Меню

Тема урока в 5 классе повторение правописания окончаний прилагательных



Русский язык 5 класс .

Урок №23. Имя прилагательное.

Основные цели урока:

— повторение изученного в начальной школе об имени прилагательном;

-повторение правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных.

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей? Например, синий, большой, лисий. Начальная форма прилагательных – именительный падеж единственного числа мужского рода.

Имя прилагательное зависит от существительного, поэтому изменяется по числам, родам (только в единственном числе) и падежам. Если существительное изменяется по падежам и числам (по родам существительное не изменяется, а бывает трёх родов), то прилагательные стоят в том же роде, числе, падеже, что и имя существительное.

В предложении: «Солнечные зайчики играют в изумрудной траве» — прилагательное «солнечные» характеризует существительное «зайчики». Зайчики (какие?) солнечные; зайчики – множественное число, именительный падеж, следовательно, солнечные тоже в той же форме: множественное число, именительный падеж. Прилагательное «изумрудной», относится к существительному «траве»: в траве (какой?) – изумрудной. Существительное в «траве» женского рода, употреблено в единственном числе, предложном падеже, поэтому и прилагательное изумрудный стоит в женском роде, единственном числе, предложном падеже.

Чтобы правильно написать безударное окончание прилагательного, надо сначала найти существительное, к которому относится прилагательное, потом задать от него вопрос: синюю футболку (ж. р., вин. п.) – футболку какую? – синюю; осенним днём (м. р., тв. п.) – днём каким? – осенним; синему морю (ср. р., дат. п.) – морю какому? – синему.

Некоторые окончания имён прилагательных нельзя проверить вопросом. Нужно запомнить:

– в именительном падеже единственного числа мужского рода под ударением пишется о: большо́й, земляно́й; без ударения пишется -ий (-ый): у́тренний; заба́вный;

после шипящих и ц под ударением пишется -о, без ударения -е: стороне какой? — чужо́й; воздухе каком? — све́жем.

– в родительном падеже единственного числа мужского рода в окончании слышится звук [в], [в′], а пишется буква г: салатового цвета; дальнего села.

С помощью прилагательного можно передать всю красоту мира, все его звуки, краски, оттенки настроения, чувства.

Задания для самоконтроля:

1. Установите соответствие между именами существительными и прилагательными, которые им соответствуют: (2 балла: по 0,5б. за словосочетание)

Источник

Урок русского языка «Путешествие в весенний лес» (правописание падежных окончаний имён прилагательных: обобщение изученного). 5-й класс

Класс: 5

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • обеспечить в ходе урока обобщение и систематизацию знаний учащихся по теме урока;
  • содействовать формированию умений
  • проверять орфограммы в окончаниях имён существительных и имён прилагательных с помощью “волшебных” слов,
  • правильно писать гласные в окончаниях после шипящих,
  • определять род, число и падеж существительных и прилагательных;
  • способствовать развитию у учащихся умений
  • осознанно ставить перед собой в процессе письма орфографические задачи,
  • логически мыслить при проверке орфограмм и при выполнении творческих работ,
  • использовать ранее полученные теоретические знания при выполнении практических заданий,
  • способствовать развитию коммуникативно-речевой компетенции;
  • содействовать в ходе урока эстетическому воспитанию учащихся, формированию любви к родному языку, чувства ответственности за качество знаний.

Оборудование:

  • запись на доске темы урока;
  • мультимедийная презентация;
  • разноуровневые карточки для индивидуальной работы;
  • таблицы по теме урока.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний .

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы, цели и задач урока.

— Наконец-то дождались мы весну-красавицу. Всё теплее становятся дни, сугробы превращаются в лужи, деревья ждут не дождутся, когда оденут новый зелёный наряд.

А мы сегодня отправляемся в весенний сказочный лес, куда пригласил нас гномик Вася, друг Мышки-норушки, и его младшие братья. Во время этой весенней прогулки мы должны обобщить знания о правописании падежных окончаний прилагательных в единственном и множественном числе.

Зимой мы путешествовали на весёлом паровозике, а сегодня. Гномик Вася прислал вам письмо, в котором приглашает вас принять участие в первом весеннем пробеге. Так что поудобнее устраивайтесь в этих гоночных автомобилях: команда “Ручейки”(1 вариант) – в один, команда “Капельки”( 2 вариант) – в другой.

3. Актуализация опорных знаний учащихся.

а) Фронтальный опрос.

— Путь наш далёк, а поэтому давайте проверим вашу готовность. Ответьте-ка на следующие вопросы:

— Что обозначает имя прилагательное?

— На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

Читайте также:  Правило как писать не с прилагательным слитно или раздельно

— Как изменяются имена прилагательные?

— С какой частью речи согласуются имена прилагательные?

— Как можно проверить падежные окончания прилагательных?

б) Распределительный диктант “Выиграй гонки!”.

— Что ж, вы показали хорошую готовность. Победителю гонок гномик Вася обещал приз. Кто же выиграет его? Итак, вперёд! Прежде чем мы будем говорить о прилагательных, давайте вспомним имена существительные. Ваша задача такова: распределить существительные в четыре столбика, устно объяснить орфограммы в словах. Как вы думаете, почему Вася предлагает ехать вам по четырём дорожкам?

(В зависимости от рода и окончания существительных в именительном падеже единственного числа)

“Ручейки” “Капельки”
ж. р.(-а, -я) м. р. с. р.(-о, -е) ж. р.
травкой о подснежнике на солнце о сирени
лужей на дереве в небе на ели
на поляне лучом на облаке к ночи
к берёзе ландышем на болоте в глуши

— По отдельной трассе отправляются Уступкин А. и Шевнина О. Им придётся выполнить индивидуальные задания, которые предлагает им Мышка-норушка

4. Обобщение теоретических знаний учащихся.

Организация работы с учебником: анализ алгоритма проверки окончаний прилагательных (параграф 102, страница 218 – 219).

5. Обобщение отдельных фактов, событий, явлений.

а) Выборочный диктант “Найди братьев”.

— Вот мы и на весенней полянке. Как много здесь подснежников! Сейчас приготовим корзинку, чтобы собрать цветы. Кстати, здесь нас ждёт гномик с братьями. Но где же они?

Ребята, случилось непредвиденное! Злая колдунья-стужа взмахнула своим волшебным рукавом, и подснежники и гномики исчезли. Наша задача – отыскать их. Этот творческий диктант так и назовём – “Найди братьев”. Составьте словосочетания “прил. + сущ.”, выбрав из двух прилагательных одно, подходящее по смыслу и грамматически к существительному, графически обозначьте окончания, укажите род и падеж слов в словосочетании. Команды ищут одновременно. Работой “Ручейков” руководит Баринова О., “Капелек” — Подпругин А.

Ландышем (чудесным, чёрным); грачом (первым, белым); облаками (нежными, зелёными); солнцем (жгучим, колючим); о листочках (молодых, старых); ручейки (весёлые, горячие); капелькой (звонкой, огромной); из-за туч (тёмных, ярких); в пламени (жёлтом, тёмном).

— Составьте с одним из полученных словосочетаний простое предложение.

(Я любовался чудесным ландышем.

Старое дерево мечтало о молодых листочках.)

— Мы не указали число имён существительных и имён прилагательных в словосочетаниях. Давайте проверим эту грамматическую категорию так: если я указываю словосочетание в единственном числе, вы поднимаете одну руку, если во множественном – две руки.

б) Организация индивидуальной работы: Лосев Д. и Шебырёва К. попробуют расколдовать гномиков, выполнив индивидуальное задание

в) Творческий диктант “Помоги Васе”.

— Вот и Вася с гномиками появился. Посмотрите, как он и его братья рады гостям! Они зовут нас собирать подснежники. Но опять беда! Не успокаивается стужа: вновь взмахнула она рукавом, и поляна вмиг покрылась снегом. И главное, спрятала все цветы. А их было так много! Давайте поможем гномику Васе убрать снег с полянки, чтобы вновь подснежники радовали наш глаз. Запишите предложения, добавляя к указанным существительным подходящие по смыслу прилагательные. Графически обозначьте окончания существительных и прилагательных, укажите род, число и падеж слов в данных словосочетаниях. И снова работаем командами: “Ручейки” под руководством Пацула Ж., “Капельки” — Карелина Ж.

Дорога на весеннюю полянку проходит мимо (. ) дач. Провожал нас на прогулку (. )грач. Рядом с поляной чудесное озеро. На берегу дремлет (. ) камыш. Вот греются на солнце (. ) уж и (. ) мышь. Вылез из земли первый подснежник, а (. ) ландыш ещё спит.

г) Организация индивидуальной работы.

— По просьбе Мышки-норушки самостоятельно поработают Кочербитов А. и Чепурнова А.

д) Корректировка текста “Соберите подснежники”.

— Наша прогулка в весенний лес заканчивается. Много дел мы сегодня сделали: приняли участие в пробеге, нашли гномиков, освободили из снежного плена подснежники. Скоро нам в обратный путь. Но наша корзина ещё пуста. А чтобы она наполнилась, вам необходимо прочесть послание от Весны. Только гномики часть слов из записки потеряли, слова перепутали. Вы должны составить предложения из оставшихся слов, изменяя окончания у существительных ,прилагательных и глаголов и добавляя предлоги.

  • Настоящий, весна, приходить, середина, март.
  • Ярко, светить, солнце, весеннее.
  • Нет, небо, тучи.
  • Веточки, покрылись, почки, берёза, смолистые.
  • Весна, лес, пахнуть, сосновая, смола, и, хвоя.

е) Организация индивидуальной работы

— По просьбе Мышки-норушки поработают самостоятельно, постоят на страже полянки, не пропустят на неё злую Стужу Федоркина Ю и Шкурко С.(упражнение № 583)

Читайте также:  Урок 3 класс прилагательные в текстах описаниях

6. Подведение итогов урока. Вручение призов от гномика Васи, его братьев и Мышки-норушки — выставление оценок.

7. Домашнее задание:

— индивидуально – сочинение-миниатюра “Путешествие по весеннему лесу”.

Источник

Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных. 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Скачать:

Вложение Размер
vakutina_okonchaniya_prilag_5_kl_fgos.zip 1.52 МБ

Предварительный просмотр:

Правописание гласных в падежных окончаниях

имён прилагательных. 5 класс

Вакутина Светлана Витальевна,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

МБОУ «ООШ № 39» г. Кемерово

Цель урока: создать условия для повторения и закрепления у обучающихся общего представления об имени прилагательном как части речи

предметные: закрепление знаний о правилах написания падежных окончаний имён прилагательных; закрепление навыка применения алгоритма выбора гласной в окончаниях прилагательных; расширение словарного запаса обучающихся за счет употребления в речи прилагательных; воспитание интереса к изучению предмета;

личностные УУД :, понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию;

регулятивные УУД : целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;

познавательные УУД : поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД : планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

1. Организационный момент . Приветствие, записываем в тетради число + классная работа.

2. Орфографическая минутка

Побывать на спектакл. участвовать в экспедиции. работать на стройк. подъехать к насып. добраться до палатк. гулять по алле. выступать на собрании…., пробираться по тропинк. писать в тетрад. писать в тетрадк..

Оцените свою работы по следующим критериям:

4 и более ошибок – «2»

3. Синтаксическая пятиминутка.

— Какая сегодня хорошая погода! У всех весеннее радостное настроение. Прослушайте предложение, запишите его, выполните синтаксический разбор и дайте его характеристику.

Улыбкой яс…ною природа

Сквозь сон встр…чает утро года

Прочитаем про себя, а затем выразительно вслух. Кому принадлежат эти строчки? О каком времени года идёт речь? Как высчитаете, почему А.С. Пушкин называет весну утром года? Найдите ХИС (эпитет –ясная улыбка; олицетворение — природа встречает утро года, встречает сквозь сон; утро года — перифраз).

Запишите прилагательное « ясною» в начальной форме. (ясный)

Запишите два синонима (солнечный погожий)

Запишите два антонима(пасмурный, ненастный)

Весна – одно из удивительнейших времен года. От длительного сна просыпается природа, начинается цветение трав, деревьев; появляются первые новые живые звуки жизни: капель, шепот ручьев, шелест деревьев, пение птиц. Человек тоже как бы вновь просыпается, ощущает радость, полон надежд на новую жизнь. Неслучайно писатели, поэты, художники посвятили весне столько произведений.

Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года». Одновременно идет показ слайдов картин художников по теме «Весна».

3. Актуализация знаний.

-О какой части речи эта загадка?

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

Со мною ваша речь красива и точна,

Когда же нет меня – она, увы, бедна.

Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую

Соцветьем дивных слов легко определю я!

Что же такое имя прилагательное? Для чего оно нужно в нашей речи?

Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы.

Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы .

Беседа по прочитанным текстам.

— О чем был первый текст?

— О чем был второй текст? (тоже о весне)

-Можно ли считать эти тексты

-Чем же отличается первый текст от второго?

Учащиеся называют отличия в текстах и делают вывод о том, что различие текстов зависит от наличия в них прилагательных и делают вывод, что с прилагательными текст становится красивее, то есть прилагательные в речи нужны для красоты описания

Да, мир без прилагательных был бы серым и скучным. Окружали бы нас одни серые предметы (показать нераскрашенную, черно-белую картинку.)

Если б все на свете было

Вас бы это рассердило

Или радовало это? (ответы учеников)

Видеть мир привыкли

Белым, желтым, синим, красным…

Пусть же все на свете будет

Удивительным и разным!

(учащиеся закрывают глаза, и появляется другая картинка, точно такая же, но цветная.)

4. Формулирование темы урока.

На доске написаны словосочетания.

На чист..м небе, весен..м утром

– Как вы думаете, почему пропущены буквы в словах? (Здесь можно выбрать разные буквы: е/и , есть орфограмма.)

– Предположите, какой будет тема урока. (Гласные в окончаниях имён прилагательных.)

5. Выявление ключевых слов темы и определение задач урока.

Назовите ключевые слова темы.

(Имя прилагательное, окончание, безударные гласные)

6. Постановка проблемы.

– Как проверить написание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных?

Ученики выдвигают гипотезы .

7. Давайте определим последовательность наших действий (составим алгоритм).

  1. В словосочетании определить главное слово.
  2. Поставить вопрос от существительного к прилагательному.
  3. Выделить в слове-вопросе.
  4. Написать соответствующее в слове прилагательном.

По небу Под снегом В листву

(как ому ?) (как им ?) (как ую ?)

син ему свеж им зелён ую

звёздн ому пушист ым весенн юю

— Как согласовываются имена прилагательные с именами существительными? ( В роде, числе и падеже).

— Как проверить правописание падежных окончаний прилагательных? (По вопросу).

8. Закрепление изученного материала

На свеж..м воздухе, о ранн.. тепле, син.. небом, на могуч… дереве, весенн.. утром, в дремуч… лесу, легк..ми облаками, по лесн.. тропинке, о свеж… травк. солнечн.. зайчика

Оцените свою работы по следующим критериям:

4 и более ошибок – «2»

Определите склонение существительных: 1 склонение – руки вверх, 2 склонение – руки в стороны, 3 склонение – присесть.

Сторона, падеж, сирень, конь, сосна, молодёжь, сахар, мышь, стена, сторож, парта, вихрь, стужа, метель.

Если утверждение верное – хлопаем, если нет – топаем.

Имя прилагательное — самостоятельная часть речи.

Имя прилагательное изменяется по родам, числам, падежам.

Имя прилагательное обозначает действие предмета.

Имя прилагательное – неизменяемая часть речи.

Имя прилагательное обозначает признак предметаи отвечает на вопросы: какой? какая, какое?

10. Работа с текстом в группах

Как х..рошо весен.. утро в лесу! Вот из-за син… полоски далек.. леса вык…тилось красн.. солнце. В лучах утренн… солнца пламенеют вершины могуч… сосен, которые растут у самой реки. Я смотрю на широк… поле за рекой, вижу стройн… ели с пушистыми ветвями в лесу, вдыхаю ар..мат лёгк.. весен… воздуха и слушаю радос..н.. пение птиц.

Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Определите тему текста, стиль речи (художеств), и тип речи (повествование с элементами описания). Как можно озаглавить текст? Благодаря каким частям речи картина становится живописнее, образнее, красочнее? Зачитайте эти прилагательные.

Давайте подведём итог урока

— Что надо сделать, чтобы правильно написать окончание имени прилагательного?

Итогом всей темы станет небольшой тест.

Тест для учащихся (печать)

1.Как изменяется имя прилагательное?

а) по родам и падежам

в) по родам, числам, падежам

2.Как определить падеж прилагательных?

а) по окончанию прилагательных

б) по вопросу от существительного к прилагательному

в) по падежу существительного, с которым связано прилагательное

3. Отметь имя прилагательное с окончанием –ом.

а) на низк… потолке

в) горяч… сердцем

4. Отметь строку, в которой неверно написаны окончания имен прилагательных.

а) Вечерние новости, домашнее задание, ласкового солнца.

б) Летнем утром, в зимним пальто, осеннем днем.

в) Ранней весною, у лесного озера, домашние животные

5. Укажи предложение, в котором выделенное имя прилагательное употребляются в форме ж. р ед. ч. Д.п.

а) Ласточка предложила бедной Дюймовочке лететь в теплые края.

б) Девочка с большой радостью согласилась.

в) Там Дюймовочка поселилась в чашечке крупного цветка.

Лист самооценки. Поставить + или –

Я активно работал на уроке.

Я внимательно слушал учителя и ответы учащихся.

Я знаю, что такое имя прилагательное.

Я умею определять грамматические признаки имен прилагательных.

Я использовал изученные правила, чтобы не ошибиться в написании безударных падежных окончаний имен прилагательных.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный урок русского языка «Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных в 5 классе» разработан для 5-ых классов при изучении темы «Имя прилагательное» Тип урока — усвоение новой т.

Разработка презентации к уроу русского языка в 5 классе.

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме: «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных».

Данный ресурс предназначен для использования на уроке русского языка в 7 классе по теме «Правописание гласных и согласных в суффиксах полных и кратких страдательных причастий и отглагольных прил.

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.

Конспект урока и презентация.

Урок русского языка в 5 классеДата проведения: 10 апреляТема урока: «Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных» (параграф 102)1. СЛОВАРНАЯ РАБОТА:Записать в тетради или сло.

Источник