Конспект урока в 5 классе по теме «Глагол как часть речи»
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)
Конспект урока предназначен для учителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glagol.docx | 26.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 «б» классе
«Глагол как часть речи»
- обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме «Глагол»;
- учить практическому применению знаний по теме;
- вырабатывать навык самооценки знаний.
- развивать навыки анализа, синтеза, сравнения лингвистических явлений;
- работать над развитием коммуникативных навыков, логического мышления школьников;
- развивать творческие способности учащихся.
- воспитывать у школьников любовь к русскому языку;
- создать атмосферу сотрудничества и взаимоуважения.
Ребята, здравствуйте! Рада вас приветствовать на уроке русского языка!
— Запишем в тетради число, классная работа.
2. Лексическая разминка
— Для того чтобы определить тему сегодняшнего урока, мы проведем с вами лексическую разминку, применив пройденную тему «Имя прилагательное». К данным словам подобрать антонимы и записать в столбик.
— Прочитайте сверху вниз первые буквы второго столбика, какое слово у нас получилось?- глагол
— Сформулируйте, пожалуйста, тему урока (формулируют). Ребята, а я её определила вот так : Глагол как часть речи.
— Вы согласны? Запишем тему урока.
3. Ведение в тему урока
— Опираясь на тему урока, сформулируйте цель урока (формулируют). Всё верно. Сегодня на уроке мы будем учиться выделять глагол среди других частей речи по морфологическим признакам и его значению . Вы согласны?
— 1. Вспомните, что вы уже знаете о глаголе из курса начальной школы. Чтобы вам было легче, мы сыграем в игру «Верные – неверные утверждения». Я буду читать утверждения, а вы должны ответить – верно оно или нет.
1. Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета. (верно)
2.Глаголы изменяются только по временам. (неверно)
3.Глаголы изменяются по временам, числам, лицам. (верно)
4.Глаголы изменяются по падежам. (неверно)
5.Глаголы в предложении обычно бывают сказуемыми. (верно)
— Проверим себя: прочитаем определение глагола как части речи в учебнике на стр.53
2. ИЗ ИСТОРИИ СЛОВА.
— Кто знает, от какого слова образовалось слово «глагол»?
- Название «глагол» происходит от старославянского слова «глаголить – говорить».
- Одним из значений слова «глагол» в древнерусском языке было «слово», «речь вообще». Именно в этом смысле употребил его А.С Пушкин в стихотворении «Пророк»: «Глаголом жги сердца людей».
- Раньше говорили: глаголать (говорить), глаголовать (много говорить). Глаго́льник или глаго́латель (м. р.) и глаголательница (ж.р.)- тот, кто глаголет. Глаго́ливый- говорливый, беседливый.
- Словом глаго́ль назвалась и буква Г в славянской и русской азбуке. Глаголица – одна из первых славянских азбук. В современном русском языке употребляется слово «разглагольствовать» (туманно рассуждать).
3. Игра «Четвёртое лишнее».
Внимательно посмотрите на группы слов. Найдите 4 лишнее в каждой группе, выпишите его.
- Грусть, печалиться , огорчение, настроение.
- Смех, улыбка, хохотать, радость.
– Что же лишнее? Почему? Как вы определили?
- Первичная проверка понимания
Упр. 371(п) – по цепочке
— С какой целью мы выполняли это упражнение? Что узнали о глаголе?
Вывод: глаголы по смыслу сочетаются не со всеми существительными.
Молодцы! Похвалите себя с помощью носиков. Напишите в воздухе слово молодец.
1. Решите лингвистическую задачку.
Подумайте и ответьте, к какой части речи относятся выделенные слова .
- Ведро дало течь , и вода стала течь .
- Мама стала печь пироги, а сын на печь залез.
- Снежное покрывало покрывало все поле.
- Ветер стих . Я прочитал стих.
- Мы получили хорошие вести. Надо вести брата в садик.
Выпишите в тетрадь 3 и 4 группу, подчеркните выделенные слова как члены предложения.
2. Игра «Кто больше?» с мячом.
Глагол говорить имеет один из богатейших синонимических рядов. Подберите к нему как можно больше синонимов. (Выражаться, изъясняться, разглагольствовать, ораторствовать, витийствовать (уст.), заливаться соловьем; шептать, твердить, бормотать, объяснять, проворчать, намекать, замечать, угрожать, растолковать, пролепетать, уверять и др.)
— А сейчас посмотрите на доску. Прочитаем четверостишие.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденет(?)ся листвою.
— Какая картина нарисована в этом стихотворении? (Картины оживания природы после зимы). Выпишите глаголы, укажите их время, число, род (если возможно).
Физминутка ( показать действие жестами -упр.372)
— Сделайте вывод, насколько необходим в речи глагол.
6. Индивидуальная работа на листочках.
1. Продолжите фразу:
Глагол-это часть речи, которая обозначает
б) признак действия
2. Глаголы отвечают на вопрос
б) что делать? что сделать?
в) что делать? как сделать?
3. Глаголы имеют:
4. Каким членом предложения является глагол в предложении?
5. С какой частью речи не может сочетаться глагол?
6.Домашнее задание (для всех) – П. 49 правило, упр. 373 ( дополнительное задание по желанию)
Мне сегодня было интересно с вами работать, а вам? Поделитесь своими впечатлениями об уроке.
— Особенно мне понравилось……
— Мне было трудно (легко)……..
— Теперь я знаю (умею)……..
Приложение (для распечатки)
1. Продолжите фразу
Глагол-это часть речи, которая обозначает
б) признак действия
2. Глаголы отвечают на вопрос:
б)что делать? что сделать?
в) что делать? как сделать?
3. Глаголы имеют:
4. Каким членом предложения является глагол в предложении?
5. С какой частью речи не может сочетаться глагол?
1. Продолжите фразу
Глагол-это часть речи, которая обозначает
б) признак действия
2. Глаголы отвечают на вопрос:
б) что делать? что сделать?
в) что делать? как сделать?
3. Глаголы имеют:
4. Каким членом предложения является глагол в предложении?
5. С какой частью речи не может сочетаться глагол?
1. Решите лингвистическую задачку.
Подумайте и ответьте, к какой части речи относятся выделенные слова .
- Ведро дало течь , и вода стала течь .
- Мама стала печь пироги, а сын на печь залез.
- Снежное покрывало покрывало все поле.
- Ветер стих . Я прочитал стих.
- Мы получили хорошие вести. Надо вести брата в садик.
Выпишите в тетрадь 3 и 4 группу, подчеркните выделенные слова как члены предложения.
2. Прочитайте четверостишие .
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденет(?)ся листвою.
— Какая картина нарисована в этом стихотворении? Выпишите глаголы, укажите их время, число, род (если возможно).
— Особенно мне понравилось……
— Мне было трудно (легко)……..
— Теперь я знаю (умею)……..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме «Имя прилагательное как часть речи: повторение изученного в 5 классе» для 6 класса УМК М.Т.Баранова. Т.А.Ладыженской.
Цели: Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций. Задачи: Показать отличие частицы о.
Цель урока: 1. Дать понятие о союзе как о служебной части речи;2. Показать основные функции союзов в предложении и тексте.3. Формировать умение ставить знаки препинания в сложных союзных п.
Данная тема изучается в пятом классе в разделе «Морфология. Орфография. Культура речи.» Тип урока: урок изучения нового материала. В основу урока положена технология сотрудничества. В ходе .
Урок рассчитан на 2 учебных часа. Урок — игра в страну мультипликации, на котором будет предложено много творческих заданий. Урок с применением мультимедийной презентацией.
Конспект урока по русскому языку по теме»Глагол как часть речи» (5 класс) по своему типу относится к урокам повторения и закрепления темы. Конспект содержит основные цели урока, оборудование; урок сос.
Конспект урока по русскому языку «Глагол как часть речи» 5 класс.
Источник
Конспект урока по теме «Глагол». 5-й класс
Класс: 5
Ключевые слова: часть речи , глагол
Тип урока: урок общеметодической направленности.
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Цель урока: обеспечить формирование умения выделять глагол среди других частей речи по морфологическим признакам и его значению.
Ход урока
1. Организационный момент
— Ребята, здравствуйте! Рада вас приветствовать на уроке русского языка!
Я бы хотела начать урок с известных вам строк, но они рассыпались.
Кто поможет мне?
Написаны слова на доске: «начинается» «С» «успех!» «удачи» «малой»
(Ответ: «С малой удачи начинается успех!»)
— Как вы понимаете эти слова?
— Я желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!
(В игровой форме повторить некоторые лингвистические понятия и узнать тему урока.)
А) какая буква пишется на конце слова, имеющего значение “Кладь сена неопределенной меры”? (стоГ)
Б) часть речи, которая обозначает признак предмета (приЛагательное)
В) какая гласная пишется в корнях слов “рАстение”, “излАгать”?
Г) назовите четвертую букву алфавита. (“Г”)
Д) какая буква пишется в корне слова “мОрской?
Е) как называется буква, обозначенная [л] в слове “колодец”?
Полученное слово – глагол.
НО. сначала Повторим части речи!
Цель: вспомнить части речи.
Задание: заполните таблицу «Части речи».
Части речи делятся на … (самостоятельные и служебные)
части речи | ||