Меню

существительные с орфограммой гласными после шипящих в суффиксах



Правописание О-Е после шипящих в суффиксах существительных
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Урок русского языка в 6 классе, разработанный по ФГОС.

Скачать:

Вложение Размер
fgos_6kl.o-e_v_suffiksah_sushchestvitelnyh.zachetnyy_urok.doc 106 КБ

Предварительный просмотр:

МОБУ СОШ №13 ст.ВЛАДИМИРСКОЙ

ПРАВОПИСАНИЕ О-Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В СУФФИКСАХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Технологическая карта урока

Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ .; под ред М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др.

Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных

Изучение нового материала

Образовательные : создать условия, способствующие изучению знаний по теме
« Правописание гласных О – Е после шипящих в суффиксах существительных» и применению их в нестандартных учебных ситуациях.

Развивающие : содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; способствовать формированию умений работать в группе.

Воспитательные : воспитание любви к русскому языку, активной жизненной позиции.

Предметные : изучить правописание гласных О – Е после шипящих в суффиксах существительных

Метапредметные : быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения.

Личностные : формировать интерес к русскому языку и родной культуре.

личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, проблемно-диалогическая, системно-деятельностная, дифференцированного обучения.

Коллективная, групповая, творческая

формулировка вопросов по типу заданий ГИА (А4 — укажите ошибочное суждение), синтаксис (составить схему сложного предложения), текстоведение (определить тему, стиль, тип текста), морфемика (найти слова, соответствующие заданной схеме).

Виды деятельности учителя

Организует, направляет, контролирует, диагностирует.

Виды деятельности учащихся

Разграничивают языковые явления, находят основание для классификации, представляют лингвистический текст в виде алгоритма, таблицы и пр., находят и объясняют правописание орфограмм, исправляют орфографические ошибки.

Виды используемых ИКТ

Компьютер, мультимедийная установка, презентация

Материалы и оборудование

Подготовительный этап к уроку

До начала урока дети распределены на группы

Источник

Написание о/е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и наречий

Написание букв «о» или «е» после шипя­щих в суф­фик­сах и окон­ча­ни­ях суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных и наре­чий зави­сит от уда­ре­ния.

Алгоритм выбора букв о/е после шипящих

Чтобы выбрать бук­ву «о» или «е» после шипя­ще­го, дей­ству­ем поша­го­во, исполь­зуя сле­ду­ю­щий алго­ритм.

  • Первый шаг — опре­де­ле­ние части речи, к кото­рой при­над­ле­жит сло­во.
  • Второй шаг — раз­бор сло­ва по соста­ву (мор­фем­ный раз­бор), что­бы выяс­нить, в какой его части нахо­дит­ся орфо­гра­фи­че­ская про­бле­ма.

Разобрав сло­во по соста­ву, убе­дим­ся, что это суф­фикс или окон­ча­ние суще­стви­тель­но­го, при­ла­га­тель­но­го или наре­чия. Тогда, что­бы пра­виль­но напи­сать после шипя­ще­го соглас­но­го бук­ву «е» или «о» в суф­фик­се или окон­ча­нии слов этих частей речи, руко­вод­ству­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом:

Рассмотрим, как дей­ству­ет это пра­ви­ло, на при­ме­рах слов ука­зан­ных частей речи.

Написание букв о/е после шипящих у существительных

У суще­стви­тель­ных под уда­ре­ни­ем после шипя­щих кор­ня в суф­фик­сах и окон­ча­ни­ях форм тво­ри­тель­но­го паде­жа напи­шем бук­ву «о».

Примеры:

слуш о́к , сун­дуч о́к , прыж о́к ;

девч о́нк а, деньж о́нк и, рубаш о́нк а;

с силач о́м , борщ о́м , под стел­лаж о́м , тираж о́м ;

с врач о́м , грач о́м , свеч о́й , саранч о́й , плащ о́м .

Без уда­ре­ния напи­шем бук­ву — «е»:

В заим­ство­ван­ных суще­стви­тель­ных с суф­фик­сом -ёр- и в рус­ском сло­ве «уха­жёр» после шипя­щих кор­ня пишет­ся бук­ва «ё»:

Отличаем эти напи­са­ния от сло­ва «мажор» и про­из­вод­но­го при­ла­га­тель­но­го, в мор­фем­ном соста­ве кото­рых нет ука­зан­но­го суф­фик­са:

мажор н ый — корень/суффикс/окончание.

Имеем в виду, что суще­стви­тель­ные, обра­зо­ван­ные от гла­го­лов, сохра­ня­ют суф­фикс этой части речи и пишут­ся после шипя­щих кор­ня с бук­вой «ё»:

ноч ева ть — ноч ёв к а;

корч ева ть — корч ёв к а;

меж ева ть — меж ёв к а;

рас­туш ева ть — рас­туш ёв к а;

пере­коч ева ть — пере­коч ёв к а.

Написание букв о, е после шипящих в суффиксах и окончаниях прилагательных

У при­ла­га­тель­ных ана­ло­гич­но под уда­ре­ни­ем в суф­фик­сах -ов-, -он и окон­ча­ни­ях после шипя­щих соглас­ных кор­ня пишет­ся бук­ва «о».

Примеры:

  • морж о́в ый
  • камыш о́в ый
  • парч о́в ый
  • грош о́в ый
  • еж о́в ый
  • холщ о́в ый
  • смеш о́н (бег­лое «о»)
  • больш о́й
  • чуж о́й

но рыж е му , хорош е й .

Написание суффиксов наречий после шипящих

В соот­вет­ствии с ука­зан­ным орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом в суф­фик­сах наре­чий после шипя­щих соглас­ных осно­вы под уда­ре­ни­ем пишет­ся бук­ва «о», без уда­ре­ния — «е»:

  • горяч о́
  • свеж о́
  • общ о́
  • голыш о́м
  • нагиш о́м ,

но ти́ш е , бли́ж е , да́ль ше , неуклю́ж е

Видеоурок

Источник

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Написание гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных.

2. Графическое обозначение условия выбора правильных написаний, определение значения суффиксов.

3. Повторение правила написания гласных о и ё после шипящих в корне слов.

4. Повторение правила написания гласных о и ё после шипящих в окончаниях существительных.

Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?

Шипящие звуки – это согласные звуки, обозначенные буквами ж, ш, ч, щ.

Окончание – зна́чимая часть слова, которая образует формы слова.

Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня и служит обычно для образования новых слов. Список литературы

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.

2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. – 191 с.

1. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.

2. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019.

3. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

Открытые электронные ресурсы:

1. Грамматические словари. Информационно-образовательный портал Грамота.ру http://slovari.gramota.ru/slovari/types/17_5 (Дата обращения 03.06.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим ряд слов: кусочек, овражек, орешек, пиджачок, пирожок, пушок. Это существительные. Сгруппируем слова по сходству шипящих. У нас получились пары: кусочек – пиджачок, овражек – пирожок, орешек – пушок. Теперь нужно определить морфему, в которой находится орфограмма. Все слова с уменьшительными суффиксами. Кусочек – это маленький кусок.

Пиджачок – маленький пиджак.

Овражек – маленький овраг.

Пирожок – маленький пирог

Орешек – маленький орех

Пушок – маленький пух

Расставим ударения в словах и снова сгруппируем слова: кусо́чек, пиджачо́к, овраже́к, пирожо́к, оре́шек, пушо́к.

Мы видим, что буква о после шипящих в суффиксах существительных пишется под ударением, в соответствии с произношением: пиджачо́к, пирожо́к, пушо́к. В суффиксах существительных после шипящих без ударения пишется буква е: кусо́чек, овраже́к, оре́шек. Такими же были условия выбора гласных о и е в окончаниях существительных: врачом, плащом, рубежом; товарищем, тучей.

После шипящих в окончаниях существительных под ударением пишется буква о, без ударения – е.

Объединим оба правила: после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных под ударением пишется буква о, без ударения – буква е.

Вспомним ещё одно правило правописания гласных после шипящих. В корнях слов после шипящих пишется буква ё, если можно подобрать однокоренное слово или форму слова с чередованием ё//е: жёлтый – желтеть, чёлка – чело, шёл – шедший, шёпот – шепчет, дешёвый – дешевле. В остальных случаях пишется буква о: шорох, шоколад, шомпол, капюшон.

Составим алгоритм применения правил. Для анализа возьмём скороговорку: «Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон».

Шаг 1. Определяем часть речи.

В тексте есть три слова с орфограммой. Два из них существительные: кукушонок и капюшон.

Шаг 2. Определяем, что орфограмма находится после шипящих.

Шаг 3. Определяем, в какой морфеме находится орфограмма: в слове кукушонок она в суффиксе, а в слове капюшон в корне.

Шаг 4. Ищем однокоренные слова с чередованием в корне.

Шаг 5. Ставим ударение.

Шаг 6. Делаем вывод.

В суффиксе существительного после шипящей под ударением пишем букву о.

Давайте потренируемся. Возьмём предложение: на свежий червячок и рыбка на крючок. В нём есть два существительных с орфограммой «Гласные после шипящих»: червячок и крючок. Применяем алгоритм. Определяем, в какой морфеме орфограмма. Червячок – это маленький червяк, а крючок – маленький крюк. Орфограммы находятся в суффиксах. Ставим ударение, оно падает на орфограмму. В соответствии с произношением пишем о.

Теперь обобщим случаи написания гласных о и ё после шипящих в существительных. Орфограмма может быть в корне слова, в суффиксе и в окончании. Под ударением в суффиксах и окончаниях пишется буква о. А в корне может писаться и буква о, и буква ё.

Рассмотрим примеры: мышонок, ключом, шёлк, шомпол (стержень для чистки и смазки огнестрельного оружия).

Мышонок – детёныш мыши. Орфограмма в суффиксе под ударением. Пишем о.

Ключом – это существительное ключ в форме творительного падежа. Орфограмма в окончании. Под ударением пишем о.

Шёлк – орфограмма в корне, ищем чередование: шёлк – шелка, шелковистый. Пишем в корне ё.

Шомпол – орфограмма в корне, однокоренных слов с чередованием нет, пишем о.

Слов с буквой о после шипящих в корне слова под ударением немало. Шов, шок, шоу, капюшон, крыжовник, шоры (боковые щитки на уздечке возле глаз, не дающие лошади возможность смотреть по сторонам; наглазники), шорох, шорты.

Если вы затрудняетесь определить, в какой морфеме находится орфограмма, воспользуйтесь толковым и словообразовательным словарями, в том числе онлайн-версиями. Например, нужно правильно написать слово беч..вка. Сначала выясняем значение слова по толковому словарю. А затем смотрим, как слово образовалось. Бечёвка от «бечева» (верёвка). Орфограмма после шипящих находится в корне слова, нужно писать букву ё.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Найдите ошибку в объяснении правописания.

Книж..нка – после шипящих под ударением в суффиксе существительного пишется о;

Ларч..к – пишется и, так как при изменении слова гласный в суффиксе не выпадает;

Ж..сткий – после шипящих под ударением в корне пишется о;

Ландыш..м – в окончании существительного после шипящих в безударном положении пишется е.

Для выполнения задания нужно применить алгоритм:

Определить часть речи (сущ.);

Определить, в какой морфеме находится орфограмма (корень, суффикс, окончание);

В слове ж..сткий орфограмма находится в корне. Ищем родственное слово или форму с чередованием е//ё: жестковатый. Вывод: в корне пишется ё.

Ж..сткий – после шипящих под ударением в корне пишется о

Найдите лишние слова в каждом ряду, зачеркните их.

Морж..нок, пирож..к, крольч..нок, крюч..к, свеч..й

Циркач..м, ключ..м, стриж..нок (птенец стрижа), флаж..к, полотенц..м

Пуч..к, прич..ска, светляч..к, камыш..м, грач..м

Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:

Определить, в какой морфеме находится орфограмма (корень, суффикс, окончание);

Сравнить варианты, найти лишний.

Моржо́нок, пирожо́к, крольчо́нок, крючо́к, свечо́й (орфограмма в окончании, в остальных словах – в суффиксе)

Циркачо́м, ключо́м, стрижо́нок, флажо́к, полоте́нцем (буква е)

Пучо́к, причёска, светлячо́к, камышо́м, грачо́м (буква ё)

Источник

Правописание О/Е после шипящих в существительных

Чтобы выяснить, какую гласную необходимо поставить после шипящей согласной, сначала определим часть речи того слова, которое вызывает затруднения. Исходя из того, является ли оно именем прилагательным, существительным или наречием, будет разниться и подход к выбору нужной буквы.

Как же не допустить ошибки и грамотно написать существительное, выбирая между и после шипящей? Разобраться в этом вопросе помогут некоторые нормы нашего языка, представленные в статье.

Написание букв о/е после шипящих в существительных

Одним из основных шагов на пути грамотного написания слова станет его морфемный разбор. В результате станет ясно, в какой части находится орфографическая проблема, и алгоритм дальнейших действий будет зависеть от её местоположения.

«О» после шипящих в корне существительных

Рассмотрим случаи, когда орфограмма стоит в корне. Тогда выбор нужной гласной не будет зависеть ни от рода, ни от ударения. Необходимо подобрать подходящую букву согласно следующему правилу.

После шипящих пишется «о», если исходное слово нельзя видоизменить или подобрать однокоренное так, чтобы орфограмма чередовалась с гласной «е».

Звучит сложно, однако взглянем на конкретные примеры, чтобы окончательно разобраться в данной проблеме:

  • шорох, мажор, крыжовник: пишем , поскольку ни к одному из этих слов нельзя подобрать проверочное с чередующейся на месте орфограммы;
  • шоколадка, жокей, шофёр: правило продолжает действовать даже на те слова, где интересующая вас гласная не под ударением, а их род – женский или средний.

О/Е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных

Когда же орфограмма находится в конце интересующего вас слова (то есть в любой его части после корня),необходимо придерживаться следующего правила.

В суффиксе и окончании имени существительного под ударением нужно писать «о», без ударения – «е».

Это правило звучит проще предыдущего, однако на деле разобраться в нём намного сложнее. На примерах подбор гласных и в суффиксах существительного на месте после шипящей выглядит так:

  • зайчо́нок, рубашо́нка, девчо́нка, старушо́нка: орфограмма стоит под ударением и находится в суффиксе, пишется ;
  • ре́ченька, овра́жек, до́ченька, но́женька: гласная уже не под ударением, что и обуславливает её написание.

Обратим внимание, что в окончаниях имён существительных и после шипящих поведут себя точно так же:

  • ножо́м, плащо́м, свечо́й, борщо́м: гласная находится в окончании, стоит под ударением, пишем ;
  • о́вощем, афи́шей, ла́ндышем: орфограмма также стоит в окончании, однако уже не находится под ударением, поэтому пишется .

Стоит отметить, что это же правило будет действовать и на другие части речи, в частности, имена прилагательные и наречия. Для лучшего усвоения материала взглянем на таблицу.

С орфограммами у существительных стоит быть осторожнее, так как они могут хранить множество подводных камней в виде исключений. В данном случае эти исключения составят заимствованные слова с суффиксом -ёр-, например ухажёр, дирижёр, тренажёр. Через будет писаться только слово мажор, поскольку в нём орфограмма входит в состав корня и подчиняется основному правилу.

Буква «ё»после шипящих в существительном

Чтобы не допустить ошибку в написании гласной «ё», необходимо следовать такому правилу:

«Ё» пишется в том случае, если к исходному слову можно подобрать такое однокоренное, где орфограмма чередуется с гласной «е».

Посмотрим, как данное правило будет работать на конкретных примерах:

  • зачёс, шёпот, печёнка: пишется , поскольку к данным существительным можно подобрать проверочныеслова с чередованием (зачесать, шептать, печень);
  • шёлк, чёлн: данные слова легче изменить по форме, однако правило остаётся в силе, и надо писать (шелка, челны).

При более внимательном анализе всех правил можно отметить, что первый и последний принципы взаимозаменяют друг друга, будто бы «отзеркаливают». Этот факт можно использовать для более быстрого запоминания нормы языка. Наглядно это будет продемонстрировано на следующей схеме:

После небольшой практики ни одно из приведённых правил больше не будет вызывать у вас затруднений. Достаточно уделить проработке этих норм некоторое время, и тогда данной орфограмме больше никогда не удастся застать вас врасплох.

Источник

Читайте также:  сколько имен существительных в данном предложении