Меню

существительные мужского рода 2 склонения с нулевым окончанием примеры



Склонение имен существительных

Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам, или склонением.

Существительные бывают 1, 2 и 3-го склонения:

1. К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями -а , -я в именительном падеже.

Например: пап а , мам а , Кат я , Пет я , краск а .

2. Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием — и среднего рода с окончаниями -о , -е .

Например: стол , луг , король , облак о , солнц е .

3. К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конценулевым окончанием — ).

Например: пристань , рожь , соль , ель .

Чтобы определить склонение имени существительного, надо:

  • поставить слово в именительный падежединственного числа (т.е. в начальную форму)
  • определить род имени существительного и выделить окончание в начальной форме
  • по роду и окончанию определяем склонение.

на дороге — (дорог а — ж.р.) — 1-е скл.

по асфальту — (асфальт -м. р.) — 2-е скл.

на площадях — (площадь — ж.р.) — 3-е скл.

Изменение по падежам (склонение) имен существительных разных склонений:

Слова первого склонения

Падежи Слова второго склонения Слова третьего склонения
женский род мужской род мужской род средний род женский род
И. п. земл я пап а конь окн о степь
Р. п. земл и пап ы кон я окн а степ и́
Д. п. земл е пап е кон ю окн у степ и
В. п. земл ю пап у кон я окн о степь
Т. п. земл ёй пап ой кон ём окн ом степь ю
П. п. о земл е о Пет е о кон е об окн е о степ и

Безударные окончания имен существительных одного и того же склонения в разных падежах пишутся также, как и ударные. Более подробно смотри здесь — Правописание безударных окончаний имен существительных.

В русском языке существуют слова, имеющие необычные склонения. Это:

Подробнее об их склонениях ты сможешь узнать, перейдя по нужной ссылке.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

Конспект урока «Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Конспект урока русского языка по учебнику Поляковой А.В. 3 класс (программа Занкова Л.В.), построен на интересном материале о весенних цветах.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_a8.04.06.doc 51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

(по учебнику А.В.Поляковой),

проведённого в 3-а классе

МОУ СОШ №7 г.Липецка.

Учитель: Мигунова Е.Н.

Тема: Склонение имён существительных мужского рода

с нулевым окончанием.

Цели: 1. Познакомить со склонением существительных мужского

рода с нулевым окончанием, учить самостоятельно вы-

являть орфограмму; закреплять правописание окончаний

существительных 1 склонения, умение работать с текстом.

2. Развивать орфографическую зоркость, речь, логическое

мышление, творческие способности, интерес к познанию.

3. Воспитывать любовь и уважение к русскому языку, при-

роде, искусству; чувство прекрасного.

Оборудование: плакат с кроссвордом «Птицы», иллюстрации ве-

сенних цветов, карточки для групповой работы, листы

с текстом для индивидуальной работы, плакат с оконча-

ниями существительных 2 склонения, со словами для

творческой работы, кассета с записью произведения

П.И.Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года»,

Ι. Организационный момент.

— Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Ι Ι.Словарная работа.

— Наш урок, как всегда, начнём со словарной работы по теме «Птицы», только проведём её необычно — в форме кроссворда на доске, а в тетрадях – как всегда. Все слова в кроссворде расположены по вертикали, задания будут в виде загадок.

1. Говорят, что он воришка,

Этот серенький мальчишка,

И шумлив, и драчлив,

Всё щебечет: «Чьи, вы, чьи?» ( воробей )

2. Прилетел к нам, наконец,

Лучший наш лесной певец.

Дни и ночи напролёт

Голосисто он поёт. (соловей)

3. Всех я за день навещу,

Всё, что знаю, растрещу.

А зовут её ……………… (сорока)

4. Носит серенький жилет,

Но у крыльев чёрный цвет.

Видишь, кружат 10 пар

И кричат: «Карр, карр, карр!» (воробей)

5. Между небом и землёй

Над просторами родными,

Что за птица вьётся? (жаворонок)

б). Постановка ударения, выделение непроверяемых безударных гласных;

в). Определение части речи, рода, склонения;

— По какому признаку объединены слова?

— На какие две группы можно разделить эти слова?

— Какое слово получили по вертикали? (весна)

Значит, наш сегодняшний урок мы посвящаем ей – весне!

Весна – замечательное, прекрасное время года, время пробуждения и оживления природы после зимнего сна. Недаром поэты называют весну «утром года».

Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня.

Тёплый ветер дует с юга,

Капли падают, звеня…

Улеглись в полях метели

В свои белые постели,

И весна идёт повсюду,

Гонит зиму со двора. (Г. Ладонщиков)

Ι Ι Ι. Актуализация знаний.

1. Работа с правилами.

— Сколько склонений имён существительных в русском языке?

— Сколько падежей в русском языке? (хором)

— Какие орфограммы в окончаниях существительных 1 склонения знаете?

— Какие слова – помощники в 1 склонении?

— Почему эти слова являются помощниками? ( Ударные и безударные окончания существительных в одном и том же падеже одного и того же склонения пишутся одинаково.)

ΙV. Постановка проблемы.

1. Письмо словосочетаний под диктовку с комментированием всех орфограмм, выделение у существительных окончаний, склонения и падежа.

Закапали с крыш. побегут по дорожк. зацветут на проталинк. прилетят в март?.

— Почему не можете написать данное окончание?

— Чем оно отличается от предыдущих? ( Все предыдущие окончания существительных 1 склонения, а последнее окончание существительного мужского рода с нулевым окончанием, т. е. 2склонения, с правописанием окончаний которого мы ещё не знакомились.)

V.Сообщение темы и целей урока.

— Как вы думаете, с чем мы познакомимся и над чем мы будем работать на сегодняшнем уроке?

— Кто сможет сформулировать тему нашего урока? ( Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием.)

V Ι. Открытие нового знания.

— Сейчас вы попробуете сами в группах найти решение этой проблемы – какое же окончание нужно вставить. Что для этого необходимо сделать?

( Нужно просклонять существительное «март» и выявить окончание в предложном падеже.)

— Если окончания будут безударными, что вам необходимо для помощи?

( Нужны слова – помощники.)

— Ими будут слова «стол» и «конь».

— Вспомните правила работы в группах, преступайте!

1. Работа в группах. ( Каждой группе раздаются листы с наименованием падежей.)

2. Проверка работы групп. ( Заслушивание лидеров групп по решению проблемы.)

Вывод: В предложном падеже 2 склонения пишется окончание «е», значит,

«в марте» напишу окончание «е».

— Найдите ещё ошибкоопасные места во 2 склонении.

3. Вывод: Ошибкоопасными во 2 склонении являются предложный и творительный падежи:

4. Знакомство с правилом с. 132 учебника.

V Ι Ι. Сообщение учителя о весенних цветах.

Весна – время пробуждения всего живого на земле, главным

украшением которой после зимней стужи становятся первые весенние цветы – первоцветы.

По тонкой нитке ручейка

Сбежал с пригорка снег,

И на пригорке вдруг цветок

Раскрылся раньше всех!

Знакомьтесь! Пробудились на нашей полянке весенние цветочки: солнечным днём на лесной проталинке появились жёлтые головки мать-и-мачехи .

— Кто знает, за что этот цветок получил такое название? ( Листья у него снизу мягкие и пушистые, как ласковые, согревающие руки мамы, а сверху – блестящие и холодные, словно руки злой мачехи.)

Тянутся к солнцу мохнатые стебельки с сиренево-фиолетовыми колокольчиками, открывающими свои лепестки навстречу солнцу и закрывающими их на закате. Это сон-трава или самсончики .

Расцвёл жёлтыми звёздочками гусиный лук .

Умылся талой водой и засиял улыбкой весны нежный и душистый ландыш . С.Я. Маршак так написал о нём:

Природой бережно спелёнатый,

Завёрнутый в широкий лист,

Растёт цветок в глуши нетронутой,

Прохладен, хрупок и душист.

Радуют своей простотой и обаянием одуванчики . Чарует ароматом медуница . Но всё же самый смелый из первоцветов – это подснежник .

Древняя легенда рассказывает о нём: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, пошёл сильный снег, и Еве стало очень холодно. Тогда несколько снежинок, желая утешить её, превратились в белые цветочки. Увидев их, Ева повеселела, у неё появилась надежда на лучшие времена. Поэтому издавна, подснежник – символ надежды.

Необходимо знать, что многие первоцветы занесены в Красную книгу, так как стали исчезать. Помните, не стоит губить растения из-за нескольких часов красоты в вазе. Пусть они радуют нас в природе. Люди, прикасайтесь к прекрасному только сердцем, ведь прикасаясь руками, вы губите красоту и природу!

V Ι Ι Ι. Закрепление нового знания.

1. Склонение существительных мужского рода с нулевым окончанием. Работа в парах в рабочей тетради. ( Каждой паре предлагаются на выбор карточки со словами для склонения – ландыш, подснежник, одуванчик, самсончик, тюльпан, первоцвет.)

2. Проверка. ( Для проверки учащимся предлагается сравнить свою работу с эталоном, расположенным на обратной стороне листа с заданием.)

— Поднимите руки те, кто не допустил ошибок при склонении. Молодцы 3.Повторение новой орфограммы (хором ).

ΙX. Самостоятельная творческая работа.

  1. Подготовка к мини-сочинению «Подснежник». Словарная работа.

ранняя весна наступила

яркое солнце растопило

нежный подснежник разбудил

первые цветы любуются

прелестные вестники оберегать

— По какому признаку слова разделены на 3 группы?

а). Чтение имён существительных, выделение орфограмм.

б). Чтение имён прилагательных, выделение орфограмм.

в). Чтение глаголов, выделение орфограмм.

— Все эти слова помогут вам написать мини-сочинение «Подснежник», а создаст прекрасное настроение одноимённое произведение П.И.Чайковского из музыкального цикла «Времена года». Желаю вам успеха! (Включается магнитофон.)

Источник

Второе склонение имен существительных: окончания, примеры

Русский язык во всем мире считается сложным для изучения. Такой неформальный статус этот предмет заслужил по причине обилия нелегких тем, различных правил. Второе склонение имен существительных – не исключение. Эта тема изучается при прохождении школьной программы 3-х и 4-х классов.

Склонение – изменение формы слова путем меняющегося окончания, изредка – добавления суффикса, зависящее от падежа, в котором существительное находится.

Особенности существительных 2-го склонения

2 склонение существительных относит к себе имена мужского рода с нулевым окончаниеми среднего рода на -о, -е:

  • Лист – пример части речи мужского рода с нулевым окончанием
  • Окно – пример части речи среднего рода, оканчивающийся на
  • Зарубежье – пример части речи среднего рода, оканчивающийся на

Таблица падежных окончаний

Для наглядности изменения окончаний имен существительных 2 склоненияниже приведены две таблицы.

Мужской род

Падеж Единств. число Множ. число
Именительный Волк
Карандаш
Календарь
Рюкзак
Дом
Волки
Карандаши
Календари
Рюкзаки
Дома
Родительный Волка
Карандаша
Календаря
Рюкзака
Дома
Волков
Карандашей
Календарей
Рюкзаков
Домов
Дательнй Волку
Карандашу
Календарю
Рюкзаку
Дому
Волкам
Карандашам
Календарям
Рюкзакам
Домам
Винительный Волка
Карандаш
Календарь
Рюкзак
Дом
Волков
Карандаши
Календари
Рюкзаки
Дома
Творительный Волком
Карандашем
Календарем
Рюкзаком
Домом
Волками
Карандашами
Календарями
Рюкзаками
Домами
Предложный О волке
О карандаше
О календаре
О рюкзаке
О доме
О волках
О карандашах
О календарях
О рюкзаках
О домах

Средний род

Падеж Единств. число Множ. число
Именительный Стекло
Молоко
Горе
Море
Стекла
Молоко
Горе
Моря
Родительный Стекла
Молока
Горя
Моря
Стекол
Морей
Дательный Стеклу
Молоку
Горю
Морю
Стеклам
Морям
Винительный Стекло
Молоко
Горе
Море
Стекла
Моря
Творительный Стеклом
Молоком
Горем
Морем
Стеклами
Морями
Предложный О стекле
О молоке
О горе
О море
О стеклах
О морях

Случаи вариантных окончаний

Каждое слово, находящееся в одном и том же падеже, имеет неизменное окончание – это логичный вывод. Однако русский язык включает отступления от правил, окончания при аналогичном падеже и одинаковом смысловом значении могут быть разными.

Добавить перца – добавить перцу. Значение обоих словосочетаний не меняется, задаваемый вопрос остается одинаковым, но концовка части речи принимает разную форму. Вариант с окончанием (перцу) выглядит непривычно, зачастую применяется при использовании разговорного, неформального стиля общения или письма, но не является грамматической ошибкой.

Стандартное написание называют основнымдобавить перца.

Случай с возможностью изменить последнюю частицу слова называют вариантнымдобавить перцу.

Кроме вышеуказанного случая, для дополнительного примера приведены следующие словосочетания:

  • Отсыпать гороха – отсыпать гороху

Также подобные случаи часто употребляются при использовании фразеологизмов:

  • Собирать с миру по нитке, обсудить с глазу на глаз

Чередование суффиксов в основе

Русский язык имеет отдельные группы слов, суффикс которых в разных падежах и формах (единственного и множественного числа) способен менять форму, исчезать или добавляться. Это явление называется чередованием суффиксов в основе и происходит, как правило, при образовании множественного числа. Большая часть слов русского языка, которые обладают подобным свойством – существительные 2 склонения. Для закрепления этого понятия ниже даны примеры для нескольких отдельных групп.

Формы на -ья

Отдельные существительные во множественном числе способны образовывать две формы путем изменения окончания. При этом различия могут быть не только в написании, но и в значении слова:

  • Лист – листы – листья
  • Камень – камни – каменья

В первом случае слова во множественном числе различны не только стилистически, но и по смыслу. Листы – альбомные листы, листья – опавшие листья. Второй же случай различается только по написанию.

Суффикс -анин, -янин

Слова из числа 2 склонения существительных с таким суффиксом используются при классификации людей по национальному признаку либо по месту жительства (исключение – семьянин):

  • Селянин
  • Россиянин
  • Горожанин

Во множественном числе частица -ин теряется

  • Селяне
  • Россияне
  • Горожане

Суффикс -онок, -енок

Эта частица встречается в словах 2-го склонения, которыми называют детенышей животных (ягненок, утенок, котенок). Исключение – масленок, опенок. Производные во множественном числе теряют суффиксы -онок, -енок, но приобретают частицы слова -ат, -ят. Например:

  • Ягненок – ягнята
  • Котенок– котята

Родительный падеж характеризуется отсутствием окончания имен существительных.

Суффикс -оночек, -еночек

Подобные частицы встречаются в словах, которые имеют уменьшительно-ласкательную форму (ягненочек, котеночек). При образовании множественного числа суффикс -оночек, -еночек меняет свою форму на -ат(о)к, -ят(о)к:

  • Ягненочек – ягняток
  • Котеночек– котяток

Источник

Читайте также:  изменение существительного по родам таблица