Меню

тема урока согласование имен существительных с именами прилагательными



Групповое логопедическое занятие «Согласование имен существительных и прилагательных по родам и числам»

Разделы: Логопедия

Цель. Формировать умение согласовывать имена существительные и имена прилагательные по родам и числам.

Коррекционно-образовательные:

  • учить правильно согласовывать имена существительные и имена прилагательные по родам и числам;
  • закреплять умение правильно определять имена существительные (слова-предметы) и имена прилагательные (слова–признаки);
  • закреплять умение определять первый звук в словах;
  • закреплять умение делить слова на слоги;
  • совершенствовать умение составлять предложения по заданной схеме;
  • совершенствовать технику чтения.
  • Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать звукослоговой анализ и синтез;
  • развивать слуховое и зрительное внимание;
  • развивать навыки словообразования;
  • расширять словарный запас;
  • развивать внимание, память, способность к переключению.
  • Коррекционно-воспитательные:

  • создавать условия для воспитания положительного отношения к процессу письма и чтения.
  • воспитывать организованность, самостоятельность и самоконтроль за речью;
  • воспитывать познавательный интерес.
  • Оборудование.

  • Демонстрационный материал: домики (приложение 1), предметные картинки кукол и машин (приложение 2), предметные картинки (ежик, гриб), стрелка, два желтых треугольника (приложение 3), таблица (приложение 5), мяч.
  • Раздаточный материал: тетради, ручки, карандаши, распечатанные задания (приложение 4), предметные картинки (приложение 6).
  • 1. Организационный момент

    Упражнение “Подбери слово”.

    Логопед: “ Здравствуйте. Мы начинаем наше занятие. Займет свое место тот, кто назовёт слово, которое начинается с гласного звука”.

    Учащиеся называет слово и ответивший правильно ребенок занимает свое место.

    2. Повторение пройденного.

    Упражнение “Где слово живет?”

    Логопед раздает учащимся предметные карточки: арбуз, вишня, белка, сорока, крот, машина, матрешка, шарф, автобус. (Приложение 1).

    Логопед: “Определите сколько в слове слогов, и поместите карточку в соответствующий дом”.

    3. Сообщение темы занятия

    Логопед: “Сейчас я вам загадаю загадки, а вы попробуйте определить какое из слов-предметов, которые есть на доске, я загадала”.

    1. Круглый, круглый
    Сладкий, сладкий
    С полосатой кожей гладкой,
    А разрежешь – посмотри:
    Красный, красный он внутри. (Арбуз)

    2. Была зеленой маленькой,
    Потом я стала аленькой.
    На солнце потемнела я,
    И вот теперь я спелая. (Вишня)

    3. Непоседа пестрая —
    Птица длиннохвостая,
    Птица говорливая,
    Самая болтливая. (Сорока)

    4. Зверька узнаем мы с тобой
    По двум простым приметам:
    Он в шубе серенькой зимой,
    А в рыжей шубке – летом. (Белка)

    Логопед: “Скажите, какие слова вам помогали понять, о каком предмете я говорю (Слова-признаки). Правильно. Сегодня мы будем учиться подбирать слова-признаки к словам-предметам”.

    4. Основная часть.

    1. Магазин “Игрушка”

    Логопед вывешивает на доске изображения кукол и машин. (Приложение 2)

    Логопед: “Представьте, что мы пошли в магазин игрушек и хотим купить себе игрушку (куклу или машину). Выберите, какую игрушку вы хотите купить и опишите ее, а “продавец” ее найдет и вам даст”.

    Логопед по очереди выбирает детей, кто играет роль продавца.

    2. Подбери предложение к схеме. (Приложение 3)

    Логопед размещает на доске изображения ежика и гриба.

    Логопед: “Скажите, как узнать, что изображено на картинках. (Задать вопрос: Это кто? Это что?).

    Составьте предложение, используя эти картинки, и поможет вам в этом еще одно слово. (Логопед показывает стрелку и ставит ее между картинками). Какое слово обозначает стрелка?” (Слово-действие).

    Учащиеся составляют предложения из 3 слов.

    Логопед выбирает одно из перечисленных предложений: “Давайте нарисуем схему этого предложения. Как мы обозначаем на схеме начало предложения? (Вертикальной чертой) Как обозначаем конец предложения?” (Ставим точку).

    Читайте также:  не изменяющиеся имена существительные в английском языке

    Вызванный ребенок рисует схему предложения. Дети зарисовывают схему в своих тетрадях.

    Логопед: “Сколько слов в предложении? (Три). А теперь я поставлю перед ежиком треугольник. Треугольник обозначает слово-признак. Давайте повторим наше предложение и добавим слово-признак, скажем какой ежик?”.

    Логопед выслушивает ответы детей и просит одного ребенка нарисовать схему получившегося предложения. Дети зарисовывают схему в своих тетрадях.

    Логопед: “Сколько теперь слов в нашем предложении? (Четыре). А теперь я поставлю еще один треугольник, но перед грибом. К какому слову надо добавить слово-признак?” (К слову “гриб”).

    Логопед выслушивает ответы детей и просит одного ребенка нарисовать схему получившегося предложения. Дети зарисовывают схему в своих тетрадях.

    Логопед: “Сколько теперь слов в нашем предложении? (Пять). Какие слова помогали нам увеличить количество слов в предложении? (Слова-признаки). Молодцы”.

    5. Физкультминутка. Посчитаем.

    Логопед предлагает учащимся встать в круг и посчитать каждый предмет до 5 предметов (большой мяч, белое облако, вкусная конфета). Учащиеся передают мяч и называют словосочетание с нужным числительным.

    6. Основная часть

    Логопед раздает детям таблички со словами-признаками и предметными картинками. (Приложение 4)

    Логопед: “Давайте прочитаем слова-признаки и определим, о каком предмете они говорят”.

    Учащиеся подбирают к словам-признакам соответствующую предметную картинку и соединяют их линией.

    Логопед: “Я вам сейчас прочитаю стихотворение и прошу вас помочь мне подобрать не достающее слово-противник. Но это будет не простое слово-признак, я слово противоположное по смыслу.

    “Скажу я “высокий”, ответите — . (низкий),

    “Далекий” скажу, вы ответите . (близкий),

    Скажу я “шершавый”, вы скажите “гладкий”,

    А “кислый” скажу, вы ответите . (сладкий).

    Логопед: Молодцы. А теперь я вам буду говорить словосочетания, а вы попробуйте подобрать противоположное значение слова-признака: новый дом, хорошая ягода, светлая комната, молодой человек, маленькая собака, жаркий день, добрый волшебник, молчаливый попугай, чистый снег, грустный клоун, длинная ленточка, узкая дорога”.

    3. Заполни таблицу.

    Логопед вывешивает на доске таблицу. (Приложение 5)

    Логопед: “Давайте заполним таблицу: я вам дам предметную картинку (Приложение 6), а вы найдите, где ее дом в таблице и поместите картинку в соответствующую ячейку. Обращайте внимание на два основных признака: цвет и форму предмета”.

    8. Итог занятия. Муха.

    Логопед: “Скажите, какие слова вы сегодня учились подбирать. С нами хочет поиграть муха. Я вам буду говорить, куда полетела муха, а вы скажете на какой предмет она села. Муха начинает свой полет с мяча. Муха полетела на 2 клетки вправо и на 3 клетки вверх. На какой предмет села муха? (На елку). Найдите такой предмет в классе и возьмите карточку с буквой. Муха летите дальше. Муха перелетела на 1 клетку влево и 2 клетки вниз. На какой предмет села муза? (На цветок). Найдите такой предмет в классе и возьмите карточку с буквой. Муха перелетает на 1 клетку вверх, на 1 клетку влево и на 1 клетку вверх. На какой предмет села муха? (На дерево). Найдите такой предмет в классе и возьмите карточку с буквой. Из полученных букв соберите слово. Какое слово получилось? (Ура). Молодцы”.

    9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

    Источник

    Тема урока согласование имен существительных с именами прилагательными

    «Согласование имён прилагательных и существительных»

    Иродовская Татьяна Николаевна,

    учитель начальных классов

    КГУ «Новосветловская средняя школа»

    Тип урока: комбинированный

    Читайте также:  шпаргалка морфологический разбор существительного

    Цель урока: Закрепление учащимися навыков определения рода, числа, падежа имени прилагательного в согласовании с именем существительным, умений выделять окончания имён прилагательных. Развитие орфографической зоркости у

    1. Способствовать закреплению умения составлять словосочетания «прилагательное + существительное»;

    2. Способствовать активизации, обогащению словаря прилагательных, развитию зрительного внимания, умения сравнивать;

    3. Способствовать воспитанию познавательной активности к русскому языку как к учебному предмету, самоконтроля при выполнении письменных и устных заданий.

    Методы: словесный и наглядный

    Форма: индивидуальная и коллективная

    ТСО: компьютер, интерактивная доска, презентация Power Point.

    I.Психологический настрой (Слайд 1)

    Улыбкой ясная природа,

    Сквозь сон встречает утро года.

    Синея, блещут небеса

    Еще прозрачные леса,

    Как будто пухом зеленеют.

    Собирает нас звонок

    На замечательный урок!

    Подравнялись, тихо встали,

    Глазки на меня подняли! Садитесь!

    II. Актуализация опорных знаний. (Слайд 2)

    -Что называется именем существительным?

    -Как изменяются имена существительные?

    -Что называется именем прилагательных?

    (Часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?)

    -Как изменяются имена прилагательные?

    (По родам, числам, падежам)

    -Как определить род, число и падеж имен прилагательных?

    (По имени существительному, с которым оно согласуется)

    III. Ввод в тему. (Слайд 3)

    -Ребята, к вам прилетели снежинки. Соберите их вместе и прочитайте тему нашего урока.

    «Согласование имён прилагательных с именами существительными».

    IV. Запись в тетрадь числа. (Слайд 4)

    V. Минутка чистописания. (Слайд 5)

    Кружась легко и неумело,

    Снежинка села на стекло.

    Шел ночью снег густой и белый —

    От снега в комнате светло.

    (Александр Твардовский «Опять зима»)

    — Найдите в четверостишие имена прилагательные.

    — С каким существительным они согласуются? Определите род, число и падеж имен прилагательных.

    (густой и белый снег – м.р., ед.ч., Имен.падеж.)

    VI. Словарная работа. (слайд 6)

    Одежда — совокупность предметов (из ткани, меха и т.п.),

    которыми покрывают тело или которые надевают на него.

    Одежда – существительное, неодушевлённое, женского рода, 1-го склонения.

    — Какой бывает одежда?

    Игра «Раскрась слово» (Слайд 7)

    VII. Работа над темой урока.

    1.Слово учителя. (Слайд 8)

    «Существительное обозначает предмет, а прилагательное признак предмета, то есть признак существительного. Мы с вами уже знаем, что эти две части речи тесно связаны между собой. Прилагательное согласуется с именем существительным в роде, числе и падеже. Сегодня на уроке мы будем упражняться согласовывать имена прилагательные с именами существительными». Имя прилагательное всегда дружит с именем существительным, поэтому имеет те же грамматические признаки, что и существительное, с которым оно связанно. Называется эта особенность согласование.

    2. Работа с учебником. (Слайд 9)

    Страница 108 упражнение 282 (у доски и в тетрадях)

    Прочитай неполные предложения. Вставь нужные по смыслу имена прилагательные. Спиши. Определи их род.

    1. Река …. а ручей …. . 2. Камень …., а вата … 3.Сметана …, а чай …. .

    4. Сажа …, а снег …. 5. Зимой день …., а ночь ….. 6. Нитка …., а канат …. .

    7. Ворона …. а воробей ….

    3. Игра с мячом (Слайд 10)

    (превращение формы единственного числа в форму множественного числа, и наоборот). Дети образуют формы единственного и множественного числа.

    Сильный мороз — … Родные просторы — …

    Выносливый парень — … Любимые страны — …

    Храбрый волк — … Надежная подруга — …

    Читайте также:  запишите по два существительных образованных с помощью указанных суффиксов

    Пушистый снег — … Снежные зимы — …

    Огромный сугроб — … Красивые дома — …

    Морозный день — … Зимние узоры — …

    4. Физминутка «Грамматический чай». (Слайд 11)

    -Ребята, как вы уже, наверное, заметили, наш урок украшает зимняя тема. И чтобы нам немного согреться, давайте на нашей физминутке попьем чай. Но чай будет не простой – грамматический.

    С кем же мы сегодня будем пить грамматический чай? Давайте познакомимся. Поднимите руку те гости, которые…

    — считают русский язык своим любимым школьным предметом

    — имеют дома словари русского языка

    — знают, сколько букв в русском алфавите

    — могут без запинки и правильно произнести все буквы русского алфавита

    — умеют разгадывать ребусы

    — могут произнести слово «звонит» с правильным ударением

    — никогда не произносят слово «блин» в качестве ругательного

    (Дети и гости пьют чай)

    5. Задание «Склоняем ….. лимон» (Слайд 12)

    -Ребята, посмотрите, что у вас находится в чае? (Лимон)

    — Подберите прилагательные к слову лимон. (Кислый, вкусный, желтый, сочный и т.д.)

    -Давайте, просклоняем словосочетание кислый лимон по падежам и выделим окончания прилагательных.

    И.п. лимон (какой?) кислый

    Р.п. лимона (какого?) кислого

    Д.п. лимону (какому?) кислому

    В.п. лимон (какой?) кислый

    Т.п. лимоном (каким?) кислым

    П.п. о лимоне (каком?) кислом

    6. Задание «Работаем быстро. » (Слайд 13)

    А теперь внимание.

    В эти словосочетания.

    — В этих прилагательных «потерялось окончание». Вы должны вставить окончание и прочитать словосочетание в быстром темпе.

    утренн ___ туман

    после грибн ___ дождя

    к русск ___ человеку

    в космическ ___ корабле

    долгожданн ___ телеграмму

    красн ___ карандашом

    от зимн____ мороза

    с лучш…. приятелем

    в ночн_____ небе

    богат ____ урожай

    модн ____ блузка

    в больш____ сугробе

    7. Задание «Исправь ошибки» (Слайд 14)

    Мальчик Боря на доске написал такое:

    Плывёт лодка по реке серое, большое,

    А на лодке плывут весёлая друзья,

    И везут они с собой забавная игра.

    Что же это за игра?

    Лучше дальше вам слова ещё я напишу.

    В небе звёзды яркая светят и горят,

    А друзья с вопросами к вам уже спешат.

    Мальчик Боря отошёл, ещё раз он всё прочёл,

    Но ошибок не нашёл.

    Он решил запутать вас.

    Кто исправит весь рассказ?

    -Чего не знал Боря?

    -Как нужно поступить, чтобы правильно написать окончания прилагательных?

    Это правило можно сформулировать в шутливой форме: не хочешь оставаться с носом, проверяй окончания вопросом.

    Выпишем те словосочетания, в которых Боря допустил ошибки, укажите число, род, падеж.(1 человек у доски).

    8. Задание «Образуй прилагательное». (Слайд 15)

    Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой.

    Записать названия магазинов по видам товаров, которые в них продаются. Выделить окончания, обозначить род.

    (Книги, хлеб, продукты, овощи, мебель, посуда)

    VIII. Обобщение (Слайд 16)

    Итак, ребята, над чем работали сегодня на уроке?

    -В чем согласуются имена прилагательные с именами существительными?

    (В роде, числе и падеже)

    IX. Рефлексия (Слайд 17)

    В конце занятия давайте немного пошутим, ответим на мои вопросы.

    Это верно или нет?

    Что как сажа чёрный снег?

    Сахар горький, уголь белый?

    Ну а трус, как заяц смелый?

    Урок сегодня был удачный?

    Не прошёл для вас он зря?

    Источник

    Тема урока согласование имен существительных с именами прилагательными

    

    Конспект урока. Русский язык как неродной. Согласование имён прилагательных и существительных в числе и роде.
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

    Скачать:

    Вложение Размер
    urok_po_rnya.docx 7.7 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Согласование имён прилагательных и существительных в числе и роде»

    закрепление навыков определения рода, числа имени прилагательного в согласовании с именем существительным;

    развитие умений правильно изменять форму прилагательного (окончание) при согласовании с именем существительным.

    1. способствовать закреплению умения составлять словосочетания «прилагательное + существительное»;

    2. способствовать активизации, обогащению словаря;

    3. способствовать воспитанию познавательной активности к русскому языку как к учебному предмету, самоконтроля при выполнении письменных и устных заданий;

    4. развитие орфографической зоркости..

    I. Психологический настрой.

    Улыбкой ясная природа,

    Сквозь сон встречает утро года.

    Синея, блещут небеса

    Еще прозрачные леса,

    Как будто пухом зеленеют.

    Собирает нас звонок

    На замечательный урок!

    II. Актуализация опорных знаний.

    — Какая сегодня погода? (Хорошая, солнечная, тёплая, безветренная.)

    — Как мы скажем про сегодняшний день, если у него те же признаки? Какой сегодня день? (День тёплый, солнечный, безветренный.)

    — Какое сегодня небо? (Безоблачное, чистое, голубое.)

    — В какое время года бывает такая погода? (Весной.)

    — Значит, погода какая? (Погода весенняя.)

    — А как мы скажем про день? (День весенний.)

    — Про небо? (Небо весеннее.)

    — Про дни? (Дни весенние.)

    — Слова какой части речи помогли нам точно и ярко описать сегодняшнюю погоду?

    -Что вы знаете об имени существительном?

    -А что вы знаете об имени прилагательном?

    — Существительное обозначает предмет, а прилагательное признак предмета, то есть признак существительного. Мы с вами уже знаем, что эти две части речи тесно связаны между собой.

    -Послушайте рассказ из книги «Веселая грамматика» (выступление ученика).

    В переводе с латыни «имя прилагательное» означает «нечто подкинутое», «прибавленное», «приложенное». Отвечают имена прилагательные на четыре вопроса: какой? какая? какое? какие? – в зависимости от того, какие имена существительные стоят рядом с ними.

    Каждый вопрос предназначен только для одного рода имени существительного. Имена прилагательные хитрые, они «прилаживаются», присоединяются, приспосабливаются к роду имени существительного. Род имени прилагательного определяют по роду имени существительного. Число тоже определяют по имени существительному.

    III. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)

    -Итак, имена прилагательные, как вы знаете, «прилаживаются», присоединяются, приспосабливаются к именам существительным. То есть, прилагательное согласуется с именем существительным в роде, числе и падеже. Называется эта особенность согласование.

    — Кто поможет мне сформулировать тему урока?

    «Согласование имён прилагательных с именами существительными».

    — Какие задачи мы поставим перед собой?

    -Ребята, недавно ученики 2-го класса писали сочинение. Вот одно из них. Это сочинение мальчика.

    «Наступила весна. По небу плывёт белая облако. Светит яркая солнышко. Тает белое снег. Дует теплая ветер. Люди рады весне!»

    — Как вы думаете, что сказал учитель мальчику?

    — Почему вы так считаете?

    — Верно, в сочинении допущены ошибки.

    — А какие ошибки допустил мальчик?

    -У мальчика ошибки в согласовании прилагательного с именем существительным.

    — Чтобы исправить ошибки, допущенные в сочинении, надо знать, действовать. Нам нужен определённый алгоритм действий.

    IV. Открытие нового знания.

    — Какие будут предложения? Что нужно сделать, чтобы правильно согласовать прилагательное с существительным? (Предположения детей)

    Вывод. Действуй по следующему алгоритму:

    определи род имени существительного;

    подбери соответствующий вопрос к имени прилагательному: мужской род – КАКОЙ?, женский род – КАКАЯ?, средний род – КАКОЕ?

    измени форму прилагательного в соответствии с вопросом .

    О б р а з е ц : солнце (яркий, яркая, яркое): солнце — ср.р. – КАКОЕ? –яркое; солнце — КАКОЕ? – жгучее, круглое, жёлтое.

    -Таким образом, как нужно поступить, чтобы правильно написать окончания прилагательных?

    Это правило можно сформулировать в шутливой форме:

    Не хочешь оставаться с носом,

    Проверяй окончания вопросом.

    V. Первичное закрепление.

    — Задание: используя алгоритм, подбери к существительному прилагательное.

    Погода . (дождливый, дождливая, дождливое).

    Дождь… (мелкий, мелкое, мелкая).

    Туча … (тёмный, тёмное, тёмная).

    Ветер . (холодный, холодная, холодное).

    Воздух … (свежий, свежее, свежая).

    Облако.. (белый, белое, белая).

    Солнце . (яркий, яркое, яркая).

    Настроение . (радостный, радостная, радостное).

    VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    А теперь внимание.

    В этих словосочетаниях.

    — В этих прилагательных «потерялось окончание». Вы должны вставить окончание.

    утренн ___ туман

    грибн ___ дождь

    долгожданн ___ телеграмма

    красн ___ карандаш

    богат ____ урожай

    модн ____ блузка

    — Проверьте свою работу.

    — Кто легко справился с заданием?

    — У кого возникли затруднениея? Какие?

    VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

    «Кто больше подберет слов-признаков к словам-предметам?»

    Поставь вопрос к этим словам.

    О б р а з е ц : березка — белоствольная, кудрявая, русская, молодая—какая ?

    Погода . (солнечная, хорошая, дождливая, холодная, ясная).

    Дождь . (мелкий, холодный, моросящий, тёплый, проливной).

    Туча… (тёмная, низкая, чёрная, тяжёлая).

    Ветер . (холодный, теплый, пронизывающий, ласковый, сильный).

    Воздух… (свежий, горячий, морозный).

    Облако… (белое, белоснежное, голубое, лёгкое, воздушное).

    Солнце… (горячее, яркое, жгучее, жёлтое).

    Настроение . (хорошее, веселое, тревожное, радостное, плохое).

    VIII. Рефлексия деятельности ( итог урока).

    — Итак,мы провели борльшую работу по согласованию прилагательныз с существительными. Теперь мы можем помочь ученику 2-го класса.

    — Помогите отредактировать сочинение мальчика.

    «Наступила весна. По небу плывёт белая облако. Светит яркая солнышко. Тает белое снег. Дует теплая ветер. Люди рады весне!»

    Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой.

    Итак, ребята, над чем работали сегодня на уроке?

    -Как согласуются имена прилагательные с именами существительными?

    Источник

    Групповое логопедическое занятие «Согласование имен существительных и прилагательных по родам и числам»

    Разделы: Логопедия

    Цель. Формировать умение согласовывать имена существительные и имена прилагательные по родам и числам.

    Коррекционно-образовательные:

  • учить правильно согласовывать имена существительные и имена прилагательные по родам и числам;
  • закреплять умение правильно определять имена существительные (слова-предметы) и имена прилагательные (слова–признаки);
  • закреплять умение определять первый звук в словах;
  • закреплять умение делить слова на слоги;
  • совершенствовать умение составлять предложения по заданной схеме;
  • совершенствовать технику чтения.
  • Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать звукослоговой анализ и синтез;
  • развивать слуховое и зрительное внимание;
  • развивать навыки словообразования;
  • расширять словарный запас;
  • развивать внимание, память, способность к переключению.
  • Коррекционно-воспитательные:

  • создавать условия для воспитания положительного отношения к процессу письма и чтения.
  • воспитывать организованность, самостоятельность и самоконтроль за речью;
  • воспитывать познавательный интерес.
  • Оборудование.

  • Демонстрационный материал: домики (приложение 1), предметные картинки кукол и машин (приложение 2), предметные картинки (ежик, гриб), стрелка, два желтых треугольника (приложение 3), таблица (приложение 5), мяч.
  • Раздаточный материал: тетради, ручки, карандаши, распечатанные задания (приложение 4), предметные картинки (приложение 6).
  • 1. Организационный момент

    Упражнение “Подбери слово”.

    Логопед: “ Здравствуйте. Мы начинаем наше занятие. Займет свое место тот, кто назовёт слово, которое начинается с гласного звука”.

    Учащиеся называет слово и ответивший правильно ребенок занимает свое место.

    2. Повторение пройденного.

    Упражнение “Где слово живет?”

    Логопед раздает учащимся предметные карточки: арбуз, вишня, белка, сорока, крот, машина, матрешка, шарф, автобус. (Приложение 1).

    Логопед: “Определите сколько в слове слогов, и поместите карточку в соответствующий дом”.

    3. Сообщение темы занятия

    Логопед: “Сейчас я вам загадаю загадки, а вы попробуйте определить какое из слов-предметов, которые есть на доске, я загадала”.

    1. Круглый, круглый
    Сладкий, сладкий
    С полосатой кожей гладкой,
    А разрежешь – посмотри:
    Красный, красный он внутри. (Арбуз)

    2. Была зеленой маленькой,
    Потом я стала аленькой.
    На солнце потемнела я,
    И вот теперь я спелая. (Вишня)

    3. Непоседа пестрая —
    Птица длиннохвостая,
    Птица говорливая,
    Самая болтливая. (Сорока)

    4. Зверька узнаем мы с тобой
    По двум простым приметам:
    Он в шубе серенькой зимой,
    А в рыжей шубке – летом. (Белка)

    Логопед: “Скажите, какие слова вам помогали понять, о каком предмете я говорю (Слова-признаки). Правильно. Сегодня мы будем учиться подбирать слова-признаки к словам-предметам”.

    4. Основная часть.

    1. Магазин “Игрушка”

    Логопед вывешивает на доске изображения кукол и машин. (Приложение 2)

    Логопед: “Представьте, что мы пошли в магазин игрушек и хотим купить себе игрушку (куклу или машину). Выберите, какую игрушку вы хотите купить и опишите ее, а “продавец” ее найдет и вам даст”.

    Логопед по очереди выбирает детей, кто играет роль продавца.

    2. Подбери предложение к схеме. (Приложение 3)

    Логопед размещает на доске изображения ежика и гриба.

    Логопед: “Скажите, как узнать, что изображено на картинках. (Задать вопрос: Это кто? Это что?).

    Составьте предложение, используя эти картинки, и поможет вам в этом еще одно слово. (Логопед показывает стрелку и ставит ее между картинками). Какое слово обозначает стрелка?” (Слово-действие).

    Учащиеся составляют предложения из 3 слов.

    Логопед выбирает одно из перечисленных предложений: “Давайте нарисуем схему этого предложения. Как мы обозначаем на схеме начало предложения? (Вертикальной чертой) Как обозначаем конец предложения?” (Ставим точку).

    Вызванный ребенок рисует схему предложения. Дети зарисовывают схему в своих тетрадях.

    Логопед: “Сколько слов в предложении? (Три). А теперь я поставлю перед ежиком треугольник. Треугольник обозначает слово-признак. Давайте повторим наше предложение и добавим слово-признак, скажем какой ежик?”.

    Логопед выслушивает ответы детей и просит одного ребенка нарисовать схему получившегося предложения. Дети зарисовывают схему в своих тетрадях.

    Логопед: “Сколько теперь слов в нашем предложении? (Четыре). А теперь я поставлю еще один треугольник, но перед грибом. К какому слову надо добавить слово-признак?” (К слову “гриб”).

    Логопед выслушивает ответы детей и просит одного ребенка нарисовать схему получившегося предложения. Дети зарисовывают схему в своих тетрадях.

    Логопед: “Сколько теперь слов в нашем предложении? (Пять). Какие слова помогали нам увеличить количество слов в предложении? (Слова-признаки). Молодцы”.

    5. Физкультминутка. Посчитаем.

    Логопед предлагает учащимся встать в круг и посчитать каждый предмет до 5 предметов (большой мяч, белое облако, вкусная конфета). Учащиеся передают мяч и называют словосочетание с нужным числительным.

    6. Основная часть

    Логопед раздает детям таблички со словами-признаками и предметными картинками. (Приложение 4)

    Логопед: “Давайте прочитаем слова-признаки и определим, о каком предмете они говорят”.

    Учащиеся подбирают к словам-признакам соответствующую предметную картинку и соединяют их линией.

    Логопед: “Я вам сейчас прочитаю стихотворение и прошу вас помочь мне подобрать не достающее слово-противник. Но это будет не простое слово-признак, я слово противоположное по смыслу.

    “Скажу я “высокий”, ответите — . (низкий),

    “Далекий” скажу, вы ответите . (близкий),

    Скажу я “шершавый”, вы скажите “гладкий”,

    А “кислый” скажу, вы ответите . (сладкий).

    Логопед: Молодцы. А теперь я вам буду говорить словосочетания, а вы попробуйте подобрать противоположное значение слова-признака: новый дом, хорошая ягода, светлая комната, молодой человек, маленькая собака, жаркий день, добрый волшебник, молчаливый попугай, чистый снег, грустный клоун, длинная ленточка, узкая дорога”.

    3. Заполни таблицу.

    Логопед вывешивает на доске таблицу. (Приложение 5)

    Логопед: “Давайте заполним таблицу: я вам дам предметную картинку (Приложение 6), а вы найдите, где ее дом в таблице и поместите картинку в соответствующую ячейку. Обращайте внимание на два основных признака: цвет и форму предмета”.

    8. Итог занятия. Муха.

    Логопед: “Скажите, какие слова вы сегодня учились подбирать. С нами хочет поиграть муха. Я вам буду говорить, куда полетела муха, а вы скажете на какой предмет она села. Муха начинает свой полет с мяча. Муха полетела на 2 клетки вправо и на 3 клетки вверх. На какой предмет села муха? (На елку). Найдите такой предмет в классе и возьмите карточку с буквой. Муха летите дальше. Муха перелетела на 1 клетку влево и 2 клетки вниз. На какой предмет села муза? (На цветок). Найдите такой предмет в классе и возьмите карточку с буквой. Муха перелетает на 1 клетку вверх, на 1 клетку влево и на 1 клетку вверх. На какой предмет села муха? (На дерево). Найдите такой предмет в классе и возьмите карточку с буквой. Из полученных букв соберите слово. Какое слово получилось? (Ура). Молодцы”.

    9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

    Источник

    Тема урока согласование имен существительных с именами прилагательными

    «Согласование имён прилагательных и существительных»

    Иродовская Татьяна Николаевна,

    учитель начальных классов

    КГУ «Новосветловская средняя школа»

    Тип урока: комбинированный

    Цель урока: Закрепление учащимися навыков определения рода, числа, падежа имени прилагательного в согласовании с именем существительным, умений выделять окончания имён прилагательных. Развитие орфографической зоркости у

    1. Способствовать закреплению умения составлять словосочетания «прилагательное + существительное»;

    2. Способствовать активизации, обогащению словаря прилагательных, развитию зрительного внимания, умения сравнивать;

    3. Способствовать воспитанию познавательной активности к русскому языку как к учебному предмету, самоконтроля при выполнении письменных и устных заданий.

    Методы: словесный и наглядный

    Форма: индивидуальная и коллективная

    ТСО: компьютер, интерактивная доска, презентация Power Point.

    I.Психологический настрой (Слайд 1)

    Улыбкой ясная природа,

    Сквозь сон встречает утро года.

    Синея, блещут небеса

    Еще прозрачные леса,

    Как будто пухом зеленеют.

    Собирает нас звонок

    На замечательный урок!

    Подравнялись, тихо встали,

    Глазки на меня подняли! Садитесь!

    II. Актуализация опорных знаний. (Слайд 2)

    -Что называется именем существительным?

    -Как изменяются имена существительные?

    -Что называется именем прилагательных?

    (Часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?)

    -Как изменяются имена прилагательные?

    (По родам, числам, падежам)

    -Как определить род, число и падеж имен прилагательных?

    (По имени существительному, с которым оно согласуется)

    III. Ввод в тему. (Слайд 3)

    -Ребята, к вам прилетели снежинки. Соберите их вместе и прочитайте тему нашего урока.

    «Согласование имён прилагательных с именами существительными».

    IV. Запись в тетрадь числа. (Слайд 4)

    V. Минутка чистописания. (Слайд 5)

    Кружась легко и неумело,

    Снежинка села на стекло.

    Шел ночью снег густой и белый —

    От снега в комнате светло.

    (Александр Твардовский «Опять зима»)

    — Найдите в четверостишие имена прилагательные.

    — С каким существительным они согласуются? Определите род, число и падеж имен прилагательных.

    (густой и белый снег – м.р., ед.ч., Имен.падеж.)

    VI. Словарная работа. (слайд 6)

    Одежда — совокупность предметов (из ткани, меха и т.п.),

    которыми покрывают тело или которые надевают на него.

    Одежда – существительное, неодушевлённое, женского рода, 1-го склонения.

    — Какой бывает одежда?

    Игра «Раскрась слово» (Слайд 7)

    VII. Работа над темой урока.

    1.Слово учителя. (Слайд 8)

    «Существительное обозначает предмет, а прилагательное признак предмета, то есть признак существительного. Мы с вами уже знаем, что эти две части речи тесно связаны между собой. Прилагательное согласуется с именем существительным в роде, числе и падеже. Сегодня на уроке мы будем упражняться согласовывать имена прилагательные с именами существительными». Имя прилагательное всегда дружит с именем существительным, поэтому имеет те же грамматические признаки, что и существительное, с которым оно связанно. Называется эта особенность согласование.

    2. Работа с учебником. (Слайд 9)

    Страница 108 упражнение 282 (у доски и в тетрадях)

    Прочитай неполные предложения. Вставь нужные по смыслу имена прилагательные. Спиши. Определи их род.

    1. Река …. а ручей …. . 2. Камень …., а вата … 3.Сметана …, а чай …. .

    4. Сажа …, а снег …. 5. Зимой день …., а ночь ….. 6. Нитка …., а канат …. .

    7. Ворона …. а воробей ….

    3. Игра с мячом (Слайд 10)

    (превращение формы единственного числа в форму множественного числа, и наоборот). Дети образуют формы единственного и множественного числа.

    Сильный мороз — … Родные просторы — …

    Выносливый парень — … Любимые страны — …

    Храбрый волк — … Надежная подруга — …

    Пушистый снег — … Снежные зимы — …

    Огромный сугроб — … Красивые дома — …

    Морозный день — … Зимние узоры — …

    4. Физминутка «Грамматический чай». (Слайд 11)

    -Ребята, как вы уже, наверное, заметили, наш урок украшает зимняя тема. И чтобы нам немного согреться, давайте на нашей физминутке попьем чай. Но чай будет не простой – грамматический.

    С кем же мы сегодня будем пить грамматический чай? Давайте познакомимся. Поднимите руку те гости, которые…

    — считают русский язык своим любимым школьным предметом

    — имеют дома словари русского языка

    — знают, сколько букв в русском алфавите

    — могут без запинки и правильно произнести все буквы русского алфавита

    — умеют разгадывать ребусы

    — могут произнести слово «звонит» с правильным ударением

    — никогда не произносят слово «блин» в качестве ругательного

    (Дети и гости пьют чай)

    5. Задание «Склоняем ….. лимон» (Слайд 12)

    -Ребята, посмотрите, что у вас находится в чае? (Лимон)

    — Подберите прилагательные к слову лимон. (Кислый, вкусный, желтый, сочный и т.д.)

    -Давайте, просклоняем словосочетание кислый лимон по падежам и выделим окончания прилагательных.

    И.п. лимон (какой?) кислый

    Р.п. лимона (какого?) кислого

    Д.п. лимону (какому?) кислому

    В.п. лимон (какой?) кислый

    Т.п. лимоном (каким?) кислым

    П.п. о лимоне (каком?) кислом

    6. Задание «Работаем быстро. » (Слайд 13)

    А теперь внимание.

    В эти словосочетания.

    — В этих прилагательных «потерялось окончание». Вы должны вставить окончание и прочитать словосочетание в быстром темпе.

    утренн ___ туман

    после грибн ___ дождя

    к русск ___ человеку

    в космическ ___ корабле

    долгожданн ___ телеграмму

    красн ___ карандашом

    от зимн____ мороза

    с лучш…. приятелем

    в ночн_____ небе

    богат ____ урожай

    модн ____ блузка

    в больш____ сугробе

    7. Задание «Исправь ошибки» (Слайд 14)

    Мальчик Боря на доске написал такое:

    Плывёт лодка по реке серое, большое,

    А на лодке плывут весёлая друзья,

    И везут они с собой забавная игра.

    Что же это за игра?

    Лучше дальше вам слова ещё я напишу.

    В небе звёзды яркая светят и горят,

    А друзья с вопросами к вам уже спешат.

    Мальчик Боря отошёл, ещё раз он всё прочёл,

    Но ошибок не нашёл.

    Он решил запутать вас.

    Кто исправит весь рассказ?

    -Чего не знал Боря?

    -Как нужно поступить, чтобы правильно написать окончания прилагательных?

    Это правило можно сформулировать в шутливой форме: не хочешь оставаться с носом, проверяй окончания вопросом.

    Выпишем те словосочетания, в которых Боря допустил ошибки, укажите число, род, падеж.(1 человек у доски).

    8. Задание «Образуй прилагательное». (Слайд 15)

    Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой.

    Записать названия магазинов по видам товаров, которые в них продаются. Выделить окончания, обозначить род.

    (Книги, хлеб, продукты, овощи, мебель, посуда)

    VIII. Обобщение (Слайд 16)

    Итак, ребята, над чем работали сегодня на уроке?

    -В чем согласуются имена прилагательные с именами существительными?

    (В роде, числе и падеже)

    IX. Рефлексия (Слайд 17)

    В конце занятия давайте немного пошутим, ответим на мои вопросы.

    Это верно или нет?

    Что как сажа чёрный снег?

    Сахар горький, уголь белый?

    Ну а трус, как заяц смелый?

    Урок сегодня был удачный?

    Не прошёл для вас он зря?

    Источник

    Читайте также:  местоимение может переходить в существительное