Меню

Текст на правило не с глаголами



Правописание НЕ с глаголами
картотека по русскому языку (6 класс) на тему

Материап для индивидуальной работы

Скачать:

Вложение Размер
ne_s_glagolam.docx 14.21 КБ

Предварительный просмотр:

Правописание НЕ с глаголами

1. Запишите предложение, обозначив графически главные и второстепенные члены предложения, составьте схему предложения.

Под лучами осеннего солнца краснеют и желтеют осиновые листья, и порывы резкого ветра срывают их с деревьев.

2. Запиши слова, вставив пропущенные буквы, обозначив спряжение глаголов.

Люб…т, труд…ш(?)ся, бре…ш(?)ся, стел…т, скач…т, мастер…ш(?), копа…т, держ…т,успе…т.

3. Прочитайте грамматическую сказку «Сила любви». Выполните после прочтения задания письменно

Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».

Частица Не никогда не подходила к глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица Не жить друг без друга не могут. (По Ф. Кривину)

1.Переведи сказку на язык науки (т.е. запиши правило). Можете воспользоваться учебником на странице 26.

4. Запишите текст, вставив пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Ну (не) умееш… ты себя вести в школе! А правила запомнить нетрудно, их немного. (Не) выкрикивай на уроке. (Не) сбивай с ног учителей, а вдруг они тебе еще пригодят(?)ся! (Не)бей окна, сам потом замерзн…ш(?) и заболе…ш(?). (Не) рви тетрадки, они родителям недешево обходят(?)ся. (Не) рисуй на полях учебника, их сейчас так мало .

5.Выполните упражнение 61.

Правописание НЕ с глаголами

1. Запишите предложение, обозначив графически главные и второстепенные члены предложения, составьте схему предложения.

Под лучами осеннего солнца краснеют и желтеют осиновые листья, и порывы резкого ветра срывают их с деревьев.

2. Запиши слова, вставив пропущенные буквы, обозначив спряжение глаголов.

Люб…т, труд…ш(?)ся, бре…ш(?)ся, стел…т, скач…т, мастер…ш(?), копа…т, держ…т,успе…т.

3. Прочитайте грамматическую сказку «Сила любви». Выполните после прочтения задания письменно

Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».

Частица Не никогда не подходила к глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица Не жить друг без друга не могут. (По Ф. Кривину)

1.Переведи сказку на язык науки (т.е. запиши правило). Можете воспользоваться учебником на странице 26.

4. Запишите текст, вставив пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Ну (не) умееш… ты себя вести в школе! А правила запомнить нетрудно, их немного. (Не) выкрикивай на уроке. (Не) сбивай с ног учителей, а вдруг они тебе еще пригодят(?)ся! (Не)бей окна, сам потом замерзн…ш(?) и заболе…ш(?). (Не) рви тетрадки, они родителям недешево обходят(?)ся. (Не) рисуй на полях учебника, их сейчас так мало .

5.Выполните упражнение 61.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок выполнен в форме презентации, выполненной в программе PowerPoint. Цель урока: познакомить уч-ся с новым орфографическим правилом, и владеть способом действия при выборе слитного и раздельно.

Презентация к уроку «Правописание личных окончаний глаголов».

Это опорные схемы, работая с которыми под руководством учителя, учащиеся лучше усваивают предлагаемую тему.

Урок русского языка в 5 кл., воспитывающий культурный аспект олимпизма и паралимпизма.

конспект урока по теме «Правописание не с глаголами».

Тест в формате ЕГЭ.

Открытый урок для обучающихся 1 курса СПО по теме : «Глагол. Правописание личных окончаний глагола» (технологическая карта).

Источник

Не с глаголами

Не читал, не спал, не решал, не рисовал, не строил, не загорал.

Не был, не хотел, не мог, не стал, не знал.

Не нарушайте, не разбейте, не мешайте, не кричите.

Не спится, не дремлется.

Негодовать недоумевать, ненавидеть, неволить, невзлюбить, невзвидеть.

Недовыполнить, недосыпать, недосмотреть, не дочитать (книгу), не допить (молоко), не досмотреть (пьесу).

I. 1. Рассказано было много, не написать всего. (Ч.) 2. Не стыдно не знать — стыдно не учиться. (Пог.) 3. Лучи сквозили, трепетали тени; не умолкал в деревьях птичий гам. (Тютч.) 4. Кто не знает печали и гнева, тот не любит Отчизны своей. (Н.) 5. Без букв и грамматики не учатся математике. (Пог.) 6. Расстояние дружбе не мешает. 7. Ложь дружбу губит, почему ее дружба и не любит. (Посл.) 8. Почти всю ночь не спал Жилин. (Л. Т.) 9. Змея скользнула меж камней, но страх не сжал души моей. (Л.) 10. Маруся не сознавала, что с нею происходит (Кор.) 11. Комары еще не родились, и вечерний воздух не стонал от их тонкого звона. (Алд.-Сем.) 12. Наш скорбный труд не пропадет, из искры возгорится пламя. (А. Од.) 13. Новых друзей наживай, а старых не забывай. (Посл.) 14. Я верен человеческому горю и его вовеки не предам. (Св.) 15. Если бы люди не путешествовали, как бы они узнали о красоте и величии мира? (Алд.-Сем.) 16. Врагу не кланяйся, для друга жизни не жалей. (Посл.) 17. Не гордись званием, а гордись знанием. (Посл.)

II. 1. Но люблю тебя, родина кроткая, а за что разгадать не могу. Весела твоя радость короткая с громкой песней весной на лугу. (Ес.) 2. Не может сын глядеть спокойно на горе матери родной, не будет гражданин достойный к отчизне холоден душой. (И.) 3. Того берега и деревни не было видно. (Ч.) 4. Чинов я не хотел, а славы не добился. (Л.) 5. Наконец шума совсем не стало слышно. (Кат.)

III. I. Лошади были давно готовы, а мне все не хотелось расстаться со смотрителем и его дочкой. (П.) 2. Нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука. (Т.) 3. В соседней комнате украшают елку, и детям не сидится на месте.

IV. 1. Отец стал сильно недомогать. (С.-Щ.) 2. Просто мне нездоровилось в это время. (Купр.) 3. Он [Касьян] как будто недоумевал: его не слишком радовало наше внезапное посещение. (Т.) 4. Он [приказчик] ненавидел меня упрямо и все более и более остро. (М. Г.) 5. Невзлюбил он своего земляка смолоду за удачливость. (В. Попов.)

V. 1. Ночей не спят, недоедают и болеют. (Ч.) 2. В последнее время мой товарищ поздно ложится, недосыпает. 3. У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке. (Л. Т.) 4. Ребенок не доставал рукой до игрушки. 5. Она не дослушала, отошла прочь. (Л.) 6. Уже не доносится запах дыма сельских печей. (Пауст.)

Выпишите глаголы: 1) не употребляющиеся без не; 2) употребляющиеся без не.

1. Не забудем тех героев, что лежат в земле сырой, жизнь отдав на поле боя за народ — за нас с тобой. (А. Барто.) 2. Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись. (Т.) 3. Росы не было, не могли быть поэтому особенно слышны запахи вечернего сада. (Бун.) 4. Мне не хочется возвращаться памятью к прошлому (Пауст.) 5. Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. (Л. Т.) 6. Казалась, конца-краю не будет и этим деревьям, сугробам, этой тишине и просквоженному солнцем сумраку. (Наг.) 7. Сергей не хотел будить дедушку, но это сделал за него Арто. (Купр.) 8. Сильное, переполненное жизнью дерево скопило вокруг себя столько живого тепла, что бедное зверье не могло бы сыскать себе лучшей квартиры (Наг.)

Источник

Правописание не с глаголами

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Подчеркнуть глаголы с частицей не.

ПОСЛОВИЦЫ

I ЧАСТЬ

1. Солнце врагу не погасить, а нас не победить. 2. Смелого не устрашит ни пуля, ни меч, ни огненный смерч. 3. Храбрый воин не дрогнет в бою и защитит Отчизну свою. 4. Высоко в небе наши соколы летают. Ни враг, ни тучи их не пугают. 5. Герой никогда не умрёт, он вечно живёт. 6. Что бы ни случилось, храбрый не теряется. 7. Волков бояться — в лес не ходить.

II ЧАСТЬ

1. Из песни слова не выкинешь. 2. Кашу маслом не испортишь. 3. Лежачего не бьют. 4. Много спать — добра не видать. 5. Не говори гоп, пока не перепрыгнешь. 6. Не рой другому яму, сам в неё попадёшь. 7. Не плюй в колодец, пригодится воды напиться. 8. Одной рукой и узла не завяжешь. 9. После драки кулаками не машут. 10. Правда в огне не горит и в воде не тонет.

ЗАГАДКИ

1. Куда бежит, сама не знает. В степи ровна, в лесу плутает. Споткнётся у порога. Что это? (Дорога) 2. Идём и ночью мы и днём, но никуда мы не уйдём. (Часы) 3. Летит без крыльев и поёт, прохожих задирает. Одним дорогу не даёт, других он подгоняет. (Ветер) 4. Одну меня не едят, а без меня мало едят. (Соль)

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

Подчеркнуть глаголы с частицей не. Поставить вопросы к выделенным словам.

ОСЕНЬ НА ВОДЕ

Осень. Уже не хочется выкупаться, не тянет опуститься в воду. Подержишь палец в воде, а он стынет. Вода не замёрзла, но жизнь в ней замирает. Водяные лилии опустились на дно. Лягушки зарылись в почву до весны. Не спят одни рыбы. Окуни, ерши, лещики бродят стайками. Толкаются, кружатся рыбки, борются за пищу. Посмотришь через минуту — ничего не увидишь. Спокойная тёмная вода.

60 слов. (По В. Солоухину)

КРЫЛАТЫЙ БУДИЛЬНИК

У Серёжи за окном была кормушка. Первое время стали слетаться туда одни воробьи. Со всех сторон слетались они позавтракать. Но вот однажды он заметил среди них синичку. Новая гостья стала охотно посещать его столовую. Однажды у Серёжи испортился будильник. Прилетела птичка завтракать. Никто форточку не открывает. Никто еду не сыплет. Попрыгала она с воробьями по пустому столику и стала клювом по стеклу стучать. Серёжа и проснулся. С этих пор синичка каждое утро к нему стучать повадилась.

78 слов. (По В. Чаплиной)

КОГДА ХОДЯТ В ГОСТИ

Помнишь песенку Винни-Пуха? «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро». Но он был не совсем прав. Утро — это время для кратких визитов. Забежать, договориться, обсудить последние новости. Не ходят в гости и поздно вечером. Без приглашения можно прийти только к самым близким людям. Они всегда будут вам рады. Но и там не теряйте чувство времени. Не бойся гостя сидячего, бойся стоячего. Это о тех, кто любит долго стоять и прощаться у входной двери.

79 слов. («Детская энциклопедия»)

ЦВЕТЫ ВРАЖДУЮТ ДРУГ С ДРУГОМ

Многие цветы не любят находиться рядом в одной вазе. Ставить их вместе нельзя. Ландыш не терпит все весенние цветы. Он убивает своим запахом лиловые фиалки и голубые незабудки. Гвоздика и роза могут стоять в одной вазе. Но они не будут пахнуть. Нарцисс не переносит соседства незабудки. Очень красивы рядом роза и череда. Но они тоже не проживут долго вместе. Череда первая опустит свои головки. А скоро завянут и розы.

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

Объяснить орфограммы в выделенных словах.

ЧИК И ВАСЬКА

Воробей Чик чирикал и заливался. Кот Васька стал красться к кормушке. Васька был белый. И снег белый. И Чик ничего не замечал. Васька стал терпеливо ждать, когда Чик отвернётся. Вдруг он удивился. Воробей перелетел на сук дерева, встряхнулся, взъерошился, закрыл глаза и задремал. Васька подполз к дереву с другой стороны и осторожно стал подниматься вверх по стволу. Воробей спал и сладко похрапывал. Васька вылез на сук, подобрал под живот лапы и прыгнул. С Чиком в зубах он свалился с дерева и прыжками помчался к дому.

88 слов. (По Ю. Казакову)

БОГАТЫРИ

Захватили фашисты один наш город на морском берегу. Прорвались они в этот город с суши. Ранним утром появился на море наш корабль. Спустились с корабля шлюпки. Сели на шлюпки наши бойцы и тихо поплыли к берегу. Стали пробираться между минами. А дальше лодке ходу нет. Прыгнули бойцы в холодные волны. Вода по грудь. Загремели вражеские пушки. Но устояли наши богатыри. Вылезли на берег, кинулись к городу. А на подмогу наши самолёты прилетели. Не пришлось в то утро фашистам выспаться! Выгнали их из города.

84 слова. (По Л. Кассилю)

ПОЛЮБИТЕ ЧЕРЕПАШЕК

Черепахи — потомки древних обитателей Земли. Их тело одето в панцирь. В случае опасности черепаха прячется в костяном домике. Ни один хищник её не достанет. Домашней черепашке нужен старательный уход. На дно её домика насыпьте сухой песок, положите несколько камешков, сухую корягу. Черепахи пьют мало. Но всё равно чистая вода должна быть постоянно. Любимые блюда черепах — одуванчик, подорожник, клевер, салат, капуста, свёкла. Могут они питаться кашей, белым хлебом, варёным картофелем, творогом. Черепахи — милые, умные, спокойные, добрые существа.

Источник

Написание НЕ с глаголами

Цели урока.

  • Познакомить учащихся с частицей НЕ, ее значением; вспомнить правило правописания НЕ с глаголами.
  • Развивать орфографическую зоркость, развивать речь учащихся, логическое мышление, развивать навыки самостоятельной работы с учебником.
  • Воспитать умение работать в парах, умение слушать друг друга, уважать мнение друг друга, любовь и интерес к родному языку.
  • Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, учебники: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов Русский язык 5 класс. – М. “Просвещение”, 2010.

    Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок, как и другие наши уроки, мы начнем с улыбки друг другу.

    Великий Всезнамус поручил нам очень важное задание. Ребята, нам с вами сегодня предстоит трудный и опасный путь по морю знаний за кладом, который спрятали злые пираты на острове Морфология, в стране Глагол (слайд № 1. Презентация).

    И вот вам первое задание.

    I. Опрос (проверка домашнего задания: все о глаголе, что было изучено ранее).

    Задание №1: ребята, чтобы попасть на корабль, нам нужны билеты, но это непростые билеты, посмотрите на них.

    Вопросы Знал Узнал
    Глагол – самостоятельная часть речи
    Глагол обозначает действие предмета
    Глагол отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?
    Глагол изменяется по временам
    Глагол в прошедшем времени изменяется по родам только в ед. ч.
    Глагол в будущем и настоящем времени изменяется по лицам
    Глагол изменяется по числам
    В предложении обычно глагол является сказуемым
    Частица НЕ пишется отдельно с глаголами
    Глагол НЕНАВИДЕТЬ не употребляется без НЕ

    Заполните, пожалуйста, свои билеты. Поставьте плюсики в графе “Знал” напротив тех вопросов, ответы на которые вы знаете. Только после этого мы можем отправиться в плавание. Если у вас 8 и более “+”, ставим 1б.

    И так, ребята, мы отправились в путь. Давайте откроем наши бортовые журналы – тетради и запишем сегодняшнее число.

    И вот на нашем пути препятствие. Всезнамус нам оставил ценные указания, а злые пираты перепутали все части речи. Все части речи смогли отыскаться, а глагол не может без вашей помощи справиться. Помогите ему.

    Задание №2: Выписать из прочитанного текста глаголы и в парах определить их признаки. Все верно – 2б.

    Текст: Однажды мы ездили по туристической путевке на юг. До этого мы никогда не были на юге. Каждый раз мы видели много интересного. Нас водили на экскурсии. Мы любовались чудесными горными вершинами, слушали беспрерывный шум моря. Горы эти не оставляли равнодушным ни одного человека, а море, говорят, не любит трусливых людей. Кроме того, оно не терпит гордецов (проверка по слайду 2).

    Молодцы! Вы правильно выписали глаголы и определили их признаки. Еще раз скажите, пожалуйста, как же мы выделяем глагол среди других частей речи? (Делают вывод). А теперь посмотрите внимательно на эти слова. Подумайте, по какому признаку их можно разделить на группы. А что это за слово рядом с глаголом? Правильно! Это отрицательная частица НЕ. Может быть, вы мне подскажите тему нашего сегодняшнего урока? Давайте ее запишем в наши бортовые журналы.

    II. Изучение новой темы

    Вот мы и доплыли до острова. Но чтобы сойти на этот остров нам необходимо выполнить самое сложное задание Всезнамуса – вспомнить, как пишется глагол с частицей НЕ.

    Откройте свои учебники на с. 242, посмотрите на задание под звездочкой (Прочитайте. Как пишутся выделенные глаголы с частицей НЕ)

    Он честен и бесстрашен
    На суше и в воде
    Товарища и друга
    Не бросит он в беде.
    Он гнезд не разоряет,
    Не курит и не врет,
    Не виснет на подножках,
    Чужого не берет.

    Что вы заметили? Правильно, НЕ с глаголами пишется отдельно.

    Правило написания НЕ с глаголом:

    Не выучил, не делай,
    Не знаешь, не спеши.
    С глаголами отдельно
    Частицу НЕ пиши.

    III. Закрепление нового материала.

    Задание №4: пользуясь правилом, объясните написание НЕ с глаголами. Дети по цепочке(сначала выходят сильные ученики, затем послабее) выходят к доске, объясняя написание орфограммы.

    (Не) бывать, (не) ходить, (не) спать, (не) писать, (не) говорить, (не) горевать, (не) любить, (не) догнать, (не) думать, (не) учить, (не) покупать, (не) мечтать, (не) летать, (не) махать, (не) шутить, (не) бояться. За каждый правильный ответ – 1б.

    Каким правилом мы пользуемся при написании частицы НЕ с глаголами? (Вывод)

    А теперь отложите свои ручки и немного отдохните, я расскажу вам сказку “Сила любви”. Жили-были в стране Морфология Глагол и частица НЕ. Глагол очень любил НЕ и хотел на ней жениться, но своенравная частица все время отпрыгивала от Глагола и писалась отдельно от него. Горю Глагола не было предела. Тогда частица ему сказала: “Если ты докажешь мне, что жить без меня не можешь, я стану твоей женой”. Отправился Глагол по словарям и учебникам, а когда вернулся, то гордая частица закричала: “Негодую, ненавижу, недоумеваю”. И сама ахнула от неожиданности. Так Глагол доказал ей свою любовь. Он нашел такие слова, которые без НЕ не употребляются. С тех пор слова, которые без НЕ не употребляются, пишутся с этой частицей слитно.

    Задание №5: Ребята, а давайте поможем Глаголу и еще найдем слова, которые без НЕ не употребляются. Выполним упр. 613. Разбираем задание: замените выделенные слова и словосочетания глаголами, которые пишутся с НЕ вместе.

    1. Он возмущался. 2. Нельзя его принуждать. 3. Брат удивлялся. 4. Я чувствую себя не совсем хорошо. 5. Шторм бушевал.

    Слова для справок (неволить, негодовать, недомогать, недоумевать, неистовствовать) даны в учебнике на стр. 243. Проверка – слайд 3. Все верно – 2б.

    Каким правилом мы пользовались, выполняя это упр.? (Вывод)

    Физминутка. Поплавки (Представьте, что поплавок, который качается на волнах. Расправьте свои ручки. Ручки тоже качаются на волнах. Вдруг на крючок попалась рыбка. Поплавок – вверх, вниз (прыгают). Вытянули рыбку. Садитесь.).

    Задание №6: Выборочный диктант. Разделить глаголы на 2 группы (слитно/раздельно). Взаимопроверка – слайд 4

    Не был в санатории, ненавидеть ложь, недоумевать по поводу поступка, не мог уехать, не любит ленивых, невзлюбить падчерицу, мне нездоровится, не здоровается, капитан негодовал, ураган неистовствовал.

    Ребята, как же мы пишем частицу НЕ с глаголами. (Вывод)

    Задание №7: выполняется по вариантам. 3б

    2 вариант. Объяснить смысл пословиц и написание НЕ с глаголами

    1. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь

    2. Не будет хлеба – не будет и обеда

    3. Не смажешь колеса – быстро не поедешь

    4. Не посеешь – урожай не соберешь

    5. Лентяю все неможется да нездоровится

    1 вариант. Опишите природу за окном, составив рассказ из 5-6 предложений. Оживите картину, используя глаголы. Слайд 5

    IV. Подведение итогов.

    Ребята, какую орфограмму мы сегодня вспомнили на уроке? Каким правилом мы пользуемся при написании НЕ с глаголами?

    А как вы думаете, за каким кладом отправлял нас Всезнамус? Правильно, за знаниями. Чтобы вернуться домой, нам нужно проверить билеты. Заполните их до конца.

    Ребята, нарисуйте на ваших билетах солнышко, которое сопровождало нас во время пути, украсьте лицо солнышка вашим настроением. А что же будет вашей наградой? Ваши оценки. Открываем дневники и выставляем оценки (10-11 “5”, 9-8 “4”, меньше “3”), записываем домашнее задание.

    V. Домашнее задание: пар. 108 (правило записать в тетрадь для правил, слова в рамочке записать в словарик), упр. 616 (посмотрите на задание). Тем, кто желает заработать дополнительную оценку, предлагаю вспомнить, найти или придумать самим загадки, где встречаются глаголы с НЕ.

    Источник

    Читайте также:  Неопределенная форма глагола слова любит