15 примеров словосочетаний “существительное+глагол”
В словосочетаниях «существительное+глагол» укажем подчинительную связь примыкания. Приведем примеры сочетаний этих слов.
Не все рядом стоящие слова могут составлять словосочетание. Напомним, какие слова называются словосочетанием.
Словосочетание — это синтаксическая единица, состоящая из двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью.
Более подробно об этом объясняется в статье «Что такое словосочетание?»
Самостоятельные слова могут быть связаны между собой тремя видами подчинительной связи,
например:
- золотой колос — согласование;
- иду с другом — управление;
- горячо спорил — примыкание.
Рассмотрим словосочетание, в котором главным словом является имя существительное, а глагол в неопределённой форме — зависимое слово, например:
В этом словосочетании существительное изменяется по падежам.
У меня появилось желание присесть .
У девушки нет желания присесть , как я ни предлагал.
Дедушка озабочен желанием присесть .
В разговоре с ним упомяну невзначай о своём желании присесть .
Глагол в форме инфинитива не имеет падежа, числа, рода, как существительное. Значит, эти слова соединяются не грамматически, а только по смыслу и интонацией, а также с помощью порядка слов. Сделаем вывод, что между ними существует подчинительная связь — примыкание.
Примыкание — вид подчинительной связи в словосочетании, при которой к главному слову присоединяются неизменяемые зависимые слова по смыслу.
При таком виде подчинительной связи в качестве главного могут выступать любые знаменательные части речи (существительные, глаголы, прилагательные, местоимения и пр.), а в качестве зависимого слова:
- наречия (Москва вечером ),
- несклоняемые прилагательные (юбка макси , конфеты драже , пирожное бизе );
- инфинитив (желание присесть ),
- деепричастие (свистеть играя ),
- сравнительная степень прилагательного (чай покрепче ).
Словосочетания «существительное+глагол»
В таких словосочетаниях существительное является главным словом. От него нельзя задать падежный вопрос к зависимому слову — инфинитиву. Существительное в таких парах слов чаще всего бывает отвлеченным по значению. В качестве главного слова могут использоваться существительные:
- желание
- стремление
- жажда
- решение
- право
- готовность
- умение
- возможность
- способ
- повод
- шанс
- талант
- привычка
- манера.
Примеры
Составим с ними сочетания с глаголами в форме инфинитива:
- желание прилечь, отдохнуть, уйти, спеть, плавать;
- стремление вернуться, остаться, спросить;
- жажда пить, познать, узнать, расспросить;
- решение отправиться, поехать, оставить, усыновить;
- право голосовать, избирать, отстранить;
- готовность узнать, назвать, предоставить;
- способность решать, спорить, доказать;
- умение рисовать, петь, танцевать, сочинять;
- возможность использовать, заметить, проявиться, найти;
- способ заработать, пришить, приготовить;
- повод обрадоваться, огорчиться, сомневаться, улыбаться;
- шанс заработать, выступить, победить, получить;
- талант сочинять, рисовать, изобразить, молчать;
- привычка шептать, свистеть, щёлкать пальцами, спрашивать;
- манера говорить, одеваться, шепелявить, картавить, ковылять.
Существительные «мастер», «любитель», «охотник» обладают модальным значением в словосочетаниях с глаголами:
- мастер рассказать, сочинить, приврать;
- охотник поговорить, потанцевать, спеть;
- любитель мастерить, путешествовать, бездельничать, погулять.
Смотрите примеры словосочетаний «глагол+существительное».
Источник
Урок по русскому языку на тему: «Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Обобщение». 2-й класс
Класс: 2
1. Обобщение знаний учащихся по теме.
2. Обогащение словарного запаса.
3. Развитие устной и письменной речи.
4. Развитие логического мышления и внимания.
5. Развитие интереса к родному языку.
ОБОРУДОВАНИЕ: картины для коллективной работы; карточки для индивидуальной работы; карточки для словарной работы; таблицы «Виды транспорта»; стихи.
1. Организационный момент:
— приветствие;
— запись числа в тетради.
2. Минутка чистописания.
— В каждом из слов пропущена одинаковая буква. Какая это буква? (Это буква «Я»).
м…ч р…д в…з | д…д… н…н… м…мл… |
— Прочитайте полученные слова. Что общего у слов первого столбика? Что общего у слов второго столбика? Что общего у всех слов? Что обозначает слово «ВЯЗ»? (Большое дерево с крепкой древесиной). Кого называют «МЯМЛЕЙ»? (Вялого, нерешительного человека). Дайте характеристику букве «Я». С этой буквой мы и будем сейчас работать на чистописании.
— Определите закономерность данного ряда:
Яяб Яящ Яяв … |
— Продолжите ряд до конца строки в тетради. Сколько звуков обозначает буква «Я» в наших словах? (Один гласный звук [а]). Почему? Прочитайте слова:
ЯБЛОКО, МОРЯК, МАЯК, РЯБИНА, ОБЕЗЬЯНА, |
— Что общего? На какие две группы можно разбить эти слова? (Буква «Я» обозначает один звук, буква «Я» обозначает два звука). Запишите эти слова в два столбика, выделите под буквой «Я» соответствующие звуки. Ровные ли у вас получились столбики? (Нет). Допишите нужный столбик.
— Выпишите слово «МАЯК». Выполните звукобуквенный анализ слова.
3. Словарная работа.
— Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом, но оно зашифровано сразу в нескольких словах (слова оформлены в виде карточек). Отгадайте слово:
1) первая буква — это согласная в последнем слоге слова «КОМНАТА»
2) вторая буква — это согласная, два раза встречающаяся в слове «КВАРТИРА»
3) третья буква — это безударная гласная в слове «ЗАВТРАК»
4) четвертая буква — это первый звук в слове «МАЛИНА»
5) пятая буква — с неё начинается второй слог в слове «ОВЕС»
6) шестая буква — это последний гласный звук в слове «СОЛОМА»
7) седьмая буква — это согласный звук, который всегда зв., мяг. В слове «УРОЖАЙ»
— Какое слово зашифровано? «ТРАМВАЙ»
— Что общего у всех слов? (Сущ.). Прочитайте полученное слово по слогам, с ударением, выделяя каждый звук. Что можете сказать об этом слове? Какие ещё виды транспорта вы знаете?
АВТОБУС | ТРОЛЛЕЙБУС | МАШИНА | АВТОМОБИЛЬ |
— Чтение слов разными способами.
— Назовите одним словом ( , пассажирский, наземный).
ТРАНСПОРТ |
— Какие ещё группы транспорта вы знаете? (Водный, воздушный).
— Составьте предложение с одним из новых словарных слов по схеме:
прил. Сущ. гл. где? или как? |
-Найдите и подчеркните главные члены предложения. Назовите свои главные члены предложения. Назовите свои словосочетания. Чем отличается предложение от словосочетания?
4. Обобщение по частям речи.
— Какие части речи вы знаете?
— Наша речь состоит из слов. Все слова в русском языке являются какой-либо частью речи. А как же определить, к какой части речи относится слово? (Задать вопрос).
4.1. Повторение имени существительного.
а) отгадайте, о какой части речи говориться в стихотворении, которое вам расскажет Саша?
Есть один седой старик,
Превращаться он привык
В шляпу, в бабушку, в котлеты,
В шапочку, слона, конфеты.
Словом, в разные предметы.
Ох! Давно живу я в мире этом!
Даю название предметам.
— О какой части речи говорилось? Как вы догадались? (Обозначает предметы). Правильно ребята:
Имя существительное
Очень удивительное,
На вопросы «КТО?» и «ЧТО?»
Отвечать оно должно.
б) коллективная работа по рисунку 5.
— Назовите, что вы видите? Что обозначают все эти слова? Назовите, одним словом. («МЕБЕЛЬ»). Задайте вопрос. Какой частью речи являются слова? Запишите в тетрадь общий вопрос, общее слово, два слова-предмета на выбор:
Пример: Что? — Мебель: шкаф, кровать.
в) индивидуальная работа по рядам (рисунки 6,7,8).
-У каждого ряда есть карточка. Задание: напишите по два слова с общим вопросом и общим словом для всех слов. Что обозначают все ваши слова? (Предметы). Какой частью речи являются слова?
г) работа по нахождению смысловой и логической связи слов.
собака-шерсть щука — ? | щука оса девочка р н ? | вечер — д лошадь- ? кефир — ? | шиповник, смородина -? клён, тополь — ? ? |
— Задайте вопросы к парам и столбикам слов. К какой части речи относятся все слова? Что вы знаете об имени существительном.
4.2. Повторение имени прилагательного.
а) отгадайте, о какой части речи говориться в стихотворении, которое вам расскажет Снежана?
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
— О какой части речи говорилось? Как вы догадались? (Украшает речь). Правильно ребята:
Чудное прилагательное знает весь свет,
Раскрасит как художница всякий предмет,
Ответит всегда на вопросы такие:
«КАКОЙ?», «КАКАЯ?», «КАКОЕ?», «КАКИЕ?».
б) Коллективная работа по схеме.
— Что может описывать имя прилагательное у предмета? (Признак). А какие признаки? (Форму, цвет, вкус, вещество, размер, запах, качество, характер…)
— Опишите предметы по вкусу:
По вкусу | селёдка |
Мёд | |
лимон | |
клюква |
— Что получили, описывая предметы? (Словосочетания). Какие части речи использовали? Какая часть речи главная? Запишите одно словосочетание и укажите графическую связь.
Пример: Солёная селёдка.
в) индивидуальная работа по рядам (рисунки 9,10,11).
-У каждого ряда есть карточка. Задание: опишите предметы по своему признаку и запишите одно словосочетание в тетрадь, укажите графическую связь. Какой частью речи является главное слово? Какой частью речи является зависимое слово?
г) работа по нахождению смысловой и логической связи слов.
Стул – деревянный Игла — ? | … руки … осень Сулит … горы | Холодный – горячий Бедный — ? |
— Задайте вопросы к парам и столбикам слов. К каким частям речи относятся слова? Слова какой части речи вы вставляли? Что вы знаете об имени прилагательном?
4.3. Повторение глагола.
а) отгадайте, о какой части речи говориться в стихотворении, которое вам расскажет Денис?
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду –
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.
— О какой части речи говорилось? Как вы догадались? (Всё в действие придёт).
— Правильно, ребята. Знаете ли вы «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях»? От чего умерла царевна? Кто искал её повсюду? К кому за помощью обращался королевич Елисей? Отгадайте, к кому обращается Елисей в строчках, которые вам расскажет Даниил?
…, …! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного. (Ветер)
— Правильно. А что же такое ветер? (Это движение воздуха).
б) Коллективная работа по схеме (рисунки 12,13,14,15).
— Назовите, какие действия выполняет ветер по рисункам?
— Составьте предложение, используя схему. Запишите одно предложение на выбор. Подчеркните главные члены предложения.
Пример: Ветер надувает паруса.
в) индивидуальная работа по рядам (рисунки 16,17,18).
-У каждого ряда есть карточки. Задание: составьте предложения, запишите одно на выбор, подчеркните главные члены предложения.
г) самостоятельная работа по нахождению глаголов в тексте.
— Приготовьте ладошки. Услышав глагол, хлопните в ладоши. Итак, внимательно слушайте стихотворение, которое вам расскажет Ксюша. (Глаголы ребёнок выделяет голосом).
В понедельник я стирала
Пол во вторник подметала,
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч.
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила,
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья.
— С какой частью речи вы сейчас работали? Что же обозначают глаголы?
д) творческое задание в работе с глаголом.
-Назовите животных по схеме. Что скажите о них? Изобрази звуки животных, запиши действия предметов в схеме:
вороны (что делают?) … свиньи (что делают?) … лягушки (что делают?) … коровы (что делают?) … |
е) логическое задание в работе с глаголом.
-Замени каждый фразеологический оборот одним глаголом.
уносить ноги — ? чесать языки — ? |
-С какой частью речи вы сейчас работали? Что вы знаете о глаголе?
ж) инсценировка стихотворения.
-Ребята, послушайте стихотворение, которое вам расскажут Влад и Давид о том, как нельзя учить глаголы.
Я пришёл из школы,
Я учу глаголы…
Мне их выучить пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
«Кричать» — кричу,
«Вертеть» — верчу,
«Двигать» — двигаю,
«Прыгать» — прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел.
Открываю наш сосед…
(Он живёт над нами.)
Не причёсан, не одет –
В тапках и в пижаме.
Он кричит:
-Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?!
-Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет.
Я пришёл из школы
И учу глаголы…
-О какой части речи говорилось в стихотворении?
5. Закрепление по изученным частям речи.
-С какими частями речи мы сегодня работали? С какой частью речи связано имя прилагательное? А глагол? Что образуется при данных связях?:
Существительное + прилагательное | Существительное + глагол |
Словосочетание | предложение |
— Приведите примеры. Чем отличаются схемы? А что такое словосочетание? А что такое предложение?
5.1. Работа по нахождению смысловой и логической связи слов.
белить — г — Что обозначают буквы второго столбика? (Части речи). 5.2. Самостоятельная работа по образованию от корня трёх изученных частей речи. — Образуйте от корня сущ., прил., гл. (работа по вариантам). — Что за слова у вас получатся? (Однокоренные). Какие условия необходимы для однокоренных слов? Итак, пробуйте свои силы.
-Сегодня наши первые уроки по частям речи закончились, но эти части речи имеют ещё множество секретов, которые нам предстоит открыть в следующих классах. А в заключение, Максим и Лиза расскажут вам стихи о весёлой и занимательной грамматике.
Она трудна, но без неё Сколько правил! Правил сколько! — На этом наш урок закончен, всем спасибо. Выставление оценок. Источник существительное прилагательное глагол предложение ассоциация LiveInternetLiveInternet—Музыка—Метки—Рубрики
—Фотоальбом—Стена—Поиск по дневнику—Подписка по e-mail—СтатистикаЧАСТИ РЕЧИ: СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ГЛАГОЛ |
Четверг, 03 Сентября 2015 г. 21:08 + в цитатник
Что же такое имя существительное?
Существуют слова, отвечающие
на вопрос кто? (кого? кому? кем? о ком?)
и обозначающие людей и животных.
Также существуют слова, отвечающие на вопрос
что? (чего? чему? чем? о чем?) и обозначающие предметы.
Все эти слова являются самостоятельными частями речи и
называются именами существительными.
Кстати, в науке о языке всё, что отвечает на вопрос кто? или что? называют предметом .
Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и обозначающие людей и животных являются одушевленными.
Например: мужчина, ёж .
Остальные имена существительные, отвечающие на вопрос что? являются неодушевленными.
Например: цветок, снег .
Слова, которые обозначают черты характера, различные чувства и настроения – тоже имена существительные. Они отвечают на вопрос что?
Например: огорчение, радость, гнев, любовь .
Какие имена существительные пишутся с заглавной буквы?
– имена, отчества и фамилии людей;
– клички животных;
– географические (реки, города, моря, населенные пункты и т.д.);
– астрономические названия (планеты, звезды, галактики)…
Всё это собственные имена существительные .
Например: Иванов Иван Иванович, река Ока, город Москва, планета Земля и т.д.
Имена существительные могут быть в единственном или множественном числе. Это выражается в окончании.
Например: книг а – книг и , цвет ок – цвет ы .
Г лагол – это часть речи, обозначающая действие предмета и отвечающая на вопросы:
что делать? что сделать?
что делает? что сделает?
что делают? что сделают?
что делал? что сделал?
что делали? что сделали?
что будут делать?
Примеры:
( что делать? ) – ходить ;
( что сделать? ) – убежать ;
( что делает? ) – радуется ;
( что делают? ) – снуют ;
( что делал? ) – смеялся ;
( что будет делать? ) – веселиться .
Частица не с глаголами пишется раздельно: не вырывается, не доносится .
Действия, которое обозначают глаголы, может происходить в разное время:
- в настоящем времени – в момент речи т.е.: я рассказываю историю ;
- в будущем времени – после момента речи: я расскажу историю ;
- в прошедшем времени – до момента речи: я рассказала историю .
Если слово обозначает действие одного предмета – то оно отвечает на вопрос что делает? и являетсяглаголом в форме единственного числа: стоит, висит . Если слово обозначает действие двух и более предметов – оно отвечает на вопрос что делают? и является глаголом в форме множественного числа.
Глаголы во множественном числе имеют окончания –и , -ем ( -ём ), -им , -ете ( -ёте ), — ите , -ут ( -ют ), -ат ( -ят ).
Мяч (что делает?) прыга ет – единственное число ; Мячи (что делают?) прыга ют – множественное число .
Глаголы, отвечающие на вопросы « что дела ть ?», « что сдела ть ?», пишутся через мягкий знак. Например, что дела ть ? – весели ть ся .
Все остальные глаголы, отвечающие на вопросы « что делае т ?», « что сделае т ?» и подобные, пишутся без мягкого знака. Например, что делае т ? – весели т ся .
Имя прилагательное – это часть речи,
обозначающая признак, и отвечающая на вопросы:
- какой? какая? какое? какие?
- каков? какова? каково? каковы?
- чей? чья? чье? чьи?
Например:
Высокий дом – дом какой? – высокий – прилагательное.
Маленький ребенок – ребенок какой? – маленький – прилагательное.
Имена прилагательные могут употребляться в разных формах:
береза какая? – белая, тонкая ,
береза какова? – бела, тонка ,
Формы имен прилагательных, отвечающие на вопросы каков? какова? каковы? , чаще всего употребляются в произведениях устного народного творчества.
Например:
Уродитесь, бобы ,
Велики и круты ,
В поле густы ,
На столе вкусны .
Обычный порядок слов – это прилагательное + существительное : белая береза .
При необычном порядке слов – существительное + прилагательное – имена прилагательные берут на себя основную смысловую нагрузку:
Земелька черная , а хлеб белый родит.
Слова, обозначающие признак одного предмета – отвечают на вопрос какой? какая? какое? – используются с именами существительными в единственном числе: зеленый шарик .
Слова, обозначающие признак двух или нескольких предметов – отвечают на вопрос какие? – используются соответственно с именами существительными во множественном числе: зеленые шарики .
Слова, противоположные по смыслу иначе называются антонимы. Например: Зимой ночь длинная , а день короткий .
Некоторые имена прилагательные называются синонимами, т.к. они близки по смыслу. Например: смелый – храбрый, длинный – долгий.
Рубрики: | ВОСПИТАНИЕ,ОБУЧЕНИЕ/ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ |
Метки: русский язык учимся
Процитировано 13 раз
Понравилось: 1 пользователю
Источник
Тема: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
тест по русскому языку на тему
Выбрать верное суждение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
test_sushch.docx | 12.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
1. Укажите правильное утверждение:
а) одушевлённые имена существительные отвечают на вопросы кто? кого? кому?;
б) имена существительные чаще являются главным членом предложения – сказуемым;
в) имена существительные обозначают предметы, животных, времена года, явления природы.
2. Укажи неправильное утверждение:
а) глаголы отвечают на вопросы — что делать? Что делает? Что сделает?; имена прилагательные отвечают на вопросы — какой? Какая? Какое?;
б) глаголы и имена прилагательные изменяются по числам;
в) (Кто?) Петя (что делал?) играет на (какое?) футбольном поле.
3. Подчеркните в тексте имена существительные.
В лесу росла пушистая ёлка. Летом дети искали под ёлкой грибы. Лютой зимой срубили красавицу ёлку и привезли в школу.
4. Укажи в тексте глаголы.
Настала зима. Пушистый снег укрыл землю. На окнах мороз разрисовал узоры. В саду стоит столик для птиц. Катя сыпала в него корм.
5. Выбери из текста имена прилагательные.
Рощами называют небольшие леса. Есть сосновые, дубовые рощи. Чудесная берёзовая роща за селом! Как там хорошо! Стучат пёстрые дятлы. Свищут шустрые синицы. Пахнут душистые ландыши.
6. Укажи синонимы слову ТРУСЛИВЫЙ:
1) слабый
2) смелый
3) беззащитный
4) спокойный
5) озорной
6) боязливый
7) сильный
8) плохой
9) грозный
7. Укажите антонимы к слову ОТЛИЧНЫЙ:
1) плохой
2) умный
3) хороший
4) старый
5) прекрасный
6) мировой
7) дурной
8) скверный
9) глупый
8. Выбери подходящие по смыслу слова для следующих предложений.
а) Возле дорожки выросла … ель.
б) По узкой тропке … заяц.
в) Испекла … румяный колобок.
Слова для справок: пушистая, бегал, внучка, кудрявая, старуха, скакал, гулял.
Источник