Меню

Существительное общего рода родственное глаголу петь



Существительное общего рода родственное глаголу петь

Рассказик, сочиненный И. Буниным в апреле 1924 года, незамысловат. Но он не относится к тем, что все мы знаем наизусть и привыкли о них рассуждать, полемизировать и собственное (порой из учебников вычитанное) мнение высказывать. Поэтому стоит привести 2-строчный пересказ.

Итак, зима, ночь, отдельно стоящий, вдали от деревни, хутор. Вьюжит уже почти неделю, все замело, за доктором послать нельзя. В доме — барыня с малолетним сыном, да несколько слуг. Мужчин (почему-то, причины не ясны из текста) нет. Я говорю о мужчинах-дворянах. Муж барыни или отец, способные принять решение, что-то серьезное сделать. С женщины — что же возьмешь?

Есть, правда, Нефед. По-видимому, крестьянин, скорее всего — уже немолодой, одинокий. Бобыль. Отметая все лишнее, всю шелуху с текста сдувая, Бунин оставляет лишь остов, главное, идею.

Этот Нефед — главное действующее лицо кратчайшего, эмоционально напряженного рассказа «Лапти».

Вернемся к пересказу. Мальчик болеет. У него жар, бред, и помочь совершенно нечем. Ребенок просит у матери какие-то «красные лапти». Та, и так на грани нервного срыва от безысходности и беспомощности, от страшной снежной бури, от оторванности от мира, не понимает, о каких лаптях идет речь. Она в состоянии лишь молиться да в грудь себя бить, свечки зажигать да плакать. Но ребенку от всех этих манипуляций ничуть не лучше.

Узнав про желание малыша, который уже, видно, при смерти, Нефед решает идти в лавку, в деревню, за 6 верст. «Доехать нельзя», но пешком, возможно, получится. Только ещё отправляясь «в поход», старик (мне почему-то видится Нефед стариком, с окладистой деревенской бородой, в онучах, веревкой подпоясанный — несколько нарочитый и символический киношный персонаж) уже не уверен в благоприятном исходе путешествия. И все же он не раздумывает, не сомневается. Раз хочет мальчонка лаптей красных, их нужно достать. Цена значения не имеет.

Поскольку красных лаптей никто не плетет, нужно раздобыть ещё пузырек «фуксину» и собственноручно обычные детские лапти выкрасить.

И вот Нефед, «ни слова не говоря», накинув полушубок, уходит в ночь. Во вьюгу и навстречу своей смерти. Быстрой, но страшной.

Через несколько строк рассказа мужики уже везут его обратно, на хутор, в телеге. Обледенелого, белого, ужасного. С лаптями и фуксином за пазухой. На этом повествование кончается.

Я не стану распространяться о том, как велик и добр, силен духом и бесстрашен простой русский люд. Поскольку о мужиках Бунин писал много и разнообразно. Не все они так уж у него хороши.

Меня поразило противопоставление этой барыни-мамаши постороннему для мальчика человеку, слуге. Мать бездействует, она заранее смирилась с возможностью смерти собственного сына (единственного, поскольку упоминаний о других детях в рассказе не имеется). «Верно, и не выживет», — говорит она, уже готовая оплакивать малыша и утешать себя тем, что «господь лучших прибирает». А старик — делает. С медицинской точки зрения, его подвиг не поможет выздороветь больному. Но бывает так, что мелочь какая-то психологически помогает излечению.

Читайте также:  Для чего нам 3 форма не правильных глаголов

И за эту «мелочь» Нефед готов отдать свою единственную жизнь…

Источник

Существительные общего рода в русском языке

Существительные обще­го рода — это оду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные пер­во­го скло­не­ния с окон­ча­ни­ем -а/я, кото­рые обо­зна­ча­ют лицо жен­ско­го или муж­ско­го пола в зави­си­мо­сти от смыс­ла кон­тек­ста.

Чтобы понять, что такое суще­стви­тель­ные обще­го рода, вспом­ним, что в рус­ском язы­ке все сло­ва име­ют посто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак — род.

Имена суще­стви­тель­ные, упо­треб­ля­ю­щи­е­ся в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла, име­ют один из трех родов:

  • чело­век, город (он, мой) — муж­ской род;
  • подру­га, дочь, повесть (она, моя) — жен­ский род;
  • вой­ско, стрем­ле­ние (оно, моё) — сред­ний род.

Что такое существительные общего рода?

Среди слов этой само­сто­я­тель­ной части речи име­ет­ся немно­го­чис­лен­ная груп­па суще­стви­тель­ных обще­го рода, объ­еди­ня­ю­щая око­ло 200 слов. Эти уни­каль­ные сло­ва могут назы­вать как лицо жен­ско­го пола, так и лицо муж­ско­го пола:

Василий Петрович — это мой кол­ле­га.

Мария Васильевна — это моя кол­ле­га.

Слово «кол­ле­га» обо­зна­ча­ет лицо и отве­ча­ет на вопрос кто? Оно грам­ма­ти­че­ски оформ­ле­но как суще­стви­тель­ное пер­во­го скло­не­ния с окон­ча­ни­ем и соот­вет­ствен­но изме­ня­ет­ся по паде­жам и чис­лам:

  • и. п. (кто?) кол­ле­га, кол­ле­ги
  • р. п. совет (кого?) кол­ле­ги, кол­лег
  • д. п. идем (к кому?) к кол­ле­ге, к кол­ле­гам
  • в. п. спро­сим (кого?) кол­ле­гу, кол­лег
  • т. п. вос­хи­щён (кем?) кол­ле­гой, кол­ле­га­ми
  • п. п. сооб­щи­те (о ком?) о кол­ле­ге, о кол­ле­гах

В кон­тек­сте в зави­си­мо­сти от того, о ком идет речь, оно может назы­вать лицо как муж­ско­го, так и жен­ско­го пола. Такие сло­ва объ­еди­не­ны в одну груп­пу «суще­стви­тель­ные обще­го рода».

Задиру Ваню, зади­ру Светку,
Обжору Катьку, обжо­ру Генку
Найдешь в семье ты
И в каж­дом клас­се.
А соню Димку и соню Ленку
Опять обсуж­да­ли на класс­ном часе.

Существительные обще­го рода
1. нари­ца­тель­ные нескло­ня­е­мые сущ. виза­ви, про­те­же
2. соб­ствен­ные скло­ня­е­мые име­на на -а/-я Валя, Женя, Саша
3. нари­ца­тель­ные скло­ня­е­мые сущ. на -а/-я, харак­те­ри­зу­ю­щие лицо по склон­но­сти, при­стра­стию к чему-либо и стил. ней­траль­ные зади­ра, крив­ля­ка, мям­ля, неве­жа, недо­те­па, плак­са, пья­ни­ца, рази­ня, хит­рю­га, запе­ва­ла, кни­го­но­ша, сиро­та, кол­ле­га и т.д.
Валя и Женя — про­те­же Нестеренко.
Сущ. обще­го рода долж­ны иметь опре­де­ле­ния в грам­ма­ти­че­ских фор­мах того рода (муж­ско­го или жен­ско­го), к кото­ро­му при­над­ле­жат назва­ния харак­те­ри­зу­е­мых ими пред­ме­тов.
Красавица Валя и без­дель­ник Женя — про­те­же всё той же Нестеренко.

Существительные обще­го рода обра­зу­ют­ся от слов раз­ных частей речи с помо­щью суф­фик­сов -ак/-як-, -енк-, -ин-, -к-, -л-, -ук-, юл-, -яг- и пр.:

  • зевать → зев ак а
  • запе­вать → запе­ва л а
  • неж­ный → неж енк а
  • лако­мить­ся → лаком к а
  • чистый → чист юл я
  • рабо­тать → работ яг а.

В кон­тек­сте для опре­де­ле­ния рода суще­стви­тель­но­го ана­ли­зи­ру­ем его согла­со­ва­ние с при­ла­га­тель­ным или место­име­ни­ем, а так­же учи­ты­ва­ем грам­ма­ти­че­скую фор­му про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­ла, упо­треб­лен­ную в каче­стве ска­зу­е­мо­го:

Вы еще не зна­е­те, как ая она при­ве­ре­да! (ж. р.)

Ему повстре­чал а сь заби­як а . (ж. р.)

Употребление существительных общего рода

Среди этих слов толь­ко неболь­шая груп­па име­ет ней­траль­ную или поло­жи­тель­ную эмо­ци­о­наль­ную окрас­ку:

Большинство суще­стви­тель­ных обще­го рода име­ет отри­ца­тель­ный и даже уни­чи­жи­тель­ный смысл. В раз­го­вор­ной речи они дают харак­те­ри­сти­ку чело­ве­ку, обо­зна­чая какой-то отри­ца­тель­ный обоб­щен­ный при­знак лич­но­сти:

В основ­ном эти сло­ва исполь­зу­ют­ся в раз­го­вор­ной речи. Их не при­ме­ня­ют в науч­ном или официально-деловом сти­ле речи. В худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ре с их помо­щью харак­те­ри­зу­ют пер­со­на­жей про­из­ве­де­ния.

Я весь про­ны­ра и про­ла­за (Анатолий Рыбаков. Выстрел).

Ночной бро­дя­га , кото­ро­го мы виде­ли мель­ком, шел в этом направ­ле­нии (Виктор Гюго. Отверженные).

Слова «вер­зи­ла», «воро­ти­ла», «выши­ба­ла», «дети­на» име­ют кате­го­рию муж­ско­го рода.

Также отли­ча­ем суще­стви­тель­ные обще­го рода от назва­ний про­фес­сий, кото­рые оформ­ле­ны как суще­стви­тель­ные муж­ско­го рода, хотя и назы­ва­ют лиц жен­ско­го пола.

К нам подо­шла детск ий врач Алена Федоровна.

Нам посо­ве­то­ва­ли обра­тить­ся к Галине Васильевне, отличн ому тех­но­лог у .

Приведем спи­сок наи­бо­лее упо­тре­би­тель­ных суще­стви­тель­ных обще­го рода, рас­по­ло­жив их по алфа­ви­ту.

Список существительных общего рода

  • бед­ня­га, бед­няж­ка, бедо­ла­га, бело­руч­ка, бука, бро­дя­га, брюз­га;
  • вооб­ра­жа­ла, воя­ка, все­знай­ка, выскоч­ка;
  • горе­мы­ка, гряз­ну­ля, гулё­на, гуля­ка;
  • душень­ка, дыл­да;
  • его­за, ехид­на;
  • жади­на, жадю­га;
  • заби­я­ка, зади­ра, зазнай­ка, заи­ка, зану­да, зама­раш­ка, заво­ди­ла, запе­ва­ла, зева­ка, злю­ка, злюч­ка, зуб­ри­ла;
  • кале­ка, кана­лья, кол­ле­га, коро­тыш­ка, крив­ля­ка, кро­во­пий­ца, кро­ха;
  • лаком­ка, лев­ша, леже­бо­ка;
  • моло­дец, молод­чи­на, мям­ля;
  • неве­жа, невеж­да, неве­лич­ка, неви­дим­ка, недо­тё­па, недо­тро­га, недо­уч­ка, нежен­ка, незнай­ка, непо­се­да, неров­ня, неря­ха, неуме­ка, неуме­ха;
  • обжо­ра, оди­ноч­ка;
  • писа­ка, писк­ля, плак­са, под­ли­за, под­пе­ва­ла, попро­шай­ка, поче­муч­ка, при­ве­ре­да, при­ди­ра, прой­до­ха, про­ны­ра, про­сто­фи­ля, пусто­ме­ля, пья­ни­ца;
  • рабо­тя­га, рази­ня, рас­те­ря­ха, рас­тя­па, рёва, рёвуш­ка, ров­ня;
  • само­уч­ка, сква­лы­га, скром­ня­га, слад­ко­еж­ка, сла­стё­на, соня, сутя­га;
  • тара­тор­ка, тёз­ка, тихо­ня, тре­щот­ка, тру­дя­га, тупи­ца;
  • умни­ца
  • хан­жа, хапу­га, хва­сту­ниш­ка, хит­рю­га, худыш­ка;
  • чистю­ля
  • шель­ма
  • юла
  • ябе­да

Видеоурок

Источник

Какой глагол родственный глаголу петь а времени женского рода по звучаниюи написанию с существительным общего рода?

Ответы

Запевала вроде получается 🙂

облако слов? я хз что это. ты где учишься расскажи чё это такое может я путаю

сочинение на тему «что такое компьютер» или «компьютер»

в отличие от многих людей, я отношусь к компьютеру хорошо. это — величайшее изобретение человечества! люди создали универсальную машину, с которой можно делать сто дел: читать, смотреть кино, рисовать, печатать, чертить, считать, находить полезную информацию, делать ретушь фотографии, создавать мультфильмы и видеоролики.

еще можно общаться с людьми у которых самые разные увлечения, которые живут хоть на другом конце планеты. не нужно ограничиваться только теми людьми, кто живет в соседнем дворе, и навязывать себе их хобби.

я могу продолжать этот список до конца сочинения, чтобы было понятно, как полезен компьютер.

часто компьютер сравнивают с телевизором и говорят, что они оба крадут у человека время. но у меня другое мнение. да, долго сидеть перед компьютером вредно для здоровья и для личности, потому что человек не двигается, портит зрение и не общается с живыми людьми. но в чем виноват компьютер? ! человек сам крадет у себя время, а не машина.

телевизор не полезен, потому что перед ним человек сидит пассивно. сидит, пультом клацает, а ему показывают картинку. с компьютером другое дело! с ним все время надо действовать! даже читать и писать все время приходится. так даже интереснее, чем торчать у телевизора.

а еще компьютер заставляет выбирать самому то, что действительно нужно. если бы люди не учились выбирать, то перед монитором проводили бы всю жизнь.

компьютер в моей жизни занимает важное место, но я могу подолгу обходиться и без него. просто надо все время помнить, что компьютер изобрели для того, чтобы облегчить жизнь, а не заменить ее. и чтобы расширить возможности человека, а не сузить их.

Источник

Морфологический разбор: петь

Часть речи и все грамматические (морфологические) признаки слова «петь». В зависимости от контекста возможны 2 случая разбора слова.

Признак Значение
Часть речи имя существительное
Значение имя человека
Собственное или нарицательное собственное
Одушевлённое или неодушевлённое одушевлённое
Число единственное
Род мужской
Склонение 1-е
Начальная форма Петя

В зависимости от контекста слово петь (именно в таком написании) может иметь также следующие морфологические признаки:
— множественное число, родительный падеж;
— винительный падеж, множественное число.

Признак Значение
Часть речи глагол
Начальная форма петь
Спряжение 1
Переходность переходный
Вид несовершенный
Наклонение изъявительное
Время время не может быть определено
Род род не может быть определён
Лицо

Примечание: В данном случае род и лицо не могут быть определены, так как они определяются у глаголов только в прошедшем времени единственного числа.

Разбор слов на сайте делается в автоматическом режиме, поэтому может быть неверным. Используйте разбор исключительно для самопроверки.

Источник

существительное общего рода родственное глаголу петь



Имена существительные общего рода

На материале пословиц и поговорок народов мира

Кроме имен существительных мужского, женского и среднего рода, выделяется группа существительных общего рода (невидимка, тихоня, сирота, задира, умница. ), которые в зависимости от конкретных обстоятельств могут выступать то как существительные мужск. р. (он был круглой сиротой), то как существительные женск. р. (она была круглой сиротой). Наличие существительных общего рода не означает, что в русском языке четыре рода, т.к. существительные общего рода не имеют своих особых родовых признаков.

Упражнение 1. Прочитайте пословицы народов мира. Обратите внимание на имена существительные общего рода и по словам-подсказкам определите их род в данном контексте.

1) Тихоня-жучок стену проедает (корейская).
2) Зина, не ходи разиней (русская). 3) Парень – сладкоежка, что ни день, то сыроежка (русская).
4) Нож не разбирает, что резал, обжора не замечает, что ел (тувинская). 5) Не из чего сшить, неумехой назовут, нечем угостить – скупой прослывешь (тувинская). 6) Пуля – дура, штык – молодец (русская). 7) Медведь тоже костоправ, да самоучка (русская). 8) Моя тетка – трещотка, она узнает – весь мир узнает (азербайджанская).

Упражнение 2. Прочитайте словарик имен существительных общего рода. При необходимости уточните значение некоторых слов, обратившись к словарю С.И. Ожегова.

бедняга
бедняжка
бедолага
белоручка
бродяга
брюзга
всезнайка
выскочка
горемыка
грязнуля
душенька
егоза
ехида
ехидна
жадина
жадюга
забияка
задира
зазнайка
заика
замарашка
зевака
злюка
злючка
зубрилка
калека
каналья
коротышка
кривляка
кровопийца
кроха
лакомка
левша
лежебока
молодец
молодчина
мямля
невежа
невежда
невеличка
невидимка
недотепа
недотрога
недоучка
неженка
незнайка
непоседа
неровня
неряха
неумеха
неумейка
обжора
одиночка
писака
пискля
плакса
подлиза
подпевала
полусирота
попрошайка
почемучка
привереда
придира
пройдоха
проныра
простофиля
пустомеля
пьяница
работяга
разиня
растеряха
растяпа
рева,
ревушка
ровня
самоучка
сирота
сладкоежка
сластена
соня
сутяга
тараторка
тезка
тихоня
трещотка
трудяга
тупица
умница
ханжа
хапуга
хвастунишка
хитрюга
худышка
цареубийца
чистюля
шельма
юла
ябеда

Упражнение 3. Спишите пословицы, подчеркните существительные общего рода.

1) На каждого простофилю найдется мошенник (непальская). 2) Куда бедолага, туда и беда (азербайджанская). 3) Гуляка в молодости – скромен в старости (турецкая). 4) Голод заставляет воровать, обида делает задирой (монгольская). 5) Языком мастер, а делом – левша (адыгейская). 6) Пьяница как курица: где ступит, тут и клюнет (русская).

Упражнение 4. Из каждой группы пословиц выпишите по одной. Существительное общего рода назовите.

I. 1) Обжора – что хороший жернов: что ни кинь, – все смелет (русская). 2) Обжора умирает в праздничный день (уйгурская).

II. 1) У бродяги нет крова, у беглеца нет пути (монгольская). 20 Сон для бродяги – клад (турецкая).

III. 1) Прилежному – плов, лежебоке – колотушка (туркменская). 2) Для лежебок и солнце всходит не в срок (татарская).

IV. 1) Без мужа жена всегда сирота (русская). 2) Нашел сирота кашу – тут же кровь из носа пошла (туркменская). 3) Без хозяина земля – круглая сирота (русская).

Упражнение 5. Спишите пословицы. Антонимы к выделенным словам подчеркните.

1) Придет трудяга – силу утроит, придет лентяй – дело расстроит (татарская). 2) В еде – здоровяк, а в труде – калека (персидская). 3) Пока мямля разувается, расторопный выпарится (русская).

Источник

Согласование имен существительных с глаголами мужского, женского и среднего рода в прошедшем времени. Материал для домашнего закрепления.
картотека по развитию речи (старшая группа) на тему

Материал для родителей содержит упражнения для закрепления темы «согласование имен существительных с глаголами прошедшего времени. Предназначен для детей старшего дошкольного возраста, посещающих старшую группу для детей с ОНР.

Скачать:

Вложение Размер
uprazhneniya_dlya_domashnego_zakrepleniya.docx 18.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Согласование существительных с глаголами мужского, женского и среднего рода в прошедшем времени.

Взрослый фиксирует результаты выполнения заданий (+/-), по возможности рядом записывает ответы ребенка. При выполнении упражнений уцточняются незнакомые слова.

  1. Упражнение «Добавь окончание слова и повтори предложение целиком».

Взрослый читаем предложение, ребенок добавляет окончание и повторяет предложение целиком.

Осеннее утро наступи….(ло).

Осенний день наступ…..(л).

Осенняя ночь наступи…(ла).

Могучий дуб выро…(с).

Развесистая липа рос…(ла).

Высокое дерево рос…(ло).

Ясный месяц свети…(л).

Холодная луна свети…(ла).

Жаркое солнце свети…(ло).

  1. Упражнение «Послушай стихотворение и запомни слова-действия».

Взрослый читает стихотворение по частям. Ребенок выделяет и повторяет только слова-действия. При необходимости взрослый повторяет стихотворение, разбирает его по вопросам.

Отчего же всё кругом

И помчалось колесом?

Вот и книжка воротилась,

Воротилась и тетрадь,

И грамматика пустилась

С арифметикой плясать.

  1. Подбери к словам-предметам несколько подходящих по смыслу слов-действий, отвечая на вопрос «что делал(ла, ло)»?

Липа______________________(росла, цвела, зеленела, качалась, пахла…)

  1. Игра-тест «Выбери подходящее действие».

Собака кусалась или улыбалась?

Игра продолжалась или потерялась?

Мальчик ковер бил или выбивал?

Вареники сметаной лили или полили?

Песня пополнялась или исполнялась?

Коля картинку раскрашивал или украшал?

Печенье сахаром сыпали или посыпали?

Пуговицу шили или пришили?

Печка накалилась или испеклась?

Нитка порвалась или взорвалась?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по теме «Конспект занятия — Словообразование прилагательных от существительных мужского, женского и среднего родов».

Данный материал позволит Вашему малышу различать глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени.

Этот материал поможет Вашему малышу различать глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени.

Формирование грамматического строя речи — одна из основных задач в работе учителя-логопеда. Данный конспект поможет педагогам решить эту задачу интересным и увлекательным способом.

Это пособие можно использовать в работе с детьми, имеющими двуязычие, тугоухость, ОНР 2-3 уровня.

Многие дошкольники с нарушением речи, особенно ребята с ТНР испытывают затруднения в усвоении предикативного словаря. Участились случаи, когда ребенок путает глаголы прошедшего времени м.

Представлен конспект занятия , в котором закрепляется умение согласовывать существительные и глаголы по родам и числам и в процессе которого в речи ребенка автоматизируется твердый звук Л.

Источник

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Имена существительные общего рода

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Понятие существительное общего рода.

2. Распознавание существительных общего рода.

3. Правильное употребление существительных общего рода в речи.

4. Согласование прилагательных и глаголов в прошедшем времени с существительными общего рода.

Существительные общего рода – имена существительные с окончанием —а, -я, называющие качества людей, относящиеся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, или к женскому роду, если обозначают лиц женского пола: наш обжора Виктор, наша обжора Люся.

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.

2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. – с.

1. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.

1. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019.

Открытые электронные ресурсы:

Грамматические словари. Информационно-образовательный портал Грамота.ру URL: http://slovari.gramota.ru/slovari/types/17_5 (Дата обращения 03.06.2019).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В пословице «Придёт трудяга – силу утроит, придёт лентяй – дело расстроит» слово трудяга – это существительное общего рода. Такие существительные относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола: Андрей – трудяга. А если они обозначают лиц женского пола, то относятся к существительным женского рода: Марина – трудяга. К общему роду эти существительные относятся вне текста.

Такие слова используют в разговорной речи для оценки людей и их различных качеств. Одобрительная оценка есть у слов молодец, молодчина, умница, трудяга, чистюля. Негативная оценка: выскочка, грязнуля, зазнайка, невежа, недоучка, попрошайка, хапуга, ябеда.

Необходимо отличать значения слов невежа и невежда. Невежа – это грубый, невоспитанный, невежливый человек. Невежда – это малообразованный человек, профан. Невежа – древнерусское слово, невежда – из старославянского языка.

К существительным общего рода относятся также имена типа Женя, Саша, которые совмещают значения названий лиц как мужского, так и женского пола.

К именам существительным общего рода тяготеют некоторые слова, называющие лиц по профессии, должности, по роду занятий. Например, слово врач может обозначать как мужчину, так и женщину. Глагол прошедшего времени при подлежащем врач покажет, о ком идёт речь: «Врач Крамаренко выписала рецепт». – «Врач Крамаренко выписал рецепт».

Определение-прилагательное при существительном врач употребляется только в мужском роде: «Дежурный врач Крамаренко выписала рецепт». – «Дежурный врач Крамаренко выписал рецепт». Нельзя говорить дежурная врач, хорошая врач.

Примеры слов, называющих лиц по профессии, роду занятий: директор, секретарь, декан, судья, инженер, агроном, академик, геолог.

Отсутствие существительных женского рода у слов врач, директор, декан, тренер и подобных привело к тому, что в языке появились вариации: врачиха, директриса, деканша, тренерша. Но они имеют разговорно-сниженную окраску. Допустимы слова с суффиксом -их-, давно существующие в языке: портниха, ткачиха, пловчиха и некоторые другие. Но форма директриса не стала литературной нормой.

В официальной речи нужно употреблять существительные мужского рода без оценочных суффиксов: «Софья Ковалевская стала первой женщиной-математиком в России и первой в мире женщиной-профессором».

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Установление соответствий между элементами двух множеств.

Определите способы образования слов, установите соответствия.

Для выполнения задания нужно найти к каждому слову ближайшее родственное:

Источник

Поиск ответа

Всего найдено: 27

Вопрос № 305868

Здравствуйте! Равноправны ли варианты «два сына» и «двое сыновей»? Мой преподаватель утверждает, что только «двое сыновей» является литературной нормой и ссылается на ваш сайт (http://new.gramota.ru/spravka/letters/61-rubric-92), а именно на следующее: «1) в сочетании с существительными мужского и общего рода , называющими лиц: пятеро друзей, встретил пятерых друзей; на улице стояло семеро зевак. В подобных конструкциях допускается также использование количественных числительных: пять друзей, пяти друзей; семь зевак;» Делая упор на слово «допускается», она не принимает вариант «два сына» как норму, а только как допустимый разговорный вариант. Справедлива ли такая трактовка?

Ответ справочной службы русского языка

Два сына не разговорный, а стилистически нейтральный вариант. Он не является ошибочным.

Добрый день! Сколько родов в русском языке?

Ответ справочной службы русского языка

Грамматических родов — три, плюс к этому существуют слова » общего рода «.

Добрый день. Редактировала текст, попалась фраза «Памятник Хворостовскому в Красноярске установили возле Института искусств, где училась звезда мировой оперной сцены». Звезда, конечно, женского рода, но ведь Хворостовский мужчина! Корректна ли такая фраза?

Ответ справочной службы русского языка

Поскольку звезда не входит в число существительных общего рода , определение в любом случае согласуется с ним по грамматическому принципу (то есть используется в форме женского рода). Предложение составлено верно.

Добрый день! Дочь в 6 классе на русском языке проходила склонение числительных. В домашнем задании она написала: «По дороге в лицей я встретил ДВОИХ мужчин и двух женщин» и «Я дружу с ТРОИМИ мальчиками и тремя девочками». Однако учительница исправила на «. ДВУХ мужчин. » и «. ТРЕМЯ мальчиками». Права ли она? Я считаю, что нет и дочь написала правильно. Но, может быть, это я не помню данного правила?

Ответ справочной службы русского языка

Собирательные числительные используются в сочетании с существительными мужского и общего рода , называющими лиц: пятеро друзей, встретил пятерых друзей; на улице стояло семеро зевак. В подобных конструкциях допускается также использование количественных числительных: пять друзей, пяти друзей; семь зевак.

Здравствуйте. Могли бы вы объяснить, каким образом в категории рода согласуются слова в данном предложени и какой вариант правильный? «Мой психиатр (похож/похожа) на героиню фильма.» По идее имя прилагательное должно согласовываться с существительным общего рода и иметь в данном случае форму мужского. Но почему-то я не уверена: несколько режет слух сочетание «мой психиатр похож на героиню». Заранее благодарю вас.

Ответ справочной службы русского языка

Речь идет о женщине-психиатре, верно? Тогда предпочтительно: мой психиатр похожа.

Здравствуйте. Корректно сказать «одна из лидеров», «одна из глав», «одна из председателей»? «Об этом рассказала одна из лидеров Всероссийского движения валютных заемщиков Галина. «

Ответ справочной службы русского языка

Верно: один из лидеров, один из председателей, но: одна из глав, так как слово глава общего рода .

Верно: Об этом рассказал один из лидеров Всероссийского движения валютных заемщиков Галина.

Здравствуйте!Можно ли про парней сказать:«Он такой умница»

Ответ справочной службы русского языка

Можно. Умница – слово общего рода , т. е. оно может употребляться и как существительное мужского рода, и как существительное женского рода: он такой умница и она такая умница.

Ответ справочной службы русского языка

Это слово общего рода (т. е. согласуется и в мужском, и в женском роде).

Уважаемая «Грамота»! Помогите, пожалуйста, разобраться с таким вопросом: в русском языке есть морфологическое понятие » общего рода «, допустимо ли употреблять термин «двойной род» как синоним этого понятия? (Например, «кофе» двойного рода»?)

Ответ справочной службы русского языка

Сочетание «двойной род» нетерминологично. По сути речь идет о разных явлениях. Существительные общего рода — это названия лиц мужского и женского пола (староста, плакса и т. п.). А слово кофе — это существительное, которое согласуется в мужском и среднем (в разговорной речи) роде, ничуть не меняя при этом своего значения.

Уважаемые сотрудники gramota.ru!
Подскажите, пожалуйста, к какому грамматическому рода относится слово «зараза» в значении «неприятный или вредный человек»: к общему или только к женскому?
Заранее огромное спасибо!
С уважением,
Ольга

Ответ справочной службы русского языка

Это слово может быть существительным общего рода .

Какого рода слова шпана, ябеда, плакса и т. п.? Можно ли говорить, что это слова » общего рода «?

Ответ справочной службы русского языка

Слова «ябеда» и «плакса» общего рода . Слово шпана — собирательное существительное женского рода.

Как быть с правильным определением рода существительных СТАРОСТА и СУДЬЯ? Словари портала дают разную информацию(((

Ответ справочной службы русского языка

В каких случаях употребляется два, а в каких — двое?

Ответ справочной службы русского языка

Собирательные числительные ( двое, трое, четверо. ) используются:

1) в сочетании с существительными мужского и общего рода , называющими лиц : пятеро друзей, встретил пятерых друзей; на улице стояло семеро зевак. В подобных конструкциях допускается также использование количественных числительных: пять друзей, пяти друзей ; семь зевак;

2) в сочетании с существительными дети, ребята, люди, лица в значении ‘люди’: у Марии Николаевны пятеро детей, встретил троих ребят, в спектакле шестеро действующих лиц. Допускается также использование количественных числительных: пять детей, встретил трех ребят, шесть действующих лиц;

3) в роли субстантивированных числительных и в сочетании с личными местоимениями: пятеро в серых шинелях, нас пятеро;

4) в сочетании с неодушевленными существительными pluralia tantum (т. е. употребляющимися только в форме множественного числа) и с названиями парных предметов: пятеро ножниц, пятеро щипцов, двое носков. В косвенных падежах используется количественное числительное: пяти ножниц, пятью щипцами, двумя носками .

По радио задали вопрос: какого рода слово «умница»? Разве не женского?

Ответ справочной службы русского языка

Умница – слово общего рода , т. е. оно может употребляться и как существительное мужского рода, и как существительное женского рода: ты такой умница и ты такая умница.

Подскажите, как правильно говорить: он большая копуша или он большой копуша? Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Копуша – слово общего рода , т. е. оно может употребляться и как существительное мужского рода, и как существительное женского рода. Правильно: он большой копуша, она большая копуша.

Источник

Читайте также:  Все самое интересное о глаголе