Меню

Тест имя прилагательное конспект по русскому языку



Урок русского языка в 5-м классе по теме: «Имя прилагательное»

Цели:

1) Систематизировать известное об имени прилагательном.

2) Познакомить учащихся с различными лексико-семантическими группами прилагательных для обогащения словарного запаса детей, в частности прилагательными оценочного характера.

Оборудование урока:

Карточки, натюрморты и букеты цветов, кисти известных художников, декоративные цветы на столах учащихся.

I. Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы говорим об одной из частей речи русского языка – имени прилагательном. Давайте вспомним, что мы знаем об этой части речи.

II. Сейчас мы в месте с вами составим конспект (работа ребят у доски).

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? каков? какова? каковы?

В предложении прилагательное может быть второстепенным членом предложения (Наступила холодная зима). (Мороз жгуч).

Имя прилагательное в предложении связано с именем существительным и стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное. (В ближнюю рощу)

Имя прилагательное изменяется по числам, родам и падежам. (Морозный день – м.р. ед. ч.); (морозная погода – ж. р. ед. ч.); (морозное утро – ср. р. ед. ч.); (морозные дни – мн. ч.).

III. Диктант. Запишите два четверостишия стихотворения Тютчева “Весенние воды”.

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят.
Они гласят во все концы:
“Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!”

Задания по тексту:

1) Выписать имена прилагательные вместе с существительными и указать род, число, падеж прилагательного;

2) Объясните расстановку знаков препинания во втором четверостишии;

3) В первом предложении назовите слова с орфограммой в корне;

4) Обозначьте грамматические основы и составьте схему;

5) Произведите морфологический разбор слова “молодой”.

(Учащиеся дают полные ответы, морфологический разбор записывается на доске).

IV. Закрепление знаний об различных лексико-семантических группах прилагательных.

– Какую роль играют прилагательные в речи?

– Прилагательные делают нашу речь более точной.

– Без прилагательных мы не сможем описать ни одного предмета.

– Прилагательные помогают нам больше узнать о предметах.

– По-моему, это огромная поляна, на которой можно найти всё – от цвета, запаха, вкуса до разнообразных веществ: деревянных, каменных, серебряный. От характера человека (волевого, сильного, доброго) до явлений окружающей действительности (солнечного света, темной ночи, грозового ветра).

Продолжи сколько можешь, ряды прилагательных.

Качество характера: добрый.

2. Читаю миниатюру С.Сахарова “Розовое озеро” без прилагательного “розовое”. Восстановите это прилагательное.

Когда наш самолет пролетал над границей Уганды и Танзании, я видел, что под крылом самолета лежит удивительное, вытянутое цветной тарелкой, озеро.

– Смотрите, смотрите, … вода, – сказал я соседу.

– Не может быть, – пожал он плечами и потянулся к окну.

И тут озеро дрогнуло. Оно шевельнулось, потянулось в воздух и рассыпалось вихрем …. искр. Тысячи … … фламинго, которые до того стояли в воде, испуганные самолетом, закружились над степью. Озеро сразу потеряло цвет и стало серым, скучным. Жалко, ах как жалко.

А впрочем, ничего. Улетит самолет, успокоятся птицы, вернется стая, и снова замерцает, закипит … замечательное озеро.

Читайте также:  Имена прилагательные в греческом

Если ребята знают, какого цвета фламинго, они легко определят цвет озера – розовое.

– Каким синонимом можно заменить слово розовый? – это слово употреблено в последнем предложении – бледно-красная (пока идет работа по миниатюре, часть класса работает по карточкам).

А) Подчеркните прилагательные, отгадайте загадки:

Бежит свинья
Железная спина
Льняной хвостик.

Черный Ивашка,
Деревянная рубашка.
Где носом поведет,
Там заметку кладет.

Тонкий, высокий
Упал в осоку,
Сам не вышел,
А детей вывел.

Сама длинная,
Нос длинный,
А ручки маленькие.

Сам алый,
Сахарный.
Кафтан зеленый,
Бархатный.

Земля беленькая,
А птички на ней
Черненькие.

(Ответы: иголка, карандаш, дождь и грибы, коса, арбуз, книга.)

Б) Замени прилагательные подходящими синонимами

5. Поработаем с учебником.

– Найдите эпитеты в стихотворении А.С. Прокофьева “Берёза”.

– Какое средство художественной выразительности, эпитетов, используются в стихотворении.

6. Обратите внимание на нарисованные букеты цветов.

Я прочитаю вам миниатюру, написанную в 1825 г. А.С. Пушкиным.

Цветы последние милей
Роскошных первенцев полей.
Они унылые мечтанья
Живее пробуждает в нас.
Там иногда разлуки час
Живее сладкого свиданья.

– Какое настроение вызывает оно у вас?

– Какую роль в создании настроения играют эпитеты? На ваших столах тоже есть цветы (составьте букеты и икебаны).

– А теперь давайте коллективно оценим “вернисаж” цветов и икебаны, сделанные вами. Используйте как можно больше прилагательных!

7. Подведем итог урока. Предлагаю вам небольшой тест.

1. На какие вопросы отвечает прилагательное?

А) Что делать? Что сделать?
Б) Какой? Чей?
В) Когда? Где?

2. С какой частью речи “дружит” имя прилагательное.

А) С наречием
Б) С местоимением
В) С имением существительным

3. Что обозначает прилагательное

A) Предмет
Б) Признак предмета
B) Действие предмета

4. Чем, как правило, является в предложении прилагательное.

8. Молодцы отлично поработали!

Домашнее задание: Как ты представляешь имя прилагательное? Опиши его. Нарисуй его портрет. Почему у него такое странное название? И почему оно “прилагается?”. Кто его вечный спутник?

Источник

Русский язык. 4 класс

Конспект урока

Русский язык, 4 класс

Урок № 50. Обобщение знаний об именах прилагательных.

  • упражняться в морфологическом разборе имён прилагательных.
  • повторить все об имени прилагательном;
  • пройти тестовые задания.
  • как делать морфологический разбор имен прилагательных;
  • осуществлять морфологический разбор имен прилагательных;
  • повторить знания об имени прилагательном.

Имя прилагательное – часть речи, отвечает на вопросы какой? каков? какая? какова? какое? каково? какие? каковы? В начальной форме обозначает признак предмета. Бывают по форме полные красивый, и краткие красив. Имена прилагательные делают нашу речь более выразительной, яркой и точной. Изменяются по родам, числам и падежам.

Начальная форма имени прилагательного – имеет форму единственного числа, мужского рода, именительного падежа.

Морфологический разбор имени прилагательного – разбор части речи с указанием начальной формы, постоянных морфологических признаков (полное или краткое), непостоянных морфологических признаков (род, число, падеж) и роли в предложении (определение, сказуемое или другое).

  • Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
Читайте также:  Как пишется недо с прилагательными

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

На этом уроке Вы актуализируете свои знания об имени прилагательном и будете упражняться в морфологическом разборе.

Рассмотрите план разбора имени прилагательного как части речи.

I. Начальная форма (м.р., ед.ч., И.п.)

II. Постоянные морфологические признаки (полное или краткое).

III. Непостоянные морфологические признаки.

IV. Синтаксическая роль. (Каким членом предложения является.)

Эта история произошла в новогодний 3 вечер.

В новогодний (вечер) – имя прилагательное.

I. Н.ф. – новогодний.

III. Непостоянные морфологические признаки.

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля

  1. Прочитайте текст. Сделайте морфологический разбор выделенных имён прилагательных.

От осенних 3 дождей разлилась вода в запруде. По вечерам прилетали дикие 3 утки. Мельникова дочка Анютка любила слушать, как они плещутся и возятся в темноте. Мельник часто уходил на охоту по вечерам. Анютке было очень скучно сидеть одной в избе. Она выходила на плотину, звала: «Уть-уть, уть!» — и бросала хлебные 3 крошки в воду.

Проверьте себя по эталону:

От осенних (дождей) – имя прилагательное.

III. Непостоянные морфологические признаки.

Дикие (утки) – имя прилагательное.

III. Непостоянные морфологические признаки.

Хлебные (крошки) – имя прилагательное.

III. Непостоянные морфологические признаки.

  1. Определите число, падеж и, где возможно, род имён прилагательных. Не забывайте, что род, число и падеж имени прилагательного зависит от рода, числа и падежа имени существительного, от которого оно зависит.

От полезного чая (______________), в домашней работе (______________), по широкой улице (______________), в среднем роде (______________), теплолюбивого растения (______________), о сильных животных (______________), в трудной задаче (______________), глубоким озером (______________), на волнистого попугайчика (______________), в болотистой местности (______________), у красивых портретов (______________), по широкому полю (______________), серебряными ложками (______________), по полевым цветам (______________), на густой траве (______________), на известного блогера (______________).

Проверьте себя по эталону:

От полезного чая (ед.ч., м.р., Р.п.), в домашней работе (ед.ч., ж.р., П.п.), по широкой улице (ед.ч., ж.р., Д.п.), в среднем роде (ед.ч., м.р., П.п.), теплолюбивого растения (ед.ч., ср.р., Р.п.), о сильных животных (мн.ч., П.п.), в трудной задаче (ед.ч., ж.р., П.п.), глубоким озером (ед.ч., ср.р., Т.п.), на волнистого попугайчика (ед.ч., м.р., В.п.), в болотистой местности (ед.ч., ж.р., П.п.), у красивых портретов (мн.ч., Р.п.), по широкому полю (ед.ч., ср.р., Д.п.), серебряными ложками (мн.ч., Т.п.), по полевым цветам (мн.ч., Д.п.), на густой траве (ед.ч., ж.р., П.п.), на известного блогера (ед.ч., м.р., В.п.).

  1. Найдите и отметьте ☑ верные морфологические разборы имён прилагательных.

⬜А) к высокому (дереву) – прил., высокий, полное, ед.ч., ср.р., Д.п., опред.;

⬜Б) в пришкольных (лагерях) – прил., пришкольный, полное, мн.ч., м.р., П.п., опред.;

⬜В) В школьной (столовой) – прил., школьный, полное, ед.ч., ж.р., П.п., опред.;

⬜Г) на домашнее (животное) – прил., домашний, полное, ед.ч., ср.р., И.п., опред.;

⬜Д) над широкой (дорогой) – прил., широкий, полное, ед.ч., ж.р., Т.п., опред.;

Читайте также:  Примеры предложений с обособленным определением выраженным прилагательным

⬜Е) в дательном (падеже) – прил., дательный, полное, ед.ч., м.р., П.п., опред.

Проверьте себя по эталону:

☑А) к высокому (дереву) – прил., высокий, полное, ед.ч., ср.р., Д.п., опред.;

⬜Б) в пришкольных (лагерях) – прил., пришкольный, полное, мн.ч., м.р., П.п., опред.;

☑В) В школьной (столовой) – прил., школьный, полное, ед.ч., ж.р., П.п., опред.;

⬜Г) на домашнее (животное) – прил., домашний, полное, ед.ч., ср.р., И.п., опред.;

☑Д) над широкой (дорогой) – прил., широкий, полное, ед.ч., ж.р., Т.п., опред.;

☑Е) в дательном (падеже) – прил., дательный, полное, ед.ч., м.р., П.п., опред.

Примеры и разбор заданий контрольного модуля

1. Начальная форма имени прилагательного…

А) это прилагательное в форме ед.ч., м.р. И.п.;

Б) зависит от начальной формы имени существительного;

В) это прилагательное того же рода в форме ед.ч., И.п.;

2. Отметьте строку, в которой безударные падежные окончания имён прилагательных написаны без ошибок.

А) честного человека, в интересном рассказе, чудесному герою;

Б) об архитектурном шедевре, коротково сообщения, к интересной игре;

В) родительнова падежа, длиннай удочкой, дружной работой.

3. Без добрых дел человек не будет иметь доброго 3 имени. Отметьте правильный морфологический разбор отмеченного слова.

А) Добрых (дел) – прил., добрый, полное, мн.ч., Р.п., определение;

Б) Доброго (имени) – прил., добрый, полное, ед.ч., ср.р., Р.п., сказуемое;

В) Доброго (имени) – прил., добрый, полное, ед.ч., ср.р., Р.п., определение;

4. Найдите верное высказывание.

А) Имя прилагательное изменяется по родам, числам, в единственном числе по падежам.

Б) Имя прилагательное изменяется по родам, числам.

В) Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам.

Проверьте себя по эталону:

Четыре правильных ответа – «Отличный результат!»

Три правильных ответа – «Хороший результат!»

Один-два правильных ответа – «Потренируйся ещё!»

  1. Отгадайте загадки. Какие имена прилагательные помогли это сделать? Какая отгадка лишняя? Подчеркните её.

Он и жёлтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей.

Если хочешь, можешь брать

Заполняет откосы, просёлки,

Он высокий. Узнал – отвечай, –

Он кипрейный цветок …

Он жёлтый, лечебный.

Зверь может любой

Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный,

Из кисти белоснежной.

Проверьте себя по эталону:

Он и жёлтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей.

Если хочешь, можешь брать

Заполняет откосы, просёлки,

Он высокий. Узнал – отвечай, –

Он кипрейный цветок Иван-чай.

Он жёлтый, лечебный.

Зверь может любой

Хоть зовут зверобой.

Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный,

Из кисти белоснежной.

  1. Вставьте недостающие слова в определение.

Имя прилагательное _____ речи, отвечает на вопросы ____? каков? какая? _____? какое? _____? какие? ______? В начальной форме обозначает ________ предмета. Бывают по форме ____________ – красивый, и краткие – красив. Имена прилагательные делают нашу ____________ более выразительной, яркой и точной. Изменяются по ________, числам и _____________.

Проверьте себя по эталону:

Имя прилагательное часть речи, отвечает на вопросы какой? каков? какая? какова? какое? каково? какие? каковы? В начальной форме обозначает признак предмета. Бывают по форме полные – красивый, и краткие – красив. Имена прилагательные делают нашу речь более выразительной, яркой и точной. Изменяются по родам, числам и падежам.

Источник