Меню

Тренинг по глаголу 6 класс



Тренировочные упражнения по теме «Глагол»

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

ПО ТЕМЕ «ГЛАГОЛ»

1. Определите, какие глаголы относятся к переходным, какие – к непереходным.

Идти, строить, отделять, взяться, участвовать, вернуть, хвалить, преодолеть, заключить, бегать, решиться.

2. Назовите форму инфинитива следующих глаголов.

Даю, клею, займём, отвожу, отвёл, расцветает, отдалялись, устаю, гребёшь, мелем, возьмёмся, иду, могу.

3. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Леле…л, та…ло, забрезж…ло, рассе…лся, ненавид…л, потч…вал, исповед…вал, завед…вал, завид…вал, проповед…вать, созр…вать, подогр…вать, вывед…вал, подгляд…вал.

4. Сделайте морфемный разбор глаголов.

Выспаться, сушиться, нравлюсь, гордилась, коснулся, клевать, зацветаешь, спрячься, решили.

5. Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначая окончания глаголов.

Он кле…т, сыпл…т, бор…тся, держ…тся, терп…т, бре…тся, разгружа…т, раду…т, увид…т.

Ты дремл…шь, вяж…шь, гон…шься, полощ…шь, наде…шься, посмотр…шь, похлопоч…шь, отброс…шь, навар…шь, выпеч…шь.

Они свет…т, се…т, ссор…тся, погас…т, развлека…тся, распиш…тся, встрет…т, расскаж…т, рассерд…тся, распор…т, приготов…т.

а) Мы решили учи…тся, и каждый из нас старательно учи…ся.

б) Товарищ думает подготови…ся к экзаменам в университет и, наверное, подготови…ся.

в) Механизаторы обещали верну…ся сегодня, только вряд ли они верну…ся вовремя.

г) Наши атлеты гордя…ся своими достижениями и действительно имеют право горди…ся ими.

7. Спишите предложения, подчёркивая глаголы повелительного наклонения и вставляя пропущенные буквы.

а) Предста…те себе первые цветы ландышей.

б) Постав… перед собою простой вопрос.

в) Предостав…те ему полную свободу мечтать.

г) Назнач…те меня ответственным за это дело.

д) Матрёна, нареж… товарищам хлеба и колбасы.

е) Приля…те на кровать.

8. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

а) Вышл…те нужные мне книги. Если вышл…те в ближайшие дни, я получу их своевременно.

б) Вытр…те пыль с письменного стола. Когда вытр…те, возьмите лист бумаги и напиш…те ответное письмо.

в) Если дверь будет заперта, стукн…те в неё. Как только стукн…те, вам откроют.

г) Умолкн…те хоть на минуту. Пока не умолкн…те, я рассказывать не стану.

9. Спишите текст, вставляя буквы. Укажите вид, время и наклонение глаголов.

Роса на траве

Когда в солнечное утро летом п…йдёш… в лес, то везде видны алмазы. Все алмазы эти бл…стят и переливаются на со…нце разными цветами. Когда под…йдёш… ближе и разгл…диш…, что это такое, то увид…ш…, что это капли росы с…брались в листах травы и бл…стят на со…нце. Бывало, сорвёш… листок с травинкой, потихоньку понесёш… ко рту и выпь…ш… р…синку. И р…синка эта вкуснее всякого напитка каж…тся.

Выполните морфологический разбор глагола сорвёшь.

10. Морфологический разбор глагола.

I. Часть речи. Начальная форма (инфинитив).

II. Морфологические признаки:

а) вид (совершенный или несовершенный);

б) спряжение ( I, II, разноспрягаемое, архаическое);

в) переходный или непереходный;

г) возвратный или невозвратный.

б) время (в изъявительном наклонении);

в) лицо (в наст. и буд. времени, в повелительном наклонении);

д) род (в ед. ч. прош. вр. и в ед. ч. условного наклонения).

Источник

Контрольные задания по теме «Глагол» в 6 классе
материал по русскому языку (6 класс) на тему

Пять вариантов контрольных заданий позволят проверить уровень усвоения изученного о глаголе. Материал можно использовать на повторительно-обобщающих уроках , уроках контроля знаний в 6 классе.

Скачать:

Вложение Размер
glagol.zip 17.89 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольные материалы для проверки знаний по

теме«Глагол» в 6 классе .

Пять вариантов практических заданий

1. Спиши, подчёркивая глаголы и обозначая цифрами спряжение; выполни разборы (по выбору).

Учиться никогда не поздно. Умел ошибиться, умей и поправиться. Альпинизм учит человека не сдаваться, не ослаблять 2 своей воли даже на десятую долю секунды. Легко 1 обжечься, когда торопишься 2 . матушка в слезах наказывала мне беречь своё здоровье, а Савельичу смотреть за дитятей. Волны звучат так ласково, что просят 3 пустить их погреться к костру. 4

  1. Спиши, вставляя в безударные окончания глаголов –е или –и; укажи спряжения глаголов.

Труд человека корм..т, а лень порт..т. Человек от лени 1 боле..т, а от труда здоровее..т. Скаж..шь – не ворот..шь, напиш..шь – не сотрёшь., отруб..шь – не пристав..шь. Словами, что листьями 2 стел..шь, а стеблем в глаза кол..шь. Днём раньше посе..шь – неделей раньше пожнёшь. Хмурыми осенними 2 днями не только не вид..шь, но и не чувству..шь солнца. Что 3 было, то видим, что буд..т, то увид..м 3 .

1. Заполни таблицу примерами, используя помещённые ниже слова.

Условия выбора правильного написания

Прик..сновение, наг..ревший, прир..стают, обл..гать, приг..рать, к..саться, г..рят, сл..жение, отр..стают, к..сание, ср..щение, прик..сновение, подг..реть, к..снуться, заг..релый.

1. Выпиши из повести «Дубровский» (Литература стр 73-76) предложения с орфограммой №26,27.

2. Разбери по составу:

Наб..вать, выв..рить, выб..валка, отв..литься, зав..рить, зак..лить, доб..ваться, зак..ляться, отв..рить дверь, перек..литься, разв..литься, бесконечность, прибрежный, росточек, клубника, огородный, нефтяной, перебежчик.

1. Спиши, вставь пропущенные буквы, сделай морфологический разбор всех глаголов:

Что такое костёр?

Это добрый высокий огонь.

Прот..ни к нему руки,

Обнявши ладонью своей 1 ,

Чтобы вдоволь погрет..ся.

Грейся, но не забу..

Ты 3 к огню пригляде..ся.

Если б не было тьмы,

То увид..л бы проще:

Дым похож на дымы

2. Запиши глаголы в неопределённой форме. Распредели их в зависимости от суффикса.

Танцую, леденею, сею, завишу, затею, выздоровею, выстою, выглядит, разжуют, испытываю, перелицую, опоясываю, жертвую, засчитываю, веет, затушёвываю.

1. Спиши, над глаголами обозначь наклонение, над выделенными словами напиши часть речи.

Проводила 2 (бы) братишку

Я сегодня в детский сад,

Да (не)стоит 2 : он под вечер

Всё равно придёт наза…

Я сходила(бы) за хлебом,

Чтоб не жаловался 2 де.

Да, по-моему, без хлеба

В десять раз вкусней обед.

Я могла(бы) вымыть 2 ло..ки

И тарелки в шкаф убрать,

Но тогда ведь нашей 3 кошк..

Будет (не)чего 3 лизать.

Я учиться 2 не на тройки ,

На пятёрки бы могла,

Но нельзя – мешают очень

Мне 3 домашние дела.

2. Поставь глаголы во 2м лице множественного числа в будущем времени и в повелительном наклонении, обозначь суффиксы.

Списать, сесть, сказать, стукнуть, скрыться, вывести (груз), отправить, вынести, выкупаться, выйти, выскользнуть, вытереть, позволить, расписаться, вывести (пятно).

1. Спиши, обозначая орфограммы:

Со..нце уже к..снулось края ст..пи. Муму принялась есть с обычной своей вежливостью, едва прик..саясь мордоч(?)кой (до)кушанья. Солнеч(?)ные лучи поч(?)ти никогда не к..саются холодной с..ребристой в..ды. Аппарат мч..лся (по) касательной против ветра.

2. Составь по 10 словосочетаний с орфограммами №26 и №27 (по 10 на каждую орфограмму), обозначь их.

3. Разбери по составу:

Бе..крайнее, подб..рается, засоб..рался, нат..реть, подг..релый, земной, вечность, прибрежный, серебристый, подоконник, зарубка, ледяной, заокеанский, переб..раться, подводник, отключить, перестроить, телевизор, прик..сается, заг..релый, прим..риться, противники, забл..стало, переест..лить.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по технологии в разделе» материаловедение»-необходима для проверки усваения материала.

Решение задач, стоящих перед образованием на современном этапе его развития, во многом зависит от того, как устроена система оценивания: насколько она обеспечивает обратную связь, насколько включает у.

Практические работы, творческие задания, викторины, контрольные задания, тестовые задания для проверки навыков работы в старндартных прогаммах.

Контрольные задания для 5 класса (металлообработка)Тема «Разметка».

Контрольные задания для 5 класса (металлообработка).По теме: «Работа с тонким листовым металлом».

Данные контрольные задания разработаны в 2 вариантах к УМК «Английский в фокусе» (авторы Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс) учителем английского языка ГБОУ .

Контрольные задания (годовые) для 2 класса по английскому языку.

Источник

Упражнения по теме «Правописание глаголов»

Упражнение 1.

Составьте словосочетания с глаголами.

Встретится — встретиться, освободится — освободиться, отразится — отразиться, вернутся — вернуться, веселится — веселиться, садится — садиться, чистится — чиститься, беспокоится — беспокоиться, ссорится — ссориться, проснутся — проснуться, познакомится — познакомиться.

Упражнение 2.

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Надо было торопит. ся. Километра через два д. лина вдруг стала сужива. ся. Начали попада. ся глинистые сланцы. Ширина д. лины то суживае. ся метров до ста, то расширяе. ся более чем на километр. Ответвления реки образуют такой лабиринт, в котором очень легко заблуди. ся, если не держа. ся главного русла. По хребту, поросш. му лесом, надо идти осторожно, надо часто останавлива. ся, осматрива. ся, иначе легко сби. ся с пути. (В. Арсеньев)

Упражнение 3.

Вставьте пропущенные буквы в инфинитивных формах.

Чист. ть, молв. ть, порт. ть, мыл. ться, опостыл. ть, знач. ть, спор. ть, обезлюд. ть, обезум. ть, та. ть, прав. ть, вер. ть, кашл. ть, плак. ть, езд. ть, ка. ться, замет. ть, наде. ться, завис. ть, обид. ть.

Упражнение 4.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите проверочные слова (глагол в форме инфинитива).

Леле. л, наде. лся, послыш. лся, всматрив. лся, вид. лся, обид. л, знач. л, та. л, оконч. л, повес. л, вылеч. л, ненавид. л, спор. л, кле. л, стро. л, се. л.

Упражнение 5.

Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы и объясните их написание.

Санкционир. вать митинг, участв. вать в пикете, вывед. вать тайну, оказ. вать воздействие, приказ. вать подчиненному, раскруч. вать веревку, развед. вать месторождение угля, доклад. вать о результатах, исповед. вать ислам, проповед. вать добро, попотч. вать пельменями, команд. вать армией, опроб. вать новое оружие, использ. вать достижения техники.

Упражнение 6.

Составьте словосочетания с приведенными ниже глаголами. Объясните, чем обусловлено различие в их написании.

Обессилеть — обессилить, обледенеть — обледенить, ослабеть — ослабить, обезденежеть — обезденежить, обескроветь — обескровить, обесплодеть — обесплодить, обезножеть — обезножить.

Упражнение 7.

Перепишите. Выделите окончания и определите спряжение глаголов.

Лыка не вяжет, далеко не уедешь, калачом не заманишь, как только земля терпит, руки не доходят, не разгонишься, ухо режет, на бедного Макара все шишки валятся, своя ноша не тянет, правда глаза колет, души не чает, на языке вертится, ковром стелется, комара не обидит, пальчики оближете, комар носу не подточит, дареному коню в зубы не смотрят.

Упражнение 8.

Определите спряжение глаголов, образуйте форму 2-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа.

Сеять, ознакомиться, веять, гнать, стелить, ненавидеть, слышать, колоть, таять, зависеть, надеяться.

Упражнение 9.

Выпишите глаголы и вставьте пропущенные буквы.

(Он) подыщ. т работу, (он) дополн. т ответ, дыш. тся легко, засе. шь поле, обкле. шь обоями, вытр. шь насухо, колыш. тся знамена, народ бор. тся, снег та. т, все завис. т от обстоятельств, брод. шь по аллеям, он ненавид. т ложь, сказанного не ворот. шь, ты все мож. шь, солнце гре. т, окно заиндеве. т, слыш. шь все шорохи, хоч. тся выиграть.

Упражнение 10.

Спишите пословицы. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.

1) За двумя зайцами погон. шься — ни одного не пойма. шь. 2) Много буд. шь знать — скоро состар. шься. 3) Правда глаза кол. т. 4) Конь вырв. тся — догон. шь, слова сказанного не ворот. шь. 5) Руки не протян. шь, так и с полки не достан. шь. 6) Дождь вымоч. т, а солнышко высуш. т. 7) Мягко стел. т, да жестко спать. 8) Человек, он все уме. т: он и паш. т, он и се. т.

Упражнение 11.

Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание личных окончаний глаголов.

1) На краю горизонта тян. тся серебряная цепь снеговых вершин. (М. Лермонтов) 2) Заунывный ветер гон. т стаю туч на край небес, ель надломленная стон. т, глухо шепч. т темный лес. (Н. Некрасов) 3) Сторож не спеша отбивал часы: удар. т раз и ждет, пока звук не раста. т в голубом воздухе. 4) Грозно смотр. т из-под туч сумрачные горы. (А. Майков) 5) На темно-сером небе кое-где мига. т звезды; влажный ветерок изредка набега. т легкой волной; слыш. тся сдержанный, неясный шепот ночи. (И. Тургенев)

Тест по теме «Правописание глаголов»

1. В каком варианте пишется Ь?

2) мне не нравит. ся

3) будет строит. ся

4) крапива жалит. ся

2. В каком варианте не пишется Ь?

1) не могу взят. ся

2) будет старат. ся

3) не хочу злит. ся

3. В каком варианте пишется Ь?

1) болт закрепит. ся

2) больной лечит. ся

3) вопрос выяснит. ся

4) надо распорядит. ся

4. В каком варианте не пишется Ь?

1) Мечта может осуществит. ся.

2) Дождь должен прекратит. ся.

3) Он ни к кому не обратит. ся.

4) Ученик не может сосредоточит. ся.

5. В каком слове пишется буква И?

2) мы накол. м дров

3) лицо пыш. т здоровьем

6. В каком слове пишется буква Е?

1) белье полощ. тся

3) никого не обид. т

4) вы все предвид. те

7. В каком слове пишется буква И?

2) все забуд. тся

4) калачом не заман. шь

8. В каком слове пишется буква И?

2) проща. мся молча

3) стел. т постель

4) ничего не увид. ли

9. В каком слове пишется буква Ю?

1) они мел. т кофе

2) крупы порт. тся

3) они справ. тся

4) занятия оконч. тся

10. B каком слове пишется буква Я?

1) они распор. т швы

2) родители хлопоч. т

3) они ма. тся без дела

4) дети стро. т дом из песка

11. В каком варианте пишется И?

1) ты скоро выздорове. шь

3) ночь дыш. т прохладой

12. В каком варианте пишется А?

1) они ни на что не наде. тся

2) они услыш. т твой голос

3) всей правды тебе не скаж. т

4) колыш. тся травы

13. В каком варианте в глаголе пишется Е?

1) война многих осирот. ла

2) воздух нас опьян. л

3) повесел. л ребят

4) край обезлюд. л

14. В каком варианте в глаголе пишется И?

1) поместье обедн. ло

2) я обессил. л от тяжкого труда

3) солдат обескров. л от раны

4) голод ослаб. л организм

15. В каком варианте глагол имеет суффикс -ЫВА-?

1) завед. вать отделом

2) оправд. вать друга

3) исповед. вать христианство

4) завид. вать согласию

16. В каком варианте глагол имеет суффикс -ОВА-?

Источник

Читайте также:  Контрольная работа глагол в языке и речи 5 класс