Меню

Текст для урока не с глаголами



Конспект урока » Не с глаголами»

Конспект урока по русскому языку 7 класса коррекционной школы

Содержимое разработки

Тема: Правописание НЕ с глаголами.

Тип урока: урок закрепление.

Вид урока: урок-экскурсия.

Цель: обобщить, закрепить и систематизировать знания о глаголе.

1. Развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами;

выработать навык правильного письма частицы не с глаголами на

основе алгоритма; закрепить умение находить глаголы в тексте,

ставить к ним вопросы; дифференцировать глаголы настоящего,

прошедшего и будущего времени по вопросам и времени действия.

2. Развивать умение употреблять глаголы в речи; формировать навыки

самостоятельной работы, работы в паре; развивать наблюдательность, умение анализировать и делать выводы; коррекция зрительного и слухового восприятия, логического мышления, памяти, внимания.

3. Воспитывать интерес к родному языку, чувство коллективизма, воспитание культуры учебного труда.

Оборудование: занимательные стихотворения, карточки с названиями улиц города Глагольска, карточки с заданиями.

1. Настрой на работу.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Предлагаю вам совершить экскурсию по городу, название которого вы узнаете из стихотворения.

Что без меня предметы?

И рожь в полях цветет. (В. Кондрашов)

— Как называется эта часть речи?

— Как вы догадались?

*Учитель ещё раз читает стихотворение, дети называют глаголы.

— Итак, ребята, сегодня на уроке мы отправимся на экскурсию в город Глагольск (карточка).

1. Дайте характеристику букве и звукам.

2. Назовите имена собственные на данную букву.

3. Подберите глаголы на данную букву.

Беседа по вопросам:

— Что такое глагол?

— На какие вопросы отвечает?

— Как изменяются глаголы?

— Назовите времена глаголов.

— Глаголы какого времени изменяются по родам?

IV. Введение в тему урока.

Учащимся предлагается карточка с буквенным рядом.

Задание: зачеркните каждую вторую букву и тогда вы сможете прочитать тему урока:

Н Р Е У С Я Г Е Л Х А Ь Г Й О Т Л Б А В М Ц И

— Сегодня на уроке мы продолжим упражняться в правописании частицы не с глаголами.

2. Наблюдение за смысловым значением глаголов с частицей НЕ и без неё (проспект Отрицания).

* На доске запись: Правила поведения на уроке.

Правила поведения на уроке.

Опаздывать на урок.

Разговаривать на уроке.

Мешать соседу по парте.

Рисовать на парте, стуле.

Жевать после звонка.

— Согласны ли вы с этими правилами?

— Как нужно правильно сказать? Что нужно добавить? ( Частицу не)

— Что обозначает эта частица? (Отрицание, запрет).

— Как пишется она с глаголами?

* Делается вывод учителем в виде шуточной памятки:

НЕ выучил – не делай!

НЕ знаешь – не спеши!

С глаголами раздельно

Частицу НЕ пиши!

1). Работа с пословицами.

* Учащиеся записывают на доске пословицы с комментированием, объясняют орфограмму.

Умелые руки не знают скуки.

Лень человека не красит.

Под лежачий камень вода не течёт.

Надо трудиться, а не лениться.

— На какую тему эти пословицы и поговорки? (О трудолюбии и лени)

2). Работа в парах (карточка №1).

Задание: некоторые пословицы потеряли частицу не; исправь недочеты (см. приложение).

*Контроль: № 1, 2, 4, 6, 8.

— Запишите пословицы в тетради о дружбе (пословицы под № 4,5,6).

* Оксана, Эдик, Вика – записывают две на выбор.

а). Артистическая мастерская.

— Сейчас я произнесу глаголы в утвердительной форме, а вы в отрицательной форме.

Задание: изобразите голосом капризного ребенка. Как ведут себя дети, когда капризничают?

Стану – не стану!

Кричу – не кричу!

б). Шуточные стихи (читают Петя, Вика, Влад, Оксана).

Мальчик: Завести велели мне

Никогда девчонок не

Дёргать за косички!

Девочка: Никогда с братишкой не

Драться за обедом!

На уроках больше не

Говорить с соседом!

Мальчик: Я согласен даже не

Рисовать на карте.

Я согласен даже не

Танцевать на парте!

Девочка: Но не смейте делать мне

Если даже я и не

— Назовите глаголы с НЕ.

— Как пишутся глаголы с частицей НЕ?

3). Работа в парах (карточка№2)

Задание: замени выражение глаголом с отрицательной частицей НЕ (см. приложение).

— Послушайте текст, в котором есть глаголы с частицей не.

Не дразните собак,
Не гоняйте кошек,
Не жалейте для птиц
Вы зерна и крошек!

— Где уместно разместить такой текст?

— Кто мог написать этот текст? (Наверное, так говорят те, кто любит природу).

— Это как бы обращение к нам, людям, чтобы мы не губили природу. Я бы написала этот текст на плакате. Обратилась к людям, чтобы они помогли кошкам, собакам, птицам. Не выбрасывали домашних животных на улицу.

— А можно ли этот текст назвать призывом? (Да, это призыв людей, которые любят природу).

Вам предлагается текст «Правила поведения в лесу» (карточка№3).

Прочитай внимательно текст и подумай, перед какими глаголами нужно поставить частицу не. Прочитай. Запиши текст в тетрадь.

Природу надо охранять. Друг портит деревья в лесу, режет кору, ломает ветки. Друг разрушает птичьи гнёзда, разжигает костры, разоряет муравейники. Друзья природы оставляют мусор в лесу. Они рвут в лесу и в поле редкие цветы.

Читайте также:  Быть глагол состояния или движения

Что мы сегодня повторили на уроке?

Источник

Урок по теме «Не с глаголами»

Содержимое публикации

Харченко Галина Васильевна,

учитель начальных классов,

БОУ «Новосанжаровская СОШ»,

Русско- Полянский район,

Тема урока: Правописание не с глаголами

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме

Базовый учебник: « Русский язык», 4 класс, часть 1; авторы С.В, Иванов, М.И, Кузнецова; издательство «Вентана — Граф», 2017 г.

Формы урока: коллективная, индивидуальная, парная

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор

Оборудование: карта — исследования, карточки с разноуровневыми заданиями, источник информации, план исследования..

Цель: формировать и развивать ценностное отношение обучающихся к совместной учебной деятельности по определению и применению правила правописания не с глаголами

Предметные: применять правила правописания не с глаголами

Личностные: учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу, ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

— принимать и сохранять учебную задачу;

— действовать по алгоритму;

— осуществлять итоговый контроль по результату;

— анализировать слова с выделением существенных признаков;

— проводить сравнение, классификацию;

— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

1.Психологический настрой «Все в твоих руках»- 2мин

— Я предлагаю вам посмотреть видеоролик. Но сначала вам такое задание: вы должны постараться найти слова, выражения, предложение которые могут стать девизом нашего урока.

(просмотр видеоролика- 1.05 включить с 04 сек)

— Какие слова, выражения и предложения могут стать девизом урока?

«Все в твоих руках», есть другие варианты?

— Как понимаете эти слова?

-Ребята, я с вами согласна, надеюсь, вы будете стараться, и все у вас получится, сами попробуете разобраться в трудных вопросах. Желаю вам плодотворной и интересной работы ! Удачи и веры в свои силы!

– Сегодня у нас урок- исследование, а вы – исследователи. Каждое исследование проводится по плану. Посмотрим этот план

План исследования (повесить на доске)-1 мин

1.Выбор объекта исследования. (Что будем исследовать) 2.Цель и задачи исследования. (Для чего?) 3.Исследование объекта. (Как?) 4.Результаты исследования. (Что получилось) 5.Выводы. (Озвучить результаты)

-В работе нам поможет карта исследования (лежат на партах).Эта карта одна на двоих, значит, работать будем как? (В парах)

— Давайте посмотрим нашу карту. Сколько этапов исследования?

— Каждый этап будет оцениваться по критериям, давайте посмотрим данные критерии, найдите.

— сколько сегодня можно набрать баллов за урок?

— Что предстоит выполнить?

— Посмотрим на шкалирование (баллы прописать на доске)

от 12 (15) — 14 (17) баллов- «5»

от 10 (12) -11 (14) баллов- «4»

от 9 (11) – 7 (9) баллов- «3»

от 6 (8) и меньше баллов- «2»

Выявление места затруднения.. Выбор объекта исследования- 5 мин

-В выборе объекта исследования нам поможет задание на доске.

Им. существительное Глагол (таблички)

Прочитайте слова и подумайте, на какие 2 группы можно разделить данные слова,запишите, вставьте пропущенные буквы.

Предъявите результаты своей деятельности

— На какие 2 группы разделили данные слова? Почему? (Пишу на доске названия столбиков)

Работают по «цепочке» у доски, выходят, вставляют букву, соединяют стрелочками с нужным столбиком, называют проверочное слово.

— Почему результаты разные? Чего не знаем? Какой же вопрос возникает? (как пишется не с глаголами)

— Можем мы дать обоснованный ответ на вопрос? (нет, не хватает знаний)-

Значит,объектом нашего исследованиябудет,написание не с глаголами.

Запишите в карту исследования , где объект исследования —написание не с глаголами

— Помогите сформулировать тему урока.Правописание не с глаголами (Тему записываю на доске)

— А вы запишите тему урока в своих картах исследования.

— Давайте прочитаем, как авторы учебника сформулировали тему урока, откройте учебник на стр. 91 найдите урок № 36

— Какую цельна сегодняшний урок перед собой поставим?

(Узнать как пишется не с глаголами, что такое не) записать на доске

— Чтобы достичь этой цели, необходимо определить задачи , выберите на доске карточки помощницы и проговорите задачи (берут карточки и прикрепляют на доске, а я дописываю, что они говорят)

сформулировать-правило о написании не с глаголами

— вывести— алгоритм действий

— уметь –с помощью алгоритма применять правило

— учиться— находить и правильно, писать не с глаголами

-закрепить— на практике полученные знания

применять — правило правописания не с глаголами

оценить- свою деятельность

Переходим к Исследованию № 1. Работа в парах- 5 мин

— Посмотрите в карте исследования, какой максимальный балл можно получить за исследование 1?

— Прочитайте загадки и отгадайте их, обращая внимание на выделенные слова (слайд)

Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)

Из какого ковша не пьют, не едят,
А только на него глядят? (Созвездие Большая Медведица)

Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу. (Петух)

Был ребёнок –
Не знал пелёнок,
Стал стариком –
Сто пелёнок на нём. (Капуста)

Кто ни разу шага не сделал? (Воробей)

— Что интересного заметили? Сделайте вывод о написании НЕ с глаголами изапишите в карту исследования

Читайте также:  Прошедшее время глаголов и лицо в русском языке в таблицах

-Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отвечать

Проверка выполнения задания.

— К какому выводу вы пришли, выполняя данное исследование?

— Запишите свои имена и оцените выполнение этого задания по критериям .

Где мы можем найти и прочитать правило?(В учебнике)

— Откройте учебник на стр. 92 и сравните наш вывод с правилом, данным в учебнике.

Оцените свою деятельность по критериям.

Реализация плана. Работа в парах.

Исследование № 2 «Какой частью речи является слово НЕ?»- 5 мин

— Посмотрите в карте исследования, какой максимальный балл можно получить за исследование 2?

Что стоит перед глаголами? (не)

Будет ли не предлогом? (нет)

— Почему? (Перед глаголами никогда не стоят предлоги)

— Тогда какой частью речи является не?

— Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю провести следующее исследование.

-Посмотрите внимательно на таблицу, и скажите, какие задачи мы поставим для исследования слова НЕ? (Чем является слово НЕ? к какой части речи относится, роль в предложении) -Поработаем с источником информации, в котором мы сможем найти ответ на этот вопрос (листы на столах).

— Прочитайте внимательно информацию,результаты исследования занесите в таблицу, которая находится в карте исследования.

— Предъявите результаты своей деятельности по заполнению таблицы

-Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отвечать

(Таблица на доске не заполнена, при проверке ее заполняют учащиеся выбирая карточки на столе и прикрепляя в нужную колонку)

— Какой можно сделать вывод?

— Правильно. В русском языке, кроме предлогов, есть частицы, которые относятся к служебным. Одна из самых распространенных – это частица не.

— Оцените свою деятельность по критериям.

Исследование № 3. Коллективная работа- 3 мин

-Мы сделали вывод «Частица НЕ с глаголами пишется раздельно».

-Но как тогда быть с такими примерами?

-Исследуйте и понаблюдайте за глаголами, которые выделены в поговорках на слайде

Потчевать велено, а неволить грех.
Кто кого обидит, тот того и ненавидит.
Плохо можется, коли нездоровится.

-Что интересного увидели?

-Существуют ли в русском языке слова «волить», «навидит», «здоровится»?

-Можно ли эти глаголы употребить без НЕ?

— Как же быть? Чего нам не хватает для объяснения этих глаголов?

(Мы не знаем правило)

— Выскажите ваши предложения (чтобы легче запомнить правило можно составить алгоритм действий)

— Правильно нам поможет алгоритм действий при написании частицы не с глаголами, который, выстроим сейчас вместе.

Алгоритм составляем вместе (вывешивают дети карточки на доску)

Например: Я не могвсё сделать сам. «(Не) мог – этоглагол.Глагол употребляется безне: Да, Значит, непишется отдельно.

Например: (Не) годовать – это глагол. Существует ли слово «годовать»в русском языке нет.? Если слово в русском языке не употребляется без непишем слитно.

А сейчас вложите в тетрадь для схем и опоралгоритм, который мы выработали с вами на уроке. Он вам поможет в правильном написании частицы НЕс глаголами (раздать)

-Как следует дополнить правило? (частица не с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые без не не употребляются)

Работа в парах (работают на листочках)4 мин

— Посмотрите в карте исследования, какой максимальный балл можно получить за выполнение практической части? Обратите внимание, у вас 3 задания значит, и баллы у вас будут отдельно за каждое задание.

— Работают, в карте исследования самостоятельно (заполняют пробелы в правиле)

Еслиглагол может употребляться без НЕ, то Не с глаголом пишется раздельно. Если глагол не употребляется без НЕ, то НЕ пишется с глаголом слитно.

Проверим по слайду. Самооценка.

— У кого все правильно?

— У кого есть ошибки? В чем причина ошибок? Исправьте

— Оцените свою деятельность по данным критериям.

— Правило сформулировали, что теперь нужно сделать? (Закрепить, потренироваться)

Первичное закрепление. Самостоятельная работас самопроверкой по эталону — 5 мин

— Посмотрите в карте исследования, какой максимальный балл можно получить за выполнение задания 2?

Выполним упражнение 1 в учебнике на стр. 93 по рядам 1 ряд 1 столбик , 2 ряд- 2 столбик

Работаем по алгоритму. Проговаривают дети с опорой на доску.

(Читаем слово. Если оно есть в русском языке, пишем частицу не раздельно. Если в русском языке, слова такого нет, то пишем слитно)

— Проверим, самопроверка по эталону (слайд)

— У кого все правильно?

— У кого есть ошибки? В чем причина ошибок? Исправьте

— Оцените свою деятельность по критериям, занесите результаты в таблицу

Включение в систему знаний и повторение – 5 мин

Задание № 3. Работа по карточкам.

На столе разного цвета карточки с заданиями разной сложности. Каждый из вас возьмет задание того цвета, которое он сможет выполнить.

Задание:Вместо точек вставь перед глаголами НЕ . Подчеркни глаголы. Прочитай правила пользования книгой.

Береги книгу! …… бери её грязными руками и ….. клади на грязный стол. …. перегибай книгу и …. загибай её листы,…. рисуй и …. пиши на книге. Если ты взял книгу в библиотеке, то …. забудь вернуть её в срок.

Читайте также:  Выпишите из текста глаголы и выполните их морфологический разбор если

Проверка учителя, по критериям.

3 балла — без ошибок

2 балла — 1-2 ошибки

1 балл — 3-4 ошибки

« Выбери раздельное написание не с глаголами», запиши в тетрадь

1 ( под) бежать 6. (не) смотреть

2.( не) хотеть 7.( не) бояться

3. ( не) мешать 8. (не) навидеть

4. (пере) ходить 9. (не) доумевать

5.(не) довесить 10. (не) здоровится

Проверка: Лист с правильным выполнением самопроверка по образцу. Критерии:

3 балла — без ошибок

2 балла — 1-2 ошибки

1 балл — 3-4 ошибки

Записать глаголы в 2 столбика:не пишется раздельно не пишется слитно

(не)знал, (не)хотел, (не)любил, (не)навидел, (не)годовала, (не)говорит, (не)умеешь, (не)волить, (не)трещит, (не)доумевать, (не)шутишь, (не)увидим

Проверка по ключу ответов на слайде .После выполнения дети сверяют с правильными вариантами.

Критерии на слайде.

3 балла — без ошибок

2 балла — 1-2 ошибки

1 балл — 3-4 ошибки

— Какое умение отрабатывали при выполнении задания?

— У кого все правильно?

— У кого есть ошибки? В чем причина ошибок? Исправьте

— Оцените свою деятельность по критериям, занесите результаты в таблицу

Резерв. Коллективная работа.. Графический диктант-

— Записываем в строчку цифры от 1 до 10. Раздельное написание НЕ с глаголами обозначаем буквой Р, слитное – буквой С.

1. Не суди товарища по наружности.

2. Не бросай товарища в беде.

3. Не стану мешать.

4. недоумевать по поводу ответа

5. не хочу ссориться

6. негодовать из-за опоздания

7. не были на экскурсии

8. нельзя допускать ошибок при письме

9. не могу прийти на работу

10. недомогал всю неделю

Проверка по ключу: (слайд)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Р р р с р с р с р с

Взаимопроверка по критериям:

3 балла — без ошибок

2 балла — 1-2 ошибки

1 балл — 3-4 ошибки

— Какое умение отрабатывали при выполнении задания?

— У кого все правильно?

— У кого есть ошибки? В чем причина ошибок? Исправьте. Оцените себя

Рефлексия- 3 мин

— Наш урок подошел к концу, вы все хорошо поработали. Молодцы!

— Давайте вспомним девиз нашего урока«Все в твоих руках», действительно все в наших руках, все зависит от нас самих.

«Дерево успеха» (на доске рисунок дерева)

— На парте лежат листочки трех цветов: зеленый, желтый, красный выберите себе один листик и прикрепите на дерево

— Вспомните, как вы сегодня работали, всё ли хорошо усвоили и оцените свою деятельность на уроке

Зеленый цвет — Я понял правило написания НЕ с глаголами, могу применять, могу объяснить другому.

Желтый цвет — Я понял правило написания НЕ с глаголами, могу применять, но есть сомнения.

Красный цвет — Правило понял, но применять не научился.

— Кого вы бы хотели похвалить за работу?

— Оцените свои умения по карте исследования, подсчитайте количество баллов, запишите, по шкале, посмотрите какую, оценку вы сегодня получаете (проговариваю оценки в соответствии с количеством баллов)

— Как вы думаете, почему получили такой результат?

— Что нужно сделать для того, чтобы результат был лучше.

— Вам необходимы знания, которые получили сегодня на уроке?

Подведение итогов- 2 мин

— Давайте вспомним, какая была тема урока? (Правописание не с глаголами)

— Что было объектом вашего исследования (написание не с глаголами) Вернемся к слову, которое не знали, как написать. Теперь вы знаете, как его нужно писать?

— Какую цель ставили? Достигли поставленной цели? (научиться писать не с глаголами)

— Какие задачи поставили? Что нам помогло в решении этих задач?

(знания, наши наблюдения, вспомнили ранее изученный материал, работали в парах, оценивали правильность выполнения заданий).

— С каким новым знанием вы уходите с урока? (Новое правило)

— Проговорим новое правило (частица не с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые без не не употребляются)

— При выполнении заданий, с какими затруднениями столкнулись?

— Мы еще с вами будем работать на уроках над этой темой.

Запомните, друзья, волшебная частица НЕ, отрицая плохое, недостойное человека действие, учит нас мудрому отношению к жизни и к себе

— Если у кого- то, что- то сегодня не получилось, нужно не отчаиваться, а еще раз прочитать правило, выполнить упражнения по теме.

Домашнее задание: — 2 мин

стр. 95 Упр № 4 (устно)

Для выполнения домашнего задания возьми карточку, цвет которой соответствует цвету выбранного листика

Спасибо за урок.

3 уровень (зеленый цвет) Проведите исследовательскую работу. На материале любого рассказа (стихотворения, сказки) понаблюдайте, как пишутся глаголы с частицей НЕ. Выпиши 10 слов или словосочетаний.

2 уровень (желтый цвет) Творческое задание. Прочитай текст. Измени предложения так, чтобы в них было отрицание. Что для этого нужно сделать? (добавить к глаголам частицу НЕ). Запиши текст в тетрадь.

Природу надо охранять. Друг портит деревья в лесу, режет кору, ломает ветки. Друг разрушает птичьи гнёзда, разжигает костры. Друзья природы оставляют мусор в лесу.(Допиши ещё одно предложение, употребляя глагол с НЕ)

1 уровень (красный цвет) Составьте пословицы, соединив начало и конец, запишите, раскрывая скобки. Не забудьте про алгоритм.

Источник