Меню

существительные превратить в имена прилагательные



Имя Существительное и Имя Прилагательное

Скачать:

Вложение Размер
imya_sushchestvitelnoe.pptx 112.57 КБ
imya_prilagatelnoe_luchinina_a.pptx 60.85 КБ
prilagatelnoe_v.ovchinnikova.pptx 1.35 МБ
prilagatelnoe_rita_marink.pptx 161 КБ
prilagatelnoe.pptx 644.63 КБ
prilagatelnoe_diana_solovyova.pptx 644.63 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Работу выполнили Воронов Роман и Артём «Имя существительное»

Имя существительное Имя существительное – это часть речи , отвечющая на вопросы кто ? что ? Обозначает : Конкретные предметы (дверь , окно) ; Живые существа (человек, птица, зверь) ; Явления природы (слякоть, снег, листопад) ; События (праздник, поход) ; Процесс действия (бег, рост) ; Абстрактные понятия (доброта, дружба).

Постоянные признаки Существительные бывает собственные и нарицательные. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы – это имена людей, клички животных, географические названия. (Петя, Бобик, Новосибирск) Нарицательные имена существительные — это общее название для всех однородных предметов. (карандаш, снегопад, кот)

Постоянные признаки Существительные бывают одушевленными и неодушевленными . Одушевленные отвечают на вопрос кто? и обозначают живые существа. (кот, человек, слесарь) Неодушевленные отвечают на вопрос Что? (машина, дом, компьютер)

Постоянные признаки Существительные бывают трех родов : Мужской род (он, мой) – врач , лес Женский род (она, моя) – машина, Аня Средний род (оно, моё) – окно , животное

Постоянные признаки Существительные бывают трех склонений. 1 — е Склонение : ж. р. -а -я м. р. -а -я 2 — е Склонение : м. р. — ср. р. -о -е 3 — e Склонение : ж. р. — ь

Непостоянные признаки Существительные изменяются по падежам . Падежи И.п. (Кто? Что?) Р.п. Нет (Кого? Чего?) Д.п. Дам (Кому? Чему?) В.п. Вижу (Кого? Что?) Т.п. Творю (Кем? Чем?) П.п. Думаю (О ком? О чем?)

Род имён существительных . Непостоянные признаки Существительные изменяются по числам : Единственное число (один) – стол, девочка. Множественное число (много) – столы, девочки.

Спасибо за внимание

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ Работу выполняла Ученица 6 «А» МБОУ ЛИТ Лучинина Александра

имя прилага́тельное — самостоятельная часть речи , обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы « како́й », « кака́я », «какое», « каки́е », « чей »,а также бывают краткие прилагательные — каков ? ПРИМЕРЫ : какой ? ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ какая ? ТРУДОЛЮБИВАЯ какое ? КРУТОЕ какие ? БЕСПОДОБНЫЕ чей ? ЛИСИЙ каков ? КРАСИВ

Изменяются по числам , родам только в ед.ч . И падежах- И.п.Яркое Р.п.Яркого или яркой интересная- ж .р Д.п.Яркому или яркой инересное-ср.р В.п . Яркое или яркого интересный- м.р Т.п.Ярким или яркой П.п .(о)Яркой или ( о)Ярком Трудолюбивая- ед.ч,Трудолюбивые — мн.ч Имена прилагательные в предложениях обстоятельствами-интеллектуальный конкурс и сказуемыми- Утро было туманное.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ -самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?» .

Термин прилагательное произошел от латинского слова adiectivum , которое обозначало «присоединение, прибавление». А имелось в виду то дополнение, которое можно присоединить к существительному, говоря про него. Это могло быть какое-то свойство предмета или его принадлежность кому-то или чему-то.

Прилагательные чаще всего образуются суффиксальным способом: болото — болотный. Прилагательные также могут образовываться приставочным: небольшой, и приставочно-суффиксальным способами: подводный . Прилагательные также могут образовываться путём словосложения двух основ : бледно-розовый , трёхлетний . Словообразование прилагательных.

Прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, могут иметь краткую форму. В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, но может быть и сказуемым. Зависит от имени существительного.

Спасибо за внимание.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Имя прилага́тельное — самостоятельная часть речи , обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы « како́й », « кака́я », «какое», « каки́е », «чей» . В русском языке прилагательные изменяются по родам , падежам и числам , могут иметь краткую форму . В предложении прилагательное чаще всего бывает определением , но может быть и [[ сказуемое|сказуемым

Разряды прилагательных Разряд — единственный постоянный морфологический признак этой части речи. Существуют четыре разряда прилагательных: качественные, относительные, порядковые и притяжательные.

Качественные прилагательные Обозначают признак, который можно иметь в большей или меньшей степени. Отвечают на вопрос «какой». Как правило, имеют следующие признаки: сочетаются с наречиями «очень» (и его синонимами) и «слишком» ( очень большой , слишком красивый , чрезвычайно умный ). из качественных прилагательных возможно образовать сложное прилагательное путём повтора ( вкусный-вкусный , большой-большой ). однокоренное прилагательное с приставкой не- ( неглупый , некрасивый ). имеют антоним ( глупый — умный ), а иногда и гиперим ( большой — огромный )

Относительные прилагательные Обозначают признак, который нельзя иметь в большей или меньшей степени. Отвечают на вопрос «какой». Выражают отношение предмета к другому предмету ( дверной ), материалу ( железный ), свойству ( стиральный ), времени ( январский ), месту ( московский ), единице измерения ( пятилетний, двухэтажный, килограммовый ). [3] и т. д. Не имеют краткой формы , степеней сравнения, не сочетаются с наречиями «очень» (и его синонимами) и «слишком», не имеют антонимов

Притяжательные прилагательные Обозначают принадлежность предмета живому существу или лицу ( отцовский , сестрин , лисий ). Отвечают на вопрос «чей». Не имеют краткой формы , степеней сравнения, не сочетаются с наречиями «очень» (и его синонимами) и «слишком», не имеют антонимов .

Прилагательные склоняются по падежам и числам, а в единственном числе по родам. Исключение составляют краткие прилагательные и прилагательные в сравнительной степени: они не склоняются. Также есть некоторое количество несклоняемых прилагательных ( пиджаки беж ). Род, падеж и число склоняемого прилагательного зависят от соответствующих характеристик существительного, с которым оно согласуется . Несклоняемые прилагательные обычно находятся после существительного, их род, число, и падеж определяются синтаксически по характеристикам соответствующего существительного: пиджаки беж .

Образование прилагательных Прилагательные чаще всего образуются суффиксальным способом: болото — болотный. Прилагательные также могут образовываться приставочным: небольшой, и приставочно-суффиксальным способами: подводный . Прилагательные также образуются сложносуффиксальным способом: льносемяочистительный . Прилагательные также могут образовываться путём словосложения двух основ: бледно-розовый , трёхлетний .

Морфологический разбор имени Общее грамматическое значение. Начальная форма. Начальной формой у имени прилагательного считается форма единственного числа, именительного падежа, мужского рода ( синий ). Постоянные признаки: разряд. Непостоянные признаки: употреблено в краткой/полной (только у качественных); степень сравнения (только у качественных); число, род, падеж (синий — употреблён в полной форме, единственном числе) Синтаксическая роль — определение или сказуемое

Переход в другие части речи Чаще всего в разряд прилагательных переходят причастия . В качестве прилагательных также могут выступать местоимения ( Художник из него никакой ). Прилагательные, в свою очередь, могут субстантивироваться , то есть переходить в разряд существительных : русский, военный

Источник

От имён существительных образуй имена прилагательные.Как это сделать?весна,осень,туман,миллион,лимон.Пример:стена-настенные.Разбери

Ответ или решение 1

Прилагательным называют часть речи, которая обозначает признаки предметов. Прилагательное отвечает на вопросы Какой? Какая? Какие? Чей? Чья? Чьи? Как правильно от существительного образовать прилагательное, есть три способа: приставочный, суффиксальный и приставочно-суффиксальный. Мы будем при образовывать суффиксальным способом:

Весна — весенний (ВЕСЕН-корень, Н-суф., ИЙ-окон.); осень — осенний (ОСЕН-корень, Н-суф., ИЙ-окон.); туман — туманный (ТУМАН-корень, Н-суф., ЫЙ-окон.); миллион — миллионный (МИЛЛИОН-корень, Н-суф., ЫЙ-окон.); лимон — лимонный (ЛИМОН-корень, Н-суф., ЫЙ- окон.).

И запомним, какие бывают суффиксы у прилагательных.

1. Суффиксы: -ин-, -ов- (-ев-), -ий- (-й-), присоединяемые к названиям лиц и животных.

3. Суффиксы со значением «содержащий что-либо»: —ат-, —оват-, -ист-, -лив-, присоединяемые к существительным.

4. Суффиксы, присоединяемые к глаголам: -тельн-, -лив-, -чив-.

5. Суффиксы, присоединяемые к прилагательным: -оват- (-еват-), -еньк-.

Почему у прилагательных появились 2 буквы «НН»? Потому что, у этих слов одна буква «Н» входит в основу слова, а другая в суффикс.

Источник

Русский язык. 4 класс

Конспект урока

Русский язык, 4 класс

Урок № 54. Способы образования имён прилагательных

Вопросы, рассматриваемые на уроке

  • способы образования имён прилагательных.
  • делать разбор по составу имён прилагательных;
  • оценивать результаты своей деятельности.

Имя прилагательное – часть речи, отвечает на вопросы какой? каков? какая? какова? какое? каково? какие? каковы? В начальной форме обозначает признак предмета. Бывают по форме полные красивый, и краткие красив. Имена прилагательные делают нашу речь более выразительной, яркой и точной. Изменяются по родам, числам и падежам.

Суффиксальный способ – способ образования слов, когда к основе прибавляется суффикс. Например: гость – гостевой, зерно – зернистый.

Приставочный способ – способ образования новых слов, когда к основе имени прилагательного прибавляется приставка. Например: последний – предпоследний, полярный – заполярный.

Приставочно-суффиксальный способ – способ образования новых слов, когда к основе одновременно присоединяются приставка и суффикс. Например: море – заморский, победить – непобедимый, думать – бездумный.

Словосложение способ образования новых слов, когда происходит сложение двух или более основ. Например: дружба + любить = дружелюбный, нефть + газ + носить = нефтегазоносный.

  • Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Способы образования имён прилагательных видео-урок

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Разберите по составу несколько имён прилагательных.

бес-снеж-н-ый бел-о-снеж-н-ый

Подумайте, как образовались эти и другие имена прилагательные.

Существует четыре способа образования имён прилагательных. Рассмотрим все способы.

Суффиксальный способ – способ образования слов, когда к основе прибавляется суффикс. Например: гость – гостевой, зерно – зернистый.

Приставочный способ – способ образования новых слов, когда к основе имени прилагательного прибавляется приставка. Например: последний – предпоследний, полярный – заполярный.

Приставочно-суффиксальный способ – способ образования новых слов, когда к основе одновременно присоединяются приставка и суффикс. Например: море – заморский, победить – непобедимый, думать – бездумный.

Словосложение способ образования новых слов, когда происходит сложение двух или более основ. Например: дружба + любить = дружелюбный, нефть + газ + носить = нефтегазоносный.

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля

  1. Имена прилагательные, отвечающие на вопрос чей?, образуются от имён существительных, которые обозначают животных и человека при помощи суффиксов -ин, -ов (-ев), -ий (-й). Образуйте несколько имён прилагательных.

Лиса – лисий, отец – _____________, мама – _____________, девица – _____________, птица – _____________, рыба – _____________, волк – _____________, сын – _____________, дочь – _____________.

Проверьте себя по эталону:

Лиса – лисий, отец – отцов, мама – мамин, девица – девичий, птица – птичий, рыба – рыбий, волк – волчий, сын – сыновний, дочь – дочерний.

  1. От каких слов образованы эти русские фамилии? При помощи чего они образованы? Выделите суффикс. Обратите внимание! Тут прилагательные «работают» собственными именами существительными, это фамилии.

Проверьте себя по эталону:

Алёшин

Селькин

Егоров

Галкин

Горина

Большова

Быстрова

Беседина

Кольцов

Огурцов

Рощин

Правдин

  1. Распределите имена прилагательные в три столбика.

Образованы при помощи суффиксов -ин, -ов (-ев), -ий (-й).

Образованы при помощи суффикса

Ненадёжный, Володин, голосистый, опасный, глинистый, папин, львиный, коварный, гостевой, талантливый, узловатый, тенистый, сероватый.

Проверьте себя по эталону:

Образованы при помощи суффиксов -ин, -ов (-ев), -ий (-й).

Источник

Читайте также:  мягкий знак на конце существительных после шипящих словарный диктант

Существительные превратить в имена прилагательные



Имя прилагательное

Урок 1

Материал по русскому языку, с которым знакомятся ученики 4-х классов, – очень объемный и сложный. Педагог для того, чтобы достичь успеха в обучении, привлекает различные наглядные пособия, чередует виды деятельности. План-конспект, составленный Полиной КИСЕЛЕВОЙ, учителем школы № 120 г. Омска, может помочь молодым специалистам при подготовке к урокам по теме «Имя прилагательное».

Тема. «Имя прилагательное как часть речи».

Цели. Обобщить и систематизировать знания учащихся о прилагательном как части речи; закрепить орфографические навыки правописания окончаний прилагательных.

Оборудование. Опорные схемы, таблицы; сигнальные карточки (падежные и родовые окончания прилагательных); предметные картинки; сигнальная линейка; таблички с записями слов для инсценировки.

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Сколько правил,
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь внимательным и только,
Будь старательным и только,
Все запомнишь, все поймешь!

Тема нашего занятия – «Имя прилагательное».

Учитель записывает тему урока на доске.

– Мы повторим и обобщим все, что знаем об этой части речи, а также узнаем о прилагательном что-то новое. Тот, кто безошибочно выполнит задания и активно поработает, в конце урока получит почетное звание «Грамотей» и будет награжден памятным знаком. Буду рада вашим хорошим ответам.
Начинаем!

III. Закрепление пройденного материала

Двое учеников выходят к доске и читают наизусть стихотворение.

Очень занимательное
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну представь-ка себе это!
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?

Не скажем мы «прекрасное»,
Не скажем «безобразное»,
Не скажем маме «милая»,
«Красивая», «любимая».
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-гательные.
Чтобы все отличным стало,
Разных признаков немало.
Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять.

У. Так для чего же в нашей речи используются прилагательные?

Дети. Для того чтобы называть признаки предметов, точно описывать предметы, чтобы делать нашу речь выразительной.

У. Послушайте загадку. В ней используется много признаков предмета. По ним мы безошибочно кого-то узнаем.

Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
О ком загадка?

Учитель показывает картинку с изображением сороки.

У. Какие признаки предмета названы?

Д. Цвет, длина хвоста.

У. Вспомните, что такое имя прилагательное? Дадим ему определение как части речи.

Д. Имя прилагательное – часть речи, отвечающая на вопросы «какой, -ая, -ое, -ие» и обозначающая признаки предмета.

У. С какой частью речи связано имя прилагательное?

Д. С существительным.

У. Да! Прилагательное и существительное очень дружны. Вот как об этой дружбе рассказывается в одной сказке.

К доске выходят четыре ученика и инсценируют сказку.

– Родились прилагательные с покладистым характером, а так как собственного числа, рода и падежа они не имели, решили они подружиться с существительными.

Дети в парах поворачиваются друг к другу лицом и берутся за руки.

– Существительные с удовольствием одолжили свои формы прилагательным.

«Существительные» снимают со своей головы одну диадему – наружную – и надевают ее на голову «Прилагательных» в парах; другая, точно такая же, диадема остается на голове у «Существительных». Дети снова становятся лицом к классу.

– Так и живут до сих пор прилагательные: чтобы согласовываться с существительным, берут у него напрокат формы рода, числа, падежа.

Д (хором). Вместе – служба, вместе – дружба!

У. Ребята, а в чем сходство имен прилагательных и существительных по форме изменения?

Д. Прилагательные, как и существительные, изменяются по числам и падежам.

У. Приведите примеры.

– В чем различие прилагательных и существительных?

Д. Прилагательные изменяются по родам в единственном числе, а существительные имеют постоянный род.
– Существительные делятся на три склонения, а у прилагательных склонение определить нельзя.
– Безударные окончания прилагательных узнают по вопросам, а для определения безударных падежных окончаний существительных используют слова-помощники.

У. Посмотрим, как вы умеете проверять безударные родовые окончания имен прилагательных. Вам надо подобрать прилагательные к предложенным существительным и определить род прилагательных. Повидло по вкусу.

Д. Сладкое повидло.

У. Земляника по цвету.

Д. Алая земляника.

У. Тюль по длине.

Д. Короткий тюль.

У. Ворона по окраске.

У. Проверим, какие окончания вы написали.

Используя сигнальные карточки, дети показывают записанные окончания прилагательных.

– К каким прилагательным можно подобрать антонимы?

Д. Сладкое – горькое; короткий – длинный.

У. К какому прилагательному можно подобрать синоним?

Д. Алая – розовая, то есть бледно-красная; пунцовая, то есть ярко-красная, вишневая, малиновая.

У. Разберите самостоятельно по составу прилагательные в словосочетаниях.

Д. Сладкое, алая, короткий, серая.

У. Понаблюдаем, какие суффиксы использовались при образовании имен прилагательных.

У. Посмотрите на таблицу. Нет ли на ней суффиксов, которые характерны для прилагательных?

У. Запишите свои прилагательные с этими суффиксами.

Дети выполняют задание в тетрадях.

– Что у вас получилось?

IV. Физкультминутка

V. Проверка домашнего задания

У. Проверим ваше домашнее задание. Вы должны были выписать из художественных произведений отрывки на тему «Зима» и указать род, число, падеж прилагательных.

Внимание! Требуется привести пример имени прилагательного:

– в единственном числе и в Винительном падеже;
– во множественном числе и Дательном падеже;
– в единственном числе и Родительном падеже;
– во множественном числе и Предложном падеже.

Приводя свои примеры, дети дают образец рассуждения по памятке «Как определить падеж прилагательного».

Памятка

1. Найти существительное, с которым связано прилагательное.
2. Определить падеж существительного.
3. По падежу существительного узнать падеж прилагательного.

VI. Закрепление пройденного материала (продолжение)

У. Запишем стихотворение о лесе.

Учитель диктует стихотворение, подчеркнутые слова комментируются.

Жаль озябшего бедняжку.
Всем ветрам и ветеркам
Он последнюю рубашку
Раздарил по лоскуткам.

У. Какое время года описано в четверостишии?

У. Найдите безударные окончания прилагательных и объясните их написание.

Д. Озябшего – вопрос «какого?» – пишутся окончания —ого или —его; последнюю – вопрос «какую?» – пишутся окончания —ую, —юю.

У. Укажите падеж прилагательных, подчеркните буквы, которые следует проверять при письме. Какие буквы проверяли при письме?

Д. Озябшего – зябнуть; бедняжку – бедный, бедняжечка; ветрам и ветеркам – ветер; рубашку – рубашечка; раздарил – дар.

У. Каким членом предложения являются прилагательные?

У. Какие правила вспомнили?

Д. Правописание безударных гласных и парных согласных.

У. Разберите прилагательное «последнюю» как часть речи устно.

Один ученик отвечает с места. Класс работает с сигнальной линейкой. Правильный ответ – сигнал зеленого цвета; неправильный ответ – сигнал красного цвета.

Д. «Последнюю» – имя прилагательное, связано с существительным «рубашку», женского рода, единственного числа, стоит в Винительном падеже.

У. Продолжим упражнения в написании падежных окончаний прилагательных. Я буду читать текст. Записывать его не надо. Ваша задача – записать в тетради через запятую только окончания имен прилагательных.

Пришла вьюжная зима. Земля укрыта мягким пушистым снегом. Голодно птицам в зимнем лесу. Дружные ребята мастерят кормушки. Они повесят их в школьном саду.

– Обменяйтесь тетрадями. Поставьте друг другу знак «+», если в работе не было ошибок. (Для проверки на доске учитель открывает написанный текст.)

– Послушайте следующее задание: самостоятельно составьте загадку из «разбросанных слов» и запишите ее. Не забудьте – концы строк должны рифмоваться.

Мел, неба, как, прилетел, с, бел

У. Что получилось?

Д. Бел, как мел, с неба прилетел.

У. Есть ли имя прилагательное в загадке?

Д. Да! Бел – краткое прилагательное.

Д. По вопросу «Каков?»

У. Что обозначает краткое прилагательное?

Д. Признак предмета.

У. Как образуется краткое прилагательное?

Д. В мужском роде полных прилагательных окончание «уходит погулять»: белый – бел, милый – мил. Прилагательное как бы укорачивается.

У. Устно измените краткое прилагательное «мил» по родам.

Д. Мальчик – мил, девочка – мила, дитя – мило.

У. А как вы думаете, изменяется ли краткое прилагательное по числам?

У. По падежам краткие прилагательные не изменяются. Существует только форма Именительного падежа: мальчик мил. Одна девочка попробовала изменить краткое прилагательное по падежам. Вот что у нее получилось:

Я учитель всей страны,
Дети все мои умны.
Всем ученикам умнам
Я урок прекрасный дам.

– В какой падеж пыталась поставить краткое прилагательное эта девочка?

У. Каким членом в предложении бывает краткое прилагательное?

Д. Главным, а именно сказуемым.

У. Запишите предложение, укажите род, число прилагательного.

VII. Физкультминутка

Публикация статьи произведена при поддержке новостного ресурса «Твой Омск». Посетив сайт интернет-проекта «Твой Омск», который располагается по адресу http://TvoiOmsk.Ru, Вы сможете оперативно узнать самые свежие и актуальные социально-экономические новости Омска. Удобный рубрикатор поможет быстро найти статьи требуемой тематики. Более того, с помощью интерактивных сервисов, представленных на сайте интернет-проекта «Твой Омск», можно ознакомиться с расписанием движения автобусов, поездов и афишей предстоящих культурных мероприятий.

VIII. Знакомство с новым материалом

У. Итак, на уроке мы вспомнили о прилагательных, которые отвечают на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?»
Это полные прилагательные.
На вопросы «Каков?», «Какова?», «Каково?», «Каковы?» отвечают краткие прилагательные. А сейчас мы поговорим еще об одной группе прилагательных, которые реже встречаются в нашей речи.
Образуйте словосочетания с прилагательным. Запишите их.

Берлога, принадлежащая медведю.

Д. Медвежья берлога.

У. Перо, принадлежащее страусу.

Д. Страусово перо.

У. Валенки, принадлежащие деду, дедушке.

Д. Дедовы, дедушкины валенки.

У. На какие вопросы отвечают эти имена прилагательные?

Д. На вопросы «Чей?», «Чьё?», «Чья?», «Чьи?»

У. Эти прилагательные обозначают признак по принадлежности чего-либо человеку или животному.

Учитель открывает третий столбик с вопросами в опорной таблице.

– Теперь вы знаете все вопросы, на которые отвечают имена прилагательные. Посмотрите на нашу таблицу и повторите их.

Дети повторяют вопросы с опорой на таблицу.

какой?
какая?
какое?
какие?

каков?
какова?
каково?
каковы?

чей?
чья?
чьё?
чьи?

IX. Проверка знаний учащихся

У. Осталось последнее задание – тест. Возьмите в руки листочки, подпишите их. Вы ставите цифру, соответствующую номеру задания и записываете ответ.

Вопрос 1. Какие слова не являются именами прилагательными? Запишите их.

Быстрая, первый, одиннадцатое, эти, клейкий.

Вопрос 2. Какой частью речи является подчеркнутое слово в предложении?

Мой дедушка был военный.

Вопрос 3. Если прилагательное относится к подлежащему, оно будет стоять в . падеже.

Вопрос 4. Придумайте два словосочетания с именами прилагательными так, чтобы прилагательные употреблялись в переносном значении.

Вопрос 5. Подберите синоним к слову «зеленая» в тексте.

Текст, записанный на доске за занавеской, открывается.

Разговаривают покупатель и продавщица на летнем рынке.
– Скажите, у вас черная?
– Нет, красная.
– А почему же она белая?
– Потому, что она зеленая.

У. Сдайте листочки. Узнали ли вы, о чем говорилось в тексте?

Д. Смородина бывает разных сортов: красная, черная и белая.

Ответы учеников на вопросы:

1. Первый, одиннадцатое, эти.
2. Существительное.
3. В Именительном падеже.
4. Золотые руки, каменное сердце.
5. Зеленая – незрелая.

X. Итог урока

У. Урок подходит к концу. Выполнили мы задачу урока? Чем заинтересовал вас урок?

– Я рада, что вы показали себя умными, понятливыми, смышлеными ребятами. Спасибо за работу. Почетное звание «Грамотей» заслужили. Хорошо поработали.

Источник

Имя Существительное и Имя Прилагательное

Скачать:

Вложение Размер
imya_sushchestvitelnoe.pptx 112.57 КБ
imya_prilagatelnoe_luchinina_a.pptx 60.85 КБ
prilagatelnoe_v.ovchinnikova.pptx 1.35 МБ
prilagatelnoe_rita_marink.pptx 161 КБ
prilagatelnoe.pptx 644.63 КБ
prilagatelnoe_diana_solovyova.pptx 644.63 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Работу выполнили Воронов Роман и Артём «Имя существительное»

Имя существительное Имя существительное – это часть речи , отвечющая на вопросы кто ? что ? Обозначает : Конкретные предметы (дверь , окно) ; Живые существа (человек, птица, зверь) ; Явления природы (слякоть, снег, листопад) ; События (праздник, поход) ; Процесс действия (бег, рост) ; Абстрактные понятия (доброта, дружба).

Постоянные признаки Существительные бывает собственные и нарицательные. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы – это имена людей, клички животных, географические названия. (Петя, Бобик, Новосибирск) Нарицательные имена существительные — это общее название для всех однородных предметов. (карандаш, снегопад, кот)

Постоянные признаки Существительные бывают одушевленными и неодушевленными . Одушевленные отвечают на вопрос кто? и обозначают живые существа. (кот, человек, слесарь) Неодушевленные отвечают на вопрос Что? (машина, дом, компьютер)

Постоянные признаки Существительные бывают трех родов : Мужской род (он, мой) – врач , лес Женский род (она, моя) – машина, Аня Средний род (оно, моё) – окно , животное

Постоянные признаки Существительные бывают трех склонений. 1 — е Склонение : ж. р. -а -я м. р. -а -я 2 — е Склонение : м. р. — ср. р. -о -е 3 — e Склонение : ж. р. — ь

Непостоянные признаки Существительные изменяются по падежам . Падежи И.п. (Кто? Что?) Р.п. Нет (Кого? Чего?) Д.п. Дам (Кому? Чему?) В.п. Вижу (Кого? Что?) Т.п. Творю (Кем? Чем?) П.п. Думаю (О ком? О чем?)

Род имён существительных . Непостоянные признаки Существительные изменяются по числам : Единственное число (один) – стол, девочка. Множественное число (много) – столы, девочки.

Спасибо за внимание

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ Работу выполняла Ученица 6 «А» МБОУ ЛИТ Лучинина Александра

имя прилага́тельное — самостоятельная часть речи , обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы « како́й », « кака́я », «какое», « каки́е », « чей »,а также бывают краткие прилагательные — каков ? ПРИМЕРЫ : какой ? ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ какая ? ТРУДОЛЮБИВАЯ какое ? КРУТОЕ какие ? БЕСПОДОБНЫЕ чей ? ЛИСИЙ каков ? КРАСИВ

Изменяются по числам , родам только в ед.ч . И падежах- И.п.Яркое Р.п.Яркого или яркой интересная- ж .р Д.п.Яркому или яркой инересное-ср.р В.п . Яркое или яркого интересный- м.р Т.п.Ярким или яркой П.п .(о)Яркой или ( о)Ярком Трудолюбивая- ед.ч,Трудолюбивые — мн.ч Имена прилагательные в предложениях обстоятельствами-интеллектуальный конкурс и сказуемыми- Утро было туманное.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ -самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?» .

Термин прилагательное произошел от латинского слова adiectivum , которое обозначало «присоединение, прибавление». А имелось в виду то дополнение, которое можно присоединить к существительному, говоря про него. Это могло быть какое-то свойство предмета или его принадлежность кому-то или чему-то.

Прилагательные чаще всего образуются суффиксальным способом: болото — болотный. Прилагательные также могут образовываться приставочным: небольшой, и приставочно-суффиксальным способами: подводный . Прилагательные также могут образовываться путём словосложения двух основ : бледно-розовый , трёхлетний . Словообразование прилагательных.

Прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, могут иметь краткую форму. В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, но может быть и сказуемым. Зависит от имени существительного.

Спасибо за внимание.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Имя прилага́тельное — самостоятельная часть речи , обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы « како́й », « кака́я », «какое», « каки́е », «чей» . В русском языке прилагательные изменяются по родам , падежам и числам , могут иметь краткую форму . В предложении прилагательное чаще всего бывает определением , но может быть и [[ сказуемое|сказуемым

Разряды прилагательных Разряд — единственный постоянный морфологический признак этой части речи. Существуют четыре разряда прилагательных: качественные, относительные, порядковые и притяжательные.

Качественные прилагательные Обозначают признак, который можно иметь в большей или меньшей степени. Отвечают на вопрос «какой». Как правило, имеют следующие признаки: сочетаются с наречиями «очень» (и его синонимами) и «слишком» ( очень большой , слишком красивый , чрезвычайно умный ). из качественных прилагательных возможно образовать сложное прилагательное путём повтора ( вкусный-вкусный , большой-большой ). однокоренное прилагательное с приставкой не- ( неглупый , некрасивый ). имеют антоним ( глупый — умный ), а иногда и гиперим ( большой — огромный )

Относительные прилагательные Обозначают признак, который нельзя иметь в большей или меньшей степени. Отвечают на вопрос «какой». Выражают отношение предмета к другому предмету ( дверной ), материалу ( железный ), свойству ( стиральный ), времени ( январский ), месту ( московский ), единице измерения ( пятилетний, двухэтажный, килограммовый ). [3] и т. д. Не имеют краткой формы , степеней сравнения, не сочетаются с наречиями «очень» (и его синонимами) и «слишком», не имеют антонимов

Притяжательные прилагательные Обозначают принадлежность предмета живому существу или лицу ( отцовский , сестрин , лисий ). Отвечают на вопрос «чей». Не имеют краткой формы , степеней сравнения, не сочетаются с наречиями «очень» (и его синонимами) и «слишком», не имеют антонимов .

Прилагательные склоняются по падежам и числам, а в единственном числе по родам. Исключение составляют краткие прилагательные и прилагательные в сравнительной степени: они не склоняются. Также есть некоторое количество несклоняемых прилагательных ( пиджаки беж ). Род, падеж и число склоняемого прилагательного зависят от соответствующих характеристик существительного, с которым оно согласуется . Несклоняемые прилагательные обычно находятся после существительного, их род, число, и падеж определяются синтаксически по характеристикам соответствующего существительного: пиджаки беж .

Образование прилагательных Прилагательные чаще всего образуются суффиксальным способом: болото — болотный. Прилагательные также могут образовываться приставочным: небольшой, и приставочно-суффиксальным способами: подводный . Прилагательные также образуются сложносуффиксальным способом: льносемяочистительный . Прилагательные также могут образовываться путём словосложения двух основ: бледно-розовый , трёхлетний .

Морфологический разбор имени Общее грамматическое значение. Начальная форма. Начальной формой у имени прилагательного считается форма единственного числа, именительного падежа, мужского рода ( синий ). Постоянные признаки: разряд. Непостоянные признаки: употреблено в краткой/полной (только у качественных); степень сравнения (только у качественных); число, род, падеж (синий — употреблён в полной форме, единственном числе) Синтаксическая роль — определение или сказуемое

Переход в другие части речи Чаще всего в разряд прилагательных переходят причастия . В качестве прилагательных также могут выступать местоимения ( Художник из него никакой ). Прилагательные, в свою очередь, могут субстантивироваться , то есть переходить в разряд существительных : русский, военный

Источник

Читайте также:  мягкий знак на конце существительных после шипящих словарный диктант