Меню

Текст про лесу с глаголами



Лиса – всему миру краса
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Конспект мероприятия в средней группе на тему:

«Лиса – всему миру краса»

Скачать:

Вложение Размер
lisa_-_vsemu_miru_krasa.docx 158.03 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №67 комбинированного вида Красносельского района

г. Санкт – Петербурга «Волшебник».

Конспект мероприятия в средней группе на тему:

«Лиса – всему миру краса»

Технологии: информационно – коммуникационные, здоровьесберегающие, развития «критического мышления», игровые.

Подготовила и провела

воспитатель Никитина С.М.

«Лиса – всему миру краса!»

Цель: обобщить и закрепить знания детей о лисе, дать некоторые представления о ее роли в жизни людей, об отражении ее образа в искусстве, народном творчестве.

Задачи: обобщить и закрепить знания детей о лисе, ее внешнем виде, повадках, образе жизни;

Дать детям представление о роли хвоста в жизни животных;

Способствовать развитию познавательных интересов детей;

Развивать познавательные процессы и речь: обогащать и активизировать словарь детей, активизировать глаголы, прилагательные, притяжательные прилагательные;

Развивать интонационную выразительность речи;

Закрепить знание народных сказок о лисе;

Развивать художественное восприятие образа лисы в иллюстрациях;

Воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.

Предварительная работа: Чтение рассказа «О лисе» Ирис Ревю, чтение «Рассказ о лисе» Геннадия Снегирева, беседа о диких и домашних животных, чтение, рассказывание, прослушивание аудиозаписей народных сказок с участием лисы; сюжетное рисование «Встреча лисы и колобка», рассматривание иллюстраций с изображением лисы, разучивание стихотворения С. Маршака «Волк и лиса», чтение его по ролям, знакомство с творчеством художника – иллюстратора Е.И. Чарушиным.

Материал: картинки, изображающие лису и ее семейство в разных ситуациях, несколько рисунков лисы разных художников (Т. Данчуровой «Мышкующая лиса», Алана Битиева «Лиса с лисятами»), шапочка лисы для подвижной игры, картинка, изображающая лису и ее пищевой рацион.

Воспитатель: Отгадайте, о чем (или о ком) мы сегодня с вами будем говорить:

Она не собака, а лает,

Хвостом длинным, рыжим виляет

Не кошка, а ловит мышей

И в норке растит малышей

В деревню в курятник за птицей

Пойдет темной ночью?

Правильно, сегодня мы поговорим о лисице.

Что вам известно о лисе? — (ответы детей).

Воспитатель, обобщая ответы детей: Лиса очень красивое животное. У нее мягкая пушистая шерстка, обычно рыжего цвета. Лапы черные, а грудь белая. Зимой шерсть животного становится гуще и теплее. Лиса стройное, изящное животное. Средних размеров. (Воспитатель иллюстрирует свой рассказ наглядным материалом).

А что можно сказать о лисьем хвосте? – (ответы детей).

Да, лисий хвост – ее гордость: очень красивый, пушистый, длинный, с белым кончиком.

Зачем ей такой хвост? – (рассуждения детей).

Воспитатель: Лиса хитрый, осторожный, сообразительный зверь. Она умеет ловко уходить от преследователей. Заметает свои следы пушистым хвостом и запутывает их так, что ее трудно найти даже собакам.

А еще, хвост служит многим зверям для того, чтобы им укрываться. Так, волк, лиса, песец, ложась спать, свернутся калачиком и теплым хвостом укрывают нос, чтобы не замерз. Так же поступают и многие другие звери. Лисам, волкам хвост служит еще и рулем – помогает на бегу быстрее повернуть. Этим животным – на бегу, а белкам – на лету.

Вообще, хвост играет очень важную роль в жизни животного: коров, лошадей, а в

Африке — антилоп, зебр летом атакуют полчища мух, комаров, слепней, оводов. Не дали бы им крылатые мучители досыта поесть, если б не спасительные мухобойки – хвосты.

Есть у хвоста и другая служба: например, собачий хвост может рассказать нам много интересного о его хозяине. Собака виляет хвостом, значит радуется, если хвост поджат – признает себя слабее того, с кем она в данный момент общается, если хвост высоко поднят и едва колышется – собака уверенна в себе, чувствует себя сильной, но зла не желает, если хвост слегка приподнят, вытянулся «стрункой» — собака насторожилась. (Можно продемонстрировать детям картинку, на которой изображены две взаимодействующие собаки и у одной из них хвост поджат, а у другой — высоко поднят вверх).

Вот как важен хвост для животных!

Мордочка у лисы удлиненная, узкая. Почему? – (дети: чтобы рыть норы).

Правильно. Живут лисы в норах, которые роют себе сами или занимают жилище других зверей (барсуков, сурков, песцов). Изнутри они выстилают свои норки сухой травой, мхом и шерстью. Поэтому там им тепло и уютно. Нора имеет несколько отверстий – отнорков (несколько входов – выходов на всякий случай).

Нюх развит очень хорошо, она чувствует все запахи, и по запаху может найти, куда убежал заяц или мышка. И слух у лисы тоже очень хороший, она слышит то, что происходит в другой части леса. Поэтому уши довольно крупные, остренькие.

Глаза зоркие. Лиса может хорошо видеть в темноте. Для чего ей эта способность? – (дети: лиса охотится обычно вечером или ночь).

А где обитают лисы? – (ответы детей).

Воспитатель: Лисице нравится везде – в поле, в лесу, на лугу, на берегу водоема. Лисицу можно встретить в разных местах, даже в пустыне. Она обитает в роще, перелеске, ей нравятся места, где есть холмы, овраги. Часто лисица селится недалеко от поселений людей.

Семья у лис такая: папа – лис, мама – лиса, а дети – лисята, которые живут первое время с мамой и папой в норе (пока маленькие). Лисы хорошие родители. Воспитывают лисят оба родителя — и папа, и мама. Лисята очень подвижны, любят играть и резвиться, а когда подрастают, выходят вместе с родителями на охоту.

А чем питаются лисы? – (ответы детей).

Воспитатель демонстрирует детям картинку, на которой изображена лиса и ее пищевой рацион: Лиса редко питается зайцами, так как они очень быстро бегают и лисе не всегда удается их поймать. Чаще она питается разными мелкими грызунами – мышами, насекомыми, лягушками, ящерицами, после дождя выкапывает червяков. Еще они ловят в реке рыбу или раков. Любят полакомиться птицей. Не боясь, лиса может забраться в курятник и украсть курочку или цыпленка, но такое случается редко. Может питаться ягодами, фруктами, овощами, но предпочитает мясо.

Вообще, лиса приносит большую пользу хозяйству людей тем, что уничтожает насекомых и грызунов, которые поедают зерно.

Движения лисицы быстрые и ловкие. Она способна поймать пролетающих над ней жуков. Но когда она охотится за добычей, идет медленно, крадучись, может ползти на брюхе.

Давайте представим, что мы лисята. (Дети выполняют разные действия, изображая лисят: бегают на носочках, руки – «хвостики» сзади, крадутся, «ловят жуков», приседают – «дремлют в овраге». (Можно использовать музыкальное сопровождение).

Воспитатель показывает иллюстрацию и задает вопросы:

Чьи это ушки? — (дети: лисьи)

Чья это мордочка? – (дети: лисья)

Чьи это лапы? – (дети: лисьи)

Чей это хвост? – (дети: лисий).

Воспитатель: А какие звуки издают лисы? – (ответы детей: лают, тявкают, воют, пронзительно визжат)

Хотите послушать лисьи голоса? (Воспитатель включает запись звуковой вокализации взрослых животных и щенков – лисят).

Воспитатель: Многие писатели, поэты, музыканты, художники посвятили свое творчество лисе – про лису написаны песни, рассказы, стихи, лису изображают художники в своих рисунках, картинах, про лису сняты мультипликационные фильмы.

Давайте послушаем стихотворение «Волк и лиса», которое нам прочитают Вика и Ярослав.

(Дети читают стихотворение по ролям):

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую лису

— Как дела, зубастый?

— Ничего идут дела.

Голова еще цела.

Ободрали правый бок,

— Сыт ли, милый куманек?

— Ели ноги уволок!

Воспитатель: Лиса очень красивое и интересное животное, поэтому многие художник изображают ее в своих работах. Посмотрите, пожалуйста, как художник Татьяна Данчурова в картине «Мышкующая лиса» нам ее показала: Зверь, учуяв под снежным покровом грызуна, прислушивается к его писку, а потом быстрыми прыжками ныряет под снег, или разбрасывает его лапами, пытаясь поймать добычу. На картине мы видим момент прыжка. Взгляд лисы устремлен туда, где мышь, еще немного, и грызун будет схвачен.

А в картине другого художника, – Алана Битиева, — «Лиса с лисятами» мы наблюдаем отдых лисьего семейства где – то глубоко под корнями деревьев. Они у себя дома, спокойны, лисята жмутся к маме. Сколько их у лисы? – (дети: пять лисят).

Воспитатель: Про лису много пословиц сложено:

Лиса семерых волков проведет.

Всякая лисица свой хвост хвалит.

У лисы и во сне ушки на макушке.

У доброй лисы по три отнорка.

Хитер, как лиса, труслив, как заяц.

А какие вы знаете игры с участием «лисы»? – («Лиса в курятнике»).

Давайте поиграем. (Проводится подвижная игра «Лиса в курятнике»).

А какие вы знаете сказки о лисе? – (ответы детей: «Волк и лиса», «Лиса и петушок», «Колобок», «Снегурушка и лиса», «Лиса и заяц», «Лиса и журавль», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и козел», «Теремок», «Рукавичка»).

Какая лисичка в сказках? – (ответы детей: хитрая, старается всех обмануть, коварная).

Какие прозвища у лисы в сказках? – (ответы детей: лисичка – сестричка, плутовка, рыжая краса, Лизавета, Лиса Патрикеевна, кума).

Какими голосом лиса обычно говорит с другими героями сказки и почему? – (дети: ласковым, нежным, мягким; прикидывается доброй, хорошей, честной – когда надо обмануть и грубым – когда дело уже сделано).

А какая лисичка в сказке «Снегурушка и лиса»? – (ответы детей: добрая, внимательная)

Как в сказке отнеслись старик со старухой к лисе? Какими словами называли? – (ответы детей: приветливо, гостеприимно; наша милая, дорогая)

Почему? – (ответы детей: она им оказала услугу, принесла внучку домой).

Да, лиса — одна из самых популярных героинь детских сказок. Причем, у сказочной лисы часто бывают такие же черты, как и у настоящей: лиса красива и в жизни, и в сказках. В жизни отличается крайней осторожностью и удивительной способностью перепрятываться и сбивать со следа погоню. Именно поэтому и в сказках лисица хитрая и ловкая. И о хитром человеке обычно говорят: «Хитер, как лиса». Наблюдая за охотой настоящей лисы, можно заметить, как она разыгрывает целые спектакли: притворяется, что не видит добычу, подкрадывается к ней незаметно. Поэтому и в сказках она – настоящая актриса.

В сказках она самая хитрая: всех может провести, любого обмануть. А на самом деле лиса ничуть не хитрее многих других зверей. Если бы не ее зоркие глаза, острый слух, а главное, удивительное чутье – никакая хитрость не спасла бы лису от волков и охотничьих собак.

Чтобы лягушку поймать, лисе особой хитрости не требуется. И свою главную добычу – мышек – полевок она без всяких уловок находит, ей нос и уши помогают. Мышка пискнет под снегом – лиса тут как тут: мигом разроет снег, почует норку и ее раскопает.

Хитрой ее, наверное, назвали за другие проделки. Уж очень ловко она забирается в курятники. То бесшумно устроит подкоп, то лаз в соломенной крыше сделает. Придет утром хозяйка – пеструшки как не бывало. Но частенько хозяйки ругали рыжую воровку напрасно. Им бы на следы посмотреть! И следы – то вовсе не лисьи. Тут другой зверь похозяйничал – гибкий и проворный хорек, тоже большой любитель курятинки. А подумали на лису: дескать, и как она пролезла в такую щель? Вот хитрющая.

Но, вообще, в литературе ее изображают по – разному: она может быть и коварной, лживой, и умным советчиком. Может быть потому, что хитрость понимается одними как что – то не хорошее, другими как проявление ума.

О ком мы с вами сегодня говорили? – (ответы детей).

Какая шерстка у лисы? – (дети: мягкая, пушистая, рыжая).

Какая мордочка? – (дети: острая, узкая, вытянутая).

Какой хвост? – (длинный, мягкий, пушистый, красивый, рыжий с белым кончиком).

Какой характер у лисы в сказках? – (хитрая, лживая, изворотливая, изобретательная).

Лиса к каким животным относится: к диким или домашним? Почему? – (лиса – дикое животное, она живет самостоятельно, сама добывает еду, строит жилье, воспитывает потомство).

Каких еще диких животных вы знаете? – (ответы детей).

Чем обычно занимается лиса? – (дети: охотится, прыгает, бегает, играет, отдыхает, наблюдает, присматривается, принюхивается, прислушивается, строит и благоустраивает жилище, растит и воспитывает потомство, роет норы).

Как называется охота на мышей – полевок? – (дети: мышкование).

А в реальной жизни лиса — хитрая? – (дети: она осторожна, изобретательна на охоте, хитрит, когда уходит от преследователей или охотится).

Кого лиса боится, с кем враждует? – (волков и других хищных зверей, которые крупнее и сильнее ее, охотников).

Воспитатель: Молодцы. Вы все сегодня хорошо потрудились. (Воспитатель отмечает и хвалит особо активных детей). Занятие закончено, можно пойти отдохнуть.

Источник

Текст №9 Лисья школа

В самой чаще леса поселилась лиса. У нее было пятеро лисят. Они жали в темной норе. Дети были слепые и без зубов. Мать кормила их своим молоком.

Открылись у малышей глаза. Мать стала выгонять их из норы. Бегают шалуны, играют. Катаются братья и сестры по траве. А мать сторожит их. Услышит шорох, гонит детей в нору.

Подросли лисята. Мать учит их ловить добычу. Пустит живую мышку между лисятами, а они ловят. Учительница строго следит за учениками. Чуть зевака упустит мышку, лиса цап его зубами.

Потом мать научила лисят ловить бабочек, жучков. Маленькие охотники смело бросаются на все, что движется. Теперь они и сами ищут пищу. Помогла им лисья школа.

Пришла зима. Звери стали большие. Шерсть у них рыжая, пушистая. Теперь они учатся лисьим хитростям. Умеют лисята слышать охотника. Молодые животные учатся пугать след и убегать от собак.

Скоро лисята станут взрослыми лисами. Разбегутся они от матери в разные стороны. Станут сами ходить на охоту. По следу найдут лисы зайчика. Будет хищникам в добычу и мышка, и птичка.

(144 слова. По А. Бостром)

Текст №10 Жалейкин

Жалейкин — мальчуган добрый. Когда видит рядом зло, очень страдает. И хочется ему вмешаться, все исправить и сделать доброе дело.

Прибежал однажды Жалейкин на пруд и ахнул: туристы на берегу свой костер не залили, бумажки и тряпки не собрали, банки и склянки не закопали.

— Вот неряхи! — вскричал Жалейкии— Как им не жалко портить такой бережок! Придется навести порядок. Соберу весь мусор и брошу в пруд.

Снова стал бережок чистеньким и красивым. И пруд красивый: мусора на дне никому не видно.

Но прибежали на пруд купальщики и порезали о склянки ноги. Рыболовы порвали об острые склянки лески и поломали о банки крючки.

А рыбы в пруду от грязного хлама и ржавчины стали болеть и задыхаться.

Хотел Жалейкан как лучше, а вышло — хуже. Столько сразу стало вокруг недовольных!

Всякое дело с умом делать надо, но уж если одно делаешь, то другое не порть!

Источник

Читайте также:  Морфологический разбор глагола постоянными и непостоянными