Меню

Суффиксы прилагательных к ск словосочитания



Урок русского языка в 6-м классе, построенный на основе дифференцированного подхода, с применением компьютера. Тема урока: «Суффиксы -к-, -ск- в прилагательных»

Урок начинается с повторения тех разделов, которые могут установить новый материал:

1) согласные в корне;

2) разряды прилагательных;

3) отличие полной формы прилагательных от краткой и их синтаксическая роль в предложении. Задания на экране компьютера и таблица .

Вызываем к доске трёх учеников; учащиеся следят за их ответами и готовятся к рецензии.

Первый ученик объясняет, как нужно проверять согласные в корне, добавляя примеры из домашней работы.

Второй ученик определяет разряды прилагательных и тоже добавляет примеры из домашней работы, объясняет правописание непроизносимых согласных в корне.

Близкая – близок устный – уста артиллерия
Скользкая — громоздкий – агрессия
Вязкая — местный — аппетит

(работает на компьютере, затем объясняет)

Учитель обращает внимание на третий столбик и говорит, что есть целый ряд слов с удвоенными согласными в корне, и предлагает эти слова, написанные на доске, запомнить , записать в словари , составить словосочетание или предложение.

Третий ученик даёт синтаксическую характеристику предложения (на карточке) и разбирает его по членам.

В старых пятиэтажках потолки низки, коридоры узки, кухни малы, но безликие дома скоро исчезнут.

Учитель подчеркивает важность умения отличать полную форму прилагательных от краткой.

Объяснение нового материала (тема записана на уроке).

Цель урока: научиться безошибочно писать суффиксы прилагательных –к- -ск-.

Вывешивается таблица, на экране – задания творческого характера (для сильных обучающихся)

Работа с новым материалом идет по разноуровневым группам.

Учитель привлекает внимание к таблице и предлагает желающим сделать выводы по теме урока.

-к- -ск- в прилагательных

В качественных В относительных
1. Вязкий ил – вязок 2. Стрелец – стрелецкий
Дерзкий поступок – дерзок рыбак – рыбацкий

Француз +ск = французский

Матрос + ск = матросский

Кавказ + ск = кавказский

Одесса + ск = одесский

Объяснение и вывод делает кто-то из сильных учеников (по желанию). Помощь со стороны учителя требуется лишь с группой относительных прилагательных, в которой пишется суффикс –к-.

Объяснение нового материала и выводы, сделанные учеником, рецензируются как учащимися, так и учителем. При рецензии следует обратить внимание на выразительность ответа, на речь, где не должно быть недочетов, на полноту объяснения, убедительность, понимание сути и умения обобщать, а также подбирать свои примеры.

Учащиеся первой группы выполняют три задания творческого характера и работают самостоятельно. После выполнения работы в тетради – 3 ученика работают на компьютере , выполняя задания по очереди. Проверка. Выставление оценок. Например:

1. Образовать от прилагаемых слов имена прилагательные и подобрать к ним подходящие по смыслу имена существительные (задание на экране):

  • Герой – геройский поступок
  • Кавказ –
  • Швед –
  • Флот –

2. Заменить выделенные слова прилагательными с суффиксом –к- — -ск-.

  • Пояс черкеса – черкесский пояс.
  • Инструмент плотника –
  • Дом соседа –

Подготовится к объяснению второй части параграфа: “Мягкий знак перед -ск-”.

Вариант задания (высокий уровень):

Придумайте и запишите предложения со словосочетаниями. Вставьте пропущенные буквы, суффиксы выделите.

Образец: Произошло резкое изменение погоды.

Рез..кое изменение ,богатыр..кое здоровье, дерз..кий налет, уз..кое место, Кавказ..кие горы, январ..кие морозы, июл..кая жара, матрос..кий танец, Тунгус..кий метеорит, плотниц..кие работы, вес..кие доказательства, стрелец..кий бунт.

Продолжается работа с учащимися второй и третьей групп. Ещё раз обращаем внимание на таблицу, уточняем наиболее важные моменты, затем прилагается общая работа для второй и третьей групп.

К прилагательным подобрать антонимы с изучаемыми суффиксами и образовать их краткую форму.

  • Широкий – узкий – узок.
  • Высокий –
  • Далекий –

В прилагательных выделить суффиксы. Одно из словосочетаний ввести в предложение, усложнив его обращением.

Молодецкий шаг, богатырская сила, солдатская песня.

Ответы учащихся рецензирует учитель.

Вторая группа получает самостоятельное задание:

Вставить подходящее определение с изучаемыми суффиксами (задание на карточке).

… станицы раскинулись по всему Дону(казацкие).

… перешеек соединяет Крымский полуостров с материком (узкий).

Подул … ветер, и сразу стало холодно (резкий).

Составить схему третьего предложения. Первое предложение разобрать по членам.

Вариант задания (средний уровень)

Из приведенного ниже перечня слов выпишите сначала все прилагательные в которых пишется –к ,а затем — -ск. Суффиксы обозначьте.

Октябрь..кий, сибирский, командирский, рыбац..кий, Олонецкий, скользкий, близ..кий, горняцкий, киргизский, апрель..кий,, июльский, узкий, молодецкий, январский,конский, рез..кий, индусский, рыцарский, декабрьский.

Продолжается работа с третьей группой. Здесь особенно важно учитывать и уровень обученности, и психологические особенности каждого при распределении заданий.

Одним прилагается прочитать параграф в учебнике (первую часть) и выполнить упражнение тренировочного характера; другим даются тренировочные карточки, где они смогут определить разряды, вставить суффиксы и т.д.; третьи выполняют задание , которое находится на экране компьютера под руководством учителя или учащихся, освободившихся от своих заданий.

Вариант задания (низкий уровень).

Обозначьте суффиксы –к- и –ск- в прилагательных.

1. Вечер был ясный, тихий и свежий, как обыкновенно декабрьские вечера на Кавказе.
2. Мы охотились на озере Орса, где было всего несколько сантиметров чистой воды, а под ней лежал бездонный вязкий ил.
3. Был яркий январский день, всюду сверкало серебряное солнце.
4. Слетелись птицы со все сторон земли: французские синицы, бельгийские щеглы, норвежские гагары, голландские нырки.
5. Узкие улицы быстро наполняются людьми

От данных географических названий образуйте прилагательные с суффиксами –к- и –ск-.

Франция — … Кавказ — …
Исландия — … Урал — …
Финляндия — … Пермь — …
Сибирь — … Псков — …
Кубань — … Волгоград — …
Турция — … Словакия — …

Проверка работ (выборочно у первой и второй групп, у учащихся третьей группы проверяется и оценивается каждая работа ). Начинать следует со второй группы (одна-две работы), затем можно прочитать одну-две работы учащихся первой группы.

Итоги урока подводит учитель вместе с обучающимися.

Домашнее задание дается дифференцированно: для сильной группы – составить тест для проверки знаний, для средней – составить сказку-миниатюру о правописании суффиксов –к- -ск-, слабые учащиеся выполняют упражнение из учебника.

Следующий урок лучше начать с небольшой проверочной работы для всех (словарный диктант, тест , составленный обучающимися сильной группы и т.п.). Учитель должен знать, что требует доработки и с кем из учащихся нужно ещё работать индивидуально, — иначе будут накапливаться проблемы в знаниях.

Источник

Практические упражнения «Правописание суффиксов -к- и -ск- в именах прилагательных»

Практические упражнения и задания помогут ученикам закрепить написание суффиксов -к- и -ск- в именах прилагательных. Предназначен для учителей русского языка, работающих в 6 классе.

Просмотр содержимого документа
«Практические упражнения «Правописание суффиксов -к- и -ск- в именах прилагательных»»

Образуйте от существительных прилагательные с суффиксами -ск-, -к-; суффиксы выделите. Какого разряда все эти прилагательные?

(1) Узбек, (2) молодец, (3) немец, (4) бурлак, (5) монгол, (6) богатырь, (7) рыбак, (8) море, (9) француз, (10) Русь, (11) март, (12) учитель, (13) киргиз.

Выписать словосочетания «прилаг. + сущ.», обозначая условие выбора орфограмм в прилагательных. Образец: французский пейзаж

1. Я вижу низкий домик из маленьких деревянных столбиков.

2.Дыхание близкой грозы уже веяло под окном.

3. Узкая полоска неба висит над ущельем.

4. Казацкое дело провалилось.

5. Слышится молодецкий посвист.

6. Есть в светлости весенних вечеров умильная таинственная прелесть.

7. Я поднял дамский платок, чтобы отдать его женщине.

8. Конский хвост развивался на ветру.

9. Июньский день утомлял зноем и духотой.

Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Обоснуйте ответ.

Канад..кий, низ..кий, шат..кий, гиган..кий, немец..кий, вес..кий, полес..кий, углич..кий, ткац..кий, кулац..кий, черкас..кий, рязан..ский, гаван..ский, октябр..ский, рыбац..кий, скоморошес..кий, табунщиц..кий, танкис..кий, шляхет..ский, тунгус..кий, астрахан..ский, черкес..кий, звер..ский, дерз..кий, близ..кий, вяз..кий, кавказ..кий, киргиз..кий, одес..кий, матрос..кий, кон..ский, рейн..ский, сибир..ский, француз..кий, уз..кий, бас..кий, этрус..кий, том..ский, ом..ский, кур..ский, сан-францис..кий.

Спишите прилагательные, вставляя суффиксы -ск- или -к-; объясните способ образования прилагательных:

Вставьте пропущенные буквы; выделите суффиксы; волнистой чертой подчеркните относительные прилагательные:

(1) Низ…ий, (2) сентябрь…ий, (3) близ…ий, (4) рез…ий, (5) немец…ий, (6) гигант…ий, (7) дерз…ий, (8) октябрь…ий, (9) турист…ий, (10) матрос…ий, (11) казац…ий, (12) сибир…ий, (13) январ…ий, (14) казан…ий, (15) декабрь…ий, (16) низ…ий, (17) вяз…ий, (18) дет…ий, (19) ткац…ий, (20) кавказ…ий, швед…ий, (21) белорус…ий, (22) комендант…ий.

Распределите прилагательные в две колонки:

1) суффикс -ск-; 2) суффикс -к-:

(1) Рыбац…ий, (2) лейтенант…ий, (3) кузнец…ий, (4) гигант…ий, (5) калмыц…ий, (6) киргиз…ий, (7) горняц…ий, (8) эскимос…ий, (9) стрелец…ий, (10) индус…ий.

Спишите. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Объясните орфограммы.

Вя_кий ил, тка_кий станок, Калинкови_кий мясокомбинат, сибир_ские морозы, кавка_кое гостеприимство, рыцар_ский турнир, застенч_вый парень, талантл_вый художник, гречн_вая каша, ключ_вой вопрос, засушл_вое лето, фланел_вая сорочка, сбивч_вый ответ, ни_кий голос, узбе_кий хлопок, мерз_кий тип, астрахан_ские арбузы, звер_ский аппетит, бурла_кие суда, гогол_вские герои.

Выписать словосочетания «прилаг. + сущ.», обозначая условие выбора орфограмм в прилагательных. Образец: русский характер.

1. Братская поддержка позволила мне забыть о проблеме, достичь новых высот.

2. Геройский поступок моего товарища удивил всех одноклассников.

3. Мое любимое блюда — морская пицца.

4. Сестринский уход за младенцем научил молодую маму новому.

5. Человеческий фактор играет большую роль во многих профессиях.

6. Соседский кот Феня часто забегает ко мне в гости, чтобы поиграться с мои котенком.

7. Царский трон поразил меня своей пышностью и красотой.

8. Русский язык давался мне с трудом.
9. Английский язык был очень легким вначале

Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Объясните орфограммы.

Дерз..ий ответ, скольз..ая дорога, богатыр..ий размах, январ..ие морозы, сибирс..ие просторы, рыцар. ое поведение, матрос..ая служба, любитель..ая коллекция, актер..ая профессия, сосед..ая дача, практиче..ие занятия, сибир..ий мороз, скольз..ий камень, близ..ое расстояние, кавказ..ий пейзаж, ткац..ий станок, город..ой житель, рыба..ая лодка.

Вставьте, где нужно, суффиксы -к- или -ск— и недостающие буквы. Объясните написание прилагательных.

Кубан_ий, бунтар_ий, плоск_ий, бурлац_ий, плотни_ий, июн_ий, бося_ий, сан-франци_ий, калмы_ий, кандида_ий, мужи_ий, рыба_ий, близ_й человек, белорус_ий трикотаж, грец_ий орех, старый дворец_ий, декабрист_ие жены, националист_ая газета, плов по-кавказ_и, заговорщиц_ий вид, пропагандист_ие речи, мерз_ая выходка, скольз_ая дорожка, тряс_ая езда, вяз_ая глина, турист_ий маршрут, уз_ая тропа, моряц_ая бескозырка, индус_ие обычаи, обувь редкой нос_ости, говорит по-француз_и, лицеист_ие традиции, наборщиц_ий, киргиз_кий, адвокат_ий, сыщиц_ий, финлянд_ий, непаль_ий, кадет_ий, авангардист_ий, батрац_ий, воин_ий, немец_ий, турец_ий, тунгус_ий, русист_ий, полковниц_ий, чиновниц_ий, журналист_ий, прикаспий_ий, дворниц_ий, молодец_ий, стрелец_ий, дворец_ий, дикар_ий, реформист_ий, мужиц_ий, таджик_ий, кулац_ий.

К прилагательным из левого столбика подберите существительные из правого. В прилагательных выделите суффикс.

От данных слов образуйте прилагательные с суффиксами -к- или -ск-. Составьте словосочетания.

Брат, Сибирь, дерзить, Гомель, словак, казак, плоскость, Казань, секретарь, черкес, богатырь, Добруш, ангел, знахарь, босяк, январь, Елец, горняк, Прага, чех, егерь, почтамт, декабрь, Ельск, лейтенант, Урал, ткач, стрелец, дилетант, рыцарь, Житковичи, француз, адъютант, таджик, военкомат, флот, скользить, Поволжье, Полесье, Лос-Анджелес, мужик, Вознесенск, турист, артист, Залесье.

Кроссворд. От данных существительных образуйте при помощи суффикса –ск- прилагательные и заполните ими кроссворд. С прописной или строчной буквы пишутся эти прилагательные?

От данных существительных образуйте словосочетания «прилагательное + существительное». Выделите суффиксы прилагательных. Образец: бескозырка матроса – матросская бескозырка.

Рабочие Петрограда; восстание стрельцов; комитет бедняков; тётушка из Рязани; король Пруссии; крепость в Бресте; предприятия Гомеля; корабль из Кронштадта; решение депутата; школы в Хойниках и Милославичах; бескозырка матроса; орехи из Греции; товары из Турции; положение, в которое попадают дураки; труд бурлака; клуб библиофилов; уединение в монастыре; праздники в январе; песня ямщика; морорзы в декабре; воротник из песца; вода из ключа; перчатки из замши; маршрут по кольцу; флаг из кумача; платье из парчи; клык у моржа; варенье из груши и сливы; заросли из камыша; компот из алычи; печать из сургуча; проволока из алюминия; покупки за гроши; крик кукушки; шаг старушки; погоны лейтенанта; воззвание пацифистов; возглас дилетанта; обязанности адъютанта; курьер из почтамта; выход в свет; шапка черкеса; лодка эскимоса; приход аббата; бледное лицо; совет при Президенте.

Запишите, объясните правила написания суффиксов К и СК

а) Оде…кий порт; кирги…кий эпос; бурла…кие песни; фло…кий борщ; гре…кие орехи; сосед…кий кот; ноябр…кое солнце; дер…кий ответ; горо…кой пейзаж;

б) солда…кий ремень; деревен…кий образ жизни; пира…кий фрегат; ни…кие потолки; делега…кий мандат; све…кий приём; неме…кая песня;

в) Рейм…кий собор; черке…кая шапка; январ…кая стужа; хлес…кие выстрелы; университе…кая библиотека; ямщи…кая шапка.

Запишите, объясните правила написания суффиксов К и СК

а) Францу…кие духи; дама…кий клинок; тка…кий станок; ре…кий ответ; кандида…кий минимум; бунтар…кий дух; прихо…кий приют;

б) бра…кое рукопожатие; январ…кие каникулы; матро…кий танец; горня…кий фонарь; у…кий ремень; кавка…кая кухня; генерал…кие лампасы; бли…кие друзья; тунгу…кий метеорит; рыба…кая шхуна;

в) артиллерий…кий снаряд; молоде…кие забавы; дилетан…кий подход; фламан…кая живопись.

Игра «Третий лишний»

Выписать словосочетания «прилаг. + сущ.», обозначая условие выбора суффиксов –к- и –ск- в прилагательных. Образец: узкий ремень.

1. На улице дул приморский ветер.
2. Самолет разбился, потому что сработал человеческий фактор.
3. Это было общество светских львиц.
4. Я нашла настоящую советскую монету.
5. Это самый настоящий узбекский чай.
6. Мне подарили французские духи.
7. Мама, купи мне сапожки!
8. Папа был настоящим сельским мужиком.

Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Обоснуйте ответ.

Францу..кий, дама..кий (клинок), тка..кий, ре..кий, кандида..кий, бунтар..ский, прихо..кой, бра..кий, январ..ский, матро..ский, горня..кий (фонарь), у..кий, кавка..кий, гиган..кий, богатыр..ский, папуа..кий, генерал..ский, бли..кий, тугу..кий, рыба..кий, монастр..ский, артиллери..кий, молоде..кий, дилетан..кий, агнел..ский, фламан..кая, мер..кий, кана..кое (правительство), университе..кий, посол..ский, шве..кий, туре..кий, июл..ский, ямщи..кий, шотлан..кий.

Заменить словосочетания сущ.+сущ. — словосочетанием прил.+сущ. и записать, выделив суффиксы прилагательных.

Солнце в январе (январское солнце)

пейзаж моря (морской пейзаж)

поселок рыбаков (рыбацкий поселок)

кафтан мужика (мужицкий кафтан)

язык чеха (чешский язык)

пастух в деревне (деревенский пастух)

поступок с дерзостью (дерзкий поступок)

сирота в Казани ( казанская сирота)

рубль Руси (русский рубль)

степи в Казахстане (казахские степи)

вечера в ноябре (ноябрьские вечера)

житель села ( сельский житель)

труд бурлака (бурлацкий труд)

аппетит зверя (зверский аппетит)

Запишите, объясните правила написания суффиксов К и СК

а) Астрахан…кая сельдь; бли…кое расстояние; богатыр…кое здоровье; ве..кие доводы; вя…кая почва; гаван…кий люд; звер…кое обращение; кавка…кие языки;

б) Казан…кий университет; кирги…кие степи; кон…кая упряжь; матро…кий костюм; ни…кий уровень; ноябр…кие дожди; ре…кий тон; сентябр…кий день;

в) сибир…кие морозы; сколь…кий путь; у…кая полоса; францу…кий язык; кана…кое правительство; комендан…кий дом.

От слов, данных в скобках, образуйте прилагательные с суффиксом –к-или –ск- Согласуйте с существительными.

(Сибирь) пельмени, (комендант) час, (Рязань) почта, (приятель) отношения, (весить) довод, (январь) мороз, (рыцарь) турнир, (Кавказ) житель, (Одесса) порт, (село) хозяйство, (Польша) язык, (человек) жизнь, (Крылов) басни, (ноябрь) дождь,(плотник)инструмент, (куртка)матроса, (дети)комната, (рыбак)лодка, (черкес)сабля

Спишите, вставляя пропущенные -к-или -ск-. Обозначьте суффиксы прилагательных.

Казац. ая шашка, киргиз. ий юноша, дет. ий лепет, бедняц. ий обед, кавказ. ий обычай, босяц. ий быт, словац. ая сборная, январ. ий мороз, декабрь. ая метель, кулац. ий двор, комендант. ий час,горняц. ий труд, турец. ий гамбит, гигант. ий каметь, рыбац. ая лодка, мужиц. ие привычки, сель. ий пейзаж, бунтар. ий дух.

Выписать словосочетания «прилаг. + сущ.», обозначая условие выбора суффиксов –к- и –ск- в прилагательных. Образец: кубанская папаха.

1. Из-за тряской дороги и сильной жары Машенька очень скоро почувствовала сильную головную боль.

2. Варенкин, предчувствуя близкий конец всей этой неприятной истории, оживился.

3. Поступок молодого офицера был сочтен необычайно дерзким, и Вале настрого запретили с ним видеться.

4. Мама предложила мне надеть в цирк новый матросский костюмчик, и я с охотой согласился.

5. Из школьных предметов Ядвиге больше всего нравилась русская литература.

6. Гость говорил с очень сильным нью-йоркским акцентом.

Спишите, вставляя пропущенные -к-или -ск-. Обозначьте суффиксы прилагательных.

Ткац. ий станок, меньшевист. ая партия, ураль. ий хребет, кон. ий хвост, богатыр. ие игрища, низ. ий стульчик, скольз. кий пол, канад. ий клен, солдат. ий ремень, немец. ий язык, шотланд. ий говор, одес. ий юмор, француз. ий круасан, оккупант. ий режим, поль. ий танец, вес. ий довод, лейтенант. ие погоны, вен. ий фестиваль.

Спишите, вставляя пропущенные -к-или -ск-. Обозначьте суффиксы прилагательных.

Офицер. ие погоны, большевитс. ая партия, англий. ий язык, рус. ий народ, кандидат. ий экзамен, матрос. ая фуражка, астрахан. ая сельдь, январ. ие морозы, октябр. ие торжества, рез. ий ветер, секретар. ие обязанности, скольз. ие ступени, черкес. ая бурка, мерз. ий поступок, де. кая литература, вес. ие доказательства, вяз. ий пластилин.

Спишите, вставляя пропущенные -к-или -ск-. Обозначьте суффиксы прилагательных.

Брат. ая помощь, героиче. ий поступок, немец. ая песня, матрос. ий танец, француз. ие духи, апрель. ие каникулы, новосибир. ий вокзал, рус. ий язык, гигант. ие шаги, сибир. ий климат, июль. ая жара, ткац. ий станок, рез. ий ветер, скольз. ая дорога, уз. ий проход, близ. ий друг, узбек. ий плов, черкес. ое седло, рыбац. ая хижина.

От слов, данных в скобках, образуйте прилагательные с суффиксом –к- или –ск- . Согласуйте с существительными.

(Француз) литература, (рыбак) лодка, (скользить) дорога, (вязнуть) грунт, (богатырь) сила, (матрос) служба, (Урал) самоцветы, (калмык) степь, (казах) песня, (казак) сабля, (киргиз) лошадь, (декабрь) мороз, (июнь) день, (гигант) усилия, (низ) температура, (сосед)дом, (немец) язык, (Сибирь)житель, (вязнуть) глина, (плотник)инструмент.

Спишите, вставляя пропущенные -к-или -ск-. Обозначьте суффиксы прилагательных.

1. И под звёздами балкан. ими вспом..наем неспроста ярослав. ие, рязан. ие да смолен. ие места.

2. Наружности он был богатыр. ой.

3. В феврале ч. ткий нос уж ч. ствует в воздухе мя. кое веянье бли. кой весны.

4. Сухотин выполнил задачу, совершив несколько дер. ких полётов.

5. Богучарово лежало в некрасивой пло. кой местности.

6. Из тьмы сосед. их улиц доносилась т. гучая мелодия узбек. ой песни.

Источник

Читайте также:  Качественные прилагательные только по значению