Меню

тексты с существительными в переносном значении



Как отличить прямое и переносное значение слова

У каждого слова есть основное лексическое значение. Например, парта – это школьный стол, зелёный – цвет травы или листвы, есть – это значит принимать пищу. Значение слова называется прямым, если звучание слова точно указывает на предмет, действие или признак. Прямое зна­че­ние сло­ва — это основ­ное лек­си­че­ское зна­че­ние.

Иногда звучание одного слова переносится на другой предмет, действие или признак на основании сходства. У слова образуется новое лексическое значение, которое называется переносным. Переносное зна­че­ние воз­ни­ка­ет как про­из­вод­ное на базе пря­мо­го. Им обла­да­ют мно­го­знач­ные сло­ва.

Прямое значение слова

Рассмотрим примеры прямого и переносного значения слов. Если человек скажет слово море, у него и его собеседников возникает образ большого водного пространства с солёной водой. Это прямое значение слова море. А в сочетаниях море огней, море людей, море книг мы видим переносное значение слова море, которое обозначает большое количество чего или кого-нибудь.

Слова нашей речи назы­ва­ют пред­ме­ты, их при­зна­ки и дей­ствия. Однозначные сло­ва непо­сред­ствен­но соот­но­сят­ся с объ­ек­том дей­стви­тель­но­сти, напря­мую назы­ва­ют пред­мет, его при­знак или про­цесс дей­ствия. Это пря­мое зна­че­ние сло­ва.

В пото­ке речи такие сло­ва сра­зу вызы­ва­ют пред­став­ле­ние о том, что они назы­ва­ют. Их зна­че­ние не зави­сит от кон­тек­ста, напри­мер:

Над лесом, над полем, над дере­вуш­ка­ми рас­ки­ну­лось синее небо.

По небу лени­во плы­вут белые мох­на­тые обла­ка.

Большинство слов рус­ско­го язы­ка высту­па­ют в пря­мом зна­че­нии в соб­ствен­ном смыс­ле.

Прямое зна­че­ние сло­ва — это его основ­ное лек­си­че­ское зна­че­ние без допол­ни­тель­ных оттен­ков.

Читайте также: Что обозначает слово и что такое лексическое значение.

Возникновение переносного значения слова

Золотые монеты, серьги, кубок – это предметы, сделанные из золота. Это прямое значение слова золотой. Переносное значение имеют словосочетания: золотые волосы – волосы с блестяще-жёлтым отливом, золотые руки – так говорят об умении хорошо что-то делать, золотое сердце – так говорят о человеке, который делает добро.

У сло­ва может быть несколь­ко лек­си­че­ских зна­че­ний, кото­рые воз­ни­ка­ют на базе пря­мо­го зна­че­ния. Такое новое допол­ни­тель­ное лек­си­че­ское зна­че­ние сло­ва назы­ва­ют пере­нос­ным. Оно появ­ля­ет­ся как отте­нок основ­но­го зна­че­ния на осно­ве похо­же­сти пред­ме­тов по внеш­не­му виду, по при­зна­ку или выпол­ня­е­мо­му дей­ствию (функ­ции).

Переносное зна­че­ние сло­ва — это вто­рич­ное, про­из­вод­ное зна­че­ние, воз­ни­ка­ю­щее на осно­ве сход­ства пред­ме­тов, их при­зна­ков и функ­ций.

К при­ме­ру, в сло­во­со­че­та­нии «камен­ное зда­ние» сло­во «камен­ный» назы­ва­ет мате­ри­ал, из кото­ро­го сло­же­но зда­ние, и обо­зна­ча­ет непо­сред­ствен­ный при­знак пред­ме­та «креп­кий, твёр­дый, непо­движ­ный».

В сло­во­со­че­та­нии «камен­ное лицо» при­ла­га­тель­ное «камен­ное» обо­зна­ча­ет «суро­вое, бес­чув­ствен­ное» или «недоб­ро­же­ла­тель­ное» лицо. В этом при­ме­ре сло­во «камен­ное» обла­да­ет вто­рич­ным пере­нос­ным зна­че­ни­ем, обра­зо­ван­ным на осно­ве пря­мо­го зна­че­ния.

Суть пере­но­са зна­че­ния состо­ит в том, что оно пере­хо­дит на дру­гой пред­мет, дру­гое явле­ние или про­цесс по общим точ­кам сопри­кос­но­ве­ния в зна­че­нии. Тогда одно сло­во упо­треб­ля­ет­ся в каче­стве назва­ния одно­вре­мен­но несколь­ких пред­ме­тов. Так воз­ни­ка­ет мно­го­знач­ность слов. Переносным зна­че­ни­ем обла­да­ют мно­го­знач­ные сло­ва, напри­мер:

  • синее море — море пше­ни­цы — море наро­ду;
  • лёг­кая ноша — лег­кая рука — лег­кая про­мыш­лен­ность.

Примеры слов в переносном значении

При многозначности одно из значений слова является прямым, а все остальные — переносными:

  • девочка скачет – температура скачет;
  • шеп­чет бабуш­ка — шеп­чет листва;
  • мальчик бежит – время бежит;
  • уда­рил пал­кой — уда­рил мороз;
  • стена дома – стена дождя;
  • пла­чет малыш — пла­чет дождь;
  • свечи горят – глаза горят от счатья;
  • леле­ять ребен­ка — леле­ять меч­ту;
  • закипает вода — закипает чайник;
  • мед­ный коло­коль­чик — синий коло­коль­чик;
  • фарфоровое блюдо — вкусное блюдо;
  • серёж­ки в ухе — бере­зо­вые серёж­ки;
  • нос человека — нос корабля;
  • зим­ний вечер — вечер жиз­ни;
  • шоколадный батончик — шоколадный загар;
  • желез­ные дета­ли — желез­ные нер­вы;
  • крыло птицы — крыло самолёта;
  • жем­чуж­ные бусы — жем­чуж­ные зубы;
  • завыл пёс — завыл ветер;
  • дере­вян­ный стол — дере­вян­ная поход­ка.

Сущность многозначности заключается в том, что какое-то название предмета, явления переходит, переносится также на другой предмет, другое явление, и тогда одно слово употребляется в качестве названия одновременно нескольких предметов, явлений. На осно­ве пере­нос­но­го зна­че­ния сло­ва воз­ни­ка­ют выра­зи­тель­ные образ­ные сред­ства худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры — тро­пы: мета­фо­ра, мето­ни­мия, синек­до­ха.

Читайте также:  как узнать число несклоняемых имен существительных

Источник

«Роль имен существительных в художественном тексте. Сравнение. Метафора (2 часа)». 5-й класс

Класс: 5

Ключевые слова: Имя существительное в художественном тексте , как найти метафору и сравнение , сравнительный оборот , творительный сравнения , союзы при сравнительном обороте

Знания изобразительно-выразительных средств языка современному школьнику просто необходимы Специальных уроков русского языка на их изучение не отводится. Однако в выпускных классах они проверяются (9 класс: ОГЭ – задание 3, задание 15.1 сочинение на лингвистическую тему; 11 класс – задание 24). Большинство детей испытывает затруднение при выполнении таких заданий. Научные определения из справочной литературы не помогают. Особенно мои ученики затрудняются при нахождении метафоры, если она выражена именами существительными. Начинать знакомство с выразительными средствами нужно с 5-го класса. Поэтому я решила разработать урок русского языка «Роль имён существительных в художественном тексте. Сравнение. Метафора» (2 часа), чтобы дети увидели «рождение» метафоры, сумели на практике закрепить полученные знания. Урок провожу после изучения темы «Имя существительное». Дети знакомятся с метафорой и сравнением на уроках литературы, но (как показывает опыт) этого недостаточно. Следующий урок – после изучения темы «Глагол», на котором рассматривается глагольная метафора, олицетворение. В 6-ом классе и последующих работа продолжается. Учителю-словеснику на каждом уроке русского языка, литературы обязательно нужно находить время, чтобы поработать с учащимися над выразительными средствами языка. Для языковой разминки подбирать предложения или небольшие тексты из произведений художественной литературы, яркие, образные. Тогда, я уверена, всё получится.
Мой урок разработан в соответствии с развивающей программой «Школа 2100», которая опирается на технологию проблемно-диалогического обучения и системнодеятельностный подход, который нацелен на развитие личности.

Тип урока. Урок открытия новых знаний

Цели как деятельность учеников.

  • Личностные:
    • наблюдать за использованием слов в переносном значении в художественной речи;
    • сопоставлять прямое и переносное значения слова (метафору, сравнение);
    • устанавливать основания для переноса наименований (сходство признаков).
  • Метапредметные:
    • извлекать информацию из толковых словарей;
    • перерабатывать и преобразовывать информацию (составление схемы);
    • владеть разными видами аудирования.
  • Предметные:
    • обогатить устную и письменную речь образными выражениями – метафорами и сравнениями из поэтических текстов С.А.Есенина;
    • находить в художественном тексте тропы, в основе которых имена существительные; познакомиться с пунктуацией сравнительного оборота

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Введение в тему урока и её формулирование учениками Постановка проблемы.

1. Актуализация изученного. Подводящая к вопросу беседа

– Ребята, сегодня мы поговорим о роли имен существительных в речи. Какая это тема: широкая или узкая? (Широкая)
– Давайте вместе попробуем определить более узкую. Приложение 5 (слайд 1)

1) На болоте крячет цапля,
Четко хлюпает вода,
А из туч глядит, как капля,
Одинокая звезда.

2) В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Читайте также:  3 класс имя существительное с суффиксом онька

– Ребята, внимательно прочитайте стихотворные строфы. Понятен ли смысл? (Обсуждение)
– Определите стиль. (Художественный)
– Почему вы так думаете? (Речь образная, есть выразительные средства, называют их)
– В каком значении употреблены имена существительные? (В прямом и переносном)
Что значит переносное значение? (Не основное, вторичное, которое возникло на основе прямого и связано с ним по смыслу)
– Как называется употребление слова в переносном значении? (Троп)
– Назовите основные виды. (Эпитет, метафора, олицетворение, сравнение)
– Со всеми ли будем работать? Почему? (Нет, лишь с теми, которые состоят из имен существительных, т. е. со сравнениями и метафорами)
– Назовите их из поэтических строф. (Звезда, …как капля – сравнение; костер рябины красной – метафора)
– С какой целью они используются? (Высказывают своё мнение)
– Назовите ключевые слова урока? (Имя существительное, переносное значение, тропы, сравнение, метафора, художественный стиль речи)
– Предположите, какой может быть тема урока (После обсуждения и корректировки.. Имена существительные в художественном тексте. Сравнение, метафора.) (слайд 2)
– Где же можно встретить тропы? (У писателей, поэтов, их речь всегда отличается от нашей, она необычная, красивая)
– Вы правы, в языке мастеров слова: писателей, поэтов – действительно много ярких, образных выражений. А в повседневной жизни мы используем тропы? (…– Редко. – Если и используем, то не замечаем этого. – Когда пишем сочинения)
– Как вы думаете, почему? (Не можем придумать; тропы самому придумать трудно; красиво, как у писателей, не получается)
– Как же научиться красиво писать и говорить? (Надо учиться у писателей, в их произведениях находить тропы, запоминать их. Учиться самим придумывать)
– Что нужно для этого знать и уметь?(Надо знать, какой частью речи выражены и учиться находить)

2. Формулировка основного вопроса урока.

– Определяем проблему. (Как найти метафору и сравнение?)
– Ребята, а кто автор этих строк? (C. Есенин)
– Сегодня мы прочитаем поэтические строки великого русского поэта XX века Сергея Александровича Есенина, который, продолжая великое дело Пушкина, Гоголя, Толстого, ещё раз доказал неисчерпаемость возможностей, необыкновенную гибкость и выразительность нашего языка. Попытаемся найти сравнения и метафоры в его стихотворениях и определить их роль. Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать тему, вопрос (проблему) урока.

Коммуникативные УУД
1.Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
2.Слушать и слышать других, осуществлять речевую рефлексию

III Открытие новых знаний с опорой на изученное.
Развитие учебно­языковых и речевых умений. На слайде (слайд 3) и у каждого на парте – стихотворение «Пороша» (без 1 строфы) (Приложение 1)
– Что такое пороша? (Ответы) Давайте обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова и проверим. (Свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега)

1.Языковой анализ текста. Самостоятельная работа, обсуждение в паре, коллективная проверка

– Внимательно прочитайте стихотворение. Найдите тропы в первых двух строфах, запишите. (Олицетворение «словно белою косынкой подвязалася сосна», «понагнулась, как старушка» – сравнение)
– Какое выражение состоит только из существительных (Сравнение)
– Что с чем сравнивается? (Сосна со старушкой)
– Почему можно сравнить? (Сосна под тяжестью снега согнулась и стала похожа на старушку)
– Какое красивее? (У поэта)
– Почему? (Так легче представить, как выглядит сосна)
– Лес…старушка…что это вам напоминает? (Сказку)
– Да, ребята, сказочный образ. А что же обычно сравнивается? (Предметы, явления)
– А какая часть речи помогает? (Имя существительное)
– Из скольких частей состоит сравнение? (Из 2-х: что сравнивается и с чем сравнивается)
– Вспомним определение сравнения. (Образное выражение, которое построено на сопоставлении двух предметов)

2. Наблюдение над пунктуацией сравнительного оборота

Читайте также:  слова существительные на неделю

– С каким союзом употребляется? (Как)
– А теперь посмотрите на это предложение с точки зрения пунктуации? (Сложное, союзное, ССП, между частями запятая, в 1-ой части с обеих сторон выделяется запятыми смысловой отрезок « как старушка»)
– Попробуем задать вопрос и определить, какой это член предложения. (Обстоятельство)
– Запишите предложение в тетрадь и запомните, что смысловой отрезок сравнительный оборот в предложении является обстоятельством и всегда выделяется запятыми.

3. Групповая работа

Класс делится на 4 группы. ( по 4-5 человек). Каждый ученик получает рабочую карточку с цитатами из стихотворений С.А.Есенина Задания в группе одинаковы, цитаты разные. (Приложение 2)

Методическая рекомендация. Учитель планирует работу в группах так, как считает целесообразным. Это зависит от уровня подготовленности детей. В группе дети с разными учебными возможностями. Выбран командир (сменная должность). Важно, чтобы каждый сначала выполнил задание самостоятельно.

4. Проверка. (Каждая группа делится своими находками)

– Давайте проверим. Назовите сравнения (Вечер, как сажа; орёл, как точка;черёмуха, как метель; звезда, как капля; весна, как странница)
– Почему много сравнений? (Сравнения помогают нам лучше представить то, что увидел автор: очень тёмный вечер, кудрявые ветки черёмухи, орёл вдали совсем маленький)
– С какими союзами, кроме как, употребляется сравнительный оборот? (Снегом, точно серебром; ветки, что кудри; лебёдушка, словно зоренька)
– Что скажете о знаках препинания? (При любом союзе выделяются запятыми)
– Как же найти сравнение? (Нужно знать определение.По союзам как, будто, как будто, словно, точно, что) (Слайд 4)

5. Самостоятельная творческая работа

– А сейчас я предлагаю вам самим составить предложения со сравнительными оборотами. Вы можете использовать свои тропы или обратиться к слайду (слайд 5)

…будто лёгкий дымок,…точно лебяжий пух,… словно серебро,…что сахар,…как будто алмаз, . как золотистый янтарь,…словно добрая сказка,… точно шёлковая лента.

Уч-ся читают свои предложения. (Утром мороз приодел берёзку, она стала красивая, как невеста. Снег, словно лебяжий пух, медленно кружился в воздухе .Повсюду лежал снежок и блестел, словно серебро. На тротуаре снежок, будто искорки, вспыхивает)

– Легко ли было выполнять работу? (Не очень; трудно)
– Поэтому наша задача – почаще обращаться к художественным текстам, учиться у мастеров слова, пытаться употреблять в своих сочинениях тропы.

5. «Открытие» нового

– А теперь продолжим работу над стихотворением «Пороша».Найдите в 3 строфе тропы (лента дороги – метафора)
– «…Бесконечная дорога убегает лентой вдаль.» Как можно заменить? (Дорога убегает, как лента, это тоже сравнение) (Слайд 4)
– В каком падеже стоит сущ. лентой? (В творительном)
– Это 2-ой способ, когда для передачи значения сравнения используется существительное в творительном падеже, его ещё называют творительный сравнения, который можно заменить сравнительнымоборотом.

6. Групповая работа с последующей проверкой

Источник