Меню

суффиксы существительных в русском языке онок енок



Правописание суффиксов «онок» и «ёнок» в словах

Если перед суффиксом идёт твёрдый или шипящий согласный, то в ударном положении пишется буква «О», гласная «Ё» будет писаться, если корень оканчивается на мягкий согласный (исключение: после «Ч» всегда употребляется суффикс -онок-).

Чаще всего указанные суффиксы используются для ласкового наименования детенышей зверей и птиц.

Правильное употребление суффикса —онок- либо —ёнок- зависит от предыдущего согласного. Чтобы не допускать ошибок при написании, не лишним будет дать определение понятию «суффикс».

Суффикс — это морфема, находящаяся за корнем, которая образует новые формы слова.

Правописание суффикса -ёнок-

Дополнив морфемой «ёнок» существительные, обозначающие зверей, получим новые слова:

Из примеров видно, что буква «Ё» пишется только, если она следует за мягким согласным, на который оканчивается корень слова. Исключение составляет лишь звук «Ч» (он всегда будет мягким, после него пишется О).

Правописание суффикса -онок-

Образовать новые слова можно при употреблении суффикса -онок-. Примеры:

Буква «О» в ударном положении будет писаться в суффиксе, если она находится после шипящих (Ж, Щ,Ч, Ш).

Подведём итоги

В суффиксах -онок-/-ёнок- будет писаться О после шипящих согласных, Ё — после мягких согласных, кроме Ч. Для того, чтобы не допустить ошибку при написании этих суффиксов, нужно придерживаться следующей схемы:

  1. провести морфемный разбор, обозначить корень слова, подобрав однокоренные слова;
  2. обратить внимание на последнюю букву в корне слова, определить её мягкость или твёрдость;
  3. если корень заканчивается на твёрдый согласный или же шипящий, то напишем суффикс —онок-, если же последней буквой корня является мягкий согласный (кроме Ч), то напишем-ёнок-.

Источник

Русский язык во 2-м классе «Правописание суффиксов. Учимся писать суффиксы -ёнок-, -онок-» (УМК «Начальная школа XXI век»)

УМК «Начальная школа XXI век» 2 класс (1-4)

Образовательные цели:

  • Закрепить знания об имени существительном как о части речи.
  • Учить анализировать языковой материал.
  • Учить правильно писать суффиксы -ёнок- и -онок-.

Развивающие цели:

  • Развивать навык работы в группе.
  • Развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, делать выводы.

Воспитательные цели:

  • Показать необходимость знаний русского языка.
  • Воспитывать умение работать в коллективе.
Целеполагание для ученика Целеполагание для учителя
1. Повторить правописание суффиксов -иц- и -ец-.
2. Познакомиться с новой пословицей.
3. Повторить морфологические признаки имен существительных.
4. Учиться писать суффиксы -онок- и -ёнок-.

Конспект урока

Этапы урока

Ход урока Деятельность учащихся I. Оргмомент – Здравствуйте, ребята!

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.

II. Чистописание
Актуализация знаний иц ец
– Какую орфограмму вспомнили?
(Правописание суффиксов -иц- и -ец-)

– Как определить какой суффикс напишем?
(В именах существительных мужского рода пишется суффикс -ЕЦ-
В именах существительных женского рода пишется суффикс -ИЦ-)

– Прочитайте предложения. В каких ситуациях так говорят?

Добрая послов…ца ко времени молвится.

– Как называются такие предложения в русском языке? (Пословицы)
– Докажите.
Запишите. Вставьте пропущенные буквы.

Взаимопроверка. III. Словарная работа – Отгадайте загадки. Запишите отгадки.

Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета.
(Заяц)
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
(Ворона)

Словарь: заяц, ворона
– Проверяем. Назовите непроверяемые орфограммы.
– Что общего у данных слов? (Имя существительное, одушевлённое)
Образуйте от данных слов уменьшительно-ласкательные существительные.
Словарь: заяц, ворона
зайчонок, воронёнок
– С помощью какой части слова образовались новые слова? (Суффиксов -онок-, -ёнок-)

Читайте также:  что такое имена конкретные имена существительные и отвлеченные
IV. Работа над новым материалом. Сообщение темы урока – Сегодня на уроке нам предстоит определить, когда пишется суффикс -ёнок-, а когда – -онок-.
Прочитайте слова, записанные на доске.
Обратите внимание на звуки перед суффиксами.
Лосёнок, мышонок, телёнок, лисёнок, тигрёнок, гусёнок, галчонок, скворчонок, львёнок, волчонок, ежонок.
бельчонок

Вывод: после мягких согласных, кроме
ч, пишется суффикс -ёнок-.
После твёрдых согласных и ч пишется суффикс -онок-. Работа в группах

Работа в группах V. Физминутка

Птички

Птички в гнёздышке сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят
И тихонечко летят.

(Дети имитируют разлетающихся птиц) VI. Отработка предметных навыков 1. Учебник стр. 113

Учимся применять правило:

(Опорная таблица на доске)

  1. Выдели корень слова.
  2. Определить, какой согласный звук стоит перед суффиксом.
  3. Если это твёрдый согласный или шипящие ш, ж, ч, пишем – -онок-, если нет – -ёнок-.

2. Учебник стр.114 упр.1

Выпиши слова в два столбика
1) суффикс -ёнок-; 2) суффикс -онок-.
Пользуйся опорной таблицей.

Стриж…нок, бельч…нок, цыпл…нок, слон…нок, лис…нок, индюш…нок, рыс…нок, мыш…нок, козл…нок, реб…нок,

3. Игра «Крестики-нолики»

Согласны – О
Не согласны – Х

1. волчонок 4. ежонок 7. утёнок
2. моржонок 5. барсучёнок 8. грачонок
3. страусёнок 6.лягушонок 9.скворчонок.

1. О 2. О 3. О
4. О 5. Х 6. О
7. О 8. О 9. О

– Соедините О (1-2-3-6-9-8-7-4-1). Какая буква получилась? (О)
– «Отлично». Молодцы! Работа с учебником

Работа в тетрадях и индивидуально на доске с комментированием.

Источник

Правописание суффиксов -oнок- и -ёнок- в словах

Суффикс -онок- пишет­ся после твер­дых соглас­ных и шипя­щих кор­ня суще­стви­тель­ных, суф­фикс -ёнок — после мяг­ких соглас­ных, кро­ме «ч», в назва­ни­ях птен­цов и дете­ны­шей живот­ных.

В рус­ском язы­ке назва­ния птен­цов и дете­ны­шей живот­ных обра­зу­ют­ся с помо­щью суф­фик­са -онок-/-ёнок-, напри­мер:

  • лев — львё­нок ( льв ёнок — корень/суффикс/окончание);
  • бар­сук — бар­су­чо­нок ( бар­суч онок — корень/суффикс/окончание).

Как выбрать в сло­ве нуж­ный вари­ант суф­фик­са, -онок- или -ёнок-?

Чтобы отве­тить на этот вопрос, вна­ча­ле вспом­ним, что такое суф­фикс и какое зна­че­ние он име­ет в сло­ве.

Правописание суффикса -ёнок-

А теперь обра­зу­ем новые сло­ва, назва­ния птен­цов и дете­ны­шей живот­ных, с помо­щью суф­фик­са -ёнок-:

  • рысь — рысё­нок, воро­на — воро­нё­нок,
  • олень — оле­нё­нок, стра­ус — стра­у­сё­нок,
  • козел — коз­лё­нок, гусь — гусё­нок,
  • слон — сло­нё­нок,утка — утё­нок,
  • кен­гу­ру — кен­гу­рё­нок, соло­вей — соло­вьё­нок.

Обратим вни­ма­ние, что суф­фикс -ёнок- упо­треб­ля­ет­ся в напи­са­нии суще­стви­тель­ных после мяг­ких соглас­ных кор­ня, кро­ме все­гда мяг­ко­го [ч’].

Правописание суффикса -онок-

Обратимся к суф­фик­су -онок- и полу­чим с его помо­щью новые суще­стви­тель­ные:

  • волк — вол ч онок, скво­рец — сквор ч онок,
  • бар­сук — бар­су ч онок, соро­ка — соро ч онок,
  • вер­блюд — верб­лю ж онок, стриж — стри ж онок,
  • ёж — е ж онок, уж — у ж онок,
  • мышь — мы ш онок, индюк — индю ш онок.

Теперь посмот­рим, после каких глас­ных кор­ня слов пишет­ся под уда­ре­ни­ем дан­ный суф­фикс. Как видим, это шипя­щие соглас­ные — все­гда твер­дые зву­ки [ж] , [ш] и все­гда мяг­кий звук [ч’] .

Читайте также:  однородные слова имена существительные

Вывод

Чтобы выбрать нуж­ный вари­ант суф­фик­са, вос­поль­зу­ем­ся сле­ду­ю­щим алго­рит­мом:

  1. выде­лим корень в сло­ве;
  2. посмот­рим, на какой соглас­ный он закан­чи­ва­ет­ся;
  3. после твер­до­го соглас­но­го и шипя­щих «ж», «ш», «ч» кор­ня суще­стви­тель­ных под уда­ре­ни­ем напи­шем суф­фикс -онок-, после любо­го мяг­ко­го соглас­но­го, кро­ме «ч», напи­шем -ёнок-.

Подробно, как поша­го­во поль­зо­вать­ся этим пра­ви­лом, про­чи­та­ем в ста­тьях о пра­во­пи­са­нии слов «зай­чо­нок» и «бель­чо­нок«.

Источник

Открытый урок по русскому языку «Правописание суффиксов – онок и – ёнок»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Правило правописания суффикса ОНОК и ЁНОК.
1) Выделить корень.
2) Определить, какой согласный звук стоит перед суффиксом.
3) Если это твердый согласный или шипящие, то пишем суффикс -онок-, если нет, то пишем суффикс -ёнок-

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku.doc 50 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка во 2 классе.

УМК «Начальная школа ХХI век» под редакцией Н. Виноградовой

Автор : Дугина Светлана Владимировна, ГБОУ Школа № 199 города Москвы.

Тема урока: «Правописание суффиксов – онок и – ёнок»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока : создание условий для выведения детьми правила, когда в слове пишется суффикс -онок, а когда — ёнок

Задачи: содействовать развитию познавательных способностей и познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия.

Воспитывать интерес к предмету.

— Сегодня у нас ответственный урок. К нам пришли гости. И, как гостеприимные хозяева, подарим свои добрые улыбки и порадуем хорошей работой. А нас с Вами согреет наше солнышко.

Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас –
Русский язык у нас сейчас.

— Ребята ,открываем тетради : записываем число, классная работа.

2. Минутка чистописания.

Народ ,новости, новоселье.

Кто любит науки, тот не знает скуки.

Не бросай слова на ветер?( Объяснение пословиц.)

— Ребята,давайте вспомним, что такое суффикс?

-Какое значение имеют суффиксы –ёк,-ок,-ик,чик?

Ребята,а сейчас мы поиграем в игру «Мама-папа-я». Вам необходимо собрать цепочку из семьи. Записываем себе в тетрадь. Выделяем корень , окончание.

Все ли справились с заданием. Ребята я вас попрошу в слове, которое указывает детеныша поставить букву –ё или –о карандашом. Проверка по цепочке.

3.Работа над новым материалом. Сообщение темы урока.

-Ребята, давайте поиграем в игру?

Игра с суффиксами «Мамы и их малыши».

Работа с карточками.

У. – Каким способом образованы новые слова?

Д. – Новые слова образованы при помощи суффикса, суффиксальным способом.

У. – Какой суффикс помог образовать новые слова?

Д. – Суффиксы –онок– , -ёнок-. .

У. – На что он указывает?

Д. – На названия детенышей..

— Сформулируёте тему и цели урока . (Правописание суффиксов –онок-,-ёнок-).

4 . Работа в группах .

— Проведём исследование, работая в группах.

— Какие правила работы в группе помните?

Правила работы в группе:

  1. работаем дружно,
  2. говорим по очереди, не перебивая друг друга
  3. внимательно слушаем,
  4. уважаем мнение собеседника,
  5. не отвлекаемся на посторонние дела,
  6. не мешаем друг другу, вовремя помогаем,
  7. выполняем указания старшего.

— Разбейтесь на группы, выберите руководителя, контролера.

— Руководители, возьмите план работы и задание.

Задание. Олениха- оленёнок, корова –телёнок, тигрица-тигрёнок ,медведица-медвежонок, овца-ягнёнок,собака-собачонок,лебедь-лебедёнок,утка-утёнок,белка-бельчонок, гусь-гусёнок ,кабан-кабанёнок.

-Разделите слова на 2 столбика .

— Читаем план работы.

1.Прочитайте слова, выделите корни.

2. Подчеркните согласную перед суффиксом -онок, ёнок:

3. Понаблюдайте: какая гласная стоит после мягкого согласного, а какая- после твёрдого?

4. Найдите исключение из правила: после какого мягкого согласного все- равно пишется суффикс –онок-?

5. Сделайте ВЫВОД

( Дети работают в группах- 5-6минут.)

— Кто готов представить результат работы группы?

— Мы считаем, что суффикс –ёнок- пишется после мягких согласных, кроме звука (ч),суффикс –онок- пишется после твёрдых согласных и (ч).

Правило можно сформулировать по- другому.

Суффикс – онок- пишется после шипящих согласных, а в остальных случаях- ёнок.

— Кого похвалишь из своей группы?

— Можно ли утверждать , что мнения групп одинаковые?

Обобщение работы в группах.

Работа с учебником стр. 120-121.

— Вы хорошо поработали, сделали открытие: вывели новое правило. Расскажите его по схеме: когда же мы пишем –ёнок-? –онок-?

( Учитель вывешивает СХЕМУ:М,СОГЛ.,кроме (ч)- — ЁНОК-

ТВ. СОГЛ. и (ч) — -ОНОК-

— Проверим правильность наших выводов по учебнику. .

6. Работа над правилом в учебнике стр. 120-121. ( чтение вслух.)

— Совпало правило с нашим? Значит, мы вывели правило верно.

-Можно ли сказать, что после всех мягких согласных пишется –енок- ?(нет)

— Какое уточнение мы сделали к правилу, которого нет в учебнике? ( ТАБЛ,№2)

— Теперь, зная правило, что мы можем делать? ( писать слова)

— Но прежде,чем писать слова ,нужно составить алгоритм применения правила

7. Составим алгоритм.

— Кто знает что такое алгоритм?

-Что надо сделать сначала? ( выделить корень)

-На что обратим внимание потом? ( определим , какой звук перед суффиксом)

-Далее? ( если это м.согл,кроме (ч)- пишем –ёнок-, если – тв. согл. и (ч)- пишем – онок.

( Учитель выставляет этапы алгоритма на доске)

1. Выделить корень.

2.Определить, какой согласный звук стоит перед суффиксом.

3. После [ж], [ш], [ч] пишем суффикс –онок-,

4. После мягких согласных пишем –ёнок-.

Упражнение № 1. Запиши буквами.

Работа в тетради «Пишем грамотно» на стр. 50 № 1.. Самостоятельная работа.

— Как звучала тема урока?

-Какие цели мы сегодня ставили?

-Мы достигли цели?

— Какое же правило мы вывели? ( таблица)

— Каков алгоритм применения правила?( таблица)

— Какое затруднение у нас возникло? Почему?

— Теперь мы можем объяснить, какой суффикс надо писать? ( объясняют).

— Вспомните, какие вы ставили цели и достигли ли вы своих целей?

«Поезд». На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, окрашенными каждый в свой цвет. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то что вы все поняли, а «грустное личико» в тот, который символизирует, что вам ничего не понятно. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика.

10 . Домашнее задание: выучить правило на стр.120-121,, выполнить задания в тетради на печатной основе стр. 50 №2.

Источник