Меню

существительные беглый гласный в суффиксе 4 класс



Урок русского языка по теме «Существительные. Беглый гласный»

Продолжительность занятия: 40 минут.

Класс: четвёртый.

Образовательное учреждение – МОУ «Кривошеинская средняя общеобразовательная школа».

Учебно-методическое обеспечение: Русский язык (учебник) II и III части, авторы Каленчук М.Л. и др., рабочие тетради.

Авторский медиапродукт:

  • Среда: программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, текстовый редактор Microsoft Word.
  • Вид мадиапродукта: наглядная презентация учебного материала.

Задачи занятия:

  • Образовательные– познакомить учащихся с написанием уменьшительно-ласкательных суффиксов -чик-, -ик- и -ек- в именах существительных; формировать умение правильно писать буквы и и е в этих суффиксах, основываясь на беглость гласной.
  • Развивающие – способствовать развитию познавательных и творческих способностей учащихся, их способностей к самообучению.
  • Воспитательные — формировать коммуникативные и организаторские умения, умение работать в коллективе, взаимодействовать как со взрослыми, так и со сверстниками.

План занятия

Этапы занятия

Временная реализация

№ кадра

Минутка красивого письма

Формулирование темы и задач урока

Введение нового материала

Ход занятия

I. Психологическая установка (Слайд 1, 2, приложение)

У. Сейчас у нас урок русского языка. Читаем вместе установку на урок.

Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работайте старательно,
Слушайте внимательно.

II. Минутка красивого письма (Слайд 3, приложение)

У. На минутке красивого письма напишем три буквы. Первая буква является глухой парной согласной в суффиксе слова карманчик. Какая это буква?

Д. Это буква к.

У. Вторая буква обозначает гласный звук в слове листик. Какая это буква?

Д. Это буква и.

У. Третья буква обозначает гласный звук в слове орешек. Какая это буква?

Д. Это буква е.

У. Определите порядок следования букв в данном ряду: (Слайд 4, приложение)

Д. В каждой ячейке этого ряда написано по одной букве к. Количество букв и уменьшается на одну при каждом повторе, а количество букв е увеличивается на одну.

У. Продолжите данный ряд в тетради до конца строки.

III. Формулирование темы и задач урока

У. Откройте содержание тем уроков и найдите название новой темы.

Д. (Слайд 5, приложение) Существительные. Беглый гласный.

У. Что такое беглый гласный?

Д. Беглый гласный – это гласный который исчезает из какой-то части слова, при изменении формы слова.

У. Обратите внимание на имена существительные, которые мы использовали для написания гласных букв. Чем похожи имена существительные?

Д. Имена существительные имеют одинаковый состав.

У. Чем отличаются суффиксы этих имён существительных?

Д. В слове карманчик суффикс -чик-, листик – суффикс -ик-, а в слове орешек – -ек-.

У. Можете ли вы сейчас объяснить, почему эти суффиксы имеют разные гласные буквы?

Д. Нет.

У. Над чем нам предстоит поработать на уроке?

Д. Сегодня будем работать над написанием гласных и и е в суффиксах -чик-,-ик- и -ек-.

У. Чему мы должны научиться на уроке?

Д. В каких словах нужно писать в суффиксе букву и, а в каких – е.

У. А зачем вам это знать?

Д. Чтобы правильно писать слова с суффиксами -чик-, -ик- и -ек-.

У. Познакомимся с написанием уменьшительно-ласкательных суффиксов -чик-, -ик- и -ек- в именах существительных. Будем формировать умение правильно писать буквы и и е в этих суффиксах, основываясь на беглость гласной. (Слайд 6, приложение)

IV. Актуализация знаний

У. Что такое суффикс?

Д. Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня. При помощи суффиксов образуются новые слова.

У. Что могут называть существительные с помощью суффиксов -ник-?

Д. Существительные могут называть:

  1. какую-либо территорию, пространство, место: малинник;
    ёмкость, вместилище чего-либо: салатник;
    растения: боярышник.
  2. Лиц мужского пола: сказочник.

V. Введение нового материала

У. Можете вы сейчас сказать какую роль играет беглый гласный в написании и или е в уменьшительно-ласкательных суффиксах существительных?

Д. Трудно.

У. Хотите прочитать правило или будете добывать знания самостоятельно?

Д. Знания будем добывать самостоятельно.

У. Почему?

Д. Лучше запоминается изучаемый материал.

У. Откройте Обратный словарь на К, на ЧИК, а затем на ЕК. Выпишите столбиком по два слова: (Слайд 7, приложение)

  • Суффикс -чик- – обозначает род деятельности человека.
  • Суффикс -чик- – уменьшительно-ласкательный.
  • Суффикс -ик- – уменьшительно ласкательный.

Выпишите шесть слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом -ек-. Суффиксы выделите.

Сравните суффиксы существительных. Почему в некоторых словах в суффиксах пишется буква и, а в некоторых – е? Можете определить?

Читайте также:  пример имени существительного в именительном падеже

Д. Трудно.

У. В какой форме находятся эти слова?

Д. В форме именительного падежа единственного числа.

У. А теперь рядом напишите слова, поставив их в форму именительного падежа множественного числа. Выделите суффиксы.

У. Что у вас получилось? Прочитайте.

Д. Докладчик – докладчики

У. Что вы заметили в написании суффиксов?

Д. У существительных с суффиксами -чик- и -ик- при изменении формы слова гласная и осталась в суффиксе, а у существительных с суффиксом -ек- гласная е исчезла.

У. Какой вывод можно сделать о написании букв и и е в суффиксах существительных -чик, -ик- и -ек- с уменьшительно-ласкательным значением ?

Д. В суффиксах существительных с уменьшительно-ласкательным значением пишется буква и, если при изменении формы слова в суффиксе сохраняется гласный, а если при изменении формы слова гласный исчезает, то пишется буква е. (Слайд 8, приложение)

VI. Динамическая пауза

У. Я буду называть существительные с суффиксами -чик-, -ик- и -ек-, а вы должны хлопнуть в ладоши, если нужно писать букву и, а если нужно писать е, то вам надо потопать ногами.

Ящичек, ключик, мячик, котёночек, листик, лесочек, чубчик, песочек, листочек, моточек, тюльпанчик, сыночек, газончик, грибочек, орешек, газончик, пенёчек, голубочек, ягнёночек, кипяточек.

У. Трудно ли было определять гласный в суффиксах имён существительных?

Д. Иногда было трудно.

У. Почему?

Д. Мало работали над этой темой?

VI. Закрепление

У. Давайте закрепим полученные знания. Откройте учебник на странице 81. Прочтите подсказку Летучей Мыши.

Подтвердилось ли наше открытие?

Д. Да, мы были правы.

У. А теперь прочитаем ещё раз на слайде (Слайд 8, приложение) правило и постараемся запомнить, сделав схему этого правила. (Слайд 9, приложение)

У. Выполните в парах упражнение 81.

У. Проверим выполненное задание.

Д. Лист – листик, листики – суффикс -ик-.

Орех – орешек, орешки – суффикс -ек-.

Бант – бантик, бантики –суффикс -ик-.

Карман – карманчик, карманчики –суффикс -ик-.

Вьюнок – вьюночек, вьюночки – суффикс -ек-.

Шкаф – шкафчик, шкафчики; шкафик, шкафики – суффикс -ик-.

Платок – платочек, платочки – суффикс -ек-.

Горох – горошек, горошки – суффикс -ек-.

Зуб – зубик, зубики; зубчик, зубчики – суффикс -ик-.

VII. Рефлексия.

У. Как чувствовали себя на уроке: комфортно или дискомфортно?

У. Какие новые знания получили на уроке?

У. Какие затруднения испытывали?

У. Кто помог справиться с трудностями?

У. Молодцы, ребята! Спасибо за работу на уроке.

Источник

Беглые гласные в корне, суффиксе и приставке. Примеры слов

Приведем при­ме­ры слов с бег­лы­ми глас­ны­ми «о», «е» в корне, суф­фик­се и при­став­ке слов раз­ных частей речи.

Что такое беглые гласные?

При изме­не­нии фор­мы слов или при обра­зо­ва­нии новых слов в раз­ных мор­фе­мах может про­ис­хо­дить заме­на одних глас­ных или соглас­ных зву­ков дру­ги­ми. Это назы­ва­ет­ся чере­до­ва­ни­ем. Поинтересуемся при­ме­ра­ми чере­до­ва­ний глас­ных и соглас­ных зву­ков.

Иногда чере­до­ва­ние глас­ных «о» и «е» может про­ис­хо­дить с нулем зву­ка. Это зна­чит, что в сло­ве или его фор­ме меж­ду соглас­ны­ми может появить­ся глас­ный «о» или «е» там, где его рань­ше не было, или, наобо­рот, исчез­нуть. Речь идет о бег­лых глас­ных, напри­мер:

  • р о в — нет чего? рва;
  • палат­ка — мно­го чего? палат о к;
  • короб о к — грань чего? короб­ка;
  • двор е ц — сту­пе­ни чего? двор­ца;
  • чело­веч е к — силу­эт кого? чело­веч­ка.

Примеры беглых гласных в корне

Беглые глас­ные «о», «е» наблю­да­ем в корне суще­стви­тель­ных в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла:

Пары суще­стви­тель­ных в фор­мах име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла име­ют бег­лые глас­ные, напри­мер:

В крат­ких фор­мах един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных отме­тим появ­ле­ние бег­лых глас­ных:

При обра­зо­ва­нии новых слов в корне могут появ­лять­ся или исче­зать бег­лые глас­ные:

  • глян е ц — глян­це­ви­тый;
  • меш о к — меш­ко­ва­тый;
  • окно -ок о шко;
  • игла — иг о лоч­ка, иг о льный;
  • сто — с о тня, с о тен­ная, с о тый;
  • з о в — звать;
  • брать — поб о ры.

Примеры слов с беглыми гласными в приставке

Если при­став­ка закан­чи­ва­ет­ся на соглас­ный, а корень сло­ва часто пред­став­ля­ет собой скоп­ле­ние двух или более соглас­ных, то для удоб­ства про­из­но­ше­ния, в при­став­ке появ­ля­ет­ся бег­лый глас­ный «о», напри­мер:

Читайте также:  словарный диктант буквы е и в окончаниях существительных

Примеры слов с беглыми гласными в суффиксе

Укажем сло­во­фор­мы раз­ных частей речи, в кото­рых име­ют­ся бег­лые глас­ные в суф­фик­сах:

Источник

Конспект урока русского языка «Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов», 4 класс, ПНШ
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Конспект урока русского языка

Скачать:

Вложение Размер
Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов 60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Тема урока: «Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов».

Цели урока: научиться видеть орфограмму в суффиксах слов, узнать о существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

  • предметные : научатся видеть орфограмму в суффиксах существительных, знать в каких суффиксах пишется гласная И, а в каких суффиксах пишется гласная Е, уметь образовывать новые формы слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
  • личностные: формирование положительной мотивации к учению, уважительного отношения к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.

Тип урока: УИПЗЗ

Оборудование: учебник русского языка (М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, 4кл., 3 часть), презентация.

Этап урока. Методы и приёмы.

Содержание урока. Деятельность учителя

Планируемые результаты (УУД)

Приветствовать учителя, настраиваться на работу.

Р: настраиваться на работу.

Постановка учебной задачи и её решение

Практич.: устное задание.

Словесн.: анализ пословицы.

Словесн.: определять орфограмму, отвечать на вопросы.

Словесн.: определять тему и цель урока.

— Ребята, посмотрите на доску.

— Прочитайте пословицу (Урок – это замоч…к, к которому нужно подобрать ключ…к.)

— Как вы понимаете смысл этой пословицы?

— А что у нас на уроке будет замочком?

— А вы хотите сегодня подобрать ключик к замочку?

— Хорошо! Тогда, обратите внимание, в этой пословице есть слова с пропущенными буквами.

— Что это за слова? (замоч е к, ключ и к)

— А в какой части слова пропущена орфограмма? (суффикс)

— Что такое суффикс? (часть слова после корня, служит для образования новых слов)

— Какое значение имеет этот суффикс? (уменьшительно-ласкательное)

— А есть ли ещё, ребята, суффикс похожий по звучанию с таким же значением? (-чик-)

— Вставьте, пожалуйста, пропущенные гласные в суффиксах слов.

— Какие буквы вставили?

— Ребята, наши мнения разошлись. А почему?

— Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться?

— Какова будет цель нашего урока?

— А зачем нам это надо?

— Сегодня на уроке мы познакомимся с написанием уменьшительно – ласкательных суффиксов в существительных. Будем формировать умение правильно писать гласные И, Е в суффиксах – ик-, -ек-, -чик-.

Читать и анализировать пословицу.

Отвечать на вопросы.

Находить орфограммы и определять в какой части слова они пропущены.

Давать определение значению суффикса.

Определять тему и цель урока.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения.

Решение частных задач

Практич.: работа со словарём, письменное задание.

Практич.: работа с учебником, письменное упражнение.

Словесн.: фронтальная проверка.

Практич.: письменное упражнение.

Словесн.: фронтальная проверка.

Практич.: чтение правила, анализ правила.

Практич.: работа со словарём, письменное задание.

Словесн.: фронтальная проверка.

— Откройте обратный словарь на –К, на –чик.

— Выпишите в три столбика по пять слов: 1 столбик) суффикс –чик- означает род деятельности человека; 2 столбик) суффикс –чик- уменьшительно-ласкательный; 3 столбик) суффикс –ик- уменьшительно-ласкательный.

— Выделите в этих словах суффикс.

— Теперь откройте учебники на странице 80, прочитайте слова в упражнении 80.

— Вам нужно будет от этих слов с помощью суффиксов –чик- и –щик- образовать существительные, называющие профессию человека или какой-либо род деятельности.

— Выполняйте задание письменно.

— Выделяйте суффиксы в словах.

— Давайте проверим, какие слова вы образовали (буфетчик, забойщик, каменщик, барабанщик, водопроводчик, газетчик, фонарщик, обманщик, мебельщик, ракетчик).

— Какое из полученных слов обозначает не род деятельности человека и не его профессию, а нравственное качество человека (обманщик)

— Как можно назвать суффиксы –чик- и –щик- в этих словах: суффиксы-синонимы или суффиксы-омонимы?

— Выполним упражнение 81.

— Запишите слова в столбик.

— Теперь при помощи суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением –ик-, -чик-, -ек- образуйте родственные слова и запишите рядом.

— Запишите их сначала в форме И.п. ед.ч., а затем в форме И.п. мн.ч.

— Давайте по цепочке проверим, слова, которые вы образовали (листик, листики; орешек, орешки; бантик, бантики; карманчик, карманчики; вьюночек, вьюночки; шкафчик, шкафчики; ящичек, ящички; шарфик, шарфики; платочек, платочки; горошек, горошки; зубик, зубки.)

— В каких словах происходит чередование согласных в корнях? (орешек, вьюночек, ящичек, платок, горох)

— Подчеркните чередующуюся согласную в словах.

— Ребята, посмотрите на слова на цветном фоне, правда ли, что от них можно образовать по два разных слова с уменьшительно-ласкательным суффиксами? (верно – шкафчик, шкафик; зубчик, зубик)

— Теперь прочитайте вывод на странице 81.

— Что вы узнали их этого правила? (что в суффиксах с уменьшительно-ласкательным значением пишется буква И, если при изменении формы слова в суффиксе сохраняется этот гласный, буква Е пишется, если при изменении слова из суффикса исчезает гласный И)

— Теперь проведём игру и немного отдохнём, игра называется «Дотянись до звёзд».

— Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох…

— Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звёздами. — Посмотрите на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется у вас с мечтой, желанием что-либо иметь или кем-либо стать…

— Теперь откройте глаза и протяните руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно сможете достать рукой свою звезду. Снимите её с неба и бережно держите перед собой в ладонях.

— Теперь продолжим работу.

— Выполним упражнение 82.

— Откройте обратный словарь на –к, на –ек.

— Просмотрите столбик до конца страницы.

— Какая орфограмма выделена голубым цветом?

— В какой части слова она находится?

— Запишите в столбик первые три слова с этой орфограммой.

— Выделите ту часть слова, в которой находится орфограмма.

— Рядом с этими словами запишите формы Р.п. ед.ч.

— Теперь посмотрите на правило ниже.

— Посмотрите, как было образовано слово «уголёчек».

— Правильно ли вы выделили суффиксы в записанных словах?

Работать с обратным словарём, выделять суффиксы в выписанных словах.

Работать над письменным упражнением, образовывать слова с помощью суффиксов.

Проверять выполненное задание.

Отвечать на вопросы.

Работать над письменным упражнением, образовывать родственные слова при помощи суффиксов, по цепочке проверять выполненное задание.

Отвечать на вопросы учителя.

Читать правило в учебнике, анализировать его.

Принимать участие в физминутке.

Работать с обратными словарями, выписывать слова, выделять в них орфограмму.

Читать правило в учебнике, делать вывод.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем.

П: дополняют и расширяют знания.

П.: выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: адекватно воспринимают оценку учителя.

Итог урока. Рефлексия

Словесн.: ответы на вопросы, подведение итогов.

— Подведём итог урока.

— Чему вы научились сегодня на уроке?

— Что нового узнали?

— Нарисуйте на полях цветок и раскрасьте его ярким цветом, если вы поняли тему урока и правильно выполняли задания.

— Раскрасьте его тёмным цветом, если вы не поняли тему урока и допускали ошибки при выполнении заданий.

— У кого какого цвета получился цветок?

— Спасибо за урок!

Отвечать на вопросы, анализировать свою работу на уроке, рисовать цветок и раскрашивать его цветом, в зависимости от своей работы на уроке.

Р: понимание причин успехов в учебе, осуществляют итоговый контроль по результатам работы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беглые гласные в суффиксах слов .

Давала открытый урок на тему : «Безударные гласные в корне слова».

Конспект урока по русскому языку «Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов» 4 класс ПНШ.

Презентация к уроку по русскому языку «Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов» 4 класс ПНШ.

Цель: учить учащихся находить орфограмму в корне слова, развивать умение подбирать проверочное слово и обосновывать правильность проверяемого, закреплять правописание словарных слов, развивать внимани.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗКАТема: «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О — беглые гласные»Цели деятельности учителя: формирование знаний о беглости гласных.

Урок по теме «Безударные гласные в корне слова» по учебнику А.В. Поляковой.

Источник