Меню

Текст с переходными и непереходными глаголами 6 класс



Урок русского языка в 6-м классе по теме «Глаголы переходные и непереходные»

Цели.

  • Актуализация знаний грамматических признаков глагола, нахождение нового признака, найти способы определения переходности (непереходности) глагола.
  • Способствовать развитию интеллектуальных, коммуникативных, организационных общеучебных умений.
  • Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе.
  • Оборудование: учебник русского языка для 6 класса М.Т. Баранова, рабочие тетради, компьютер, проектор, экран, презентация в программе PowerPoint по теме.

    I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.) Презентация

    Девиз урока (написан на слайде 2): Знаешь – говори, не знаешь – слушай.

    Дети читают девиз урока и определят тип урока – урок открытия новых знаний.

    Тематические рамки (схема слайде 3): глагол

    II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения (8 мин.)

    1. Ученикам предлагается списать предложение, вставив пропущенные гласные в окончаниях глаголов, верно употребив мягкий знак в сочетаниях тся, ться.

    Проверка. Ученики объясняют написание орфограмм. (теряется окончание -ет, так как I спряжение, ь нет, тропинка что делает?)

    2. Что общего в этих глаголах? (Единственное число, настоящее время, 3 лицо, несовершенный вид, I спряжение, есть -ся – возвратный глагол).

    3. Назовите все грамматические признаки глагола. В таблицу вносятся все признаки. Слайд 4.

    4. Все ли грамматические признаки мы назвали? (Нет).

    – У нас возникло затруднение. (Проговаривают ученики).

    III. Выявление места и причин затруднения (1 мин.)

    – Какое затруднение возникло? (Не можем назвать ещё один грамматический признак глагола).

    – Почему возникло затруднение? (Других признаков глагола не изучали).

    IV. Построение проекта выхода из затруднения (2 мин.)

    Ученики сами ставят цель, формулируют тему, предлагают план действий.

    – Какую цель мы ставим? (Открыть новый грамматический признак глагола).

    Тема урока будет сформулирована в конце урока.

    – Наметим план наших действий:

    1) Найдём в учебнике новый грамматический признак глагола.

    2) Устраним затруднение.

    3) Составим алгоритм определения у глаголов нового признака.

    4) Поупражняемся в определении нового признака у глаголов.

    – Что нам поможет? (Учебник, учитель).

    V. Реализация построенного проекта (15 мин.)

    1) Фронтальная работа по учебнику стр. 198–199.

    2) Какой новый признак “открыли”? Вставить в таблицу “переходность”.

    3) Какие признаки переходности глаголов узнали? (Невозвратный, в.п. существительного без предлога, Р.п. существительного, если действие охватывает часть объекта, нет отрицания).

    Ученикам предлагается составить алгоритм определения переходности (непереходности) глаголов. Групповая работа (3 мин.). Класс делится на 6 групп (по 4–5 человек, лучше объединять детей в группы, сидящих на двух соседних партах). После группового обсуждения каждая группа предлагает свой алгоритм.

    Обобщение. Слайд № 5 (алгоритм)

    VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (3 мин.)

    Выполнение упр. 475 стр. 189. Определение переходных и непереходных глаголов с проговариванием алгоритмов (по 1 человеку).

    V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин.)

    Ученики самостоятельно списывают словосочетания, указывая переходные и непереходные глаголы. Словосочетания записаны на доске.

    Подавать тетрадь, помогать девочке, приварить деталь, стоять на тротуаре, руководить коллективом, разговаривать с другом, не чувствовать усталости.

    Эталоны: правило на стр. 199, алгоритм на слайде 5.

    VI. Включение в систему знаний и повторение (5 мин.)

    Выполнение упр. 481 на стр. 201. Списать предложения, вставить безударные гласные, объяснить орфограммы, подчеркнуть переходные глаголы. В классе написать 2 предложения.

    VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин.)

    1. – Какая тема урока была?

    – Какую цель ставили?

    Самооценка умений применять алгоритм определения переходности (непереходности) глаголов (методика “лесенка”).

    2. Домашняя работа – закончить по образцу упр. 481 стр. 201.

    1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцева Л.Т. Учебник русского языка. 6 класс. –М.: Просвещение, 2002.

    Источник

    Открытый урок «Переходные и непереходные глаголы». 6 класс
    методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

    Урок с мультимедийной презентацией.

    Скачать:

    Вложение Размер
    urok_po_perehodnym.doc 42.5 КБ
    perehodnye_i_neperehodnye_glagoly.ppt 2.06 МБ

    Предварительный просмотр:

    Переходные и непереходные глаголы

    (по программе М.Т.Баранова, ТА. Ладыженской, по учебнику М.Т. Баранова, ТА. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, Л.Т. Григоряна, И.И. Кулибаба. Русский язык в 6 классе).

    учащиеся должны знать критерий переходности-непереходности глаголов;

    учащиеся должны уметь различать переходные и непереходные глаголы, правильно употреблять их в речи;

    •развивать речь учащихся.

    Приложение: мультимедийная презентация (слайды 1 — 2)

    Лингвистическая разминка (слайд 3)

    В каком предложении слово ДОМ употреблено в значении «семья»?

    Мы знакомы домами.

    В одном переулке стояли дома.

    Родина — наш общий дом.

    Летом мы были в доме отдыха.

    Ответ: Мы знакомы домами — слайд 4.

    II. Подготовка к восприятию нового материала

    Слово учителя (слайд 5)

    Наулице дождь непрерывный,

    А дома тепло и светло.

    И можно на бурые ливни

    Спокойно смотреть сквозь стекло.

    Тут можно укрыться от зноя,

    Спастись от морозного дня.

    В хорошее место родное –

    Домой так и тянет меня.

    Хорошо, когда у человека есть крепкая семья, дом, где тебя любят и понимают, где тебя всегда выслушают, поймут, простят и помогут. Каждому из нас очень важно, какие отношения в семье, но еще хочется, чтобы наш дом был просторным, светлым, уютным. Большой красивый дом будет цениться во все времена, поэтому профессия строителя никогда не устареет. Что же делает строитель, какие виды работ он выполняет? (Слайд 6).

    Посмотрите на картинки и запишите словосочетания глагол + существительное. (В слабом классе предварительно можно повторить, что такое словосочетание, напомнить, что грамматическая основа не является словосочетанием, предостерегая от возможных ошибок типа: маляр красит, каменщик строит и т.д.- слайды 7 -11).

    Задание: в записанных словосочетаниях обозначить главное слово и указать часть речи и падеж зависимого слова (слайд 12).

    Строит дом (сущ., В.п)., кладет кирпич (сущ., В.п)., штукатурит стены (сущ., В.п)., белит потолок (сущ., В.п)., клеит обои (сущ., В.п)., настилает линолеум (сущ., В.п)., прибивает плинтус (сущ., В.п).

    Что общего в значении всех этих глаголов? (Действие направлено на какой-то предмет — слайд 13).

    Действительно, действие, производимое одним предметом, переходит на другой предмет, поэтому такие глаголы и называются переходными. Сегодня мы познакомимся с новым для вас явлением переходности и непереходности глаголов, научимся разграничивать эти понятия, определять переходность глаголов.

    Иллюстрации из учебника Т.Рик, к которому мы часто обращаемся.

    III.Изучение нового материала

    § 82. Обратить внимание на словосочетания правого столбика — слайд 14.

    Вывод: Переходными называются глаголы, выражающие действие, которое переходит или может переходить на другой предмет, название которого ставится в винительном падеже без предлога. Простейший способ почувствовать переходность — просто показать пальцем на тот предмет, на который обращено действие. Во избежание путаницы между винительным и родительным падежами учимся задавать сразу два вопроса (кого? / чего? и кого? / что?).

    Открывать (кого? что?) окно, дверь, книгу, тетрадь.

    Особые случаи, когда дополнение может стоять при переходном глаголе в родительном падеже (см. стрелку на с. 192) — слайд 15.

    Дополнение (существительное или местоимение) может стоять при переходном глаголе в родительном падеже:

    при отрицании (слайд 16),

    при указании на часть предмета (слайд 17).

    Учитель: Вспомните, как называются глаголы с суффиксом-ся? (Возвратными — слайд 18).

    В чем особенность возвратных глаголов? (Действие возвращается на предмет, который его производит).

    Как вы думаете, возвратные глаголы могут быть переходными? (Нет, потому что у переходных глаголов действие переходит на другой предмет — слайд 19).

    Учитель: К непереходным относятся все глаголы с суффиксом -ся (ср.: убедить — убедиться) — слайды 20.

    Обратите внимание, что суффикс -ся прибавляется после согласных, а -сь — после гласных: умылась, причесалась, оделась; пригляделись, познакомились.

    IV. Тренировочные упражнения

    1. Орфографическая работа.

    2. Дифференцированная работа.

    Сильные ученики работают по карточкам на местах.

    Переписать, указать переходные и непереходные глаголы. Графически объяснить.

    Не уча..твовал в эксп..диции, (не)увидел оши..ки, не построили жилищ. не пр..сутствовал на с..брании, не п..сеяли с..мена, созд..вал произв..дение, не чувствовал (не)приязни, не было пр..пятствий, ненастье не пр..кращалось, ребенку (не)здоровилось, не преследовал непр..ятеля.

    Слабые — работают у доски под руководством учителя.(Определить падеж, указать переходность)

    Защитить землю, защищаться от врага, отстоять город, стать героем, выполнить долг, гордиться победой, поздравить ветеранов, заботиться о ветеранах, встречать гостя, мириться с другом, считать минуты, белить потолок.

    3. Синтаксический разбор предложения.

    Люди не боялись каменного дождя и огненного пламени.

    Красная карточка – переходный глагол, синяя – непереходный.

    Взял пилу, не размешал раствор для кладки, встречаться с друзьями, остановить трамвай, рассердить товарища, извиниться перед мамой, принести дрова, стоять на носочках, строить дом.

    V. Домашнее задание

    Учитель: С детства вы задумывались о том, какую профессию выбрать. Помните стихотворение В.В. Маяковского «Кем быть»? Там есть такие строчки:

    Намотай себе на ус —

    Все работы хороши,

    Выбирай на вкус!

    И я предлагаю вам выбрать какую-то профессию и описать действия, которые выполняет данный специалист. Подчеркните переходные глаголы в получившемся тексте (слайд 21).

    Учитель: Какие глаголы называются переходными?

    От чего может зависеть переходность глаголов?

    Как соотносятся категории переходности и возвратности?

    Источник

    Переходные и непереходные глаголы

    Что такое переходность глаголов?

    Переходность глагола – грамматическая категория глагола, отражающая способность глагола присоединять прямое дополнение. То есть, переходность указывает, может ли глагол управлять беспредложными существительными, обозначающими объект действия (предмет, человека, животное и т. д.).

    В русском языке существуют переходные и непереходные глаголы, которые различаются по значению и особенностям управления.

    Особенности переходных глаголов

    Переходные глаголы – это глаголы, обозначающие отношение либо действие, направленное на определенный объект (предмет, лицо) и переходящее на этот объект. Переходные глаголы управляют беспредложной формой существительного в винительном падеже.

    Если глагол находится в отрицательной форме, то управление осуществляется существительным в родительном падеже. Также управление родительным падежом возможно тогда, когда речь идет о части объекта.

    С лексической точки зрения переходные глаголы могут обозначать:

    • Процесс создания, изменения или уничтожения объекта (написать книгу, сжечь полено);
    • Чувственное восприятие (ощущать тепло, слышать шорохи);
    • Воздействие на объект, которое не изменяет его (благодарить друзей, гладить кота);
    • Отношение к объекту (ненавидеть грубость, предпочитать кофе).

    От переходных глаголов образуются страдательные причастия.

    Особенности непереходных глаголов

    Непереходные глаголы – глаголы, обозначающие действие, которое не переходит на прямой объект и не нуждаются в таком объекте. Как правило, с существительными в винительном падеже такие глаголы не сочетаются.

    С лексической точки зрения непереходные глаголы могут обозначать:

    • Психическое, физическое состояние, положение в пространстве (грустить, заболеть, присесть);
    • Движение и существование (ходить, передвигаться, быть, являться);
    • Профессиональные либо непрофессиональные занятия (слесарничать, лентяйничать);
    • Становление и выявление качеств (подрастать, краснеть, уменьшаться).

    Как определить переходность глагола?

    Подводя итоги, можно выделить 3 основных способа определить переходность глагола:

    • Переходные глаголы управляют существительными и местоимениями в винительном или родительном падеже без предлога (водить машину, не пить воды);
    • Непереходные глаголы при сочетании с существительными в винительном падеже требуют использования предлога (пересесть в машину, поссориться из-за спора).
    • Все возвратные глаголы являются непереходными (собираться, строиться, влюбиться).

    Источник

    Дидактический материал, дополняющий упражнения школьного учебника по теме «Переходные и непереходные глаголы»

    Содержимое публикации

    Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

    Муниципальное образование Октябрьский район

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «УНЪЮГАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

    ИМЕНИ ГЕРОЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО

    ТРУДА МИХАИЛА ИВАНОВИЧА АЛЬШЕВСКОГО»

    дополняющий упражнения школьного учебника по теме «Переходные и непереходные глаголы»,

    а именно выражение прямого объекта при переходных глаголах

    Автор: Речкина Анастасия Васильена

    (учитель русского языка и литературы)

    В данной статье приводится разработанный ряд заданий, которые как нам кажется смогут дополнить упражнения школьного учебника.

    Анализ научной литературы и учебников для 6 класса по русскому языку позволил сделать вывод о недостаточности представления в школьной программе материала, направленного на изучение особенностей выражения прямого объекта при переходных глаголах. Мы предлагаем упражнения, которые усиливают функциональный и семантический аспект при проведении урока на тему «Переходные и непереходные глаголы. Выражение прямого объекта при переходных глаголах». Кроме того, мы считаем необходимым привести примеры сочетаний переходного глагола не только с существительным, но и с местоимением.

    Вначале мы формулируем задание, направленное на разграничение школьниками переходных и непереходных глаголов с точки зрения смысловой разницы между ними. В качестве примеров взяли предложения из былины « Вольга и Микула Селянинович », изучающейся на уроках литературы в это классе.

    Задание 1. Прочитайте предложения, найдите глагол. С помощью вопроса установите смысловую связь между глаголом и дополнением, которое его поясняет.

    Микула пахал поле.

    Вольга увидел его (Микулу).

    Ответ: пахал что? поле; увидел кого? его.

    -В каком падеже стоит существительное, местоимение?

    Ответ: В винительном падеже.

    -Можно ли к данным глаголам подобрать существительные-дополнения, ставя вопросы: кого? что?

    Вывод: одни глаголы сочетаются с существительными в винительном падеже без предлога (переходные глаголы), и без этого дополнения их значение не совсем понятно, другие – нет, так как их смысл ясен без всяких дополнений (непереходные глаголы).

    Следующее задание отображает связь переходных глаголов с местоимением.

    В русском языке выделяют несколько разрядов местоимений: личные ( я, мы, ты и т.д. ), притяжательные ( мой, наш, твой и др .), относительные ( некто, нечто и пр .), возвратное местоимение себя и другие. При этом местоимение после глагола может употребляться с предлогом ( отправимся с ними, позабочусь о себе, позову к себе, стоит перед нами – в этом случае местоимение будет косвенным дополнением), а может употребляться и без предлога (прямое дополнение — найду его, позовем их, уважают тебя, приведу кого-нибудь, заставлю себя ). Употребление с большинством местоимений обычно не вызывает вопроса. Сложности возникают с выбором формы винительного или родительного падежа вопросительного местоимения «что» и его производных. Поэтому мы приводим задание, в котором используем записанные нами высказывания носителей литературного языка (в том числе школьников).

    Задание 2. Прочитайте предложения. Правильно ли употреблен падеж местоимения? Замените, где нужно, винительный падеж на родительный и наоборот.

    Что хочет женщина?

    Что хочу, то и говорю.

    Мадам, что изволите?

    Чего написано в письме?

    Вы чего делаете?

    Что нам не хватает?

    , что он собственно хочет.

    Что же он достиг?

    Чего знаем из разных источников.

    , что не ожидала я.

    Вывод: при глаголах желания, достижения (типа хотеть, достигать ) требуется родительный падеж дополнения ( чего хочет женщина ), при глаголах конкретного действия – винительный падеж ( что знаем из разных источников ).

    Следующее задание направлено на нормативный аспект.

    Задание 3. Выбрать правильный вариант падежной формы прямого объекта. В каких из приведённых словосочетаний возможны оба варианта?

    Чего расскажешь – что расскажешь,

    не сдать экзамен – не сдать экзамена,

    не знать истины – не знать истину,

    выпить чай – выпить чая,

    желать победы – желать победу,

    чего-нибудь завоевать – что-нибудь завоевать.

    При выполнении задания школьники должны сделать вывод о том, что вариантами являются винительный и родительный падеж при глаголах с отрицанием и при глаголах, направляющих действие на часть объекта ( не знать истины – не знать истину, выпить чай – выпить чая ).

    Следующее задание касается морфологических средств выражения переходности-непереходности.

    Задание 4. В каждой паре слов определите, какой из глаголов переходный, а какой непереходный. Свой ответ объясните. Составьте с этими глаголами предложения. Глаголы употребите в формах настоящего или будущего времени.

    Например: Белеет парус одинокий. – Мама белит стену.

    Серебро чернеет от времени. – Он чернит обувь кремом.

    Нос белеет от мороза. – Она белит стволы деревьев.

    Я обессилею от тяжелой работы. – Трудная работа обессилит ребенка.

    В поле синеют васильки. – Я синю джинсы при стирке.

    Круг друзей редеет. – Крестьяне редят посевы репы.

    Тело полнеет без физической нагрузки. – Белое платье тебя полнит.

    Купец озолотеет на сделке. – Солнце озолотит верхушки деревьев.

    Кровь леденеет от ужаса. – Ужас леденит тело.

    С годами человек мудреет. – Вы слишком мудрите.

    Толпа людей окаменеет от ужаса. – Потрясение окаменит его.

    Клей загустеет, если его не закрыть. – Лишний сахар загустит сироп.

    Ребенок осиротеет без родителей. – Стихия осиротит многие семьи.

    Молодеет от счастья. – Отсутствие макияжа молодит тебя.

    Местность обезлесеет от неразумного хозяйства. – Пожар обезлесит местность.

    Вывод: Глаголы, образованные при помощи суффикса -и-, являются переходными, при помощи суффикса -е-, – непереходными.

    По мнению авторов методической литературы, особенность современного этапа развития лингводидактики является непосредственное обращение к тексту как основной дидактической единице. «Развивать связную речь учащихся – это значит научить их воспринимать и создавать коммуникативно ориентированные тексты в процессе трудовой, учебной, бытовой, общественной деятельности, то есть научить школьника полноценно общаться» [Ипполитова 2007, 69].

    Именно текст является методическим средством, которое служит основой создания на уроках русского языка не только обучающей, но и развивающей речевой среды. Работа с текстом на уроках русского языка создает условия: для осуществления функционального подхода при изучении лексики, морфологии, синтаксиса; для формирования представления о языковой системе, для личностно ориентированного преподавания русского языка, для формирования языковой личности; для духовно-нравственного воспитания учащихся, для развития их творческих способностей [Пахнова 2000, 14].

    Поэтому мы предлагаем следующее задание.

    Задание 5. Прочитайте текст. О чем он? Назовите основную мысль текста. Определите, какие глаголы являются переходными, какие – непереходными. Выпишите их в два столбика (переходные глаголы с указанием прямого объекта). Подумайте, какую роль они играют в выражении основной мысли текста.

    Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Был жаркий, но ветреный летний день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами.

    Неширокая дорожка пролегла среди кустов с неяркими желто-белыми цветами. Чуть дальше выстроились в ряд высокие вечнозеленые сосны. У меня под ногами скрипели песчинки. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Тишину нарушало только пение маленьких белогрудых птичек.

    Вдруг раздался непродолжительный, но резкий шум. Он напоминал взрыв бумажной бомбочки. Я остановился и осмотрелся. Все вокруг дышало тишиной и спокойствием.

    Я пошел по тропинке и через несколько минут вновь услышал шум. Он исходил из земли. Мое внимание привлекли мелкие темно-коричневые зернышки. Тогда я понял, что это цветок разбрасывает свои семена.

    Я долго рассматривал это интересное растение. (По Г. Угарову.)

    приносил брызги
    нарушало тишину
    напоминал взрыв
    услышал шум
    привлекли внимание
    понял ( придаточное предложение = «действие» цветка)
    разбрасывает семена
    рассматривал растение

    Задание 6. Творческое задание. Напишите мини-сочинение на тему «Что я делаю утром, собираясь в школу». Используйте глаголы с -ся /-сь .

    Моё утро начинается обычно. Когда я просыпаюсь, сразу иду умываться. Потом занимаюсь зарядкой и собираюсь на пробежку…

    Задание направлено на правильное употребление суффиксов –ся(-сь) . В реальных текстах школьник может выбрать –ся вместо –сь , а кроме того, – использовать возвратный глагол вместо невозвратного (« я извиняюсь» вместо «извините», «я стираюсь» вместо «стираю» ).

    Это задание мы апробировали на учениках разных классов (5,7,10 класс) и получили следующие ответы:

    — Моё утро начинается очень необычно. Как только я просыпаюсь, сразу собираюсь на пробежку. После этого я занимаюсь зарядкой и водными процедурами. Далее начинается завтрак и после него я бегу в школу. Если до школы осталось свободное время, могу поиграться в телефон. (5 класс)

    -Моё утро начинается как обычно. Я просыпаюсь делаю зарядку иду умываться. Включаю телевизор и сажусь пить чай. После всего я смотрю новости и радуюсь новому дню. Я дожидаюсь школьный автобус и еду в школу. (7 класс)

    -Я очень ленюсь по утрам и не занимаюсь активным спортом и поэтому провожу утро максимально расслабленно. Я просыпаюсь, умываюсь и завтракаю. После этого моё утро можно считать завершившимся. Я ложусь обратно в кровать и начинаю играть в телефон. Наигравшись я собираюсь в школу. (10 класс)

    Как видим, в двух мини-сочинениях допущены типичные ошибки: употребление возвратного глагола вместо невозвратного и выбор винительного падежа вместо родительного.

    Источник

    Читайте также:  Глаголы в форме презент симпл 3 лицо