивЬ вЬдита даждь дадимъ дадите дадивЬ дадита
*В глаголах I и II классов формах ед.ч. выступает суффмкс -и-, в формах мн.ч. — суффикс -Ь-. В глаголах III и IV во всех формах выступает суффикс -и-. *Суффиксы повелительного наклонения -и-, -Ь- восходят к древнему суффиксу *i, который присоединялся к тематическому гласному глагола и образовывал с ним дифтонг. По ЗОС дифтонг монофтонгизировался: в ед.ч. у всех глаголов результатом монофтонгизации явля­ется [и], в дв. и мн.ч. у глаголов I и II классов дифтонг не в конце слова изменяется в [Ь].

Таблица 94 – Образование форм единственного числа

I и II классы III класс IV класс
*o + *i > *oi > и *nes-o-i-s > неси *o +*i > *ei (*jo > *e)> и *pisjo-i-s > *pishei > пиши *i + *i > *ii > и *hod-i-i-s > ходи

Таблица 95 – Образование форм двойственного и множественного числа

I и II классы III класс IV класс
*o + *i > *oi > е *nes-o-i-te>несЬте *o + i > *ei (*jo > *e)> и *pisj o-i-te >*pishei>пишите *i + *i > *ii > и *hod-ii-te>ходите

Формы ед.ч. нетематических глаголов образовывались при помощи суффикса *-ji-. *jсмягчал предшествующий согласный, а *i > ь : *jed-ji-s > jezdь > Ьжь. Формы дв. и мн.ч. нетематических глаголов образовывались без *-j-: *dad-i-te > дадите («дайте»).

По образцу нетематических глаголов образовывал формы повелительного наклонения глагол видЬти, который некогда относился к нетематическим глаголам: видЬти — вижь, ср. ст.-сл. виждь ( А.С.Пушкин: Восстань, пророк, и виждь и внемли).

Нетематические глаголы быти, имЬти спрягались по образцу тематических глаголов: быти — буди, будЬмъ; имЬти — имЬи, имЬимъ.

Глагол быти оброазовывал формы повелительного наклонения от основы будущего, а не настоящего времени: быти — буд-у — буди.

Источник

Окончание те

Окончание те в глаголах повелительного наклонения

Как известно, в современном русском языке существуют только две соотносительные между собой формы повелительного наклонения: 2-е лицо ед. числа и 2-е лицо мн. числа. Таким образом, парадигма (т. е. система соотносительных друг с другом грамматических форм) глаголов в повелительном наклонении является двучленной (в отличие, например, от шести членной парадигмы глаголов настоящего времени).

Читайте также:  Упражнения с глаголом to be в прошедшем времени для детей

Противопоставляются друг другу лишь формы единственного числа, с одной стороны, и множественного — с другой (ср. веди — ведите, неси — несите и т. д.). Это противопоставление получает свое формальное выражение, аналогичное тому, что наблюдается, например, в существительных стол — столы, кость — кости.

В существительных мы видим нулевое окончание в единственном числе и материально выраженное окончание () во множественном. В формах повелительного наклонения веди — ведите, неси — несите, пиши — пишите, морщи — морщите и т. д. мы также видим в един ственном числе нулевое окончание, а во множественном — материально выраженное окончание -те.

С окончанием множественного числа -те нельзя смешивать суффикс -те, который служит для образования формы вежливого обращения. В предложениях Ребята, идите ко мне и Ребята, идемте ко мне (ср. Ребята, идем ко мне) -те разные: в первом случае это окончание множественного числа, во втором — суффикс формы вежливого обращения.

Что касается морфемы , стоящей в неси, пиши и т. д. перед нулевым окончанием, а в формах множественного числа несите, пишите перед окончанием -те, то она является суффиксом, с помощью которого мы от основы настоящего времени (нес-, пиш- и т. п.) образуем основу повелительного наклонения какого-либо конкретного глагола.

Таким образом, глаголы повелительного наклонения содержат — в зависимости от того, какого они числа — либо нулевое окончание (2-е лицо ед. числа), либо окончание -те (2-е лицо мн. числа). Без окончания глаголы в форме повелительного наклонения не существуют. По в них в то же время нет и окончания .

Кстати, надо иметь в виду, что в каждом глаголе повелительного наклонения обязательно есть и суффикс и окончание, причем и та и другая морфема может быть не только материально выраженной, но и нулевой. Так, количество морфем в слове брось и в слове смотрите одинаково. В смотрите три морфемы: смотр- (корень), -и- (суффикс) и -те (окончание 2-го лица мн. числа); столько же их и в брось: брось-, где брось непроизводная основа, — нулевой суффикс повелительного наклонения и — нулевое окончание 2-го лица ед. числа.

Статья на тему Окончание те

Источник

85. Повелительное наклонение

Прочитайте стихотворение выразительно, передавая голосом ласковое побуждение к действию. Назовите глаголы, обозначающие действия, к которым побуждает автор. В каком лице и числе они стоят? Поставьте эти глаголы во 2-м лице множественного числа.

Буди заснувшие цветы
И им расписывай листы,
Потом медвяною росой

Пчелу-работницу напой
И чистых капель меж листов
Оставь про резвых мотыльков.

Глаголы в повелительном наклонении обозначают такие действия, которые кто-то требует или просит выполнить.

Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2-го лица единственного и множественного числа. Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам.

Рассмотрите таблицу. От основы каких форм глагола образуется повелительное наклонение? Какой суффикс образует это наклонение глагола? Какие окончания имеют глаголы в повелительном наклонении?

Формы глаголов в повелительном наклонении образуются от основы настоящего или будущего времени с помощью суффикса -и- или без суффикса. Глаголы в повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном числе — -те.

По отношению к одному лицу формы на -те обозначают вежливость (ср. возьми — возьмите).

491. В каких предложениях по цели высказывания употребляются глаголы в повелительном наклонении? Выпишите глаголы в повелительном наклонении и образуйте от них формы множественного числа. Какой из этих призывов представляется вам самым важным?

Образец: создавай[ ] — создавай[тё].

Делай! Украшай землю и жизнь! Выращивай пшеницу, если ты агроном, борись за большую правду, за добро и справедливость, если ты писатель. Делай! И не оправдывай себя, если сделаешь плохо.

(По Г. Николаевой.)

492. Спишите, ставя пропущенные запятые. Обозначьте основу глаголов в повелительном наклонении и суффикс -и-. Подчеркните переходные глаголы. Прочитайте стихотворение так, чтобы все услышали, как радостно косарь побуждает всех к действию: себя самого и силы природы.

Раззудись плечо!
Размахнись рука!
Ты пахни в лицо
Ветер с полудня!
Освежи взволнуй
Степь просторную!

Зажужжи коса
Засверкай кругом,
Зашуми трава
Подкошенная;
Поклонись цветы
Головой земле!

(А. В. Кольцов.)

На конце глагола в повелительном наклонении после мягких согласных и шипящих пишется буква ь. Мягкий знак в повелительном наклонении сохраняется перед -ся и -[те].

Познакомь, познакомьте, познакомься (повелит.). Отрежь, отрежьте (повелит.).

493. Замените данные глаголы близкими по значению. Обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы (см. образец в рамке).

Не реви. Не горюйте. Не скрывайся от людей 1 . Освободи меня от неприятных 3 разговоров. Не упорствуй понапрасну.

Для справок: прятаться, плакать, упрямиться, печалиться, избавить.

494. Замените глаголы несовершенного вида глаголами совершенного вида. Определите, какие это глаголы — переходные (п.) или непереходные (н.).

• Составьте с выделенными словами словосочетания.

Утешайтесь, (не)трогайте, увеличивайте, (не)ослабляйте, встречайте, повышайте, (не)замораживайте, обжаривайте, ускоряйте, отодвигайте, опрокидывайте.

495. Спишите, вставляя подходящие по смыслу глаголы (см. материал для справок) и расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните разноспрягаемый глагол.

1. Петя — — поскорее в школу. 2. Митя — — чертёж в портфель. 3. Шестиклассники — — всё всегда на место — (не)будете никогда (ни)чего 3 искать. 4. Я подожду следующего тр..мвая, а ты Миша — — на этом. 5 5. Вы устали Дмитрий Сергеевич? — — отдохните.

Для справок: беги — бегите, положи — положите, клади — кладите, поезжай — поезжайте, ляг — лягте.

Определите, в каком наклонении, лице и числе стоят глаголы. Какого они спряжения? В каких случаях в глаголах пишется -ите, а в каких — -ете? Почему в скобках дана форма 2-го лица единственного числа?

Во 2-м лице во множественном числе
-ите пишется в повелительном наклонении и в изъявительном наклонении у глаголов II спряжения;
-ете пишется только в изъявительном наклонении у глаголов I спряжения.

496. Определите наклонение выделенных глаголов. Спишите, ставя глаголы, данные в скобках, в нужной форме.

  1. Пойдите в лес, (пополнить) свой гербарий, (поискать) насекомых, которые чаще всего встречаются в вашей местности.
  2. Вы сядете в лодку и (направиться) к противоположному берегу. Там (выбрать) место для палатки, (поставить) её.

497. Поставьте глаголы во 2-м лице множественного числа: а) в настоящем или будущем времени; б) в повелительном наклонении.

Образец: вынести — вынес[ете] — вынеси[те].

Повторить, выждать, выбрать, выгнать, держать, вытрясти, выползти, выйти, вымести, сказать, жаждать.

498. Спишите, над глаголами в повелительном наклонении надпишите букву п., а над глаголами в изъявительном наклонении укажите спряжение. • Подчеркните глаголы в неопределённой форме. Какой из них переходный?

Напиш..те (не)большой ра(с, сс)каз о вашем любимом заняти.. 3 Вспомните, чем вы люб..те зан..маться на досуге. Когда подберёте 2 материал к сочинению, составьте план, отбросьте 2 всё лишнее. После того как вы напиш..те черновик, внимательно провер..те написанное. (Не)торопитесь! Когда вы тороп..тесь, то не замеча..те (не)дочётов и ошибок. Прочитайте вслух своё сочинение, отметьте на полях (не)точности и ошибки, исправьте их, дополн..те сочинение. Теперь мож..те переписать его.

У вас получится хорошее сочинение, если вы буд..те требовательны к себе.

Повелительное наклонение имеет также формы 3-го лица единственного и множественного числа и 1-го лица множественного числа.

499. Спишите, подчёркивая глаголы в повелительном наклонении как члены предложения. Как образованы формы повелительного наклонения в выделенных глаголах?

1. Шутку люб..шь над Фомой, так люби и над собой. (Посл.) 2. Семь раз отмерь, один раз отреж(?). (Посл.) 3. Поживи подольше, так и увид..шь побольше. (Посл.) 4. Как постел..шь, так и высп..ш(?)ся. (Посл.) 5. Да здравствует солнце, да скро..тся тьма. 4 (А. Пушкин.) 6. Соловьи, соловьи, (не)тревож(?)те солдат: пусть солдаты немного поспят. (А. Фатьянов.) 7. Да будет мир на Земле! Сделаем всё, чтобы наша Родина процветала.

500. Напишите пять призывов к приближающемуся празднику. Используйте глаголы в повелительном наклонении, в форме 1-го лица множественного числа, а также глаголы в форме 3-го лица со словами да, пусть.

Образец: Ребята, посадим на нашей улице деревья! Да здравствует наша страна!

• Объясните в записанных вами предложениях постановку знаков препинания.

501. Выпишите отдельно глаголы: 1) в изъявительном наклонении; 2) в повелительном наклонении; 3) в условном наклонении. Выделите суффиксы и окончания глаголов. • Выпишите словосочетания «глагол + существительное в родительном падеже».

1. (Не)трудился бы, так и хлеба (не)добился бы. 2. Языком (не)спеши, а делами (не)смеши. 3. (Не)пеняй на соседа, коли спишь до обеда. 4. Кто 3 (не)трудится, тот 3 (не)ест. 5. Лодырю всегда (не)здоровит(?)ся. 6. От красивых слов (не)прибавится масла в каше. 7. (Не)спеши языком, торопись делом.

502. Рассмотрите рисунки. Что могло произойти до и после того, что изображено на рисунках?

Озаглавьте рассказ и напишите его. Рассказ вы можете вести и от 3-го и от 1-го лица; например, представьте себе, что вы и есть тот мальчик, которому поручили повесить плакат. А кому вы расскажете о том, как приклеивали плакат? Кто ваши слушатели? В какой обстановке вы рассказываете эту забавную историю? Как вас слушают? • Подчеркните глаголы. Укажите их наклонение.

Источник