Меню

тема урока имена существительные общего рода



Имена существительные общего рода
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) по теме

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию конспект урока русского языка в 6 классе с учетом требований ФГОС.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt.doc 76.5 КБ
prezentatsiya.ppt 141 КБ

Предварительный просмотр:

Имена существительные общего рода

Тип урока: урок « открытия» новых знаний.

Цели как деятельность учеников:

М/п: анализировать, обобщать, делать выводы, строить рассуждения.

П: распознавать существительные общего рода, соотносить их с определенной группой; правильно употреблять в речи существительные общего рода и существительные, обозначающие лиц по профессии.

Л: обогащать грамматический строй своей речи.

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Актуализация знаний.

— Определите слово по его лексическому значению, запишите, укажите род.

Здание, предназначенное для стоянки, ремонта электровозов и вагонов ( депо-с.р. ). Сигнальный щит, на котором автоматически показываются какие-либо результаты ( табло-с.р. ). Спортивная игра в мяч на воде ( поло-с.р. ). Низкорослая шотландская лошадь ( пони-м.р. ). Кусок мяса или рыбы, очищенный от костей ( филе-с.р. ). Знак препинания в виде длинной горизонтальной черточки ( тире-с.р. ).

— Как называются записанные вами существительные? (Несклоняемые).

— Что нужно знать, чтобы определили род несклоняемых существительных? (Несклоняемые имена существительные неодушевленные относятся к среднему роду, а одушевленные к женскому, если обозначают лиц женского пола и к мужскому, если обозначают лиц мужского пола или животных)

Анализировать, сравнивать, различать, устанавливать взаимосвязи.

Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

III. Постановка учебной задачи.

Материал для наблюдения.

— Скажите, о мальчике или о девочке идёт речь в предложениях? Можно ли определить к кому относятся эти слова? Почему?

«Умница!» – сказала мама.
«Что же ты за непоседа?!» — воскликнула бабушка.
«Ну и соня же ты!» – не выдержал папа.

«Умница, дочка!» – сказала мама.
«Что же ты за непоседа, внучок!?» – воскликнула бабушка.
«Брат, ну ты и соня!» – не выдержал папа.
— А сейчас вы можете определить, о ком идёт речь в этих предложениях? Можно ли определить род этих существительных?

— Определите род существительных умница, непоседа, соня.

— А так можно сказать?

«Умница, сынок!» – сказала мама.
«Что же ты за непоседа, внученька?!» – воскликнула бабушка.
«Сестра, ну ты и соня!» — не выдержал папа.
— Определите род существительных умница, непоседа, соня.

— Какое противоречие вы заметили? (Oдно и то же слово может обозначать лиц как мужского пола, так и женского пола).

— Что вам помогло определить род существительных? (Контекст).

— Как вы считаете можно ли их род назвать общим? (Можно).

— Как будут называться такие существительные? (Существительные общего рода).

Запишем тему урока: «Имена существительные общего рода».

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

IV. Открытие новых знаний.

1. – Определите по лексическому значению слово общего рода и запишите его:

а) Человек, которому не сидится на месте. ( Непоседа .)

б) Недоучившийся, мало знающий человек. ( Недоучка .)

в) Неуклюжий, неловкий человек. ( Недотёпа .)

г) Неаккуратный человек. ( Неряха. )

— Составьте предложение с любым из этих слов, определите род.

– Что объединяет все записанные вами слова? (Это существительные общего рода с окончанием –а. Они отрицательно характеризуют человека, пишутся с не слитно.)

2. Чтение текста в учебнике – стр.145

— Чем можно дополнить текст учебника? (Характеризуют человека).

— По каким признакам можно найти слова общего рода в тексте? (По окончанию а — я в И.п. ед.ч.).

3. — Проблемный вопрос : правильно ли утверждать, что слова учитель, врач, профессор являются существительными общего рода, т.к. они называют как мужчин (лиц мужского пола), так и женщин (лиц женского пола).

( Нет, эти существительные имеют нулевое окончание, а не окончание а, они не характеризуют лицо, а называют профессию, род деятельности, поэтому не являются словами общего рода).

4. Сравните свои выводы и наблюдения со схемой:

И.п. ед.ч. значение

А / Я лица (чаще отр.)

жен. пола муж. пола

прил. АЯ прил. ЫЙ ИЙ ОЙ

врач□, инженер□, директор□

(независимо от пола лица!)

1. Искать пути решения проблемы.

2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1. Извлекать информацию, представленную в разных формах, ориентироваться в своей системе знаний.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

V. Первичное закрепление.

Электронная физминутка «Звездочет»

— Предлагаю вам выполнить гимнастику для глаз по схемам, которые вы увидите на слайдах, затем выполнить упражнения за движущейся звездочкой, при мигании звездочки необходимо моргать. При этом звезды нужно посчитать. Самый точный и будет звездочет (28 звезд).

Работа с учебником – упр.277

  1. Сережа – круглый сирота (м.р.). Маша – круглая сирота (ж.р.).
  2. Миша – большой забияка (м.р.). Марина – удивительная забияка (ж.р.).
  3. «Какой ты зазнайка, Петя»,- удивилась мама. «»Какая ты зазнайка, Люба», — удивилась мама.

1. Анализировать, устанавливать сходство и различия, делать выводы.

2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала, конструировать, строить рассуждения.

VI. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.

— Определите род имён существительных, запишите слова, разбив их на столбики: мужской род, женский род, общий род.

Носок, мозоль, забияка, вестибюль, тюль, растяпа, фамилия, рояль, мышь, непоседа, врач, стража, умник, умница.

— Обменяйтесь тетрадями. Проверьте работу, поставьте оценку.

мужской род женский род общий род

носок мозоль забияка

вестибюль фамилия растяпа

тюль мышь непоседа

рояль стража умница

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Осуществлять взаимный контроль.

VI I. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

— Послушайте сказку, о чем она, как бы вы ее озаглавили?

Среди частей речи прошел слух, что заболело Существительное. Его приятели Прилагательное и Местоимение забеспокоились. Поспешили узнать, что случилось. Оказалось, что дети путают род Существительного. Прилагательное предложило Существительному свою помощь.

“Не грусти, мы поможем тебе. Постараемся не оставлять тебя в одиночестве, будем с тобой рядом и поможем определить твой род: соломенная шляпка, тяжелый рюкзак”, — сказало Прилагательное. “Я тоже помогу ребятам узнать твой род”, — сказало Местоимение. (Мой рюкзак, моя соломенная шляпка.) Особенно мы пригодимся ребятам при определении рода таких слов, как тихоня, лакомка, грязнуля, задира, сластена, неряха, ведь их род можно узнать только тогда, когда мы стоим рядом: большой (этот) грязнуля и большая (эта) грязнуля. Повеселело Существительное от дружеской поддержки и стало выздоравливать. Не напрасно в народе говориться: “Друзья познаются в беде!”.

— О чем эта сказка? Как бы вы ее озаглавили?

— Перечислите действия, которые надо совершить, чтобы помочь существительному?

1. Извлекать информацию из текста.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

V III. Рефлексия.

— Что нового вы сегодня узнали на уроке?

— Почему они так называются?

— Как определить род этих существительных?

— Оцените себя, опираясь на алгоритм самооценки.

— Сегодня я узнал(а)…

— У меня получилось…

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

XI. Домашнее задание.

Составить таблицу «Род имен существительных».

Написать рассказ с использованием слов общего рода.

Источник

Урок «Имена существительные общего рода». 6-й класс

Класс: 6

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (246,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель:

  • дать понятие о существительных общего рода.

Задачи:

образовательная:

  • формировать у учащихся навыки нахождения имен существительных общего рода, умение находить такие слова в предложении, в тексте.

развивающая:

  • развивать умение самостоятельно получать знания; развивать любознательность, сообразительность, внимательность, орфографическую зоркость; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.

воспитательная:

  • пробуждать познавательный интерес к урокам русского языка и окружающим явлениям; воспитывать трудолюбие, ответственность, честность.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, маршрутные листы, раздаточный материал.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.

Ход урока

I. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок необычный. И необычный он не только потому, что в классе присутствуют гости, но и потому, что сейчас мы с Вами отправимся в гости. А к кому и куда мы узнаем чуть позже, выполнив одно небольшое задание и закрепив наши знания об имени существительном. А теперь повернитесь к своему соседу по парте, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и пусть хорошее настроение сохранится у Вас до конца урока. Приступим!

II. Проверка домашнего задания:

1. Буквенный диктант.

Задание: ответить про себя на вопрос, в строку записать лишь первую букву ответа.

1. Найдите в предложении существительное женского рода:

На темном небе зажглась звезда.

2. Страна – это имя собственное или нарицательное?

3. Найдите в предложении существительное 2 склонения:

В моём аквариуме живут золотые рыбки.

4. Назовите падеж, который отвечает на вопросы кто? что?

5. Найдите в предложении одушевленное имя существительное.

Из окна своей квартиры я наблюдал за кошкой.

6. Слова, противоположные по значению.

III. Актуализация знаний.

  • Какое слово у Вас получилось?

— Я надеюсь, что вы все сегодня хорошо поработаете на уроке, покажете свои знания, приобретете новые, и в конце урока я смогу каждого назвать ЗНАЙКОЙ.

  • Каково его лексическое значение?
  • А какой антоним мы можем подобрать к данному слову? (Незнайка)
  • Вы уже встречались с этим персонажем? (Незнайка — литературный персонаж, описываемый как представитель племени маленьких человечков-коротышек, герой посвящённой его приключениям трилогии Николая Носова)
  • Вы, наверное, уже догадались, к кому мы с Вами отправимся в гости? (к Незнайке в Цветочный город)
  • Верно! Давайте познакомимся с этим персонажем поближе и выполним морфологический разбор слова НЕЗНАЙКА.

1. Часть речи – имя существительное (обозначает предмет и отвечает на вопрос кто?).

2. Начальная форма (им. п., ед. ч.) – Незнайка.

Постоянные морфологические признаки:
а) собственное или нарицательное;
б) одушевленное или неодушевленное;
в) 1 склонение;
г) род (?)

  • Всегда ли данное существительное будет относиться к мужскому роду?

Например: Моя подруга такая незнайка!

  • Какого же рода слова, если оно применимо и к мальчику, и к девочке? А на вопрос, к какому роду относится слово НЕЗНАЙКА, мы ответим в конце урока.
  • Значит, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
  • Как Вы думаете, какие цели мы поставим перед собой на уроке? (познакомиться с грамматическими особенностями существительных, которые могут обозначать лицо как женского пола, так и мужского)

IV. Изучение нового материала.

1. Объяснение учителя.

— В русском языке есть ряд существительных на –а, –я, которые могут называть как лиц женского пола, так и лиц мужского пола. Такие слова являются существительными общего рода.

  • Посмотрите на 2 словосочетания. Что у них общего? В чем их различие?
    • ужасная неряха
    • ужасный неряха

— Прилагательные с такими существительными согласуются и в женском, и в мужском роде.

— Существительные общего рода имеют оценочное значение, эмоциональную окраску: положительную, чаще отрицательную характеристику.

  • Приведите примеры эмоционально окрашенных слов с положительной характеристикой (умница), с отрицательной характеристикой (неумейка).

2. Выявление восприятия. Работа со словарем (работа в парах).

— Вот мы с Вами и оказались в Цветочном городе. Знайка опять устраивает опыты, он нечаянно включил свой прибор невесомости. Из-за этого слова и их лексические значения перепутались.

Задание: соединить слова с их лексическим значением.

Источник

Конспект урока «Имена существительные общего рода»

Содержимое публикации

Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему:

«Имена существительные общего рода»

Цель:дать понятие о существительных общего рода.

— формировать у учащихся навыки нахождения имен существительных общего рода, умение находить такие слова в предложении, в тексте.

— развивать умение самостоятельно получать знания; развивать любознательность, сообразительность, внимательность, орфографическую зоркость; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.

— пробуждать познавательный интерес к урокам русского языка и окружающим явлениям; воспитывать трудолюбие, ответственность, честность.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, маршрутные листы, раздаточный материал.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.

I. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок необычный. И необычный он потому, что сейчас мы с Вами отправимся в гости. А к кому и куда мы узнаем чуть позже, выполнив одно небольшое задание и закрепив наши знания об имени существительном. А теперь повернитесь к своему соседу по парте, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и пусть хорошее настроение сохранится у Вас до конца урока. Приступим!

II. Проверка домашнего задания:

1. Буквенный диктант.

Задание: ответить про себя на вопрос, в строку записать лишь первую букву ответа.

1. Найдите в предложении существительное женского рода:

На темном небе зажглась звезда.

2. Страна – это имя собственное или нарицательное?

3. Найдите в предложении существительное 2 склонения:

В моём аквариуме живут золотые рыбки.

4. Назовите падеж, который отвечает на вопросы кто? что?

5. Найдите в предложении одушевленное имя существительное.

Из окна своей квартиры я наблюдал за кошкой.

6. Слова, противоположные по значению.

III. Актуализация знаний.

Какое слово у Вас получилось?

— Я надеюсь, что вы все сегодня хорошо поработаете на уроке, покажете свои знания, приобретете новые, и в конце урока я смогу каждого назвать ЗНАЙКОЙ.

Каково его лексическое значение?

А какой антоним мы можем подобрать к данному слову? (Незнайка)

Вы уже встречались с этим персонажем? (Незнайка — литературный персонаж, описываемый как представитель племени маленьких человечков-коротышек, герой посвящённой его приключениям трилогии Николая Носова)

Вы, наверное, уже догадались, к кому мы с Вами отправимся в гости? (к Незнайке в Цветочный город)

Верно! Давайте познакомимся с этим персонажем поближе и выполним морфологический разбор слова НЕЗНАЙКА.

1. Часть речи – имя существительное (обозначает предмет и отвечает на вопрос кто?).

2. Начальная форма (им. п., ед. ч.) – Незнайка.

Постоянные морфологические признаки:
а) собственное или нарицательное;
б) одушевленное или неодушевленное;
в) 1 склонение;
г) род (?)

Всегда ли данное существительное будет относиться к мужскому роду?

Например: Моя подруга такая незнайка!

Какого же рода слова, если оно применимо и к мальчику, и к девочке? А на вопрос, к какому роду относится слово НЕЗНАЙКА, мы ответим в конце урока.

Значит, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Как Вы думаете, какие цели мы поставим перед собой на уроке? (познакомиться с грамматическими особенностями существительных, которые могут обозначать лицо как женского пола, так и мужского)

IV. Изучение нового материала.

1. Объяснение учителя.

— В русском языке есть ряд существительных на –а, –я, которые могут называть как лиц женского пола, так и лиц мужского пола. Такие слова являются существительными общего рода.

Посмотрите на 2 словосочетания. Что у них общего? В чем их различие?

— Прилагательные с такими существительными согласуются и в женском, и в мужском роде.

— Существительные общего рода имеют оценочное значение, эмоциональную окраску: положительную, чаще отрицательную характеристику.

Приведите примеры эмоционально окрашенных слов с положительной характеристикой (умница), с отрицательной характеристикой (неумейка).

2. Выявление восприятия. Работа со словарем (работа в парах).

— Вот мы с Вами и оказались в Цветочном городе. Знайка опять устраивает опыты, он нечаянно включил свой прибор невесомости. Из-за этого слова и их лексические значения перепутались.

Задание: соединить слова с их лексическим значением.

неопрятный, грязный человек.

горемычный (несчастный) человек.

непоседливый человек (обычно о ребёнке).

неловкий человек, делающий всё рассеянно и плохо.

тот, кто подлизывается к кому-нибудь.

тот, кто болтает вздор, пустяки.

ненасытный, прожорливый человек.

очень хитрый человек.

тот, кто много и часто плачет.

V. Закрепление изученного материала.

1. Работа с текстом.

— Ребята! В школу пришло письмо из Цветочного города от Ромашки.

Задание: Прочитайте текст. Подчеркните имена существительные общего рода, определите их род.

Ребята, мне нужна ваша помощь! Я уже устала от Незнайки, даже не знаю, что с ним делать. Он стал таким зазнайкой и хвастунишкой. Все жители Цветочного города считают его невежей. А недавно Кнопочка мне сказала, что я стала такая плакса. Думаю, во всём виноват этот несносный коротышка. Ещё хочу поделиться с вами своими планами на будущее: я решила стать преподавателем, чтобы обучить нашего Незнайку хорошим манерам. Вы только представьте: курс лекций по этикету проведет кандидат наук Ромашка. Жду с нетерпением Ваших советов. До скорой встречи.

Какие слова у Вас получились? У Вас получилось определить род у этих слов?

2. Словарная работа.

Какое слово Вам не знакомо? Каково значение слова невежа? Где мы можем посмотреть толкование слова, его лексическое значение?

— Обратимся к толковому словарю русского языка С.И. Ожегова.
Невежа – грубый, невоспитанный человек.

(Невежи точно судят так:

В чем толку не поймут, то все у них пустяк.

(«Петух и Жемчужное зерно»)

Есть еще одно слово – невежда. Каково его лексическое значение?

Невежда – малообразованный, малосведущий человек.

(Невежда также в ослепленье

‎Бранит науки и ученье,

‎И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды. («Свинья под дубом»)

Как вы думаете, являются ли слова НЕВЕЖА и НЕВЕЖДА синонимами? Почему?

Как называются слова, близкие по написанию, звучанию и произношению, но различные по лексическому значению? (Паронимы).

Придумайте предложение с одним из этих слов.

Вернемся к нашему тексту. Обратим внимание на слова преподаватель и кандидат. К какому роду они относятся? Почему?

3. Работа с учебником. Чтение правила. Обсуждение.

К какому же роду относятся слова ПРЕПОДАВАТЕЛЬ и КАНДИДАТ? Как Вы это выяснили? (Решила стать преподавателем, кандидат наук Ромашка.)

Мы работали, устали.
Теперь, трудяги, дружно встали!
Чтобы было все в порядке,
Надо сделать нам зарядку.
Умницы и молодцы
Потянитесь от души!
Кто невежей не слывет,
Вам направо поворот.
Повернитесь все налево,
«Молодчины!» — скажу смело.
Сони руки вверх подняли,
Правой ручкой помахали.
Кто у нас не хвастунишка,
То левой ручкой помаши-ка.
Чистюли ручками похлопали,
Зазнайки ножками потопали.
Теперь согнулись, разогнулись,
И друг другу улыбнулись.
Не важно, кто правша, левша,
Садитесь на свои места.

4. Игра «Отгадай слово».

— а) Ребята! Художнику Тюбику из Цветочного города нужна наша помощь: он нарисовал несколько картин, а придумать им название у него не получается. Вы готовы ему помочь?

Задание: Соотнесите иллюстрации со словами-существительными общего рода.

(Грязнуля, сладкоежка, плакса, соня, кривляка.)

— б) Молодцы! Вы помогли Тюбику с названием его картин. Я думаю, что с заданием, которое нам придумал музыкант Гусля, мы точно справимся.
Гусля подобрал для нас песни, в которых встречаются слова-существительные общего рода.
Задание: прослушать отрывки из песен и выписать из них имена существительные общего рода.

(1. Говорят мне, что я жадина… из мультфильма «Жила-была царевна»;

2. Дети грязи не боятся… из мультфильма «Жила-была царевна»;

3. Песенка друзей из мультфильма «Мы едем, едем, едем в далекие края;

4. Песня «Почемучка-почемучки»;

5. Песня Дюдюки Барбидокской;

6. Песня «Солнышко лучистое любит скакать».)

(Лежебоки, жадина, замарашка, забияка, почемучка, бяка, привереда, злюка, ябеда, вредина.)

5. «Попробуй, сочини!» (групповая работа)

— Ребята! А вы знаете, что Незнайка пробовал сочинять стихи, но у него не получилось. Поэтому он предложил нам посочинять, и даже рифмы для нас придумал.

Задание: сочинить двустишие (четверостишие) на заданные рифмы, в которых есть имена существительные общего рода.
Например: Я поэт, зовусь Незнайка.

От меня вам балалайка. (из рассказа Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»)

Источник

Читайте также:  бел корень существительное к нему