Подготовка к ЕГЭ по русскому языку на тему «Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)». 11-й класс
Класс: 11
Презентация к уроку
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели занятия:
- обобщить и систематизировать сведения по теме “Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)”,
- совершенствовать навыки правильного написания суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-),
- проанализировать тестовое задание 10,
- совершенствовать навыки выполнения тестового задания 10.
Задачи занятия:
- работа над связным высказыванием на лингвистическую тему;
- развитие орфографической зоркости.
Тип занятия — комбинированное занятие (обобщение и систематизация изученного, оценка и коррекция знаний учащихся).
Оборудование:
- раздаточный материал;
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска;
- презентация PowerPoint к занятию.
План занятия (2 часа)
Этап урока | Презентация | Цель и содержание этапа | Время |
1. Организационный момент | Слайд 1 | Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к занятию. Сообщение темы занятия. Постановка цели занятия. | 2 минуты |
2. Актуализация опорных знаний по теме “Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)”: | Слайды 2-39 (Работа с Приложением 1) | Работа на этом этапе осуществляется по следующей схеме: анализ содержания учебного материала по орфографии, орфографическая работа на основе правила и систематизация сведений по орфографии, орфографическая работа с целью закрепления навыка правописания суффиксов. | 78 минут |
Правописание суффиксов существительных | Слайды 3, 5, 12, 13 | анализ содержания учебного материала по орфографии, орфографическая работа на основе правила и систематизация сведений по орфографии, | 10 минут |
Слайды 4, 6-11, 14-19 | орфографическая работа с целью закрепления навыка правописания суффиксов существительных. | 26 минут | |
Правописание суффиксов прилагательных | Слайды 21-25 | анализ содержания учебного материала по орфографии, орфографическая работа на основе правила и систематизация сведений по орфографии, | 15 минут |
Слайды 26-27 | орфографическая работа с целью закрепления навыка правописания суффиксов прилагательных. | 5 минут | |
Правописание суффиксов глаголов | Слайды 29-31 | анализ содержания учебного материала по орфографии, орфографическая работа на основе правила и систематизация сведений по орфографии, | 9 минут |
Слайды 32-35 | орфографическая работа с целью закрепления навыка правописания суффиксов глаголов. | 6 минут | |
Правописание гласных перед -Н-, -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных | Слайд 37 | анализ содержания учебного материала по орфографии, орфографическая работа на основе правила и систематизация сведений по орфографии | 3 минут |
Слайды 38-39 | орфографическая работа с целью закрепления навыка правописания гласных перед -Н-/-НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. | 4 минут | |
3. Обобщение и систематизация изученного | Слайды 40-42 (Работа с Приложением 2) | Представление последовательности мыслительных операций, используемых при решении орфографической задачи (правильного написания суффиксов различных частей речи, кроме -Н-/-НН), в виде алгоритма. | 4 минут |
Слайды 43-48 Переход по ссылке “Проверка” на слайды 49-55 | Применение алгоритма при выполнении тестового задания 10. | 18 минут | |
Проверка и коррекция знаний учащихся | Слайды 56-57 (Работа с Приложением 3 и Приложением 4) | Установление осознанности усвоения учащимися учебного материала. Организация деятельности учащихся по применению усвоенных знаний. Индивидуальное выполнение тестового задания 10 по вариантам (12 вариантов). | 15 минут |
Подведение итогов занятия, оценка знаний | Слайд 58 | Анализ, оценка знаний учащихся | 3 минуты |
Ход занятия (120 минут)
+
перерыв (10 минут )
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к занятию. Сообщение темы занятия. Постановка цели.
II. Актуализация опорных знаний по теме “Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)”. (Презентация. Слайды 2-39)
Ученики работают с раздаточными карточками (Приложение 1)
Работа учащихся с примерами и формулировками правил.
Учащиеся вместе с преподавателем осуществляют анализ содержания учебного материала по орфографии.
Предлагаем рассмотреть и проанализировать примеры упражнений (Приложение 1) и формулировки правил. Просим учеников соотнести правило написания суффиксов с соответствующими примерами упражнений.
Работа на этом этапе осуществляется по следующей схеме:
- анализ содержания учебного материала по орфографии,
- орфографическая работа на основе правила и систематизация сведений по орфографии,
- орфографическая работа с целью закрепления навыка правописания суффиксов.
(Анимация на проверочной карточке запускается по щелчку мыши при наведении курсора на нужную цифру, соответствующую номеру столбика. NB! Обратите внимание! Проверку упражнения на слайде 4 следует начинать с последнего слова, для того чтобы слова не перекрывали друг друга при распределении по столбикам!)
III. Обобщение и систематизация изученного.
(Презентация. Слайды 40-42)
1. Анализ примера задания 10.
Выпишите слово(а), в котором на месте пропуска пишется буква И.
Представление в виде алгоритма последовательности мыслительных операций, используемых при решении орфографической задачи (правильного написания суффиксов различных частей речи, кроме -Н-/-НН-):
Орфографический разбор каждого слова.
Соотнесения результатов орфографического анализа с формулировками правила.
Написания суффиксов в каждом слове.
Поиск правильного ответа.
2. Анализ и выполнение тестовых заданий 10 (с 1 задания по 5) .
(Презентация. Слайды 43-48, 49-55)
Ученики работают с раздаточными карточками (Приложение 2), отвечающий у доски, используя возможности программы Power Point, анализирует учебный материал и находит правильный ответ. Для проверки можно осуществлять переход по ссылке “Проверка” на слайд с проверочными карточками. Анимация на проверочной карточке запускается по щелчку мыши. Переход к следующему заданию со слайда проверки осуществляется по ссылке “Назад”.
Возможен вариант, когда ученики самостоятельно выполняют тестовые задания (Презентация. Слайды 43-48) с последующей проверкой (Слайды 49-55).
Проверка и анализ выполнения заданий на данном этапе не оцениваются.
IV. Проверка и коррекция знаний учащихся.
Выполнение индивидуальной работы (Слайд 56-57, переход “Вариант. ” к тестовому заданию). Задание и бланки ответов представлены в бумажном варианте и находятся в приложении 3 и приложении 4.
V. Подведение итогов занятия, оценка знаний. (Слайд 58)
Литература
- Государственной программы “Русский язык. 10-11 классы”. (Авторы программы — Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина.) Москва: “Русское слово” 2008.
- Русский язык. 10 — 11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. / Н. Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина — 5-е изд., испр. и доп. — М.: ООО “ТИД “Русское слово — РС”, 2008.
- Поурочные разработки по русскому языку: 11класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ВАКО, 2005.
- Репетитор. Русская орфография и пунктуация/ А.В.Сухотинская. —М.: Высшая школа, 1992.
- Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий и методических рекомендаций/ Г.Т.Егораева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство “Экзамен”, 2010
- Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2011: учебно-методическое пособие/ Н.А.Сенина. — Ростов н/Д: Легион-М, 2010.
- Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Вступительные испытания/ Г.Т.Егораева, С.Ю.Иванова, В.И.Белякова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство “Экзамен”, 2011
- Русский язык. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 2 / И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева, Г.Т.Егораева. — М.: Издательство “Экзамен”, 2015.
- Русский язык: Пособие для поступающих в вузы/ Д.Э,Розенталь. — 3-е изд., перераб. М: Издательство Московского университета,1992.
- Тематическая рабочая тетрадь по русскому языку: задания уровня А, В, С/ Г.Т.Егораева, С.Ю.Иванова. — М.: Издательство “Экзамен”, 2010.
Источник
тренинг суффиксы существительных и прилагательных
тренажёр по русскому языку (10 класс)
10 заданий для самостоятельной проработки при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в разделе «Суффиксы существительных и прилагательных».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_suffiksov_trening_10_klass.docx | 29.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренировочное задание для 10-11 кл Гусева И.В.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква
1) син..ватый, живуч..сть
2) француж..нка, выносл..вый
3) доверч..вый, вскак..вать
4) старт..вать, трудн..сть
5) счастл..вец, гост..вой
1) дом..витый, направ…
2) отрасл..вой, огранич..вать
3) юридиче..кий, бойцов..кий
4) треб..вать, потом..к
5) смаз..ик, носиль..ик
1) милост..вый, увелич..вать
2) рыж..ватый, молод..ц
3) разведч..к, камен..ик
4) каза..кий. январ..кий
5) расход..вать, темн..та
1) выносл..вый, ухаж..вать
2) враже..кий, сель..кий
3) больш..нство, приветл..вый
4) дикт..вать, ноч..вка
5) сызнов. клеч..тый,
1) опрометч..вый, останавл..вать
2) задир..стый, гост..вой
3) друже..кий, бли..кий
4) реснич..тый, издалек..
5) использ..вать, трус..сть
1) неповоротл..вый, ноч..вать
2) глуб..на, рассматр..вать
3) горош..нка, топол..вый
4) сколь..кий, ни..кий
5) оперир..вать, бег..тня
1) монаш..нка, сирен..вый
2) навязч..вый, кольц..вать
3) ве..кий, матро..кий
4) однофамил..ц, участл..вый
5) предчувств..вать, доступн..сть
1) обмен..вать, предприимч..вый
2) кух..нька, сочувств..вать
3) гигант..кий, сибир..кий
4) владел..ца, нул..вой
5) зачин..ик, барабанщ..к
1) рыба..кий, дет..кий
2) вкрадч..вый, накапл..вать
3) рад..вать, лег..нький
4) дрессиров..ик, перебеж..ик
5) удачл..вый, солом..нка
1) врач..вать, оранж..вый
2) прерыв..стый, дожд..вой
3) ступенч..тый, издалек..
4) усва..вать, крив..зна
5) рыцар..кий, француз..кий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трудные вопросы правописания –Н- и –НН- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий (урок русского языка в 10 классе по учебнику Власенкова А.И.).
Тест помогает проверить знания учащихся по теме «Правописание -н- и -нн- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий.».
Теоретический материал к заданию А17 ЕГЭ.
Дидактический материал для подготовки ЕГЭ по русскому языку. Задание А 17.
В таблице размещены наиболее употребительные суффиксы для образования существительных от глаголов, прилагательных и других существительных и значения.
Конспект отктытого урока в 6 классе (русский язык). УМК: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Издательство «Просвещение». Гогд издательства — 2012.
Источник
3.3.5. Правописание суффиксов имён прилагательных
Упражнение 79. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.
Уступч..вый, январ..ский, плюш..вый, прожорл..вый, молодц..ватый, стар..нький, кумач..вый, ноябр..ский, угр..ватый, свинц..вый, разговорч..вый, богатыр..ский, кра..вой, тих..нький, клязьм..нский, сторож..вой, керч..нский, продолг..ватый, пенз..нский, ялт..нский, красив..нький, завистл..вый, рыж..ватый, молодц..ватый, син..ватый, обидч..вый, разговорч..вый, расчётл..вый, грязн..ватый, бел..ватый, лёг..нький, тих..нький, милост..вый, алюмини..вый, юрод..вый, тюл..вый, вин..ватый, ноздр..ватый, кольц..вой, тен..вой, кукуш..чий, старуш..чий, узорч..тый, черепи..чатый, ступен..чатый, бревен..чатый, фрунз..нский, взрывч..тый, брус..атый, весну..атый, бороз..атый, до..атый, рыцар..ский, рязан..ский, день-ден..ской, тянь-шан..ский, декабр..ский, сентябр..ский, губч..тый, звёз..атый, надоедл..вый, сегодн..шний, форел..вый, лазор..вый, натри..вый, нутри..вый, убог..нький, краснопресн..нский, грозн..нский, масл..ные руки, масл..ные брюки, масл..ные краски, масл..ное пятно, масл..ная каша, ветр..ная мельница, ветр..ной двигатель, ветр..ная оспа, ветр..ная девушка, масл..ная неделя, ветр..ное поведение.
Упражнение 80. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Обоснуйте ответ.
Канад..кий, низ..кий, шат..кий, гиган..кий, немец..кий, вес..кий, полес..кий, углич..кий, ткац..кий, кулац..кий, черкас..кий, рязан..ский, гаван..ский, октябр..ский, рыбац..кий, скоморошес..кий, табунщиц..кий, танкис..кий, шляхет..ский, тунгус..кий, астрахан..ский, черкес..кий, звер..ский, дерз..кий, близ..кий, вяз..кий, кавказ..кий, киргиз..кий, одес..кий, матрос..кий, кон..ский, рейн..ский, сибир..ский, француз..кий, уз..кий, бас..кий, этрус..кий, том..ский, ом..ский, кур..ский, сан-францис..кий.
Упражнение 81. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы н или нн. Обоснуйте ответ.
Ю..ый, ю..ат, серебря..ый, авиацио..ый, дли..ый, оловя..ый, пря..ый, урага..ый, дискуссио..ый, лебеди..ый, ветре..ый, ветря..ой, безветре..ый, осе..ий, утре..ий, утре..ик, стекля..ый, труже..ик, сребре..ик, серебря..ый, серебря..ка, бессребре..ик, семе..ой, ледя..ой, клюкве..ый, конопля..ый, конопля..ик, воробьи..ый, соловьи..ый, стреме..ой, семе..ой, краснознамё..ый, торжестве..ый, жизне..ый, стари..ый, гости..ая, гости..ица, масле..ый, масле..ица, ветре..ица, ва..ая, пле..ый, це..ый, пья..ый, рья..ый, румя..ый, румя..а, огне..ый, песча..ый, ремесле..ый, второстепе..ый, пенсио..ый, глиня..ый, звери..ый, потомстве..ый, драгоце..ый, бульо..ый, плоскодо..ый, полуде..ый, дикови..ый, недюжи..ый, овчи..ый, инфекцио..ый, сочувстве..ый, семистру..ый, бесчисле..ый, дружестве..ый, овся..ый, единовреме..ый, муравьи..ый, маши..ый, мыши..ый, сви..ой, свини..а, дровя..ик, нефтя..ик, мали..ик, оси..ик, ряби..ик, дружи..ик, моше..ик, ветре..ик, сторо..ик, смышлё..ый, ко..ица, подветре..ый, песча..ик, путешестве..ик, влася..ица, више..ик, выветре..ый, куре..ой (атаман).
Упражнение 82. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы; раскройте скобки. Сделайте полный морфологический разбор слов, над которыми поставлена цифра 3 ;.
1. Этот (трёх) суточный бой за Цариц..н начался штурмом города при по..держке ураган..ого 3 огня кораблей (Федин). 2. Гусь степен..ый в луж.. моет свой гусин..ый 3 красный нос (Исаковский). 3. Над омутами каждой реки трудятся мельниц.. водян..ые (Щипачев). 4. (Полутора) тон..ки готовы, в порядке фонд сем..ной (Щипачев). 5. Пр..ятна со..нца утрен..яя весть и полотенце свежест..ю льнян..ою 3 (Щипачев). 6. Сам граф подушки поправлял, медвеж..ю 3 полость в ноги стлал (Некрасов). 7. Нынче де..кий бал.. (Некрасов). 8. Её грудь тр..петала от соч..ного искр..него смеха (М. Горький). 9. Я солнц..в 3 брат, и зимн..ю порою чудес не меньше солнца строю (Крылов). 10. Измученные извоз..ич..и 3 лошади лёг..нькой рысц..й тащили нас в гору (Писемский). 11. Обедал он и ужинал во вдов..м доме: мать, возвр..щаясь из общ..й столовой 3 , тайком пр..носила ему половину своей скудной порц.. (Куприн). 12. Она осядет от дождей, от снега в ледя..ые 3 ночи (Шипачёв). 13. Это насле..ство в конечном сч..те создано энергией рабоч..го клас..а и поэтому является пополам (Исаковский). 19. Она имела полное пр..дставление о некоей ветр..ной 3 москвич..ке Оле Нечаевой (Катаев). 20. Вернулся Тиунёв, (сорок..) (пят..) летний человек с седыми вихрами на остр..м, дыней, черепе, с жиденькой сед..ватой бородёнкой на костлявом лице (М. Горький). 21. За полями далеко, в сирен..вом туманце кудрявые пер..лески (Гладков). 22. Глухо, грус..но звенят тополя, Ольг..нский мост открывается под ясн..й луной (Каверин). 23. Он не мог отвести взгляд от небольш..й дверц.. сам..лёта и от лё..кой алюмин..вой лес..нки (Каверин). 24. У крыльца комендан..ского дома казак держал под уз..ц.. пр..красн..ю бел..ю лошадь кирги..ской п..роды (Пушкин). 25. Пенз..нская губерния была об..явлена на осадном положени.. (Федин). 26. Я прочёл души доверч..вой пр..знан..е (Пушкин). 27. Был послеобеден..ый час ветр..ного август..вского дня (Кузьмин). 28. Ивы на пес..аном откосе под солнцем – (серебр..но) голубые (Кузьмин). 29. Собрались пр..хожане у чащи, лихоман..ую грусть затая (Есенин). 30. Твоя обветр..ная кожа лучила гречн..вый пушок его закон..ейшим 3 насле..ством (М. Горький). 14. Из темноты, с доски камин..ой вдруг стали играть часы (Симонов). 15. Вдали раздался барабан..ый бой (Федин). 16. Время от врем..ни мы откачивали воду берест..ным ковш..м (Арсеньев). 17. Заходил продавец из соседн..й зелен..ой лавки (Арсеньев). 18. Это я, оратор безымян..ый, сеял хлеб с тоскою (Есенин). 31. И нефть, попав из бака в водоём, павлин..ий 3 хвост внезапно распустила (Мартынов). 32. Но равнин..ая синь не лечит (Есенин). 33. Но вовек благосл..вен..ы на земле сирен..вые ночи (Есенин). 34. Лан..ий зов скво..ь сон услыхал олень (Есенин). 35. И нежно охает ячмен..ая солома, св..сая с губ к..вающих коров (Есенин).
Источник