Меню

То же что вид глагола синонима



Синонимы к слову «глагол»
(а также близкие по смыслу слова и выражения)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: четвертичный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Связанные слова и выражения

Связанные слова (по тематикам)

  • Люди: лингвист, языковед, переводчик, полиглот, толмач
  • Места: глоссарий, прононс, подмножество, мова, один
  • Предметы: идеограмма, кавычки, хинди, запятая, скобки
  • Действия: ударение, речь, говорение, артикуляция, называние
  • Абстрактные понятия: глагол, существительное, прилагательное, местоимение, словосочетание

Ассоциации к слову «глагол&raquo

Предложения со словом «глагол&raquo

  • Различные временные формы глаголов помогают автору передать связь между прошлым, настоящим и будущим.

Цитаты из русской классики со словом «глагол»

  • Знаешь, я хотел высчитать, сколько каждый автор употребил имен существительных, прилагательных, глаголов, наречий, затем, сколько у него главных предложений и придаточных, многоточий, знаков восклицаний и т. д.

Сочетаемость слова «глагол&raquo

Каким бывает «глагол»

Значение слова «глагол&raquo

ГЛАГО́Л , -а, м. 1. Высок. устар. Слово, речь. (Малый академический словарь, МАС)

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «глагол&raquo

ГЛАГО́Л , -а, м. 1. Высок. устар. Слово, речь.

Предложения со словом «глагол&raquo

Различные временные формы глаголов помогают автору передать связь между прошлым, настоящим и будущим.

Если в студенческие времена стены туалета у неё в квартире были увешаны таблицами спряжения неправильных глаголов, немецких и итальянских, то теперь их заменили разнообразные кулинарные рецепты.

Хотя у меня-то по английскому пятёрка и я замечаю, что она не всегда правильно времена глаголов употребляет.

Источник

Синонимы

Синонимия — это явление полного или частичного совпадения значений языковых единиц при различном звучании и написании.

Лексические синонимы — это слова, относящиеся к одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но одинаковые или очень близкие по лексическому значению. Например:

К синонимам не относятся слова, обозначающие отношения рода и вида: дерево – клён, насекомое – муравей.

Слова могут иметь синонимичные им устойчивые сочетания — фразеологизмы:

далеко – на краю света – за тридевять земель.

Фразеологизмы могут иметь синонимичные отношения не только с отдельными словами, но и с другими фразеологизмами:

отбросить коньки – отправиться на тот свет – сыграть в ящик – отдать богу душу.

Употребление синонимов делает речь более точной, яркой и выразительной. Позволяет избежать повторов одного и того же слова.

Различия между синонимами

Синонимы могут отличаться друг от друга:

    Оттенками лексического значения:

Общий смысл — сладкий , но сахарный означает сделанный из сахара , а приторный — излишне сладкий .
Эмоциональной окраской:

Глагол спать нейтральный, не выражающий ярких эмоций, глагол дрыхнуть просторечный, выражающий неодобрение или пренебрежение.
Принадлежность к определённому стилю речи:

говорить – болтать – молвить – излагать.

Сочетаемостью с другими словами:

коричневый – каштановый – карий.

Слово коричневый можно сочетать с разными предметами: коричневая машина, коричневый стол, коричневый карандаш. Слово каштановый чаще всего употребляется для обозначения цвета волос, а карий — цвета глаз.

Синонимичный ряд

Синонимы объединяются в синонимичные ряды, например:

обманывать, врать, хитрить, жульничать.

В составе синонимичного ряда выделяется доминанта — стилистически нейтральное слово, обладающее самым общим значением и наиболее свободной сочетаемостью (в данном ряду это слово обманывать). Синонимичные ряды могут содержать различное количество слов: от двух-трёх до десятка и более.

Читайте также:  Глаголы 1 спряжения имеют личные окончания глаголов

В синонимичном ряду все слова относятся к одной части речи (существительные, прилагательные, глаголы и т. д.), но различаются оттенками значений. Например:

влажный, сырой, мокрый.

Все слова являются прилагательными и называют один и тот же признак предмета — не сухой . Каждое слово имеет свой оттенок значения:

влажный — слегка увлажнённый, не полностью сухой ;

сырой — немного мокрый, сильно влажный ;

мокрый — полностью пропитанный водой .

Источник

СИНОНИМЫ И ИХ ТИПЫ

Синонимы (от греч. synonymos — одноименность) — слова, принадлежащие к одной и той же части речи, близкие или тождественные по значению, но по-разному звучащие, например: миг — момент (существительные); бранить — ругать (глаголы); огромный — громадный (прилагательные); напрасно — зря (наречия); возле — около (предлоги).

В современном русском языке различаются следующие группы синонимов:

  1. семантические (идеографические) синонимы, которые различаются оттенком значения: молодость — юность (юность — первый этап молодости); красный — алый — пунцовый (общий смысл этих слов одинаков, но красный — это цвет крови, алый — более светлый, пунцовый — более темный);
  2. стилистические синонимы, которые имеют разную сферу употребления или различную стилистическую окраску, но обозначают одно и то же явление действительности: лоб (нейтральное) — чело (возвышенно-поэтическое); отрывок (нейтральное) — фрагмент (книжное); отрезать (нейтральное) — отхватить, оттяпать (просторечие);
  3. семантико-стилистические синонимы, которые различаются лексическими значениями и стилистической окраской: сердиться (нейтральное) — злиться (разговорное, т. е. сердиться в значительной степени) — беситься (разговорное, т. е. сердиться в очень сильной степени) — серчать (просторечие, т. е. сердиться незначительно).

Особую группу составляют так называемые абсолютные синонимы (дублеты). Это слова, не имеющие ни семантических, ни стилистических различий: в течение = в продолжение (предлоги); лингвистика = языкознание = языковедение (существительные). Слов-дублетов в русском языке немного. Как правило, в процессе исторического развития подобные слова или начинают различаться по смыслу, т. е. становятся семантическими синонимами, или изменяется их стилистическая окраска и сфера употребления. Например: азбука = алфавит; забастовка = стачка; самолет = аэроплан.

От общеязыковых синонимов необходимо отличать контекстуальные синонимы (иногда их называют индивидуальноавторскими). Контекстуальные синонимы — это слова, сближение которых по значению происходит лишь в условиях определенного контекста, причем за пределами этого контекста они не являются синонимами. Контекстуальные синонимы, как правило, экспрессивно окрашены, так как основная их задача — не называние явления, а его характеристика. Например, очень богат контекстуальными синонимами глагол говорить (сказать): Марья Кирилловна сыпала про близких, он молчал (В. Шишков); Деду никто не верил. Даже сердитые старухи шамкали, что у чертей отродясь не было клювов (К. Паустовский).

Синонимичные слова могут образовывать синонимический ряд, т. е. объединение близких по значению слов; при этом в синонимическом ряду всегда есть главное, стержневое слово, которое обладает общим значением, нейтрально по стилистической окраске и входит в общеупотребительный пласт лексики. Стержневое слово всегда стоит в начале синонимического ряда и называется доминантой (от лат. dominans — господствующий). Гаков, например, глагол упасть среди синонимичных ему слов: упасть, свалиться, бухнуться, шлепнуться, брякнуться, грохнуться, хлопнуться, полететь, ухнуться, загреметь и др. Синонимы также связаны с явлением многозначности: многозначное слово может входить в разные синонимические ряды. Синонимы помогают показать разницу в оттенках значения многозначного слова: свежий — свежая рыба (неиспорченная), свежий хлеб (мягкий), свежая газета (сегодняшняя), свежее белье (чистое), свежий ветер (прохладный), свежий человек (новый).

Читайте также:  Предложение с глаголом не обманет

Синонимы возникают в результате различных процессов, протекающих в языке. Главными из них являются:

    «расщепление» одного лексического значения слова на два и более, т. е. превращение однозначного слова в новое, многозначное слово. При этом развившиеся новые значения могут синонимизироваться со значениями других слов, существующих в данном языке.

превалировать;

  • появление синонимических пар в результате словообразовательных процессов, постоянно протекающих в языке: копание — копка; пилотирование — пилотаж; хронометрирование — хронометраж; гранение — огранка; оснащение — оснастка.
  • Синонимы — это богатство языка. Синонимы употребляются в языке для уточнения мысли, выделения наиболее важных смысловых оттенков, повышения образности и художественной изобразительности речи, избежания в речи повторов, неточностей, смешения слов из разных стилей, языковых штампов и других стилистических ошибок. Сравните, например, синонимы бой и битва в приведенном предложении: Софья рассказывала о всемирном бое народа за право на жизнь, о давних битвах крестьян Германии (М. Горький). Одним из наиболее распространенных приемов использования синонимов является так называемое нанизывание синонимов. Этот прием используется при максимальной детализации в процессе описания явления, а нередко и для создания градации: Какое же оно (море) серое? Оно лазурное, бирюзовое, изумрудное, голубое, васильковое. Оно — синее-пресинее. Самое синее на свете. (Б. Заходер).

    Источник

    Глаголы – синонимы, глаголы – антонимы

    Тема: Глаголы – синонимы, глаголы – антонимы.

    Цели: 1. Развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные

    по смыслу глаголы.

    2. закреплять знания о глаголе, как части речи.

    3. Воспитывать любовь к родному языку.

    I. Организационный момент.

    Доброе утро всем утро!

    1 слайд: Здравствуй, школа!

    Ты опять встречаешь нас!

    — Повторите эти слова.

    — Посмотрите, как в ответ радуется вам солнышко. Думаю, с хорошего настроения мы и начнём наш урок.

    — Почему все эти слова в одной группе? (это глаголы)

    — Докажите. (дети рассказывают правило + пример)

    — Прочитайте только первые три слова. Что можно о них сказать?

    (это глаголы близкие по смыслу).

    — Каково их значение? (проникнуть во внутрь чего – либо).

    — Как по–другому их можно назвать? (синонимы)

    — Совершенно верно, слова – друзья.

    — Прочитайте оставшиеся слова. Что можно о них сказать?

    ( Это глаголы противоположные по значению)

    — Как понять «противоположные»? (наоборот)

    — Верно, это слова — спорщики.

    — Как по-другому их можно назвать? (антонимы).

    — Кто назовёт тему сегодняшнего урока?

    3 слайд: — Прочитайте ещё раз, как называется наша тема урока:

    «Глаголы – синонимы, глаголы – антонимы».

    — Для чего нам они нужны? (Чтобы наша речь была богаче, красивее и точнее).

    — И в этом мы с вами сегодня убедимся. А цель нашего урока:

    Учиться правильно употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы.

    Ш. Работа в тетрадях.

    — Откройте свои тетрадочки, запишите число: Двадцать третье апреля. Классная работа.

    Минутка чистописания. На доске внимательно прочитайте слова для минутки чистописания: (Один ребёнок читает)

    (Показываю на доске).

    — Обратите на грамотное написание части слова: ться и правильное соединение букв ся (нижнее соединение).

    IV. Работа над новым материалом.

    — Что особенного в этой паре слов? (Это глаголы – синонимы ).

    — Как догадались? (Слова, противоположные по значению, наоборот).

    — Кто может сказать, что такое синонимы? (ребята высказываются)

    — Для того, чтобы вы лучше запомнили, я приготовила вам

    5 слайд: «Узелки на память».

    6 слайд: — Прочитай Лена.

    Читайте также:  Составьте и запишите словосочетания глаголов была увидела позвала спросила

    — Что мы можем добавить именно к глаголам – синонимам?

    — Прочитайте ещё раз и запомните.

    — Расскажите друг –другу правило, приводя свои примеры, используйте примеры глаголов – синонимов, которые найдёте на доске.

    работать передвигаться плакать

    смеяться глядеть трудиться

    бросить хохотать лениться

    — Что такое синонимы? + пример

    — А что же такое антонимы? (Выслушиваю детей)

    — Если я вам скажу: « сядьте», вы? (встанем), смотрите на доску? (не будем смотреть). Это и есть глаголы – антонимы.

    7 слайд: Прочитай Юля, правило.

    +узелок (зашёл – наоборот? – вышел), (подлетел – наоборот? – отлетел).

    — Расскажите друг – другу правило, приведите примеры, используйте данные на доске слова.

    — Что такое антонимы?

    — Молодцы, хорошо ориентировались, значит запомнили.

    8 слайд: Физминутка. (на болоте две лягушки».

    — Предлагаю вам «Аукцион слов».

    — Что такое «аукцион»?

    Аукцион — это публичный торг, при котором товар или имущество продаётся лицу, предложившему наивысшую цену.

    — В нашем случае, вместо товара даны глаголы:

    бранить ругать — хвалить

    спешить бежать — стоять

    сооружать строить — ломать

    заступиться защитить — обидеть

    вечереет темнеет — рассветает

    веселиться радоваться — огорчаться

    брать взять — отдать

    — Ваша задача за 5 минут времени, к каждому глаголу подобрать синоним и антоним. Кто больше напишет слов, тот и получает наивысший балл.

    10 слайд: — Кто больше? (Выходят ребята, которые написали больше слов).

    Проверим как можно было написать. (Поочерёдно дети читают слова)

    — Кто узнал новые значения слов, пополнил свой словарный запас?

    — Приготовьтесь записать под диктовку пословицу.

    Труд молодит, а лень старит.

    — Проверьте правильное написание.

    — Назовите только глаголы.

    — Что можете о них сказать? ( глаголы – антонимы).

    — Что такое синонимы? + примеры

    — Что такое антонимы? + примеры

    — Кто в своих знаниях поднялся на ступеньку выше?

    — Молодцы, я рада за вас. Значит работать вам сейчас будет легче,

    12 слайд: Один камень не поднимет, а миром гору перенесём.

    — Как понимаете смысл пословицы?

    — Назовите глагол в первой строчке. Подберите антоним. (поднимем).

    — Какой узелок вспомнили? (однокоренное слово, противоположное по значению).

    — Назовите во второй строчке глагол. Подберите синоним. (передвинем).

    Работа в группах:

    Соберитесь в группы: Узор, букетик и фруктовый сад.

    — Каждая команда получает задание, при чём имеете право на «руку помощи», т. е. подсказку. В случае затруднения, поднимаете руку – получаете подсказку.

    1. Подберите антонимы к словам: пропал – (?) ( нашёлся, появился)

    сломал – (?) (сделал, наладил)

    2. Подчеркните глаголы – синонимы.

    Глядит, как гусь на зарево. Смотрит, как кот на сало.

    — Замените синонимами глаголы:

    Солнце село — (зашло, закатилось)

    Самолёт сел – (приземлился)

    Мальчик бежит – (несётся, мчится)

    Река бежит – (течёт, струится)

    — Почему один и тот же глагол употребляется по – разному?

    (Точнее выражается мысль).

    Задание группе «Фруктовый сад».

    1.- Что это за слова? Докажите.

    Построен, сооружён, воздвигнут?

    — — О каких предметах можно так сказать?

    2 Как можно избежать повторения слов в предложении?

    (Проходят по нашей улице троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые машины.)

    -Что вам помогло в выполнении всех заданий?

    — Какие правила? (Что такое синонимы, что такое антонимы?) + примеры.

    — Для чего нам они необходимы?

    — Послушайте внимательно стихотворение (читает Миша), найдите глаголы синонимы и к ним антоним.

    Источник