Меню

суффиксы в именах существительных задания



ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ

В именах существительных

Суффикс
(сочетание)

Когда пишется

Примеры

-ек
-ик

Если гласный в косвенных падежах выпадает:
Если гласный сохраняется:

комочек – комочка
гвоздик – гвоздика

-ец

1) В сущ. мужск. рода с беглым гласным:
2) В сущ. средн. рода с ударением на окончании:

гостинец – гостинца
письмецо, ружьецо

-иц-

1) В сущ. женского рода:
2) В сущ. средн. рода с ударением на основе:

упрямица, пуговица
платьице, желаньице

-чик
-щик

После согласных д, т, з, с, ж (здесь жить)
Искл.: брильянтщик, асфальтщик
После остальных согласных:

разносчик, ответчик
смазчик, перебежчик
спорщик, стекольщик

-инк-
-енк-

В сущ. женск. рода, образ. от слов на -ина:
В остальных сущ. женск. рода:
Искл.: баиньки, паинька, заинька

скважинка (скважина)
беженка, башенка

-ичк-
-ечк-

В сущ. женск. рода, образ. от слов на -ица:
В остальных случаях:

пуговица – пуговичка
семечко, скамеечка

-ен-

В словах на -мя в косвенных падежах:

на темени, у имени

В прилагательных

Запомните!
а) -чив-, -лив-, -ист-, -ив- (гласный в суффиксе -ив- ударный) доверчивый, отчетливый, задиристый, правдивый
Искл.: милостивый, юродивый
б) -к- – 1) если имеет краткую форму: узкий – узок, резкий – резок
2) после к/ц, ч/ц: ткацкий, турецкий, немецкий
-ск- – после остальных букв в основе: шведский, светский, январский
Искл.: узбекский, таджикский, угличский

В наречиях

Наречия, образованные с помощью приставок: из-, до-, с- пишутся с а,в-, на-, за- пишутся с о, по- пишутся с у:
издавна, досыта, справа;
влево, набело, заново;
понемногу, поздорову
.
Искл.: смолоду, смалу, сослепу («правило»-помощник: падежные формы слова окно с такими же предлогами оканчиваются на те же буквы: из окн[а], на окн[о], по окн[у])1

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Суффиксы существительного

Ответьте на вопросы.

1. Какие беглые гласные вы знаете?
Как же различить суффиксы -ек и -ик?
2. Когда пишутся суффиксы -ец и -иц-?
3. После каких согласных пишется суффикс -чик?
(Запомните фразу и выделенные согласные буквы: «Здесь жить)
4. Как различить сочетание -енк- и похожее на него сочетание -ин-к-?

ПОТРЕНИРУЕМСЯ!

1. Объясните написание выделенных суффиксов, указав в скобках проверочное слово: сыночек (сыночка), ключик (ключика),

2. Распределительный диктант. Существительные с суффиксами -ец и -иц- распределите в три колонки по их роду. В существительных среднего рода поставьте ударение и подчеркните суффиксы.

Прыгать через лужицы, интересный рассказец, слабое здоровьице, небольшое поместьице, новое бельецо, свежий хлебец, детская книжица, нажитый капиталец, легкое пальтецо, любимое созданьице, ползущая гусеница, бравый гвардеец, перехитрить хитреца, зеленая луковица, умелец на все руки.

3. Вставьте гласную, объясняя правописание суффикса или сочетания так: спаленка (спальня), монашенка (монах), проталинка (проталина).

Тонкая паут_нка, хвататься за солом_нку, незаметная ссад_нка, присесть на завал_нку, резная став_нка, дальняя часов_нка, держаться за переклад_нку, напевать пес_нку, черная виноград_нка, светлая прогал_нка, вкусная череш_нка, юная черкеш_нка, построить баш_нку, принцесса на горош_не, старая нищ_нка, прелестная француж_ка.

4. От данных глаголов образуйте существительные с суффиксами -чик и -щик, объясните выбор согласной в них.

Пилить, налаживать, строгать, вкладывать, отгадывать, бурить, собирать, раздать, возить, добыть, учет.

5. Выборочный диктант: запишите слова с изученными суффиксами, объясните их правописание.

1) Поешь же, миленький дружочек! 2) Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек. (И.Крылов) 3) Дело под вечер, зимой, и морозец знатный. (Н.Некрасов) 4) Если сын чернее ночи, грязь лежит на рожице, ясно: это плохо очень для ребячьей кожицы. (В.Маяковский) 5) Встает купец, идет разносчик, на биржу тянется извозчик. (А.Пушкин) 6) Вдоль по улице метелица метет. 7) Напиши мне письмецо. 8) Платьице из бархата, пальтецо из плюша.

6. Пользуясь таблицей, объясните разницу в написании слов:

телефонщик – телефончик
доносчик – сборщик

7. Вставьте буквы, обозначьте суффиксы.

Виш_нка, впад_нка, спал_нка, скваж_нка, жемчуж_нка, бессонн_ца, фонарщ_к, твой однофамил_ц, гварде_ц, владел_ц, сма_ик, характер_ц, варень_це, крап_нка, луков_ца, охотн_ца (до сказок), ружь_цо, гусен_ца.

8. Составьте и запишите словарный диктант из 22 слов по теме «Трудные суффиксы существительного» (по 4 на каждую пару суффиксов и 2 слова с суффиксом -ен- в словах на -мя).

Читайте также:  какая форма множественного числа существительного человека

Суффиксы прилагательного

Ответьте на вопросы.

1. Назовите суффиксы прилагательного с гласным и, приведите примеры. Есть ли исключения из этого правила? Какие?
2. После каких согласных пишется суффикс -к-?
Запомните фразу и первые буквы каждого слова Кто что ценит?»). Есть ли исключения из этого правила? Какие?

ПОТРЕНИРУЕМСЯ!

1. Подчеркните существительные, от которых образуются прилагательные с помощью суффикса -к-. Назовите чередования согласных перед этим суффиксом.

Шофер, Сибирь, узбек, Рига, Устюг, Прага, чех, ненец, ткач, батрак, посол, щеголь, декабрь, холуй, казак, казах, калмык, горняк, турок, дворник.

2. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы.

У_кие туфли, рыба_кий улов, гре_ие орехи, дат_ий писатель, сосе_ий кот, рус_ий язык, депута_ий мандат, каза_ая шашка, фло_ий борщ, папуа_ий танец, ре_ий голос, ни_ие потолки, францу_ий язык.

3. Объясните написание суффиксов, используя таблицу.

Вдумчивый читатель, опрометчивый поступок, расчетливый хозяин, вкрадчивый голос, кольцевая станция, дождевой червь, заботливая мать, неповоротливая телега, тюлевые занавески, засушливое лето, навязчивая идея, деревенский юродивый, милостивый государь.

4. Найдите «третье лишнее».

А. Каде_ий, неме_ий, сове_ий.
Б. Тюл_вый, завистл_вый, талантл_вый.
В. Январ_ий, ноябр_ий, декабр_ий.
Г. Доверч_вый, ключ_вой, луч_вой.

5. Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

Устойч_вая погода, услужл_вый швейцар, нож_вое ранение, пол_вые цветы, офицер_ие погоны, матрос_ая тельняшка, фланел_вая рубашка, октябрь_ие праздники, податл_вая глина, со_вые бобы, хлест_ие слова, придирч_вый ученик, уз_ие коридоры, париж_ие соборы.

6. Напишите словарный диктант для проверки усвоения суффиксов прилагательного (24–26 слов).

Суффиксы наречий

Ответьте на вопросы.

1. Из истории языка известно, что когда-то краткие прилагательные склонялись так же, как слова среднего рода (окно). И в суффиксах наречий, образованных от кратких прилагательных с помощью приставок (в-, на-, за-; из-, до-, с-; по-), пишется тот же гласный, что и в падежном окончании слова окно.

«Суффиксы наречия -о- и -а-
Можно проверить “правилом окна”».

2. Какие исключения есть из этого правила? (Смолоду, сослепу, смалу.)

ПОТРЕНИРУЕМСЯ!

1. С помощью приставок из-, до-, с- образуйте наречия от данных прилагательных и запишите их в составе словосочетания.

Темный, давний, правый, новый, редкий, сухой, сытый, левый.

2. С помощью приставок в-, на-, за- образуйте от данных слов наречия, используя «правило окна».

Мертвый, простой, глухой, новый, долгий, чистый, левый, черный.

3. Найдите «третье лишнее» слово, объясните выбор.

А. Изредк_, сначал_, наглух_.
Б. Запрост_, сызмал_, влев_.
В. Нагол_, зажив_, досух_.
Г. Наскор_, засветл_, снов_.
Д. Искос_, издавн_, накрепк_.

4. Образуйте наречия, подобрав подходящую приставку, запишите наречия в 2 колонки в зависимости от суффикса.

_лево, _давна, _светло, _редка, _лева, _далека, _ново, _право, _права, _чисто, _бело, _бела.

5. Выборочный диктант: выпишите словосочетания с суффиксами и , объясните выбор гласной в суффиксе.

1) Ветер снова усилился. 2) Окна товарных вагонов наглухо забиты. 3) Небо было раскалено почти добела. 4) Серые плотные тучи надолго предвещали дождь. 5) Посмотри-ка сперва вправо, а уж потом налево. 6) Начни все сначала! 7) Сызмала приучались мы к труду.

Источник

3.2.5. Правописание суффиксов имён существительных

При правописании суффиксов имён существительных можно выделить несколько типов правил:

1) правописание гласных в суффиксах существительных;
2) правописание согласных в суффиксах существительных.

Поскольку правописание гласных после шипящих и ц в суффиксах существительных было рассмотрено в п. 1.12. Правописание гласных после шипящих, 1.13. Правописание гласных после Ц, в данном пункте этот вид правил не анализируется.

Правописание н и нн в суффиксах существительных, образованных от прилагательных и причастий, см. в п. 3.3.5. Правописание суффиксов имён прилагательных, 3.8.3. Правописание причастий.

1. Правописание гласных в суффиксах существитель­ных.

а) Суффикс -ик пишется, если при склонении гласный сохраняется;

Ключ ик – ключ ик а.

суффикс -ек пишется, если при склонении гласный выпадает.

Замоч ек – замо чк а.

Суффикс -чик всегда пишется с гласным и (суффикса -чек нет в русском языке!);

Залив → залив чик .

б) Суффикс -оньк- пишется после твёрдых согласных, кроме ж, ш ;

Шуба → шуб оньк а.

суффикс -еньк- – после мягких согласных и ж, ш .

Заря → зор еньк а, душа → душ еньк а.

Запомните написание: ба и ньки, за и нька, па и нька;

в) В существительных среднего рода суффикс -ец(о) пишется, если ударение падает на окончание;

суффикс -иц(е) пишется, если ударение падает на основу;

В существительных мужского рода суффикс -ец- пишется, если при склонении гласный выпадает.

Гор ец – гор ц а.

г) Сочетание суффиксов -ич- + к- пишется в существительных, образованных от существительных с суффиксом -иц- ( ц чередуется с ч );

Пугов иц а → пугов ичк а.

В остальных случаях пишется уменьшительный суффикс -ечк- .

Им ечк о, Ман ечк а.

Безударного суффикса -ячк- в русском языке нет (!);

д) сочетание суффиксов -ин- + к- пишется в существительных, образованных от существительных женского рода с суффиксом -ин- ;

Горош ин а → горош инк а.

Сочетание суффиксов -ен- + к- пишется в уменьшительных существительных, образованных от существительных на -ня и -на , у которых в множественном падеже родительного падежа мягкий знак не пишется.

Читайте также:  урок на тему повторения существительного для 2 класса

Сос на – сосе н → сос енк а; басн я – басе н → бас енк а.

Суффикс -енк- пишется в некоторых существительных женского рода.

2. Правописание согласных в суффиксах существительных.

а) суффикс -чик пишется в словах, основа которых оканчивается на д, т, з, с, ж ;

Разве д чик , счё т чик , расска з чик .

суффикс -щик пишется в словах, основа которых оканчивается на другие согласные;

Пи ль щик , ато м щик .

б) перед суффиксом -чик к, ц, ч заменяются на т .

Каба к → каба т чик ; разда ч а → разда т чик .

Упражнение к теме «3.2.5. Правописание суффиксов имён существительных»

Читайте также другие темы раздела 3 «Морфология. Орфография»:

Источник

Контрольная работа по русскому языку ( в формате теста) по теме «Правописание изученных суффиксов и сочетаний в именах существительных» 3 класс

Контрольная работа по русскому языку по теме

«Правописание имен существительных с суффиксами -ец, -иц; -ек, -ик; -ок; -ечк, -ичк; -инк, -енк » 3 класс

(УМК «Начальная школа ХХ I века»)

Правописание имен существительных с сочетаниями -ечк, -ичк, -инк, -енк».

Правописание имен существительных с суффиксами -ец, -иц.

Правописание имен существительных с суффиксом -ок после шипящих.

Правописание имен существительных с суффиксами -ек, -ик.

Данный тест в качестве задания повторения можно использовать во всех классах, начиная с третьего.

Внимательно читай задания и следуй указаниям.

В заданиях 1,2,3,4,5,9,10 нужно отметить правильный ответ (ответы) – обвести, поставить галочку рядом с ответом и т.п.

В задании 6, 12 нужно письменно ответить на вопрос.

В задании 7 нужно записать последовательность цифрами в нужном порядке.

В задании 8 и 10 нужно вставить буквы в пропущенные слова; написать слова, которые являются обоснованием выбора буквы (по правилу).

В задании 11 нужно написать «да» или «нет» рядом с утверждениями.

В задании 13 провести стрелку к выбранному ответу.

В задании 15 нужно написать верное сочетание букв.

Задания, помеченные знаком * — задания повышенного уровня сложности.

Тест

1. Если в имени существительном после корня в безударном положении слышишь [иц], что важно определить у слова? Отметь.

2. Ученики 3 «В» класса выполняли орфографическое задание «Найди слова с суффиксом — ец». Отметь слова, которые они нашли.

1) Кита..ц
2) Красав..ца
3) Брат..ц
4) Сестр..ца
5) Умн..ца
6) Гор..ц

3. В книге «Тайны русского языка» написано, какая особенность есть у суффикса

1) Он всегда под ударением.

2) Он всегда безударный.

3) Он может быть как ударным, так и безударным.

4. Что происходит с суффиксом -ок -, когда у него появляется сосед – суффикс -ек -? Отметь.

1) Из суффикса «убегает» буква «о».

2) Суффикс превращается в суффикс -оч-.

3) Суффикс превращается в суффикс -ёк-.

5. Для учеников 3 «Г» класса это задание оказалось несложным. Посмотрим, а как ты с ним справишься. Отметь слова с суффиксом -ок.

6. * Ученики 3 «А» класса после изучения нового материала по теме «Правописание сочетаний — ечк, -ичк» на вопрос учителя: «У каких существительных пишем сочетание -ичк- ?» ответили так:

— Эти существительные должны быть образованы от слов, которые оканчиваются на -ня, на .

— Эти существительные должны быть образованы от слов, которые оканчиваются на ица .

— Эти существительные должны быть образованы от слов, оканчивающихся на

Напиши имя ученика, который внимательно слушал учителя. _______________________

7. Составь верную последовательность шагов для правильного написания суффиксов -ец-, иц -. Запиши её цифрами.

1. Если в слове после корня в безударном положении слышишь [иц], определи род имени существительного.

2. Выдели корень слова.

3. У существительных мужского рода пиши суффикс -ец -,

у существительных женского рода пиши суффикс -иц-.

8. Помоги третьекласснику, который болел и пока не разобрался в теме «Правописание сочетаний -ечк, -ичк ». Перед именами существительными запиши слово, от которого образовалось данное, ведь именно оно доказывает правильность написания сочетания — ечк или — ичк . Вставь пропущенные буквы.

_____________ букаш..чка _____________ пугов..чка

_____________ нян..чка _____________ рукав..чка

_____________ Ан..чка _____________ кош..чка

9. * В каких именах существительных пишется сочетание -енк ? Выбери правильные ответы и отметь их.

1) В словах, образованных от слов, оканчивающихся на -на.
2) В словах, образованных от слов, оканчивающихся на -ня.
3) В словах, образованных от слов, оканчивающихся на -ица.
4) В словах, образованных от слов, оканчивающихся на -ина.
5) В словах, образованных от слов, оканчивающихся на -ка.

10. Помоги другу, который пропустил урок по уважительной причине, отметить слова, в которых нужно писать букву «е» в сочетании -енк -. Рядом запиши слово, которое обоснует твой выбор.

1) Сос..нка ____________

4) Виш..нка ____________

6) Баш..нка ______________

7) Горош..нка ____________

8) Протал..нка ____________

11. Напишите «да», если вы согласны с утверждением, «нет», если не согласны.

В слове «снежочек» два суффикса. _________

В слове «человечек» два суффикса. _________

Сочетание -ичк пишется в словах, которые образованы от слов, оканчивающихся на -ина . _________

Сочетание -енк пишется в словах, образованных от слов, оканчивающихся на -ня, -на. _________

12. Помоги невнимательным ученикам 3 «Б» класса распределить слова по группам. Напиши, как они могут называться. Вставь пропущенные буквы.

13. В каждой группе выбери слово для проверки написания суффиксов

-ик, -ек в именах существительных. Проведи стрелку к этому слову.

носик носище орешек орешка

горошек гороховый гвоздик гвоздика

14. Что будет являться проверочным словом для правописания слов с суффиксами -ик, -ек в именах существительных? Отметь.

1) Родственное слово

3) Форма этого слова

15. * Вспомни, как нужно различать сочетания -ичк, -ечк, -инк, -енк . Допиши предложения.

Если слово образовано от слова, оканчивающегося на -ица , то пишем в нём сочетание _______ .

Если слово образовано от слова, оканчивающегося на -ина , то пишем в нём сочетание _______ .

Если слово образовано от слова, оканчивающегося на -ня, -на , то пишем в нём сочетание _______ .

1. Если в имени существительном после корня в безударном положении слышишь [иц], что важно определить у слова? Отметь.

2. Ученики 3 «В» класса выполняли орфографическое задание «Найди слова с суффиксом

ец». Отметь слова, которые они нашли.

3. В книге «Тайны русского языка» написано, какая особенность есть у суффикса -ок-? Отметь.

1) Он всегда под ударением.

2) Он всегда безударный.

3) Он может быть как ударным, так и безударным.

4. Что происходит с суффиксом -ок -, когда у него появляется сосед – суффикс -ек-? Отметь.

1) Из суффикса «убегает» буква «о».

2) Суффикс превращается в суффикс -оч-.

3) Суффикс превращается в суффикс -ёк-.

5. Для учеников 3 «Г» класса это задание оказалось несложным. Посмотрим, а как ты с ним справишься. Отметь слова с суффиксом -ок.

6. * Ученики 3 «А» класса после изучения нового материала по теме «Правописание сочетаний -ечк, -ичк » на вопрос учителя: «У каких существительных пишем сочетание ичк -?» ответили так:

— Эти существительные должны быть образованы от слов, которые оканчиваются на — ня, на .

— Эти существительные должны быть образованы от слов, которые оканчиваются на -ица.

— Эти существительные должны быть образованы от слов, оканчивающихся на

Напиши имя ученика, который внимательно слушал учителя.

7. Составь верную последовательность шагов для правильного написания суффиксов -ец-, иц-. Запиши её цифрами.

1) Если в слове после корня в безударном положении слышишь [иц], определи род имени существительного.

2) Выдели корень слова.

3) У существительных мужского рода пиши суффикс -ец-,

у существительных женского рода пиши суффикс -иц-.

8. Помоги третьекласснику, который болел и пока не разобрался в теме «Правописание сочетаний -ечк, -ичк ». Перед именами существительными запиши слово, от которого образовалось данное, ведь именно оно доказывает правильность написания сочетания — ечк или — ичк . Вставь пропущенные буквы.

9. * В каких именах существительных пишется сочетание -енк ? Выбери правильные ответы.

1) В словах, образованных от слов, оканчивающихся на -на.

2) В словах, образованных от слов, оканчивающихся на -ня.

3) В словах, образованных от слов, оканчивающихся на -ица.

4) В словах, образованных от слов, оканчивающихся на -ина.

5) В словах, образованных от слов, оканчивающихся на -ка.

10. Помоги другу, который пропустил урок по уважительной причине, отметить слова, в которых нужно писать букву «е» в сочетании -енк -. Рядом запиши слово, которое обоснует твой выбор.

1) Сос е нка — сос на

2) Трещ и нка — трещ ина

3) Царап и нка — царап ин а

4) Виш е нка — виш ня

5) Жемчуж и нка — жемчуж ина

6) Баш е нка — баш ня

7) Горош и нка — горош ина

8) Протал и нка — протал ина

11. Напишите «да», если вы согласны с утверждением, «нет», если не согласны.

1) В слове «снежочек» два суффикса. да

2) В слове «человечек» два суффикса. нет

3) Сочетание -ичк пишется в словах, которые образованы от слов, оканчивающихся на

4) Сочетание -енк пишется в словах, образованных от слов, оканчивающихся на -ня, -на . да

12. Помоги невнимательным ученикам 3 «Б» класса распределить слова по группам. Напиши, как они могут называться. Вставь пропущенные буквы.

1) Сыночек

2) Зайчик

3) Веночек

4) Ножик

5) Бугорочек

6) Карандашик

7) Кусочек

8) Ключик

1 группа – слова с суффиксом ЕК, вторая группа – слова с суффиксом ИК.

13. В каждой группе выбери слово для проверки написания суффиксов

-ик, -ек в именах существительных. Проведи стрелку к этому слову.

носик носище орешек орешка

носика орешник

горошка гвоздь

горошек гороховый гвоздик гвоздика

(Прим. Стрелку вставить не могу, поэтому выделяю слово, к которому она должна быть напралена.)

14. Что будет являться проверочным словом для правописания слов с суффиксами -ик, -ек в именах существительных? Отметь.

1) Родственное слово

3) Форма этого слова

15. * Вспомни, как нужно различать сочетания -ичк, -ечк, -инк, -енк . Допиши предложения.

1) Если слово образовано от слова, оканчивающегося на -ица , то пишем в нём сочетание — ичк .

2) Если слово образовано от слова, оканчивающегося на -ина , то пишем в нём сочетание -инк .

3) Если слово образовано от слова, оканчивающегося на — ня, -на , то пишем в нём сочетание -ечк .

Источник