Меню

Текст с именами прилагательными в единственном числе



Обобщение знаний о склонении прилагательных в единственном числе

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания об имени прилагательном, применить эти знания в творческой работе.

1. Формировать познавательную мотивацию через организацию межпредметных связей и задания творческого характера.
2. Формировать навык работы с прилагательными.
3. Развивать логическое мышление.
4. Обогащать и развивать словарный запас учащихся при составлении предложений, подборе существительных к прилагательным.
5. Приобщать учащихся к классической музыке.
6. Через систему художественных образов и описаний подчеркнуть необходимость бережного и любовного отношения к языку.

1. Организационный момент.
2. Повторение по теме.
3. Чистописание.
4. Применение знаний в стандартной ситуации:

а) поставить слова в словосочетании в нужный падеж;
б) согласование существительного с прилагательным при изменении числа имени существительного;
в) физминутка;

5. Применение знаний в нестандартной ситуации – творческой работе.
6. Обобщение материала.
7. Домашнее задание.
8. Итог урока.

1. Организационный момент.

Ребята, урок я хотела бы начать со слов известного писателя о русском языке.

(Вывешиваю на доску).

“Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения”.

Как вы понимаете слова этого автора? (ответы детей)

А сейчас я познакомлю вас с другим высказыванием этого же писателя о языке.

“Невозможно, конечно, передать музыку словами, как бы ни был богат наш язык…”

Но это же несоответствие. Так можно ли передать музыку словами? Ребята, послушайте музыку. Попробуйте охарактеризовать её.

(Включаю Э.Грига “Песня Сольвейг”)

Учащиеся подбирают слова, характеризующие эту музыку.

— Ребята, слова какой части речи вы использовали? (Прилагательные)
— Какую роль в нашей речи играют прилагательные? (Они делают речь богаче)

— Сегодня тема нашего урока: “Обобщение знаний о склонении прилагательных в единственном числе”.

— Сформулируйте цели урока:

  1. Обобщим знания по изученной теме.
  2. Будем сравнивать склонение разных групп прилагательных.
  3. Будем слушать музыку.
  4. Попытаемся обобщить наши знания в творческой работе и ответить на вопрос: “Можно ли передать музыку словами?”

2. Повторение материала по теме.

Работа с веерами. Учащиеся показывают цифру правильного ответа. Опрос в виде теста.

1.

1. Имена прилагательные относятся к одному из родов.
2. Имена прилагательные изменяются по родам.

2.

1. В единственном числе прилагательные изменяются по родам и падежам.
2. В единственном числе прилагательные изменяются только по падежам.

3.

1. Падеж прилагательном определяется по падежу существительного, к которому относится прилагательное.
2. Падеж имени прилагательного определяется по вопросу.

4.

1. Прилагательные ж.р. и ср.р. склоняются одинаково.
2. Прилагательные ср.р. и м.р. склоняются одинаково.

5.

1. В И., Р., В., П.п. прилагательные ж.р. имеют одинаковые окончания.
2. В Р., Д., Т., П.п. прилагательные ж.р. имеют одинаковые окончания.

— Что ещё мы знаем о прилагательных? (Ответы детей)

— Ребята, вы поняли закономерность?
— Что здесь написано? (окончания прилагательных м.р.)
— Что напишем вместо пропуска? (Ответы детей).

4. Применение знаний в стандартной ситуации.

На доске написаны словосочетания:

Грибной воздух (Р.п.), осенний наряд (Т.п.), последний звук (Д.п.), пастуший рожок (П.п.), маленькая струна (В.п.).

— Прочитайте словосочетания.
— Вспомните, из какого произведения эти слова? (Эти словосочетания из произведения К.Г.Паустовского “Корзина с еловыми шишками”)
— Вспомните, что описывают эти словосочетания? (Как Дагни слушала музыку)
— Что она представляла? Получается всё-таки можно передать музыку словами? (Дети отвечают, но чётко ответить на поставленный вопрос затрудняются)
— Какие орфограммы встретились в словосочетаниях? (Называют орфограммы, объясняют написание буквы)

Задание: надо поставить слова словосочетания в нужный падеж. (Один ученик выполняет задание с обратной стороны доски).

После выполнения задания – самопроверка.

— Составьте предложение со словосочетанием последний звук.

Прозвенел последний звук прекрасной мелодии.

(Синтаксический разбор предложения).

— Ребята, давайте повторим, какие окончания имеют прилагательные в женском роде, мужском роде и среднем роде.
— А теперь следующее задание. Перед вами на партах тексты. Прочитайте.

(Тексты напечатаны на карточках)

В русских сказках и былинах народные песни и пляски обычно сопровождаются игрой на гуслях. Этот старинный инструмент очень любили на Руси, особенно в её северных областях.

Звончатым гуслям нередко противопоставляют звучание целого оркестра. Своими могучими переливами гусли создают яркие музыкальные картины. В звучании многострунных гуслей можно услышать то хрустальные звоны лесных родников, то грозовые бурные раскаты моря, то нежные голоса волшебных птиц.

Читайте также:  Причастие имеет общие признаки с прилагательным и глаголом

— Какие “музыкальные” прилагательные используются в тексте для передачи звучания гуслей? Опять-таки, слов красивых очень много: так можно ли передать музыку словами?
(Ответы детей).

Задание: надо выписать словосочетания из текста прил. + сущ., изменив число существительного, а, значит и … (прил.)

Определите падеж прил.
Напомните, как определяется падеж прил.? (По падежу сущ.)
Обратите внимание на словосочетание звончатым гуслям (существительное гусли нельзя поставить в ед. ч.).
С обратной стороны на карточке есть подсказка для выполнения этого задания. Если вы чувствуете, что не справляетесь, обратитесь к подсказке.

Карточка. В … сказке, … песня, … инструмент, в … области, … оркестра, … переливом, … … картину, … звон, … родника, … … раскат, … голос, … птицы. (С обратной стороны карточки).

— Итак, задание выполнено. Взяли веера. Я называю словосочетание, вы показываете, какой падеж записали. (Самопроверка).

На магнитофоне включаю запись “Хороший день”. Дети выполняют упражнения следом за дежурным по классу под музыку.

5. Применение знаний в нестандартной ситуации – творческой работе.

— Мы сегодня слушали музыку, написали много прекрасных, точных, ярких прилагательных, но так и не ответили на вопрос: можно ли передать музыку словами?

— Вы готовились к уроку, разбившись на группы. Каждая группа подготовила итоговую работу. Заслушаем отчёт. (Приложение 1. Презентация). Давайте теперь попробуем сами описать музыку, подобрать прилагательные и ответить на этот вопрос.

Наполним музыкой сердца…

Ясный день, зазвучала, настроение, колокольчик, струна, как хрусталь, до глубины души, затаив дыхание, рожок.

— Прочитали опорные слова? Текст какого типа может получиться? (Повторяем типы текстов).

Вы можете использовать свои слова. Обратили внимание, что среди опорных слов практически нет прилагательных? Вам надо будет подобрать самим прилагательные.

Слушаем музыку. (Музыка Э.Грига “Утро”).

(Дети слушают музыку и под музыку начинают писать мини-сочинение. Через 7 минут заслушиваем сочинения по желанию детей. Обсуждаем их).

Так можно ли передать музыку словами? Мы с вами слушали одно и то же произведение, а сочинения получились разные: кто-то слышал звук колокольчика, кто-то рожок; один представил себе горную долину, а другой — морское побережье. Почему так? (Потому, что, слушая музыку, люди передают свои ощущения, переживания, чувства. А у каждого они – свои).

Эту же музыку слушала и Дагни Педерсен, когда ей исполнилось 18 лет и она попала на концерт. Послушайте, что же услышала она…

(Ученик пересказывает отрывок из произведения К.Г.Паустовского “Корзина с еловыми шишками”).

6. Обобщение материала.

Мы выполнили большую работу. Давайте обобщим знания о склонении прилагательных в единственном числе.

Как изменяются имена прилагательные в единственном числе?
Как определить падеж имени прилагательного?
Прилагательные какого рода склоняются одинаково?
На какие вопросы отвечают прилагательные м.р. и ср.р. в Т.п.?
Какие окончания имеют прилагательные м.р. и ср.р. в Р.п.?
В каких падежах прилагательные ж.р. имеют одинаковые окончания?
Почему в таблице записано, что прилагательные м.р. в В.п. имеют окончания -ый, -ий, -ой, -ей, а также окончания –ого, -его? От чего это зависит?

7. Домашнее задание.

Ребята, те, кто не успел дописать мини-сочинение, доделайте дома.

8. Итоги урока.

— Вот и заканчивается урок.
— Хотели бы вы повторить какие-то этапы урока?
— Где вам могут понадобиться знания, приобретённые на этом уроке?
— Я хотела бы закончить урок словами другого известного писателя:

“Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг”.

Источник

Подборка правил: имя прилагательное

В статье собрана подборка всех правил имени прилагательного + морфологический разбор.

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? (красный, огромный, умный, учительский).

Постоянный признак у имён прилагательных только один – разряд.

Непостоянные признаки

  1. число
  2. падеж (только для полной формы)
  3. род (только для единственного числа)
  4. форма (полная или краткая)
  5. степень сравнения (простая или составная)

Разряды имён прилагательных

  • качественные — обозначают признак предмета, который может присутствовать в этом предмете в большей или меньшей степени; имеют полную и краткую форму, сравнительную и превосходную степень (тёмный, сильный, новый, крепкий, грязный, мягкий, низкий, молодой).
  • относительные — обозначают признак предмета, который не может быть в нём в большей или меньшей степени (деревянный, шерстяной, солнечный).
  • притяжательные — обозначают признак по принадлежности его кому-либо или чему-либо (заячий выводок, волчье логово, Егорушкин отец).

Род имён прилагательных

  • мужской (какой?) — синий, сильный, быстрый.
  • женский (какая?) — синяя, сильная, быстрая.
  • средний (какое?)— синее, сильное, быстрое.
Читайте также:  Лес прилагательные к этому слову

Число имён прилагательных

Имена прилагательные изменяются по числам.

  • единственное (какой? какая? какое?) — городской, садовая, белое; глупый, умная, дикое.
  • множественное (какие?) — городские, садовые, белые; глупые, умные, дикие.

Падежи имён прилагательных

Имена прилагательные изменяются по падежам (только полная форма) .

Начальная форма прилагательного – именительный падеж единственного числа мужского рода.

Именительный падеж — какой? какая? какое? У меня есть чёрный кот.

Родительный падеж — какого? какой? какого? У меня нет чёрного кота.

Дательный падеж — какому? какой? какому? Я рад чёрному коту.

Винительный падеж — какого? какую? какое? Я вижу чёрного кота.

Творительный падеж — каким? какой? каким? Я играю с чёрным котом.

Предложный падеж — о каком? о какой? о каком? Я думаю о чёрном коте.

Склонение имён прилагательных

Прилагательные могут изменяться по падежам и числам (склоняться). Род, падеж и число прилагательного зависят от существительного, к которому оно относится.

Именительный падеж — хороший (м.р., ед. ч), хорошая (ж.р., ед.ч.), хорошее (с.р., ед.ч.), хорошие (мн.ч.).

Родительный падеж — хорошего (м.р., ед. ч.), хорошей (ж.р., ед.ч.), хорошего (с.р., ед.ч.), хороших (мн. ч.).

Дательный падеж — хорошему (м.р., ед. ч.), хорошей (ж.р., ед. ч.), хорошему (ср. р., ед. ч.), хорошим (мн.ч.).

Винительный падеж — хороший (м.р., ед. ч.), хорошую (ж.р., ед. ч.), хорошее (ср. р., ед. ч.), хорошие (мн.ч.).

Творительный падеж — хорошим (м.р., ед. ч.), хорошей (ж.р., ед. ч.), хорошим (ср. р., ед. ч.), хорошими (мн.ч.).

Предложный падеж — (о) хорошем (м.р., ед. ч.) , (о) хорошей (ж.р., ед. ч.), (о) хорошем (ср. р., ед. ч.), (о) хороших (мн.ч.).

Степени сравнения имён прилагательных

Степени сравнения имеют только качественные прилагательные. Выделяют 3 степени сравнения:

  • положительная — начальная форма прилагательного (чистый, красивая, длинное);
  • сравнительнаяпростая: состоит из одного слова (прилагательные не изменяются по числам, родам, падежам; в предложении являются частью составного сказуемого) (чище красивее длиннее); составная: состоит из двух слов, образуется путём прибавления слов более/менее (прилагательные изменяются по числам, родам, падежам; в предложении могут выступать в роли определения) (более/менее чистый, более/менее красивая, более/менее длинное);
  • превосходнаяпростая:состоит из одного слова, образуется при помощи суффиксов -ЕЙШ/-АЙШ (прилагательные изменяются по числам, родам, падежам; в предложении могут выступать в роли определения) (чистейший, красивейшая, длиннейшее, глубочайший, ближайший); составная: состоит из двух слов, образуется путём прибавления слова самый (прилагательные изменяются по числам, родам, падежам; в предложении могут выступать в роли определения) (самый чистый, самая красивая, самое длинное).

Полные и краткие прилагательные

Качественные прилагательные имеют две формы: полную и краткую. Полное прилагательное отвечает на вопрос какой? и согласуется с существительным или местоимением, к которому оно относится, в роде, числе и падеже.

Краткое прилагательное отвечает на вопрос каков? и согласуется с существительным или местоимением, к которому оно относится, в роде и числе (по падежам не изменяется).

В предложении краткие прилагательные обычно выступают в роли сказуемого: Он так умён!

В роли определений краткие прилагательные выступают в некоторых фразеологических оборотах: на босу ногу, по белу свету, средь бела дня, добры молодцы, красна девица.

Краткие прилагательные образуются от полных.

Окончания кратких прилагательных

Единственное число

  • мужской роднулевое окончание (крепкий — крепок, новый — нов, тощий — тощ).
  • женский родокончание -А (крепкая — крепка, новая — нова, тощая — тоща ).
  • средний родокончание -О, -Е(крепкое — крепко, новое — ново, тощее — тоще).

Множественное число

  • Окончание -Ы, -И — (крепкие- крепки, новые — новы, тощие — тощи).

Написание -н- и -нн- в кратких прилагательных

Написание -Н- и -НН- в кратких прилагательных определяется полной формой: длинна (длинный), красна (красный).

Правописание суффиксов прилагательных

  • Суффиксы -АЧ-/-ЕЧ- в прилагательных, образованных от существительных на -ШКА: под ударением пишется А, без ударения – Е(лягушачий, кошачий,лягушечий, старушечий).
  • Суффиксы -ЕВ-/-ИВ-/-ОВ- под ударением пишется И, без ударения в твёрдой позиции – О, в мягкой – Е(красивый, краевой, плаксивый, сиреневый, ласковый, финансовый). Запомни:милостивый, юродивый.
  • Суффиксы -ЕМ-/-ИМ- в прилагательных, образованных с приставкой НЕ и без неё от непереходных глаголов и переходных глаголов совершенного вида, без ударения пишется Е, под ударением – И(непромокаемый, невредимый, различимый).
  • Суффикс -ЕН- пишется в кратких прилагательных(спокоен, напрасен).
  • Суффикс -ИСТ- пишется И(глинистый, раскатистый).
  • Суффиксы -К-, -СК- 1) суффикс -К- пишется в качественных прилагательных, имеющих краткую форму(веский (весок), низкий (низок); 2) суффикс -К- пишется в словахс корнями на -Ц и в словах с чередованием К/Ч и Ц(казацкий (казак), ткацкий (ткач)Исключения:угличский, узбекский, таджикский); 3) суффикс -СК- пишется в относительных прилагательных, не имеющих краткой формы(матросский (матрос), французский (француз).
  • Суффиксы -ЛИВ-, -ЧИВ- пишется И(заботливый, заносчивый).
  • Суффиксы -ОНЬК-/-ЕНЬК-, -ОВАТ-/-ЕВАТ-, -ОВИТ-/-ЕВИТ- в твёрдой позиции пишется О, в мягкой – Е(маловатый, молодцеватый, деловитый, глянцевитый, лёгонький, синенький.Некоторые слова допускают оба варианта:лёгонький – лёгенький, плохонький – плохенький).
  • Суффикс -ЧАТ- пишется А(ступенчатый).

Правописание -н- и -нн- в прилагательных

-НН-

  1. в прилагательных с суффиксами-ЕНН-, -ОНН-(дискуссионный, искусственный, канализационный, клюквенный, операционный, революционный, сессионный, соломенный, торжественный.Исключение:ветреный).
  2. в прилагательных, образованных от слов с основой на -Н-(длинный, истинный, лимонный, машинный, миллионный, старинный, ценный).
  3. при наличии у прилагательного приставок(безветренный).
  4. в прилагательных, образованных от существительных на -МЯ-(временный (время), пламенный (пламя).
  5. прилагательных, образованных от существительных на -ИНА(старинный (старина), картинный (картина).

-Н-

  1. в прилагательных, которые не образованы от других частей речи(синий, зелёный, юный).
  2. в прилагательных с суффиксами -АН, -ЯН, -ИН(воробьиный, вощаной, глиняный, голубиный, дровяной, журавлиный, кожаный, куриный.Исключения:стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, стремянной).
  3. в прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида с суффиксами -Н-, -ЕН- без зависимых слов(вязаная кофта, гружёные вагоны, жареная картошка).

ЗАПОМНИ: пряный, румяный, юный, багряный, свиной, рдяный, зелёный, но: медленный.

ЗАПОМНИ: нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, желанный, отчаянный, нечаянный, священный.

ЗАПОМНИ: гостиный (двор), гостиная, гостиница но: гостинный гарнитур.

Правописание НЕ в прилагательных

Слитно

  1. в прилагательных, которые без НЕне употребляются(небрежный, невежественный, невзрачный, ненавистный, ненастный, неприязненный, нечестивый)
  2. если прилагательное с НЕ можно заменить синонимом без НЕ(небольшой = маленький; неженатый = холостой, ненастоящий = ложный).
  3. при наличии слов в высшей степени, весьма, вполне, крайне, очень, почти, отчасти, совершенно, совсем, чрезвычайно(очень неглупый, почти незаметный).

Раздельно

  1. при наличии противопоставления с союзом А(не смелый, а трусливый).
  2. если перед НЕ стоят слова отнюдь не, далеко не, вовсе не(далеко не весёлый фильм).
  3. если перед НЕ стоят отрицательные наречия или местоимения ничуть, нисколько, никому, ничем(журнал никому не интересен).
  4. с относительными прилагательными(здание не бетонное).
  5. при логически подчёркнутом отрицании(семья не богатая).

С краткими прилагательными НЕ пишется так же, как и с полными.

Читайте также:  Тесты по теме склонение прилагательных немецкий язык

ЗАПОМНИ: В следующих кратких прилагательных не пишется раздельно: не виден, не виноват, не властен, не волен, не горазд, не готов, не должен, не намерен, не нужен, не рад, не расположен, не согласен, не способен, не страшен.

ЗАПОМНИ: не ниже, не выше, не лучше, не хуже, не ближе, не беднее; не больший, не меньший, не лучший, не худший.

Источник