Меню

Текст к уроку русского языка 2 класс имя прилагательное



Конспект урока русского языка в 2 классе» Имя прилагательное».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Конспект урока «Имя прилагательное» познакомит учащихся 2 класса с именем прилагательным, научит находить прилагательные в текстах.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_po_ruskomu_yazyku_vo_2_klasse_imya_prilagatelnoe.doc 58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по русскому языку во 2 классе

Учебный предмет: русский язык

Тема урока: Что такое имя прилагательное?

Тип урока: урок открытия нового знания

познакомить с существенными признаками имени прилагательного как
части речи; развивать умение распознавать имена прилагательные в речи;

Воспитание наблюдательности, внимания, любви к природе

Развитие речи учащихся, логического мышления

Учить распознавать в речи имена прилагательные;

Формировать навыки грамотного письма;

Развивать самоконтроль, мышление, речь

Учить работать совместно, в парах;

Стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы;

Воспитывать уважительное отношение друг к другу .

II. Минутка чистописания.

Учитель: Начнем с минутки чистописания. Подготовим руку к письму.

Пальчиковая гимнастика
— Откройте тетради, положите правильно, сядьте красиво, правильно. Запишите число, классная работа.

— Какие времена года вы знаете? (зима, лето, осень).

— На первой строке дописываем слово весна.

— Назовите весенние месяцы.

2 строка: март, апрель, май

— А какие это месяцы? (весенние)

-На формирование какого умения была направлена эта работа? (Каллиграфии)

III. Постановка цели и задач урока

— А теперь запишите слова в тетради, которые записаны на доске.

Весна, март, апрель, май, весенние
— Какое слово лишнее?
(Весенние.)
— Почему? Докажите. (Это не имя существительное)
Объясните значение слова «весенние». Работа со словарем.

— Если это не имя существительное, то к какой части речи оно относится ?

( Это мы еще не знаем. Это нам предстоит узнать. ( некоторые ученики могут назвать имя прилагательное.)

— Сегодня мы познакомимся с новой частью речи . Это и будет тема нашего урока. Попробуйте сформулировать цель нашего урока.

( Познакомиться с новой частью речи. Узнать как можно больше об имени прилагательном.)

А что именно мы должны узнать об имени прилагательном? Какие задачи урока. поставим?

( . Надо узнать, что обозначают имена прилагательные, на какие вопросы отвечают, научиться отличать их от других слов, узнать о роли прилагательных в нашей речи.)

У неё зубки, рыльце, ушки, шерсть, хвост.

— Как вы думаете, можно узнать о каком животном идёт речь в этом предложении?

(Это сделать трудно.)

— Посмотрите, ребята мнения наши разошлись.

— А как вы думаете почему? (Нет признаков)

— Какие бы слова вы вставили в предложения, если бы речь шла о белочке?

— Хорошо ребята, а теперь у каждого из вас есть карточка. Мы будем работать над первым заданием.

— Вы должны, вставить пропущенные слова.

— Слова помощники у вас записаны внизу в скобках.

— Прочитайте, что же у вас получилось?

У неё острые зубки, тоненькое рыльце, чуткие ушки, рыжая шерсть и пушистый хвост.

— А теперь понятно, о ком же идёт речь в этом предложении?

— А теперь поставьте к словам помощникам вопросы

— Что обозначают слова, которые помогли описать животное? (Признак предмета)

— Какой частью речи они являются?

— Какой вывод можно сделать? Что такое имя прилагательное?

Вывод: Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными.

IV. Актуализация изученного материала

— Посмотрите на доску, прочитайте слова и подумайте на какие 3 группы можно разделить данные слова.

На доске слова: цветок, сильный, раскрасил, зелёный , найдёт, хороший, девочка, окно , побежал

— На какие группы мы разделим слова? Почему?

( Это имена существительные, глаголы и прилагательные.)

цветок раскрасил сильный

девочка найдёт зелёный

окно побежал хороший

— Давайте посмотрим на первый столбик. Что мы можем сказать об этих словах?

. (Это имена существительные. Они обозначают предметы, явления и отвечают на вопросы кто? что?)

— Посмотрите, на второй столбик, что это за слова?

( Глаголы — это часть речи, которая обозначает действия предметов, отвечает на вопросы что делает? что сделает? что будет делать? )

— А что вы можете сказать о третьем столбике?

( Это имена прилагательные).

— Что общего в этих словах? Что они обозначают? Что их отличает от других слов? (Предположения детей)

V. Усвоение новых знаний

1. Что обозначает имя прилагательное ?

— Для чего нужны имена прилагательные в нашей речи? Можно ли обойтись без них?

2. На какие вопросы отвечают имена прилагательные ?

— Когда мы всматриваемся, вслушиваемся в те предметы, которые нас окружают, мы понимаем, что каждый из этих предметов состоит из своих качеств и свойств, то есть признаков. А на какие вопросы отвечают прилагательные?

( Прилагательные отвечают на вопросы : какой? какая? какое? какие? )

— Убедимся в этом. Выполним упр. №148. Прочитайте сначала вопрос, затем слова, отвечающие на этот вопрос. Спишите стихотворение, поставьте вопросы к прилагательным.

VII . Наблюдение над связью имени прилагательного с именем существительным

1.Подберите по одному имени прилагательному к каждому слову (слова записаны на доске)
(учащиеся работают по рядам, каждый ряд со своим словом)

Ветка, ручей, ночь
— Рядом с какой частью речи стоит имя прилагательное? (с именем существительным)
— Запишем с комментированием данные словосочетания.

Зелёная ветка, широкий ручей, тёмная ночь.

2. Игра. Отгадай кто это?

Бурый, мохнатый, косолапый. Медведь

Рыжая, хитрая, ловкая. Лиса

Серый, хищный, жадный. Волк

Белый, пушистый. Снег

Круглое, сладкое, сочное. Яблоко

— А теперь попробуйте сами подобрать существительное, зная только его признаки.

Работа по карточке задание № 2

Широкая, глубокая …… река

Зелёный, сладкий, сахарный ……. арбуз

Кудрявая, белоствольная …… берёза

— Давайте проверим, что же у вас получилось?

— Как вы думаете, слова какой части речи уточняют имена прилагательные?

3.Найдите пары слов, связанные между собой по смыслу.

спелые, ядовитый, зеленое, пушистая

-Прилагательные употребляются при именах существительных, образуя словосочетания, как бы прилагаются к ним. Поэтому и называются прилагательные. Они объясняют, какое это существительное, какой предмет. Если не будет рядом существительного, то прилагательному просто нечего будет делать.

Вывод : имя прилагательное употребляется при именах существительных

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука!

Вот громкий звук,

Вот сокрушительный удар,

Вот звонкий колокольчи к,

А вот и острый кончик,

Но если нас к ним приложить

Им веселее станет жить.

— Какие имена прилагательные прозвучали в этом стихотворении? С какой частью речи связаны имена прилагательные? ( с именем существительным)

4. Работа с текстом.

— А сейчас, ребята, прочитайте текст, записанный на доске (предлагается текст без имен прилагательных)

Пришла весна. Она подарила людям цветы. Пробудилась земля. Поляны украшает ковер подснежников

— Какой это текст, ребята, веселый или грустный?
(грустный, неинтересный, скучный )
Какую часть речи надо вставить в текст, чтобы он получился красочным, весёлым?

Пришла ранняя весна. Она подарила людям яркие цветы..
Пробудилась спящая земля. Зеленые поляны украшает весенний ковер нежных подснежников.

— Прочитайте, пожалуйста, текст, который у нас получился.
Сравните тексты. Какой вам больше нравится? Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?
(Ответы детей.)
— Выпишите, пожалуйста, из этого текста словосочетания: имя прилагательное + имя существительное, подчеркните имена прилагательные волнистой чертой.

Проверка правильности выполнения задания.

— Так зачем нам нужны прилагательные?

Вывод: Чтобы украшать предметы, чувства и явления, то есть прилагательные нужны, чтобы украшать нашу речь .

— Действительно. Многие писатели и поэты часто используют в своих произведениях имена прилагательные. Вспомните стихотворения русских поэтов, которые мы изучали на уроках литературного чтения и приведите примеры

( Тютчев Ф.И., А. Плещеев, С. А Есенин и др.)

(учащиеся приводят свои примеры, основываясь на личном опыте)

Вывод: имена прилагательные не только украшают нашу речь, но и уточняют ее.

Игра «Назови признаки».

По вкусу: лимон, сахар.

По цвету: ромашка, колокольчик.

По форме: мяч, стол.

По размеру: слон, муравей.

VIII. Закрепление знаний и способов действий .

— Выполните задание из электронного приложения к учебнику.1вариант — Упражнение – игра «Помоги гномам починить домик» . Вставьте в загадки подходящие по смыслу имена прилагательные. А 2 вариант — в игре «Помоги братьям Лосям спуститься на землю» распределите имена прилагательные на 3 группы по вопросам.

— Какова была цель сегодняшнего урока?

— Достигли ли цели? Докажите.

— Какое задание вам понравилось больше всего?
— У кого из вас все еще есть затруднения при нахождении имен прилагательных?

X. Домашнее задание .

— Упр. № 152, устно составить рассказ о любимой игрушке, используя прилагательные

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В конспекте урока можно найти полезные материалы, которые могут быть включены в уроки по теме «Прилагательное».

Конспект урока русского языка в 4 классе. Авторы учебника: Е.В. Бунеева. Урок разработан в соответствии с ФГОС.

Спомощью интерактивной доски дети играя знакомятся с новым материалом. Психологические особенности детей позволяют говорить о том.

Спомощью интерактивной доски дети играя знакомятся с новым материалом. Психологические особенности детей позволяют говорить о том, что у них формируются познавательные навыки, навыки грамотной ре.

Данный урок был первым при изучении раздела «Имя прилагательное» в четвёртом классе.. В начале урока после минуты чистописания была проведена работа в группах, после этого на доске был составлен.

Конспект урока по русскому языку на тему:«Число имен прилагательных». Цель урока: закреплять знания о том, что прилагательные изменяются по родам только в единственном числе; развивать умения пра.

Конспект урока русскому языкуУМК «Школа России» 3 класс.

Источник

Тема: «Имя прилагательное» 2 класс

Тема: «Имя прилагательное» 2 класс (10 часов).

Понятие об имени прилагательном. Связь имени прилагательного с именем существительным.

    Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? называются именем прилагательным. Имя прилагательное всегда связано с именем существительным, как бы прилагается к нему. Имена прилагательные могут отвечать не только на вопросы какой? какая? какое? какие?, но и на вопросы какому? каким? каких? и т. д.

Красная, сладкая, продолговатая, сочная, полезная.

Какие слова помогли отгадать загадку? Что называет каждое слово загадки? На какой признак (форму, цвет, вкус) указывают эти слова и на какой вопрос отвечают?

Спишите загадку и запишите отгадку.

Придумайте загадку про огурец. Назовите в ней признаки огурца: его цвет, форму, вкус.

На какой вопрос отвечает каждое слово составленной вами загадки?

    Как найти в предложении имя прилагательное?

1. найди имя существительное,

2. задай от него вопрос к слову, с которым оно связано,

3. если слово обозначает признак предмета и отвечает на один из названных вопросов (какой? какая? какое? какие? и т. д.), то это и есть имя прилагательное.

Прочитайте рассказ. Найдите в тексте имена прилагательные.

Пригрело весеннее солнце. Проснулась бурая медведица.

Вышла она из берлоги.

Вылезли за матерью маленькие медвежата. Закончилась зимняя спячка.

Как определить, является ли слово прилагательным?

Прилагательные узнают с помощью вопросов к а к о й? к а к а я? к а к о е? к а к и е?

Работа по учебнику: упр. 148, 149.

Единственное и множественное число имени прилагательного.

    Имена прилагательные в единственном числе обозначают признак одного предмета и могут отвечать на вопросы какой? какая? какое?. Имена прилагательные во множественном числе обозначают признаки нескольких предметов и отвечают на вопрос какие?. Имена прилагательные употребляются в том же числе, что и имена существительные, с которыми они связаны.

1. Прочитайте предложение.

На тарелке лежит сочный апельсин.

Найдите в предложении прилагательное. Признак одного или многих предметов называет это прилагательное?

Измените предложение так, чтобы прилагательное называло признак многих предметов.

Запишите данное прилагательное с существительным сначала в единственном числе, потом во множественном.

Запишите так: апельсин. ; апельсины. .

2. Измените число прилагательных.

скорые звонкие смелые тихие

Запишите каждое прилагательное сначала в единственном числе, потом во множественном.

Работа по учебнику: упр. 150, 158.

3 – 4 уроки. Генезис способов деятельности.

Отгадай загадку и выпиши имена прилагательные.

Стоит Алёна — платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан.

Какие слова помогли узнать берёзку? Что они называют?

2. Вспомните, по каким признакам отличаются друг от друга яблоки. Какой признак яблок нельзя увидеть?

Запишите признаки яблок, используя слова для справок.

По цвету: . , . , . . По вкусу: . , . .
По размеру: . , . .

? зелёное, сладкое, маленькое, красное, кислое, большое, жёлтое

3. Подбери однокоренные имена прилагательные к каждому имени существительному, выдели корень слов:

Лень – ленивый, сад — …, гриб — …, зима — …, клен — …, польза — ….

4. Подбери к данным именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные. Обозначь стрелкой связь существительного с прилагательным. Подпиши сверху вопрос.

Мёд. а перец. . Река. а ручей. . Озеро. а море. . Тигры. а котята. .

Что можно сказать о значении вставленных слов?

5. Прочитайте текст, выделяя каждое предложение.

Подул сильный ветер синее небо быстро стало темнеть тяжёлые тучи нависли над морем большая белая чайка тревожно кричала на берегу

Найдите слова, которые называют признаки предметов.

Выпишите слова, называющие признаки предметов.

Какой? — . .
Какая? — . , . .
Какое? — . .
Какие? — . .

6. Запишите предложения, используя подходящие по смыслу слова в скобках.

Стоит (горячая, жаркая) погода.
Песок на пляже (горячий, жаркий).
Бежит (скорая, быстрая) река.
Мчится (скорый, быстрый) поезд.

7. Составь словосочетание из существительного и подходящего по смыслу прилагательного:

Сладкое, сладкая, сладкие, сладкий.

Малина, яблоко, чай, ягоды.

Работа по учебнику: упр.151, 152, 153.

5 – 8 уроки. Самореализация.

1. Определи части речи данных слов. В каждой группе найди «лишнее» слово.

Птичий, лебедь, школьная, правильное.

Темнота, стальной, часы, виноград.

Воробьиная, морской, смелая, пограничник.

Выпишите только имена прилагательные.

2. Прочитайте предложения.

Канат толстый, а бечёвка тонкая. Зимой день короткий, а летом длинный. Уголь чёрный, а мел белый. Дорога широкая, а тропинка узкая.

Выпишите из каждого предложения парами прилагательные, которые называют противоположные признаки.

3. Прочитайте текст, вставляя подходящие по смыслу прилагательные.

В марте стояла. погода. Ноч. ю луж. покрывались … л. дом. Днём … солнышко растапливало сне. и лё. . По дорогам бежали. руч. и.

Объясните написание пропущенных в словах букв.

Запишите текст, вставляя пропущенные слова и буквы. Прилагательные подчеркните волнистой линией.

4. Прочитайте текст. Подумайте, с какими существительными связаны по смыслу прилагательные в предложениях.

Среди курчавой травы стояла деревянная миска с мутной водой. В неё бросали сухой хлеб для кур. Фунтик подошёл к миске и вытащил из воды большую мокрую корку.
(По К. Паустовскому)

Выпишите имена существительные и связанные с ними по смыслу имена

прилагательные. Рядом запишите вопрос, на который отвечает имя прилагательное.

5. Прочитайте предложение. Укажите, на какой вопрос отвечает выделенное слово.

Этот,
хоть и сам с вершок,
спорит
с грозной птицей.
Храбрый мальчик,
хорошо,
в жизни пригодится.
(В. Маяковский)

Можно ли заменить прилагательное храбрый другим прилагательным: смелый, отважный, мужественный? Изменится ли смысл предложения после такой замены?

Смелый, храбрый, мужественный, отважный — это слова, близкие по смыслу. Они могут заменять друг друга.
Толстый — тонкий, широкий — узкий, короткий — длинный — это слова, противоположные по смыслу.

6. Найди в тексте имена прилагательные в форме единственного и множественного числа. Запиши их в два столбика.

Филин – красивая птица. У него длинные крылья жёлтого цвета. Глаза у филина красноватые. Филин – ночная птица. Громкое уханье филина по ночам многих пугает.

Работа по учебнику: упр.154, 155, 156, 159, 160, 161, 162.

9 – 10 уроки. Рефлексия.

1. Прочитай. Подбери подходящие по смыслу слова. Спиши полученный текст.

В осеннем цветистом лесу

Особенно красив и печален (какой?)________ лес в ранние осенние

дни. На (каком?) _________фоне (какой?) листвы

выде­ляются (какие?) ______________пятна (каких?) _______клёнов, осин.

Медленно кружась в воздухе, падают с берёз (какие?)_____ ,____ листья.. От дерева к дереву протянулись (какие?)________ нити (какой?)_________паутины.
Тихо в (каком?) __________лесу.

2. Подчеркни волнистой линией имена прилагательные в форме множественного числа.

Работа по учебнику: упр. 163, 164, 165, 166.

Источник

Читайте также:  Образовать степени сравнения прилагательных active