Меню

Суффиксы прилагательных существительных глаголов упражнения



Подготовка к ЕГЭ по русскому языку на тему «Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)». 11-й класс

Класс: 11

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели занятия:

  • обобщить и систематизировать сведения по теме “Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)”,
  • совершенствовать навыки правильного написания суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-),
  • проанализировать тестовое задание 10,
  • совершенствовать навыки выполнения тестового задания 10.

Задачи занятия:

  • работа над связным высказыванием на лингвистическую тему;
  • развитие орфографической зоркости.

Тип занятия — комбинированное занятие (обобщение и систематизация изученного, оценка и коррекция знаний учащихся).

Оборудование:

  • раздаточный материал;
  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • интерактивная доска;
  • презентация PowerPoint к занятию.

План занятия (2 часа)

Этап урока Презентация Цель и содержание этапа Время
1. Организационный момент Слайд 1 Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к занятию. Сообщение темы занятия. Постановка цели занятия. 2 минуты
2. Актуализация опорных знаний по теме “Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)”: Слайды 2-39

(Работа с Приложением 1)

Работа на этом этапе осуществляется по следующей схеме:

анализ содержания учебного материала по орфографии,

орфографическая работа на основе правила и систематизация сведений по орфографии,

орфографическая работа с целью закрепления навыка правописания суффиксов.

78 минут
Правописание суффиксов существительных Слайды 3, 5, 12, 13 анализ содержания учебного материала по орфографии,

орфографическая работа на основе правила и систематизация сведений по орфографии,

10 минут
Слайды 4, 6-11, 14-19 орфографическая работа с целью закрепления навыка правописания суффиксов существительных. 26 минут
Правописание суффиксов прилагательных Слайды 21-25 анализ содержания учебного материала по орфографии,

орфографическая работа на основе правила и систематизация сведений по орфографии,

15 минут
Слайды 26-27 орфографическая работа с целью закрепления навыка правописания суффиксов прилагательных. 5 минут
Правописание суффиксов глаголов Слайды 29-31 анализ содержания учебного материала по орфографии,

орфографическая работа на основе правила и систематизация сведений по орфографии,

9 минут
Слайды 32-35 орфографическая работа с целью закрепления навыка правописания суффиксов глаголов. 6 минут
Правописание гласных перед -Н-, -НН-
в причастиях и отглагольных прилагательных
Слайд 37 анализ содержания учебного материала по орфографии,

орфографическая работа на основе правила и систематизация сведений по орфографии

3 минут
Слайды 38-39 орфографическая работа с целью закрепления навыка правописания гласных перед -Н-/-НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. 4 минут
3. Обобщение и систематизация изученного Слайды 40-42

(Работа с Приложением 2)

Представление последовательности мыслительных операций, используемых при решении орфографической задачи (правильного написания суффиксов различных частей речи, кроме -Н-/-НН), в виде алгоритма. 4 минут
Слайды 43-48

Переход по ссылке “Проверка” на слайды 49-55

Применение алгоритма при выполнении тестового задания 10. 18 минут
Проверка и коррекция знаний учащихся Слайды 56-57

(Работа с Приложением 3 и Приложением 4)

Установление осознанности усвоения учащимися учебного материала. Организация деятельности учащихся по применению усвоенных знаний. Индивидуальное выполнение тестового задания 10 по вариантам (12 вариантов). 15 минут
Подведение итогов занятия, оценка знаний Слайд 58 Анализ, оценка знаний учащихся 3 минуты

Ход занятия (120 минут)
+
перерыв (10 минут )

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к занятию. Сообщение темы занятия. Постановка цели.

II. Актуализация опорных знаний по теме “Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)”. (Презентация. Слайды 2-39)

Ученики работают с раздаточными карточками (Приложение 1)

Работа учащихся с примерами и формулировками правил.

Учащиеся вместе с преподавателем осуществляют анализ содержания учебного материала по орфографии.

Предлагаем рассмотреть и проанализировать примеры упражнений (Приложение 1) и формулировки правил. Просим учеников соотнести правило написания суффиксов с соответствующими примерами упражнений.

Работа на этом этапе осуществляется по следующей схеме:

  • анализ содержания учебного материала по орфографии,
  • орфографическая работа на основе правила и систематизация сведений по орфографии,
  • орфографическая работа с целью закрепления навыка правописания суффиксов.

(Анимация на проверочной карточке запускается по щелчку мыши при наведении курсора на нужную цифру, соответствующую номеру столбика. NB! Обратите внимание! Проверку упражнения на слайде 4 следует начинать с последнего слова, для того чтобы слова не перекрывали друг друга при распределении по столбикам!)

III. Обобщение и систематизация изученного.

(Презентация. Слайды 40-42)

1. Анализ примера задания 10.

Выпишите слово(а), в котором на месте пропуска пишется буква И.

Представление в виде алгоритма последовательности мыслительных операций, используемых при решении орфографической задачи (правильного написания суффиксов различных частей речи, кроме -Н-/-НН-):

Орфографический разбор каждого слова.

Соотнесения результатов орфографического анализа с формулировками правила.

Написания суффиксов в каждом слове.

Поиск правильного ответа.

2. Анализ и выполнение тестовых заданий 10 (с 1 задания по 5) .

(Презентация. Слайды 43-48, 49-55)

Ученики работают с раздаточными карточками (Приложение 2), отвечающий у доски, используя возможности программы Power Point, анализирует учебный материал и находит правильный ответ. Для проверки можно осуществлять переход по ссылке “Проверка” на слайд с проверочными карточками. Анимация на проверочной карточке запускается по щелчку мыши. Переход к следующему заданию со слайда проверки осуществляется по ссылке “Назад”.

Возможен вариант, когда ученики самостоятельно выполняют тестовые задания (Презентация. Слайды 43-48) с последующей проверкой (Слайды 49-55).

Проверка и анализ выполнения заданий на данном этапе не оцениваются.

IV. Проверка и коррекция знаний учащихся.

Выполнение индивидуальной работы (Слайд 56-57, переход “Вариант. ” к тестовому заданию). Задание и бланки ответов представлены в бумажном варианте и находятся в приложении 3 и приложении 4.

V. Подведение итогов занятия, оценка знаний. (Слайд 58)

Литература

  1. Государственной программы “Русский язык. 10-11 классы”. (Авторы программы — Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина.) Москва: “Русское слово” 2008.
  2. Русский язык. 10 — 11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. / Н. Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина — 5-е изд., испр. и доп. — М.: ООО “ТИД “Русское слово — РС”, 2008.
  3. Поурочные разработки по русскому языку: 11класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ВАКО, 2005.
  4. Репетитор. Русская орфография и пунктуация/ А.В.Сухотинская. —М.: Высшая школа, 1992.
  5. Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий и методических рекомендаций/ Г.Т.Егораева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство “Экзамен”, 2010
  6. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2011: учебно-методическое пособие/ Н.А.Сенина. — Ростов н/Д: Легион-М, 2010.
  7. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Вступительные испытания/ Г.Т.Егораева, С.Ю.Иванова, В.И.Белякова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство “Экзамен”, 2011
  8. Русский язык. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 2 / И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева, Г.Т.Егораева. — М.: Издательство “Экзамен”, 2015.
  9. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы/ Д.Э,Розенталь. — 3-е изд., перераб. М: Издательство Московского университета,1992.
  10. Тематическая рабочая тетрадь по русскому языку: задания уровня А, В, С/ Г.Т.Егораева, С.Ю.Иванова. — М.: Издательство “Экзамен”, 2010.

Источник

тренинг суффиксы существительных и прилагательных
тренажёр по русскому языку (10 класс)

10 заданий для самостоятельной проработки при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в разделе «Суффиксы существительных и прилагательных».

Скачать:

Вложение Размер
pravopisanie_suffiksov_trening_10_klass.docx 29.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тренировочное задание для 10-11 кл Гусева И.В.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква

1) син..ватый, живуч..сть

2) француж..нка, выносл..вый

3) доверч..вый, вскак..вать

4) старт..вать, трудн..сть

5) счастл..вец, гост..вой

1) дом..витый, направ…

2) отрасл..вой, огранич..вать

3) юридиче..кий, бойцов..кий

4) треб..вать, потом..к

5) смаз..ик, носиль..ик

1) милост..вый, увелич..вать

2) рыж..ватый, молод..ц

3) разведч..к, камен..ик

4) каза..кий. январ..кий

5) расход..вать, темн..та

1) выносл..вый, ухаж..вать

2) враже..кий, сель..кий

3) больш..нство, приветл..вый

4) дикт..вать, ноч..вка

5) сызнов. клеч..тый,

1) опрометч..вый, останавл..вать

2) задир..стый, гост..вой

3) друже..кий, бли..кий

4) реснич..тый, издалек..

5) использ..вать, трус..сть

1) неповоротл..вый, ноч..вать

2) глуб..на, рассматр..вать

3) горош..нка, топол..вый

4) сколь..кий, ни..кий

5) оперир..вать, бег..тня

1) монаш..нка, сирен..вый

2) навязч..вый, кольц..вать

3) ве..кий, матро..кий

4) однофамил..ц, участл..вый

5) предчувств..вать, доступн..сть

1) обмен..вать, предприимч..вый

2) кух..нька, сочувств..вать

3) гигант..кий, сибир..кий

4) владел..ца, нул..вой

5) зачин..ик, барабанщ..к

1) рыба..кий, дет..кий

2) вкрадч..вый, накапл..вать

3) рад..вать, лег..нький

4) дрессиров..ик, перебеж..ик

5) удачл..вый, солом..нка

1) врач..вать, оранж..вый

2) прерыв..стый, дожд..вой

3) ступенч..тый, издалек..

4) усва..вать, крив..зна

5) рыцар..кий, француз..кий

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудные вопросы правописания –Н- и –НН- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий (урок русского языка в 10 классе по учебнику Власенкова А.И.).

Тест помогает проверить знания учащихся по теме «Правописание -н- и -нн- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий.».

Теоретический материал к заданию А17 ЕГЭ.

Дидактический материал для подготовки ЕГЭ по русскому языку. Задание А 17.

В таблице размещены наиболее употребительные суффиксы для образования существительных от глаголов, прилагательных и других существительных и значения.

Конспект отктытого урока в 6 классе (русский язык). УМК: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Издательство «Просвещение». Гогд издательства — 2012.

Источник

3.3.5. Правописание суффиксов имён прилагательных

Упражнение 79. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

Уступч..вый, январ..ский, плюш..вый, прожорл..вый, молодц..ватый, стар..нький, кумач..вый, ноябр..ский, угр..ватый, свинц..вый, разговорч..вый, богатыр..ский, кра..вой, тих..нький, клязьм..нский, сторож..вой, керч..нский, продолг..ватый, пенз..нский, ялт..нский, красив..нький, завистл..вый, рыж..ватый, молодц..ватый, син..ватый, обидч..вый, разговорч..вый, расчётл..вый, грязн..ватый, бел..ватый, лёг..нький, тих..нький, милост..вый, алюмини..вый, юрод..вый, тюл..вый, вин..ватый, ноздр..ватый, кольц..вой, тен..вой, кукуш..чий, старуш..чий, узорч..тый, черепи..чатый, ступен..чатый, бревен..чатый, фрунз..нский, взрывч..тый, брус..атый, весну..атый, бороз..атый, до..атый, рыцар..ский, рязан..ский, день-ден..ской, тянь-шан..ский, декабр..ский, сентябр..ский, губч..тый, звёз..атый, надоедл..вый, сегодн..шний, форел..вый, лазор..вый, натри..вый, нутри..вый, убог..нький, краснопресн..нский, грозн..нский, масл..ные руки, масл..ные брюки, масл..ные краски, масл..ное пятно, масл..ная каша, ветр..ная мельница, ветр..ной двигатель, ветр..ная оспа, ветр..ная девушка, масл..ная неделя, ветр..ное поведение.

Упражнение 80. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Обоснуйте ответ.

Канад..кий, низ..кий, шат..кий, гиган..кий, немец..кий, вес..кий, полес..кий, углич..кий, ткац..кий, кулац..кий, черкас..кий, рязан..ский, гаван..ский, октябр..ский, рыбац..кий, скоморошес..кий, табунщиц..кий, танкис..кий, шляхет..ский, тунгус..кий, астрахан..ский, черкес..кий, звер..ский, дерз..кий, близ..кий, вяз..кий, кавказ..кий, киргиз..кий, одес..кий, матрос..кий, кон..ский, рейн..ский, сибир..ский, француз..кий, уз..кий, бас..кий, этрус..кий, том..ский, ом..ский, кур..ский, сан-францис..кий.

Упражнение 81. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы н или нн. Обоснуйте ответ.

Ю..ый, ю..ат, серебря..ый, авиацио..ый, дли..ый, оловя..ый, пря..ый, урага..ый, дискуссио..ый, лебеди..ый, ветре..ый, ветря..ой, безветре..ый, осе..ий, утре..ий, утре..ик, стекля..ый, труже..ик, сребре..ик, серебря..ый, серебря..ка, бессребре..ик, семе..ой, ледя..ой, клюкве..ый, конопля..ый, конопля..ик, воробьи..ый, соловьи..ый, стреме..ой, семе..ой, краснознамё..ый, торжестве..ый, жизне..ый, стари..ый, гости..ая, гости..ица, масле..ый, масле..ица, ветре..ица, ва..ая, пле..ый, це..ый, пья..ый, рья..ый, румя..ый, румя..а, огне..ый, песча..ый, ремесле..ый, второстепе..ый, пенсио..ый, глиня..ый, звери..ый, потомстве..ый, драгоце..ый, бульо..ый, плоскодо..ый, полуде..ый, дикови..ый, недюжи..ый, овчи..ый, инфекцио..ый, сочувстве..ый, семистру..ый, бесчисле..ый, дружестве..ый, овся..ый, единовреме..ый, муравьи..ый, маши..ый, мыши..ый, сви..ой, свини..а, дровя..ик, нефтя..ик, мали..ик, оси..ик, ряби..ик, дружи..ик, моше..ик, ветре..ик, сторо..ик, смышлё..ый, ко..ица, подветре..ый, песча..ик, путешестве..ик, влася..ица, више..ик, выветре..ый, куре..ой (атаман).

Упражнение 82. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы; раскройте скобки. Сделайте полный морфологический разбор слов, над которыми поставлена цифра 3 ;.

1. Этот (трёх) суточный бой за Цариц..н начался штурмом города при по..держке ураган..ого 3 огня кораблей (Федин). 2. Гусь степен..ый в луж.. моет свой гусин..ый 3 красный нос (Исаковский). 3. Над омутами каждой реки трудятся мельниц.. водян..ые (Щипачев). 4. (Полутора) тон..ки готовы, в порядке фонд сем..ной (Щипачев). 5. Пр..ятна со..нца утрен..яя весть и полотенце свежест..ю льнян..ою 3 (Щипачев). 6. Сам граф подушки поправлял, медвеж..ю 3 полость в ноги стлал (Некрасов). 7. Нынче де..кий бал.. (Некрасов). 8. Её грудь тр..петала от соч..ного искр..него смеха (М. Горький). 9. Я солнц..в 3 брат, и зимн..ю порою чудес не меньше солнца строю (Крылов). 10. Измученные извоз..ич..и 3 лошади лёг..нькой рысц..й тащили нас в гору (Писемский). 11. Обедал он и ужинал во вдов..м доме: мать, возвр..щаясь из общ..й столовой 3 , тайком пр..носила ему половину своей скудной порц.. (Куприн). 12. Она осядет от дождей, от снега в ледя..ые 3 ночи (Шипачёв). 13. Это насле..ство в конечном сч..те создано энергией рабоч..го клас..а и поэтому является пополам (Исаковский). 19. Она имела полное пр..дставление о некоей ветр..ной 3 москвич..ке Оле Нечаевой (Катаев). 20. Вернулся Тиунёв, (сорок..) (пят..) летний человек с седыми вихрами на остр..м, дыней, черепе, с жиденькой сед..ватой бородёнкой на костлявом лице (М. Горький). 21. За полями далеко, в сирен..вом туманце кудрявые пер..лески (Гладков). 22. Глухо, грус..но звенят тополя, Ольг..нский мост открывается под ясн..й луной (Каверин). 23. Он не мог отвести взгляд от небольш..й дверц.. сам..лёта и от лё..кой алюмин..вой лес..нки (Каверин). 24. У крыльца комендан..ского дома казак держал под уз..ц.. пр..красн..ю бел..ю лошадь кирги..ской п..роды (Пушкин). 25. Пенз..нская губерния была об..явлена на осадном положени.. (Федин). 26. Я прочёл души доверч..вой пр..знан..е (Пушкин). 27. Был послеобеден..ый час ветр..ного август..вского дня (Кузьмин). 28. Ивы на пес..аном откосе под солнцем – (серебр..но) голубые (Кузьмин). 29. Собрались пр..хожане у чащи, лихоман..ую грусть затая (Есенин). 30. Твоя обветр..ная кожа лучила гречн..вый пушок его закон..ейшим 3 насле..ством (М. Горький). 14. Из темноты, с доски камин..ой вдруг стали играть часы (Симонов). 15. Вдали раздался барабан..ый бой (Федин). 16. Время от врем..ни мы откачивали воду берест..ным ковш..м (Арсеньев). 17. Заходил продавец из соседн..й зелен..ой лавки (Арсеньев). 18. Это я, оратор безымян..ый, сеял хлеб с тоскою (Есенин). 31. И нефть, попав из бака в водоём, павлин..ий 3 хвост внезапно распустила (Мартынов). 32. Но равнин..ая синь не лечит (Есенин). 33. Но вовек благосл..вен..ы на земле сирен..вые ночи (Есенин). 34. Лан..ий зов скво..ь сон услыхал олень (Есенин). 35. И нежно охает ячмен..ая солома, св..сая с губ к..вающих коров (Есенин).

Источник

Читайте также:  Самые красивые глаголы в русском языке

суффиксы прилагательных существительных глаголов упражнения



тренинг суффиксы существительных и прилагательных
тренажёр по русскому языку (10 класс)

10 заданий для самостоятельной проработки при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в разделе «Суффиксы существительных и прилагательных».

Скачать:

Вложение Размер
pravopisanie_suffiksov_trening_10_klass.docx 29.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тренировочное задание для 10-11 кл Гусева И.В.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква

1) син..ватый, живуч..сть

2) француж..нка, выносл..вый

3) доверч..вый, вскак..вать

4) старт..вать, трудн..сть

5) счастл..вец, гост..вой

1) дом..витый, направ…

2) отрасл..вой, огранич..вать

3) юридиче..кий, бойцов..кий

4) треб..вать, потом..к

5) смаз..ик, носиль..ик

1) милост..вый, увелич..вать

2) рыж..ватый, молод..ц

3) разведч..к, камен..ик

4) каза..кий. январ..кий

5) расход..вать, темн..та

1) выносл..вый, ухаж..вать

2) враже..кий, сель..кий

3) больш..нство, приветл..вый

4) дикт..вать, ноч..вка

5) сызнов. клеч..тый,

1) опрометч..вый, останавл..вать

2) задир..стый, гост..вой

3) друже..кий, бли..кий

4) реснич..тый, издалек..

5) использ..вать, трус..сть

1) неповоротл..вый, ноч..вать

2) глуб..на, рассматр..вать

3) горош..нка, топол..вый

4) сколь..кий, ни..кий

5) оперир..вать, бег..тня

1) монаш..нка, сирен..вый

2) навязч..вый, кольц..вать

3) ве..кий, матро..кий

4) однофамил..ц, участл..вый

5) предчувств..вать, доступн..сть

1) обмен..вать, предприимч..вый

2) кух..нька, сочувств..вать

3) гигант..кий, сибир..кий

4) владел..ца, нул..вой

5) зачин..ик, барабанщ..к

1) рыба..кий, дет..кий

2) вкрадч..вый, накапл..вать

3) рад..вать, лег..нький

4) дрессиров..ик, перебеж..ик

5) удачл..вый, солом..нка

1) врач..вать, оранж..вый

2) прерыв..стый, дожд..вой

3) ступенч..тый, издалек..

4) усва..вать, крив..зна

5) рыцар..кий, француз..кий

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудные вопросы правописания –Н- и –НН- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий (урок русского языка в 10 классе по учебнику Власенкова А.И.).

Тест помогает проверить знания учащихся по теме «Правописание -н- и -нн- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий.».

Теоретический материал к заданию А17 ЕГЭ.

Дидактический материал для подготовки ЕГЭ по русскому языку. Задание А 17.

В таблице размещены наиболее употребительные суффиксы для образования существительных от глаголов, прилагательных и других существительных и значения.

Конспект отктытого урока в 6 классе (русский язык). УМК: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Издательство «Просвещение». Гогд издательства — 2012.

Источник

Правописание суффиксов разных частей речи. Упражнения для повторения

Просмотр содержимого документа
«Правописание суффиксов разных частей речи. Упражнения для повторения»

Готовимся к ЕГЭ. Повторение. Правописание суффиксов разных частей речи

Упражнение 1 Суффиксы имен существительных (Е или И?)

Лист..к, горош..нка, пугов..чка, семечко, баш..нка, трещ..нка, монаш..нка, врем..чко, лестн..чка, протал..нка, нян..чка, стол..к, метел..ца, имень..це, ружь..цо, пальт..цо, кресл..це, протал..нка, тро..чка, колокол..нка, изюм..нка, хиж..нка, беж..нка, страдл..ца, копе..чка.

Упражнение 2 Суффиксы имён прилагательных (Е или И?)

Усидч..вый, заманч..вый, щавел..вый, извил..стый, расчетл..вый, вдумч..вый, отзывч..вый, вдумч..вый, тол..вая (крыша), завистл..вый, удушл..вый, никел..вый, вкрадч..вый, фланел..вый, засушл..вый, обидч..вый, со..вый, гречн..вый, услужл..вый, черешн..вый, марл..вый, отрасл..вой, марганц..вый, тюл..вый, милост..вый, ливн..вые дожди

Упражнение 3 Суффиксы глаголов (-ова-/-ева-, -ива-/-ыва-)

Подогр..вать, команд..вать, осме..вать, совет..вать, завид..вать, проклад..вать, одол..вать, разве..вать, размал..вать, зал..вать, отта..вать, огляд..ваться, раскид..вать, прикле..вать, засчит..вать, прикле..вать, досад..вать, разгляд..вать, накруч..вать, откид..вать, окольц..вать, устар..вать, пристёг..вать, заноч..вать

Упражнение 4 Суффиксы глаголов прошедшего времени

Сосульки та..ли, опасность та..ли, чу..ли опасность, вид..л дорогу, стро..л здание, се..лись дожди, наде..лся на удачу, та..ли на солнце, ве..ли ветры, обид..л друга, ве..ли ветры, закле..л книгу, езд..л в Москву, зала..л пёс.

Упражнение 5. Правописание суффиксов Е/и в глаголах с приставками обез- (обес-) употребляется при образовании глаголов и обозначает: лишить(ся) чего-нибудь, освободить от чего-нибудь, освободиться от чего-нибудь (обессилить (перех. гл.), обессилеть (неперех. гл.) обезглавить (перех. гл.), обезглаветь (неперех. гл.))

Суффиксы -Е- и -И- в глаголах с приставкой ОБЕЗ- (ОБЕС-): Суффиксы -Е- и -И- в глаголах с приставкой ОБЕЗ- (ОБЕС-). Правописание суффиксов в этих глаголах зависит от категории переходности/непереходности глаголов. -Е-. -И-. Непереходные глаголы. Переходные глаголы. обозначают действие, состояние, на другой предмет не направленное, протекающее как бы само по себе; относятся к I спр.: Края наши, раньше богатые лесами, теперь уже совсем обезлесЕли (САМИ). Наша река обезводЕла(САМА).

Если обозначают действие, состояние, направленное на другой предмет; относятся ко II спр.: Частые пожары обезлесИли наши леса (обезлесили что?леса); Целлюлозный завод совсем обезводИл нашу речку.

Обеспеч..ли топливом, города обезлюд..ли, пустыни обезлюд.ли города; окна обледен..ли, иней обледенил окна; расходы обезденеж..ли сына; сын обезденеж..л от расходов; обезвред..ть преступника; земля обесплод..ла; удобрения обесплод..ли землю; раненый совсем обескров..л; войны обескров..ли экономику; браконьеры обезрыб..ли пруд; река обезрыб..ла; люди обезвол..ли; врага нужно было обезвол..ть; нужно обезвод..ть осадок термической сушкой.

Упражнение 6. Суффиксы причастий (–ущ/-ющ-, -ащ-/-ящ-)

Сыпл..щаяся штукатурка, стел…щийся туман, кол..щиеся шипы, по независящ..м причинам, гон..щиеся за зайцем, стро..щиеся здания, ла..щая собака, кле..щий карандаш, стро..щийся, барахта..щийся, крас..щий, чист..щий, выгора..щая, пил..щие, готов..щиеся, вид..щий, мел..щий, мысл..щий, бре..щий, леч..щий, рокоч..щий, картав..щий, гон..щиеся, бре..щий, мелька..щий, терп..щий, стел..щийся, калеч..щий душу, кол..щая боль, брызж..щий фонтан, брезжащий рассвет.

Упражнение 7 Суффиксы причастий (ем-/-им-)

Завис..мый, движ..мый идеей, охраняя..мый, слыш..мый, праздну..мый, исследу.мый, ненавид..мый, рекоменду..мый, омыва..мый, дикту..мый, приемл..мые условия, вид..мые изменения, немысл..мая ложь, выполня…мое задание, недвиж..мое имущество, отмеча..мый праздник.

Упражнение 8 Суффиксы причастий и деепричастий прошедшего времени

Та..вший снег, та..вший опасность, раска..вшийся грешник, капризнич..вший ребенок, завис..вшие от настроения, вылеч..вший больного врач, понаде..вшись на авось, усил..вшийся дождь, обид..в друга, расе..вший сомнения, ненавид..вший врага, закле..вший окна, выраст..вший дерево, понаде..вшись на лучшее, накле..в обои, расклан..вшись, замет..вший, сдерж..нный

Упражнение 9 Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени (перед –нн-)

Украш..нная ёлка, обиж..нный ребёнок, выслуш..нные замечания, высуш..нные грибы, намасл..нный блин, вывал..нный мусор, насто..нный чай, удосто..нный премии, засе..нное поле, обещ..нный подарок, размен..нная квартира, выглаж..нные брюки, замеш..нное тесто, наполн..нный водой, выкач..нная из подвала бочка, накач..нный мяч, замеш..нный в преступлении, высме..нный в газете, расстрел..нные патроны, застрел..нная птица, потер..нное время, взлеле..нный,

Упражнение 10 Гласные в суффиксах и окончаниях после шипящих и Ц (О или Е)

Девч..нка, реч..нька, реч..нка, туш..нка, раскорч..вка, мальч..нка, кумач..вый, холщ..вый, горяч., певуч. говорить общ. ещ. испеч..нный, еж..вые (рукавицы), бельч..нок, раскрепощ..нность, грош..вая покупка, парч..вое платье, копч..ный окорок, пауч..к, камыш..вый, окруж..н заботой, стаж..р, старуш..нка, ноч..вка, со свеч..й, под груш..й, за туч..й, золоч..ные купола, дириж..р, наблюдать за стриж..м, стриж..м пуделя, с ключ..м, деш..вый, реш..нный вопрос.

Источник

3.3.5. Правописание суффиксов имён прилагательных

Упражнение 79. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

Уступч..вый, январ..ский, плюш..вый, прожорл..вый, молодц..ватый, стар..нький, кумач..вый, ноябр..ский, угр..ватый, свинц..вый, разговорч..вый, богатыр..ский, кра..вой, тих..нький, клязьм..нский, сторож..вой, керч..нский, продолг..ватый, пенз..нский, ялт..нский, красив..нький, завистл..вый, рыж..ватый, молодц..ватый, син..ватый, обидч..вый, разговорч..вый, расчётл..вый, грязн..ватый, бел..ватый, лёг..нький, тих..нький, милост..вый, алюмини..вый, юрод..вый, тюл..вый, вин..ватый, ноздр..ватый, кольц..вой, тен..вой, кукуш..чий, старуш..чий, узорч..тый, черепи..чатый, ступен..чатый, бревен..чатый, фрунз..нский, взрывч..тый, брус..атый, весну..атый, бороз..атый, до..атый, рыцар..ский, рязан..ский, день-ден..ской, тянь-шан..ский, декабр..ский, сентябр..ский, губч..тый, звёз..атый, надоедл..вый, сегодн..шний, форел..вый, лазор..вый, натри..вый, нутри..вый, убог..нький, краснопресн..нский, грозн..нский, масл..ные руки, масл..ные брюки, масл..ные краски, масл..ное пятно, масл..ная каша, ветр..ная мельница, ветр..ной двигатель, ветр..ная оспа, ветр..ная девушка, масл..ная неделя, ветр..ное поведение.

Упражнение 80. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Обоснуйте ответ.

Канад..кий, низ..кий, шат..кий, гиган..кий, немец..кий, вес..кий, полес..кий, углич..кий, ткац..кий, кулац..кий, черкас..кий, рязан..ский, гаван..ский, октябр..ский, рыбац..кий, скоморошес..кий, табунщиц..кий, танкис..кий, шляхет..ский, тунгус..кий, астрахан..ский, черкес..кий, звер..ский, дерз..кий, близ..кий, вяз..кий, кавказ..кий, киргиз..кий, одес..кий, матрос..кий, кон..ский, рейн..ский, сибир..ский, француз..кий, уз..кий, бас..кий, этрус..кий, том..ский, ом..ский, кур..ский, сан-францис..кий.

Упражнение 81. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы н или нн. Обоснуйте ответ.

Ю..ый, ю..ат, серебря..ый, авиацио..ый, дли..ый, оловя..ый, пря..ый, урага..ый, дискуссио..ый, лебеди..ый, ветре..ый, ветря..ой, безветре..ый, осе..ий, утре..ий, утре..ик, стекля..ый, труже..ик, сребре..ик, серебря..ый, серебря..ка, бессребре..ик, семе..ой, ледя..ой, клюкве..ый, конопля..ый, конопля..ик, воробьи..ый, соловьи..ый, стреме..ой, семе..ой, краснознамё..ый, торжестве..ый, жизне..ый, стари..ый, гости..ая, гости..ица, масле..ый, масле..ица, ветре..ица, ва..ая, пле..ый, це..ый, пья..ый, рья..ый, румя..ый, румя..а, огне..ый, песча..ый, ремесле..ый, второстепе..ый, пенсио..ый, глиня..ый, звери..ый, потомстве..ый, драгоце..ый, бульо..ый, плоскодо..ый, полуде..ый, дикови..ый, недюжи..ый, овчи..ый, инфекцио..ый, сочувстве..ый, семистру..ый, бесчисле..ый, дружестве..ый, овся..ый, единовреме..ый, муравьи..ый, маши..ый, мыши..ый, сви..ой, свини..а, дровя..ик, нефтя..ик, мали..ик, оси..ик, ряби..ик, дружи..ик, моше..ик, ветре..ик, сторо..ик, смышлё..ый, ко..ица, подветре..ый, песча..ик, путешестве..ик, влася..ица, више..ик, выветре..ый, куре..ой (атаман).

Упражнение 82. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы; раскройте скобки. Сделайте полный морфологический разбор слов, над которыми поставлена цифра 3 ;.

1. Этот (трёх) суточный бой за Цариц..н начался штурмом города при по..держке ураган..ого 3 огня кораблей (Федин). 2. Гусь степен..ый в луж.. моет свой гусин..ый 3 красный нос (Исаковский). 3. Над омутами каждой реки трудятся мельниц.. водян..ые (Щипачев). 4. (Полутора) тон..ки готовы, в порядке фонд сем..ной (Щипачев). 5. Пр..ятна со..нца утрен..яя весть и полотенце свежест..ю льнян..ою 3 (Щипачев). 6. Сам граф подушки поправлял, медвеж..ю 3 полость в ноги стлал (Некрасов). 7. Нынче де..кий бал.. (Некрасов). 8. Её грудь тр..петала от соч..ного искр..него смеха (М. Горький). 9. Я солнц..в 3 брат, и зимн..ю порою чудес не меньше солнца строю (Крылов). 10. Измученные извоз..ич..и 3 лошади лёг..нькой рысц..й тащили нас в гору (Писемский). 11. Обедал он и ужинал во вдов..м доме: мать, возвр..щаясь из общ..й столовой 3 , тайком пр..носила ему половину своей скудной порц.. (Куприн). 12. Она осядет от дождей, от снега в ледя..ые 3 ночи (Шипачёв). 13. Это насле..ство в конечном сч..те создано энергией рабоч..го клас..а и поэтому является пополам (Исаковский). 19. Она имела полное пр..дставление о некоей ветр..ной 3 москвич..ке Оле Нечаевой (Катаев). 20. Вернулся Тиунёв, (сорок..) (пят..) летний человек с седыми вихрами на остр..м, дыней, черепе, с жиденькой сед..ватой бородёнкой на костлявом лице (М. Горький). 21. За полями далеко, в сирен..вом туманце кудрявые пер..лески (Гладков). 22. Глухо, грус..но звенят тополя, Ольг..нский мост открывается под ясн..й луной (Каверин). 23. Он не мог отвести взгляд от небольш..й дверц.. сам..лёта и от лё..кой алюмин..вой лес..нки (Каверин). 24. У крыльца комендан..ского дома казак держал под уз..ц.. пр..красн..ю бел..ю лошадь кирги..ской п..роды (Пушкин). 25. Пенз..нская губерния была об..явлена на осадном положени.. (Федин). 26. Я прочёл души доверч..вой пр..знан..е (Пушкин). 27. Был послеобеден..ый час ветр..ного август..вского дня (Кузьмин). 28. Ивы на пес..аном откосе под солнцем – (серебр..но) голубые (Кузьмин). 29. Собрались пр..хожане у чащи, лихоман..ую грусть затая (Есенин). 30. Твоя обветр..ная кожа лучила гречн..вый пушок его закон..ейшим 3 насле..ством (М. Горький). 14. Из темноты, с доски камин..ой вдруг стали играть часы (Симонов). 15. Вдали раздался барабан..ый бой (Федин). 16. Время от врем..ни мы откачивали воду берест..ным ковш..м (Арсеньев). 17. Заходил продавец из соседн..й зелен..ой лавки (Арсеньев). 18. Это я, оратор безымян..ый, сеял хлеб с тоскою (Есенин). 31. И нефть, попав из бака в водоём, павлин..ий 3 хвост внезапно распустила (Мартынов). 32. Но равнин..ая синь не лечит (Есенин). 33. Но вовек благосл..вен..ы на земле сирен..вые ночи (Есенин). 34. Лан..ий зов скво..ь сон услыхал олень (Есенин). 35. И нежно охает ячмен..ая солома, св..сая с губ к..вающих коров (Есенин).

Источник

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку на тему «Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)». 11-й класс

Класс: 11

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели занятия:

  • обобщить и систематизировать сведения по теме “Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)”,
  • совершенствовать навыки правильного написания суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-),
  • проанализировать тестовое задание 10,
  • совершенствовать навыки выполнения тестового задания 10.

Задачи занятия:

  • работа над связным высказыванием на лингвистическую тему;
  • развитие орфографической зоркости.

Тип занятия — комбинированное занятие (обобщение и систематизация изученного, оценка и коррекция знаний учащихся).

Оборудование:

  • раздаточный материал;
  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • интерактивная доска;
  • презентация PowerPoint к занятию.

План занятия (2 часа)

Этап урока Презентация Цель и содержание этапа Время
1. Организационный момент Слайд 1 Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к занятию. Сообщение темы занятия. Постановка цели занятия. 2 минуты
2. Актуализация опорных знаний по теме “Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)”: Слайды 2-39

(Работа с Приложением 1)

Работа на этом этапе осуществляется по следующей схеме:

анализ содержания учебного материала по орфографии,

орфографическая работа на основе правила и систематизация сведений по орфографии,

орфографическая работа с целью закрепления навыка правописания суффиксов.

78 минут
Правописание суффиксов существительных Слайды 3, 5, 12, 13 анализ содержания учебного материала по орфографии,

орфографическая работа на основе правила и систематизация сведений по орфографии,

10 минут
Слайды 4, 6-11, 14-19 орфографическая работа с целью закрепления навыка правописания суффиксов существительных. 26 минут
Правописание суффиксов прилагательных Слайды 21-25 анализ содержания учебного материала по орфографии,

орфографическая работа на основе правила и систематизация сведений по орфографии,

15 минут
Слайды 26-27 орфографическая работа с целью закрепления навыка правописания суффиксов прилагательных. 5 минут
Правописание суффиксов глаголов Слайды 29-31 анализ содержания учебного материала по орфографии,

орфографическая работа на основе правила и систематизация сведений по орфографии,

9 минут
Слайды 32-35 орфографическая работа с целью закрепления навыка правописания суффиксов глаголов. 6 минут
Правописание гласных перед -Н-, -НН-
в причастиях и отглагольных прилагательных
Слайд 37 анализ содержания учебного материала по орфографии,

орфографическая работа на основе правила и систематизация сведений по орфографии

3 минут
Слайды 38-39 орфографическая работа с целью закрепления навыка правописания гласных перед -Н-/-НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. 4 минут
3. Обобщение и систематизация изученного Слайды 40-42

(Работа с Приложением 2)

Представление последовательности мыслительных операций, используемых при решении орфографической задачи (правильного написания суффиксов различных частей речи, кроме -Н-/-НН), в виде алгоритма. 4 минут
Слайды 43-48

Переход по ссылке “Проверка” на слайды 49-55

Применение алгоритма при выполнении тестового задания 10. 18 минут
Проверка и коррекция знаний учащихся Слайды 56-57

(Работа с Приложением 3 и Приложением 4)

Установление осознанности усвоения учащимися учебного материала. Организация деятельности учащихся по применению усвоенных знаний. Индивидуальное выполнение тестового задания 10 по вариантам (12 вариантов). 15 минут
Подведение итогов занятия, оценка знаний Слайд 58 Анализ, оценка знаний учащихся 3 минуты

Ход занятия (120 минут)
+
перерыв (10 минут )

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к занятию. Сообщение темы занятия. Постановка цели.

II. Актуализация опорных знаний по теме “Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)”. (Презентация. Слайды 2-39)

Ученики работают с раздаточными карточками (Приложение 1)

Работа учащихся с примерами и формулировками правил.

Учащиеся вместе с преподавателем осуществляют анализ содержания учебного материала по орфографии.

Предлагаем рассмотреть и проанализировать примеры упражнений (Приложение 1) и формулировки правил. Просим учеников соотнести правило написания суффиксов с соответствующими примерами упражнений.

Работа на этом этапе осуществляется по следующей схеме:

  • анализ содержания учебного материала по орфографии,
  • орфографическая работа на основе правила и систематизация сведений по орфографии,
  • орфографическая работа с целью закрепления навыка правописания суффиксов.

(Анимация на проверочной карточке запускается по щелчку мыши при наведении курсора на нужную цифру, соответствующую номеру столбика. NB! Обратите внимание! Проверку упражнения на слайде 4 следует начинать с последнего слова, для того чтобы слова не перекрывали друг друга при распределении по столбикам!)

III. Обобщение и систематизация изученного.

(Презентация. Слайды 40-42)

1. Анализ примера задания 10.

Выпишите слово(а), в котором на месте пропуска пишется буква И.

Представление в виде алгоритма последовательности мыслительных операций, используемых при решении орфографической задачи (правильного написания суффиксов различных частей речи, кроме -Н-/-НН-):

Орфографический разбор каждого слова.

Соотнесения результатов орфографического анализа с формулировками правила.

Написания суффиксов в каждом слове.

Поиск правильного ответа.

2. Анализ и выполнение тестовых заданий 10 (с 1 задания по 5) .

(Презентация. Слайды 43-48, 49-55)

Ученики работают с раздаточными карточками (Приложение 2), отвечающий у доски, используя возможности программы Power Point, анализирует учебный материал и находит правильный ответ. Для проверки можно осуществлять переход по ссылке “Проверка” на слайд с проверочными карточками. Анимация на проверочной карточке запускается по щелчку мыши. Переход к следующему заданию со слайда проверки осуществляется по ссылке “Назад”.

Возможен вариант, когда ученики самостоятельно выполняют тестовые задания (Презентация. Слайды 43-48) с последующей проверкой (Слайды 49-55).

Проверка и анализ выполнения заданий на данном этапе не оцениваются.

IV. Проверка и коррекция знаний учащихся.

Выполнение индивидуальной работы (Слайд 56-57, переход “Вариант. ” к тестовому заданию). Задание и бланки ответов представлены в бумажном варианте и находятся в приложении 3 и приложении 4.

V. Подведение итогов занятия, оценка знаний. (Слайд 58)

Литература

  1. Государственной программы “Русский язык. 10-11 классы”. (Авторы программы — Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина.) Москва: “Русское слово” 2008.
  2. Русский язык. 10 — 11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. / Н. Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина — 5-е изд., испр. и доп. — М.: ООО “ТИД “Русское слово — РС”, 2008.
  3. Поурочные разработки по русскому языку: 11класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ВАКО, 2005.
  4. Репетитор. Русская орфография и пунктуация/ А.В.Сухотинская. —М.: Высшая школа, 1992.
  5. Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий и методических рекомендаций/ Г.Т.Егораева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство “Экзамен”, 2010
  6. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2011: учебно-методическое пособие/ Н.А.Сенина. — Ростов н/Д: Легион-М, 2010.
  7. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Вступительные испытания/ Г.Т.Егораева, С.Ю.Иванова, В.И.Белякова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство “Экзамен”, 2011
  8. Русский язык. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 2 / И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева, Г.Т.Егораева. — М.: Издательство “Экзамен”, 2015.
  9. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы/ Д.Э,Розенталь. — 3-е изд., перераб. М: Издательство Московского университета,1992.
  10. Тематическая рабочая тетрадь по русскому языку: задания уровня А, В, С/ Г.Т.Егораева, С.Ю.Иванова. — М.: Издательство “Экзамен”, 2010.

Источник

Читайте также:  Кому вручают премию золотой глагол

Суффиксы прилагательных существительных глаголов упражнения



тренинг суффиксы существительных и прилагательных
тренажёр по русскому языку (10 класс)

10 заданий для самостоятельной проработки при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в разделе «Суффиксы существительных и прилагательных».

Скачать:

Вложение Размер
pravopisanie_suffiksov_trening_10_klass.docx 29.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тренировочное задание для 10-11 кл Гусева И.В.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква

1) син..ватый, живуч..сть

2) француж..нка, выносл..вый

3) доверч..вый, вскак..вать

4) старт..вать, трудн..сть

5) счастл..вец, гост..вой

1) дом..витый, направ…

2) отрасл..вой, огранич..вать

3) юридиче..кий, бойцов..кий

4) треб..вать, потом..к

5) смаз..ик, носиль..ик

1) милост..вый, увелич..вать

2) рыж..ватый, молод..ц

3) разведч..к, камен..ик

4) каза..кий. январ..кий

5) расход..вать, темн..та

1) выносл..вый, ухаж..вать

2) враже..кий, сель..кий

3) больш..нство, приветл..вый

4) дикт..вать, ноч..вка

5) сызнов. клеч..тый,

1) опрометч..вый, останавл..вать

2) задир..стый, гост..вой

3) друже..кий, бли..кий

4) реснич..тый, издалек..

5) использ..вать, трус..сть

1) неповоротл..вый, ноч..вать

2) глуб..на, рассматр..вать

3) горош..нка, топол..вый

4) сколь..кий, ни..кий

5) оперир..вать, бег..тня

1) монаш..нка, сирен..вый

2) навязч..вый, кольц..вать

3) ве..кий, матро..кий

4) однофамил..ц, участл..вый

5) предчувств..вать, доступн..сть

1) обмен..вать, предприимч..вый

2) кух..нька, сочувств..вать

3) гигант..кий, сибир..кий

4) владел..ца, нул..вой

5) зачин..ик, барабанщ..к

1) рыба..кий, дет..кий

2) вкрадч..вый, накапл..вать

3) рад..вать, лег..нький

4) дрессиров..ик, перебеж..ик

5) удачл..вый, солом..нка

1) врач..вать, оранж..вый

2) прерыв..стый, дожд..вой

3) ступенч..тый, издалек..

4) усва..вать, крив..зна

5) рыцар..кий, француз..кий

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудные вопросы правописания –Н- и –НН- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий (урок русского языка в 10 классе по учебнику Власенкова А.И.).

Тест помогает проверить знания учащихся по теме «Правописание -н- и -нн- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий.».

Теоретический материал к заданию А17 ЕГЭ.

Дидактический материал для подготовки ЕГЭ по русскому языку. Задание А 17.

В таблице размещены наиболее употребительные суффиксы для образования существительных от глаголов, прилагательных и других существительных и значения.

Конспект отктытого урока в 6 классе (русский язык). УМК: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Издательство «Просвещение». Гогд издательства — 2012.

Источник

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку на тему «Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)». 11-й класс

Класс: 11

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели занятия:

  • обобщить и систематизировать сведения по теме “Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)”,
  • совершенствовать навыки правильного написания суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-),
  • проанализировать тестовое задание 10,
  • совершенствовать навыки выполнения тестового задания 10.

Задачи занятия:

  • работа над связным высказыванием на лингвистическую тему;
  • развитие орфографической зоркости.

Тип занятия — комбинированное занятие (обобщение и систематизация изученного, оценка и коррекция знаний учащихся).

Оборудование:

  • раздаточный материал;
  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • интерактивная доска;
  • презентация PowerPoint к занятию.

План занятия (2 часа)

Этап урока Презентация Цель и содержание этапа Время
1. Организационный момент Слайд 1 Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к занятию. Сообщение темы занятия. Постановка цели занятия. 2 минуты
2. Актуализация опорных знаний по теме “Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)”: Слайды 2-39

(Работа с Приложением 1)

Работа на этом этапе осуществляется по следующей схеме:

анализ содержания учебного материала по орфографии,

орфографическая работа на основе правила и систематизация сведений по орфографии,

орфографическая работа с целью закрепления навыка правописания суффиксов.

78 минут
Правописание суффиксов существительных Слайды 3, 5, 12, 13 анализ содержания учебного материала по орфографии,

орфографическая работа на основе правила и систематизация сведений по орфографии,

10 минут
Слайды 4, 6-11, 14-19 орфографическая работа с целью закрепления навыка правописания суффиксов существительных. 26 минут
Правописание суффиксов прилагательных Слайды 21-25 анализ содержания учебного материала по орфографии,

орфографическая работа на основе правила и систематизация сведений по орфографии,

15 минут
Слайды 26-27 орфографическая работа с целью закрепления навыка правописания суффиксов прилагательных. 5 минут
Правописание суффиксов глаголов Слайды 29-31 анализ содержания учебного материала по орфографии,

орфографическая работа на основе правила и систематизация сведений по орфографии,

9 минут
Слайды 32-35 орфографическая работа с целью закрепления навыка правописания суффиксов глаголов. 6 минут
Правописание гласных перед -Н-, -НН-
в причастиях и отглагольных прилагательных
Слайд 37 анализ содержания учебного материала по орфографии,

орфографическая работа на основе правила и систематизация сведений по орфографии

3 минут
Слайды 38-39 орфографическая работа с целью закрепления навыка правописания гласных перед -Н-/-НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. 4 минут
3. Обобщение и систематизация изученного Слайды 40-42

(Работа с Приложением 2)

Представление последовательности мыслительных операций, используемых при решении орфографической задачи (правильного написания суффиксов различных частей речи, кроме -Н-/-НН), в виде алгоритма. 4 минут
Слайды 43-48

Переход по ссылке “Проверка” на слайды 49-55

Применение алгоритма при выполнении тестового задания 10. 18 минут
Проверка и коррекция знаний учащихся Слайды 56-57

(Работа с Приложением 3 и Приложением 4)

Установление осознанности усвоения учащимися учебного материала. Организация деятельности учащихся по применению усвоенных знаний. Индивидуальное выполнение тестового задания 10 по вариантам (12 вариантов). 15 минут
Подведение итогов занятия, оценка знаний Слайд 58 Анализ, оценка знаний учащихся 3 минуты

Ход занятия (120 минут)
+
перерыв (10 минут )

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к занятию. Сообщение темы занятия. Постановка цели.

II. Актуализация опорных знаний по теме “Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)”. (Презентация. Слайды 2-39)

Ученики работают с раздаточными карточками (Приложение 1)

Работа учащихся с примерами и формулировками правил.

Учащиеся вместе с преподавателем осуществляют анализ содержания учебного материала по орфографии.

Предлагаем рассмотреть и проанализировать примеры упражнений (Приложение 1) и формулировки правил. Просим учеников соотнести правило написания суффиксов с соответствующими примерами упражнений.

Работа на этом этапе осуществляется по следующей схеме:

  • анализ содержания учебного материала по орфографии,
  • орфографическая работа на основе правила и систематизация сведений по орфографии,
  • орфографическая работа с целью закрепления навыка правописания суффиксов.

(Анимация на проверочной карточке запускается по щелчку мыши при наведении курсора на нужную цифру, соответствующую номеру столбика. NB! Обратите внимание! Проверку упражнения на слайде 4 следует начинать с последнего слова, для того чтобы слова не перекрывали друг друга при распределении по столбикам!)

III. Обобщение и систематизация изученного.

(Презентация. Слайды 40-42)

1. Анализ примера задания 10.

Выпишите слово(а), в котором на месте пропуска пишется буква И.

Представление в виде алгоритма последовательности мыслительных операций, используемых при решении орфографической задачи (правильного написания суффиксов различных частей речи, кроме -Н-/-НН-):

Орфографический разбор каждого слова.

Соотнесения результатов орфографического анализа с формулировками правила.

Написания суффиксов в каждом слове.

Поиск правильного ответа.

2. Анализ и выполнение тестовых заданий 10 (с 1 задания по 5) .

(Презентация. Слайды 43-48, 49-55)

Ученики работают с раздаточными карточками (Приложение 2), отвечающий у доски, используя возможности программы Power Point, анализирует учебный материал и находит правильный ответ. Для проверки можно осуществлять переход по ссылке “Проверка” на слайд с проверочными карточками. Анимация на проверочной карточке запускается по щелчку мыши. Переход к следующему заданию со слайда проверки осуществляется по ссылке “Назад”.

Возможен вариант, когда ученики самостоятельно выполняют тестовые задания (Презентация. Слайды 43-48) с последующей проверкой (Слайды 49-55).

Проверка и анализ выполнения заданий на данном этапе не оцениваются.

IV. Проверка и коррекция знаний учащихся.

Выполнение индивидуальной работы (Слайд 56-57, переход “Вариант. ” к тестовому заданию). Задание и бланки ответов представлены в бумажном варианте и находятся в приложении 3 и приложении 4.

V. Подведение итогов занятия, оценка знаний. (Слайд 58)

Литература

  1. Государственной программы “Русский язык. 10-11 классы”. (Авторы программы — Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина.) Москва: “Русское слово” 2008.
  2. Русский язык. 10 — 11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. / Н. Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина — 5-е изд., испр. и доп. — М.: ООО “ТИД “Русское слово — РС”, 2008.
  3. Поурочные разработки по русскому языку: 11класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ВАКО, 2005.
  4. Репетитор. Русская орфография и пунктуация/ А.В.Сухотинская. —М.: Высшая школа, 1992.
  5. Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий и методических рекомендаций/ Г.Т.Егораева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство “Экзамен”, 2010
  6. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2011: учебно-методическое пособие/ Н.А.Сенина. — Ростов н/Д: Легион-М, 2010.
  7. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Вступительные испытания/ Г.Т.Егораева, С.Ю.Иванова, В.И.Белякова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство “Экзамен”, 2011
  8. Русский язык. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 2 / И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева, Г.Т.Егораева. — М.: Издательство “Экзамен”, 2015.
  9. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы/ Д.Э,Розенталь. — 3-е изд., перераб. М: Издательство Московского университета,1992.
  10. Тематическая рабочая тетрадь по русскому языку: задания уровня А, В, С/ Г.Т.Егораева, С.Ю.Иванова. — М.: Издательство “Экзамен”, 2010.

Источник

Упражнения по теме «Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных»

Упражнение 1.

Спишите текст, добавляя окончания прилагательных. Укажите падеж прилагательного и графически обозначьте его окончание.

Была ясн. летн. ночь. Луна светила весело и спокойно; она заливала своим серебром поляны и дороги, пронизывала холодными лучами леса, золотила реки. В эту самую ночь из дверей переселенческ. барака крадучись вышел Сёмка, вихраст. бледнолиц. мальчик лет одиннадцати, огляделся, перекрестился и вдруг побежал что было мочи по направлению к бескрайн. полю, откуда начиналась «расейск. » дорога. Боясь погони, он часто оглядывался, но никто за ним не бежал. И он благополучно достиг сначала поляны, а потом и трактов. пути. Здесь он остановился, подумал и потихоньку пошел вдоль по широк. дороге.

Упражнение 2.

Напишите прилагательные в краткой форме мужского рода.

Буйный, бесчисленный, бездейственный, безукоризненный, безнравственный, бесчувственный, блестящий, воинственный, величественный, горячий, достойный, двусмысленный, жгучий, искусственный, колючий, многочисленный, могучий, мужественный, непреклонный, невежественный, несомненный, ответственный, посредственный, пахучий, родственный, свойственный, торжественный.

Упражнение 3.

Перепишите примеры, согласовывая поставленные в скобках прилагательные с существительными, к которым они относятся. Выделите окончания.

1) В (сонный, застывший) воздухе стоял монотонный звон. 2) Егерь заранее осматривает (волчий и лисий) тропы. 3) Слух о пожаре быстро разнесся по (окрестный помещичий) усадьбам. 4) Во дворе слышался гул (ребячий) голосов. 5) Удивительных пернатых увидели мы на (птичий) базаре. 6) Веселое оживление царило в (рыбачий) поселке. 7) В его взгляде было какое-то беспокойство, изобличавшее (внутренняя) борьбу эмоций. 8) (Раннее летнее) утром альпинисты начали восхождение на (ближняя высокая) гору.

Упражнение4.

Образуйте имена прилагательные с суффиксами -ев-, -ив-, -лив-, -чив- от приведенных ниже слов.

Влюбиться, биржа, доверять, ворчать, ненависть, вече, край, доля, ливень, выносить, терпеть, надоедать, плющ, уступать.

Упражнение 5.

Вставьте пропущенные буквы.

Бо. вой, беж. вый, дар. витый, дел. вой, дом. витый, заботл. вый, заносч. вый, краен. ватый, луг. вой, прыщ. ватый, угл. ватый, угр. ватый, щегол. ватый, глянц. вый, ковш. вый, пальц. вой, парч. вый, рыж. ватый, сланц. вый, свинц. вый, старуш. чий, кош. чий.

Упражнение 6.

Образуйте имена прилагательные с суффиксами -к- или -ск- от данных ниже слов.

Вязнуть, Волга, Астрахань, богатырь, калмык, казах, кабак, матрос, низ, дьявол, узбек, Сибирь, Урал, Одесса, Томск, рыбак, знахарь, декабрь, приятель.

Упражнение 7.

Определите значение слов каждой пары; проследите, как меняется -значение слова в зависимости от суффикса.

Глазной — глазастый, верткий — вертлявый, лесной -лесистый, игорный — игривый, ворчащий — ворчливый, объемный — объемистый, плечевой — плечистый, понятный -понятливый, земляной — земной.

Упражнение 8.

От следующих существительных образуйте все возможные прилагательные. Проанализируйте значения, которые возникают при соединении различных суффиксов с одной и той же основой.

Заяц, лебедь, кристалл, туман, слесарь, сын, музыкант, враг, хозяйство, душа, картина, варяг, земля, рыбак, зуб, пост, лицо, голова, глаз, вода, пластика, сила, теленок, железо

Упражнение 9.

От данных слов с помощью суффиксов образуйте прилагательные.

-К-/-ск-: кандидат, гигант, лейтенант, горняк, рыбак, турок, Урал, посол, Астрахань, конь, богатырь, январь, Полесье, матрос, дилетант, Елец, Норвегия, казах, казак, словак, бедняк.

-Лив-, -чив-, -ив-, -ев-: придира, отзыв, обида, эмаль, правда, расчет, дождь, привереда, непоседа, причуда, забывать, уживаться, каракуль, марля, соя, корень, находить, стиль, стержень, предпринимать, разговор, калий, магний, красота, доля, лесть, нуль, грязь, совесть, кокетничать, спесь, тень, играть, зависть, жалость.

Оват-, -еват-: белый, крючок, ноздри, синий, розовый, молодец, слабый, темный, сладкий, грубый, рыжий.

Оньк-, -еньк-: хороший, плохой, высокий, жалкий, мелкий, глубокий, черный, слабый, свежий, сладкий, кислый, дешевый, красивый, молодой, старый, худой, легкий, сухой, родной, мягкий.

-Чат-: брусок, решетка, клетка, сетка, чешуйка, колено, крупица, веснушка.

Упражнение 10.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы и обозначая суффиксы прилагательных.

Честолюб. вый человек, льст. вая улыбка, пол. вые цветы, вол. вой характер, отрасл. вые интересы, навязч. вые идеи, уклонч. вый ответ, талантл. вый режиссер, приветл. вая хозяйка, клетч. тая ткань, половинч. тое решение, дощ. тый забор, дымч. тые очки, добр. кий человек, стар. кое пальто, скромн. нький костюмчик, сер. нький зайчишка, пестр. нький платоч. к, уз. нький коридорч. к.

Тест по теме «Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных»

1. В каком варианте пишется Е?

1) в бескрайн. м просторе

2) укрыться заячь. м тулупом

3) проснуться ранн. м утром

4) будь хорош. м мальчиком

2. В каком варианте пишется И?

1) думать о вчерашн. м событии

2) гордиться могуч. м богатырем

3) мечтать о хорош. м друге

4) вспоминать о син. м море

3. В каком слове пишется Е?

2) дожд. вые (облака)

4. В каком слове пишется Е?

2) романт. ческий

5. В каком слове пишется И?

2) географич. ский

3) восприимч. вый

6. В каком слове пишется И?

7. В каком слове есть суффикс -СК-?

Источник

Читайте также:  Существительные производные от глаголов to preserve