Меню

существительные от глаголов движения



Глаголы движения

В русском языке выделяется особая группа глаголов для обозначения движения — глаголы движения.

Глаголы движения — это 17 пар глаголов несовершенного вида, каждая пара которых обозначает одно и тоже действие. В каждой паре один из глаголов называет однонаправленное движение (движение в определённом направлении), а второй ненаправленное или разнонаправленное движение.

Движение
однонаправленное ненаправленное
бежать бегать
брести бродить
везти возить
вести водить
гнать гонять
гнаться гоняться
ехать ездить
идти ходить
катить катать
катиться кататься
лезть лазить (и лазать)
лететь летать
нести носить
нестись носиться
плыть плавать
ползти ползать
тащить таскать

Указывая способ движения, следует обратить внимание на то, как это движение совершается:

  1. С обозначением направления или без обозначения направления.
  2. В одном направлении, в разных направлениях или без указания направления.

Употребление глаголов движения

Глаголы однонаправленного движения употребляются:

    Если движение совершается в одном направлении:

Я иду в магазин. Мы е́дем в гости.

Если задаётся вопрос о движении в тот момент, когда движение совершается:

Куда ты идёшь? К кому вы е́дете?

При регулярно повторяющемся движении в одном направлении:

Я каждый день в школу иду пешком, а обратно е́ду на маршрутке.

При указании, приказе или совете совершить однократно направленное движение:

Лезь на дерево! Беги в школу! Тащи к столу!

Глаголы ненаправленного или разнонаправленного движения употребляются:

    Если движение не имеет направления или совершается в различных направлениях:

Воробьи летают над кустами. Мы ходим по магазинам.

Если задаётся вопрос о движении, как о чём-то обычном, повторяющемся:

Вам нравится бегать по утрам?

Если говорится о повторяющемся движении:

Она каждую зиму катается на коньках.

Или об однократном движении, совершённом в двух направлениях:

Они вчера ходили в кино.

Если речь идёт об умении, способности или обычном способе передвижения:

Я отлично катаюсь (бегаю, летаю, плаваю, ползаю и тд.).

Глаголы движения с приставками

Глаголы движения часто употребляются с приставками и предлогами для более точного обозначения направления.

Источник

Что такое отглагольные существительные

Отглагольные существительные (далее по тексту ОС) — это существительные, произошедшие от глаголов. Обозначают опредмеченное действие. Говоря более простым языком, это описание какого-либо действия в отвлеченном смысле, без указания лица, которое его совершает, и других факторов, связанных с действием (время, завершенность).

Примеры ОС: бег, плавание, вылов, метание, разрыв, катание, осуществление, выполнение, решение, принятие, езда, платёж, открытие.


Существительным, образованным от глаголов, уделяют особое внимание при изучении русского языка. С одной стороны, их широко используют во всех стилях речи, но с другой, злоупотребление ими вредит тексту и речи, создает нагромождения наподобие «утопление по причине утонутия», чем затрудняет восприятие содержания.

ОС в русском языке образуются двумя способами:

  1. безаффиксным (бессуффиксным);
  2. суффиксальным.

Отличить такой вид существительных от других типов не сложно, но для этого нужно знать грамматические особенности отглагольных существительных.

Словообразование

Отглагольные существительные образуются присоединением суффикса к основе глагола либо отбрасыванием суффикса и окончания слова (в нашем случае — глагола).

Суффиксальное образование

При суффиксальном образовании используют разные суффиксы, в зависимости от исходного слова:

  • -Б-молоть — молотьба, резать — резьба; палить — пальба
  • -Л- для описания отвлеченного процесса или производителя действия: кидать — кидала, травить — травля
  • -ИЩ-пепелить — пепелище, играть — игрище
  • -ОТН-, -Н-бегать — беготня, грызть — грызня
  • -ТИЙ-покрывать — покрытие, отливать — отлитие
  • -ЧИК(-ЩИК)-резать — резчик, грузить — грузчик, зачинать — зачинщик
  • -АЦИЙ-декларировать — декларация, монетизировать — монетизация
  • -НИЙ-, -ЕНИЙ-приложить — приложение, говорить — говорение
  • -К-загрузить — загрузка, вырубать — вырубка
  • -ОК-подарить — подарок, оставлять — остаток
  • -ЗНЬ-казнить — казнь, бояться — боязнь
  • -ТЕЛЬ-спасать — спасатель, карать — каратель

Зная эти суффиксы, легко образовывать ОС правильно и распознавать их в предложении.

Читайте также:  восток одушевленное или неодушевленное существительное

Безаффиксный (бессуффиксный) метод

Некоторые глаголы можно превратить в существительные, производные от глаголов, только безаффиксным способом. Для этого глагол лишают окончания и суффикса. К примеру:

Безаффиксный метод образования слов используется только для существительных, образование ОС — частный случай.

Как определить словообразование

Когда нужно определить, какой способ словообразования используется для конкретного слова, нужно выделить основу, суффикс и окончание существительного, найти другие слова с таким же корнем.

Например, слово восходить. Отглагольная форма — восхождение. Для образования используется суффикс -ЕНИЙ.

Другой пример: восходить — восход. В слове восход суффикса нет, а значит тут используется безаффиксный способ словобразования.

Грамматические особенности

Основное отличие ОС от глаголов и существительных в том, что они описывают процесс чего-либо, при этом делают это опредмечивая действие.

Абстрактные формы ОС обычно не изменяются по числам, к примеру: начертание, высчитывание.

Отглагольные существительные в речи

Данные виды слов появляются во всех стилях русского языка: разговорном, официально-деловом, публицистическом, художественном. Такие существительные обогащают речь, делают ее разнообразней, но иногда ими злоупотребляют, из-за чего высказывания становятся неясными, приобретают двойной смысл, к примеру: «Вопрос о решении задачи» (непонятно, нужно ли что-то сделать, или что-то уже сделано).

Часто можно встретить большое количество существительных, образованных с помощью глагола, в деловом стиле. Их обилие в высказываниях чиновников придает речи оттенок канцеляризма, затрудняет восприятие информации.

При использовании ОС надо понимать, что у них отсутствуют основные глагольные категории (завершенность действия, время, лицо), а значит, нужно давать слушателю дополнительную информацию.

Чтобы текст был понятным, нужно отказаться от неживой речи и реже использовать производные от глаголов. Информацию надо подавать простыми словами. Текст будет читаться легко, если в нем нет нагромождений сложных конструкций.

Источник

Существительные, образованные от глаголов и прилагательных
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему

Презентация поможет запомнить суффиксы, которые указывают на производство существительных от других частей речи. Данные знания особенно пригодятся при подготовке к ЕГЭ (часть В)

Скачать:

Вложение Размер
sushchestvitelnye_obrazovannye_ot_glagolov_i_prilagatelnykh.ppt 648.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Существительные, образованные от глаголов и прилагательных Суффиксы существительных Автор-составитель Андреянова И. Э., учитель Карповской СОШ

У каждой части речи есть своё грамматическое значение: существительное обозначает предмет, прилагательное – признак, глагол – действие. Следовательно, если существительное обозначает признак или действие, значит, оно произведено или от прилагательного, или от глагола, а не наоборот: разбег разбежаться строитель строить старость старый

Существительные, образованные от глаголов с помощью суффиксов — ени(е) — ни(е) — ок( ) — к( ) — б(а) — отн(я) — тель( )

Задание 1. Определите, от каких глаголов и как образованы данные существительные Чередовать Спрягать Склонять Наказать Терпеть Стричь Прыгать Освещать Просить Чередование Спряжение Склонение Наказание Терпение Стрижка Прыжок Освещение Просьба

Существительные, образованные от прилагательных с помощью суффиксов -ость( ) -от(а) -изн(а) -ств(о) -ев(а)

Задание 1. Определите, от каких прилагательных и как образованы данные существительные Синева Серость Дешевизна Слепота Синий Серый Дешевый Слепой

Задание 3. Запишите по два существительных, с помощью указанных суффиксов затмение, изменение, смущение, облысение беднота, высота, красота, доброта, глухота, слепота бедность, глупость толчок, прыжок, скачок, рывок, бросок новизна, кривизна, дешевизна, голубизна -ени(е) -от(а) -ость( ) -ок( ) -изн(а)

Тест Слово двигатель образовано от движение, двигаться, двигательный Слово сомнение образовано от сомневаться, мнение, несомненный.

Слово опыление образовано от пылить, опылить, пыль Слово свисток образовано от свист, свистеть, свистун

Ключ 1 2 2 1 3 2 4 2

Правописание изученных суффиксов Данные суффиксы всегда пишутся одинаково, независимо от произношения Запомни их правописание -ость- -от- -изн- -ств- -ев- -ени(е) -ни(е) -ок- -отн- -тель-

Итог урока Имена существительные могут быть образованы от слов других частей речи суффиксальным способом. От глаголов образуются существительные, которые обозначают действия. От прилагательных образуются существительные, которые обозначают свойства, качества.

Использованные источники: http://i.uaget.com http://laskoviybes.narod.ru http://schoolplanety.narod.ru http://nightked.narod.ru http://fio.novgorod.ru http://www.uchportal.ru http://www.texnomagia.ru http://cdttblag.narod.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если перед вами слово, которое произошло от глагола и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?, то оно может быть или причастием, или отглагольным прилагательным. Очень важно это правильно опре.

Урок проводится в разделе «Морфология. Причастие». Он является вторым в ряду уроков по изучению правила «н-нн в причастиях», где дети знакомятся с отличительными признаками причастий и отглагольных пр.

Формирование навыка написания Н, НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме «Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов».

Эффективность интерактивных грамматических таблиц в сравнении со статичными состоит в том, что при работе с ними внимание учеников не рассеивается, а концентрируется на необходимом пункте.

Автором предлагаются материалы для закрепления темы русского языка «Н и нн в причастиях и прилагательных, образованных от глаголов» для обучающихся 6 классов.

Источник

Коротко и ясно о русских глаголах движения: часть 1

Каждый, кто изучает русский язык как иностранный, то есть не слышал русской речи с детства и не «чувствует» русский язык как родной, уже на первом этапе изучения русского сталкивается с проблемой применения в речи русских глаголов движения. Например, если в английском языке любое движение, не важно, осуществлено оно с помощью транспорта или нет, можно охарактеризовать глаголом «to go», то русский язык не предусматривает таких простых решений. В русском языке для каждого из перечисленных действий есть отдельно взятые глаголы, причём по два.

Итак, пара глаголов, которые используются для характеристики движения без помощи какого-либо транспорта, – это «идти» и «ходить». Иногда их можно перевести на английский как «to walk», но не во всех случаях. Давайте определим, в каких ситуациях мы применяем каждый из глаголов этой парочки.

ИДТИ
я иду мы идём
ты идёшь вы идёте
он (она) идёт они идут

Глагол «идти» мы используем:

Для характеристики единичного действия, которое происходит в данный момент (процесс): Я иду в школу (сейчас).

Для характеристики единичного действия, которое запланировано на будущее: Завтра я иду в школу.

Основной секрет применения глагола «идти» в русском языке в том, что он характеризует однонаправленное движение, то есть движение, которое направлено из одной точки в другую, исключительно в одну сторону. Схематично, это можно изобразить следующим образом:

ХОДИТЬ
я хожу мы ходим
ты ходишь вы ходите
он (она) ходит они ходят

Глагол «ходить», как и «идти», используется для описания движения, осуществляемого без помощи транспорта, однако характеризует: повторяемое (регулярное) не единичное действие. На регулярность действия (движения) могут указывать следующие слова или сочетания слов: каждый день, ежедневно, каждую неделю, каждый месяц, каждый год, всегда, часто и т.д.

Я хожу в школу каждый день.

Главный принцип употребления глагола «ходить» в том, что он характеризует разнонаправленное движение. Если в предложении «Я иду в школу» подразумевается то, что я сейчас иду в одном направлении от дома к школе, то в предложении «Я хожу в школу каждый день» подразумевается то, что я осуществляю действие, направленное туда и обратно ежедневно: от дома к школе и, наоборот, от школы к дому, а затем повторяю оба эти действия на следующий день.

Также, для правильного употребления этой пары глаголов движения необходимо запомнить следующие устоявшиеся выражения с ними. Всегда идут: дождь, снег, время, письмо.

  • Снег идёт весь день.
  • Осенью часто идет дождь.
  • Твое письмо идёт ко мне слишком долго.
  • Когда человек занят работой, время идёт быстро.

Следующая пара глаголов, о которой пойдет речь, характеризует движение на транспорте. Это глаголы «ехать» и «ездить».

ЕХАТЬ ЕЗДИТЬ
я еду мы едем я езжу мы ездим
ты едешь вы едете ты ездишь вы ездите
он (она) едет они едут он (она) ездит они ездят

При употреблении этой пары глаголов руководствуемся теми же принципами, которые описаны выше для глаголов «идти» и «ходить», только не забываем о том, что движение происходит при помощи транспорта: ехать на велосипеде, ездить на машине и т.д.

Глагол «ехать» мы используем:

  • Для характеристики единичного действия, которое происходит в данный момент (процесс): Я еду в школу (сейчас). В данном случае употребление глагола «ехать» подразумевает то, что движение происходит в данный момент и при помощи транспорта. Также, в этом предложении мы можем использовать указание на тот или иной вид транспорта. Например: «Я еду в школу на автобусе».
  • Для характеристики единичного действия, которое запланировано на будущее: Завтра я еду в другой город.

Таким образом, не забываем о том, что главное правило употребления глагола «ехать» в русском языке состоит в том, что он характеризует однонаправленное движение, то есть движение, которое направлено из одной точки в другую исключительно в одну сторону, причём речь идёт исключительно о движении на каком-либо виде транспорта. Схематично, это можно изобразить следующим образом:

Глагол «ездить», как и «ехать», используется для описания движения, осуществляемого при помощи транспорта, однако характеризует: повторяемое (регулярное) не единичное действие. На регулярность действия (движения) могут указывать следующие слова или сочетания слов: каждый день, ежедневно, каждую неделю, каждый месяц, каждый год, всегда, часто и т.д.

Я езжу в школу каждый день.

Главный принцип употребления глагола «ездить» в том, что он характеризует разнонаправленное движение. Если в предложении «Я еду в школу» подразумевается то, что я сейчас двигаюсь на транспорте в одном направлении от дома к школе, то в предложении «Я езжу в школу каждый день» подразумевается то, что я осуществляю движение, направленное туда и обратно ежедневно: от дома к школе и, наоборот, от школы к дому, а затем повторяю оба эти действия на следующий день.

Таким образом, мы с вами изучили четыре основных глагола движения, которые обозначают: движение без помощи транспорта (идти и ходить) и движение при помощи транспорта (ехать и ездить). Каждая из перечисленных пар содержит глагол, который характеризует однонаправленное движение (идти, ехать) и разнонаправленное (ходить, ездить). Также не забываем, что в русском языке могут идти такие предметы, явления и категории, как дождь, снег, время и письма. И последнее, когда вы едете или ездите, вы осуществляете эти действия НА транспорте. Не забывайте о сочетании предлога «на» с названием соответствующего вида транспорта (автомобиль (машина), автобус, поезд и т.д.) предложном падеже.

А если у вас есть желание узнать об особенностях употребления таких глаголов движения без приставок, как бежать (бегать), лететь (летать), плыть (плавать), ждите моих следующих статей. Желаю успехов в изучении русского языка!

Источник