Меню

Таблица правил существительное прилагательное глагол



Таблица «Части речи».
материал по русскому языку (4 класс) на тему

Краткая характеристика частей речи в помощь учащимся начальной школы (памятка).

Скачать:

Вложение Размер
chasti_rechi.odt 8.84 КБ

Предварительный просмотр:

Отвечает на вопросы

Кто? Что? (кого?чего?кому?чему?и др.)

По числам и падежам

Высокий, синяя, бабушкин.

По родам,числам и падежам в зависимости от существительно-го

Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает?и др.

Н.вр. По лицам Б.вр . и числам Пр.вр.-по родам и числам.

Число, количест-во предметов, поря-док их при счёте.

Количественные числительные-по падежам(два ученика,двух учеников). Порядковые числ.-по родам,числам,па-дежам(первый дом).

Указывает на предметы, признаки, количесто, но не называет их.

Кто?Что? Кокой?Чей? Как?Где?Когда? Сколько?и др.

Я,он,мы. Этот,наш. Так,там,тогда. Столько,много.

По падежам, мест.3 лица-по родам в ед.ч. И по числам.

Признаки действий (громко петь) или признаки признаков(очень интересный).

В какой степени?

Быстро, далеко, завтра, назло, се-годня, поневоле, внизу.

Неизменяемая часть речи.

Выражает зависимость сущ-ных, числ-ных и местоимений от др.слов в словосочетании и предложении.

Связывает члены предложения, простые предло-жения в составе сложного.

И,а,но,да,или, ни-ни,не только-но и,тоже,зато.

Придаёт различные дополнительные оттенки словам.

Да,пусть,пускай, давай,ну,а ну,ли,разве, неужели,ишь как,-то,-либо, -нибудь,кое-,не, ни и др. Неужели в самом деле все сгорели карусели. В лесу не слышно ни звука.

Особые слова,которые выражают различные чувства.

Эх,ах,ох,эй,ну, ага,эге,бай-бай, гав-гав-гав.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвеще.

Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией.

Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; П.

Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически.

О важности речевого общения.

Механизмы развития речи. Нейропсихологические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игро.

Тема: Речь. Виды речи. Для чего нужна речь.Цель: познакомить детейс речью,как отличительной способностью человека; дать понять детям, что говорение–слушание, письмо–чтение – это важнейшие речевы.

Источник

Таблица правил существительное прилагательное глагол



СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

В русском языке существует три рода существительных: женский, мужской и средний. В большинстве случаев род существительного можно определить по окончанию.

Существительные мужского рода оканчиваются:

на согласный паспорт, журнал, компьютер
на -Й музей
на -Ь словарь

Существительные женского рода оканчиваются:

на -А страна, газета, виза
на -Я фамилия
на -Ь площадь

Существительные среднего рода оканчиваются:

на -О письмо, яблоко
на -Е море, кафе
МУЖСКОЙ РОД
ОН
ЖЕНСКИЙ РОД
ОНА
СРЕДНИЙ РОД
ОНО
паспорт
журнал
компьютер
музей
словарь
страна
газета
виза
фамилия
площадь
письмо
яблоко
море
кафе

ЧИСЛО СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Это студент. Это студенты.
Это газета. Это газеты.

Множественное число существительных в русском языке образуется следующим образом:

  • — к существительным мужского рода единственного числа прибавляются окончания:
    • -Ы, -И:
      • документ – документы
      • журнал – журналы
  • — у существительных женского рода меняются окончания:
    • -А меняется на -Ы:
      • виза – визы
      • газета – газеты
    • -Я меняется на -И:
      • фамилия – фамилии
  • — у существительных среднего рода меняются окончания:
    • -О меняется на -А:
      • письмо – письма
    • -Е меняется на -Я:
      • море – моря

Слово ЯБЛОКО – исключение, у него форма множественного числа – ЯБЛОКИ!

Запомните! Слова ДЕНЬГИ, ОЧКИ имеют только форму множественного числа.

Единственное число Множественное число
ОН документ документы
журнал журналы
ОНА виза визы
газета газеты
фамилия фамилии
ОНО письмо письма
море моря
деньги
очки

Личные местоимения

Местоимения ОН, ОНА могут называть и одушевленные, и неодушевленные предметы. Местоимение ОНО называет всегда неодушевленные предметы.

КТО? ЧТО?
ОН Это турист. Он тут. Это паспорт. Он тут.
ОНА Это девушка. Она тут. Это виза. Она тут.
ОНО Это яблоко. Оно тут.

Местоимение ВЫ может использоваться не только во множественном числе. Это же местоимение используют в качестве вежливой формы обращения к незнакомому человеку или к человеку старшего возраста.

ПРОФЕССИИ. Образование существительных женского рода

Это студент. Это студенка.

От существительных мужского рода, обозначающих профессию, при помощи суффикса «-К-» можно образовать существительные женского рода, обозначающие лиц женского пола. Конечно, слово также приобретает окончание женского рода.

он она
студент студент к а
журналист журналист к а
турист турист к а

Он студент. – Она студентка.

Он журналист. – Она журналистка.

Но есть в русском языке группа слов, обозначающих профессию, форма которых не меняется в зависимости от пола человека. Например:

Он менеджер. – Она менеджер.

Он инженер. – Она инженер.

Он доктор. – Она доктор.

Он музыкант. – Она музыкант.

Выражение отрицания в русском языке.

При отрицательном ответе на вопрос без специального вопросительного слова в русском языке нужно использовать ДВА слова: «НЕТ» и «НЕ». Сначала нужно сказать «НЕТ», а потом повторить частицу «НЕ» непосредственно перед отрицанием.

Например: ЭТО КЛЮЧ? НЕТ, ЭТО НЕ КЛЮЧ.

Внимание!

В вопросе и ответе важную роль играет интонация. В вопросе вы делаете акцент на самом важном для вас слове – на этом слове повышается и интонация.

При ответе негативная частица «не» и следующее слово произносятся вместе как одно фонетическое слово. На «не» обычно ударения не бывает.

В зависимости от смысла вопроса, «не» может стоять перед:

Существительным: Это стол? — Нет, не стол. Наречием: Дом там? — Нет, не там. Глаголом: Ты знаешь? — Нет, не знаю. Прилагательным: Дом большой? – Нет, не большой.

Местоимения

ОБОЗНАЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

В русском языке есть специальные слова для обозначения национальности. Для обозначения национальностей лиц мужского и женского пола существуют разные существительные, соответственно, мужского и женского рода. Для обозначения нескольких людей одной национальности существует особая форма множественного числа.

Посмотрите на таблицу: существительные мужского рода, как правило, образуются с помощью суффиксов -ец (канадец), -ан+-ец (американец), реже с помощью суффикса анин (англичанин). Некоторые существительные мужского рода имеют особые формы: француз, турок, грек. Исключением является и форма русский (русская, русские). Русский – это форма прилагательного, а не существительного.

Существительные женского рода, как правило, оканчиваются на -ка (канадка), -анка (американка) или -янка (китаянка), однако есть и исключения: француженка.

Множественное число образуется по правилам образования множественного числа существительных.

Если существительное мужского рода заканчивается на -ец (канадец) или -анец (американец), то соответствующее существительное во множественном числе будет заканчиваться на -цы (канадцы) или -анцы (американцы). Множественное число существительных типа француз, грек образуется по общему правилу путем добавления окончания или : французы, греки. Обратите внимание на форму туроктурки. Особую форму множественного числа имеют существительные мужского рода на –анин: формы множественного числа оканчиваются на –ане: англичанинангличане.

Как вы заметили, в русском языке существует много способов образования форм существительных, обозначающих национальности. Самое главное, что необходимо запомнить: для обозначения национальности человека используется не прилагательное, а специальное существительное. Особые формы существительных, обозначающих национальности, следует выучить наизусть.

НАРЕЧИЕ

Когда мы хотим охарактеризовать действие или описать состояние, мы обычно используем наречия. Наречие – это такая часть речи в русском языке, которая никогда не меняет свою форму.

Когда мы говорим о том, где происходило действие, мы используем наречия, которые отвечают на вопрос где?. Это наречия места.

  • Номер справа.
  • Лифт там, слева.
  • Ресторан внизу.

Когда мы хотим сказать, когда происходило действие, то используем наречия, которые отвечают на вопрос когда?. Это наречия времени.

  • Завтрак утром, обед днём, ужин вечером.

Когда мы хотим сказать о том, какого качества было действие или состояние, то используем наречия, которые отвечают на вопрос как?. Это наречия образа действия.

  • Летом жарко,зимой холодно.
  • Это хорошо.
  • В ресторане очень дорого.

Наречия чаще всего употребляются с глаголами, обозначающими состояние или действие, с прилагательными и другими наречиями. Наречие ставится перед этими словами и обозначает степень интенсивности действия, интенсивность состояния или степень качества.

Встречаются наречия и в предложениях с конструкцией со словом ЭТО

Когда мы хотим описать состояние мира, природы вокруг нас, мы используем безличные предложения (где нет активного субъекта) с наречиями. В таких предложениях всегда есть указание на время или место. Обычно в начале подобного предложения стоит информация о том, где или когда имеет место событие, в конце – информация о том, каково его качество – вопрос как.

Особенностью русского языка по сравнению с большинством европейских является то, что в структуре предложений, описывающих состояние мира вокруг, в настоящем времени не используется глагол быть. В прошедшем и будущем времени соответствующие формы этого глагола обязательно присутствуют:

Запомните! Обычно наиболее важную (новую) информацию помещают в конце предложения, сравните:

  • Завтрак утром (не днём и не вечером).
  • Утром завтрак (не обед и не ужин).



Существительные множественного числа (продолжение)

Существительные мужского рода, которые оканчиваются на -г, -к, -х, -ж, -ш, -ч, -щ, и существительные женского рода, которые оканчиваются на -га, -ка, -ха, -жа, -ша, -ча, -ща, образуют множественное число с помощью буквы И:

Источник

Читайте также:  Глагол с формой только множественного числа

таблица правил существительное прилагательное глагол



Таблица «Части речи».
материал по русскому языку (4 класс) на тему

Краткая характеристика частей речи в помощь учащимся начальной школы (памятка).

Скачать:

Вложение Размер
chasti_rechi.odt 8.84 КБ

Предварительный просмотр:

Отвечает на вопросы

Кто? Что? (кого?чего?кому?чему?и др.)

По числам и падежам

Высокий, синяя, бабушкин.

По родам,числам и падежам в зависимости от существительно-го

Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает?и др.

Н.вр. По лицам Б.вр . и числам Пр.вр.-по родам и числам.

Число, количест-во предметов, поря-док их при счёте.

Количественные числительные-по падежам(два ученика,двух учеников). Порядковые числ.-по родам,числам,па-дежам(первый дом).

Указывает на предметы, признаки, количесто, но не называет их.

Кто?Что? Кокой?Чей? Как?Где?Когда? Сколько?и др.

Я,он,мы. Этот,наш. Так,там,тогда. Столько,много.

По падежам, мест.3 лица-по родам в ед.ч. И по числам.

Признаки действий (громко петь) или признаки признаков(очень интересный).

В какой степени?

Быстро, далеко, завтра, назло, се-годня, поневоле, внизу.

Неизменяемая часть речи.

Выражает зависимость сущ-ных, числ-ных и местоимений от др.слов в словосочетании и предложении.

Связывает члены предложения, простые предло-жения в составе сложного.

И,а,но,да,или, ни-ни,не только-но и,тоже,зато.

Придаёт различные дополнительные оттенки словам.

Да,пусть,пускай, давай,ну,а ну,ли,разве, неужели,ишь как,-то,-либо, -нибудь,кое-,не, ни и др. Неужели в самом деле все сгорели карусели. В лесу не слышно ни звука.

Особые слова,которые выражают различные чувства.

Эх,ах,ох,эй,ну, ага,эге,бай-бай, гав-гав-гав.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвеще.

Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией.

Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; П.

Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически.

О важности речевого общения.

Механизмы развития речи. Нейропсихологические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игро.

Тема: Речь. Виды речи. Для чего нужна речь.Цель: познакомить детейс речью,как отличительной способностью человека; дать понять детям, что говорение–слушание, письмо–чтение – это важнейшие речевы.

Источник

Части речи в русском языке

Части речи в рус­ском язы­ке — это клас­сы, по кото­рым рас­пре­де­ля­ют­ся сло­ва в соот­вет­ствии с их общим зна­че­ни­ем и грам­ма­ти­че­ски­ми свой­ства­ми.

Общее значение слов одной части речи

У каж­до­го сло­ва име­ет­ся лек­си­че­ское зна­че­ние, кото­рое явля­ет­ся его инди­ви­ду­аль­ным опо­зна­ва­тель­ным свой­ством сре­ди дру­гих слов рус­ско­го язы­ка, напри­мер:

  • лес — это про­стран­ство, зарос­шее дере­вья­ми и кустар­ни­ка­ми;
  • доб­рый — это бла­го­же­ла­тель­ный, отзыв­чи­вый к людям, гото­вый помочь;
  • гулять — ходить не торо­пясь, отды­хать.

Кроме лек­си­че­ско­го зна­че­ния, каж­дое сло­во обла­да­ет набо­ром опре­де­лен­ных грам­ма­ти­че­ским свойств, отвле­чен­ных от кон­крет­ной семан­ти­ки лек­се­мы. Например, сло­ва «бежать», «бро­сить­ся», «нестись», «лететь» обо­зна­ча­ют пере­ме­ще­ние в про­стран­стве, сло­ва «ска­зать», «гово­рить», «выска­зать­ся» — про­цесс речи; сло­ва «сер­дить­ся», «радо­вать­ся», «сочув­ство­вать» — состо­я­ние. Всех их объ­еди­ня­ет общее зна­че­ние дей­ствия или состо­я­ния.

Слова «наив­ный», «сме­лый», «застен­чи­вый» обо­зна­ча­ют пси­хо­ло­ги­че­ские свой­ства чело­ве­ка; «ноч­ной», «вечер­ний», предут­рен­ний» — вре­мен­ные отно­ше­ния, «верх­ний», «ниж­ний» — про­стран­ствен­ные отно­ше­ния. Наряду с этим все ука­зан­ные лек­се­мы име­ют нечто общее, объ­еди­ня­ю­щее их: они обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та.

Слова «быст­ро» (отве­тить как? быст­ро), «гром­ко» (спеть как? гром­ко), «весе­ло» (пры­гать как? весе­ло) обо­зна­ча­ют образ дей­ствия.

В соот­вет­ствии с этой спо­соб­но­стью лек­сем обо­зна­чать что-то общее, а так­же сооб­раз­но с их грам­ма­ти­че­ски­ми при­зна­ка­ми и син­так­си­че­ской ролью все сло­ва рус­ско­го язы­ка делят­ся на клас­сы — части речи.

Что такое части речи?

Каждая часть речи харак­те­ри­зу­ет­ся общ­но­стью зна­че­ния и харак­тер­ным набо­ром грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков. Тип обще­го зна­че­ния поз­во­ля­ет выде­лить само­сто­я­тель­ные, или зна­ме­на­тель­ные, части речи и слу­жеб­ные, а так­же ука­зать осо­бую часть речи меж­до­ме­тие.

Таблица с примерами

Посмотреть таб­ли­цу «Части речи в рус­ском язы­ке» с при­ме­ра­ми для 2, 3, 4, 5, 6, 7 клас­сов мож­но здесь ( ссыл­ка откро­ет­ся в новой вклад­ке ).

Самостоятельные части речи

Имя существительное

Слова этой части речи обо­зна­ча­ют пред­мет, лицо, явле­ние, поня­тие и отве­ча­ют на вопро­сы кто? что?

Например:

Имена суще­стви­тель­ные име­ют грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию одушевленности/неодушевленности и ряд мор­фо­ло­ги­че­ских при­зна­ков.

Существительные изме­ня­ют­ся по паде­жам и чис­лам, что назы­ва­ет­ся скло­не­ни­ем, и име­ют кате­го­рию рода:

  • отец — муж­ской род;
  • девочк а — жен­ский род;
  • озер о — сред­ний род.

В зави­си­мо­сти от кате­го­рии рода суще­стви­тель­ные отно­сят­ся к опре­де­лен­но­му типу скло­не­ния. Склонение явля­ет­ся посто­ян­ным грам­ма­ти­че­ским при­зна­ком суще­стви­тель­но­го.

В пред­ло­же­нии сло­ва этой части речи чаще все­го высту­па­ют в роли под­ле­жа­ще­го и допол­не­ния. Существительные могут выпол­нять син­так­си­че­скую роль опре­де­ле­ния, обсто­я­тель­ства и быть в соста­ве имен­но­го ска­зу­е­мо­го.

Имя прилагательное

Имя при­ла­га­тель­ное — это часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет при­знак, свой­ство или при­над­леж­ность при­зна­ка пред­ме­ту и отве­ча­ет на вопро­сы какой? чей?

По лексико-грамматическому зна­че­нию име­на при­ла­га­тель­ные делят­ся на раз­ря­ды:

Качественные при­ла­га­тель­ные име­ют крат­кую фор­му и сте­пе­ни срав­не­ния:

  • тем­ный — тёмен; свет­лый — све­тел;
  • тем­нее, более тем­ный; тем­ней­ший, самый тем­ный.

Прилагательные изме­ня­ют­ся по паде­жам, родам и чис­лам :

  • бел ый снег,;
  • бел ая ска­терть;
  • бел ое покры­ва­ло;
  • бел ые ромаш­ки.

В пред­ло­же­нии при­ла­га­тель­ные высту­па­ют в роли опре­де­ле­ния, согла­су­ясь с опре­де­ля­е­мым сло­вом в роде, чис­ле и паде­же, а так­же могут упо­треб­лять­ся в роли ска­зу­е­мо­го.

Числительное

Числительное — это часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет коли­че­ство или поря­док при сче­те пред­ме­тов и отве­ча­ет на вопро­сы сколь­ко? кото­рый?

В соот­вет­ствии со зна­че­ни­ем раз­ли­ча­ют:

  • коли­че­ствен­ные чис­ли­тель­ные: (сколь­ко?) два, пят­на­дцать, три­ста, мил­ли­он;
  • соби­ра­тель­ные чис­ли­тель­ные: (сколь­ко?) трое, пяте­ро, деся­те­ро, оба, обе;
  • поряд­ко­вые чис­ли­тель­ные: (кото­рый?) пер­вый, деся­тый, два­дцать пятый.

Местоимение

Местоимение — это часть речи, кото­рая ука­зы­ва­ет на лицо, при­знак или коли­че­ство, кон­крет­но не обо­зна­чая их.

  • лич­ные: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они;
  • воз­врат­ное: себя;
  • при­тя­жа­тель­ные: мой, твой, наш, ваш, свой;
  • относительные/вопросительные: кто, что, какой, каков, кото­рый, чей, сколь­ко;
  • отри­ца­тель­ные: никто, ничто, неко­го, нече­го, ника­кой, ничей, нисколь­ко;
  • неопре­де­лен­ные: некто, нечто, кто-то, кое -кто, какой-то, что-нибудь, неко­то­рый, несколь­ко;
  • опре­де­ли­тель­ные: сам, самый, любой, иной,каждый, целый, весь, дру­гой;
  • ука­за­тель­ные: этот, тот, таков, такой, тот-то, такой-то, столь­ко, столько-то.

Глагол

Глагол — это часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние пред­ме­та как про­цесс и отве­ча­ет на вопро­сы что делать? что сде­лать? (читать, про­чи­тать).

Грамматические при­зна­ки гла­го­ла выра­жа­ют­ся с помо­щью кате­го­рий вида, зало­га, накло­не­ния, вре­ме­ни и лица, напри­мер:

  • (что делать?) писать — (что сде­лать?) пере­пи­сать;
  • рису­ешь, рисо­ва­ла, будет рисо­вать; нари­со­вал бы, нари­суй­те;
  • отправ­лю, отпра­вишь, отпра­ви­те, отпра­вят.

Категории вида, накло­не­ния, вре­ме­ни и лица состав­ля­ют спе­ци­фи­ку гла­го­ла как само­сто­я­тель­ной части речи. Каждая гла­голь­ная фор­ма обла­да­ет эти­ми грам­ма­ти­че­ски­ми при­зна­ка­ми или их частью. Например, началь­ная фор­ма гла­го­ла, инфи­ни­тив, не име­ет грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков зало­га, накло­не­ния, вре­ме­ни, лица, рода и чис­ла:

Глагол име­ет так­же непо­сто­ян­ные кате­го­рии чис­ла и рода, но они неспе­ци­фич­ны для гла­го­ла, так как свой­ствен­ны мно­гим частям речи.

Оригинал изоб­ра­же­ния: drofa-ventana.ru

Глагол выпол­ня­ет роль ска­зу­е­мо­го в пред­ло­же­нии.

Причастие

Причастие — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет про­яв­ля­ю­щий­ся во вре­ме­ни при­знак пред­ме­та по дей­ствию или состо­я­нию и отве­ча­ет на вопро­сы что дела­ю­щий? что сде­лав­ший? какой? какая? какое? и пр.(пишу­щий уче­ник, види­мый изда­ли, выли­няв­шая рубаш­ка, покра­шен­ный пол).

Различают виды при­ча­стий:

1. дей­стви­тель­ные, если при­ча­стия обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та, кото­рый сам выпол­ня­ет дей­ствие:

2. стра­да­тель­ные, обо­зна­ча­ю­щие при­знак пред­ме­та, на кото­рый направ­ле­но дей­ствие извне:

  • вид совер­шен­ный и несо­вер­шен­ный;
  • вре­мя — насто­я­щее и про­шед­шее;
  • пере­ход­ность
  • воз­врат­ность

Признаки при­ла­га­тель­но­го у при­ча­стий:

  • началь­ная фор­ма — фор­ма име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода;
  • пол­ная и крат­кая фор­ма (у стра­да­тель­ных при­ча­стий);
  • изме­ня­ет­ся по родам, чис­лам и паде­жам;
  • в крат­кой фор­ме изме­ня­ет­ся по родам (выстро­ен, выстро­е­на, выстро­е­но).

В пред­ло­же­нии при­ча­стие и при­част­ный обо­рот явля­ют­ся опре­де­ле­ни­я­ми.

Деепричастие

Деепричастие — осо­бая фор­ма гла­го­ла, кото­рая обо­зна­ча­ет доба­воч­ное дей­ствие по отно­ше­нию к основ­но­му дей­ствию, выра­жен­но­му глаголом-сказуемым и отве­ча­ет на вопро­сы что делая? что сде­лав? (отве­чая, сбе­жав).

Деепричастие име­ет грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки гла­го­ла (вид, пере­ход­ность, воз­врат­ность) и наре­чия (неиз­ме­ня­е­мая фор­ма).

Наречие

Наречие — это часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия (слу­шать вни­ма­тель­но), дру­го­го при­зна­ка (крайне невни­ма­тель­ный) или при­знак пред­ме­та (паль­то навы­рост) и отве­ча­ет на вопро­сы как? где? куда? отку­да? поче­му? сколь­ко? зачем?

Различают зна­ме­на­тель­ные (быст­ро, пол­но­стью, впе­ре­вал­ку) и место­имен­ные наре­чия (зачем, отку­да, здесь, там, почему-то).

Основным грам­ма­ти­че­ским при­зна­ком наре­чия явля­ет­ся его неиз­ме­ня­е­мость. Качественно-определительное наре­чие может обра­зо­вать сте­пе­ни срав­не­ния:

  • весе­ло — весе­лее, весе­лее всех;
  • дале­ко — даль­ше, даль­ше всех.

В пред­ло­же­нии сло­ва этой части речи высту­па­ют в роли обсто­я­тельств, опре­де­ле­ний, части имен­но­го ска­зу­е­мо­го.

Категория состояния

Категория состо­я­ния — это часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет состо­я­ние живых существ, при­ро­ды, окру­жа­ю­щей сре­ды (холод­но, жар­ко, боль­но, дожд­ли­во)

  1. неиз­ме­ня­е­мость
  2. упо­треб­ле­ние в роли глав­но­го чле­на — ска­зу­е­мо­го в без­лич­ном пред­ло­же­нии.

Мне надо решить это вопрос сего­дня.

Слова кате­го­рии состо­я­ния назы­ва­ют так­же безлично-предикативными сло­ва­ми.

Служебные части речи

Служебные сло­ва не явля­ют­ся наиме­но­ва­ни­я­ми пред­ме­тов, их качеств и свойств, дей­ствий или состо­я­ний, поэто­му их назы­ва­ют незна­ме­на­тель­ны­ми. Они слу­жат для выра­же­ния отно­ше­ний меж­ду явле­ни­я­ми и объ­ек­та­ми дей­стви­тель­но­сти, назван­ны­ми зна­ме­на­тель­ны­ми сло­ва­ми, и упо­треб­ля­ют­ся толь­ко вме­сте с ними.

К слу­жеб­ным частям речи отно­сят­ся:

Все слу­жеб­ные сло­ва не изме­ня­ют­ся, не явля­ют­ся чле­на­ми пред­ло­же­ния. К ним нель­зя задать син­так­си­че­ский вопрос. Они исполь­зу­ют­ся в сло­во­со­че­та­нии и пред­ло­же­нии как формально-грамматические сред­ства.

Предлог

Предлог — это слу­жеб­ная часть речи, кото­рая выра­жа­ет зави­си­мость суще­стви­тель­но­го, при­ла­га­тель­но­го, чис­ли­тель­но­го и место­име­ния от дру­гих слов в сло­во­со­че­та­нии и пред­ло­же­нии.

Например:

По про­ис­хож­де­нию пред­ло­ги раз­ли­ча­ют пер­во­об­раз­ные, непро­из­вод­ные, и про­из­вод­ные:

  • в, к, у, о , от, при, из, без, через, над, на, с, до;
  • отна­реч­ные — внут­ри, сквозь, мимо;
  • оты­мен­ные — вслед­ствие, путем, насчет;
  • отгла­голь­ные — бла­го­да­ря, спу­стя, исклю­чая, вклю­чая, кон­чая.

Союз — слу­жеб­ная часть речи, кото­рая исполь­зу­ет­ся для соеди­не­ния одно­род­ных чле­нов, частей слож­но­го пред­ло­же­ния и само­сто­я­тель­ных пред­ло­же­ний.

Над лесом и полем зали­ва­ет­ся голо­си­стый жаво­ро­нок.

Союз в отли­чие от пред­ло­га и части­цы исполь­зу­ет­ся толь­ко в син­так­си­се рус­ско­го язы­ка как свя­зу­ю­щее зве­но меж­ду чле­на­ми пред­ло­же­ния и сами­ми пред­ло­же­ни­я­ми.

  • тоже, так­же, и, да, но, зато, толь­ко, либо;
  • что, когда, как, пока, что­бы, так как, пото­му что, хотя, если, раз, слов­но, точ­но, несмот­ря на то что.

Но вот при­хо­дит вре­мя, и на усадь­бе зацве­та­ют огром­ные древ­ние липы (С. Гейченко)

Бытует пове­рье, что аисты при­но­сят сча­стье (В. Алешко).

Частица

Частица — слу­жеб­ная часть речи, кото­рая вно­сит в пред­ло­же­ние раз­лич­ные смыс­ло­вые оттен­ки и слу­жит для обра­зо­ва­ния форм слов.

По зна­че­нию и роли в пред­ло­же­нии раз­ли­ча­ют модаль­ные части­цы, при­да­ю­щие раз­лич­ные оттен­ки:

  • утвер­ди­тель­ные — да, так, точ­но, ну да;
  • отри­ца­тель­ные — не, ни;
  • вопро­си­тель­ные — ли, раз­ве, неуже­ли, а, что ли;
  • срав­ни­тель­ные — как, буд­то, слов­но, точ­но, как буд­то, вро­де, как бы;
  • уси­ли­тель­ные — даже, и, ни, же, ведь, уж, всё, всё-таки, про­сто, пря­мо;
  • ука­за­тель­ные — вот, вон, это;
  • уточ­ня­ю­щие — имен­но, как раз, под­лин­но, ров­но;
  • выделительно-ограничительные — лишь, толь­ко, хоть, все­го, исклю­чи­тель­но;
  • вос­кли­ца­тель­ные — что за, то-то, как, ну и, ведь;
  • выра­жа­ю­щие сомне­ние — вряд ли, едва ли.

Укажем фор­мо­об­ра­зу­ю­щие части­цы:

Междометие

Междометие — осо­бая часть речи, кото­рая выра­жа­ет раз­лич­ные чув­ства и побуж­де­ния, но не назы­ва­ет их кон­крет­но.

— Ой-ой-ой! — ужас­нул­ся Павлик.- Семьсот мет­ров! Неужели море замер­за­ет на такую глу­би­ну? (Адамов Г. Б.)

Эта часть речи нахо­дит­ся особ­ня­ком в систе­ме частей речи рус­ско­го язы­ка, не явля­ясь ни зна­ме­на­тель­ной, ни слу­жеб­ной.

Междометия суще­ству­ют непро­из­вод­ные и про­из­вод­ные:

  • ау, ах, ох, эге, уф, а, э, увы, фу;
  • батюш­ки, ужас, беда, гос­по­ди, брось, изви­ни­те.

Видеоурок

Источник

Читайте также:  Собирать глагол в будущем времени

Таблица правил существительное прилагательное глагол



Части речи в русском языке: таблица с примерами

Кто считает, что русский язык учить легко, тот не прав, ибо это самый сложный из языков. Ни в одном языке мира нет стольких тонкостей и нюансов: склонений, спряжений, изменений слов по родам и числам. В отдельную группу сложностей языка можно выделить части речи.

Части речи в русском языке

Речь, подобно конструктору состоит из нескольких разных частей. Многие сейчас возразят, что речь состоит из слов и это абсолютно верно. Просто слова – это и есть части речи. Вот, например.

Идет сильный дождь. В этом предложении три слова и три совершенно разные части речи, потому что каждое слово в этом предложении отвечает на разные вопросы.

Если мы спросим «что дождь делает?», то получим ответ «идет». Если просим «какой дождь идет?», то получим ответ «сильный». А на вопрос «что идет», услышим в ответ «дождь».

В русском языке под частями речи понимают группы слов, которые имеют общие признаки по своей морфологии. В разных частях речи для различных групп слов эти признаки не всегда однородны. Более того, все слова русского языка делятся на две группы, немеждометные слова и междометия.

Междометия – это слова, обазначающие эмоции, волеизъявления, или другие формы речевого этикета и в разговорной (а также письменной) речи они не изменяются.

Примеры форм междометий:
Эмоции – «ах», «увы», « да что ж такое», «черт побери», «браво», «ай-яй-яй» и другие.
Волеизъявления – «стоп», «баста», «брысь», «помилуй» и прочие.
Формы речевого этикета– «спасибо», «привет», «до свидания», «не стоит», «пожалуйста» и т.д.

В некоторых случаях междометия могут выступать в форме звукоподражания, например, «хи-хи-хи», «ха-ха-ха», «гав-гав» и прочее. Они не выражают эмоций, или волеизлияний, не являются формами этикета, а могут выступать членами предложения.
Пример.
«А девица – ха-ха-ха, да хи-хи-хи!» В этом случае междометие звукоподражания выполняет роль сказуемого.

Особенность этой части речи состоит в том, что они не вступают ни в какие синтаксические связи другими частями речи и членами в предложениях. Они всегда обособлены и выделяются запятыми с обеих сторон, а в разговорной речи подчеркиваются усилением эмоции.

Немеждометные слова тоже разделяются на две группы: служебные и самостоятельные. Они имеют существенные отличия друг от друга. Например, самостоятельные могут выступать в предложении без служебных, а вот наоборот не получается. Служебные слова в этом случае не изменяются, и выполняют функцию передачи формально-смысловых отношений между самостоятельными немеждометными словами.

Примеры служебных немеждометных слов:

Предлоги – все («к», «до», «перед», «после», «в течение», «на» и т.д.).
Союзы – все («и», «да» в значении «и», «как будто», «несмотря на то что» и другие).
Частицы – все («именно», «не», «только», «вовсе»).

В свою очередь самостоятельные слова делятся на местоименные и знаменательные. Знаменательные называют предметы, их признаки, действия, количество, в то время как местоименные указывают на предметы, их признаки, действия, количество, но не называют их. Местоименные слова образуют отдельную часть речи под названием «местоимение», к которым мы вернемся несколько позже.

Примеры местоименных слов:
«стул» — «он», «высокий» — «такой», «легко» — «так», «семь» — «сколько» и т.д.
Знаменательные слова делятся на части речи в зависимости от того, какое значение (обобщенное или необобщенное) они имеют, какие морфологические признаки, синтаксические функции и связки. Из знаменательных слов выделяют пять групп частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, наречие и глагол.

Каждая самостоятельная часть речи должна иметь обобщенное значение, морфологические признаки, синтаксические функции и связки. Например, имя существительное – самостоятельная часть речи, обозначающая предмет, имеет род, изменяется по числам, склоняется по падежам, в предложении выполняет синтаксическую функцию подлежащего или дополнения. Или глагол – самостоятельная часть речи, обозначающая действие, изменяется по родам и числам, в предложении выполняет синтаксическую функцию сказуемого, может входить в составное сказуемое, или играть роль подлежащего, дополнения, определения или обстоятельства.

Читайте также:  К какому спряжению относится глагол сердиться

Имя существительное

Как уже говорилось, разные части речи отвечают на разные вопросы. Существительное отвечает на вопросы «кто?» или «что?». На эти же вопросы отвечают, как одушевленные, так и неодушевленные предметы.

Имя существительное – самостоятельная часть речи, относящаяся к знаменательным словам, обозначающая предмет, имеет род, изменяется по числам, склоняется по падежам, в предложении выполняет синтаксическую функцию подлежащего или дополнения.

Имя существительное обозначает все, что нас окружает, т.е. и живое (одушевленное), и неживое, (неодушевленное). Это и люди, и звери, и птицы, и насекомые, и предметы, и вещи, и события и прочее.

Попытаемся найти имя существительное в предложениях из «Сказки о царе Салтане…»

Пример 1.
Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный дом.
Ставим вопросы к каждому члену предложения и определяем, что в нем три существительных.

Пример 2.
Белка в нем живет ручная, да затейница какая. Белка песенки поет, да орешки все грызет.
Ставим вопросы к каждому члену предложения и определяем, что в нем четыре существительных.

  • кто – белка
  • кто – затейница
  • что – песенки
  • что – орешки

Пример 3.
Ядра – чистый изумруд, слуги белку стерегут.
Ставим вопросы к каждому члену предложения и определяем, что в нем четыре существительных.

  • что – ядра
  • что – изумруд
  • кто – слуги
  • кто – белка

Имя прилагательное

Чтобы не уподобляться персонажу комедии Фонвизина «Недоросль» Митрофанушке и не говорить, что «эта дверь – прилагательна, потому что она прилагается…», нужно понимать, что же это на самом деле такое и как отличить прилагательное в предложении.

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, относящаяся к знаменательным словам, обозначающая определение предмета, имеет род, изменяется по числам, склоняется по падежам, в предложении выполняет синтаксическую функцию определения или именной части составного именного сказуемого.

Например.
В функции определения – лист (какой?) зеленый, солнце (какое?) яркое, погода (какая?) дождливая, дни (какие?) пасмурные.
В функции составного именного сказуемого:
Вего походка была небрежна и ленива. Вода у берега чистая, голубая и прозрачная.
Короче становился день… .

В предложениях имя прилагательное отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?», «чья?», «чьи?». Оно всегда относится к кому-то или к чему-то, давая этому предмету, вещи, событию или явлению (и так далее) описательную характеристику.

С помощью суффиксов и окончаний любое существительное можно превратить с прилагательное. Например, солнце – солнечный, красота – красивый, ум – умный, стекло – стеклянный, мех – меховой и т.д.

Приведем примеры прилагательных, используя вступительную часть поэмы Пушкина «Руслан и Людмила.

Пример 1.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…
Ставим вопросы к каждому члену предложения и определяем, сколько в нем прилагательных.

  • дуб какой – зеленый
  • цепь какая – златая
  • кот какой – ученый

Пример 2.
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей
Ставим вопросы к каждому члену предложения и определяем, сколько в нем прилагательных.

  • на дорожках каких – неведомых
  • зверей каких – невиданных
  • ножках чьих – курьих

Пример 3.
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской
Ставим вопросы к каждому члену предложения и определяем, сколько в нем прилагательных.

  • брег какой – песчаный, пустой
  • витязей каких – прекрасных
  • из вод каких – ясных
  • дядька какой — морской
Читайте также:  Видовые пары глаголов урок русского языка в 6 классе

Имя числительное

Имя числительное – самостоятельная часть речи, обозначающая количество чего-либо, изменяется по родам и числам, в предложении может выполнять какую угодно выполняет синтаксическую функцию. Эта часть речи отвечает на вопросы «сколько?», «который?».

Например.
Который час? – Восемь часов вечера
Сколько ему лет? – Ему пятнадцать.
Сколько километров до города? – До города сорок пять километров.

Особенность написания числительных состоит в следующем. Если числительное состоит их двух или трех и более слов, то каждое пишется отдельным словом, например, тридцать три, сорок восемь, двести двадцать два.

При написании числительных от пятнадцати до девятнадцати в именительном падеже и при перечислении сотен ,где есть мягкий знак, нужно руководствоваться следующим правилом.- Мягкий знак ставится только в одном месте слова: либо в середине, либо в конце.

Например, шестнадцатЬ (вместо шестЬнадцатЬ), пятнадцатЬ (вместо пятЬнадцатЬ), семнадцатЬ (вместо семЬнадцать), восемнадцатЬ (восемЬнадцатЬ), девятнадцатЬ (девятЬнадцать).

И сотни: пятЬсот (вместо пятсот), шестЬсот (вместо шестсот), семЬсот (вместо семсот), восемЬсот (вместо восемсот), девятЬсот (вместо девятсот). Так пишется потом, что это число образовано путем соединения двух числительных. Например, пятьсот – пять сотен, шестьсот – шесть сотен и так далее.

То же самое касается и десятков. ПятЬдесят (вместо пятдесят), шестЬдесят (вместо шестдесят), семЬдесят (вместо семдесят), восемЬдесят (вместо восемдесят). Объяснение аналогичное: число образовано путем соединения двух числительных, пять десятков, шесть десятков и так далее.

Мягкий знак в таких словах встречается только один раз.

Написание следующих слов нужно запомнить. Двести, триста, четыреста, четыре, девяносто, тысяча.

Местоимение как часть речи

Местоимение – это самостоятельная часть речи, но употребляются они вместо существительного или прилагательного в предложении. Т.е. если дословно понимать это название, то местоимение в предложении употребляется вместо имени. Оно не называют того, ком говорится, а лишь указывает на него.

Примеры местоимений: «я», «мы», «ты», «вы», «он», «она», «оно», «они», «эта», «этот», «это», «та», «тот», «те».

Местоимения экономят время разговора и делают нашу речь разнообразнее.

Наречие

Наречие – самостоятельная часть речи, обозначающая количество чего-либо, изменяется по родам и числам, в предложении может выполнять синтаксическую функцию обстоятельства.

Наречие отвечает на вопросы «когда?», «как?», «куда?».
Примеры наречий
Вчера была сильная гроза
Я очень испугалась
Он быстро побежал домой.

Глагол

Глагол – самостоятельная часть речи, обозначающая действие, изменяется по родам и числам, в предложении выполняет синтаксическую функцию сказуемого, может входить в составное сказуемое, или играть роль подлежащего, дополнения, определения или обстоятельства.

Иными словами, от других частей речи глагол отличается тем, что он отвечает на вопрос «что делать?» и «что сделать?». Вот примеры глаголов: «играть» ,»нырять», «прийти», «пойти», «сидеть» и т.д. Все действия – это глагол.

Примеры глаголов в предложениях рассмотрим на примере фрагментов рассказов русских посалите.

Пример1.
В оном из вагонов третьего класса очутились двое пассажиров.
Ставим вопросы к каждому члену предложения и определяем, где глагол.

Пример 2.
Несколько лет тому назад в своем имении жил барин Троекуров Кирилла Петрович
Ставим вопросы к каждому члену предложения и определяем, где глагол.

Пример 3.
Однажды весной, в час жаркого заката на Патриарших появилось двое.
Ставим вопросы к каждому члену предложения и определяем, где глагол.

Служебные части речи

К служебным частям речи относятся следующие:

  • Предлог – служебная часть речи, которая связывает в предложении другие части речи по значению. Всегда стоят радом с существительными, местоимением, прилагательным или числительным, бывают простые и сложные. Примеры предлогов «в» «по», «на», «к», «до», «у», «с», «под», «без», «возле» — простые, «из-за», «из-под», «по-за», «по-над», «по-под», «с-под», «для-ради», «за-ради» — сложные.
    Например: на столе, возле стула, стоял у реки, словно без рук, из-за стола, из-под шкафа; спрятался по-за корчму (Куприн), по-над берегом моря рысью поскакал (Гайдар), трое едут по-под лесом (Толстой).
  • Союз – служебная часть речи, которая выполняет следующие функции: связывает однородные члены предложения, сложные части в предложении, предложения в тексте. Например. «Паша уже давно побывал и на речке, и в лесу, и в поле» (однородные члены предложения). «Не может быть, чтобы он был прав» (части сложного предложения). «бел жаркий день. И очень хотелось купаться. Но мама не разрешала.» (предложения в тексте)
    Союзы бывают непроизвольные, произвольные, простые и сложные. Примеры союзов
    «и», «да», «но», «чтобы», «однако», «зато», «или», «ни…ни», «потому что», «когда», «если», «то», «так как», «тоже», «будто», «перед тем как», «в то время как».
  • Частица – служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки значения или служит для образования наклонении глагола. Например, «Неужели вы захотите поссориться с мной» — частица «неужели». «Поди-ка сюда, присядь со мной». – частица «ка». «Жил бы он славно, кабы глаза не стали болеть» — частица «бы», «кабы», «не». «Пускай все уйдут» — частица «пускай». «Не упало ни капли» — частицы «не» и «ни». «Разве не весело?» — частицы «разве» и «не».
  • Междометие –служебная часть речи, выражает различные действия, эмоции, но не называет их. Бывают производные («ужас!», «прочь!», «то-то же» «как же» и др.) и непроизводные («а!», «о!», «у!», «ах», «ну», «ой», «э!» и другие).
    Примеры
    «Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона».
    «Ах! Как хороша!»

Таблица с примерами

В таблицу мы внесем отличительные особенности разных частей речи и приведем примеры.

Читайте также:  Глагол к слова к слову газ
Часть речи На какие вопросы отвечает Примеры
Имя существительное «кто?», «что?» Пример 1.

Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный дом.

Белка в нем живет ручная, да затейница какая. Белка песенки поет, да орешки все грызет.

Белка, затейница, песенки, орешки

Ядра – чистый изумруд, слуги белку стерегут.

Ядра, изумруд, слуги, белка

Имя прилагательное «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?», «чья?», «чьи?».

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…

1)дуб какой – зеленый

2)цепь какая – златая

3) кот какой – ученый

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей

1)на дорожках каких – неведомых

2) зверей каких – невиданных

3) ножках чьих – курьих

Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской

1)брег какой – песчаный, пустой

2) витязей каких – прекрасных

3) из вод каких – ясных

4) дядька какой — морской

Имя числительное «сколько?»,

«который?»

Два, пять, одиннадцать, семнадцать, двадцать, тридцать, сорок, пятьдесят, двести, триста, четыреста, четыре, девяносто, тысяча.
Глагол «что делать?», «что сделать?» Пример1.

В оном из вагонов третьего класса очутились двое пассажиров.

1)что сделали – очутились

Несколько лет тому назад в своем имении жил барин Троекуров Кирилла Петрович

1)что делал – жил

Однажды весной, в час жаркого заката на Патриарших появилось двое.

Источник