Меню

тест 6 класс употребление имен существительных в речи



Тест «Вкус слова». Занимательный материал для учащихся 6 классов при изучении темы «Употребление имен существительных в речи».

Список вопросов теста

Вопрос 1

Определи тропы, использованные в данных заголовках: 1. Золотой юбилей. 2. Жесткий старт. 3. Горячий лед. 4. Малина и лимон выгонят простуду вон. 5. Бесконечные хроники одного происшествия.

Вопрос 2

На столе представлены блюда разных народов, напиши их названия: 1. Легкое пирожное, в переводе с французского означающее «поцелуй». 2. Сладкое блюдо, название которого происходит от французского глагола «пениться». 3. Английская запеканка из каши с фруктами, имеющая общий корень с глаголом «вздуваться, пухнуть». 4. Немецкое мучное изделие, названное так по сходству его поверхности с «пчелиными сотами». 5. Изделие с мясной начинкой, в угро-финском языке буквально означающее «ушки из муки».

Вопрос 3

Подбери пословицы и поговорки, которые можно употребить, если требуется сказать: 1. О неспособности властвовать над своими чувствами. 2. О невозможности что-либо изменить, когда уже поздно. 3. О преувеличении значимости какого-либо отрицательного явления. 4. О принятии отсутствия чего-либо или отказе от просьбы. 5. О зависимости или о привязанности друг к другу.

Вопрос 4

Дай ответ на вопрос: 1. Я нашел ее в лесу. Целый день ее искал. И принес ее домой, потому что не нашел. Что это? 2. Её можно сохранить и иметь, но ею нельзя обладать; её можно отдать, но нельзя взять; с нею можно выйти, но нельзя войти. Что это? 3. Его бросают, когда это становится нужно, и поднимают, когда это уже не нужно. Что это? 4. Она нужна и охотнику, и математику, и даже барабанщику. Что это? 5. Он чёрный, когда его покупают, красный, когда его используют, серый, когда его выбрасывают. Что это?

Вопрос 5

Соедини части сложных предложений (цифра буква) и определи порядок их следования в тексте.

1. Спутанная трава в саду полегла, а) и всё никак не мог осыпаться один только маленький подсолнечник у забора. 2. Октябрь был на редкость холодный, ненастный, б) и пастуший рожок затих до весны. 3. Октябрь на дворе, в) и пастухи перестали гонять в луга стадо. 4. По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, г) и из них назойливо сыпался дождь. 5. Над лугами тащились из-за реки рыхлые тучи, д) и даже тесовые крыши домов почернели.

Вопрос 6

Зашифрованный текст. Замени указанные слова синонимами так, чтобы в первой строчке по горизонтали читалась лингвистическая специальность (укажи значение этого слова): 1) раздор 2) охотовед 3) свисток 4) отступ 5) пожитки 6) совершенство 7) икона 8) скамья 9) балка 10) куча

Вопрос 7

Распредели предложенные фразеологизмы по группам, в которых встречаются эти средства художественной изобразительности: 1 группа – сравнение 2 группа – гипербола 3 группа – литота 4 группа – перифраз С маковое зернышко, море удовольствия, лететь стрелой, нет живого места, хвататься за соломинку, косая сажень в плечах.

Источник

Употребление существительных в речи. 6-й класс

Класс: 6

Цель: выявить основные способы употребления существительных в речи; изучение концепта “родина” и его отражение в русском национальном сознании; развитие монологической речи учащихся; развитие орфографической и пунктуационной зоркости учащихся.

Оборудование: “Толковый словарь русского языка” С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, учебный лингвокультурологический словарь Т.И.Кобяковой “Концепты духовности в русской языковой картине мира”, репродукция картины И.И.Левитана “Березовая роща”.

Читайте также:  какие существительные можно подобрать к слову дать

1) Сообщить цели, задачи и тему урока.

2) Обобщение пройденного материала начинается с вопроса: вспомнить, какая часть речи называется существительным и каковы морфологические признаки существительного.

Задание 1. Выразительно прочитать текст, списать его, вставить пропущенные буквы, найти имена существительные.

В юн(нн)ом сердце должна жить св(я)тыня: Отечество, его счастье и м(о)гущество, его в(е)личие и слова должны быть незыблемы и непоколебимы, как обра(з/с) р(о)дной матери и р(о)дного отца, как вечное с(и)яние звезд, как пр(е)красный мир…

Привитие патриотизма человеку – вот в чем высокая цель воспоминания. Те, кого мы воспитываем, должны быть настоящими людьми – подли(н/нн)ыми гуманистами. (В.Сухомлинский).

3) Работа по тексту:

а) проверить и объяснить орфограммы;
б) объяснить лексическое значение выделенных слов (по толковому словарю С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой);
в) определить тему и идею текста;
г) ответить на вопрос: можно ли без существительных раскрыть тему и идею текста?

Вывод: использование существительных в речи помогает говорящему образно раскрыть тему и идею своего высказывания. Существительные в нашей жизни являются ключевыми словами.

Задание 2. Напишите свои ассоциации к слову “родина” и определите, что для вас значит это понятие.

Далее работаем по лингвокультурологическому словарю:

1) Прочитать научно-философский комментарий:

В русской языковой картине мира концепт “родина” отражает духовное отношение человека и к месту его рождения (в узком понимании), и в целом к стране, гражданином которой он является.

Родина прежде всего воспринимается человеком как микромир родных и близких. Именно через него личность постигает все стороны окружающего ее пространства(физическую, языковую, этическую и эстетическую) и ощущает свою принадлежность к конкретной этнической группе. Неслучайно рано или поздно “всякая благодарная личность” осознает свое единение с Родиной: “свое кровное родство, свои кровные связи…” (В.Г. Белинский.)

Любовь к Родине – святое для души чувство, являющееся неотъемлемой частью национального характера и сравнимо только с любовью к матери. Оно может проявляться в личности по-разному: это и любовь к родной природе и традициями своего народа, и защита ее от врагов. Однако за идеей патриотизма может скрываться проявление национализма. “Любовью к своему отечеству так же, как и любовь к своей семье, никак не поможет быть добродетелью, … когда преступает те пределы, которых нарушается любовь к ближнему”. (Л.Н.Толстой).

Через концепт “родина” раскрывается “своеобразие нашего духа и опыта” (И.А. Ильин), т.е. национальное самосознание. Родина – это личностное восприятие “своего” земельного пространства как конкретного человека, так и нации в целом, как совокупность понятий “малая” и “большая” родина. В семантическую структуру концепта входят следующие компоненты: архаичность (возник в глубокой древности и связан с архетипом матери-земли); этническая семейственность (отражает связь конкретного человека с этнической группой); самобытность (культурно-историческое наследие конкретного народа); социальность (выступает как социально-политическое пространство) и индивидуальность (личностное восприятие и отношение к родной земле).

2) Объяснить по толковому словарю значение слов: гражданин, этика, эстетика, национализм, добродетель, этнос. (Можно дать задание накануне урока);

3) Сжато пересказать содержание комментария к концепту “Родина”.

Задание 3. Вспомнить, какие слова называются синонимами, и найти в тексте синоним к слову “родина”. Далее выберите синонимы из синонимического ряда к концепту “родина”, представленные в учебном словаре “Концепты духовности в русской языковой картине мира” (раздел “Слово в системе языка”) и составьте с ними 2–3 словосочетания (предложения). Как вы думаете, для чего мы используем в речи синонимы-существительные?

Читайте также:  стремя какого рода существительное

Вывод: Существительные могут образовывать синонимические ряды. Синонимы делают нашу речь выразительнее.

Задание 4. Вспомните, какие слова называются антонимами? Используя словарный материал раздела “Слово в пословицах и текстах” к концепту “родина”, ознакомиться с комментарием к пословицам, выписать из рубрики те народные афоризмы, в основе которых лежит прием противопоставления (антитеза). Определить, каким членом предложения являются антонимы-существительные в данных пословицах. Как вы думаете, с какой целью человек в своей речи использует антонимы?

Чужбина – калина, Родина – малина.
Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.
В гостях хорошо, а дома лучше.

(В первом предложении антонимы чужбина/калина – подлежащие; калина – малина – сказуемые. Во втором предложении антонимы мать/мачеха – сказуемые. В третьем предложении антонимы гостях/дома – обстоятельства.)

Вывод: Таким образом, антонимы-существительные помогают говорящему противопоставить друг другу предметы, явления. В предложениях они используются в качестве главных и второстепенных членов.

Чтобы правильно подобрать синонимы и антонимы, вы должны уметь пользоваться справочной литературой (показать словари синонимов антонимов).

Задание 5. Выразительно прочитать предложения и найти среди них соответствующие по схеме.

Объясните знаки препинания. Определите, какой частью речи выражено обращение в выбранном вами предложении.

Полюбил я мир и вечность, как родительский очаг. (С.Есенин)

Люблю Отчизну я, но странною любовью! (М.Лермонтов)

Это, ты моя Русь державная, моя родина православная! Широко ты, Русь, по лицу земли в красе царственной развернулась! (И.Никитин)

Вывод: Имена существительные выступают в роли художественных обращений, которые широко используются в поэтической речи. Итак, средства художественной выразительности помогают говорящему образно раскрыть детали высказывания и выразить свою эмоциональную оценку.

Задание 7. Рассмотрим картину И.Левитана “Березовая роща” . Что изображено на ней? Какие художественные средства использует художник, чтобы показать красоту березовой рощи?

Слово учителя: В сознание русского народа “береза” является образом Родины. Это дерево – символ России, который часто используется поэтами для выражения чувств к своему Отечеству. Послушаем отрывки из стихотворений (по выбору учителя).

Задание 8. (Устно.) Составьте сравнительные обороты, используя справочный материал (береза, словно…; роща, будто…; трава, как… ).

Задание 9. Используя составленные словосочетания и материал раздела “Слово в системе языка” (зона лексической сочетаемости) учебного словаря “Концепты духовности в русской языковой картине мира”, составьте текст (можно предложения для слабых учащихся) на одну из тем: “Родина глазами художника” или “С чего начинается Родина …”

Далее заслушивается ответы учащихся, подводится итог работы учащихся на уроке, делается общий вывод и объясняется домашние задание.

Вывод: Сегодня на уроке мы вели разговор не только о существительных и особенностях их употребления в речи, но прежде всего узнали о том, как в языковой картине мира представлен концепт “родина”. Вы должны помнить, что любовь к Родине – это святое чувство для русского человека. Первоначальное значение слова определено лингвистами как “семья”.

1) Попробуйте доказать, что родина для человека есть не что иное, как семья;
2) Используя “Словарь-справочник по русскому языку: Правописание, произношение, ударение, словообразование, морфемика, грамматика, частота употребления” под редакции А.Н.Тихонова и “Школьный этимологический словарь русского языка” Н.М. Шанского и Т.А.Бобровой, составьте словообразовательные гнездо слова “родина”;
3) Найти поэтические тексты с концептом “родина” и выписать из них средства художественной выразительности (метафоры и сравнения).

Читайте также:  оба существительных употреблены в одном и том же падеже

Источник

Тест по грамматике «Употребление существительных» 6 класс
тест по русскому языку (6 класс) на тему

к уроку по обобщению изученного по теме «Имя существительное»

Скачать:

Вложение Размер
test_grammatika_6_klass_upotreblenie_sushchestvitelnyh.docx 14.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тест «Употребление существительных»

1 .Укажите номер словосочетания, в котором допущена ошибка в употреблении существительного

1.опытные бухгалтера 2.корпуса университета 3.стога сена 4.глухие тоны сердца

2. Укажите номер словосочетания, в котором допущена ошибка в употреблении существительного

1.килограмм абрикосов 2.установить драйверы 3.пачка макаронов 4.в аэропорту

3. Укажите номер словосочетания, в котором допущена ошибка в употреблении существительного

1.сорока граммов 2.предъявить пропуски 3.директора школ 4.опытные шофёры

4. Укажите номер словосочетания, в котором допущена ошибка в употреблении существительного

1.опытные лекторы 2.свежие торты 3.вольер для цапель 4.отряд партизанов

5 Укажите номер словосочетания, в котором допущена ошибка в употреблении существительного

1.пара туфлей 2.без сандалий 3.эскадрон гусар 4.пара чулок

6. Укажите номер словосочетания, в котором допущена ошибка в употреблении существительного

1.забрать из яслей 2.пара носок 4.маленькая колибри 4.Большой Сочи

7. Укажите номер словосочетания, в котором допущена ошибка в употреблении существительного

1.комплект простыней 2.отряд солдатов 3.несколько полотенец 4.молодые инженеры

8. Укажите номер словосочетания, в котором допущена ошибка в употреблении существительного

1.банка консервов 2.горсть вишен 3.палец с мозолем 4.характерный для монголов

9 .Укажите номер словосочетания, в котором допущена ошибка в употреблении существительного

1.пара джинс 2.стельки для кед 3.пачка вафель 4.обычаи румын

10. Укажите номер словосочетания, в котором допущена ошибка в употреблении существительного

1.футляр для серёг 2.быстроходные катера 3.бой курантов 4.вода для бигудей

11 . Укажите номер словосочетания, в котором допущена ошибка в употреблении существительного

1.десять саблей 2. Обычаи грузин и осетин 3.песни кельтов 4.нашествие башкир и турок

12. Укажите номер словосочетания, в котором допущена ошибка в употреблении существительного

1.после каникул 2.окна без жалюзей 3.сок из гранатов и груш 4.песни цыган

13 . Укажите номер словосочетания, в котором допущена ошибка в употреблении существительного

1.трое щипцов 2.пара тапок 3.семь килограммов баклажан 4.отряд якутов

14 . Укажите номер словосочетания, в котором допущена ошибка в употреблении существительного

1.нет сапогов 2.без погон 3.пять басен 4.прыгал большой кенгуру

15. Укажите номер словосочетания, в котором допущена ошибка в употреблении существительного

1.краб без щупальцев 2.не посадили томатов 3.жёлтых мандаринов 4.отряд туркмен

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для 9 класса — Итоговый тест за курс 9 класса, УМК Семакин.

С небольшим очагом возгорания можно справиться тебе самому. Загорелось кухонное полотенце — брось его в раковину и залей водой. На пожарах люди чаще всего гибнут от дыма.Тест содержит 10 вопросов, кот.

Сборник тестов «История 5-11 класс География 5-11 класс Обществознание 6-11 классы», в который включены тесты по географическому краеведению Оренбургской области.

Тест по литературе составлен на основе учебно-методического пособия Н.Н. Коршунова, Е.Ю. Липина«Тесты» Литература 5-8 классы, Москва, Издательский дом «Дрофа» 1997в программеАйрен 2002-2009 Сергей Ост.

Present Simple тест 4 класс.

Тестирование как эффективный способ проверки знаний находит в школе всё большее применение. Одним из основных и несомненных его достоинств является минимум временных затрат на.

Источник