Меню

Текст с безударными личными окончаниями глаголов 4 класс



Урок русского языка в 4-м классе «Правописание безударных окончаний глаголов»

Цель урока: закрепить навык правильного написания безударных личных окончаний глаголов.

Задачи:

  • Формировать грамматическое умение и осознанный способ решения орфографической задачи при написании безударных личных окончаний глагола.
  • Формировать у школьников навыки разбора глагола по составу.
  • Развивать орфографическую зоркость и самоконтроль учащихся.
  • Воспитывать коммуникативные навыки.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Оборудование:

  • доска Smart boord
  • компьютер учителя,
  • , ,
  • раздаточный материал: ,

УМК: Полякова А. В. «Русский язык».

Основные понятия: глаголы I и II спряжения, неопределённая форма глагола, личные окончания глагола, основа глагола.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Предполагаемый результат (с учётом требований стандарта): учащиеся умеют правильно писать безударные личные окончания глагола, умеют разбирать глаголы по составу.

Время урока – 40 минут.

План урока:

I. Организационный момент – 1 минута.

II. Минутка чистописания – 3 минуты.

III. Основная часть

  1. Сообщение темы урока, повторение знаний о глаголе 3 минуты.
  2. Образование глаголов и разбор их по составу – 5 минут.
  3. Физминутка для глаз – 1 минута.
  4. Составление алгоритма написания безударных окончаний глагола.

(Работа в парах и на интерактивной доске , – 5 минут).

  1. Орфографический диктант – 5 минут.
  2. Физминутка – 1 минута.
  3. Найти «лишние» глаголы (исключения). – 3 минуты.
  4. Работа с текстом «Маленький садовник» , – 5 минут.
  5. Синтаксический разбор предложения – 2 минуты.

IV. Итог урока, оценивание работы учащихся, домашнее задание – 3 минуты.

V. Рефлексия – 3 минуты.

I. Организационный момент

Записать в тетради число, «Классная работа».

II. Минутка чистописания

– Списать буквы в тетрадь: т г с л х а ц г о п л
– Зачеркнуть буквы, которые обозначают глухие согласные звуки.
– Какое слово получилось? (Глагол)

III. Основная часть

1. Сообщение темы урока, повторение знаний о глаголе

– Сегодня на уроке мы повторим всё, что знаем о глаголе.
– Кто считает, что усвоил эту тему на «5»? На «4»? На «3»?
– Сегодня на уроке вы сможете сами объективно оценить свои знания по теме «Глагол».

Приглушить интерактивную доску.

– Что такое глагол? (Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делал? что делает? что будет делать?)
– На какие группы делятся глаголы? (I и II спряжения)
– Как изменяются глаголы? (По временам, в настоящем и будущем времени по лицам и числам, а в прошедшем времени по числам и в ед. ч. по родам.)

2. Образование глаголов и разбор их по состав

– От существительного «обед» образуйте и запишете глагол н. ф.
– От существительного «победа» образуйте и запишете глагол п. в. ед. ч. м. р.
– От существительного «беседа» образуйте и запишете глагол 2 лица ед. ч. (Обедать, победил, беседуешь)
– Разберите глаголы по составу.
– Кто хочет, чтобы его работу проверили одноклассники? (Проверка 2 работ.)

Учитель открывает программу алгоритм Smart.

3. Физминутка для глаз

В нашем классе любят шутки,
Посмеёмся полминутки.
Ты налево посмотри и соседу подмигни,
Ты направо посмотри и соседке подмигни.
Досчитай до десяти, ровно столько раз моргни.
Посмотри на потолок, а потом на свой носок.
Закрываем все глаза,
Отдохнуть ведь им пора.
Помечтали, позевали
И опять работать стали.

4. Составление алгоритма написания безударных окончаний глагола

– Давайте вспомним, что нужно делать, чтобы не ошибиться в написании безударных окончаний глаголов, для этого составим алгоритм.
– Работаем в парах. Подумайте и запишите, в каком порядке нужно производить действия.
– Работа в парах. Два учащихся на интерактивной доске.

– У кого действия расставлены в том же порядке?
– У кого – в другом? Обоснуйте свой выбор.

5. Орфографический диктант

– Потренируемся применять алгоритм на практике при помощи орфографического диктанта.
– Я буду диктовать глаголы, а вы записывайте только безударную гласную, которую нужно написать в окончании глагола.
– Внимание, начинаем: помогает, думает, оставишь, смотришь, вызываешь. (е е и и е)

6. Физминутка

(Учащиеся хором повторяют глаголы – исключения, сопровождая действиями).

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть
И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.
Ты запомни без сомнения –
Это глаголы второго спряжения.

7. Найдите и назовите в каждом прямоугольнике «лишний» глагол

Читайте также:  Пройти тест по русскому языку по теме глагол

Учащиеся называют глагол-исключение, определяя спряжение.
Учитель постепенно открывает обратную сторону слайда.
Появляется иллюстрация к рассказу «Маленький садовник» (рисунок ученицы).

8. Работа с текстом «Маленький садовник

– Прочитайте текст, придумайте к нему название.

«В одном уютном городке живёт маленький садовник. Выращивает он дивный сад, в котором благоухают удивительные цветы, дарят прохладу волшебные деревья и радуют глаз зелёные газоны. Малыш старательно полива_т и рыхлит клумбы. Садовник мечта_т, что однажды распуст_тся в его саду волшебный цветок, который исцелит всех больных и обраду_т печальных». [1]

– Спишите 2-й абзац, вставьте пропущенные орфограммы. – Один учащийся выполняет работу на компьютере. Проверка.

9. Синтаксический разбор первого предложения.

Один учащийся на интерактивной доске, остальные в тетради.

IV. Итог урока

– Что мы повторяли на уроке?

Оценивание работы учащихся

– Кто сегодня на уроке все задания выполнил безошибочно? Поставьте в тетрадь карандашом оценку «5». – Кто допустил 1-2 ошибки – поставьте «4». – Кто допустил 3 ошибки и более – поставьте «3».

Домашнее задание: мини-сочинение «О чём я мечтаю» или упр. №173.

V. Рефлексия

– Нарисуйте смайлик, который бы показывал ваше настроение и свой условный знак:

!! – на уроке было всё понятно,
!? – что-то понятно, что-то – нет,
?? – всё трудно и непонятно.

Показ нескольких работ.

Литература: Рик Т. Г. «Здравствуй, дядюшка Глагол!» М.1995

Источник

Текст с безударными личными окончаниями глаголов 4 класс

ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

4 КЛАСС

ТЕМА: «ГЛАГОЛ. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛА»

Представленные здесь диктанты проводятся с учащимися 4 классов средних общеобразовательных учреждений. Целью написания диктантов является проверка степени усвоения учениками 4 класса изученной темы. Уровень сложности диктантов и других заданий соответствует уровню подготовки учащихся 4 классов начальной школы.

Распределительные диктанты

1. Распределить глаголы в группы по временным формам (наст. вр., прош. вр., буд. вр.), объяснить написание изученных орфограмм.

Катался, трудится, появятся, наградят, спросят, бросил, чувствует, служил, записывает, сеял, увидят, клеил, сверкнула, встанет, смеялись, варит.

2. Распределить глаголы в неопределенной форме в две группы по вопросам что делать? и что сделать?

Пожелать, работать, желать, сохранить, светить, крикнуть, кричать, увянуть, сжечь, идти, встретить, встречать, греться, просыпаться, шептаться, встретиться, поддержать, защищать, бросить, бросать, осветить.

3. Распределить глаголы по спряжениям (1-е спр. и 2-е спр.).

1) Радовать, смотреть, сеять, жарить, гнать, ужинать, плакать, погасить, терпеть, косить, услышать, уважать, краснеть, обидеть, сохнуть, объявить.

2) Думаешь, веешь, удержишь, свяжешь, будешь, дышишь, увидишь, напишешь, жалеешь, зависишь, входишь, машешь, дружишь, платишь, поможешь, подаришь, не любишь.

Выборочные диктанты

Выписать глаголы, объяснить правописание изученных орфограмм в глаголах.

1) Смотрит: коршун в небе тонет и не птичьим криком стонет. 2) На утренней заре пастух не гонит уж коров из хлева. 3) Март настанет, грачи к нам с юга прилетят, растает снег, теплом потянет, и новый примет все наряд. 4) Мальчик дремлет на ковре. 5) Ты куда спешишь, дорога, ты куда свой держишь путь? 6) Там котик усатый по садику бродит, а козлик рогатый за котиком ходит. 7) Заметает пурга белый путь, хочет в мягких снегах потонуть. 8) Днем над озером носятся с писком стрижи и ласточки, ловят мошкару, пьют воду.

Первый рак

Гремел гром, и шел дождь, и сквозь дождь лучило солнце, и раскидывалась широкая радуга от края до края. В это время распускалась черемуха, и кусты дикой смородины над самой водой позеленели. Тогда из какой-то рачьей печуры высунул голову и шевельнул усом своим первый рак.

Загадки

1) Тронешь пальцем — гладко, а откусишь — сладко. (Яблоко.) 2) Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет — пять плугов тащит. (Трактор.) 3) Есть глаза — не видят, есть уши — не слышат, есть рот — не говорит, есть нос — не нюхает. (Портрет.) 4) Сидит — зеленеет, лежит — пожелтеет, падает — почернеет. (Лист с дерева.) 5) Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока.)

Читайте также:  Будущее время глагола to be в вопросительной форме

Змея, которая стоит

Кобра не укусит исподтишка. Если идешь и не видишь ее, она сама о себе предупредит: вскинет черную голову над землей — «встанет на хвост», как говорят змееловы. Засверкает круглыми птичьими глазками, развернет чешуйчатый капюшон, зашипит и зафыркает, как сердитая кошка. Видишь, — я здесь! Лучше уходи! За такое своевременное предупреждение ловцы змей называют кобру благородной змеёй.

Зрительные диктанты

Ах, как хорошо на вольном воздухе, под ясным небом, где трепетали жаворонки, откуда сыпался серебряный бисер их звонких голосов!

Входишь в лес и гладишь ладонью деревья, будто старых друзей похлопываешь по спине. Стволы теплые, как тело живое: чуть покачиваются, будто дышат.

Весеннее солнышко так ласково светит. Везде бегут весенние ручейки. Почки на березах уже совсем набухли и покраснели: вот-вот раскроются и выпустят каждая по зеленому листочку, такому мягкому, светленькому, душистому и точно покрытому лаком.

Весной дождик шальной. Захочет — все смочит, в шутку поплачет, слезами обманет, всех подурачит и перестанет. Только с березы по коре седой крупные слезы бегут гурьбой.

Думал, случайный ветерок шевельнул старым листом, а это вылетела первая бабочка. Думал, в глазах это порябило, а это показался первый цветок.

Радуги сверкают над дымной, сырой далью. Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.

Утро наступало торжественное, величественное и неповторимое в своей могучей красоте. Солнце растолкало облака, рассыпало их по куполу, как добрый пастух отару овец. Вскоре облака стали прозрачными и рассеялись поодиночке по всему небу.

Предупредительные (объяснительные) диктанты

Семь погод на день

В тундре летом семь погод на день. Сеет, веет, дует, студит, мочит, греет, сушит. Приползет туча, и накроет тундру холодная тень. Вторая туча дождиком смочит. Третья иссечет ледяной крупой или снегом присыплет. То нахлынет с моря туман, то ветер туман разгонит. И снова чистые дали и яркое солнце.

Весна

Весна началась во всей красе. Жизнь заиграла повсюду. Уже голубели перелески. По свежему изумруду первой зелени желтел одуванчик. Рои мошек показались на болотах. За ними вдогон бегал уже водяной жук. Всякая птица в сухие тростники собралась отовсюду. Проснулись леса и луга.

Слоны

В Индии на слонах ездят по улицам. Слоны слушают даже маленького мальчика. Ребята с хворостинкой гонят их на речку купаться. Слоны работают в саду. Они валят деревья, перетаскивают бревна и осторожно складывают в кучу. Домашние слоны помогают ловить диких слонов в джунглях. Слон мудрый. Он не причиняет зла людям.

Весна в лесу

Что увидел и услышал охотник в весеннем лесу? На краю болота токует глухарь. В молодом осиннике пасутся лоси. Бежит с добычей старый волк. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки. Скоро зацветет на опушках черемуха, защелкают над ручьями голосистые соловьи. Прилетят, закукуют длиннохвостые кукушки.

Творческие диктанты

Заменить в предложениях глаголы прошедшего времени глаголами 2-го лица единственного числа будущего времени.

Березовая роща

Березовая роща весной звенит от птичьих песен. Походил по березовому солнечному лесу, потрогал белые стволы и клейкие листочки, посмотрел, как ветер сдувает желтую пыльцу с сережек, послушал, как поет скворец, — и станет тебе легко и радостно.

Незабудки

Мы и ростом невелички, и цветы у нас капельные, и запаха приятного нет. А ты нас все равно не забыл. Увидел голубое небо весной — нас вспомнил. Встретил голубое чистое озерцо — нас вспомнил. Глаза увидел голубые — опять нас вспомнил. Мы ведь — незабудки.

Свободные диктанты

Весенняя песня

Однажды Вова с Петей принесли дяде Матвею в поле обед. Шла весна. Земля покрылась молодой травой. В низинах зацвели первые цветы. В небе заливался жаворонок.

После обеда тракторист посадил ребят в кабину, и трактор тронулся по полю. А жаворонок все пел свою весеннюю песню.

Вдруг пение оборвалось. Крылатый певец заметался по пашне. Над ним кружил ястреб.

Но тут произошло небывалое. Жаворонок влетел в окно кабины. Дядя Матвей осторожно взял птичку в руки. Она была ранена.

Читайте также:  5 класс русский язык тест правописание глаголов

Мальчики вылечили жаворонка и выпустили на волю. Снова над полями зазвенела весенняя песня.

Слова для справок: н е бывал ое , о ст о рожно, ран е на, снов а .

Крот

Вспучилась вдруг земля, и высунулся из нее крот. Нос — бурав, лапы — лопаты, зубы — ножи.

Не любит крот ясного солнца и свежего ветра. Всю жизнь живет в темном и сыром подземелье. Землю копает, туннели строит, червяков ловит. Даже за сухой травой для гнезда не вылезает, а втягивает ее за корни прямо из-под земли.

И все-таки хочется ему на белый свет взглянуть. Высунется и рот разинет от удивления!

Слова для справок: выс у н у лся, даж е , из-под, все-таки, ту нн ель.

Проверочные диктанты

Вот она — весна!

Мартовское небо голубое и чистое. Такое небо бывает только весной. Солнце светит и греет. Через стекло чувствуешь весеннее тепло. На солнечной стороне тает. На крыше висит длинная сосулька. С ее конца падают капельки. Воробьи чирикают и выглядят нарядными. На ветку березки взлетела ворона. Она вытягивает шею и хрипло кричит. Молодая галка ищет место для гнезда. На дальней изгороди сороки головами вертят, хвостами качают и трещат. Вот слышишь нежную песенку овсянки. Ее песенка позванивает как маленький колокольчик. (80 слов)

Весенний расцвет деревьев

Почки раскрываются, шоколадные, с зелеными клювиками. На каждом клювике висит большая прозрачная капля. Почки на черемухе сегодня превратились в зеленые копья. Ореховые сережки начали пылить, и под каждой порхающей в орешнике птичкой взлетел дымок. На молодых березках везде видишь ярко-зеленые листики величиною с дождевую каплю. Зеленеют почки на липе. Возьмешь одну почку, разотрешь ее между пальцами, потом долго будут пахнуть руки березой, тополем, черемухой. Осина стоит с набухшими почками. Скоро полетит осиновый пух, зазеленеют золотые березовые сережки. Красные молодые шишки появятся у елочек. Интересно наблюдать весенний расцвет деревьев наших лесов. (93 слова)

Адреса ягод

Кто подскажет тебе летом адреса ягод? Адрес земляники спросишь у лесных пней. Пошаришь между пнями в траве и найдешь похожую на алую капельку продолговатую душистую ягодку. Адрес черники узнаешь у лохматых и хмурых елей. Черника — ягода сырого елового бора. Брусничный адрес найдешь в сосновом бору. Земля в брусничном бору будет посуше, чем в черничном. Малину увидишь на лесных опушках, вырубках, оврагах. Хозяином клюквы будет зеленый мох. Созреет клюква и кажется, будто кто-то рассыпал красные бусы по зеленому бархату. Лес щедро угощает нас ягодами летом. Берите в лесу только ягоды, но не вырывайте ягодные кустики. (96 слов)

Лесной оркестр

На утренних и вечерних зорях не только птицы, но и все лесные жители поют и играют. Тут услышишь и звонкие голоса, и звуки разных музыкальных инструментов.

Звонкими, чистыми голосами поют зяблики, соловьи, певчие дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Барабанят дятлы. Свистят флейтой иволги и маленькие дрозды-белобровики.

Лают лисица и белая куропатка. Кашляет косуля. Воет волк. Ухает филин. Жужжат шмели и пчелы. Урчат и квакают лягушки.

Соловей так распелся, что днем и ночью свищет и щелкает. (76 слов)

Слова для справок: дрозд-белобровик, косуля.

Майская гроза

Навстречу солнцу ползет темная туча. По ней красными зигзагами мелькает молния. Слышатся далекие раскаты грома. Теплый ветер гуляет по траве, гнет деревья, поднимает пыль. Сейчас брызнет майский дождь и начнется гроза. А тучи уже заволокли солнце. Темнеет. Первые крупные и тяжелые брызги ложатся на землю. Ветер утихает. Шумит только дождь, стучит мелкой дробью по сухой дороге. Сверкает молния. Раздается раскатистый удар. Вот гром утихает, и раскаты его слышатся издалека. Солнце показывается из-за облаков, заливает лес и поле греющим светом. Грозная туча ушла и унесла с собой грозу. В теплом воздухе пахнет черемухой, медовой кашкой, ландышами. (97 слов)

Слова для справок: з и гзагами, зав о л о кли, из-за, л о жатся.

Источник