Меню

Текст с глаголами прошедшего настоящего будущего времени



План-конспект урока русского языка в 4-м классе по теме «Настоящее, прошедшее и будущее время глагола» (урок-путешествие)
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

Цель урока:создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола; развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость; воспитывать положительную мотивацию изучения предмета, воспитывать культуру речи, товарищество.

Скачать:

Вложение Размер
plan-konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_4-m_klasse_po_teme_nastoyashchee_proshedshee_i_budushchee_vremya_glagola_urok-puteshestvie.doc 49.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока русского языка в 4-м классе по теме «Настоящее, прошедшее и будущее время глагола» (урок-путешествие)

Цель урока: создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола; развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость; воспитывать положительную мотивацию изучения предмета, воспитывать культуру речи, товарищество.

Здравствуйте, ребята. Здравствуйте уважаемые гости. Прозвенел звонок, начинаем урок.

Проверьте, вы готовы к уроку? Садитесь.

Если путь твой к познанию мира ведет,

Как бы ни был он долог и труден – вперед!

Ребята, посмотрите на доску. У нас в гостях Солнышко. А какое настроение у нашего гостя? ….. Вот и мне хочется, чтобы у вас было хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне и присутствующим у нас на уроке гостям.

Итак, ребята, настроимся на работу. Обратите внимание на свою осанку. Выпрямите спинки, сядьте ровно.

Наш урок пройдёт в форме игры — исследования. Вы поделены на три команды. За задания, которые выбудете выполнять в команде, вы будете получать солнышко.

Давайте откроем тетради и запишем число,

2. Словарная работа.

Ребята, а солнышко пришло к нам не с пустыми руками.

ш..к..лад, ш..рох, ч..рный, могуч(?), дремуч(?), луч(?), молодёж(?).

Какое задание предлагает выполнить Солнышко? Как вы думаете?

(Вставить пропущенные буквы, если нужно, объяснить их написание) Каждая команда должна объяснить правописание четырёх слов. При проверке учитель задаёт вопрос:- Что у вас? –А что у вас?

— Запишите эти слова в тетрадь.

1)- Попробуйте догадаться, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.

— Поможет вам в этом стихотворение.

Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду – все в действие придет.
Летит ракета,
Люди строят зданья,
Цветут сады,
И хлеб в полях растёт.

)Определите часть речи слов-близнецов. Каждой команде на карточке выдается по 2 предложения.

На то и печь, чтобы в ней хлеб печь. (сущ.-глагол)-предложение для пояснения.

Иди домой, но сначала коридор домой. (сущ.-глагол)

Снежное покрывало все в поле покрывало. (сущ.-глагол)

В углу раздался детский плач.
И кто-то вдруг сказал: «Не плачь!» (сущ.-глагол)

Стоя на нашем берегу, покой границы берегу. (сущ.-глагол)

задание найти слова учёных о глаголе.

Языковедами глагол выделяется как самая сложная и ёмкая самостоятельная часть речи. По подсчетам ученых глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи.

Игра на внимание. (Если я называю существительное, вы хлопаете в ладоши, если прилагательное должны присесть, если глагол, то должны ходить шагом).
Лопата, кричать, синий, топать, мебель, бежать, точилка, волшебный, тетрадь, писать, цветок, читать.

3.Актуализация знаний. (солнышки)
— А сейчас проведем аукцион знаний о глаголе.
1)Что такое глагол?(открывается буква)
2)Что обозначает глагол?
3)На какие вопросы отвечает глагол?
4)Чем в предложении является глагол?
5)Как изменяется глагол?
6)Что такое неопределенная форма глагола? На какие вопросы отвечает неопределенная форма глагола?

4.Постановка учебной задачи.
1)-Как вы думаете, вы все узнали о глаголе? А хотите узнать?

Тогда я предлагаю отправится в необычное путешествие, в путешествие на машине времени! А поможет нам в путешествии воображение! Оно, воображение, поможет перенести нас из одного промежутка времени в другое. А что вы знаете о времени? Что это такое? Как вы понимаете? (Часы, дни, сутки, года)

В толковом словаре Владимира Ивановича Даля это слово объясняется так: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками»

2)Фонетический разбор:
Произведём фонетический разбор слова время.
Фонетический разбор слова время. Вре-мя-2 слога
В-[в]-согл., тверд., зв.,парн.
Р-[р]- согл., мяг., зв., непарн.
Е-[э]-гл., ударн.
М-[м]-согл., мягк., зв., непарн.
Я-[а]-гл., безуд.
5б. 5 зв.

5.Новая тема:
-Как вы понимаете, дальше у нас пойдет разговор не о простом времени, а о времени глаголов.

Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, потянитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.

-Тема нашего урока- Изменение глаголов по временам. Постараемся разобраться. Проведем исследовательскую работу.

2)Работа с пословицами .

Посмотрите на доску. Как вы думаете, что написано на доске? (Пословицы).

Составьте пословицы из левой и правой части. Каждой команде по две пословицы.

Труд кормит поговорим ладком

Смелый находит тот много знает

Сядем рядком лень портит

Терпенье и труд робкий теряет

Кто много видел и слышал всё перетрут

Добрая слава лежит, а плохая бежит.

Саша – настоящее (найди в учебнике правило , прочитай, запомни) ,

Витя – будущее(найди в учебнике правило , прочитай,запомни),

Артем – прошедшее(найди в учебнике правило , прочитай, запомни)

Найдите в них глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени. Запишите их в три столбика (задание выполняется на доске).

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром

  1. Какое из данных слов является глаголом? а) пробежка; б) пробегать; в) бег; г) беговой
  2. С какими глаголами частица не пишется слитно? а)(не)пишет; б) (не)доумевать; в) (не) боится; г) (не) взлюбить
  3. Укажи глаголы 1 спряжения. а)стро__ть ;б) слуш___ть; в) обид__ть; г) шаг__ть
  4. В каком ответе перечислены окончания только 2 спряжения. а) –ит, -ем, — ют б) –им, -ут, -ют в) -ат, -ешь, -ет г) –ите, -ишь, — ят

Самопроверка: 1- б), 2- б), г) 3 — б), г) 4 – г). Самооценка

  1. Домашнее задание. Стр. 117, упр. 4
  2. Итог урока.
  • Привлёк меня тем, что……..
  • Показался интересным…..
  • Заставил задуматься……
  • Навёл меня на размышления……

Рассказ «Птицы». Напишите несколько предложений о своей любимой птице, используя глаголы настоящего, прошедшего, будущего времени.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по программе «Школа России» в 4 классе.

План-конспект открытого урока русского языка содержит весь материал занятия. Здесь и занимательный, познавательный материал по теме урока. Есть работа детей в парах, группах.

План-конспект урока английского языка к учебнику «Spotlight» для 2-го классаТема: «Family».

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».

Цель урока: Закрепить умение подбирать проверочное слово для доказательства правильного написания слов с безударной гласной в корне.

Тип урока: открытие новых знанийв соответствии с фгос.

План-конспект урока русского языка (3 класс)Тема: Изменение по родам глаголов прошедшего времениЦель: создание условий для закрепления полученных знаний об изменении глаголов по родам в прошедшем врем.

Источник

Времена глаголов

Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам, то есть глагол может указывать на время, в которое происходит названное им действие. В русском языке существует три времени глаголов:

  • прошедшее время,
  • настоящее время,
  • будущее время.

Время, в форме которого может стоять глагол, связано с видом глагола. Глаголы несовершенного вида могут иметь форму всех трёх времён:

Прошедшее: спал, гулял.

Настоящее: спит, гуляет.

Будущее: будет спать, будет гулять.

Глаголы совершенного вида могут иметь форму только двух времён:

Прошедшее: заснул, погулял.

Будущее: заснёт, погуляет.

Глаголы условного и повелительного наклонения по временам не изменяются.

Прошедшее время

Глаголы прошедшего времени указывают, что действие уже произошло, то есть совершалось в прошлом, до разговора о нём. Они отвечают на вопросы что делал? что делали? или что сделал? что сделали? Например:

Вчера весь день (что делал?) читал.

Дети летом (что делали?) загорали.

Телефон вчера (что сделал?) выключился.

Птицы осенью (что сделали?) улетели.

Глаголы несовершенного вида в прошедшем времени указывают, что действие происходило в прошлом, без указания, было ли оно доведено до конца. Глаголы совершенного вида в прошедшем времени указывают, что действие было доведено до конца или совершилось один раз. Сравните:

В глаголах прошедшего времени после шипящих под ударением произносится звук о, а пишется буква ё, например:

Слово бывало совместно с глаголами, стоящими в разных временах, позволяет обозначать действия, которые происходили в далёком прошлом и неоднократно повторялись, например:

Раньше бывало и печку топили.

Зимой бывало придёт медведь к избе и угощение просит.

Пойдёшь бывало к озеру, а тут и дождь начинается.

Окончания глаголов прошедшего времени

Прошедшее время глагола образуется от неопределённой формы глагола. У инфинитива отбрасывается -ть и прибавляется суффикс — так образуется глагол прошедшего времени мужского рода:

Для образования глагола женского рода после суффикса -л- добавляется окончание :

Для образования глагола среднего рода после суффикса -л- добавляется окончание :

Для образования глагола во множественном числе после суффикса -л- добавляется окончание :

Инфинитив Род Множ. число
мужской женский средний
— -ть
свети ть
+
свети л
+ -ла
свети ла
+ -ло
свети ло
+ -ли
свети ли

Обратите внимание, что перед суффиксом пишутся те же гласные, что и в неопределённой форме перед суффиксом -ть, например:

У некоторых глаголов в прошедшем времени в мужском роде суффикса не бывает, например:

спас, запер, нёс, тряс.

Род и число глаголов прошедшего времени

Глаголы прошедшего времени изменяются по числам. Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются ещё и по родам.

Единственное число Множественное число
Мужской род читал читал и
Женский род читал а
Средний род читал о

Род глагола можно определить по его окончанию:

  • Мужской род: что делал? – нулевое окончание (спал).
  • Женский род: что делала? – окончание (спал а).
  • Средний род: что делало? – окончание (спал о).

Многие глаголы прошедшего времени имеют ударение на основе, кроме глаголов женского рода, в которых ударение переходит на окончание , например:

Обратите внимание, что глаголы в прошедшем времени не изменяются по лицам:

я гулял, ты гулял, он гулял;

мы гуляли, вы гуляли, они гуляли.

Настоящее время

Глаголы настоящего времени указывают, что действие совершается сейчас, то есть в данный момент, когда о нём говорят. Они отвечают на вопросы что делает? что делают? Например:

Он сейчас (что делает?) читает.

Дети (что делают?) загорают на пляже.

Глаголы в форме настоящего времени могут обозначать постоянно происходящие действия или долго длящиеся (длительные), не связанные с временем их обсуждения, например:

Люди спят по ночам.

Телефон работает третий год.

Форму настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида.

Будущее время

Глаголы будущего времени указывают, что действие еще не произошло, то есть оно совершится в будущем, после разговора о нём. Они отвечают на вопросы что будет делать? что будут делать? или что сделает? что сделают? Например:

Завтра он (что будет делать?) будет читать.

Дети летом (что будут делать?) будут загорать.

Программа (что сделает?) обновится.

Птицы осенью (что сделают?) улетят.

Будущее время может быть простое и сложное:

1) Будущее простое время имеют глаголы совершенного вида, например:

Я нарисую портрет.

Будущее простое время обозначает, что действие будет закончено или будет иметь результат.

2) Будущее сложное время имеют глаголы несовершенного вида. Форма будущего сложного времени состоит из двух слов: глагола быть, стоящего в будущем простом времени, и инфинитива. Например:

Я буду рисовать портрет.

Будущее сложное время обозначает, что данное действие будет происходить или будет повторяться.

Источник

Читайте также:  Глагол совершенного вида сколько н