Меню

Существительное прилагательное глагол предложение ассоциация



15 примеров словосочетаний “существительное+глагол”

В сло­во­со­че­та­ни­ях «существительное+глагол» ука­жем под­чи­ни­тель­ную связь при­мы­ка­ния. Приведем при­ме­ры соче­та­ний этих слов.

Не все рядом сто­я­щие сло­ва могут состав­лять сло­во­со­че­та­ние. Напомним, какие сло­ва назы­ва­ют­ся сло­во­со­че­та­ни­ем.

Словосочетание — это син­так­си­че­ская еди­ни­ца, состо­я­щая из двух само­сто­я­тель­ных слов, свя­зан­ных под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Более подроб­но об этом объ­яс­ня­ет­ся в ста­тье «Что такое сло­во­со­че­та­ние?»

Самостоятельные сло­ва могут быть свя­за­ны меж­ду собой тре­мя вида­ми под­чи­ни­тель­ной свя­зи,
напри­мер:

  • золо­той колос — согла­со­ва­ние;
  • иду с дру­гом — управ­ле­ние;
  • горя­чо спо­рил — при­мы­ка­ние.

Рассмотрим сло­во­со­че­та­ние, в кото­ром глав­ным сло­вом явля­ет­ся имя суще­стви­тель­ное, а гла­гол в неопре­де­лён­ной фор­ме — зави­си­мое сло­во, напри­мер:

В этом сло­во­со­че­та­нии суще­стви­тель­ное изме­ня­ет­ся по паде­жам.

У меня появи­лось жела­ние при­сесть .

У девуш­ки нет жела­ния при­сесть , как я ни пред­ла­гал.

Дедушка оза­бо­чен жела­ни­ем при­сесть .

В раз­го­во­ре с ним упо­мя­ну невзна­чай о сво­ём жела­нии при­сесть .

Глагол в фор­ме инфи­ни­ти­ва не име­ет паде­жа, чис­ла, рода, как суще­стви­тель­ное. Значит, эти сло­ва соеди­ня­ют­ся не грам­ма­ти­че­ски, а толь­ко по смыс­лу и инто­на­ци­ей, а так­же с помо­щью поряд­ка слов. Сделаем вывод, что меж­ду ними суще­ству­ет под­чи­ни­тель­ная связь — при­мы­ка­ние.

Примыкание — вид под­чи­ни­тель­ной свя­зи в сло­во­со­че­та­нии, при кото­рой к глав­но­му сло­ву при­со­еди­ня­ют­ся неиз­ме­ня­е­мые зави­си­мые сло­ва по смыс­лу.

При таком виде под­чи­ни­тель­ной свя­зи в каче­стве глав­но­го могут высту­пать любые зна­ме­на­тель­ные части речи (суще­стви­тель­ные, гла­го­лы, при­ла­га­тель­ные, место­име­ния и пр.), а в каче­стве зави­си­мо­го сло­ва:

  • наре­чия (Москва вече­ром ),
  • нескло­ня­е­мые при­ла­га­тель­ные (юбка мак­си , кон­фе­ты дра­же , пирож­ное бизе );
  • инфи­ни­тив (жела­ние при­сесть ),
  • дее­при­ча­стие (сви­стеть играя ),
  • срав­ни­тель­ная сте­пень при­ла­га­тель­но­го (чай покреп­че ).

Словосочетания «существительное+глагол»

В таких сло­во­со­че­та­ни­ях суще­стви­тель­ное явля­ет­ся глав­ным сло­вом. От него нель­зя задать падеж­ный вопрос к зави­си­мо­му сло­ву — инфи­ни­ти­ву. Существительное в таких парах слов чаще все­го быва­ет отвле­чен­ным по зна­че­нию. В каче­стве глав­но­го сло­ва могут исполь­зо­вать­ся суще­стви­тель­ные:

  • жела­ние
  • стрем­ле­ние
  • жаж­да
  • реше­ние
  • пра­во
  • готов­ность
  • уме­ние
  • воз­мож­ность
  • спо­соб
  • повод
  • шанс
  • талант
  • при­выч­ка
  • мане­ра.

Примеры

Составим с ними соче­та­ния с гла­го­ла­ми в фор­ме инфи­ни­ти­ва:

  • жела­ние при­лечь, отдох­нуть, уйти, спеть, пла­вать;
  • стрем­ле­ние вер­нуть­ся, остать­ся, спро­сить;
  • жаж­да пить, познать, узнать, рас­спро­сить;
  • реше­ние отпра­вить­ся, поехать, оста­вить, усы­но­вить;
  • пра­во голо­со­вать, изби­рать, отстра­нить;
  • готов­ность узнать, назвать, предо­ста­вить;
  • спо­соб­ность решать, спо­рить, дока­зать;
  • уме­ние рисо­вать, петь, тан­це­вать, сочи­нять;
  • воз­мож­ность исполь­зо­вать, заме­тить, про­явить­ся, най­ти;
  • спо­соб зара­бо­тать, при­шить, при­го­то­вить;
  • повод обра­до­вать­ся, огор­чить­ся, сомне­вать­ся, улы­бать­ся;
  • шанс зара­бо­тать, высту­пить, побе­дить, полу­чить;
  • талант сочи­нять, рисо­вать, изоб­ра­зить, мол­чать;
  • при­выч­ка шеп­тать, сви­стеть, щёл­кать паль­ца­ми, спра­ши­вать;
  • мане­ра гово­рить, оде­вать­ся, шепе­ля­вить, кар­та­вить, ковы­лять.

Существительные «мастер», «люби­тель», «охот­ник» обла­да­ют модаль­ным зна­че­ни­ем в сло­во­со­че­та­ни­ях с гла­го­ла­ми:

  • мастер рас­ска­зать, сочи­нить, при­врать;
  • охот­ник пого­во­рить, потан­це­вать, спеть;
  • люби­тель масте­рить, путе­ше­ство­вать, без­дель­ни­чать, погу­лять.

Смотрите при­ме­ры сло­во­со­че­та­ний «глагол+существительное».

Источник

Урок по русскому языку на тему: «Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Обобщение». 2-й класс

Класс: 2

1. Обобщение знаний учащихся по теме.
2. Обогащение словарного запаса.
3. Развитие устной и письменной речи.
4. Развитие логического мышления и внимания.
5. Развитие интереса к родному языку.

ОБОРУДОВАНИЕ: картины для коллективной работы; карточки для индивидуальной работы; карточки для словарной работы; таблицы «Виды транспорта»; стихи.

1. Организационный момент:

— приветствие;
— запись числа в тетради.

2. Минутка чистописания.

— В каждом из слов пропущена одинаковая буква. Какая это буква? (Это буква «Я»).

— Прочитайте полученные слова. Что общего у слов первого столбика? Что общего у слов второго столбика? Что общего у всех слов? Что обозначает слово «ВЯЗ»? (Большое дерево с крепкой древесиной). Кого называют «МЯМЛЕЙ»? (Вялого, нерешительного человека). Дайте характеристику букве «Я». С этой буквой мы и будем сейчас работать на чистописании.

— Определите закономерность данного ряда:

Яяб Яящ Яяв …

— Продолжите ряд до конца строки в тетради. Сколько звуков обозначает буква «Я» в наших словах? (Один гласный звук [а]). Почему? Прочитайте слова:

ЯБЛОКО, МОРЯК, МАЯК, РЯБИНА, ОБЕЗЬЯНА,

— Что общего? На какие две группы можно разбить эти слова? (Буква «Я» обозначает один звук, буква «Я» обозначает два звука). Запишите эти слова в два столбика, выделите под буквой «Я» соответствующие звуки. Ровные ли у вас получились столбики? (Нет). Допишите нужный столбик.

— Выпишите слово «МАЯК». Выполните звукобуквенный анализ слова.

3. Словарная работа.

— Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом, но оно зашифровано сразу в нескольких словах (слова оформлены в виде карточек). Отгадайте слово:

1) первая буква — это согласная в последнем слоге слова «КОМНАТА»
2) вторая буква — это согласная, два раза встречающаяся в слове «КВАРТИРА»
3) третья буква — это безударная гласная в слове «ЗАВТРАК»
4) четвертая буква — это первый звук в слове «МАЛИНА»
5) пятая буква — с неё начинается второй слог в слове «ОВЕС»
6) шестая буква — это последний гласный звук в слове «СОЛОМА»
7) седьмая буква — это согласный звук, который всегда зв., мяг. В слове «УРОЖАЙ»

— Какое слово зашифровано? «ТРАМВАЙ»

— Что общего у всех слов? (Сущ.). Прочитайте полученное слово по слогам, с ударением, выделяя каждый звук. Что можете сказать об этом слове? Какие ещё виды транспорта вы знаете?

АВТОБУС ТРОЛЛЕЙБУС МАШИНА АВТОМОБИЛЬ

— Чтение слов разными способами.

— Назовите одним словом ( , пассажирский, наземный).

ТРАНСПОРТ

— Какие ещё группы транспорта вы знаете? (Водный, воздушный).

— Составьте предложение с одним из новых словарных слов по схеме:

прил. Сущ. гл. где? или как?

-Найдите и подчеркните главные члены предложения. Назовите свои главные члены предложения. Назовите свои словосочетания. Чем отличается предложение от словосочетания?

4. Обобщение по частям речи.

— Какие части речи вы знаете?

— Наша речь состоит из слов. Все слова в русском языке являются какой-либо частью речи. А как же определить, к какой части речи относится слово? (Задать вопрос).

4.1. Повторение имени существительного.

а) отгадайте, о какой части речи говориться в стихотворении, которое вам расскажет Саша?

Есть один седой старик,
Превращаться он привык
В шляпу, в бабушку, в котлеты,
В шапочку, слона, конфеты.
Словом, в разные предметы.
Ох! Давно живу я в мире этом!
Даю название предметам.

— О какой части речи говорилось? Как вы догадались? (Обозначает предметы). Правильно ребята:

Имя существительное
Очень удивительное,
На вопросы «КТО?» и «ЧТО?»
Отвечать оно должно.

б) коллективная работа по рисунку 5.

— Назовите, что вы видите? Что обозначают все эти слова? Назовите, одним словом. («МЕБЕЛЬ»). Задайте вопрос. Какой частью речи являются слова? Запишите в тетрадь общий вопрос, общее слово, два слова-предмета на выбор:

Пример: Что? — Мебель: шкаф, кровать.

в) индивидуальная работа по рядам (рисунки 6,7,8).

Читайте также:  Конспект урока глаголы отвечающие на вопросы что делать что сделать

-У каждого ряда есть карточка. Задание: напишите по два слова с общим вопросом и общим словом для всех слов. Что обозначают все ваши слова? (Предметы). Какой частью речи являются слова?

г) работа по нахождению смысловой и логической связи слов.

собака-шерсть
щука — ?
щука оса девочка
р н ?
вечер — д лошадь- ?
кефир — ?
шиповник, смородина -?
клён, тополь — ? ?

— Задайте вопросы к парам и столбикам слов. К какой части речи относятся все слова? Что вы знаете об имени существительном.

4.2. Повторение имени прилагательного.

а) отгадайте, о какой части речи говориться в стихотворении, которое вам расскажет Снежана?

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.

— О какой части речи говорилось? Как вы догадались? (Украшает речь). Правильно ребята:

Чудное прилагательное знает весь свет,
Раскрасит как художница всякий предмет,
Ответит всегда на вопросы такие:
«КАКОЙ?», «КАКАЯ?», «КАКОЕ?», «КАКИЕ?».

б) Коллективная работа по схеме.

— Что может описывать имя прилагательное у предмета? (Признак). А какие признаки? (Форму, цвет, вкус, вещество, размер, запах, качество, характер…)

— Опишите предметы по вкусу:

По вкусу селёдка
Мёд
лимон
клюква

— Что получили, описывая предметы? (Словосочетания). Какие части речи использовали? Какая часть речи главная? Запишите одно словосочетание и укажите графическую связь.

Пример: Солёная селёдка.

в) индивидуальная работа по рядам (рисунки 9,10,11).

-У каждого ряда есть карточка. Задание: опишите предметы по своему признаку и запишите одно словосочетание в тетрадь, укажите графическую связь. Какой частью речи является главное слово? Какой частью речи является зависимое слово?

г) работа по нахождению смысловой и логической связи слов.

Стул – деревянный
Игла — ?
… руки
… осень
Сулит … горы
Холодный – горячий
Бедный — ?

— Задайте вопросы к парам и столбикам слов. К каким частям речи относятся слова? Слова какой части речи вы вставляли? Что вы знаете об имени прилагательном?

4.3. Повторение глагола.

а) отгадайте, о какой части речи говориться в стихотворении, которое вам расскажет Денис?

Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду –
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.

— О какой части речи говорилось? Как вы догадались? (Всё в действие придёт).

— Правильно, ребята. Знаете ли вы «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях»? От чего умерла царевна? Кто искал её повсюду? К кому за помощью обращался королевич Елисей? Отгадайте, к кому обращается Елисей в строчках, которые вам расскажет Даниил?

…, …! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного. (Ветер)

— Правильно. А что же такое ветер? (Это движение воздуха).

б) Коллективная работа по схеме (рисунки 12,13,14,15).

— Назовите, какие действия выполняет ветер по рисункам?

— Составьте предложение, используя схему. Запишите одно предложение на выбор. Подчеркните главные члены предложения.

Пример: Ветер надувает паруса.

в) индивидуальная работа по рядам (рисунки 16,17,18).

-У каждого ряда есть карточки. Задание: составьте предложения, запишите одно на выбор, подчеркните главные члены предложения.

г) самостоятельная работа по нахождению глаголов в тексте.

— Приготовьте ладошки. Услышав глагол, хлопните в ладоши. Итак, внимательно слушайте стихотворение, которое вам расскажет Ксюша. (Глаголы ребёнок выделяет голосом).

В понедельник я стирала
Пол во вторник подметала,
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч.
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила,
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья.

— С какой частью речи вы сейчас работали? Что же обозначают глаголы?

Читайте также:  Глагол настоящего времени арабского языка

д) творческое задание в работе с глаголом.

-Назовите животных по схеме. Что скажите о них? Изобрази звуки животных, запиши действия предметов в схеме:

вороны (что делают?) …

свиньи (что делают?) …

лягушки (что делают?) …

коровы (что делают?) …

е) логическое задание в работе с глаголом.

-Замени каждый фразеологический оборот одним глаголом.

уносить ноги — ?

чесать языки — ?

-С какой частью речи вы сейчас работали? Что вы знаете о глаголе?

ж) инсценировка стихотворения.

-Ребята, послушайте стихотворение, которое вам расскажут Влад и Давид о том, как нельзя учить глаголы.

Я пришёл из школы,
Я учу глаголы…
Мне их выучить пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
«Кричать» — кричу,
«Вертеть» — верчу,
«Двигать» — двигаю,
«Прыгать» — прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел.
Открываю наш сосед…
(Он живёт над нами.)
Не причёсан, не одет –
В тапках и в пижаме.
Он кричит:
-Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?!
-Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет.
Я пришёл из школы
И учу глаголы…

-О какой части речи говорилось в стихотворении?

5. Закрепление по изученным частям речи.

-С какими частями речи мы сегодня работали? С какой частью речи связано имя прилагательное? А глагол? Что образуется при данных связях?:

Существительное + прилагательное Существительное + глагол
Словосочетание предложение

— Приведите примеры. Чем отличаются схемы? А что такое словосочетание? А что такое предложение?

5.1. Работа по нахождению смысловой и логической связи слов.

белить — г

— Что обозначают буквы второго столбика? (Части речи).

5.2. Самостоятельная работа по образованию от корня трёх изученных частей речи.

— Образуйте от корня сущ., прил., гл. (работа по вариантам).

— Что за слова у вас получатся? (Однокоренные). Какие условия необходимы для однокоренных слов? Итак, пробуйте свои силы.

— сказ — — сад —

-Сегодня наши первые уроки по частям речи закончились, но эти части речи имеют ещё множество секретов, которые нам предстоит открыть в следующих классах. А в заключение, Максим и Лиза расскажут вам стихи о весёлой и занимательной грамматике.

Грамматика, грамматика, —
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.

Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё!
Не составишь телеграмму
И открытку не отправишь,
Даже собственную маму
С днём рожденья не поздравишь!

Сколько правил! Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным и только!
Всё запомнишь, всё поймёшь!
Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!
Существительное – школа,
Просыпается – глагол,
С прилагательным — весёлый
Новый школьный день пришёл.

— На этом наш урок закончен, всем спасибо. Выставление оценок.

Источник

существительное прилагательное глагол предложение ассоциация



LiveInternetLiveInternet

Музыка

Метки

Рубрики

  • ВОСПИТАНИЕ,ОБУЧЕНИЕ (1947)
  • ТЕКСТЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ (210)
  • ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ (188)
  • ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (117)
  • ТЕКСТЫ ДЛЯ ИНОСТРАНЦЕВ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ (97)
  • ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ (90)
  • ПРОПИСИ (65)
  • МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕТРАДИ (57)
  • ЧТЕНИЕ ПО СЛОГАМ (40)
  • ЛАБИРИНТЫ (17)
  • РИСУЕМ ПАЛЬЧИКАМИ (6)
  • ДИСГРАФИЯ (4)
  • ЛОГОПЕДИЯ (4)
  • ДЕТСКИЕ ПРАЗДНИКИ (3)
  • ОБРАЗОВАНИЕ ШАГ ЗА ШАГОМ (2)
  • ЛЕВША (1)
  • Point-to-Point (362)
  • ВСЁ О СОБАКАХ (70)
  • ИЛЛЮСТРАЦИИ К СКАЗКАМ (53)
  • ЗАРАБОТОК В ИНТЕРНЕТЕ (25)
  • АЛТАЙ ФОТО (14)
  • ФИЛЬМЫ, СЕРИАЛЫ (5)
  • ИСТОРИЧЕСКИЕ ФИЛЬМЫ (2)
  • АЙФОН (4)
  • ТРЕНИНГ (4)
  • ПЕНСИОННЫЙ КАЛЬКУЛЯТОР (2)
  • sos. (226)
  • АКВАРИУМ (28)
  • АКРИЛ (319)
  • БУДУЩИМ МАМАМ (749)
  • ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ (7079)
  • ВИТРАЖИ (119)
  • ВЫШИВКА (177)
  • Горы Алтай (15)
  • ДЕКУПАЖ (167)
  • ДЕТСКОЕ. (2726)
  • ДИЗАЙН И ЛАНДШАФТ (1096)
  • КЛУМБЫ, ГОРКИ (241)
  • ВИДЕО ЦВЕТЫ. РАССАДА (3)
  • ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ДНЕВНИКА (595)
  • КАРТИНКИ, ФЛЕШКИ С КОДАМИ (23)
  • ЖЕНСКИЕ ХИТРОСТИ (7761)
  • ДОМАШНИЕ ХИТРОСТИ (175)
  • СТИРКА (88)
  • МАНИКЮР (12)
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ЗАРАБОТОК В УДОВОЛЬСТВИЕ (1)
  • ЖИВОПИСЬ (414)
  • РИСУНКИ (7)
  • ИКОНЫ (2)
  • КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА (1)
  • ИНТЕРЕСНЫЕ КНИГИ! (312)
  • АУДИОКНИГИ (17)
  • ДУША, ЕЁ УРОКИ И ЦЕЛЬ. ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО. С (5)
  • ИНТЕРЕСНЫЕ РЕЦЕПТЫ (2703)
  • САЛАТЫ (311)
  • ЛЕТНИЕ РЕЦЕПТЫ (213)
  • ВКУСНОЕ МЯСО (88)
  • СУПЧИКИ (56)
  • МУЛЬТИВАРКА (27)
  • КАПАПЕ, РОЛЛЫ.. (13)
  • ДОМАШНИЙ СЫР (9)
  • К НОВОМУ ГОДУ (1013)
  • КВИЛЛИНГ (266)
  • КНИГИ МЕГРЕ «АНАСТАСИЯ» (15)
  • КРАСОТЫ МИРА (79)
  • КУКЛЫ — ОБЕРЕГИ (292)
  • ЛЮБИМЫЙ СКАЗОЧ-НИК! (103)
  • МЕДИТАЦИИ, ПРАКТИКИ (1896)
  • МАНТРЫ (16)
  • ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ (8)
  • МЕДИЦИНА И НЕ ТОЛЬКО (2920)
  • НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА (1585)
  • ОЧИЩЕНИЕ ОРГАНИЗМА (490)
  • ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ (65)
  • ПОЗВОНОЧНИК (58)
  • ЛЕЧИМ КАШЕЛЬ (47)
  • ОТЕКИ (40)
  • ЗДОРОВЫЙ СОН (33)
  • ПАРАЗИТЫ (20)
  • ПОЧКИ (17)
  • СОЛЕВЫЕ ПОВЯЗКИ (11)
  • УТРЕННИЙ ЦИГУН-МАССАЖ (6)
  • ЦИСТИТ (3)
  • ДОКТОР БОЖЬЕВ-ЛЕЧЕНИЕ БЕЗ ЛЕКАРСТВ (1)
  • КИНЕЗИОЛОГИЯ (1)
  • МОЁ ТВОРЧЕСТВО: ОБЕРЕГИ, ПОДЕЛКИ (25)
  • МОИ СТИХИ (62)
  • МОИМ ДРУЗЬЯМ (1187)
  • МОЛИТВЫ (75)
  • МУДРОСТЬ ИНДЕЙЦЕВ (3)
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ НАХОДКИ (1138)
  • ДЛЯ ЗАСЫПАНИЯ И МЕДИТАЦИЙ (121)
  • ИСЦЕЛЯЮЩАЯ МУЗЫКА (75)
  • ОПЕРЕТТА (3)
  • НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (1744)
  • РОСПИСЬ (308)
  • НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ (296)
  • НАТУРАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ЧИСТОТЫ ДОМА И ТЕЛА (1274)
  • РЕЦЕПТЫ КРАСОТЫ (777)
  • общение с ангелами (22)
  • ОДЕЖДА СЛАВЯН (129)
  • ОТКРЫТКИ СВОИМИ РУКАМИ (87)
  • ОШО (150)
  • ПОЛЕЗНОЕ ДЛЯ КОМПА (190)
  • ПРОБЛЕМЫ НОУТА.ЧИСТКИ (34)
  • ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ! (122)
  • ПРИТЧИ (268)
  • СКАЗКИ ЭЛЬФИКИ (54)
  • ПСИХОЛОГИЯ (784)
  • РИЧАРД БАХ (9)
  • РОДОВЫЕ ПОМЕСТЬЯ (5367)
  • РУНЫ И ДР ГАДАНИЯ (266)
  • РУСЬ (3532)
  • РОССИЯ СЕГОДНЯ (1700)
  • УКРАИНА (1288)
  • РОДНОВЕРИЕ (389)
  • ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОЙ САЙТ (22)
  • ВЕДРУССЫ (9)
  • САД — ОГОРОД (1708)
  • УМНОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ (169)
  • БОЛЕЗНИ И ВРЕДИТЕЛИ (65)
  • КЛУБНИКА (7)
  • СИДЕРАТЫ (6)
  • МАЛИНА (1)
  • СВАДЬБА (71)
  • СВОИМИ РУКАМИ (2979)
  • ВАЛЯНИЕ (3)
  • СЛАВЯНСКИЕ УЗОРЫ (179)
  • СВАСТИКИ (8)
  • СТИХИ РАЗНЫХ АВТОРОВ (1072)
  • СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ (29)
  • СТРОИТЕЛЬСТВО И РЕМОНТ (311)
  • ТАЛЬКОВ (21)
  • УЧИМСЯ РИСОВАТЬ! (547)
  • ИНТУИТИВНОЕ РИСОВАНИЕ (8)
  • УЮТНЫЙ ДОМ (2693)
  • фото (222)
  • ФЭНТЕЗИ (51)
  • ХОККУ (6)
  • ХОЛОДНЫЙ ФАРФОР, ТЕСТО, ПЛАСТИКА (96)
  • ЦВЕТЫ В ВАШЕМ ДОМЕ (612)
  • ОРХИДЕИ (43)
  • ВЫРАЩИВАЕМ ЭКЗОТИКУ (40)
  • ГЕРАНЬ (27)
  • ФИКУС (11)
  • ПЕТУНИИ (11)
  • ОЛЕАНДР (8)
  • ДЕКАБРИСТ (6)
  • ГИППЕАСТРУМ (3)
  • КОКЕДАМА (2)
  • ШЬЁМ И ВЯЖЕМ (349)
  • ЭТО ИНТЕРЕСНО! (4196)
  • ЭТО КРАСИВО! (1965)
  • ЯПОНСКИЙ САДИК (137)
Читайте также:  Какие суффиксы глаголов называются словообразовательными почему

Фотоальбом

Стена

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

ЧАСТИ РЕЧИ: СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ГЛАГОЛ

Четверг, 03 Сентября 2015 г. 21:08 + в цитатник

Что же такое имя существительное?

Существуют слова, отвечающие

на вопрос кто? (кого? кому? кем? о ком?)

и обозначающие людей и животных.

Также существуют слова, отвечающие на вопрос

что? (чего? чему? чем? о чем?) и обозначающие предметы.

Все эти слова являются самостоятельными частями речи и

называются именами существительными.

Кстати, в науке о языке всё, что отвечает на вопрос кто? или что? называют предметом .

Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и обозначающие людей и животных являются одушевленными.

Например: мужчина, ёж .

Остальные имена существительные, отвечающие на вопрос что? являются неодушевленными.

Например: цветок, снег .

Слова, которые обозначают черты характера, различные чувства и настроения – тоже имена существительные. Они отвечают на вопрос что?

Например: огорчение, радость, гнев, любовь .

Какие имена существительные пишутся с заглавной буквы?

– имена, отчества и фамилии людей;

– клички животных;

– географические (реки, города, моря, населенные пункты и т.д.);

– астрономические названия (планеты, звезды, галактики)…

Всё это собственные имена существительные .

Например: Иванов Иван Иванович, река Ока, город Москва, планета Земля и т.д.

Имена существительные могут быть в единственном или множественном числе. Это выражается в окончании.

Например: книг а – книг и , цвет ок – цвет ы .

Г лагол – это часть речи, обозначающая действие предмета и отвечающая на вопросы:

что делать? что сделать?

что делает? что сделает?

что делают? что сделают?

что делал? что сделал?

что делали? что сделали?

что будут делать?

Примеры:

Читайте также:  Укажите глаголы 2 спряжения веять лаять чуять

( что делать? ) – ходить ;

( что сделать? ) – убежать ;

( что делает? ) – радуется ;

( что делают? ) – снуют ;

( что делал? ) – смеялся ;

( что будет делать? ) – веселиться .

Частица не с глаголами пишется раздельно: не вырывается, не доносится .

Действия, которое обозначают глаголы, может происходить в разное время:

  • в настоящем времени – в момент речи т.е.: я рассказываю историю ;
  • в будущем времени – после момента речи: я расскажу историю ;
  • в прошедшем времени – до момента речи: я рассказала историю .

Если слово обозначает действие одного предмета – то оно отвечает на вопрос что делает? и являетсяглаголом в форме единственного числа: стоит, висит . Если слово обозначает действие двух и более предметов – оно отвечает на вопрос что делают? и является глаголом в форме множественного числа.

Глаголы во множественном числе имеют окончания –и , -ем ( -ём ), -им , -ете ( -ёте ), — ите , -ут ( -ют ), -ат ( -ят ).

Мяч (что делает?) прыга ет – единственное число ; Мячи (что делают?) прыга ют – множественное число .

Глаголы, отвечающие на вопросы « что дела ть ?», « что сдела ть ?», пишутся через мягкий знак. Например, что дела ть ? – весели ть ся .

Все остальные глаголы, отвечающие на вопросы « что делае т ?», « что сделае т ?» и подобные, пишутся без мягкого знака. Например, что делае т ? – весели т ся .

Имя прилагательное – это часть речи,

обозначающая признак, и отвечающая на вопросы:

  • какой? какая? какое? какие?
  • каков? какова? каково? каковы?
  • чей? чья? чье? чьи?

Например:

Высокий дом – дом какой? – высокий – прилагательное.

Маленький ребенок – ребенок какой? – маленький – прилагательное.

Имена прилагательные могут употребляться в разных формах:

береза какая? – белая, тонкая ,

береза какова? – бела, тонка ,

Формы имен прилагательных, отвечающие на вопросы каков? какова? каковы? , чаще всего употребляются в произведениях устного народного творчества.

Например:

Уродитесь, бобы ,

Велики и круты ,

В поле густы ,

На столе вкусны .

Обычный порядок слов – это прилагательное + существительное : белая береза .

При необычном порядке слов – существительное + прилагательное – имена прилагательные берут на себя основную смысловую нагрузку:

Земелька черная , а хлеб белый родит.

Слова, обозначающие признак одного предмета – отвечают на вопрос какой? какая? какое? – используются с именами существительными в единственном числе: зеленый шарик .

Слова, обозначающие признак двух или нескольких предметов – отвечают на вопрос какие? – используются соответственно с именами существительными во множественном числе: зеленые шарики .

Слова, противоположные по смыслу иначе называются антонимы. Например: Зимой ночь длинная , а день короткий .

Некоторые имена прилагательные называются синонимами, т.к. они близки по смыслу. Например: смелый – храбрый, длинный – долгий.

Метки: русский язык учимся

Процитировано 13 раз
Понравилось: 1 пользователю

Источник

Тема: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
тест по русскому языку на тему

Выбрать верное суждение

Скачать:

Вложение Размер
test_sushch.docx 12.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

1. Укажите правильное утверждение:

а) одушевлённые имена существительные отвечают на вопросы кто? кого? кому?;
б) имена существительные чаще являются главным членом предложения – сказуемым;
в) имена существительные обозначают предметы, животных, времена года, явления природы.

2. Укажи неправильное утверждение:

а) глаголы отвечают на вопросы — что делать? Что делает? Что сделает?; имена прилагательные отвечают на вопросы — какой? Какая? Какое?;
б) глаголы и имена прилагательные изменяются по числам;
в) (Кто?) Петя (что делал?) играет на (какое?) футбольном поле.

3. Подчеркните в тексте имена существительные.

В лесу росла пушистая ёлка. Летом дети искали под ёлкой грибы. Лютой зимой срубили красавицу ёлку и привезли в школу.

4. Укажи в тексте глаголы.

Настала зима. Пушистый снег укрыл землю. На окнах мороз разрисовал узоры. В саду стоит столик для птиц. Катя сыпала в него корм.

5. Выбери из текста имена прилагательные.

Рощами называют небольшие леса. Есть сосновые, дубовые рощи. Чудесная берёзовая роща за селом! Как там хорошо! Стучат пёстрые дятлы. Свищут шустрые синицы. Пахнут душистые ландыши.

6. Укажи синонимы слову ТРУСЛИВЫЙ:

1) слабый
2) смелый
3) беззащитный
4) спокойный
5) озорной
6) боязливый
7) сильный
8) плохой
9) грозный

7. Укажите антонимы к слову ОТЛИЧНЫЙ:

1) плохой
2) умный
3) хороший
4) старый
5) прекрасный
6) мировой
7) дурной
8) скверный
9) глупый

8. Выбери подходящие по смыслу слова для следующих предложений.

а) Возле дорожки выросла … ель.
б) По узкой тропке … заяц.
в) Испекла … румяный колобок.

Слова для справок: пушистая, бегал, внучка, кудрявая, старуха, скакал, гулял.

Источник

Существительное прилагательное глагол предложение ассоциация



15 примеров словосочетаний “существительное+глагол”

В сло­во­со­че­та­ни­ях «существительное+глагол» ука­жем под­чи­ни­тель­ную связь при­мы­ка­ния. Приведем при­ме­ры соче­та­ний этих слов.

Не все рядом сто­я­щие сло­ва могут состав­лять сло­во­со­че­та­ние. Напомним, какие сло­ва назы­ва­ют­ся сло­во­со­че­та­ни­ем.

Словосочетание — это син­так­си­че­ская еди­ни­ца, состо­я­щая из двух само­сто­я­тель­ных слов, свя­зан­ных под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Более подроб­но об этом объ­яс­ня­ет­ся в ста­тье «Что такое сло­во­со­че­та­ние?»

Самостоятельные сло­ва могут быть свя­за­ны меж­ду собой тре­мя вида­ми под­чи­ни­тель­ной свя­зи,
напри­мер:

  • золо­той колос — согла­со­ва­ние;
  • иду с дру­гом — управ­ле­ние;
  • горя­чо спо­рил — при­мы­ка­ние.

Рассмотрим сло­во­со­че­та­ние, в кото­ром глав­ным сло­вом явля­ет­ся имя суще­стви­тель­ное, а гла­гол в неопре­де­лён­ной фор­ме — зави­си­мое сло­во, напри­мер:

В этом сло­во­со­че­та­нии суще­стви­тель­ное изме­ня­ет­ся по паде­жам.

У меня появи­лось жела­ние при­сесть .

У девуш­ки нет жела­ния при­сесть , как я ни пред­ла­гал.

Дедушка оза­бо­чен жела­ни­ем при­сесть .

В раз­го­во­ре с ним упо­мя­ну невзна­чай о сво­ём жела­нии при­сесть .

Глагол в фор­ме инфи­ни­ти­ва не име­ет паде­жа, чис­ла, рода, как суще­стви­тель­ное. Значит, эти сло­ва соеди­ня­ют­ся не грам­ма­ти­че­ски, а толь­ко по смыс­лу и инто­на­ци­ей, а так­же с помо­щью поряд­ка слов. Сделаем вывод, что меж­ду ними суще­ству­ет под­чи­ни­тель­ная связь — при­мы­ка­ние.

Примыкание — вид под­чи­ни­тель­ной свя­зи в сло­во­со­че­та­нии, при кото­рой к глав­но­му сло­ву при­со­еди­ня­ют­ся неиз­ме­ня­е­мые зави­си­мые сло­ва по смыс­лу.

При таком виде под­чи­ни­тель­ной свя­зи в каче­стве глав­но­го могут высту­пать любые зна­ме­на­тель­ные части речи (суще­стви­тель­ные, гла­го­лы, при­ла­га­тель­ные, место­име­ния и пр.), а в каче­стве зави­си­мо­го сло­ва:

  • наре­чия (Москва вече­ром ),
  • нескло­ня­е­мые при­ла­га­тель­ные (юбка мак­си , кон­фе­ты дра­же , пирож­ное бизе );
  • инфи­ни­тив (жела­ние при­сесть ),
  • дее­при­ча­стие (сви­стеть играя ),
  • срав­ни­тель­ная сте­пень при­ла­га­тель­но­го (чай покреп­че ).

Словосочетания «существительное+глагол»

В таких сло­во­со­че­та­ни­ях суще­стви­тель­ное явля­ет­ся глав­ным сло­вом. От него нель­зя задать падеж­ный вопрос к зави­си­мо­му сло­ву — инфи­ни­ти­ву. Существительное в таких парах слов чаще все­го быва­ет отвле­чен­ным по зна­че­нию. В каче­стве глав­но­го сло­ва могут исполь­зо­вать­ся суще­стви­тель­ные:

  • жела­ние
  • стрем­ле­ние
  • жаж­да
  • реше­ние
  • пра­во
  • готов­ность
  • уме­ние
  • воз­мож­ность
  • спо­соб
  • повод
  • шанс
  • талант
  • при­выч­ка
  • мане­ра.

Примеры

Составим с ними соче­та­ния с гла­го­ла­ми в фор­ме инфи­ни­ти­ва:

  • жела­ние при­лечь, отдох­нуть, уйти, спеть, пла­вать;
  • стрем­ле­ние вер­нуть­ся, остать­ся, спро­сить;
  • жаж­да пить, познать, узнать, рас­спро­сить;
  • реше­ние отпра­вить­ся, поехать, оста­вить, усы­но­вить;
  • пра­во голо­со­вать, изби­рать, отстра­нить;
  • готов­ность узнать, назвать, предо­ста­вить;
  • спо­соб­ность решать, спо­рить, дока­зать;
  • уме­ние рисо­вать, петь, тан­це­вать, сочи­нять;
  • воз­мож­ность исполь­зо­вать, заме­тить, про­явить­ся, най­ти;
  • спо­соб зара­бо­тать, при­шить, при­го­то­вить;
  • повод обра­до­вать­ся, огор­чить­ся, сомне­вать­ся, улы­бать­ся;
  • шанс зара­бо­тать, высту­пить, побе­дить, полу­чить;
  • талант сочи­нять, рисо­вать, изоб­ра­зить, мол­чать;
  • при­выч­ка шеп­тать, сви­стеть, щёл­кать паль­ца­ми, спра­ши­вать;
  • мане­ра гово­рить, оде­вать­ся, шепе­ля­вить, кар­та­вить, ковы­лять.

Существительные «мастер», «люби­тель», «охот­ник» обла­да­ют модаль­ным зна­че­ни­ем в сло­во­со­че­та­ни­ях с гла­го­ла­ми:

  • мастер рас­ска­зать, сочи­нить, при­врать;
  • охот­ник пого­во­рить, потан­це­вать, спеть;
  • люби­тель масте­рить, путе­ше­ство­вать, без­дель­ни­чать, погу­лять.

Смотрите при­ме­ры сло­во­со­че­та­ний «глагол+существительное».

Источник

Существительное прилагательное глагол предложение ассоциация

Мы предлагаем Вам перевод слова предложение на английский, немецкий и французский языки.
Реализовано с помощью сервиса «Яндекс.Словарь»

  • proposal — заявка, предположение, тендер
    • конкретное предложение — specific proposal
    • конструктивное предложение — constructive suggestion
    • цена предложения — bid price
  • offer — оферта, размещение
    • специальное предложение — special offer
    • публичное предложение — public offering
  • sentence — приговор
    • последнее предложение — last sentence
  • supply — поставка
    • кривая предложения — supply curve
  • proposition — утверждение
    • деловое предложение — business proposition
  • motion — движение
    • первоначальное предложение — original motion
  • clause — положение
    • главное предложение — main clause
  • demand — спрос
  • call — вызов
  • Angebot — оферта, проект, положение, заявка, приглашение
    • гастрономическое предложение — gastronomisches Angebot
    • интересное предложение — interessanter Vorschlag
    • следующее предложение — folgender Satz
    • голосование по предложению — Abstimmung auf Antrag
    • окончательное предложение — letztes Gebot
  • Heiratsantrag
  • Bieten
  • Proposition
  • Ersuchen — просьба
  • Annahme — предположение
  • Anweisung — утверждение
    • жесткие предложения — eine harte Aussage
  • befristetes Angebot
  • Briefkurs
  • B
  • Werbung
  • Brief
  • Anbot
  • proposition — заявка, оферта, пожелание, высказывание, движение
    • рассмотрение предложений — examen des propositions
    • избыточное предложение — offre excédentaire
    • следующие предложения — les suggestions suivantes
    • последнее предложение — la dernière phrase
    • следующее предложение — motion suivante
  • offre commerciale — коммерческое предложение
  • devis — котировка
  • demande en mariage
  • schéma — план
Читайте также:  Конспект урока глаголы отвечающие на вопросы что делать что сделать

Связь с другими словами

Слова заканчивающиеся на -предложение :

Гипо-гиперонимические отношения

Какой бывает предложение (прилагательные)?

Подбор прилагательных к слову на основе русского языка.

Что может предложение? Что можно сделать с предложением (глаголы)?

Подбор глаголов к слову на основе русского языка.

Источник

Урок по русскому языку на тему: «Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Обобщение». 2-й класс

Класс: 2

1. Обобщение знаний учащихся по теме.
2. Обогащение словарного запаса.
3. Развитие устной и письменной речи.
4. Развитие логического мышления и внимания.
5. Развитие интереса к родному языку.

ОБОРУДОВАНИЕ: картины для коллективной работы; карточки для индивидуальной работы; карточки для словарной работы; таблицы «Виды транспорта»; стихи.

1. Организационный момент:

— приветствие;
— запись числа в тетради.

2. Минутка чистописания.

— В каждом из слов пропущена одинаковая буква. Какая это буква? (Это буква «Я»).

м…ч
р…д
в…з
д…д…
н…н…
м…мл…

— Прочитайте полученные слова. Что общего у слов первого столбика? Что общего у слов второго столбика? Что общего у всех слов? Что обозначает слово «ВЯЗ»? (Большое дерево с крепкой древесиной). Кого называют «МЯМЛЕЙ»? (Вялого, нерешительного человека). Дайте характеристику букве «Я». С этой буквой мы и будем сейчас работать на чистописании.

— Определите закономерность данного ряда:

Яяб Яящ Яяв …

— Продолжите ряд до конца строки в тетради. Сколько звуков обозначает буква «Я» в наших словах? (Один гласный звук [а]). Почему? Прочитайте слова:

ЯБЛОКО, МОРЯК, МАЯК, РЯБИНА, ОБЕЗЬЯНА,

— Что общего? На какие две группы можно разбить эти слова? (Буква «Я» обозначает один звук, буква «Я» обозначает два звука). Запишите эти слова в два столбика, выделите под буквой «Я» соответствующие звуки. Ровные ли у вас получились столбики? (Нет). Допишите нужный столбик.

— Выпишите слово «МАЯК». Выполните звукобуквенный анализ слова.

3. Словарная работа.

— Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом, но оно зашифровано сразу в нескольких словах (слова оформлены в виде карточек). Отгадайте слово:

1) первая буква — это согласная в последнем слоге слова «КОМНАТА»
2) вторая буква — это согласная, два раза встречающаяся в слове «КВАРТИРА»
3) третья буква — это безударная гласная в слове «ЗАВТРАК»
4) четвертая буква — это первый звук в слове «МАЛИНА»
5) пятая буква — с неё начинается второй слог в слове «ОВЕС»
6) шестая буква — это последний гласный звук в слове «СОЛОМА»
7) седьмая буква — это согласный звук, который всегда зв., мяг. В слове «УРОЖАЙ»

— Какое слово зашифровано? «ТРАМВАЙ»

— Что общего у всех слов? (Сущ.). Прочитайте полученное слово по слогам, с ударением, выделяя каждый звук. Что можете сказать об этом слове? Какие ещё виды транспорта вы знаете?

АВТОБУС ТРОЛЛЕЙБУС МАШИНА АВТОМОБИЛЬ

— Чтение слов разными способами.

— Назовите одним словом ( , пассажирский, наземный).

ТРАНСПОРТ

— Какие ещё группы транспорта вы знаете? (Водный, воздушный).

— Составьте предложение с одним из новых словарных слов по схеме:

прил. Сущ. гл. где? или как?

-Найдите и подчеркните главные члены предложения. Назовите свои главные члены предложения. Назовите свои словосочетания. Чем отличается предложение от словосочетания?

4. Обобщение по частям речи.

— Какие части речи вы знаете?

— Наша речь состоит из слов. Все слова в русском языке являются какой-либо частью речи. А как же определить, к какой части речи относится слово? (Задать вопрос).

Читайте также:  Укажите глаголы 2 спряжения веять лаять чуять

4.1. Повторение имени существительного.

а) отгадайте, о какой части речи говориться в стихотворении, которое вам расскажет Саша?

Есть один седой старик,
Превращаться он привык
В шляпу, в бабушку, в котлеты,
В шапочку, слона, конфеты.
Словом, в разные предметы.
Ох! Давно живу я в мире этом!
Даю название предметам.

— О какой части речи говорилось? Как вы догадались? (Обозначает предметы). Правильно ребята:

Имя существительное
Очень удивительное,
На вопросы «КТО?» и «ЧТО?»
Отвечать оно должно.

б) коллективная работа по рисунку 5.

— Назовите, что вы видите? Что обозначают все эти слова? Назовите, одним словом. («МЕБЕЛЬ»). Задайте вопрос. Какой частью речи являются слова? Запишите в тетрадь общий вопрос, общее слово, два слова-предмета на выбор:

Пример: Что? — Мебель: шкаф, кровать.

в) индивидуальная работа по рядам (рисунки 6,7,8).

-У каждого ряда есть карточка. Задание: напишите по два слова с общим вопросом и общим словом для всех слов. Что обозначают все ваши слова? (Предметы). Какой частью речи являются слова?

г) работа по нахождению смысловой и логической связи слов.

собака-шерсть
щука — ?
щука оса девочка
р н ?
вечер — д лошадь- ?
кефир — ?
шиповник, смородина -?
клён, тополь — ? ?

— Задайте вопросы к парам и столбикам слов. К какой части речи относятся все слова? Что вы знаете об имени существительном.

4.2. Повторение имени прилагательного.

а) отгадайте, о какой части речи говориться в стихотворении, которое вам расскажет Снежана?

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.

— О какой части речи говорилось? Как вы догадались? (Украшает речь). Правильно ребята:

Чудное прилагательное знает весь свет,
Раскрасит как художница всякий предмет,
Ответит всегда на вопросы такие:
«КАКОЙ?», «КАКАЯ?», «КАКОЕ?», «КАКИЕ?».

б) Коллективная работа по схеме.

— Что может описывать имя прилагательное у предмета? (Признак). А какие признаки? (Форму, цвет, вкус, вещество, размер, запах, качество, характер…)

— Опишите предметы по вкусу:

По вкусу селёдка
Мёд
лимон
клюква

— Что получили, описывая предметы? (Словосочетания). Какие части речи использовали? Какая часть речи главная? Запишите одно словосочетание и укажите графическую связь.

Пример: Солёная селёдка.

в) индивидуальная работа по рядам (рисунки 9,10,11).

-У каждого ряда есть карточка. Задание: опишите предметы по своему признаку и запишите одно словосочетание в тетрадь, укажите графическую связь. Какой частью речи является главное слово? Какой частью речи является зависимое слово?

г) работа по нахождению смысловой и логической связи слов.

Стул – деревянный
Игла — ?
… руки
… осень
Сулит … горы
Холодный – горячий
Бедный — ?

— Задайте вопросы к парам и столбикам слов. К каким частям речи относятся слова? Слова какой части речи вы вставляли? Что вы знаете об имени прилагательном?

4.3. Повторение глагола.

а) отгадайте, о какой части речи говориться в стихотворении, которое вам расскажет Денис?

Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду –
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.

— О какой части речи говорилось? Как вы догадались? (Всё в действие придёт).

— Правильно, ребята. Знаете ли вы «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях»? От чего умерла царевна? Кто искал её повсюду? К кому за помощью обращался королевич Елисей? Отгадайте, к кому обращается Елисей в строчках, которые вам расскажет Даниил?

…, …! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного. (Ветер)

— Правильно. А что же такое ветер? (Это движение воздуха).

б) Коллективная работа по схеме (рисунки 12,13,14,15).

— Назовите, какие действия выполняет ветер по рисункам?

Читайте также:  Образуйте от глаголов все формы прошедшего времени класть

— Составьте предложение, используя схему. Запишите одно предложение на выбор. Подчеркните главные члены предложения.

Пример: Ветер надувает паруса.

в) индивидуальная работа по рядам (рисунки 16,17,18).

-У каждого ряда есть карточки. Задание: составьте предложения, запишите одно на выбор, подчеркните главные члены предложения.

г) самостоятельная работа по нахождению глаголов в тексте.

— Приготовьте ладошки. Услышав глагол, хлопните в ладоши. Итак, внимательно слушайте стихотворение, которое вам расскажет Ксюша. (Глаголы ребёнок выделяет голосом).

В понедельник я стирала
Пол во вторник подметала,
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч.
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила,
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья.

— С какой частью речи вы сейчас работали? Что же обозначают глаголы?

д) творческое задание в работе с глаголом.

-Назовите животных по схеме. Что скажите о них? Изобрази звуки животных, запиши действия предметов в схеме:

вороны (что делают?) …

свиньи (что делают?) …

лягушки (что делают?) …

коровы (что делают?) …

е) логическое задание в работе с глаголом.

-Замени каждый фразеологический оборот одним глаголом.

уносить ноги — ?

чесать языки — ?

-С какой частью речи вы сейчас работали? Что вы знаете о глаголе?

ж) инсценировка стихотворения.

-Ребята, послушайте стихотворение, которое вам расскажут Влад и Давид о том, как нельзя учить глаголы.

Я пришёл из школы,
Я учу глаголы…
Мне их выучить пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
«Кричать» — кричу,
«Вертеть» — верчу,
«Двигать» — двигаю,
«Прыгать» — прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел.
Открываю наш сосед…
(Он живёт над нами.)
Не причёсан, не одет –
В тапках и в пижаме.
Он кричит:
-Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?!
-Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет.
Я пришёл из школы
И учу глаголы…

-О какой части речи говорилось в стихотворении?

5. Закрепление по изученным частям речи.

-С какими частями речи мы сегодня работали? С какой частью речи связано имя прилагательное? А глагол? Что образуется при данных связях?:

Существительное + прилагательное Существительное + глагол
Словосочетание предложение

— Приведите примеры. Чем отличаются схемы? А что такое словосочетание? А что такое предложение?

5.1. Работа по нахождению смысловой и логической связи слов.

белить — г

— Что обозначают буквы второго столбика? (Части речи).

5.2. Самостоятельная работа по образованию от корня трёх изученных частей речи.

— Образуйте от корня сущ., прил., гл. (работа по вариантам).

— Что за слова у вас получатся? (Однокоренные). Какие условия необходимы для однокоренных слов? Итак, пробуйте свои силы.

— сказ — — сад —

-Сегодня наши первые уроки по частям речи закончились, но эти части речи имеют ещё множество секретов, которые нам предстоит открыть в следующих классах. А в заключение, Максим и Лиза расскажут вам стихи о весёлой и занимательной грамматике.

Грамматика, грамматика, —
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.

Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё!
Не составишь телеграмму
И открытку не отправишь,
Даже собственную маму
С днём рожденья не поздравишь!

Сколько правил! Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным и только!
Всё запомнишь, всё поймёшь!
Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!
Существительное – школа,
Просыпается – глагол,
С прилагательным — весёлый
Новый школьный день пришёл.

— На этом наш урок закончен, всем спасибо. Выставление оценок.

Источник