Меню

связь имя прилагательное с именем существительным



Связь имен прилагательных с существительными

Обучающие: повторить общие сведения об имени прилагательном, уточнить представление учащихся о зависимости прилагательного от существительного, повторить и антонимы.

Развивающие: развивать умение устанавливать связь слов в предложении, развивать речь учащихся, мышление, память, внимание, воображение.

Воспитательные: воспитывать сознательную дисциплину на уроке, уважительное отношение друг к другу, любовь и интерес к русскому языку.

Орг. момент. Приветствие.

Повторение ранее изученного материала.

Ребята, сейчас мы будем записывать словарные слова словосочетаниями: прил. + сущ.

Гороховый суп, злая собака, красивое растение, прекрасная картина, теплое молоко, новое пальто.

(Один ученик пишет на доске). Проверка записи на доске и в тетрадях.

Давайте вспомним, на какие вопросы отвечает имя прилагательное?

Что обозначает имя прилагательное?

Ребята, как вы думаете, связано имя прилагательное с именем существительным? ( Да, связано.)

Сообщение темы урока.

Тема нашего сегодняшнего урока: связь имен прилагательных с именем существительным. Сегодня мы узнаем, как связаны имена прилагательные с именем существительным?

Формирование новых знаний.

Ребята, давайте в этих словосочетаниях, определим какое слово является главным, а какое зависимым? (Главными словами в словосочетаниях являются существительные, а зависимыми – прилагательные). Прилагательные поясняют, уточняют существительное.

Ребята, давайте в этих словосочетаниях, определим род, число и падеж главного слова — имени существительного.

(Первое словосочетание разбирается устно, коллективно, под руководством учителя.)

Гороховый суп — сущ. – суп м.р., ед. ч. в им. п.

А в каком роде, числе и падеже прилагательное гороховый? Как определить?

Зависимое слово – прилагательное будет стоять в том же роде, числе и падеже, что и сущ. к которому оно относится.

(Один — два ученика у доски разбирают другие словосочетания.)

Открыли учебники на с.156, упр.16.

Ученик читает предложения из упр.16.

Ребята, какие это предложения простые или сложные? Почему?

Распространенные или нераспространенные? Почему?

Давайте распространим эти предложения при помощи прилагательных, однокоренных с существительными холод, зима, север.

Какие предложения более красивые распространенные или нераспространенные?

Давайте запишем распространенные предложения и укажем род, число и падеж существительных и связанных с ними прилагательных.

(Один ученик у доски записывает два предложения, а третье ученики самостоятельно в тетрадях).

А каким членом предложения является прилагательное?

Чтение правила на с.157. Ученик читает правило.

Ребята, что бы легче запомнить это правило, его можно представить в виде схемы:

род, число, падеж род, число, падеж

Давайте попробуем рассказать правило по этой вспомогательной схеме.

(В словосочетании прил. и сущ. прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное к которому оно относится)

Физминутка на внимание.

А теперь поиграем в игру “Угадай предмет по его признакам”.

Один ученик выходит к доске и получает карточку у учителя с изображением животного. Ученик не показывает эту карточку классу, а описывает предмет при помощи только прилагательных. Дети пытаются отгадать что изображено на карточке.

Лиса – рыжая, пушистая, хитрая и т.п.

Медведь – бурый, косолапый, большой и т.п.

Закрепление изученного материала.

Ребята, а теперь посмотрите на эти словосочетания.

Что у них общего?

В каком роде, числе и падеже стоят эти существительные и прилагательные? (В ед.ч., м.р., им.п.).

Давайте подберем и запишем к данным прилагательным противоположные по смыслу прилагательные.

Как называются такие слова? (Антонимы).

Читайте также:  падеж как морфологический признак существительных

Старый человек – молодой

Скучный рассказ – интересный

Бесполезный подарок – ценный

А теперь давайте посмотрим. Что у нас получилось по вертикале?

Ребята, давайте вспомним, как называются слова близкие по значению? (Синонимы)

Для чего нужны синонимы?

Умение употреблять синонимы помогает нам избежать повторов, сделать нашу речь разнообразной, выразительной.

Давайте подберем и запишем синонимы к этим прилагательным:

БОЛЬШОЙ — здоровый, громадный, гигантский, огромный, значительный, астрономический и т.д.

СМЕЛЫЙ — храбрый, мужественный, отважный, безбоязненный, бесстрашный, решительный, героический и т.д.

КРАСИВЫЙ — прекрасный, интересный, хорошенький, очаровательный, привлекательный, миловидный.

О какой части речи мы сегодня говорили?

С какой целью употребляются в речи прилагательные?

С какой частью речи связаны прилагательные?

Как прилагательные связаны с существительными?

Сообщение домашнего задания. Упр.17, с.157 правило.

Источник

Презентация «Связь имени прилагательного с именем существительным»

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Списать, подчеркнуть прилагательные

Проверим: Мой белый брат во льдах живет и рыбу ест морскую. А я люблю пчелиный мед и ягоду лесную.Ответим на вопросы:

  • Как называются выделенные слова?
  • Что такое имя прилагательное?
  • С какой частью речи связаны прилагательные?

Работа по теме урока: Связь имени прилагательного с именем существительным.Работа по теме урока: Связь имени прилагательного с именем существительным.Выполним задания:

  • Работа по учебнику с.88
  • Упр. 152
  • Проверим выполнение

Физкульминутка Поднимаем плечики, прыгайте кузнечики. Сели, травушку покушали, тишину послушали. Быстро, быстро высоко прыгать на носках легко.Закрепление изученного материала:Выполним задания упр.153:— Прочитайте загадки, отгадайте их— Какая загадка понравилась больше, чем?

  • Найдите имена прилагательные. Можно ли было обойтись без них?— Выпишите имена прилагательные с существительными, к которым они относятся

РефлексияПрочитайте: Наступила весна. Тает снег. Бегут ручьи. Светит солнце. Появились цветы.

  • Можно ли назвать эти предложения текстом?
  • Как вы думаете, чего не хватает этому тексту?
  • Давайте добавим подходящие по смыслу прилагательные

Прочитайте полученный текст Наступила долгожданная весна. Тает последний снег. Бегут говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Появились первые цветы. Выполните задание:

  • Запишите под диктовку четвертое и пятое предложение
  • Найдите словосочетания: сущ. + прил.
  • Какую роль сыграли прилагательные в данных предложениях?

Подведение итогов урока

  • О какой части речи мы говорили?
  • Чем интересна эта часть речи?
  • Что вам понравилось на уроке?
  • Что бы вы изменили?Домашнее задание: стр.90, упр.154

Источник

«Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Познакомить со смысловым значением имен прилагательных; сформировать представление о связи имени прилагательного с именем существительным, учить находить в тексте имена прилагательные и правильно ставить к ним вопросы от имён существительных.

Скачать:

Вложение Размер
imya_prilagatelnoe.svyaz_imeni_prilagatelnogo_simenem_sushchestvitelnym.doc 55 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык. 2класс

«Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели: познакомить со смысловым значением имен прилагательных; сформировать представление о связи имени прилагательного с именем существительным

— учить находить в тексте имена прилагательные и правильно ставить к ним вопросы от имён существительных ;

— показать связь имени прилагательного с именем существительным;

— учить определять число и род прилагательных по имени существительному, с которым оно связано;

— развивать орфографическую зоркость, умение анализировать и делать выводы;

— развивать речь и расширять кругозор обучающихся;

— формировать умение взаимодействовать в парах;

— воспитывать бережное отношение к животным

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, таблица «Имя прилагательное», индивидуальные карточки, картинка сказочного героя Колобка, картинки животных (медведь, заяц, лисица, волк).

А сейчас проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку 5.

  1. Целеполагание. Актуализация знаний.

— Дети вы любите сказки?

— У нас сегодня в гостях сказочный герой. А кто вы узнаете, отгадав его по описанию. Слушайте внимательно.

— Круглый, румяный, ароматный, непослушный. Кто же это? (Колобок)

Круглый, румяный, ароматный, непослушный Колобок

— Как вы догадались, что это Колобок?

— Из какой сказки он к нам пришёл?

Картинка из сказки «Колобок»

-Давайте поиграем, друзья! Я буду называть прилагательные, а вы подбирать подходящее по смыслу существительное.

Серый, хищный, жадный . (Волк.)

Рыжая, хитрая, ловкая . (Лиса.)

Косой, слабый, трусливый . (Заяц.)

Сухое, свежее, душистое . (Сено.)

Солнечный, веселый . (День.)

— Как называются части речи, из которых составлены словосочетания? (Имена существительные и имена прилагательные.)

— Назовите тему урока. (Связь имени прилагательного с именем существительным.)

— Послушайте стихотворение. О какой части речи в нём говорится? Приведите примеры слов этой части речи. Стихотворение читает заранее подготовленный ученик.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

Имя прилагательное знает весь свет,

Раскрасит, как художник, разный предмет,

Ответит всегда на вопросы такие:

Какой? Какая? Какое? Какие?

— Какую часть речи я употребила, описав Колобка?

— Как вы определили, что это имя прилагательное?

— Значит, над какой частью речи продолжаем работу на уроке?

— Что вы знаете о прилагательном?

— А какой частью речи является слово «Колобок»?

— Кто поможет сформулировать тему урока?

— Тема нашего урока: «Связь имени прилагательного с именем существительным»

— Назовите цели урока.

— Колобок укатился по дорожке в лес, оставляя за собой след.

— На какую букву начинается слово «Колобок»?

— Дайте характеристику звукам, которые обозначает буква «Ка».

— Разомнём наши пальчики пред письмом.

Вот помощники мои.

Их как хочешь поверни.

И работать захотели.

— Пропишите буквы, слоги и слова.

Кк / Кк / Кк / ка ко ке ки ку кв кл кн

коржик кормушка кривая

— Поставьте ударение в словах.

— Что общего в словах?

— Какое слово лишнее? Докажите.

— Назовите опасные места в словах, орфограммы.

— Подберите существительное, подходящее по смыслу к прилагательному кривая.

— Кривая дорожка, по которой катился Колобок.

— Запишите это словосочетание. Назовите орфограммы.

— С какой частью речи согласуются имена прилагательные?

— Как определить число и род имени прилагательного?

— Определите число и род имени прилагательного.

Кривая дорожка (ед. ч., ж. р.)

1) Записать названия зверей, которых встретил Колобок с именами прилагательными, подходящими по смыслу.

— Назовите, кого встретил Колобок в лесу?

Вывесить картинки зайца, медведя, волка и лисицы.

— Как вы думаете, какое слово лишнее? Почему?

(Волк – нет орфограммы. Все остальные слова из орфографического словаря)

— Какой частью речи являются эти слова? Докажите.

— Колобок предлагает вам выполнить следующее задание. Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное. Запишите получившиеся словосочетания и определите число и род прилагательных. Записывать будем вместе с вопросом.

Не забывайте называть встретившиеся орфограммы.

Заяц (какой?) косой (ед. ч., м. р.).

Медведь (какой?) косолапый (ед. ч., м. р.)

Волк (какой?) серый (ед. ч., м. р.).

Лисица (какая?) хитрая (ед. ч., ж. р.)

— Молодцы. Правильно справились с заданием.

— В какой форме числа стоят существительные?

— А прилагательные? Почему?

— На какие вопросы отвечают прилагательные в единственном числе?

— Давайте изменим число существительных и устно назовём новые словосочетания.

— На какой вопрос отвечают прилагательные во множественном числе?

Зайцы (какие?) косые и т. д.

— Как изменили существительные и прилагательные?

— Можем ли определить род у прилагательных во множественном числе?

— Так на какие вопросы отвечают имена прилагательные в единственном числе? Во множественном?

— Так с какой частью речи связано имя прилагательное?

2) Работа с учебником.

а) «Страничка для любознательных»

— Прочитаем информацию в учебнике.

— Почему имя прилагательное так называется?

— Какие признаки может обозначать имя прилагательное?

— Наш Колобок очень любит… А вот что, вы сейчас назовёте, посмотрев на рисунки упражнения

— Какой частью речи являются изображённые слова?

— На какие группы можно разбить данные предметы? (Фрукты, ягоды, овощ)

— Назовите разные признаки этих предметов

— Составьте предложение с любым словосочетание.

Запись предложения на доске с проговариванием. Подчеркнуть имена прилагательные.

— Что учились делать, выполняя это упражнение?

3) Списать предложения. Подчеркнуть прилагательные и указать их число и род.

— Мы с Колобком сейчас проверим, как вы умеете самостоятельно находить имена прилагательные и определять их число и род.

Славная песенка, ещё бы послушала! Сядь-ка, миленький, на мой язычок да пропой в последний разок.

— Прочитайте шёпотом предложения.

— Как их надо читать? Почему?

— Кто сам прочитает, показав характер лисицы? (Чтение 2-3 учеников)

— Что вы должны сделать?

— Спишите предложения, подчеркните имена прилагательные, укажите их число и род.

— Проверьте в парах, как вы выполнили задание. (Взаимопроверка)

— Что нужно сделать, чтобы найти прилагательное?

— Назовите имена прилагательные вместе с именами существительными, с которыми они связаны.

(Дети выходят к доске и подчёркивают прилагательные волнистой линией. Указывают над словом род, число)

— Измените число имён прилагательных. Назовите вместе с именами существительными, с которыми они связаны.

4) Индивидуальная работа на карточках. Дифференцированные задания.

— Ребята, представляете, а мы можем спасти Колобка.

— Лисица предлагает вам выполнить её задание. Если вы справитесь, то она его отпустит и не съест.

— Вам надо вписать вопросы, на которые отвечают прилагательные, и определить их число и род, там, где это возможно.

Источник

Связь имя прилагательное с именем существительным



«Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Познакомить со смысловым значением имен прилагательных; сформировать представление о связи имени прилагательного с именем существительным, учить находить в тексте имена прилагательные и правильно ставить к ним вопросы от имён существительных.

Скачать:

Вложение Размер
imya_prilagatelnoe.svyaz_imeni_prilagatelnogo_simenem_sushchestvitelnym.doc 55 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык. 2класс

«Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели: познакомить со смысловым значением имен прилагательных; сформировать представление о связи имени прилагательного с именем существительным

— учить находить в тексте имена прилагательные и правильно ставить к ним вопросы от имён существительных ;

— показать связь имени прилагательного с именем существительным;

— учить определять число и род прилагательных по имени существительному, с которым оно связано;

— развивать орфографическую зоркость, умение анализировать и делать выводы;

— развивать речь и расширять кругозор обучающихся;

— формировать умение взаимодействовать в парах;

— воспитывать бережное отношение к животным

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, таблица «Имя прилагательное», индивидуальные карточки, картинка сказочного героя Колобка, картинки животных (медведь, заяц, лисица, волк).

А сейчас проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку 5.

  1. Целеполагание. Актуализация знаний.

— Дети вы любите сказки?

— У нас сегодня в гостях сказочный герой. А кто вы узнаете, отгадав его по описанию. Слушайте внимательно.

— Круглый, румяный, ароматный, непослушный. Кто же это? (Колобок)

Круглый, румяный, ароматный, непослушный Колобок

— Как вы догадались, что это Колобок?

— Из какой сказки он к нам пришёл?

Картинка из сказки «Колобок»

-Давайте поиграем, друзья! Я буду называть прилагательные, а вы подбирать подходящее по смыслу существительное.

Серый, хищный, жадный . (Волк.)

Рыжая, хитрая, ловкая . (Лиса.)

Косой, слабый, трусливый . (Заяц.)

Сухое, свежее, душистое . (Сено.)

Солнечный, веселый . (День.)

— Как называются части речи, из которых составлены словосочетания? (Имена существительные и имена прилагательные.)

— Назовите тему урока. (Связь имени прилагательного с именем существительным.)

— Послушайте стихотворение. О какой части речи в нём говорится? Приведите примеры слов этой части речи. Стихотворение читает заранее подготовленный ученик.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

Имя прилагательное знает весь свет,

Раскрасит, как художник, разный предмет,

Ответит всегда на вопросы такие:

Какой? Какая? Какое? Какие?

— Какую часть речи я употребила, описав Колобка?

— Как вы определили, что это имя прилагательное?

— Значит, над какой частью речи продолжаем работу на уроке?

— Что вы знаете о прилагательном?

— А какой частью речи является слово «Колобок»?

— Кто поможет сформулировать тему урока?

— Тема нашего урока: «Связь имени прилагательного с именем существительным»

— Назовите цели урока.

— Колобок укатился по дорожке в лес, оставляя за собой след.

— На какую букву начинается слово «Колобок»?

— Дайте характеристику звукам, которые обозначает буква «Ка».

— Разомнём наши пальчики пред письмом.

Вот помощники мои.

Их как хочешь поверни.

И работать захотели.

— Пропишите буквы, слоги и слова.

Кк / Кк / Кк / ка ко ке ки ку кв кл кн

коржик кормушка кривая

— Поставьте ударение в словах.

— Что общего в словах?

— Какое слово лишнее? Докажите.

— Назовите опасные места в словах, орфограммы.

— Подберите существительное, подходящее по смыслу к прилагательному кривая.

— Кривая дорожка, по которой катился Колобок.

— Запишите это словосочетание. Назовите орфограммы.

— С какой частью речи согласуются имена прилагательные?

— Как определить число и род имени прилагательного?

— Определите число и род имени прилагательного.

Кривая дорожка (ед. ч., ж. р.)

1) Записать названия зверей, которых встретил Колобок с именами прилагательными, подходящими по смыслу.

— Назовите, кого встретил Колобок в лесу?

Вывесить картинки зайца, медведя, волка и лисицы.

— Как вы думаете, какое слово лишнее? Почему?

(Волк – нет орфограммы. Все остальные слова из орфографического словаря)

— Какой частью речи являются эти слова? Докажите.

— Колобок предлагает вам выполнить следующее задание. Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное. Запишите получившиеся словосочетания и определите число и род прилагательных. Записывать будем вместе с вопросом.

Не забывайте называть встретившиеся орфограммы.

Заяц (какой?) косой (ед. ч., м. р.).

Медведь (какой?) косолапый (ед. ч., м. р.)

Волк (какой?) серый (ед. ч., м. р.).

Лисица (какая?) хитрая (ед. ч., ж. р.)

— Молодцы. Правильно справились с заданием.

— В какой форме числа стоят существительные?

— А прилагательные? Почему?

— На какие вопросы отвечают прилагательные в единственном числе?

— Давайте изменим число существительных и устно назовём новые словосочетания.

— На какой вопрос отвечают прилагательные во множественном числе?

Зайцы (какие?) косые и т. д.

— Как изменили существительные и прилагательные?

— Можем ли определить род у прилагательных во множественном числе?

— Так на какие вопросы отвечают имена прилагательные в единственном числе? Во множественном?

— Так с какой частью речи связано имя прилагательное?

2) Работа с учебником.

а) «Страничка для любознательных»

— Прочитаем информацию в учебнике.

— Почему имя прилагательное так называется?

— Какие признаки может обозначать имя прилагательное?

— Наш Колобок очень любит… А вот что, вы сейчас назовёте, посмотрев на рисунки упражнения

— Какой частью речи являются изображённые слова?

— На какие группы можно разбить данные предметы? (Фрукты, ягоды, овощ)

— Назовите разные признаки этих предметов

— Составьте предложение с любым словосочетание.

Запись предложения на доске с проговариванием. Подчеркнуть имена прилагательные.

— Что учились делать, выполняя это упражнение?

3) Списать предложения. Подчеркнуть прилагательные и указать их число и род.

— Мы с Колобком сейчас проверим, как вы умеете самостоятельно находить имена прилагательные и определять их число и род.

Славная песенка, ещё бы послушала! Сядь-ка, миленький, на мой язычок да пропой в последний разок.

— Прочитайте шёпотом предложения.

— Как их надо читать? Почему?

— Кто сам прочитает, показав характер лисицы? (Чтение 2-3 учеников)

— Что вы должны сделать?

— Спишите предложения, подчеркните имена прилагательные, укажите их число и род.

— Проверьте в парах, как вы выполнили задание. (Взаимопроверка)

— Что нужно сделать, чтобы найти прилагательное?

— Назовите имена прилагательные вместе с именами существительными, с которыми они связаны.

(Дети выходят к доске и подчёркивают прилагательные волнистой линией. Указывают над словом род, число)

— Измените число имён прилагательных. Назовите вместе с именами существительными, с которыми они связаны.

4) Индивидуальная работа на карточках. Дифференцированные задания.

— Ребята, представляете, а мы можем спасти Колобка.

— Лисица предлагает вам выполнить её задание. Если вы справитесь, то она его отпустит и не съест.

— Вам надо вписать вопросы, на которые отвечают прилагательные, и определить их число и род, там, где это возможно.

Источник

Связь имен прилагательных с существительными

Обучающие: повторить общие сведения об имени прилагательном, уточнить представление учащихся о зависимости прилагательного от существительного, повторить и антонимы.

Развивающие: развивать умение устанавливать связь слов в предложении, развивать речь учащихся, мышление, память, внимание, воображение.

Воспитательные: воспитывать сознательную дисциплину на уроке, уважительное отношение друг к другу, любовь и интерес к русскому языку.

Орг. момент. Приветствие.

Повторение ранее изученного материала.

Ребята, сейчас мы будем записывать словарные слова словосочетаниями: прил. + сущ.

Гороховый суп, злая собака, красивое растение, прекрасная картина, теплое молоко, новое пальто.

(Один ученик пишет на доске). Проверка записи на доске и в тетрадях.

Давайте вспомним, на какие вопросы отвечает имя прилагательное?

Что обозначает имя прилагательное?

Ребята, как вы думаете, связано имя прилагательное с именем существительным? ( Да, связано.)

Сообщение темы урока.

Тема нашего сегодняшнего урока: связь имен прилагательных с именем существительным. Сегодня мы узнаем, как связаны имена прилагательные с именем существительным?

Формирование новых знаний.

Ребята, давайте в этих словосочетаниях, определим какое слово является главным, а какое зависимым? (Главными словами в словосочетаниях являются существительные, а зависимыми – прилагательные). Прилагательные поясняют, уточняют существительное.

Ребята, давайте в этих словосочетаниях, определим род, число и падеж главного слова — имени существительного.

(Первое словосочетание разбирается устно, коллективно, под руководством учителя.)

Гороховый суп — сущ. – суп м.р., ед. ч. в им. п.

А в каком роде, числе и падеже прилагательное гороховый? Как определить?

Зависимое слово – прилагательное будет стоять в том же роде, числе и падеже, что и сущ. к которому оно относится.

(Один — два ученика у доски разбирают другие словосочетания.)

Открыли учебники на с.156, упр.16.

Ученик читает предложения из упр.16.

Ребята, какие это предложения простые или сложные? Почему?

Распространенные или нераспространенные? Почему?

Давайте распространим эти предложения при помощи прилагательных, однокоренных с существительными холод, зима, север.

Какие предложения более красивые распространенные или нераспространенные?

Давайте запишем распространенные предложения и укажем род, число и падеж существительных и связанных с ними прилагательных.

(Один ученик у доски записывает два предложения, а третье ученики самостоятельно в тетрадях).

А каким членом предложения является прилагательное?

Чтение правила на с.157. Ученик читает правило.

Ребята, что бы легче запомнить это правило, его можно представить в виде схемы:

род, число, падеж род, число, падеж

Давайте попробуем рассказать правило по этой вспомогательной схеме.

(В словосочетании прил. и сущ. прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное к которому оно относится)

Физминутка на внимание.

А теперь поиграем в игру “Угадай предмет по его признакам”.

Один ученик выходит к доске и получает карточку у учителя с изображением животного. Ученик не показывает эту карточку классу, а описывает предмет при помощи только прилагательных. Дети пытаются отгадать что изображено на карточке.

Лиса – рыжая, пушистая, хитрая и т.п.

Медведь – бурый, косолапый, большой и т.п.

Закрепление изученного материала.

Ребята, а теперь посмотрите на эти словосочетания.

Что у них общего?

В каком роде, числе и падеже стоят эти существительные и прилагательные? (В ед.ч., м.р., им.п.).

Давайте подберем и запишем к данным прилагательным противоположные по смыслу прилагательные.

Как называются такие слова? (Антонимы).

Старый человек – молодой

Скучный рассказ – интересный

Бесполезный подарок – ценный

А теперь давайте посмотрим. Что у нас получилось по вертикале?

Ребята, давайте вспомним, как называются слова близкие по значению? (Синонимы)

Для чего нужны синонимы?

Умение употреблять синонимы помогает нам избежать повторов, сделать нашу речь разнообразной, выразительной.

Давайте подберем и запишем синонимы к этим прилагательным:

БОЛЬШОЙ — здоровый, громадный, гигантский, огромный, значительный, астрономический и т.д.

СМЕЛЫЙ — храбрый, мужественный, отважный, безбоязненный, бесстрашный, решительный, героический и т.д.

КРАСИВЫЙ — прекрасный, интересный, хорошенький, очаровательный, привлекательный, миловидный.

О какой части речи мы сегодня говорили?

С какой целью употребляются в речи прилагательные?

С какой частью речи связаны прилагательные?

Как прилагательные связаны с существительными?

Сообщение домашнего задания. Упр.17, с.157 правило.

Источник

Презентация «Связь имени прилагательного с именем существительным»

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Списать, подчеркнуть прилагательные

Проверим: Мой белый брат во льдах живет и рыбу ест морскую. А я люблю пчелиный мед и ягоду лесную.Ответим на вопросы:

  • Как называются выделенные слова?
  • Что такое имя прилагательное?
  • С какой частью речи связаны прилагательные?

Работа по теме урока: Связь имени прилагательного с именем существительным.Работа по теме урока: Связь имени прилагательного с именем существительным.Выполним задания:

  • Работа по учебнику с.88
  • Упр. 152
  • Проверим выполнение

Физкульминутка Поднимаем плечики, прыгайте кузнечики. Сели, травушку покушали, тишину послушали. Быстро, быстро высоко прыгать на носках легко.Закрепление изученного материала:Выполним задания упр.153:— Прочитайте загадки, отгадайте их— Какая загадка понравилась больше, чем?

  • Найдите имена прилагательные. Можно ли было обойтись без них?— Выпишите имена прилагательные с существительными, к которым они относятся

РефлексияПрочитайте: Наступила весна. Тает снег. Бегут ручьи. Светит солнце. Появились цветы.

  • Можно ли назвать эти предложения текстом?
  • Как вы думаете, чего не хватает этому тексту?
  • Давайте добавим подходящие по смыслу прилагательные

Прочитайте полученный текст Наступила долгожданная весна. Тает последний снег. Бегут говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Появились первые цветы. Выполните задание:

  • Запишите под диктовку четвертое и пятое предложение
  • Найдите словосочетания: сущ. + прил.
  • Какую роль сыграли прилагательные в данных предложениях?

Подведение итогов урока

  • О какой части речи мы говорили?
  • Чем интересна эта часть речи?
  • Что вам понравилось на уроке?
  • Что бы вы изменили?Домашнее задание: стр.90, упр.154

Источник

Читайте также:  яйцо какой род существительного