Меню

Таблицы схемы по теме глагол



Тема «Глагол» Таблицы и схемы Выполнила учитель русского языка и литературы СОШ 2 г. Колпашева Арбузова С.Л. — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемИрина Неделина

Похожие презентации

Презентация на тему: » Тема «Глагол» Таблицы и схемы Выполнила учитель русского языка и литературы СОШ 2 г. Колпашева Арбузова С.Л.» — Транскрипт:

1 Тема «Глагол» Таблицы и схемы Выполнила учитель русского языка и литературы СОШ 2 г. Колпашева Арбузова С.Л.

2 Глагол Отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Обозначает действие предмета Глаголы изменяются по временам (настоящее, прошедшее, будущее). В настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам. В прошедшем времени – по родам (в единственном числе) и числам. В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим.

3 Не с глаголами Не пишется с глаголами раздельно Исключение составляют те глаголы, которые не употребляются без не Например: Не был. Ненавидеть (искл.)

4 Неопределенная форма и вид глагола Неопределенная (начальная) форма отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? Несовершенный ВИД Совершенный Злить Злиться Плести Плестись Беречь[] Беречься[] Разозлить Разозлиться Расплести Расплестись Сберечь[] Сберечься [] Помнить про ь, не путать: В неопределенной форме ( что делать?) есть ь злиться В форме 3-го лица ( чт о делает ?) нет ь злится

5 Время глагола прошедшеенастоящеебудущее Несовершенный вид Ед.ч. м. р. читал ж.р. читала ср.р. читало Мн.ч. читали Ед.ч. 1л. читаю 2л. читаешь 3л. читает Мн.ч. 1л. читаем 2л. читаете 3л. читают Ед.ч. 1л. буду 2л. будешь 3л. будет Мн.ч. читать 1л. будем 2л. будете 3л. будут Сложная форма

6 Время глагола прошедшеенастоящеебудущее Совершенный вид Ед.ч. м. р.прочитал ж.р. прочитала ср.р. прочитало Мн.ч. прочитали Нет формы настоящего времени Ед.ч. 1л. прочитаю 2л. прочитаешь 3л. прочитает Мн.ч. 1л. прочитаем 2л. прочитаете 3л. прочитают

7 Спряжение глагола Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. Глаголы I спряжения имеют окончания: Ед. ч Мн. ч. -у(-ю) -ем -ешь -ете -ет -ут(-ют) Глаголы II спряжения имеют окончания: Ед. ч. Мн.ч. -у(-ю) -им -ишь -ите -ит -ат(-ят)

8 Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием Если у глагола безударное личное окончание, нужно: 1.Поставить глагол в неопределенной форме. 2.Определить,какая гласная стоит перед -ть I спряжениеII спряжение Все глаголы на -ать (кроме исключений) -еть (кроме исключений) -оть -уть -ыть 1.Все глаголы на –ить (кроме брить, стелить). 2.4 глагола на –ать: гнать, держать, слышать, дышать. 3.7 глаголов на –еть: смотреть, видеть, ненавидеть, вертеть, зависеть, обидеть, терпеть.

9 Данная презентация подготовлена мною в целях обобщения изученного материала по теме «Глагол» в 5 классе.

Источник

Презентация «Тема «Глагол»Таблицы и схемы»

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ с.Русская

Никонова Екатерина Юрьевна

Глагол

  • Отвечает на вопросы: что делать? Что сделать?
  • Обозначает действие предмета

В настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам.

В прошедшем времени – по родам (в единственном

    В предложении глагол обычно бывает сказуемым и

согласуется с подлежащим.

    Глаголы изменяются по временам

Не с глаголами

  • Не пишется с глаголами раздельно
  • Исключение составляют те глаголы, которые не употребляются без неНапример: Не был.Ненавидеть (искл.)

Неопределенная форма и вид глагола

Неопределенная (начальная) форма отвечает на вопросы

Расплестись Сберечь[] Сберечься []

Помнить про ь, не путать:

В неопределенной форме ( что делать?) есть ь — злиться

В форме 3-го лица ( что делает ?) нет ь — злится

м. р. читал ж.р. читала ср.р. читало Мн.ч.

1л. читаю 2л. читаешь 3л. читает Мн.ч.

1л. читаем 2л. читаете 3л. читают

1л. буду 2л. будешь 3л. будет Мн.ч.

1л. будем 2л. будете 3л. будут

м. р.прочитал ж.р. прочитала ср.р. прочитало Мн.ч.

Нет формы настоящего времени

1л. прочитаю 2л. прочитаешь 3л. прочитает Мн.ч.

1л. прочитаем 2л. прочитаете 3л. прочитают

Спряжение глагола

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.

Глаголы I спряжения имеют окончания:

Глаголы II спряжения имеют окончания:

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием

Если у глагола безударное личное окончание, нужно: 1.Поставить глагол в неопределенной форме.

2.Определить,какая гласная стоит перед -ть

-ать (кроме исключений)

-еть (кроме исключений)

1.Все глаголы на –ить (кроме

2.4 глагола на –ать: гнать, держать, слышать, дышать.

3.7 глаголов на –еть:

смотреть, видеть, ненавидеть, вертеть, зависеть, обидеть, терпеть.

Источник

Презентация на тему: «Глагол» Таблицы и схемы

Тема «Глагол» Таблицы и схемы Выполнила учитель русского языка и литературы СОШ №2 г. Колпашева Арбузова С.Л.

Глагол Отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Обозначает действие предмета Глаголы изменяются по временам (настоящее, прошедшее, будущее). В настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам. В прошедшем времени – по родам (в единственном числе) и числам. В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим.

Не с глаголами Не пишется с глаголами раздельно Исключение составляют те глаголы, которые не употребляются без не Например: Не был. Ненавидеть (искл.)

Неопределенная форма и вид глагола Неопределенная (начальная) форма отвечает на вопросы Что делать? Несовершенный Злить Злиться Плести Плестись Беречь[] Беречься[] Помнить про ь, не путать: Что сделать? Совершенный Разозлить Разозлиться Расплести Расплестись Сберечь[] Сберечься [] Помнить про ь, не путать: В неопределенной форме ( что делать?) есть ь — злиться В форме 3-го лица ( что делает ?) нет ь — злится

Время глагола Ед.ч. м. р. читал ж.р. читала ср.р. читало Мн.ч. читали Ед.ч. 1л. читаю 2л. читаешь 3л. читает Мн.ч. 1л. читаем 2л. читаете 3л. читают Ед.ч. 1л. буду 2л. будешь 3л. будет Мн.ч. читать 1л. будем 2л. будете 3л. будут Сложная форма

Время глагола Ед.ч. м. р.прочитал ж.р. прочитала ср.р. прочитало Мн.ч. прочитали Нет формы настоящего времени Ед.ч. 1л. прочитаю 2л. прочитаешь 3л. прочитает Мн.ч. 1л. прочитаем 2л. прочитаете 3л. прочитают

Спряжение глагола Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. Глаголы I спряжения имеют окончания: Ед. ч Мн. ч. -у(-ю) -ем -ешь -ете -ет -ут(-ют) Глаголы II спряжения имеют окончания: Ед. ч. Мн.ч. -у(-ю) -им -ишь -ите -ит -ат(-ят)

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием Если у глагола безударное личное окончание, нужно: 1.Поставить глагол в неопределенной форме. 2.Определить,какая гласная стоит перед -ть Все глаголы на -ать (кроме исключений) -еть (кроме исключений) -оть -уть -ыть 1.Все глаголы на –ить (кроме брить, стелить). 2.4 глагола на –ать: гнать, держать, слышать, дышать. 3.7 глаголов на –еть: смотреть, видеть, ненавидеть, вертеть, зависеть, обидеть, терпеть.

Данная презентация подготовлена мною в целях обобщения изученного материала по теме «Глагол» в 5 классе.

Источник

Таблицы по русскому языку по теме «Глагол»

1 . Обозначает действие предмета и отвечает на вопросы:

2. Постоянные признаки:

Вид: совершенный ( петь ), несовершенный ( спеть )

Спряжение: Ι (-ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют ) несёт, несут

Число: ед.ч. (решит) мн.ч. (решат)

Лицо: 1-е лицо говорю, говорим

2-е лицо говоришь, говорите

3-е лицо говорит, говорят

Время: настоящее слушаю

будущее будет слушать

Род (в прош.вр.): самолет летел (м.р.)

облако летело (ср.р.)

3. В предложении бывает сказуемым, реже – другими членами предложения.

Травка зеленеет , солнышко блестит … (А.Плещеев)

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ С БЕЗУДАРНЫМ ЛИЧНЫМ ОКОНЧАНИЕМ

Все остальные глаголы

На –еть, -оть, -ать, -ять и другие

1 . Все глаголы на -ить

(кроме брить, стелить):

смотреть, видеть, зависеть, терпеть, вертеть, обидеть, ненавидеть

Если у глагола имеется приставка вы- , то для определения спряжения глагола приставку надо отбросить

Проспрягайте глаголы есть, дать

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НАСТОЯЩЕГО и БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ

Не с глаголами пишется раздельно

ПРАВОПИСАНИЕ –тся, -ться В ГЛАГОЛАХ

(3-е лицо, ед. и мн. число)

Переходные и непереходные глаголы

Переходные глаголы сочетаются

с им. существительными, им. числительными, местоимениями в винительном падеже без предлога:

строить (что?) дом, встречать (кого?) его;

существительно или местоимение может стоять

в родительном падеже:

при указании на часть предмета:

Непереходные глаголы – остальные

Действия происходили, происходят и будут происходить

Действия, желаемые или возможные при определенных условиях

Действия, которые кто-то заставляет или просит выполнить

Ь ВСЕГДА ПИШЕТСЯ НА КОНЦЕ ГЛАГОЛА В ПОВЕЛИТЕЛЬНОМ НАКЛОНЕНИИ ПОСЛЕ МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ И ШИПЯЩИХ

ГЛАСНЫЕ В БЕЗУДАРНЫХ СУФФИКСАХ ГЛАГОЛОВ

В н.ф. и в прош. Вр.

наст. или буд. вр.

в н.ф. и в прош. вр.

Действие происходит само по себе, без действующего лица (предмета).

Безличные глаголы употребляются только:

а) в изъявительном наклонении и имеют одну форму для каждого

форму 3-го лица ед.ч. (наст. или буд. вр.)

темнеет — будет темнеть

форму среднего рода ед ч. (прош.вр.)

б) в условном наклонении в одной форме:

в) в неопределенной форме:

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА

Часть речи. Общее значение.

А) начальная форма (неопределенная форма).

Б) постоянные признаки:

В) непостоянные признаки:

— время (если есть);

3. Синтаксическая роль.

Образец разбора глагола

Всякая работа мастера хвалит (посл.).

Во-первых, обозначает действие:

Начальная форма – хвалить .

Во-вторых, имеет постоянные морфологические признаки:

Несовершенный вид, переходный,

Здесь употреблен в изъявительном наклонении, в единственном числе, в настоящем времени, в третьем лице – это его непостоянные признаки.

В-третьих, в предложении является сказуемым.

2. Пост.признаки – несов.вид, перех.,

ед.ч., наст.вр., 3-е л.

Номер материала: ДБ-826348

38 000 репетиторов из РФ и СНГ

Занятия онлайн и оффлайн

Более 90 дисциплин

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Таблицы и памятки по русскому языку по теме «Глагол и его грамматические признаки»

Данная презентация обобщает знания по теме «Глагол». Является хорошим помощником учителю и учащимся в объяснении и закреплении материала.

Содержимое разработки

Таблицы и правила по русскому языку по теме «Глагол и его грамматические признаки»

Северо – Казахстанская область

Кировская средняя школа

Учитель начальных классов

  • Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы

что делать? что сделать? что делает? что сделает? что сделал? что будет делать?

и им подобные, называются глаголами.

  • В предложении глаголы обычно выступают в роли сказуемого:

Попалась мне на крючок маленькая рыбка.

Весёлый чиж сидит на ветке.

  • Глаголы изменяются по временам, числам, лицам (в настоящем и будущем временах), а также по родам (в прошедшем времени, единственном числе).

НЕ с глаголами пишется раздельно:

  • Не хочуесть кашу.
  • Онне чувствовалхолода.
  • НЕ с глаголами пишется слитно, если без НЕ глагол не употребляется ( ненавидеть, недоумевать,

Глаголы изменяются по числам.

  • В единственном числе глагол обозначает действие одного предмета или лица.
  • Глаголы в единственном числе отвечают на вопросы:

что делаю? — сплю;

что делаешь? — спишь;

что делает? — спит;

что сделаю? — посплю;

что сделаешь? — поспишь;

что сделает? — поспит;

что буду делать? — буду спать;

что будешь делать? — будешь спать;

что будет делать? — будет спать;

что делал? — спал;

что делала? — спала;

что делало? — спало;

что сделал? — поспал;

что сделала? — поспала;

что сделало? — поспало.

Глаголы изменяются по числам.

  • Во множественном числе глагол обозначает действие двух или нескольких предметов или лиц.
  • Глаголы множественного числа отвечают на вопросы:

что делаем? — отдыхаем;

что делаете? — отдыхаете;

что делают? — отдыхают;

что сделают? — отдохнут;

что сделаем? — отдохнём;

что сделаете? — отдохнёте;

что будем делать? — будем отдыхать;

что будете делать? — будете отдыхать;

что будут делать? — будут отдыхать;

что делали? — отдыхали;

что сделали? — отдохнули.

Глаголы изменяются по временам (всего времён три — настоящее, прошедшее и будущее).

  • Глаголы настоящего времени обозначают действия, которые совершаются в настоящем, в момент речи о них. Они отвечают на вопросы:
  • что делаю? — учу;
  • что делаешь? — учишь;
  • что делает? — учит;
  • что делаем? — учим;
  • что делаете? — учите;
  • что делают? — учат.

Глаголы прошедшего времени обозначают действия, которые произошли до момента речи. Они отвечают на вопросы:

  • что делал? — косил;
  • что делала? — косила;
  • что делало? — косило;
  • что делали? — косили;
  • что сделал? — скосил;
  • что cделала? — cкосила;
  • что сделало? — скосило;
  • что сделали? — скосили.
  • Глаголы прошедшего времени обычно имеют суффикс — л-.

Глаголы будущего времени называют действия, которые произойдут в будущем, и отвечают на вопросы:

  • что сделаю? — спою;
  • что сделаешь? — споёшь;
  • что сделает? — споёт;
  • что сделаем? — споём;
  • что сделаете? — споёте;
  • что сделают? — споют;
  • что буду делать? — буду петь;
  • что будешь делать? — будешь петь;
  • что будет делать? — будет петь;
  • что будем делать? — будем петь;
  • что будете делать? — будете петь;
  • что будут делать? — будут петь.

Неопределённая форма глагола

  • Неопределённая форма — это начальная форма глагола.
  • Неопределённая форма не указывает на время, лицо и число глагола.
  • Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? (рисовать, мечтать, общаться) или что сделать? (перепрыгнуть, умыться, перейти).
  • В неопределённой форме глаголы оканчиваются на — ть, -ти:

Весной почки на деревьях начинают набухать и расправляться.

  • Некоторые глаголы имеют неопределённую форму на шипящий: беречь, жечь, лечь, мочь и др.
  • Я приказал собаке стеречь велосипед.

  • В прошедшем времени глаголы единственного числа изменяются по родам . Род глагола зависит от рода имени существительного, с которым этот глагол связан по смыслу в предложении:

Звонко хрустнула подкова, под подковой хрустнул лёд.

Солнце скрылось за горой.

  • Глаголы мужского рода отвечают на вопрос что делал? или что сделал?: учил, рисовал; выучил, нарисовал.
  • Глаголы женского рода отвечают на вопрос что делала? или что сделала?: шила, находила; пришила, нашла.

  • Глаголы среднего рода отвечают на вопросы что делало? или что сделало?: веяло, дышало; навеяло, задышало.

Личные окончания глаголов

  • В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по числам и лицам. Такое изменение называется спряжением.
  • Лицо и число глагола определяется по местоимению и окончанию глагола или только по его окончанию .

Источник

Читайте также:  Разобрать глагол нарисуешь по составу