Меню

Текст с прилагательными среднего рода



Род имен прилагательных

Прилагательное может быть мужского, женского или среднего рода. Что же необходимо знать, чтобы правильно определять род этой части речи?

Определение рода прилагательного по роду связанного с ним местоимения или существительного

Для начала необходимо вспомнить, с какими частями речи обычно употребляются прилагательные. Примеры:

  • В соседнем переулке живет очень милая девочка. Здесь прилагательное «милая» зависит от существительного «девочка».
  • Олег съел большой вкусный торт. Слово «вкусный» относится к существительныму «торт».
  • Оно желтое, как солнце. Прилагательное «желтое» зависит от местоимения «оно».
  • Красные яблоки лежали на столе, рядом с вазой. Слово «красные» относится к существительному «яблоки».

По приведенным примерам легко понять, что род прилагательного аналогичен роду существительного или местоимения, с которым оно употребляется:

  • девочка (моЯ) – красивая – женский род;
  • торт (моЙ) – вкусный – мужской род;
  • оно (моЕ) — желтое – средний род.
  • яблоки (моИ) – красные – множественное число.

Любое прилагательное, в зависимости от существительного (местоимения), с которым оно используется, может быть разного рода. Если же эта часть речи используется с существительным или местоимением множественного числа, рода у нее не будет. Пример: вкусный (м. р.) торт, вкусная (ж. р.) конфета, вкусное (с. р.) пирожное, вкусные (мн.ч.) ягоды.

Запомните! У прилагательных множественного числа род не определяется.

Как выяснить род имени прилагательного по вопросу?

Если задавать вопросы к одним и тем же прилагательным, однако относящимся к разным существительным (местоимениям), можно заметить такую закономерность: все прилагательные мужского рода отвечают на вопрос «какой?», женского – «какая?», среднего — «какое?» То есть род прилагательного можно узнать по вопросу, который задается от главного слова. Примеры:

У мамы сегодня получился пышный пирог. Пирог (какой?) пышный – мужской род.

У Василисы одета пышная юбка. Юбка (какая?) пышная – женский род.

Оля надела пышное платье. Платье (какое?) пышное – средний род.

Нельзя забывать, что прилагательные склоняются по падежам. «Какой? Какая? Какое?» — вопросы к ним в именительном падеже. Если прилагательные используются в других падежах, то и вопросы к ним будут другие. Примеры:

  • На Елене был одет серый пиджак. Пиджак (какой?) серый – именительный падеж.
  • На Елене не было серого пиджака. Пиджака (какого?) серого – родительный падеж.
  • Елена была рада серому пиджаку, купленному по скидке. Пиджаку (какому?) серому – дательный падеж.
  • Елена купила себе серый пиджак. Пиджак (какой?) серый – винительный падеж.
  • Елена была восхищена серым пиджаком подруги. Пиджаком (каким?) серым – творительный падеж.
  • Елена и забыла о сером пиджаке, купленном прошлой осенью. Пиджаке (каком?) сером – предложный падеж.

Во всех приведенных предложениях прилагательное «серый» мужского рода, хотя вопросы к нему в зависимости от падежа различаются. Аналогично можно привести примеры вопросов к прилагательным женского и среднего рода в разных падежах.

Однако нужно ли тратить время на заучивание всех вопросительных слов? Тем более, они совпадают в большинстве падежей мужского и среднего рода. Это еще больше усложняет процесс определения рода. Пример: подойти к окрашенному (какому?) забору – м.р., д.п.; подойти к большому (какому?) дереву – ср.р., д.п.

Чтобы упростить себе задачу, нужно научиться переводить любые прилагательные из других падежей в именительный падеж. После этого станет намного легче узнать род прилагательного, а выучить при этом придется всего 3 основных вопроса (Какой? Какая? Какое?). Примеры:

  • У Пети не было двухколесного велосипеда. (Чего?) велосипеда (какого?) двухколесного – родительный падеж. Если привести словосочетание «двухколесного велосипеда» к именительному падежу (чтобы можно было задать к существительному вопрос «что?»), то получится «двухколесный велосипед». Далее по вопросу, который задается к слову «красивый» (какой?) определяется мужской род прилагательного.
  • Оля давно мечтала о красивом платье. (О чем?) О платье (каком?) красивом – предложный падеж. Сначала нужно словосочетание «о красивом платье» привести к именительному падежу – тогда получится «красивое платье». После этого от существительного «платье» к слову «красивое» можно задать вопрос «какое?» — значит, в предложении используется прилагательное среднего рода.
Читайте также:  Допишите окончание прилагательных и местоимений

Как выяснить род прилагательного по окончанию.

Существует еще один способ определения рода прилагательного – по его окончанию:

  • мужской — окончания –ый, -ий или –ой;
  • женский — окончания -ая, -яя;
  • средний — окончания -ое, -ее.
  • Зелен(-ый) огурец, син(-ий) свитер, волев(-ой) командир – м. р.;
  • Зелен(-ая) лужайка, син(-яя) штора, волев(-ая) женщина – ж. р.;
  • Зелен(-ое) полотенце, син(-ее) пальто, волев(-ое) руководство – с. р.

Окончания имен прилагательных в правиле указаны для именительного падежа. Для других падежей и окончания будут иными: на каждый падеж они свои – вообще их достаточно много. Поэтому, если прилагательное используется в другом падеже, приведите его опять же к именительному, а затем по окончанию определите род. Так Вам для применения правила придется запоминать значительно меньше окончаний. Примеры:

  • У меня никогда не было синего свитера. Словосочетание «синего свитера» использовано в предложении в родительном падеже. Переведите его в именительный падеж, тогда получите «синий свитер» — у слова «синий» окончание –ий, значит, перед Вами прилагательное мужского рода.
  • Алексей долго не мог забыть эту волевую женщину. Словосочетание «волевую женщину» использовано в предложении в винительном падеже. Если его перевести в именительный падеж, то получится «волевая женщина» — у слова «волевая» окончание –ая, значит, перед Вами прилагательное женского рода.

Вот и все правила, которые нужно знать, чтобы без труда выяснить род прилагательного.

Источник

Род, число, падеж прилагательных

Прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже.А это означает, что все морфологические признаки прилагательного определяются по существительному, от которого оно зависит.

Таким образом, имена прилагательные могут быть трех родов:

Мужской род — вопрос (какой?), окончания: -ый, -ий, -ой. Например, океан (какой?) глубокий

Женский род — вопрос (какая?), окончания: -ая, -яя. Например, река (какая?) глубокая

Средний род — вопрос (какое?), окончания: -ое, -ее. Например, море (какое?) глубокое

Имена прилагательные могут стоять в единственном и множественном числе. Это зависит от числа существительного, с которым свзано это прилагательное.

В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и падежам:

Мужской род, единственное число: Женский род, единственное число Средний род, единственное число
И. п. (какой?) вкусный апельсин И. п. (какая?) вкусная ягодка И. п. (какое?) вкусное мороженое
Р. п. (какого?) вкусного апельсина Р. п. (какой?) вкусной ягодки Р. п. (какого?) вкусного мороженого
Д. п. (какому?) вкусному апельсину Д. п. (какой?) вкусной ягодке Д. п. (какому?) вкусному мороженому
В. п. (какой?) вкусный апельсин В. п. (какую?) вкусную ягодку В. п. (какое?) вкусное мороженое
Т. п. (каким?) вкусным апельсином Т. п. (какой?) вкусной ягодкой Т. п. (каким?) вкусным мороженым
П. п. (о каком?) о вкусном апельсине П. п. (о какой?) о вкусной ягодке П. п. (о каком?) о вкусном мороженом

! В винительном падеже имя прилагательное, относящееся к одушевлённому имени существительному, будет отвечать на вопрос какого? — вижу младшего брата .

! В творительном падеже у прилагательных женского рода могут быть вариантные окончания -ою , -юю . Они используются в книжной речи, в стихотворениях:

Берёзы жёлт ою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Во множественном числе род имен прилагательных не выражен, но по падежам они изменяются, как и существительное.

ягодки (какие?) вкусные (Мн. ч., И. п.) — ягодками (какими?) вкусными (Мн. ч., Т. п.)

яблочки (какие?) вкусные (Мн. ч., И. п.) — яблочками (какими?) вкусными (Мн. ч., Т. п.)

Изменение прилагательных во множественном числе по падежам:

И. п. (какие?) жёлт ые , весенн ие (цветы)

Р. п. (каких?) жёлт ых , весенн их (цветов)

Д. п. (каким?) жёлт ым , весенн им (цветам)

В. п. (какие?) жёлт ые , весенн ие (цветы)

Т. п. (какими?) жёлт ыми , весенн ими (цветами)

П. п. (о каких?) о жёлт ых , о весенн их (цветах)

Род, падеж и число имен прилагательных определяется по роду, падежу и числу существительного, с которым оно связано по смыслу. Для этого надо:

  1. Найти в предложении имя существительное, с которым связано имя прилагательное (от которого оно зависит).
  2. Определить род, падеж, число этого существительного.
  3. Такой же род, падеж и число у имени прилагательного.

На болотах поспела душистая клюква.

клюква (какая?) душистая

клюква — ед. ч., Ж. р., И. п., значит, душистая — ед. ч., Ж. р. И. п.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

Упражнение в правописании имен прилагательных мужского и среднего рода

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Образовательные: обобщение знаний учащихся об имени прилагательном, его грамматических значениях (роде, числе, падеже), о согласовании с именем существительным; закрепление знаний о синонимах, о словообразовании имен прилагательных, закрепление навыков правильного написания родовых окончаний имен прилагательных; повторить разбор по членам предложения и разбор слов по составу.
  • Развивающие: способствовать развитию умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; умению делать выводы, обобщения; расширить и обогащать речь учащихся, развитие познавательного интереса к языку, мыслительных процессов, совершенствование устной и письменной монологической речи, формирование орфографической зоркости, речевой культуры.
  • Воспитательные: воспитывать умение чувствовать; понимать и любить красоту родной природы, любви к знаниям, русскому языку.

Планируемые результаты

Личностные:

  • проявление творческого отношения к процессу обучения;
  • проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;
  • формирование внимательного и бережного отношения к природе;
  • формирование познавательной потребности.

Метапредметные:

  • познавательные: осуществлять информационную переработку текста; анализировать, сравнивать, делать выводы;
  • коммуникативные: формулировать собственное мнение, осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения;
  • регулятивные: актуализировать и восстанавливать знания о частях речи, принимать и сохранять учебную задачу; контролировать правильность и полноту ответов одноклассников;
  • предметные: выделять морфологические признаки слов разных частей речи, определять части речи в тексте, различать самостоятельные и служебные части речи.

Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал, таблицы.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах (группе).

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Мотивация к деятельности У нас сегодня не совсем обычный урок, на нём присутствуют гости. Думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Желаю вам успехов и творческих удач. Встают, приветствуют учителя, друг друга.
2. Мобилизующий этап

Слайд №2 Сядьте правильно, откройте тетради, запишите число и слова “Классная работа”. Отметьте на школе свои знания в начале урока. 3. Чистописание Сегодня на минутке чистописания предлагаю вам записать узор

Зз Слайд №3 Я люблю фотографировать. Мне посчастливилось сделать такие снимки.

— Что на ваш взгляд их объединяет?

Охарактеризуйте первый звук. Запишите слово, подберите однокоренные слова. Разберите по составу.

Зима, зимний, зимушка, зимовать, зимовка Зима.

[ з , ] — согласный, мягкий, парный, звонкий, парный Слайд № 4 Что отличает зиму от остальных времён года?

Запишите, укажите род, подчеркните те слова, в которыхвсе согласные звуки звонкие.

Поменяйтесь тетрадями с соседом. Проверьте его работу.

— Какие слова вы подчеркнули?

Какие орфограммы вы увидели вовсех словах?

Что можно сказать про слова вьюга и буран?

Объясните лексическое значение слова ИНЕЙ.

Иней, снег, мороз, лёд, вьюга, метель, пурга, буран.

Иней, вьюга, буран.

Исследование слова ИНЕЙ (словарь Ожегова) 4. Определение темы урока А.С.Пушкин восхищался осенним пейзажем, но и волшебнице-зиме посвятил немало прекрасных строк. Послушайте отрывок из поэмы “Евгений Онегин”.

Слайд № 10 Проснувшись рано,
В окно увиделаТатьяна.
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягкоустланные горы –
Зимы блистательным ковром.
Всё ярко, всё бело кругом.

Как вы думаете, почему я выбрала из поэмы эти слова?

Какие слова помогли описать зимнюю картину?

Какова роль прилагательных в речи?

Сформулируйте тему урока.

Какие цели поставим перед собой?

Текст-описание (художественное описание), в нём много прилагательных

Придают речи точность, яркость, выразительность.

Формулируют тему и цели урока. 5. Актуализация учебной деятельности Что такое имя прилагательное?

Как изменяются имена прилагательные?

Как определить число, род, падеж имён прилагательных?

Как проверить безударные окончания имён прилагательных?

Какими бывают имена прилагательные?

По числам, родам, падежам

Слайд № 12 Назовите словосочетания с именами прилагательными, определите число, род, падеж.

Проснувшись рано
В окно увидела Татьяна.
На стеклах легкие узоры, (мн.ч., вин. п.)
Деревья в зимнем серебре, ( ед.ч., ср.р., пр.п.)
Сорок веселых на дворе (мн.ч., вин.п.)
И мягкоустланные горы –
Зимы блистательным ковром.(ед.ч., м.р., тв.п.)
Все ярко, все бело кругом.

Что вы можете сказать о словах мягко, ярко, бело?

Замените прилагательные ЛЁГКИЕ, ВЕСЁЛЫХсинонимами.

Ребята, каких птиц можно увидеть зимой?

В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти птичек выживает только одна. И чтобы помочь им, мы должны. А что мы должны? Как мы можем помочь птицам? Полные и краткие

Работают с сигнальными карточками

устланные горы – (причастие или особая форма глагола)

Краткая форма прил – х.

Лёгкие — воздушные, невесомые.

Весёлых – радостных, задорных.

Смастерить кормушки и подкармливать птиц. 6. Упражненияна релаксацию мышц тела и глаз.

Слайд № 13 Упражнение 1. Очень медленно выполнить круговое движение головой сначала в одну сторону, затем – в другую. Повторить 4 раза.

Упражнение 2. Самомассаж затылочной части головы и шеи – поглаживание, круговые движения, растирание. Все движения выполнять подушечками пальцев сверху вниз.

Упражнение 3. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть глаза на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 4. Руки на поясе. Напряженно свести локти вперед. Отвести локти назад, прогнуться. Повторить 2-3 раза.

Упражнение 5. Следить глазами за медленным опусканием, а затем подниманием руки на расстоянии 40-50 см от глаз. Повторить 10-12 раз, меняя руки. 7. Творческая работа в парах по карточке.

Слайд № 15 Ребята, посмотрите на карточки. Как вы думаете, при помощи каких слов можно восстановить этот текст?

Снежное слово зимы.

Наступила ___ зима. С неба падает ___снег. Он укутал ____ одеялом ___ елочку. Под ___ сосной вырос ___ сугроб. Красив лес зимой!

— Какой вид работы можно провести с именами прилагательными.

— Как вы проверяли безударное окончание прилагательного?

Прочитайте авторский текст. Сравните тексты. Снежное слово зимы.

Наступила холодная снежная зима. С неба падает легкий снег. Он укутал мягким пушистым одеялом маленькую зеленую елочку. Подстарой большой сосной выросогромныйсугроб. Красив лес зимой!

Определить число, род падеж имен прилагательных.

Окончание имени прилагательного можно проверить по окончанию вопроса, на который отвечает имя прилагательное. 8. Работа по учебнику Упр.53 Устно объясняют окончания имён прилагательных. 7. Мини-сочинение

Слайд № 16 Загадка

Побелело за ночь всюду,
А у нас в квартире чудо!
За окошком двор исчез.
Там волшебный вырос лес.

А что называют затейливыми рисунками на стекле?

(Это водяные пары осели на оконное стекло. От холода они превратились в ледяные кристаллики, а затем срослись кучками и разрисовали окно разными узорами. А замечал ли кто-нибудь, с какого места начинает расти узор на стекле?

Узор никогда не появляется в середине стекла. Он всегда возникает сбоку, у самого переплёта рамы, а уж потом распространяется по всему окну. Как за пылинку в воздухе, цепляются крохотные капельки тумана за дерево рамы и начинают рисовать свой узор.)

Иней Слайд № 17 Посмотрите внимательно на фотографию. Опишите морозный узор на окне. (2-3 предложения)

Вам помогут слова для справок: чудесный, великолепный, причудливый, пушистые, привлекательные, чудные, быстрокрылые, затейливые,быстрокрылые,сказочные,лёгкие, воздушные, интересные, замысловатые, волшебные.

Источник